Новые отрасли промышленности в 19 веке. Промышленность в России XIX века

XIX в.: кризис феодальных отношений и зарождение основ капиталистического хозяйства.

Основные черты экономического развития. В последние десятилетия существования крепостничества Россия вступила в полосу кризиса всего феодального строя. Разложение феодализма достигло той стадии, на которой существовавшие феодальные общественные отношения (и прежде всего крепостное право) мешали дальнейшему развитию производительных сил, тормозили развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры. На смену феодальной формации шел более прогрессивный общественный строй - капитализм.

Развитие промышленности. В первой половине XIX в. господствующими формами развития промышленности в России являлись мелкотоварное производство и мануфактура, но возникали уже и фабрики. Ремесло продолжало развиваться как в городе, так и особенно в деревне.

Село Иваново и г.Шуя Владимирской губернии выросли в крупные центры хлопчатобумажной промышленности, жители села Кимры Тверской губернии специализировались на сапожном ремесле, село Павлово Нижегородской губернии славилось металлическими изделиями, ремесленники-кустари Костромской и Ярославской губерний ткали полотна.

Ремесленное производство было важной предпосылкой для развития промышленных предприятий. Среди кустарей происходило имущественное расслоение: с одной стороны, выделялись богачи, которые заводили крупные предприятия, с другой - масса кустарей беднела, теряла свою независимость, становилась наемными рабочими.

Основной формой крупного промышленного производства в России была в это время мануфактура. В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако ее развитие в отличие от предшествующего времени резко сократилось. Более быстро развивались предприятия, основанные на наемном труде, - капиталистические мануфактуры. Общее количество промышленных предприятий значительно увеличивалось. Если в 1800 г. насчитывалось 1200 крупных промышленных предприятий и на них было занято 225 тыс. рабочих, то в 1850 г. было уже 2800 предприятий с числом рабочих свыше 700 тыс. Преимущественно росли передовые в техническом отношении предприятия, основанные на наемном труде. К 1860 г. в обрабатывающей промышленности вольнонаемные составляли уже свыше 80% общей численности рабочих, а во всех отраслях промышленности - 65%. Количество вотчинных и посессионных мануфактур неуклонно сокращалось. Горная промышленность Урала, основанная на крепостном труде, переживала застой и не давала сколько-нибудь значительного прироста продукции. Это происходило потому, что крепостной подневольный труд был мало производительным и в условиях XIX в. не отвечал потребностям производства: крестьяне работали из-под палки, технических навыков, необходимых для данного уровня развития промышленности, не имели. Крепостные рабочие работали главным образом зимой, а летом обрабатывали землю, так как основным источником жизни для таких рабочих по-прежнему оставалась земля, ведение своего хозяйства.

В 1840 г. хозяева посессионных предприятий добились издания закона, по которому они получали право отпускать на волю прикрепленных к этим предприятиям рабочих. К 1860 г. посессионных рабочих почти не стало.

Развитие мелкотоварного производства и мануфактуры было необходимой предпосылкой для перехода к фабричному, машинному производству.

Начало промышленного переворота. Применение машин в русской промышленности началось еще в первые десятилетия XIX в. Однако станков и машин было тогда еще немного, и их применение носило эпизодический характер. Только с 30-х годов началось более широкое внедрение машин в промышленное производство. Мануфактура с ее ручным трудом превращалась в капиталистическую фабрику, основанную на применении машин. В России вызревали предпосылки промышленного переворота.

Особенно важное значение имело внедрение в промышленность паровых двигателей, которые пришли на смену примитивной конной тяге и водяным двигателям. Применение этих сложных машин сразу же намного увеличило мощность и производительность самих предприятий. Оно влекло за собой расширение промышленного производства и улучшение его технической оснащенности. Самыми передовыми в техническом отношении были хлопчатобумажное производство и другие отрасли текстильной промышленности, которые быстро оснащались машинами. К началу 60-х годов в России уже насчитывалось несколько тысяч механических ткацких станков и около 2 млн. механических прядильных веретен. Новый метод обработки свеклы с помощью особых аппаратов, приводимых в движение паровой машиной, привел к быстрому развитию свеклосахарной промышленности.

Изменялся внешний облик предприятий: вместо маленьких разбросанных мастерских стали вырастать крупные фабричные корпуса, а старые центры кустарной промышленности приобретают облик городов.

Первоначально машины привозили из-за границы, но уже в конце 40-х годов началось строительство отечественных машиностроительных заводов, главным образом в Петербурге и Москве. В Сормове (близ Нижнего Новгорода) был построен большой пароходостроительный завод. Внедрение машин способствовало увеличению производительности труда в десятки и сотни раз.

Но промышленный переворот кроме технической стороны имел еще и общественную. Технический переворот, т.е. внедрение машин, повлек за собой глубокие социальные изменения: машина требовала нового типа предпринимателя и нового типа работника. Процесс формирования классов буржуазного общества - промышленной буржуазии и пролетариата - пошел значительно быстрее.

Пролетариат формировался из разорившихся кустарей и оторвавшихся от земледелия крестьян.

Однако экономическое развитие России значительно отставало от экономического развития передовых капиталистических стран. Промышленный переворот шел медленно и растянулся на несколько десятилетий: начавшись в 30-х годах XIX в., он завершился уже после ликвидации крепостного права (в 80-х годах). Крепостной строй тормозил развитие промышленности. Капиталов для заведения машинного производства было еще недостаточно. Купцы по-прежнему предпочитали вкладывать свои деньги в торговлю, а разбогатевшие крестьяне могли открывать свои предприятия лишь на имя помещика, который присваивал значительную часть дохода. Свободного рынка рабочей силы, необходимого для капиталистической промышленности, еще не было. Некрепостных, вольных рабочих было мало. Рабочими в большинстве случаев нанимались крепостные крестьяне, отпущенные помещиком на заработки. Значительную часть своего заработка они вынуждены были отдавать помещику в виде оброка. Помещик мог в любое время вернуть их в деревню, что приводило к текучести рабочей силы и отрицательно сказывалось на производстве. Внутренний рынок для промышленных товаров был узок, так как покупательная способность населения была очень низкой. Народ был не только нищим, но и все его хозяйство носило еще в значительной степени натуральный характер: крестьяне потребляли то, что производили в своем хозяйстве.

Рост внутренней и внешней торговли. Однако натуральность хозяйства, характерная для феодализма, неуклонно разрушалась. В первой половине XIX в. продолжал развиваться всероссийский рынок.

За полстолетия удельный вес городского населения вырос вдвое. В середине XIX в. горожане составляли уже около 8% всего населения России (в конце XVIII в. - 4%). Рост городов и углубление хозяйственной специализации отдельных районов страны, начавшиеся еще в XVIII столетии, ускорили развитие внутренней торговли. Так, промышленный центр России с его крупными городами, фабриками и заводами, количество которых непрерывно росло, обменивался товарами с земледельческими районами юга и юго-востока страны. В городах появлялось все больше и больше магазинов и лавок, которые становились основной формой торговли. На окраинах, в провинциальных городах вырастали крупные ярмарки. Нижегородская ярмарка с ее миллионными оборотами производила грандиозное впечатление на современников. Сюда приезжали купцы со всей России и из-за границы. Большую роль играли также Ирбитская, Ростовкая, Харьковская, Контрактовая (в Киеве) и Коренная (в 30 км от Курска) ярмарки. Во многих городах Украины, Сибири и Закавказья возникли новые ярмарки местного значения.

Торговля и купеческая прибыль оставались главной сферой формирования крупных капиталов России, на базе которых создавались предприятия капиталистического типа.

Активизация процессов первоначального накопления капитала шла в этот период не только за счет естественного процесса расслоения товаропроизводителей, но и за счет усиления ростовщичества и особенно за счет так называемых “винных откупов”. Казенные поставки и винные откупа оказались золотым дном для купечества. На закупку вина откупщикам выдавалось ежегодно до 35 млн рублей. В 1857-1858 гг. его сбыт оценивался в 180-200 млн рублей. По официальным данным чистая прибыль была значительно больше.

В 1806 г. правительство России выпустило первый внутренний государственный заем. выплата процентов способствовала обогащению прежде всего привилегированного дворянского сословия и определенной части купечества.

Неуклонно росла внешняя торговля. Вывозились из России преимущественно сельскохозяйственные товары: лен, пенька, сало, хлеб. Промышленные товары, главным образом текстиль и изделия металлообрабатывающей промышленности, русские купцы поставляли лишь в еще более отсталые страны: в Среднюю Азию, Иран, Турцию. Ввозились в Россию в основном промышленные изделия: машины, шерстяные и шелковые ткани, краски, а также сахар и чай.

Торговая политика оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тариф 1816 г. был “фритредерским”, а с 1823 г. опять протекционистским. В 1808 г. был разрешен беспошлинный ввоз оборудования, а с 1811 г. - сырья, не производимого в России.

Внешняя торговля за тридцать лет увеличилась примерно в 2,5 раза. Рост торговли способствовал обогащению нарождавшейся русской буржуазии.

Однако уровень развития торговли и ее формы были еще отсталыми. Постоянно действующая магазинная и лавочная торговля была развита слабо, да и то только в крупных городах. В деревне регулярной торговли не было. Здесь действовали офени - мелкие торговцы галантереей и мануфактурой. Небогатые офени (коробейники, ходебщики) носили весь свой товар на руках (в коробе), более состоятельные имели подводы.

Тормозило развитие торговли и отсутствие хороших путей сообщения. Основными видами дорог были шоссейные и грунтовые, да и тех было немного, а главным видом транспорта была подвода.

Однако и в развитии путей сообщения в первой половине XIX в. происходили заметные сдвиги. Развивался речной транспорт, правда преимущественно с ручной тягой (с помощью бурлаков), в начале века была расширена сеть каналов, увеличилась длина шоссейных дорог.

Важное значение в развитии торговли имело возникновение речного пароходства. Первый пароход появился Неве в 1815 г., но лишь в 40-50-е годы пароходы стали регулярно ходить по Неве, Волге, Днепру и другим рекам. К 1850 г. в России было около 100 пароходов.

В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу (с паровой тягой) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва-Нижний Новгород и других направлений. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы, металлоконструкции для мостов, станционное оборудование, средства связи и так далее. Это, как супермультипликатор и акселератор, вызывало по цепочке промышленный спрос на продукцию строительной, легкой, пищевой промышленности, на сельхозпродукцию. Были созданы дополнительные рабочие места в строительстве, обслуживании и снабжении железных дорог.

Изменения в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство, в котором господствовали помещичье землевладение и крепостническая эксплуатация, развивалось крайне медленно. Однако и здесь происходили перемены. Значительно расширилась посевная площадь как в европейской части России, так и в Сибири: распахивались нетронутая целина, луга, под пашни выкорчевывались лесные участки и кустарники. Особенно успешно расширение посевных площадей шло на колонизируемом юге страны - на Северном Кавказе, на Дону, в южных украинских губерниях.

Ни помещики, ни крестьяне не могли уже обойтись без промышленных товаров. Чтобы купить их они должны были продавать свою продукцию на рынке. Между тем доходность помещичьих имений при господстве крепостного труда, отсталой технике и низкой агрономической культуре была небольшой. Некоторые помещики пытались повысить доходность своего хозяйства путем его рационализации. Они выписывали машины из-за границы, вводили многопольный севооборот, разводили породистый скот. Производство наиболее распространенных в помещичьем хозяйстве машин - молотилок и веялок - было налажено в России.

Передовые хозяйства стали вводить новые сельскохозяйственные культуры - свеклу, табак, подсолнечник, виноград. Значительно расширилось разведение картофеля. В южных губерниях помещики начали прибегать к вольнонаемному труду, так как крепостных здесь не хватало.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений в деревне происходило расслоение крестьянства. Рядом с массой нищих и обездоленных семей рос слой зажиточных крестьян, которые занимались торговлей, ростовщичеством, вкладывали свои деньги в промышленные предприятия. Из их среды выходили крупные предприниматели, которые выкупались за большие деньги на волю и заводили свои фабрики. Такими были Савва Морозов, Прохоровы, Гарелины и другие. Однако в целом сельское хозяйство России в первой половине XIX в. находилось еще на крайне низком уровне. Прогрессивные методы ведения сельского хозяйства были несовместимы с крепостничеством - попытки рационализации, как правило, кончались крахом.

Большинство помещиков вело хозяйство по старинке и пыталось увеличить свои доходы путем усиления феодальной эксплуатации крестьян. Они увеличивали барщину, расширяя свою запашку за счет крестьянской земли. В черноземных губерниях барщина доходила до 4-6 дней в неделю, некоторые помещики переводили крестьян на месячину, т.е. отбирали надел и заставляли крестьян все время работать на барской земле за ничтожный месячный паек (отсюда и название “месячина”). Разорение крестьянина, лишение его земли подрывало один из основных признаков феодализма - наделение крестьян средствами производства, и прежде всего землей.

Положение крестьян, находившихся на оброке, также ухудшалось.

Оброк вырос с 7 руб. в конце XVIII в. до 17-28 руб. в середине XIX в. Это приводило к обнищанию оброчных крестьян, снижению сельскохозяйственного производства. В поисках заработка для уплаты оброка крестьяне иногда вынуждены были с разрешения помещика уходить в город, что разрушало другой важный признак феодализма - прикрепление крестьян к земле.

Крепостничество - тормоз развития экономики страны. Таким образом, экономическое развитие страны разрушало социальную структуру феодальной России. Но крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и транспорта: не было свободных рабочих рук, так как народ был в крепостной неволе; внутренний рынок был еще узкий, так как крестьяне жили в нищете и потребляли то, что производило их натуральное хозяйство; не было свободных капиталов, так как помещикам не хватало доходов на то, чтобы покупать предметы роскоши, и их долги постоянно росли; предприниматели из купцов предпочитали вкладывать свои капиталы в торговлю, а не в промышленность, ибо не могли нанять необходимого количества рабочих. Особенно трудным было положение крепостных предпринимателей. Все их имущество считалось собственностью помещика, который мог отобрать его в любое время. И помещики широко пользовались этим правом. За выкуп на волю эти предприниматели должны были платить огромные деньги, что вело к сокращению их предприятий.

Крепостные предприниматели вынуждены были хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их в “кубышку”, вместо того чтобы вкладывать в производство.

Все это вело к тому, что экономика страны развивалась медленно.

Для сельского хозяйства были характерны рутинное состояние техники, низкая урожайность, приводившая к периодическим голодам, крайне низкий уровень агрономической культуры. Доходность помещичьих имений падала, а крестьянство разорялось и нищало.

Эти явления означали, что феодальное хозяйство изжило себя и тормозило процесс дальнейшего развития страны.

Подводя итоги сказанному, можно сказать что, хотя в России в начале XIX в. продолжал формироваться капиталистический уклад, она оставалась аграрной страной. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствует росту ее международного влияния и осложнит решение многих внутренних проблем.

Список литературы:

1. И.А.Федосов “История СССР” М.,1992.

2. Н.Н.Хмелевский “История экономических учений. Экономическая история России” М.,1995.

3. “История Отечества” под ред. Г.З.Иоффе, В.И.Додонова М.,1992.

4. “История России” под ред. Ш.М.Мунчаева М.,1993.

5. Н.А.Троицкий “Лекции по русской истории XIX века” Саратов,1994.

6. Краткое пособие по истории” под ред. А.П.Корелина М.,1992.

Страница 4 из 4

Изобретение фотографии в 19 веке

Одно из выдающихся научно-технических открытий 19 века - фотография, т. е. получение устойчивых изображений на светочувствительных материалах под действием световых лучей,- явилось результатом деятельности многих европейских ученых и изобретателей. Решающих успехов на последней стадии опытов достигли французские исследователи Ж. Н. Ньепс и Л. Ж. М. Дагер. По имени последнего сам способ получил название дагерротипии. Но только в 1840-е гг., когда в результате усовершенствований фотографического метода удалось получать с негативов любое количество позитивных отпечатков на светочувствительной бумаге (а не один, как при способе Дагера), начался период широкого применения фотографии.


Автомобильный транспорт 19 века

В кон. 19 века возник новый вид транспорта - автомобильный. В 1885-1886 гг. немецкие инженеры К. Бенц и Г. Даймлер сконструировали первые образцы автомобилей, а с 1890-х гг. в ряде стран началось промышленное производство автомобилей, что повлекло за собой усиленное строительство шоссейных дорог. Успеху автомобилей содействовало введение в 1895 г. ирландским изобретателем Дж. Данлопом пневматических резиновых шин.

Паровое судоходство

Первым пароходом, получившим практическое применение, было речное судно «Клермонт», построенное в 1807 г. американским изобретателем Робертом Фултоном. Конструкция паровых судов в течение долгого времени повторяла установившиеся формы парусных судов, причем пароходы сохраняли дополнительную парусную оснастку. Большую роль сыграло введение гребного винта, устройство которого было предложено чешским инженером Иосифом Ресселем и немного позднее шведским инженером Дж. Эриксоном. С 1840-х гг. железо начало служить материалом для обшивки пароходов, а затем для постройки судовых корпусов.

С кон. 1860-х гг. на морских судах стали применять поршневые паровые машины, а с 1894-1895 гг. были предприняты первые опыты по замене поршневых двигателей паровыми турбинами, что значительно увеличило мощность и скорость морских и океанских паровых судов. Для развития мировой торговли большое значение имело строительство каналов. В 1869 г. открылся Суэцкий канал, который сразу приобрел огромное международное значение, сократив путь из Англии или Нидерландов в Индию почти на 13 тыс. км.


Первый телеграф

В 1-й четверти 19 века на всем европейском континенте получил распространение оптический телеграф. В 1832 г. русский конструктор и инженер П. JI. Шиллинг продемонстрировал созданный им электромагнитный телеграф, передающий знаки посредством условного положения стрелок в аппарате станции. Над усовершенствованием электромагнитного телеграфа работали С. Ф. Б. Морзе в США, К. А. Штейн-гейль в Германии, Б. С. Якоби в России. Наибольшее распространение получил аппарат Морзе. Достижением следующих десятилетий явилось изобретение в 1850 г. Б. С. Якоби буквопечатающего телеграфного аппарата. Однако широкое распространение получил сконструированный в 1855 г. буквопечатающий аппарат американского конструктора Д. Э. Юза. В 1876 г. французский механик Э. Бодо запатентовал первый практически пригодный пятикратный телеграфный аппарат, позволяющий одновременно посылать пять сообщений.С 1840-х гг. начинается прокладка телеграфных подводных кабелей между наиболее развитыми странами, а также между метрополиями и колониями.

Не менее широкое распространение получила и другая отрасль электротехники - конструирование и практическое применение телефонной аппаратуры. В 1860-1870-е гг. начались опыты по созданию телефона. В 1876 г. американский изобретатель А. Белл получил патент на первый практически пригодный телефон. Через два года Т. Эдисон и Д. Юз независимо друг от друга предложили конструкцию микрофона, отсутствовавшего в аппарате Белла. Первая телефонная станция была построена в 1877 г. в США, в 1879 г.- в Париже, в 1881 г.- в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве. В 1889 г. американский изобретатель А. Б. Строуджер получил патент на автоматическую телефонную станцию.

В 1895 г. русский ученый и изобретатель А. С. Попов продемонстрировал первый радиоприемник, позволяющий принимать и передавать сигналы на расстояние без проводов. Вначале новая отрасль техники связи на всех языках называлась «сигнализацией без проводов» или «телеграфирование без проводов». Термин «радио» появился после I Международной конференции по беспроволочному телеграфированию в 1903 г., где он был рекомендован к употреблению

На рубеже XIX столетия в мировой промышленности наступил период новых индустриальных производств. Данные трансформации затронули практически все устаревшие сферы производства и привели к возникновению абсолютно новых отраслей, которые ранее не были известны человечеству. Именно тогда сформировалась авангардная тройка, которая и определила научно-технический процесс:

  • электроэнергетика;
  • машиностроение;
  • химия.

Глобальные изменения в промышленности

Глубочайшие изменения произошли в энергетической отрасли. В первую очередь, они были связаны с началом широкого применения электричества. В 1870 году промышленного производства электроэнергии в мире практически не было.

Замечание 1

В конце XIX столетия мощности всех мировых электростанций составили около 3 миллиона кВт. Это составляет только половину мощности современной Саяно-Шушенской ГЭС. К концу XIX столетия уже были построены первые ГЭС в Германии и в Северной Америке.

В это же время в практику вводятся многочисленные изобретения, что связаны с электрической энергией, - генератор, динамо-машина, трансформатор, электромотор, лампа накаливания. С того времени в передовых мировых государствах получило стремительное развитие одно из значимых направлений машиностроения – электротехника.

Ощутимый переворот в технике, а позже и в промышленном производстве, вызвало изобретение дизельного двигателя и двигателя внутреннего сгорания. После этого было усовершенствование мотора и автомобиля. Это спровоцировало резкое увеличение спроса на новое жидкое топливо, которое, в свою очередь, привело к добыче нефти.

Мировые показатели добычи нефти:

  • в 1870 году – 0,8 млн. тонн;
  • в 1900 году – 20 млн. тонн;
  • в 1913 году – 54 млн. тонн.

Рисунок 1. Новый этап промышленного развития. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Какие отрасли промышленности стремительно развивались в XIX столетии?

Стремительно развивалось и химическое производство. До середины XIX столетия химия считалась подсобным производством, а на рубеже двух столетий она стала наиболее крупной ветвью промышленности. Особенно стремительно развивалось производство минеральных удобрений и синтетических красителей с целью сохранения и развития текстильной промышленности. Наибольшее развитие производство красителей получило в Германии, которая в отличие от других европейских стран, не имела личного минерального сырья, поскольку колоний в этой стране было мало. Все большее и большее значение приобретала фармацевтическая промышленность.

К химическому производству можно отнести выпуск целлюлозы для стремительного развития бумажной промышленности, которая пыталась минимизировать мировой «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетной деятельности, нуждалось в большом количестве бумаги. В развитых странах развитие потребительского сектора стимулирование расширение производства различных упаковок, для чего нужны были большие объемы картона и другого упаковочного материала.

Стремительное развитие промышленности XIX столетия было бы невозможным без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. без металлообрабатывающих станков. В этот период станкостроение становится наиболее важным сектором в машиностроении, да и вообще во всей промышленности. Оно получило развитие лишь в передовых странах – США и Европа.

Настоящая революция произошла в сфере связи и транспорта. Конец XIX столетия характеризовался повышенным вниманием к железнодорожному строительству. В 1869 году была выстроена транс американская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 году - Великая Сибирская магистраль, которая продлилась до Владивостока. Главным видом локомотива длительное время был паровоз, однако все большее применение получили электровозы и тепловозы.

Морской транспорт приобрел решающее значение, который подвергся глубокой модернизации. 80% тоннажа мирового морского флота приходилось именно на парусные судна. В 1913 их доля уже уменьшилась практически в 10 раз. Морская география перевозок также претерпела значительных трансформаций по причине сооружения Суэцкого (1869 г.) и Панамского (1914 г.) каналов.

Сооружение Панамского канала привело к изменению политической карты Америки. Он был построен при участии США и уже был практически готов, когда правительство Колумбии стало выторговывать для себя максимально выгодные условия. Американцам это не понравилось, и они организовали переворот в колумбийской провинции.

К концу XIX столетия совершенно другими стали средства связи. Изобретение и активное применение телефона, радио и телеграфа буквально сблизили наиболее отдаленные уголки земного шара. Развитие научно-технического прогресса протекало под флагом милитаризации. Военные действие значительно ускорили развитие двух промышленных производств, которые направлены на военную сферу.

Машиностроение в массовых количествах стало производить военную технику, которой раньше вообще не существовало.

Определение 1

Для сухопутного передвижения были сконструированы «броненосные чудовища» - танки, которые впервые были применены англичанами в 1916 году.

Замечание 3

Для воздушной транспортировки все больше появлялось военных самолетов. С началом первой мировой войны их было около 2 тысяч, а к концу – более 60 тысяч. Именно так и возникла авиационная промышленность.

Параллельно с усовершенствованием надводных кораблей, для морского передвижения активно шла работа по разработке и созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Россия и Германия.

На военные нужды, активно работала и химия, которая в огромных количествах поставляла отравляющие и взрывчатые вещества. В период между мировыми войнами шло активное развитие промышленного производства, расширялся ассортимент реализуемой продукции, трансформировалась и усовершенствовалась структура производства.

Стремительно менялась и география горнодобывающей мировой промышленности. Роль Европы в этой отрасли стремительно сократилась, по сравнению с началом XIX столетия. Усилилось значение других мировых регионов, особенно по разработке некоторых видов сырья. К примеру, Южная Америка стала крупным производителем бокситов, меди и нефти, а Африка – меди и марганца.

Роль Европы с учетом Советского союза существенно усиливается. Например, в 1937 году СССР обеспечивает около 1/10 мировой добычи угля и нефти, которые ранее были сосредоточены в европейской части. К середине XX столетия практически полностью сформировалась современная макроструктура промышленности. В ней на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало основной ведущей отраслью. Подавляющая часть индустрии в начале столетия принадлежала Европе и Северной Америке.

Межвоенный период характеризуется неравномерностью индустриального и экономического развития отдельных мировых государств. В результате действий первой мировой войны произошло стремительное усиление позиций США и значительное сокращение потенциала Советской России и Германии. Отрицательную роль в этом сыграли интервенция и гражданская война. В таблице можно увидеть изменение соотношения индустриальных сил крупных стран.

Рисунок 2. Доля крупнейших стран в мировом производстве. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Определение 2

Период развития устаревших промышленных производств закончился. Для него было характерно экстенсивное развитие индустрии, которая сопровождалась ее количественным ростом, что в дальнейшем получило название «примитивный индустриализм».

Стремительно возросла занятость населения в промышленности. Все активнее потреблялось различное сырье и материалы, которые вызывали ухудшение экологического состояния окружающей среды в большинстве индустриальных регионах мира. Промышленность уверенно стала проникать в мировую периферию, и стала распространяться за пределы Северной Америки и Европы.


Содержание
Введение 3
1. Российская промышленность в XVIII веке 5
2. Российская промышленность в первой половине XIX века 9
Заключение 12
Список литературы 13

Введение
Актуальность темы. XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно.
В это время капиталистические производственные отношения начинают проникают во все сферы экономики, углубляется общественное разделение труда, вырисовывается специализация промышленных и аграрных районов, что приводит к оживлению хозяйственных связей.
В 30-40-е годы XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрикам, основанным на машинной технике. Этот период занял примерно полстолетия. Промышленный переворот в России начался в эпоху крепостного права, а завершился уже в эпоху капитализма. В первую очередь он произошел в тех отраслях, где преобладал вольнонаемный труд.
Естественно, что промышленный переворот имел свои социально-экономические последствия. Повысилась производительность труда, увеличился выпуск продукции, возникли первые машиностроительные мануфактуры. Однако техническая база, основанная на крепостном труде, была слаба.
Целью контрольной работы является исследование российской промышленности в XVIII – первой половине XIX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные этапы развития российской промышленности.
2) изучить закономерности формирования промышленности в обозначенный период.

1. Российская промышленность в XVIII веке
Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономики стал XVIII век. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже крупные реформаторские изменения в экономике страны не только ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производственных сил, формирование крупных промышленных предприятий в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.
В начале XVIII века экономика России не обладал хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостнический труд.
В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы. Петр I (1672-1725), обладая высокими качествами деловитости и рац2ионалитзма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования и светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы упирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.
Действительно около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и морского флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др.
В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства.
Начиная с первой четверти XVIII века основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как главный источник богатства страны. Именно здесь при Петре I произошли наиболее значимые изменения. И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, КОчстрома, Чебоксары), деревообрабатывающей, кирпичной, мукомольной и других отраслях. Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию или мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.
И все же важнейшим итогом преобразования Петра I стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порой противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур за казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если в конце XVII века мануфактур в России было не более 20, то к 1725г. их число превысило 200. Из них 69 - в черной и цветной металлургии, 18-лесопильных, 17 - пороховых, 15 - суконных, среди других преобладали кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.
На этом этапе государство сыграло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700г.), а с 1729г. гонной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.
Россия славилась своими мастерами и умельцами. Внедрение в крупную промышленность передовой техники, повышение качества производимых изделий всемирно вознаграждались и поощрялись. Контроль за изучением и внедрением мирового технического опыта возлагался на Мануфактур-коллегию.
Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урала (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Невьянский и др. заводы). Например, на Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок с 0,8 млн пудов в 1718г. до почти 5 млн пудов в 1767г., обогнав Англию и Швецию - лидеров в области металлургии того времени .
Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и др. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятия - Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др.
Петр I создатель отечественного флота, построил судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и др.
Поощрение мануфактурного производства осуществлялось на базе незыблемости крепостнических порядков. И казенные, и частные заводы, особенно горные, наделялись подневольной рабочей силой. Практиковались даже «приписка» к ним крестьян целями деревнями и даже волостями. Лишь более квалифицированные рабочие. Как правило, были наемными. Производственную сферу дополняло значительное число вотчинных мануфактур, где дополнительную барщину отрабатывали господские крестьяне, перерабатывая сельскохозяйственное сырье, производимое в поместье.
По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессионных крестьян, на вотчинных – крепостных крестьян. Ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников .
2. Российская промышленность в первой половине XIX века
XIX век был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема.
В первую четверть XIX века темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам.
Преобладала мелкая промышленность, представленная домашней промышленностью и ремеслом. Домашняя промышленность, т.е. обработка сырья, произведенного в своем хозяйстве, была более характерна для крестьянского хозяйства: льнопрядение, обработка шерсти, валяние сукна оставались типичными занятиями и мужчин, и женщин в русских деревнях. Свое доминирующее значение домашняя промышленность сохраняла вплоть до середины XIX века даже в наиболее развитых экономически районах страны.
Ремесло было более присуще городам. В первой половине XIX века помещики широко практиковали отдачу в обучение городским ремесленникам своих крепостных, обыкновенно детей дворовых. Наибольшим успехом пользовались ремесла башмачное, портное, кулинарное, фельдшерское, кучерское, бронзовое и др. Обученные ремеслу крепостные приносили потом своему помещику значительный доход.
Уже в начале века существовала специализация центров мелкой промышленности: шелковое производство скапливалось в Москве и в селах на восток от Москвы, обувщики концентрировались в Твери, кожевники – в Вологде.
Для мелкой промышленности был присущ экстенсивный характер труда. Таким был популярным на Севере ложечный промысел, совершенно гибельный для лесов: один ложкарь в поисках ему «узорчатого» сырья надрубал за день более сотни деревьев, и если находил нужное, брал лишь короткий брусок у корня.
В пореформенный период эти основные характеристики в развитии мелкой промышленности будут сохраняться, но в мелкой промышленности постепенно начнут развиваться капиталистические отношения.
Крупная промышленность начала века представлена мануфактурами, которых было около 2 тыс. Мануфактура работала, прежде всего, на высшие классы и казну, удовлетворяла спрос государства на железо, цветные металлы, пушки, ружья, снаряды, сукно, холст, парусное полотно, бумагу, канаты и веревки. Значительную часть продукции мануфактур потреблял город: шерсть, шелк, стекло, фаянс, фарфор, бумагу, сахар, соль, водку. Лишь скромная часть мануфактурной продукции шла в деревню – соль, водка, платки и ленты, некоторые виды металлических изделий и металл в виде полуфабриката – для деревенских кузнецов .
В первой половине XIX века было два ведущих центра крупной промышленности. Один из них – Урал – центр металлургии, дававший 4/5 всей металлопродукции, становится и центром добывающей промышленности. Здесь с 20-30-х годов начата активная разработка месторождений драгоценных камней - изумрудов, аметистов, александритов, устраиваются золотые, серебряные и платиновые рудники. Динамика золотодобычи впечатляет: в 1829г. добыли один пуд золота, а в 1850г. – уже 1000 пудов.
Другим центром российской промышленности был Московский регион, где была сконцентрирована обрабатывающая и текстильная промышленность.
Роль Санкт-Петербурга как промышленного центра в начале XIX века была невелика, однако она быстро возрастала. Именно под Санкт-Петербургом, на Александровской казенной текстильной мануфактуре в первые годы столетия были применены привезенные из Англии текстильные станки. Массовое же внедрение машин в производство и собственно начало промышленного переворота в России относится к 30-40-м годам XIX в. Машины привозили из Англии, Германии, Бельгии. Тогда же, в начале века приступили к налаживанию производства своих машин – правда в очень небольших количествах, поскольку импортные машины пользовались несоизмеримо большим спросом, чем отечественные: были дешевле и выше качеством. Тем не менее, постепенно Санкт-Петербург становится центром российского машиностроения.
В целом в середине XIX века, несмотря на начавшийся промышленный переворот, в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности - текстильная и пищевая. Тяжелая промышленность, в т.ч. черная металлургия, все более отставала от мирового уровня. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существование системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве .

Заключение
XVIII век - время интенсивного роста русской промышленности. Особенно успешно развивалась черная металлургия. За пятьдесят лет Россия увеличила производство чугуна более чем в 13 раз, что обогнала передовую страну той эпохи - Англию. Превосходство по производству черного металла Россия сохраняла почти до конца XVIII века.
Практически вся российская промышленность основывалась на подневольном труде крепостных, посессионных и приписных крестьян. Казенных предприятий во второй четверти XVIII века строилось немного даже в металлургии. А в легкой промышленности все новые мануфактуры принадлежали частным владельцам. Среди них только некоторые купцы использовали наемный труд, да и то лишь в тех отраслях, которые не получали от государства бесплатной рабочей силы, поскольку их продукция не имела военного значения.
Наличие крепостного права и натуральность помещичьего хозяйства в России в начале XIX века не давали возможности капиталистическим производственным отношениям развиваться с необходимой степенью интенсивности. Зависимость крестьян
и т.д.................

1. В последней трети XIX - начале XX вв. в экономике России имело место явление, получившее название «промышленный переворот», суть которого заключалась в:

  • Повсеместном распространении капиталистических отношений;
  • Бурном росте промышленности;
  • Зарождении новых классов - промышленной буржуазии и про­летариата.
  • Промышленное развитие России в 1861 г. - начале XX в. прошло в три этапа:
  • 1861 - 1881 гг. - зарождение капиталистических отношений, стремительный рост ряда отраслей промышленности;
  • 1880 - 1890-е гг. - общий подъем промышленности по всей стране, пик промышленного развития;
  • Конец XIX - начало XX вв. - кризис капитализма, монополизация, разрастание социальных конфликтов, завершившиеся революцией 1905 — 1907 гг.

Отмена крепостного права в 1861 г. привела к коренному изме­нению системы труда - малопроизводительный труд, основанный на юридической обязанности и личной зависимости, был заменен на более производительный наемный труд. Наемный труд распространялся во всех сферах жизни - как в сельском хозяйстве, где бывшие крепостные превращались в сельскохозяйственных рабочих, так и в городе, куда шли на заработки безземельные освобожденные крестьяне. В последней трети XIX в. в России появилось большое количество дешевой рабочей силы. Увеличению наемной рабочей силы также способствовал стремительный рост населения страны - население России с середины XIX в. по 1880-е гг. выросло почти в 1,5 раза - с 65 до 100 млн человек.

Одновременно началась организация промышленного производства как российскими, так и иностранными предпринимателями. Как правило, первыми российскими капиталистами становились крупные и предприимчивые городские торговцы и капиталисты «старой закалки»- владельцы дореформенных мануфактур.

В связи с большими ресурсами страны и дешевой рабочей силой первые промышленные предприятия давали невиданную по меркам Европы прибыль, что способствовало дальнейшему развитию производства.

Особенно быстро в 1861 - 1881 гг. развивались такие отрасли, как:

  • добыча угля (возросла за 20 лет в 9 (!) раз);
  • строительство железных дорог (протяженность дорог выросла за 20 лет в 14 (!) раз - с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км);
  • судостроение (количество кораблей увеличилось в 3 раза - до 1200);
  • металлургия (объем плавки увеличился вдвое);
  • текстильная промышленность (объем производства вырос в 6 раз). Одновременно шло быстрое развитие финансовой сферы:
  • было создано более 40 крупных банков;
  • около 250 страховых и кредитных обществ;
  • за 15 лет - в 1864 - 1879 гг. - вклады Государственного и акционерных банков в экономику увеличились в 4 раза и достигли 1 млрд руб.;
  • в 10раз - примерно с 10 до 100 млн руб., увеличился приток иностранного капитала в экономику России.

На втором этапе - в 1880 - 1890-е гг. - был достигнут пик промышленного развития:

  • Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти и угля - в 1895 г. нефти было добыто в 226 (!) раз больше, чем добывалось в год до реформы, а угля - в 245 (!) раз;
  • в 1886 - 1896 гг. утроилась выплавка чугуна;
  • вдвое по сравнению со всей предыдущей историей увеличилось количество промышленных предприятий;
  • в рекордно короткие сроки почти вся страна была связана железными дорогами;
  • почти в 10 раз увеличилась продукция сельскохозяйственного машиностроения;
  • Россия стала крупнейшим экспортером хлеба - в конце XIX в. из России ежегодно вывозилось более 400 млн пудов хлеба. Основными торговыми партнерами России как в экспорте (в основном зерна и текстиля), так и в импорте (в основном техники) были Германия, Голландия и США. Товарооборот с данными странами значительно превышал товарооборот с другими государствами.

Несмотря на невиданные темпы развития и первое место в мире по валовому (количественному) производству товаров в ряде отраслей, Россия существенно технологически отставала от развитых европейских стран.

Рост производства обеспечивался во многом не благодаря передовым технологиям, а благодаря сильной эксплуатации рабочих, тотальному нарушению правил охраны труда, производственному травматизму и т. д. Это вызывало рост напряженности между буржуазией и пролетариатом.

2. В 1880-е гг. в России зарождается мощное рабочее движение за социальные права. Наиболее действенным способом отстаивания своих прав пролетариатом стала стачка - массовое и длительное прекращение работы большим количеством рабочих с предъявлением требований социального характера. В отличие от отдельной забастовки, с массовой стачкой было трудно бороться:

  • невозможно было применить локаут - уволить слишком большое количество обученных рабочих без ущерба для производства;
  • длительный простой также наносил ущерб больший, чем выполнение требований рабочих;
  • часто рабочие захватывали предприятия и подавление стачек могло привести к ломке оборудования.

Нередко стачки заканчивались победой рабочих и частичными уступками буржуазии. Наиболее типичными уступками со сто­роны капиталистов были:

  • частичное повышение зарплаты;
  • ограничение работы в ночное время;
  • ограничение штрафов;
  • усиление техники безопасности.

В то же время часто имели место случаи не достижения согласия:

  • стачки разгонялись полицией;
  • происходили локауты - массовые увольнения;
  • в среду рабочих внедрялись штрейкбрехеры, проводившие ли­нию хозяев;
  • бывали случаи кровопролития.

Первой крупной стачкой в России считается Морозовская стачка - стачка ткачей в Орехово-Зуеве на мануфактуре Мо­розова под руководством И. Моисеенко в 1885 г.

Другими крупными стачками были:

  • «обуховская оборона» 1901 г. - захват рабочими крупнейшего металлургического завода в Санкт-Петербурге;
  • всеобщая стачка рабочих юга России, в которой приняли участие более 200 тыс. человек.

Особенностями первых русских стачек были их стихийность и отсутствие четкой организации.

На стыке XIX — XX вв. промышленное развитие России охватил кризис. Причинами кризиса 1898 - 1905 гг. были:

  • монополизация экономики - почти вся экономика России в конечном итоге сосредоточилась в руках нескольких крупных монополистических объединений, например «Продуголь», «Продметалл», «Продвагон», «Гвоздь» и др., которые стали диктовать как производителям, так и потребителям, устанавливая выгодные только монополиям цены;
  • сращивание банков с промышленностью, рост финансовых махинаций, от которых страдали в первую очередь простые рабочие;
  • кризис перепроизводства, невозможность сбыть товар, охватившие текстильную промышленность, металлургию и сельское хозяйство;
  • общемировой кризис капитализма начала XX в., торговые войны между странами.

Кризис капитализма 1898 - 1905 гг. привел к падению производства и уровня жизни большинства рабочих, усилил социальную напряженность. Наряду с другими обстоятельствами - несовершенством политической системы, усилением революционного движения, данный кризис способствовал началу первой русской революции 1905 - 1907 гг.