Тарифные меры. Методы государственного регулирования. Тарифные методы регулирования торговли

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тарифные методы
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Таможенный тариф - ϶ᴛᴏ систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенные пошлины - ϶ᴛᴏ налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Начало формирования таможенного тарифа – III – II тысячелœетия до н.э. Термин ʼʼтарифʼʼ берет начало от южно-испанского города Тариф, в котором была впервые составлена таблица, где были внесены названия товаров, меры измерения и величина пошлин за провоз товаров через Гибралтарский пролив.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителœей от конкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

4) торгово-политическая.

Различают пошлины:

Импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары);

Экспортные (ими облагаются вывозимые товары);

Транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом).

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские.Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителœей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определœенной торгово-экономической политики. Владелœец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, в связи с этим их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителœей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. Сегодня практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т. д.). Такая пошлина принято называть специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной.

Внутренняя цена импортного товара (P d) после обложения специфическим тарифом будет равна:

P d = P im + T s ,

где: P im - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

T s - ставка специфического тарифа.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

P d = P im * (1 + T av),

где: T av – ставка адвалорного тарифа.

Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической иадвалорной пошлинами исходя из того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования.

Учитывая зависимость отрежима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

Преференциальные (особо льготные);

Договорные (минимальные);

Генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. К примеру, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всœех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. К примеру, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта.

Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители:

1) оплачивают доход от тарифа;

2) оплачивают прибыль фирмам;

3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства;

4) теряют излишек потребителя.

Государство выигрывает за счёт введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителœей государству.

Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителœей к производителям.

Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

В ЕС импортные пошлины на рис 231%, молочные продукты – 205%, сахар – 279%. В Японии пошлина на рис 444 %, на пшеницу – 193%. В США пошлина на молочные продукты 93%, на сахар – 91%.

Тарифные методы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тарифные методы" 2017, 2018.

  • - Тема 20. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Зона свободной торговли (ЗСТ). Таможенный Союз. В практике регулирования внешней торговли. Относится к тарифным методам регулирования. При образовании ЗСТ страны договариваются о постепенном снижении ставок таможенных пошлин. Между предприятиями, которые... .


  • - Тема 19. Тарифные методы регулирования внешней торговли

    Упаковка и маркировка. Цена, общая сумма контракта. Сроки поставки. Тема 18. Внешнеторговая операция и ее основные виды. Содержание внешнеторгового контракта Внешнеторговые операции - комплекс действий иностранных партнеров по... .


  • - Тарифные методы регулирования внешней торговли

    В практике внешнеэкономической деятельности используются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенный тариф может определяться как: · инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его... .


  • - Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    К нетарифным методам относятся: 1. Количественные методы. Включают квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта. Квоты определяют количество или сумму импортируемых товаров за определенный промежуток времени. Виды квот: глобальные, страновые,... [читать подробнее] .


  • - Тема 13. Регулирование внешней торговли товарами: неТарифные методы

    1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли. 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли Меры... .


  • - Нетарифные методы

    Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения (их называют «жесткими барьерами»): - лицензирование (избирательная выдача лицензий); - контингентирование; - сертификация; - запрет на импорт. 2. Технические меры (т.е.... .




  • 1. Введение……………………………………………………………………... 2

    1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

    2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

    3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

    4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

    5. Список литературы…………………………………………………………. 24

    Введение.

    Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

    Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

    Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

    Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

    Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

    Тарифные методы регулирования внешней торговли.

    Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

    Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

    Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

    Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

    Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

    Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

    Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

    Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

    Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

    Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

    Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

    Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

    Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

    По товарном обращению:

    - Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

    - Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

    - Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

    По основе начисления:

    - Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

    - Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

    - Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

    - Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

    По характеру применения:

    Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

    Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

    Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

    Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

    По происхождению :

    Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

    Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

    Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

    По типам ставок :

    Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

    Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

    Существуют два основных метода ограничения внешней торговли:
    тарифные ограничения (таможенные пошлины);
    нетарифные ограничения.
    Тарифные ограничения - это особый налог, которым облагается импортируемая или экспортируемая продукция. Различают импортный и экспортный тарифы. Тарифные ограничения на импорт применяются с целью увеличения доходов государственного бюджета, а также уменьшения недобросовестной конкуренции (демпинга). Экспортный тариф призван ограничить вывоз некоторых видов продукции из страны (например, сырья, используемого при производстве вооружения).
    К нетарифным ограничениям относятся следующие:
    1. Квоты - это количественные ограничения, которые устанавливаются на импорт или экспорт каких-либо товаров (например, разрешение ввозить за год не более 10 тыс. автомобилей заграничного производства).
    2. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций.
    3. Эмбарго - это абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций.
    4. Субсидии - различные пособия, выделяемые в денежной форме из средств государства. Обычно предоставляются следующим субъектам:
    отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров;
    производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.
    5. Административные барьеры - это различного рода ограничения, касающиеся качества импортных товаров, условий их производства и реализации.
    Эффективность введения импортного тарифа проявляется в следующим:
    отечественные производители выигрывают за счет снижения конкуренции со стороны импортных товаров;
    отечественные потребители проигрывают, так как цены на импортный товар растут, а следовательно потребление его сокращается;
    государство выигрывает, так как получает в бюджет дополнительный доход за счет взимания таможенной пошлины.
    48. Понятие мировой валютной системы и этапы ее развития

    Важнейшей составной частью всемирного хозяйства являются международные валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной валютной системы (МВС) являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д.
    Исторически МВС сложилась к концу 19 в., когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт, предусматривавший в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т.д.
    При системе золотого стандарта (СЗС) основой валютного курса являлся золотой монетный паритет, т. е. соотношение золотого содержания различных национальных денежных единиц.
    В эпоху золотого стандарта валютные курсы были фиксированными.
    Причинами распада СЗС явились следующие:
    1. Усиление государственного регулирования экономики требовало более гибкого денежного обращения, не привязанного к золотому запасу страны.
    2. Циклическое развитие экономики порождало необходимость влияния на изменение количества денег в обращении в зависимости от фазы цикла. Для этого надо было, чтобы количество бумажно-кредитных денег не зависело от количества золота.
    3. Рост военных расходов в ходе первой мировой войны вызвал отток золота из запасов воюющих стран, увеличение дефицитов государственных бюджетов, что сделало невозможным фиксацию валютных курсов ввиду невозможности сохранить неизменными золотое содержание национальных денежных единиц.
    4. Постепенно золото изымалось из обращения и заменялось неразменными кредитными деньгами. Все чаще курсы национальных валют стран Западной Европы устанавливались через их отношение к американскому доллару.
    С началом 1-ой мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г. после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е гг. все развитые страны отошли от золотого стандарта.
    2.Бреттон-Вудская валютная система (система золотодолларового стандарта)
    В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была принята новая мировая валютная система - система золотодолларового стандарта.
    Основные черты и принципы Бреттон-Вудской валютной системы следующие:
    1. Функции мировых денег в равной степени законодательно закреплялись за золотом и американским долларом. Они являлись главными мировыми резервными и платежными средствами.
    2. США обязались обменивать доллары на золото для иностранных правительственных учреждений и центральных банков по фиксированному курсу 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г золота).
    3. Валютные паритеты стран-участниц данной валютной системы, выраженные в золоте и долларах США, фиксировались МВФ, были стабильными и служили основой фиксированных валютных курсов.
    4.Существовала жесткая привязка валют к доллару. Отклонения от фиксированного по отношению к доллару валютного курса не допускались более чем на 1 %.
    5. Предусматривалась полная конвертируемость валют стран-участниц МВФ.
    6. МВФ являлся главной международной валютно-финансовой организацией, регулирующей международные валютные отношения.
    С конца 60-х гг. стали проявляться следующие тенденции, приведшие к распаду Бреттон-Вудской валютной системы:
    1. В США в связи с большими военными расходами (войны в Корее и Вьетнаме) и сокращением золотых резервов происходило инфляционное обесценение доллара, что приводило к несоответствию курсов, фиксированных МВФ, и реальных валютных курсов, определенных по отношению к американскому доллару.
    2. В результате экономического роста происходило укрепление национальных валют стран Западной Европы и Японии, что подрывало позиции американского доллара как главного международного резервного и платежного средства.
    3. Бреттон-Вудская система оказалась не в состоянии своевременно приводить официальные валютные паритеты в соответствие с изменяющейся покупательной способностью национальных валют стран-участниц МВФ.
    В итоге сформировался «черный» валютный рынок, что порождало сильные спекулятивные тенденции на международных валютных рынках.
    В начале 70-х гг. США отказались от обмена долларов на золото, провели несколько девальваций (официального обесценения) доллара, заморозили централизованные запасы золота.
    Валюты ведущих западных стран перешли к режиму самостоятельного или группового плавания курсов.
    На современном этапе мировая валютная система опирается на так называемое Ямайское соглашение 1978 года. Система плавающих валютных курсов Основными принципами его являются следующие.
    1. Золото исключается из расчетов между МВФ и его членами.
    2. Международным платежным средством признаны СДР (СДР – это не существующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР осуществлялась на базе «корзины» валют, включающей: доллар – 40%, французский франк и фунт стерлингов – по 11%, марка – 21%, Йена японская – 17%.), на основе чего страны определяют параметры своих валют.
    3. Валютные курсы могут быть либо стабильными по отношению к СДР либо плавающими.
    4. Приоритетное право межгосударственного регулирования отводится МВФ.
    В Ямайской системе была по сути закреплена роль международного платежного средства за долларом США, на долю которого приходится более 60% официальных валютных резервов.
    С 90-х годов происходит процесс создания экономического и валютного союза в Европе с постепенным введением банкнот и монет EURO.

    Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

    Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
    1.фискальную;
    2.протекционистскую;
    3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

    Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

    По способу взимания:
    - адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
    -специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
    - комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

    По объекту обложения:
    - импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    - экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    - транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:
    - сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
    - антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    - компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    По происхождению:
    - автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
    - конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
    - преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:
    - постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
    - переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

    Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма : таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы , которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

    Таможенно-тарифные методы регулирования

    Наиболее распространенным и традиционным способом является таможенная пошлина.

    Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

    Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество.

    Таможенная территория — это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда по географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

    Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Принципиальная схема таможенного тарифа выглядит следующим образом:

    Код товара определяется по общепринятой в мире гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

    Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см 3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

    Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.

    Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.

    Таким образом, тариф на товар (например, холодильники) поддерживает не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей. Это усложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие товар. На положение фирм, производящих товар, влияют также тарифы на импортные товары, представляющие для них (фирм) элементы затрат, например, импортные комплектующие.

    Поэтому требуется полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. Для упрощения модели применяют другой способ измерения. Этот способ количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не меняется производство отрасли и смежников, а также цены.

    Таким образом, фактический уровень защитного тарифа (the effectiv rate of protection) в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

    Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем «номинального уровня защитного тарифа».

    Эффективная ставка таможенной пошлины характеризует два основных принципа, которые лежат в основе общего эффекта протекционизма:

    • доходы отрасли или добавленная стоимость будут подвержены воздействию торговых барьеров, не только возводимых на пути импорта, но и действующих на рынке сырья и материалов отрасли;
    • при этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический защитный тариф превысит его номинальный уровень.