Рабочая сила кратко. Что значит "рабочая сила". Безработица и ее формы

В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе

возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.

Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.

Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

  • прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
  • упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
  • моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).

Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.

Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле

где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.

  • В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
  • См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.

Рабочая сила - способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми располагает человек и которые используются им в процессе производства материальных благ. Рабочая сила является главным условием производства в любом обществе. В процессе производства человек не только воздействует на окружающую его природу, но и развивает свой производственный опыт, навыки к труду.

В классово антагонистических обществах рабочие лишены средств производства, подвергаются эксплуатации. Формы эксплуатации рабочей силы зависят от господства той или иной формы собственности. При капитализме рабочая сила превращается в товар . Необходимыми условиями превращения рабочей силы в товар явились:

  1. личная свобода человека, возможность распоряжаться своей рабочей силой;
  2. отсутствие у работника средств производства , в силу чего он вынужден продавать свою способность к труду, чтобы получить средства к существованию.

Рабочая сила при капитализме, как и всякий товар, обладает стоимостью и потребительной стоимостью . Потребительная стоимость товара рабочая сила заключается в способности рабочего в процессе труда создавать стоимость большую, чем она сама имеет, т. е. приносить прибавочную стоимость , что составляет главный интерес для капиталиста. Только в этом он видит смысл купли рабочей силы и ее потребления.

Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для поддержания нормальной трудовой деятельности ее владельцев, содержания членов семьи рабочего, а также издержками, необходимыми для удовлетворения культурных запросов рабочего, - на образование, приобретение профессиональных знаний. Величина стоимости рабочей силы изменяется с развитием общества, так как изменяется уровень потребностей и количество жизненных средств, необходимых для рабочего и его семьи, а также стоимость этих жизненных средств.

В силу различий в уровнях экономического развития, национальных особенностей, исторического развития отдельных стран, а также природно-климатических условий величина стоимости рабочей силы существенно разнится в различных странах. С развитием производства имеет место общая тенденция к повышению уровня потребностей рабочего и увеличению стоимости рабочей силы (см. Закон возвышения потребностей).

Цена рабочей силы имеет тенденцию отклоняться вниз от стоимости рабочей силы, что обусловлено прежде всего наличием армии безработных, которая давит на рынок труда. Путем понижения заработной платы (см. Заработная плата при капитализме) капиталисты стремятся свести материальные и культурные потребности рабочих до минимума. Однако борьба рабочего класса является фактором, противодействующим этой тенденции, особенно при наличии мировой социалистической системы, когда трудящимся удается добиться важных уступок у капиталистов, в том числе и повышения заработной платы.

В социалистическом обществе рабочая сила не является товаром. В силу господства общественной собственности на средства производства трудящиеся являются здесь хозяевами всех богатств. Отношения между отдельными работниками и социалистическим государством, а также кооперативными объединениями складываются на основе планомерного использования трудовых ресурсов в интересах всех членов общества. Социалистические производственные отношения создают возможности для всестороннего развития физических и духовных сил работников, неуклонного повышения их культурно-технического уровня и материального благосостояния.

Совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил. «Первая производительная сила всего человечества, - подчёркивал В. И. Ленин, - есть рабочий, трудящийся» .

Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда. Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства . «Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, - указывал К. Маркс, - отличает различные экономические эпохи общественного строя» . В условиях рабовладельческого и феодального способов производства собственность (полная и неполная) господствующих классов на рабочую силу являлась предпосылкой эксплуатации на основе внеэкономических методов принуждения к труду. При капитализме рабочая сила выступает как товар . Рабочая сила становится товаром при наличии определённых социально-экономических условий. Во-первых, носитель рабочей силы должен быть юридически независимым лицом и иметь возможность свободно распоряжаться своей рабочей силой. Во-вторых, собственник рабочей силы должен быть лишён средств производства, т. е. не иметь возможностей для самостоятельного ведения хозяйства. Превращение рабочей силы в товар явилось закономерным результатом развития мелкого товарного производства . На основе действия закона стоимости происходил процесс дифференциации товаропроизводителей. Большую роль в подготовке условий капиталистического производства, в отделении непосредственных производителей от средств производства сыграли такие внеэкономические и экономические факторы, как экспроприация земель, жестокие законы против экспроприированных, колониальная система, государственные займы, налоги , протекционизм и т. д.

Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях капитализма обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления рабочим нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности рабочих, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, революционных традиций и организованности рабочего класса.

Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает современная научно-техническая революция. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С другой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, современное оборудование требует более образованной, квалифицированной и дорогой рабочей силы.

Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация, компьютеризация, химизация производства и т. п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня рабочего класса, профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

В капиталистическом обществе стоимость рабочей силы принимает превращённую форму заработной платы . Для капиталистического способа производства характерна тенденция к отставанию заработной платы от стоимости рабочей силы. В условиях государственно-монополистического капитализма действие этой тенденции усиливается под влиянием политики цен, налогообложения, инфляции .

Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для капиталиста. Экономический интерес капиталиста как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силой, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы. Современный капитализм характеризуется усилением эксплуатации наёмной рабочей силы.

В социалистическом обществе соединение рабочей силы со средствами производства осуществляется в условиях общественной собственности на средства производства, на основе планомерной организации процесса производства. Рабочая сила в условиях социализма не является товаром. Социалистическое общество в плановом порядке учитывает стоимость жизненных благ при воспроизводстве рабочей силы.

Кажется натяжкой и сомнительным: «Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает современная научно-техническая революция. С одной стороны… С другой стороны… интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии.» Т.е в результате НТР имеем повышение трудовой нагрузки, даже и физической! Такое, конечно, бывает, но явно не как главная тенденция.

Мне кажется, что тут (в источнике - БСЭ) как раз имеется в виду, что такое может быть , но не обязательно. Об этом свидетельствует вводное слово «Так» («Так, интенсификация…»), которое я в данном контексте понимаю как «например». Я считаю важным подчеркнуть, что в результате НТР может повышаться трудовая нагрузка, что она не обязательно её снижает. Если конкретная словесная формулировка не устраивает, предложите другую.

Не надо притягивать никаких «трудовых нагрузок» (что за зверь такой?). В результате развития средств труда повышается его производительность, сл-но, при остающейся прежнею продолжительности рабочего дня норма эксплуатации растет. Т.о., степень эксплуатации современного рабочего выше , чем сто лет назад. И количество теряемых за смену калорий (например) тут ни причем: общественная норма эксплуатации стоит выше, что в переводе на «человеческий язык» означает: современный рабочий безвозмездно трудится на буржуя бОльшую часть своего рабочего дня, чем его дед или прадед.

>«трудовых нагрузок» (что за зверь такой? из контекста ясно: степень расходования физической и нервной энергии

Речь вообще идет не о норме эксплуатации, а о стоимости рабсилы. Последнее предложение («интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии») равносильно утверждению, что на более производительном оборудовании находится меньше желающих работать, поэтому им приходится платить больше. Если это и бывает, то в весьма специфических случаях, и не имеет отношения к собственно НТР (поэтому об этом странно говорить в абзаце о НТР), а к общему стремлению капитала интенсифицировать труд. Я бы заменил это предложение в некотором отношении противоположным: «Современное оборудование требует более образованной, квалифицированной и дорогой рабочей силы».

авторы БСЭ вовсе не глупы, но до конца честными они быть не могли. На конвейерах работает меньшинство и их з/п примерно такая же, как у основной массы работников. Ещё можно вспомнить такую результат НТР (который авторы БСЭ вряд ли могли иметь в виду), как шпионаж за работником (видеокамеры и т.п.). Это безусловно повышает интенсивность труда, но сомневаюсь, что повышает стоимость рабсилы — работодатель просто считает, что «отбивает» стоимость уже оплаченной рабсилы, которую до того работник у него «воровал», использую рабочее время не целевым образом.

Рабочая сила - совокупность физических, умственных, и организаторских свойств человека, приобретенных знаний и опыта, которые она применяет в процессе производства потребительских стоимостей.

Рабочая сила - главный элемент производительных сил в любом обществе. Товаром она становится лишь при определенных общественных условиях, а именно при капитализме.

Как и любой другой товар , рабочая сила имеет два свойства :

    потребительскую стоимость;

    стоимость.

Потребительская стоимость любого товара состоит в его полезности, в способности удовлетворять ту или другую потребность покупателя. Рабочую силу покупает предприниматель (капиталист). Его основной целью (потребностью) есть получение прибавочной стоимости. Итак, рабочая сила должна удовлетворить эту потребность.

Таким образом, потребительская стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего своей работой, в процессе ее производственного использования, создавать новую стоимость, причем большую, чем стоимость рабочей силы. Ни один товар такого свойства не имеет. В результате возникает разность между новой стоимостью, какую рабочий создает в процессе производства (процессе потребление рабочей силы), и стоимостью рабочей силы, которая выплачивается ему в форме заработной платы (цены рабочей силы). Эта разность и есть прибавочная стоимость , к которой так стремится капиталист и которую он присваивает безвозмездно. То есть можно констатировать: источником прибавочной стоимости есть рабочая сила.

Стоимость рабочей силы равняется стоимости средств существования, необходимых для удовлетворения обычных в данной стране и в данный период времени физических и культурных потребностей рабочего, для содержания его семьи и для обучения. Величина стоимости рабочей силы измеряется количеством времени необходимого для создания перечисленных жизненных благ.

Денежным выражением стоимости товара "рабочая сила" вступает заработная плата.

Заработная плата.

Заработная плата - это превращенная форма стоимости и цены товара рабочая сила. Превращенная форма (мнимость) здесь состоит в том, что заработная плата выступает в форме оплаты труда, хотя на самом деле есть формой оплаты рабочей силы. Если бы заработная плата равнялась стоимости полного продукта труда, то собственник средств производства не смог бы реализовать свою цель - получить прибыль. Как организатор производства он имеет право на присвоение прибавочной стоимости.

Различают виды заработной платы:

    Номинальная заработная плата - это сумма денег, какую работник получает за свою работу.

    Реальная заработная плата - это количество жизненных благ и услуг, какую рабочий может приобрести за полученные средства.

Заработная плата существует в двух формах :

    Повременная заработная плата - определяется продолжительностью работы.

    Сдельная заработная плата - определяется количеством произведенного продукта.

4. Безработица и ее формы.

Под занятостью населения понимают деятельность людей, направленную на удовлетворение их личных и общественных потребностей, и служащую, как правило, источником дохода.

Важной характеристикой использования рабочей силы служит полная занятость . В экономике под нею понимают наиболее полное использование всех экономических ресурсов, что обеспечивает потенциальный валовой национальный продукт. Полная занятость не означает 100 - процентной занятости рабочей силы. Это состояние равновесия между спросом и предложением труда .

Полной занятости соответствует естественный уровень безработицы (категория введена в экономическую науку главой монетаристов М.Фридменом). Этот уровень предполагает сумму фрикционной и структурной безработицы.

Неотъемлемой чертой рынка труда является безработица. Среднемесячный уровень (норма) безработицы исчисляется по формуле:

Уровень безработицы (%) = среднемесячная численность безработных / численность гражданской рабочей силы * 100 %

Различают следующие формы безработицы :

    Фрикционную - связанна с поиском более доходной и престижной работы, а также с переездом на новое место работы к жительства. Как правило, эта форма безработицы носит добровольный характер и вполне естественна.

    Структурную - обусловлена сдвигами в структуре общественного производства на основе научно-технического прогресса, исчезновением старых и появлением новых отраслей, профессий и специальностей. Специальности и квали­фикация рабочих не соответствуют рабочим местам в новых отраслях и производствах. Поэтому необходимо определенное время для профессиональной переподготовки и повышения квалификаций имеющихся рабочих и специалистов, а также для поиска новых рабочих мест, трудоустройства. Это время и со­ставляет структурную безработицу, которая, в отличие от фрикционной, носит вынужденный характер, но вполне естественна и неизбежна.

    Циклическую - связана с фазами экономического цикла: возрастает на стадиях кризиса и депрессии, сводится к минимуму в период бума.

    Институциональную - является результатом развития таких институтов в экономике, как социальные выплаты, гарантии. Когда пособие по безработице увеличивают, и оно становится достаточным для относительно безбедной жизни, определенная часть людей предпочитает не трудиться.

Подсчитано, что в США увеличение этого минимума на 10 % сопровождается ростом безработицы среди подростков на 1- 3 %. Правда, здесь влияет и уменьшение спроса на рабочую силу в связи с ее удорожанием.

    Технологическую - порождает внедрение новых техники и технологий, что сопровождается уменьшением потребности в рабочей силе.

    Сезонную .

Различные формы безработицы не существуют в чистом виде. В реальной экономической жизни они существуют в смешанном виде.

Безработица бывает:

    полной и частичной;

    кратковременной и длительной (в США более 15 недель);

    вынужденной и добровольной.

Относительное перенаселение в Украине нельзя отнести к классическим формам безработицы: ни к структурной, ни к циклической или технологической. Ибо в стране не происходит по-настоящему структурной перестройки, а кризис - не циклический, а системный, связанный с переходом от старой системы хозяйствования к новой, рыночной. Хотя определенные элементы фрикционной безработицы определенно присутствуют, например, в переезде водителей городского транспорта, рабочих-ремонтников, инженеров-электронщиков в ближнее и дальнее зарубежье, в переходе научных работников в сферу банковского и страхового дела.

Безработица в Украине имеет существенные особенности:

    крупномасштабная скрытая безработица в новых формах (вынужденные неоплачиваемые отпуска для многих работников, неполная рабочая неделя для трудового коллектива);

    преобладание пока в составе безработных специалистов с высшим и средним специальным образованием;

    низкая профессионально-квалификационная мобильность рабочей силы и т. д.

Важнейшей составной частью социально-экономической статистики является статистика труда. Ее показатели характеризуют численность, состав, региональное размещение и использование трудовых ресурсов; использование рабочего времени; уровень и динамику производительности труда; затраты на рабочую силу, оплату труда, условия, охрану и обеспечение безопасности труда и другие явления и процессы. В полном объеме вопросы статистики труда рассматриваются в отраслевом курсе статистики. В данной теме рассмотрены показатели численности трудовых ресурсов и рабочего времени.

Основными задачами статистики рынка труда являются:

  • сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;
  • изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;
  • изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и другим признакам) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Занятые и безработные

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

— обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: численность занятых в отраслях экономики и численность безработных.

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям населения.

Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Экономически неактивное население

Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в они не могут быть отнесены ни к , ни к .

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В россии данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Показатели занятости населения и уровня относятся к основным характеристикам социально-экономического положения страны и состояния рынка труда.

В 90-е гг. на российском рынке труда происходило уменьшение предложения рабочей силы, наибольший спад был в 1998 г. Численность экономически активного населения, несмотря на некоторое увеличение в 1999 и 2000 гг., не достигла уровня 1992 г., была меньше на 3,3 млн. чел. В больших размерах происходило уменьшение спроса на рабочую силу. Численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 6,4 млн. чел., или на 9%. Происходило высвобождение рабочей силы из государственных предприятий и организаций в связи со спадом производства, перераспределением рабочей силы между отраслями экономики, переходом из государственного в частный сектор, но в целом при уменьшении числа занятых систематически увеличивалось число безработных. Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения) в 1998 г. достиг 13,2% и до 2000 г. оставался на высоком уровне.

Коэффициент экономической активности

Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.

Задача

Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел

  • численность занятых 65,0 млн. чел
  • общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Решение

Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,

  • Численность безработных = 72,8 — 65 = 7,8 млн.чел.
  • Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
  • Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
  • = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача
  • Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
  • Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
  • Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.

Решение
  • ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
  • Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
  • Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
  • Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача

Численность занятых и безработных на даты составила:

Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коээфициенты занятости и безработицы за этот период.

Решение

1. Среднюю численность занятых и безработных вычислим по формуле простой средней хронологической.

2. Экономически активное население это сумма занятых и безработных.

  • ЭАН = 718+73,25 = 791,25

3. К занятости = 718 / 791,25 = 0,91
4. К безработицы = 73,25 / 791,25 = 0,09

Численность экономически активного населения

По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:1992, 1995 гг. — на конец октября; 2000-2007 г. — на конец ноября. С 2006 г. — включая данные по Чеченской Республике.

Тысяч человек

всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
в том числе:
занятые в экономике 71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
в том числе:
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
в том числе:
занятые в экономике 34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968

В процентах к итогу

Экономически
активное население —
всего
100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,5 92,2 92,1 92,9 93,3 94,4
безработные 5,2 9,5 9,8 8,5 7,8 7,9 7,1 6,7 5,6
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 91,1 91,9 92,2 92,5 93,0 94,0
безработные 5,2 9,7 10,2 8,9 8,1 7,8 7,5 7,0 6,0
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,9 92,5 92,0 93,4 93,5 94,7
безработные 5,2 9,2 9,5 8,1 7,5 8,0 6,6 6,5 5,3