Основы государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в россии. Становление системы бизнеса

Все элементы поддержки находятся в прочной взаимозависимости и развитие только одного направления не будет способствовать эффективной поддержке малого предпринимательства. Построение эффективной системы государственного регулирования малого бизнеса – это задача государственных органов всех уровней, с целью качественного и количественного роста предпринимательского сектора экономики.
Обобщая анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежный опыт, можно сформулировать направления развития и совершенствования малого бизнеса в нашей стране:
– снижение налоговой нагрузки является первоочерёдной задачей совершенствования поддержки малого бизнеса. Причём эта поддержка должна распространяться как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся. По официальной статистике Росстата, «...одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов» . Выделение различной финансовой поддержки в регионах, такой как гранты, субсидии, кредиты, нецелесообразно в силу того, что организации, воспользовавшись поддержкой, не развиваются из-за высоких ставок налогов и отсутствия гибкой системы для начинающих предприятий. А ведь потенциальные субъекты малого бизнеса могли бы развиваться и платить налоги в местный бюджет. «Основными преимуществами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени» . Это говорит о том, что рост доходов государства обеспечен при возможном увеличении легально зарегистрированных предприятий. Зарубежные страны с развитой экономикой прошли через этап высоких налогов и так как это привело к увеличению «теневого бизнеса», впоследствии они отказались от этого пути. Автор считает, что России следует учитывать этот опыт, поскольку налоговое законодательство основной фактор, сдерживающий развитие и поддержку малых предприятий;
– совершенствование законов о дебюрократизациии и антикоррупционного законодательства с целью снизить риски возникновения административных барьеров, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их исполнение, защитить от недобросовестной конкуренции. Говоря про административные барьеры, примером может служить опыт Испании, где за 24 часа можно зарегистрировать предприятие и заниматься деятельностью, не нуждающейся в лицензии;
– разработка мер законодательного порядка, которые стимулируют инвестирование и кредитование малого предпринимательства. Основная проблема, после налогового прессинга, с которой сталкиваются предприниматели, является затрудненный доступ и высокая стоимость к заемным финансовым ресурсам. Субсидии, которые направлены на компенсацию затрат не способны дать возможность начинающим предпринимателям организовать своё дело в силу отсутствия стартового капитала, следовательно они могли бы быть заменены на такие субсидии, которые выдавались бы перед осуществлением затрат. Такой опыт широко применяется в развитых странах;
– предоставление малым предприятиям государственных заказов. Проанализировав опыт зарубежных стран, в этом вопросе можно позаимствовать методы США и Германии, разработав жесткие требования к числу заказов в общей доле заказов, которые приходились на малые организации;
информационная помощь должна обеспечиваться на федеральном уровне, а не на региональном с целью более сильного политического влияния на развитие малого предпринимательства и отстаивание его интересов на высшем уровне власти;
– развитие поддержки малого предпринимательства для регионов. По мнению автора, эта проблема актуальна для малых городов, поскольку крупный бизнес там не развивается, а малое предпринимательство могло бы быть источником доходов местных бюджетов и созданию рабочих мест. В качестве примера можно взять опыт Голландии, где особого внимания заслуживает развитие малого предпринимательства в наиболее экономически сложных регионах. Правительство решает проблему целевого размещения малых предприятий, выдавая безвозвратные субсидии, с целью создания развитой инфраструктуры. Министерство социального развития предоставляет специальный заем и гарантирует годовой оклад для малых предприятий.
Таким образом, целенаправленная государственная поддержка малых предприятий имеет важное значение для экономики России и возможна при условии, если она опирается на стройную концептуальную основу и вытекающую из нее систему последовательных мер регулирования. Как показал зарубежный опыт, «...лишь последовательная политика государства способна быть эффективной и привести к планируемому результату – созданию благоприятных условий развития малого предпринимательства» . Кроме протекционистского подхода, включающего разработку и реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства (применяемого в России), страны с эффективно развивающейся рыночной экономикой идут по пути целенаправленного и последовательного развития макросреды бизнеса вообще, то есть создаются благоприятные условия для функционирования предприятий, начиная с федерального уровня, а именно законодательной базы. Федеральные программы и большинство региональных программ развития малого предпринимательства в России имеют лишь декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий этих программ практически не изменила неблагоприятных в целом условий их функционирования.
Использование программно-целевого подхода имеет ряд недостатков, что не позволяет решать проблемы развития малого предпринимательства. Слабым звеном в программах поддержки субъектов малого предпринимательства является расчет их эффективности. Ключевой особенностью программ поддержки малого предпринимательства, является сложность их оценки, которая обусловлена переплетением социальной и экономической составляющих. В связи с этим возникает сложность для проведения анализа с использованием классических инструментов. Основными проблемами оценки программ поддержки являются:
● определение места программ среди других программ социально- экономического развития территории, страны, региона, которая обусловлена многокомпонентным и многоотраслевым характером программ развития поддержки малого бизнеса. Опыт показывает, что решение проблем малых предприятий в отрыве от других экономических и социальных задач приводит лишь к распылению ресурсов и не дает ощутимого эффекта;
● проблема определения оптимальной не только по количеству, но и по качеству информации, которая необходима для планирования, организации и контроля программы. Эта проблема стоит наиболее остро, так как многокомпонентность программ имеет следствие проблем с выявлением её составляющих для проведения оценки, с целью принятия решения о распределении ограниченных ресурсов на финансирование;
● проблема определения и выбора показателей и критериев эффективности программ поддержки малого предпринимательства, поскольку оценка не самоцель, а средство эффективного планирования последующих программ.
● проблема выбора методики оценки программ поддержки малого бизнеса, поскольку в силу отмеченной выше ключевой особенности этих программ для оценки различных её элементов могут использоваться различные подходы.
Для решения этих проблем необходима «...последовательная политика государства, которая способна привести к планируемому результату – созданию благоприятных условий развития малого предпринимательства» .
Таким образом, для повышения эффективности государственного регулирования могут быть предложены следующие рекомендации:
комплексный анализ потребностей предпринимателей для того, чтобы своевременно на них реагировать. Это необходимо, чтобы получать системные и актуальные сведения. Необходим региональный комплексный анализ, проведение мониторинга развития малого бизнеса, чтобы выбирать обоснованные направления для развития малого предпринимательства. В том числе набор показателей для определения эффективности программ;
– чёткая регламентация процесса оценки, так как финансирование ограничено, что повысит действенность и адресность финансовой поддержки с целью рационального использования денежных средств. Это предполагает: – конкурсный отбор предпринимательских проектов, а именно проведение экспертизы поданных заявок, отбираться проекты должны по приоритетным направлениям для экономики; – формирование экспертной комиссии с целью отбора финансово устойчивых проектов;
– повышение роли информационной поддержки, в т.ч. создание электронных порталов, как элемент продвижения государственной поддержки малого бизнеса;
– мониторинг предприятий, получивших поддержку, при этом важное значение имеет определение оценки вклада в социально-экономическое развитие региона, в т.ч. оценка эффективности реализуемых программ.
Для решения проблем в области государственного регулирования малого предпринимательства необходим инновационный подход, которому характерна интегральность, учитывающая интерактивное взаимодействие всех ее элементов. Акцент при реализации данного подхода должен быть сделан на качественно-результативные и процессные индикаторы эффективности.

Налоговая система бизнеса

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства

Налог- это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер

Во всех определениях подчеркивается следующие особенности налогов:

Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются источником доходов;

Принудительный характер платежа на основе законодательства;

Участие в экономических процессах общества.

Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуются общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Одной из основных функций налогов является фискальная, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

Вторая функция налогов – перераспределительная, которая состоит в распределении части доходов хозяйствующих субъектов в пользу государству. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте.

Регулирующая функция налогов оказывает влияние на развитие производства. При этом используется выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объема накопления и потребления; их применение эффективной при стимулировании научно-технического процесса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый эффект во взаимодействии с другими
экономическими рычагами. Государство, используя вышерассмотренные функции налогов, определяет систему налогов и разрабатывает механизм их функционирования, проводит различные мероприятия в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических целей и задач общества каждого периода его развития.

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

Весь состав налогов и сборов системы налогообложения распадается на две взаимодействующие подсистемы: прямого налогообложения и косвенного налогообложения.

Более ста лет известно это разграничение налогов на две подсистемы.

1. Прямые налоги – те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальными налогами облагается объект налогообложения по внешним признакам, в личных налогах учитывается финансовое положение налогоплательщика, те есть принимается во внимание эффективность использования объекта обложения.

2. Косвенные налоги – те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

В зависимости от органа взимающего налоги и распоряжающегося ими, различают центральные (общегосударственные) и местные налоги. Центральные налоги поступают в распоряжение Республиканского бюджета, а местные налоги – в распоряжение местных органов власти.

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при поступлении обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.

По экономическому признаку различаются налоги на доходы и налоги на потребление. Налоги на доходы взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения. Налоги на потребление – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

2. Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического оазиса и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.

Другим важным принципом налоговой системы является эффективность налогообложения. Налоговая система должна содействовать стабильности экономики страны. Это выражается в том, что налоговая система должна стимулировать рост эффективности производства, ускорение научно – технического прогресса, внедрение перспективных технологий и т.п.

3. Налоговая система Республики Казахстан получила свое развитие с получением независимости нашего государства в 1991 году. Первоначальный план построения налоговой системы республики основывается на системе налогообложения России, США и Германии.

Существенно изменилось налоговое законодательство начала 90-х годов по сравнению с современным налоговым законодательством Казахстана.

Для полного анализа рассмотрим этапы реформирования налоговой системы независимого Казахстана. 16 декабря 1991 Казахстан провозглашен как суверенное и политически самостоятельное государство. Молодому Казахстану необходимо было срочно создавать свою систему формирования доходной части бюджета. В Казахстане можно выделить следующие этапы становления и развития национальной налоговой системы:

Первый этап 1991-1994 гг.

Второй этап 1995-1998 гг.

Третий этап 1999-2001 гг.

Четвертый этап начинается с 2002 г.

Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально – экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.

Основной целью налоговой политики являются обеспечение финансовыми ресурсами потребности государства.

В этой связи в результате проведения налоговой политики решаются следующие задачи :

1. Привлечение части доходов юридических и физических лиц к покрытию общегосударственных расходов.

2. Регулирование доходов юридических и физических лиц.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

В зависимости от механизма реагирования на изменение экономической ситуации налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Выделяется три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов – установление налогов на высоком уровне, однако существует вероятность того, что повышение налогов в долгосрочной перспективе приведет к снижению мотивации деятельности хозяйствующих субъектов и не даст ожидаемого прироста государственных доходов;

2. Политика оптимальных налогов – способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат, но, к сожалению, ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются;

3. Политика с высоким уровнем налогообложения, но при значительной государственной социальной защите (шведская модель).

При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются.

Таким образом, налоговая политика как совокупность научно – обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно – экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписания налоговых законов, а их совершенствование.

Принципы налогообложения РК:

· Принцип обязательности налогообложения

· Принцип определенности налогообложения

· Принцип справедливости налогообложения

· Принцип единства налоговой системы

· Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан

Глава 8. СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА

Первая мировая война оказала существенное влияние на экономику ведущих капиталистических стран. Германия вышла из войны крайне ослабленной, ее попытки установить «новый» экономический, социальный и политический порядок потребовали от немецкого народа невосполнимых жертв - 11% населения. Германия потеряла половину национального богатства, практически все колонии, важнейшие промышленные районы, на которые приходилось 75% добычи руды и цинка, 20% угля, 20% выплавки чугуна. Положение усугублялось необходимостью выплаты репараций победившим странам, галопирующей инфляцией.

Англия и Франция, хотя и являлись странами-победительницами, оказались в серьезной финансовой зависимости от США, утратили капиталы и рынки сбыта, понесли значительные людские потери. Англия лишилась значительной части военного и торгового флота, не сумела сохранить свои позиции на Востоке и в Латинской Америке. Приобретения этих стран выражались в денежных выплатах со стороны Германии, присвоении части бывших ее колониальных владений.

Япония за годы войны укрепила экономику, поскольку ведущие отрасли промышленности - текстильная и тяжелая - испытывали подъем. Однако она потеряла рынки в Юго-Восточной Азии.

США вышли из войны, упрочив свои позиции как лидера мирового хозяйства. Они были главным поставщиком вооружения и боеприпасов, продовольствия, сырья, промышленных товаров воюющим странам. Американский экспорт за период 1914-1919 гг. возрос более чем в три раза - с 2,4 до 7,9 млрд долл. Война была «большим бизнесом» для предпринимателей. Их прибыль за эти годы достигла почти 35 млрд долл. Благодаря массированному экспорту США сосредоточили в своих руках половину мирового золотого запаса, став главным экпортером капиталов, превратившись из страны-должника в страну-кредитора.

Во время войны и послевоенный период усилилась взаимосвязь и взаимозависимость между центрами мирового капиталистического хозяйства. Англия и Франция оказались привязанными к США значительными долгами, ввозимыми из-за океана промышленными товарами. Кроме того, интересы Японии, Англии, США противоречили друг другу на рынках Юго-Восточной Азии.

В этих условиях любые проявления нестабильности в одном из центров мирового хозяйства приводили к сбоям всей системы. Ярким примером этого был мировой экономический кризис 1929-1933 гг., разразившийся в США, который вскоре охватил все мировое хозяйство, кроме СССР. Кризис показал, что капитализм утратил способность к саморегулированию. Насущной необходимостью стала радикальная перестройка экономической системы, включение в нее определенного регулирующего механизма.

Во всех странах во время кризиса шел напряженный поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Создавались различные системы регулируемого капитализма: от либерально-демократической модели в США до фашистской диктатуры в Германии, Италии, Японии.

8.1. Либерально-демократическая модель регулируемого капитализма. США

Послевоенный экономический подъем: предпосылки, проявления и последствия. После кратковременного спада 1920-1921 гг., вызванного конверсией промышленности, в США начался бурный экономический подъем, продолжавшийся с 1924 до 1929 г.

Его главной предпосылкой была широкая модернизация промышленности, включавшая внедрение последних достижений научно-технического прогресса, научных методов организации производства. Финансовой базой этого процесса являлись огромные прибыли, извлекаемые американскими корпорациями, экспортировавшими капиталы и товары в европейские и другие страны. В период с 1923 по 1929 г. их чистая прибыль составляла более 50 млрд долл.

Наиболее активно подъем происходил в отраслях, связанных с научно-техническим прогрессом. Основой формировавшегося хозяйственного комплекса были автомобильная промышленность и примерно десять отраслей, тесно связанных с ней: алюминиевая, сталелитейная, нефтехимическая, электротехническая, химическая, стекольная, резиновая и др., а также новые виды промышленного производства - радиотехническое, авиационное и др. Все они работали как на потребительский, так и на рынок средств производства.

Символом процветания США стал автомобиль. Компании «форд», «Дженерал моторе», «Крайслер» выпускали 3 / 4 мирового объема производства автомобилей. Они увеличили их выпуск с 1921 по 1929 г. более чем в три раза - с 1,5 до 4,8 млн шт. Главными количественными показателями подъема были рост промышленного производства на 23%, производительности труда и заработной платы на 43%.

Качественные показатели подъема выражались в повышении благосостояния, особенно квалифицированных рабочих, людей, занимавшихся мелким и средним бизнесом. Средний класс составлял 60% населения страны. К концу 1920-х гг. удельный вес заработной платы в национальном доходе составлял 80%. Доля фонда потребления в валовом национальном продукте достигла тоже 80%. В структуре личного потребления 40% приходилось на оплату товаров и услуг, из которых 1 / 8 расходовалась на приобретение товаров длительного пользования.

В этот период потребительский рынок был насыщен товарами массового спроса. Почти каждая семья имела радиоприемник, холодильник, стиральную машину, другую бытовую технику. Семьям представителей средних классов были доступны и легковые автомобили.

За годы экономического подъема в США был достигнут уровень массового производства товаров и услуг. Американская экономика сделала громадный рывок, оставив позади весь остальной мир. До сих пор американские политики и ученые оценивают эти годы как период наивысшего процветания страны за всю ее историю.

Сформировалась концепция американского типа цивилизации, основные положения которой заключались в утверждении национального превосходства, неограниченных возможностей, в том числе бизнеса, основанного на индивидуализме, свободной конкуренции, отрицании государственного вмешательства в экономику. Основоположник классической экономической теории А. Смит, отстаивавший позиции экономического либерализма, стал чуть ли не национальным героем страны.

На фоне общего экономического подъема ряд отраслей испытывали серьезные трудности, многие рынки были перенасыщены, формировавшееся общество потребления отторгало продукцию судостроения, угольной, текстильной, швейной промышленности. В тяжелом положении находилось сельское хозяйство. Эти обстоятельства стали причиной нараставшей несбалансированности между производством и потреблением. Необходимо было начать перестройку не испытывавших подъема секторов экономики. Застой производства рассматривался как временное явление, процветание казалось вечным. Президент Г. Гувер в марте 1929 г. обещал всем слоям общества процветание - «цыпленка в каждой кастрюле и две машины в каждом гараже».

Экономический кризис 1929-1933 гг. Однако действительность самым жестоким образом опровергла оптимистические прогнозы. Паника на Нью-Йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. была подобна грому среди ясного неба. Общие потери были колоссальными. Курсы акций ведущих компаний в 1929-1932 гг. катастрофически упали. Цены на акции компании «Дженерал моторе» снизились в 80 раз, «Нью-Йорк сентраль» - в 51 раз, «Радио-корпорейшн» - в 33 раза, «Крайслер» - в 27, «Юнайтед стил» - 17 раз и т.п. Общая цена акций, котировавшихся на бирже, за годы кризиса уменьшилась в 4,5 раза.

Биржевая паника была вызвана волной массовых продаж акций. В 1920-е гг. биржевая спекуляция базировалась на кредитных средствах. Покупатели акций в широких масштабах пользовались ссудами коммерческих банков и других специализированных учреждений. Когда курсы акций, оторвавшись от номинала, начали идти вниз, кредиторы потребовали возврата ссуд. Спекулянты с целью получения необходимых средств начали продавать акции, ускоряя этим падение их курса.

Обвал курсов ценных бумаг на Нью-йоркской бирже спровоцировал финансово-экономические потрясения во всех странах западного мира. Кризис приобрел всеохватывающий характер. Однако наибольшие потрясения выпали на долю США.

Страна вступила в полосу краха финансовой и кредитной систем, который выражался в массовой волне банкротств. За 1929-1933 гг. разорилось 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд долл. Федеральная резервная система заняла пассивную позицию, оставив без финансовой поддержки коммерческие банки. Следствием кредитного кризиса явился отказ от золотого стандарта. Курс доллара по отношению к паритету снизился с января по декабрь 1933 г. на 36%.

Практически во всех отраслях промышленности наблюдалось сокращение объема производства. В результате ухудшения экономического положения в стране сократились капиталовложения в производство, что в большой степени повлияло на снижение его уровня. Промышленное производство в целом сократилось почти наполовину - на 46,2%. Выпуск автомобилей уменьшился на 80%, выплавка чугуна - на 79%, стали - на 76%.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы уменьшился к 1934 г. на 36%, кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и уплату налогов. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали - пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином и запахивали.

За годы кризиса разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов около 1 млн фермерских хозяйств, т.е. 18% от общего числа. В результате фермеры лишались собственности на землю. Тысячи разоренных фермерских семей вынуждены были покидать родные места и пополнять ряды многочисленной армии безработных в городах. Число переселенцев только в 1930-1931 гг. составило 3808 тыс. человек.

Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза, внутренней - в два раза. Национальный доход уменьшился приблизительно в 1,5 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

Неизбежным спутником кризиса являлись социальные потрясения. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн человек. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Заработная плата снизилась более чем вдвое.

В конце 1933 г. количество безработных в США достигла 17 млн человек. С учетом членов семей они составили почти половину всего населения. Бедственное положение безработных усугублялось отсутствием социальной помощи. Многие лишились жилья, возникли выстроенные из ящиков и строительных отходов «гуверовские городки» - поселения безработных на окраинах городов. Только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибло 2 тыс. человек.

Кризис оказал огромное психологическое воздействие на миллионы американцев. Была подорвана вера во всемогущество индивидуального бизнеса, его способность обеспечивать социальные гарантии. Постепенно происходил поворот в массовом сознании. Его выражением явилось мощное социальное движение, кардинальные изменения политической ориентации основной части населения.

Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. Был создан Национальный совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовало 1,2 млн безработных. В горнодобывающей, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила 1 млн человек. Организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (1931-1932), поход ветеранов Первой мировой войны (1932). Была создана стачечная ассоциация фермеров. Фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Активизация массовых социальных протестов вызвала напряжение политической обстановки. Даже представители деловых кругов осознавали несостоятельность республиканской администрации. На проходивших в 1932 г. президентских выборах убедительную победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом. На выборах за него отдали голоса 22,8 млн человек, а за Г. Гувера - 15,7 млн человек. Рузвельт предложил для выхода из кризиса набор реформ, вошедших в историю под названием «Новый курс».

Основные направления «Нового курса». Предложенная программа не была заранее обдуманной системой нововведений. В течение первых 100 дней закладывались основы экономической политики правительства. Ее теоретической основой стало учение выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни. Его идеи легли в основу «Нового курса», который делят на два этапа: первый - 1933-1935 гг., второй - 1935-1938 гг. Прежде всего были проведены банковская и финансовая реформы. Они начались с закрытия банков (до 9 марта 1933). На этот день была созвана чрезвычайная сессия конгресса, которому предложили утвердить Чрезвычайный закон о банках. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на этот шаг. В принятом единогласно законе предусматривалось возобновление функций банков и получение правительственных кредитов из Федеральной резервной системы.

Экспорт золота запрещался. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4 / 5 банков - членов Федеральной резервной системы. Ранее созданная Реконструктивная корпорация расширяла свои операции. За первые два года «Нового курса» сумма выданных ею займов превысила 6 млрд долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41%.

После успеха Чрезвычайного закона о банках президент, окрыленный успехом, начал заваливать конгресс законопроектами. Он рекомендовал резкое снижение заработной платы федеральным служащим, членам конгресса и пенсий ветеранам войны. Несмотря на сильное сопротивление Сената, закон был принят 20 марта. В конце 1933 г. было разрешено употребление спиртных напитков и введен значительный налог на их продажу.

Заслуживает внимания примененный правительством Рузвельта метод девальвации доллара. Его девальвация затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят Закон о золотом резерве , устанавливавший новую цену на золото, которая существовала до 1971 г.

Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.

Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков была создана Корпорация по страхованию банковских вкладов , а также приняты меры защиты вкладов от рисков биржевой спекуляции. Введение государственного страхования повысило доверие вкладчиков и остановило отток вкладов из банков.

Центральное место в «Новом курсе» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят Закон «О восстановлении национальной промышленности» . Для ее проведения была созданаАдминистрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии - торговой палаты, «Дженерал моторе», группы Моргана и других концернов, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.

Закон вводил систему государственного регулирования промышленности и включал три раздела.

Первый предусматривал меры, способствовавшие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на Кодексы честной конкуренции , в которых устанавливались правила относительно объема производства, применения однотипных технологических процессов, техники безопасности, конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей разделила всю промышленность на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел заработной платы (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели, устанавливались объемы производства, рынки сбыта продукции, единая политика цен. Кодексы запрещали детский труд. В случае утверждения кодекса президентом он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской промышленности и торговли.

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и образования фонда общественных работ с указанием порядка использования его средств. Для оказания помощи безработным конгресс создал Администрацию общественных работ , которой выделялась невиданная по тем временам сумма - 3,3 млрд долл.

В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Для этого был учрежден Гражданский корпус сохранения ресурсов . Рузвельт предложил конгрессу направить безработных молодых людей в лесные районы. Тем самым, считал президент, удастся улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи, а главное, о чем умолчал президент, убрать из городов горючий материал.

Уже в начале лета были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей из семей, получавших помощь, а также безработных ветеранов. Там они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-технического персонала, во всем остальном они подчинялись офицерам, мобилизованным из армии. В лагерях вводилась воинская дисциплина, включая строевые занятия.

Рузвельт Ф.Д. потребовал создания Чрезвычайной федеральной администрации помощи , на которую следовало ассигновать 500 млн долл. для прямых дотаций штатам. Полученные средства распределялись среди нуждающихся. Конгресс вотировал закон. Раздача пособий облегчала положение прозябавших в нищете, но не подвигала ни на шаг к решению проблемы занятости.

В 1933 г. было создано Управление бассейна реки Теннесси , деятельность которого являлась воплощением мечты Рузвельта - строителя лучшей Америки. Деятельность управления преобразила этот регион. К пяти плотинам было добавлено 20, река стала судоходной. Значительно было улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, поднялись молодые леса. Показателем успеха был резкий рост доходов населения бассейна реки.

В годы кризиса работа была предоставлена 40 тыс. человек. Трудом безработных на юге США создавалась современная инфраструктура - строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т.п. Комплексное развитие этого экономического района был первым опытом «встроенного стабилизатора» (этот термин появился в 1950-х гг.) - вмешательства государства в развитие хозяйства.

Вторым важным законом стал Закон о регулировании сельского хозяйства , принятый конгрессом США в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была учрежденаАдминистрация регулирования сельского хозяйства. В целях преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг.

Во-первых, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства для которых собирались за счет налога на компании, налога на муку и хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения закона существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.

Во-вторых, вводилось финансирование государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд долл.

В-третьих, правительство получило право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд долл. казначейских билетов и государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд долл. Продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что было запахано 10 млн акров засеянных хлопком площадей, уничтожена ¼ посевов других культур. За один год действия Администрации регулирования сельского хозяйства было забито 23 млн голов крупного рогатого скота и 6,4 млн голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом, удалось удержать цены и улучшить положение в аграрном секторе - доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы.

Меры, предусмотренные Законом о регулировании сельского хозяйства, затрагивали, прежде всего, мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения объемов производства. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами.

Важной инициативой правительства в области внешней политики явилось принятие Закона о торговле 2 марта 1934 г., предусматривавшего при подписании торговых договоров взаимное снижение тарифов на 50% по усмотрению президента «в интересах американской промышленности и сельского хозяйства». Цель закона - увеличить экспорт, открыть для США иностранные рынки. Закон был радикальной мерой в самой протекционистской стране и дал через несколько лет ощутимые выгоды для США.

После первых «стадией» Ф.Д. Рузвельта экономика страны заметно оживилась. Официальный индекс промышленного производства вырос с 56 пунктов в марте до 101 в июле, цены на сельскохозяйственные продукты - с 55 до 83 пунктов, розничные цены на продовольствие подскочили на 10 пунктов. Занятость в июле на 4 млн человек превысила мартовский уровень, 300 тыс. молодых людей выехали в лагеря, а стремительное расширение системы федеральной помощи явилось проблеском надежды для безработных. Несмотря на заявления профсоюзов о том, что за счет этих лагерей идет милитаризация труда и сбивается заработная плата, они были очень популярны. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое - до 500 тыс. человек, а всего до Второй мировой войны в них побывало около 3 млн. человек.

Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными. На них к январю 1934 г. было занято 5 млн человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

Центральное место в «Новом курсе» занимал Закон о восстановлении промышленности . Первоначально он исходил из компромисса между предпринимателями и рабочими. Для предпринимателей была важна отмена антитрестовского законодательства. Профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в одном из пунктов «кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать заработную плату на минимальном уровне, а продолжительность рабочей недели - на максимальном. После введения таких кодексов общий уровень заработной платы снизился.

Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон следует рассматривать как принудительную, но удобную для американских монополий форму картелирования.

Монополии использовали «кодексы честной конкуренции» и отмену антитрестовского законодательства в своих интересах. Происходил не крутой подъем производства, а раздел рынков между ними. При этом цены на промышленные товары постоянно повышались.

Рузвельт неоднократно выступал с достаточно жесткими предостережениями в адрес предпринимателей. Они же взваливали вину на правительство, обвиняя его в «чрезмерной централизации и диктаторском духе».

Представители крупного бизнеса критиковали законы, регулировавшие промышленное и сельскохозяйственное производство, с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в них почти «государственный социализм». Мелкие предприниматели считали, что эти акты ослабляли их позиции в конкурентной борьбе с монополиями.

В мае 1935 г. Верховный суд признал неконституционность мероприятий, проводимых президентом в области регулирования промышленности и сельского хозяйства. Суд указал, что установление минимальной заработной платы и максимальной рабочей недели противоречат конституции. Налог на фермы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственные продукты, также был признан неконституционным. Таким образом, американская рыночная система признала нетерпимым прямое вмешательство государства в дела экономики. Первый этап «Нового курса» подошел к концу. Его продолжение принесло американскому народу самые значительные социальные завоевания. С 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой.

Отмена закона о восстановлении промышленности вызвала подъем движения трудящихся. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутимым. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций. Были созданы Рабочий альянс Америки, а также Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

В заключительном параграфе учебника Основы бизнеса мы вернемся к определению, которым открывался самый первый параграф учебника: Вся история человеческого общества, а также его современное состояние так или иначе связаны с бизнесом. Что значит так или иначе? Изучая современное состояние бизнеса, мы выяснили, что деловые отношения между субъектами бизнеса осуществляются в специфической среде, которую мы определили как экономическую и неэкономическую среду бизнеса. Тем самым мы выяснили, что любые явления, происходящие на всех уровнях организации человеческого общества, связаны с современным бизнесом либо непосредственно, либо опосредованно. Определяя, далее, бизнес как органическую систему, мы сформулировали важнейшие положения о системных (интегративных) качествах бизнеса, о целостности данной системы, о системной интеграции элементов бизнеса и связей между ними.

Между тем, важно разобраться также и с другими вопросами, а именно: всегда ли бизнес представлял собой такую же систему, какую мы имеем возможность наблюдать и анализировать сегодня, в начале двадцать первого века, когда сделалось возможным говорить о целостности бизнеса, при каких условиях противоречия и взаимодействия субъектов в среде бизнеса начали проявляться как взаимно обусловливающие события, в какой момент системные качества бизнеса сделали систему бизнеса устойчивой и воспроизводимой (мультиплицируемой), наконец, каким образом центробежная и центростремительная тенденции развития бизнеса стали силами, уравновешивающими друг друга. Необходимо выяснить, что значит так или иначе в историческом плане.

Современный бизнес, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, принято называть цивилизованным. Под цивилизованностью бизнеса обычно понимается целостность системы бизнеса, внутри которой противостояние субъектов бизнеса не приводит к катастрофическим потрясениям всей этой системы. Однако, таким – целостным, цивилизованным - бизнес был не всегда. Становление бизнеса как органической системы, прослеживается исторически. В предыдущих параграфах отчасти уже затрагивался вопрос о становлении деловых отношений, свойственных рыночной экономике. Этот же вопрос на более конкретном материале под другим углом зрения мы раскроем в настоящем параграфе.

Рыночная экономика вышла из недр предшествующих экономических форм человеческого общества, и следовательно, субъекты и стартовые условия бизнеса формировались в ходе эволюционного и революционного движения в сторону закрепления за рынком доминирующей роли в осуществлении сделок.

Под стартовыми условиями бизнеса здесь и далее понимается совокупность предпосылок трансформации производственных, потребительских, трудовых, управленческих и иных потребностей людей в их деловые интересы, превращения хозяйствующих субъектов в полноценных субъектов бизнеса, обладающих необходимыми ресурсами для ведения дела и для вступления в деловые отношения с другими субъектами.

Категория стартовые условия бизнеса, является, как и категория среда бизнеса многоуровневой. Можно говорить о стартовых условиях бизнеса на микроуровне (ресурсные, концептуальные и иные условия готовности субъектов бизнеса к вступлению в сделки), на макроуровне (степень готовности государств координировать и содействовать развитию деловых отношений), на мегауровне (степень готовности мирового сообщества к восприятию и использованию системных качеств бизнеса).

Процесс создания предпосылок развертывания всех видов бизнеса (прежде всего предпринимательского и наемно-трудового), формирования самих фигур предпринимателей, способных организовать собственное дело, инвестируя и реинвестируя средства в предпринимательскую деятельность, и наемных работников, способных свободно передать свою рабочую силу в распоряжение работодателей, получил определение первоначального накопления капитала .

Это определение содержит оценку того потенциала, с которым предприниматели и другие субъекты бизнеса как бы выходят на старт деловых отношений.

Существует точка зрения, согласно которой первоначальное накопление капитала охватывало лишь период разложения феодального общества. Такая точка зрения представляется необоснованной. В действительности признаки первоначального накопления капитала, во-первых , можно было обнаружить раньше, в предшествующих феодализму способах производства, а во-вторых , признаки первоначального накопления капитала налицо и в современной действительности.

Важно отметить, что в недрах разных способов производства, первоначальное накопление капитала неизбежно отражало социально-экономические особенности этих способов производства.

Первоначальное накопление капитала, в частности, опиралось в прошлом на отношения личного господства и угнетения, которые простирались от форм рабовладения и крепостничества до форм вассальной зависимости и абсолютной монархии.

В рабовладельческом обществе труд самого рабовладельца и членов его семьи, имевший место при первобытном строе и патриархальном рабстве, утрачивал свое значение. Рабовладелец и члены его семьи полностью освобождались от участия в процессе труда, и производство осуществлялось исключительно силами самих рабов. Рабовладелец накапливал капитал за счет эксплуатации рабов и присвоения результатов их труда.

Первоначальное накопление капитала происходило в форме увеличения количества денег, земли, рабочего скота, орудий труда, рабочей силы самих рабов в руках рабовладельцев- предпринимателей. Главным средством накопления капитала были захватнические, грабительские войны, ставшие своеобразным видом предпринимательской деятельности, обеспечивавшей

рабовладельцев рабами и материальными ценностями. Рабы принуждались к труду под страхом смерти, физического уничтожения. Принуждение к труду было, таким образом, открыто насильственным. Рабы были превращены в разновидность рабочего скота, на котором лежала вся тяжесть производительного труда.

Положение раба в рабовладельческом обществе было весьма точно определено великим греческим философом Аристотелем.

Раб, – писал он, – является в известной степени одушевленной частью собственности… Раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб.

В Древнем Риме раба называли орудием, одаренным речью (instrumentum vocale ), в отличие от тяглового животного – мычащего орудия (instrumentum semivocale ) и неодушевленного, мертвого орудия (instrumentum mutum ), каким был всякий рабочий инвентарь.

Стремление рабовладельцев к постоянному увеличению размеров накопления капитала порождало жестокие, варварские методы эксплуатации, основанные порой на зверских методах насилия и угнетения. Это приводило к быстрому износу рабочей силы рабов, высокой смертности и короткой продолжительности жизни.

Первоначальное накопление капитала в эпоху феодализма также основывалось на отношениях личного угнетения, хотя последние имели иную форму, нежели в рабовладельческом обществе. Крепостные крестьяне лично не принадлежали феодалам, но они были прикреплены к земле феодала. Поэтому накопление капитала базировалось на внеэкономическом принуждении к труду и также имело насильственный характер. Объекты накопления изымались у крестьян и передавались феодалам. Феодальная организация труда держалась на дисциплине палки.

Первоначальное накопление капитала в рабовладельческую и феодальную эпохи осуществлялось также на основе перераспределения средств в пользу государственных чиновников и высшей знати через применение налогов, сборов, податей и иных форм изъятия средств.

Обратимся, наконец, к периоду разложения феодального общества и перехода к рыночной экономике. Этот период развития человеческого общества является наиболее важным для становления системы бизнеса. Именно в рыночной экономике прекратилась эксплуатация одних людей другими, что позволило обеспечивать суверенитет субъектов разнообразных общественных отношений, а это в конце концов сделало возможным и достижение консенсуса интересов данных субъектов.

Системные качества бизнеса начали формироваться именно в период перехода к рыночной экономике. Следовательно, именно в данный период человеческой истории бизнес, проявлявшийся ранее в виде случайной совокупности отдельных процессов, начинает превращаться в системный объект. В свою очередь становление рыночной экономики является основанием для становления и системы бизнеса, т.е. для формирования ее элементов, связей между ними как единого целого, среды и инфраструктуры бизнеса.

В период перехода к рыночной экономике, который наиболее развитых странах имел место несколько веков назад, а в так называемых развивающихся странах имеет место в настоящее время, возникли новые формы первоначального накопления капитала. Они были разными. Некоторые из них происходили на легальной основе и вписывались в действовавшее законодательство, хотя и содержали насильственные методы эксплуатации.

Можно выделить следующие легальные методы накопления капитала в период перехода к рыночной экономике:

Создание мануфактур с использованием феодальных методов прикрепления работников к средствам производства;

Перепрофилирование землепользования, сопровождающееся массовым сгоном крестьян с земли и превращением их в бродяг и бездомных (такие процедуры во многих странах сопровождались изданием специальных законов о бродяжничестве, по которым людям запрещалось быть бездомными под страхом смерти);

Накопление капитала в результате ростовщичества и спекуляции, включая навязывание государственными чиновниками невыгодных клиентам условий кредитования и коммерции;

Покровительственная таможенная политика государства, обеспечивающая конкурентные преимущества товарам своих предпринимателей;

Раздача государственными служащими эксклюзивных прав отдельным предпринимателям;

Накопление капитала на государственном уровне с использованием навязываемых обществу государственных займов;

Успешное проведение так называемых торговых войн.

Некоторые методы накопления капитала имели в период разложения феодальных отношений и становления рыночной экономики полулегальный характер . Это были совершенно разные способы накопления капитала, общим для них было одно – они применялись как бы на грани нарушения законов государства или отдельных международных норм, признанных государством.

К числу полулегальных методов накопления капитала в период становления рыночной экономики можно отнести следующие:

Осуществление государственными служащими и предпринимателями, коммерческих махинаций с использованием противоречий в законодательстве;

Участие государственных служащих в учреждении новых компаний, создаваемых в форме акционерных обществ или иначе;

Коррупция, взяточничество и вымогательство как форма участия государственных служащих в регулировании предпринимательской деятельности;

Колониальное ограбление зависимых народов, включая колониальную торговлю и куплю-продажу рабов;

Ведение захватнических войн с целью приобретения новых земель, производственного потенциала и рабочей силы.

Наконец, некоторые методы накопления капитала в период становления рыночной экономики имели просто нелегальный , т.е. преступный характер. К их числу правомерно отнесение следующих методов:

Пиратский промысел в качестве особой формы накопления капитала;

Разбойные нападения, убийства, грабежи с целью увеличения размеров капитала.

Первоначальное накопление капитала в период становления системы бизнеса осуществлялось и осуществляется, образно выражаясь, не в белых перчатках. Об этом важно сказать не только ради сравнения присущих ему методов с современными инструментами цивилизованного бизнеса. Необходимо подчеркнуть, что переход к рыночной экономике никогда не основывался на наличии, создании или обеспечении равных стартовых условий бизнеса . На старт деловых отношений будущие субъекты бизнеса всегда выходили с разной степенью концептуальной, ресурсной, финансовой, политической готовности. Они по-разному изучали и оценивали свои деловые возможности и свой потенциал (не всегда объективно и обоснованно), их целеполагание не всегда соответствовало потребностям рынка и - самое главное – они обладали разным потенциалом и разными стартовыми конкурентными преимуществами. Поэтому несовпадение стартовых условий бизнеса делает неизбежным возникновение противоречий между субъектами бизнеса (и шире – в среде бизнеса) уже на старте их отношений.

Однако разные потенциальные субъекты бизнеса, будучи в неодинаковом положении на старте бизнеса сообразно степени готовности каждого из них к вступлению в сделки с другими субъектами бизнеса, тем не менее оказывались и оказываются в одинаковом статусном положении – каждый из них приобретал суверенитет именно в качестве субъекта бизнеса и начинал требовать учета своих интересов со стороны других субъектов бизнеса. Именно поэтому отсутствие белых перчаток на старте становления системы бизнеса не ставит под сомнение возможность формирования впоследствии вполне цивилизованной современной системы бизнеса, очевидцами поступательного развития которой в развитых странах с рыночной экономикой и в рамках международной экономической интеграции этих стран на мегауровне деловых отношений мы являемся. Стартовые противоречия в среде бизнеса не должны, следовательно, подводить субъектов бизнеса с силой неизбежности к взаимным антагонистическим противостояниям , консенсусного выхода из которых не бывает.

В период становления системы бизнеса деловые отношения еще не имели характера сформированной целостности. Это случилось позднее, когда период становления системы бизнеса был завершен, системные признаки бизнеса приобрели устойчивый характер, противоречия между субъектами бизнеса утратили антагонистический характер. Тем самым система бизнеса стала сформированной . В развитых странах формирование системы бизнеса завершалось во второй половине 20 века. Последнюю черту под процессом становления системы бизнеса в западноевропейских странах подвело создание в конце прошлого столетия Евросоюза, фактическая ликвидация в Западной Европе государственных границ и переход к общей для большинства западноевропейских стран валюте – евро.

Важно при этом также не забывать, что современный бизнес сформировался именно в результате первоначального накопления капитала. Он содержит отдельные пережитки прежних форм этого процесса и при определенных условиях может воспроизводить тенденции прошлого . Это проявляется, например, в формах разного рода корыстных преступлений, использовании рабства, коррупции в среде государственных служащих.

Пережитки прежних форм накопления капитала часто определенным образом влияют на формирование сознания современных людей. Игра маленьких детей в рабов может быть расценена лишь как шалость, соответствующая возрасту, но когда в сферу бизнеса проникают люди, исповедующие принципы вседозволенности – это уже социально опасное явление. Вместе с тем, без первоначального накопления капитала были бы невозможны значительные изменения в развитии экономики, развитии общества.

Следует иметь в виду, что если развитые страны уже, как правило, миновали период первоначального накопления капитала, то развивающиеся страны, а также государства с переходной (или транзитивной) экономикой, как, например, Россия и другие государства бывшего СССР, как раз находятся в этом периоде своей эволюции. Тема первоначального накопления капитала весьма актуальна для нашей страны. По некоторым признакам, в России сегодня как раз разворачивается подобный процесс, имеющий немало выделенных выше методов.

Разница в стартовых условиях бизнеса может быть обнаружена и на микро- , и на макроуровнях бизнеса. Разная степень готовности к началу деловых отношений была присуща в прошлом и отдельным потенциальным субъектам бизнеса, и отдельным государствам, влиявшим своей экономической политикой и практикой установления и применения правовых правил и норм на ускорение, либо на замедление процесса становления национальных систем бизнеса.

Скажем, для развития деловых отношений во Франции исключительное значение имело принятие Наполеоном в начале 19 века Гражданского кодекса, который по сути закрепил принцип суверенитета всех субъектов бизнеса. В России же, напротив, революция 1917 года и последовавшие за ней события затормозили становление системы бизнеса, отдельные элементы которой начали складываться в предшествующий период, почти на 80 лет.

В течение этих десятилетий бизнес в России (в СССР) считался официально упраздненным. В основополагающим юридических документах занятие частнопредпринимательской деятельностью, осуществление операций с иностранной валютой, спекуляция (под ней понимались по сути любые формы частной торговли), признавались незаконными. Имело место и идеологическое осуждение бизнеса и людей, которых можно было определить как субъектов бизнеса.

Считалось, в частности, что бизнес почти полностью изжит из советской экономики (за исключением внешнеторговых операций спецэкспортеров и специмпортеров продукции), поскольку в стране якобы повсеместно утвердилась общенародная собственность на средства производства, а национальная экономика стала полностью планово-распорядительной – распоряжение ресурсами и доходами на макроуровне экономики происходило якобы по принципу от каждого по способностям, каждому по труду. Предприниматели же в этой ситуации соотносились исключительно с преступным миром. В популярном телесериале Следствие ведут знатоки исполнялась песенка о том, что кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет. Выходило, что все мы живем честно и не занимаемся бизнесом, но вот кто-то, причем не везде, а лишь кое-где, и разумеется, всего лишь порой (правда, у нас) занимается бизнесом и живет нечестно.

Между тем, бизнес был весьма распространенным явлением в планово-распределительной экономике.

Бизнесом занимались:

потребители, осуществлявшие поиск дефицитных товаров. Их действия, включая дифференциацию рынков по региональным, ценовым, фирменным, товарным и иным признакам для последующего приобщения к дефициту, вероятно могли бы оснастить примечательными примерами любого специалиста по теории бизнеса, если бы он решил обратиться в поисках подходящих примеров к советскому опыту; – руководители предприятий и их экономические службы . Для них бизнес сводился к переписке с контрагентами и верхами, ведению ведомостей, составлению справок для начальства, торговле с начальством по поводу корректировки планов, отовариванию фондов, добыванию транспортных средств, обмену дефицитным оборудованием, навешиванию нагрузки (неходовых товаров) к дефициту, даче взяток, приему взяток, ведению двойного счета.

Так происходило поскольку вместо полноценных деловых отношений в советской экономике имели место так называемые планомерные товарные отношения, при которых деловые связи между субъектами экономики устанавливались якобы не по личной инициативе этих субъектов, а по воле планирующего и распределяющего объекты сделок начальства.

Однако родовые признаки бизнеса сохранялись и в таких условиях. Правда, выгода бизнесменов имела преходящий и централизованно регулируемый характер. Так, предприятия не зарабатывали прибыль, не получали ее после удачно совершенной сделки – они получали ее по разнарядке сверху, выполнив плановое задание. Суть сделки состояла в получении такого задания по созданию прибыли, которое легко можно было выполнить. Произведенная прибыль была одним из наиболее важных оценочных показателей работы советского предприятия.

В течение 80 лет систему бизнеса, объективно формировавшуюся в российской экономике, пытались административно упразднить, Однако известно, что объективные явления упразднить нельзя, даже если они очень не по душе отдельным (или многим) чиновникам - представителям административного сообщества. И в результате система бизнеса отомстила за себя. Попытки ликвидировать бизнес в России в конце концов привели лишь к тому, что он начал проявляться в извращенном виде. При этом вместо полноценных деловых связей между суверенными субъектами бизнеса сформировались следующие разновидности извращенного рынка (квазирынка ), а именно:

черный рынок, на котором товары продавались с черного хода,

серый рынок, осуществлявший комплексное обслуживание граждан и организаций по принципу ты - мне, я - тебе,

розовый рын o к , охватывавший каналы спецснабжения отдельных категорий граждан за счет остальных категорий граждан.

Имели место и другие формы теневого бизнеса: приписки к экономической отчетности предприятий, завышение цен, манипуляции с плановыми и отчетными показателями на микро- и макроуровнях экономики, получение не заработанной зарплаты, искаженная государственная статистика. Данные явления происходили на фоне хронического дефицита практически всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, повсеместной неконкурентоспособности предприятий торговли и сферы услуг, переполнения каналов денежного обращения необеспеченными реальной продукцией денежными знаками.

В советской экономике имелись также и подпольные биржи, и нелегальные валютные аукционы, и мафиозный менеджмент, и конкуренция покупателей за дефицит, и подпольная торговля рабочей силой, и даже скрытое рабство.

Важно отметить и то обстоятельство, что все эти явления также имели вполне системный характер.

В заключение параграфа отметим, что системный характер бизнеса оказался естественным препятствием краха и распада рыночной экономики, которые предсказывались теоретиками перехода от капитализма к коммунизму. Как и всякая иная система, движущаяся в сторону укрепления своей целостности, бизнес не только не уступил место нерыночным коммунистическим отношениям, но напротив, развился в свое современное состояние.

Попытки же административного упразднения бизнеса в России не дали таких результатов, на которые рассчитывали. Они лишь на много лет затормозили нормальный ход экономического развития страны.

В настоящее время становление системы бизнеса в России не завершено, система бизнеса не сформирована, а системные качества бизнеса не проявляются в полной мере. Российская экономика является переходной к рынку (транзитивной), период первоначального накопления капитала не завершен. И сегодня осуществление преобразований в экономике, усиление рыночных начал в ней есть, прежде всего, стремление наверстать упущенное, вернуть Россию на путь естественного развития, сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке товаров и услуг.

План

Введение

1 История эволюции представлений о роли государства в экономике

1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»

2. Становление системы государственного регулирования в России

2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе

2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства? В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведёнными товарами, как это делается в распределительной экономике. Оно должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов показывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия её рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путём, а путём уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество.

Цель написания моей курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для России на всех этапах её развития.

Я считаю, что выбранная мной тема курсовой работы является актуальной, так как роль государства в рыночной экономике с каждым годом увеличивается.


1. История эволюции представлений о роли государства в экономике

Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая теория. Она возникла в XVIIв. и объединяет многих представителей экономической науки, наиболее яркими из них явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.

А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Идея «невидимой руки рынка» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.).

Классики полагали, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь восстанавливают в экономике уровень производства при полной занятости автоматически. В качестве основы цены и конечного источника доходов ими принимались затраты труда в процессе производства.

Кейнсианская теория. Она сформировалась в 30-е гг. XXв. в условиях обострения мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. и Великой депрессии, когда безработица в США достигла 25%. Основатель теории - английский экономист Дж. Кейнс создал принципиально новую теорию, опровергающую взгляды классиков на роль государства. Основной вывод теории Дж. Кейнса состоит в том, что капитализм не является саморегулирующей системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия. Дж. Кейнс считается основателем теории государственно го регулирования капиталистической экономики. Его теория и программа государственно-монополистического регулирования экономики изложены в главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Дж. Кейнс использует агрегированные показатели: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и т.п. Отправной точкой в его рассуждениях является совокупный спрос. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости.

Для характеристики потребительского поведения Дж. Кейнс ввел понятие «предельная склонность к потреблению». Для объяснения зависимости между приростом инвестиций и выпуском (доходом) он использовал понятие «мультипликатор» (соотношение между приростом дохода и инвестиционного спроса, вызвавшего этот прирост). Использование инструментов кейнсианской теории помогло развитым странам в послевоенный период обеспечить устойчивый экономический рост.

Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко ухудшились. В условиях стагфляции выявленная английским экономистом А. Филлипсом зависимость, согласно которой безработица и инфляция не могут расти одновременно (кривая Филлипса), оказалась несостоятельной. Кейнсианские пути выхода из кризиса только «раскручивали инфляционную спираль». Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка государственного регулирования и сложилась новая модель регулирования. Современное кейнсианство - это не одна, а несколько макроэкономических теорий, отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики.

Неоклассическая теория. Вотличие от классической теории она не представляет собой единой концепции, хотя и опирается на некоторые общие принципы. Она объединяет представителей нескольких школ. Неоклассическое направление получило отражение в работах английских, австрийских, американских экономистов. Наиболее полное отражение оно получило в работах английского экономиста А. Маршалла (Кембриджская школа).

Неоклассики сформулировали закономерности хозяйствования в условиях свободной конкуренции и рыночного механизма, определили принципы экономического равновесия этой системы.

Ключевая идея - взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие на рынке. В частности А. Маршалл разработал концепцию равновесной цены, основан ной как на теории производственных издержек, так и на положениях австрийской школы предельной полезности. Из неоклассической теории следовало, что в условиях свободной.конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Поэтому всякое регулирование цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким образом, неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.

Монетаристская теория. Эта теория макрорегулирования - разновидность неоклассической теории, в известной степени альтернативная кейнсианству. Лидер монетаристского направления - американский экономист чикагской школы М. Фридмен. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизации экономики. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим развитие экономики, что основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Изменение денежного предложения призвано прямо соответствовать динамике цен и национального дохода.

В настоящее время определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется для поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.

1.1 Понятия «государственное регулирование», «дерегулирование»

В теории и на практике государственное регулирование трактуется как степень вмешательства государства в экономическую жизнь. Такое ограничение понятия «государственное регулирование» встречает критику сторонников либеральных позиций как содержащее потенциальную угрозу свободе рынка (корневая ос нова слова «вмешательство» - мешать). Наиболее полно, на мой взгляд, государственное регулирование раскрывает профессор В.Н. Кириченко.