Сеть еикц - бесплатный поиск деловых партнёров в россии и за рубежом. Малое предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой Поддержка малого бизнеса в Японии

В данной статье представлена специфика малого бизнеса в зарубежной практике. Даны определения понятий «предпринимательство» и «малый бизнес» . Так же, в статье отражены главные аспекты, выделены роль и значение, рассмотрены опыт поддержки и пути развития малого бизнеса в зарубежных странах.

  • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
  • Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации
  • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

  • по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная ;
  • по количеству участников: индивидуальная, коллективная ;
  • по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. .

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел.

В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. .

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн.евр;
  • сумма баланса менее 2 млн.евр.

В США федеральным законом о малом бизнес е установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.$ и годовой прибылью не свыше 2 млн.$.,а так же что малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. Следует отметить и то, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).

Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера:
1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям; Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Малое предпринимательство является основой совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Огромные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми организациями, ведь множество небольших поставщиков гарантируют конкуренцию между собой за объемы заказов, если кто-то из них не справится, всегда найдется замена. Таким образом, малый бизнес в своей совокупности выступает надежным поставщиком высококачественной продукции для крупного бизнеса.

2. Оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя; Примерное время жизни МП - около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

МП в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Они специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

3. Децентрализованность размещения создает рабочие места не зависимо от экономической развитости территорий;

4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формируют не малую часть отчислений в бюджеты всех уровней; В Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет.

Деятельность МП в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.

6. Высокая «инновационность», т.е. открытие инноваций и/или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

  • созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
  • преодолению рецессии (Израиль, США);
  • созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
  • последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

В основе любого развитого государства,помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес,так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

По количеству МП в мире лидирует США, за ними следует Япония, и далее идут Италия, Великобритания, Германия, Франция. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в США. В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 4 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество МП и ИП в разных странах

Рассмотрим роль малого бизнеса в зарубежных странах. Малый бизнес пронизывает все сферы экономики, даже те, в которых на первый взгляд есть место только крупным корпорациям.

В настоящее время, такие развитые страны,как Япония, США, страны ЕС, Юго-восточной Азии и латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Малому бизнесу уделяется огромное внимание, так как очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие крайне важные экономические величины (Таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели роли малого бизнеса в разных странах (2015 г.)

В европейских странах, по данным на 2015 год, преобладает торговля, за ней следуют промышленность, транспорт и связь, строительство, что представлено на рис.2.


Рисунок 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС

В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля,транспорт, строительство (см. рисунок 3).


Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

На МП отмечается более высокая эффективность труда, данные субъекты с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия). .

Развитые страны давно осознали колоссальную роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют тонко продуманную поддержку малого предпринимательства. В Российской Федерации на долю малого предпринимательства приходится около 22% ВВП. Поэтому, основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис.4).


Рисунок 4. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, %

Цели поддержки малого бизнеса – это найти оптимальное соотношение интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Инвестиции распределяются по отраслям экономики неравномерно, в зависимости от целей государственной политики.

Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для МП; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Эффективность МП в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому число субъектов малого бизнеса растет.

Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса, суть которого заключается в постепенном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения МП. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%.

Существуют меры поддержки малого бизнеса, направленные на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

  • облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
  • облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
  • внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции, в этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого бизнеса.

Таким образом, в статье рассмотрены суть, роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом. Эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь не мало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

Список литературы

  1. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
  2. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник, 2008. № 5.
  3. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит.-2004.-.№14
  4. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебное пособие. 9 издание. -М., Academia, 2014.
  5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. - 285 с.
  6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. -М., Дрофа, 2013.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Дело, 2003. – 520 с
  8. Мурыгина Л.С. Транснациональный бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. Научно-практический журнал "Управление инвестициями". ЮУрГУ. – 2009. - №2. С.10-17.
  9. Райзберг. Б. А. Лозовский Л. Ш, Старобудцева Е. Б. Современный экономический словарь Издательство: «Инфра-М» 2015 г.
  10. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
  11. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79
  12. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  13. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.
  14. Халимова С.Р. Влияние характеристиrк национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44.
  15. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. - №2. – С. 43-49.
о роли малого бизнеса в развитых странах. Рассмотрим состояние малого бизнеса еще в двух странах. Именно на примерах этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку.

Малый бизнес во Франции.

Малый бизнес в развитых странах это прежде всего относится к Франции. Ведь малый бизнес во Франции существует уже много веков, имеет свои традиции. И во многом способствовал многовековому экономическому развитию страны. Во Франции к категории малого бизнеса относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Число таких предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек.

В стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли.

Особую помощь государство оказывает предпринимателям, открывающим свой бизнес в зонах экономического развития. Для таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для некоторых, особо требуемых видов бизнеса, предпринимателям выплачиваются подъемные.

Для безработных, решивших создать собственный бизнес, создана особая система поддержки бизнеса. Они освобождаются от налогов не на 2, а на 3 года и на год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п.

Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение , ссуд и субсидий. Государственная программа, поддерживающая малый бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм в предкризисный период. Кроме того, малый бизнес стал достаточно конкурентоспособным, т.к. оснащается современным оборудованием, использует новейшие технологии и материалы.

Малый бизнес в развитых странах — малому бизнесу во Франции уже сотни лет.

Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Быть бизнесменом во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок.

Именно во Франции, особенно в глубинке, существуют малые предприятия с многовековой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Малый бизнес создает во Франции около 50% новых рабочих мест. Это неоценимый вклад в экономику и социальную политику государства. Ведь до 15% трудоспособного населения Франции являются безработными, что является одной из главных проблем государства.

Но в последнее время, особенно после прихода к власти социалистов (правительство, предшествующее нынешнему) и, проводимой ими , положение малого бизнеса существенно усложнилось. Налоговый пресс сильно ударил по бизнесу во Франции. Количество французских фирм, которые находятся на грани банкротства, бьет все рекорды, отмечают французские источники. И в первую очередь это относится к представителям малого бизнеса. В последнее время количество предприятий, которые находятся на пороге банкротства, достигло рекордного уровня. И 90% из этих компаний являются мелкими, то есть количество работников у них меньше 10. Банкротство большого количества частных фирм может больно ударить по стабильности экономики Франции.

Малый бизнес в Китае.

Малый бизнес в развитых странах — это рассказ и о малом бизнесе Китая. В гигантском росте китайской экономики очень существенную роль играет и быстрый рост малого бизнеса. Испокон веков китайцы считались очень предприимчивым, трудолюбивым и организованным народом.

А мелкое кустарное производство развивалось в Китае с древности. Именно с кустарного производства начиналось современное китайское частное предпринимательство. И в последнее время частные предприятия, особенно мелкие, растут как грибы. По данным Государственного комитета статистики КНР в стране насчитывается более 3 млн. малых предприятий и более 32 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Именно считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на предприятиях малого бизнеса трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Кроме того, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства, различные малые предприятия в области новых технологий и программирования производят самую современную продукцию. Для таких компаний созданы многочисленные технопарки, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Для многих китайских компаний крупного бизнеса характерен старт именно с малого бизнеса в таких технопарках.

В настоящее время доля малого бизнеса составляет 55% национального производства. Это меньше, чем в странах Евросоюза, но следует учесть, что малый бизнес Китая достиг таких показателей только за последние 32-33 года и с каждым годом все более и более увеличивает свою долю в национальной экономике.

Малый бизнес в развитых странах — фонды по поддержке малого бизнеса в Китае.

Правительство Китая уделяет развитию малого бизнеса очень большую поддержку. Оно старается различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики, налогообложения, улучшения условий кредитования, инвестирования субъектов малого бизнеса. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого бизнеса, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами предприятий малого бизнеса, с целью получения банковских кредитов на развитие бизнеса.

Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов предприятий малого бизнеса, обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

Во многих китайских университетах уже более 15 лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело. В рамках таких проектов китайские университеты сотрудничают с ведущими американскими университетами. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеcа.

Малый бизнес в развитых странах — поддержка малого бизнеса правительством Китая.

В последние годы правительство Китая приняло ряд дополнительных мер по развитию малого бизнеса. В качестве меры по стимулированию экономики введены для малого бизнеса. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого бизнеса, чей ежемесячный объем продаж не превышает 20 тысяч юаней (приблизительно 3,3 тыс. долларов). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых предприятий.

Как видим, именно малый бизнес создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвует в освоении инновационных технологий. Китайское правительство, в свою очередь уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения малого бизнеса, создания фондов поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций, расширения программ кредитования малого бизнеса.

Роль малого бизнеса повысилась с появлением волны иммигрантов, особенно проявившаяся в середине 80-х годов. Характерной особенностью является то, что национальные меньшинства, пополняются благодаря потокам иммигрантов, проявляют повышенную склонность к организации малого бизнеса. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

Не только финансовая сторона вопроса отличает малый бизнес Республики Беларусь и других наших стран соседей. Отличается отношение зарубежного населения к малому бизнесу. В развитых странах существует культ бизнеса, занятия предпринимательством высоко ценится. В частности, общественное мнение уважает предпринимателя, у которого получилось не всё, в отличие от того, который ничего не попробовал.

В экономически развитых странах предприниматели рассматривают рынок как объект исследований. По каждому товару изучают спрос и предложение, качественные и количественные характеристики.

В пример можно привести развитие малого предпринимательства в Польше. Польша является одним из крупнейших и ключевых участников европейского экономического союза.

Малые и средние предприятия в Польше – это прежде всего фирмы таких отраслей, как оптовая и розничная торговля, услуги и промышленное производство.

Комплексная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Польше сделала эту страну мировым лидером по улучшению условий работы предпринимателей.

В 2013 году Польша была названа страной, которая добилась максимальных темпов улучшения условий ведения бизнеса за последние годы. Общий доход от деятельности малого бизнеса составил уровень 840,2 млрд злотых. Средний доход на одно предприятие таким образом составил 478,9 тыс. злотых.

Эксперты особо отмечают успехи наших западных соседей в таких сферах, как регистрация права собственности, оформление кредита, защита инвестиций, торговая политика, обеспечение контрактов и проведение процедуры банкротства.

Малые и средние предприятия создают около 70% ВВП Польши. В них занято примерно две трети всего работающего населения.

В то время как экономики большинства стран склонны к переменам, экономика Польши демонстрирует своё постоянство. Согласно законодательству страны, налог на прибыль составляет всего 19 %. Идеальное соотношение характеристик рабочей силы – качественная работа за приемлемую стоимость.

На фоне других стран входящих в Евросоюз, Польша отличается относительно низкой долей сектора услуг и, соответственно, повышенным удельным весом реального сектора.

Таблица 1 - Удельный вес секторов в добавленной стоимости в экономике Польши.

Примечание – [источник 16]

Открыть бизнес можно в любой стране: на данном этапе жизни, при определённых возможностях, это реально сделать в любом месте. Но главная цель, которую пытаются достигнуть предприниматели – максимизация прибыли и минимизация убытков. Бизнес в Польше включает в себя целый ряд неоспоримых преимуществ.

Проанализировав статистику, можно сказать, что малые и средние организации занимают 51.5 % всей предприятий страны. Из этого, количество микроорганизаций составляет 1.339, малые организации составляют 41.961, а средние – 14.930.

Основными преимуществами создания бизнеса в Польше являются:

1. Низкие требования ко входу на рынок.

2. Минимальное количество разрешений

3. Простота в открытии и регистрации малого бизнеса

4. Доступность кредитов

5. Лояльная политика государственных органов

Однако везде есть свои недостатки. Отток рабочей силы в другие страны, высокие налоги и возможность изменения иммиграционной политики являются основными проблемами малого предпринимательства Польши. Рассмотри подробнее каждую из них.

Отток рабочей силы из Польши наблюдается не так давно. Это стало существенной проблемой для государства. В основном, это затрагивает молодёжь. Но в то же время, предприятия могут приглашать на работу сотрудников из-за рубежа, что значительно снижает серьёзность этой проблемы.

Достаточно высокие налоги – самая распространённая проблема многих крупных и мелких предприятий. Польша – не исключение. Как для центральной и восточной Европы процентные ставки налогообложения в Польше достаточно высоки. В тоже время, здесь отсутствуют коррупционные сборы, а уровень благосостояния населения позволяет перекладывать эти расходы на конечного потребителя.

Возможность изменения коррупционной политики - это риск для иммигрантов любой страны. Однако исходя из потребностей польского государства в активных иммигрантах из ближних государств такое изменение возможно только в позитивную сторону.

Открытие предприятий в Польше имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Но важно отметить, что открытость внутренних европейских рынков позволяет ввозить товары и предоставлять услуги без каких-либо таможенных сборов.

В течение последних пяти лет количество предприятий Польши выросло на 3%, малых – почти на 7%, практически не изменилось количество средних предприятий и уменьшилось количество больших фирм.

Следующая страна, малое предпринимательство которой пользуется успехом, это Германия.

Многие наши соотечественники, живущие в Германии, приходят к выводу, что работать на кого-то невыгодно, а уж за границей – тем более, потому целесообразно основать свой бизнес в Германии. Но для начала, следует разобраться во всех нюансах открытия своего бизнеса в этой стране.

Начнём с главных преимуществ. Сюда входят: правовая безопасность и надёжность инвестиций, прямая закупка у европейских производителей без посредников, возможность получения товарных кредитов у европейских поставщиков, возможность инвестирования в российско-немецкие совместные предприятия. К слову, Германия является самым большим рынком Европы.

Важной особенностью экономики страны выступает то, что при инвестициях и создании рабочих мест в Германии, возможно получение вида на жительство.

Какой же всё-таки бизнес является наиболее процветающим в этой стране? Во-первых, это отрасль быстрого питания. При наличии небольшого капитала можно смело открывать собственную закусочную, главное – правильно выбрать месторасположение самого заведения. Идеальным для этого местом будут аэропорты, вокзалы и супермаркеты. Во-вторых – парикмахерские. А также, сюда можно добавить, услуги перевода, недвижимость, мини-гостиницы.

К недостаткам регистрации бизнеса в Германии можно отнести дополнительные расходы по созданию и ведению фирмы и обязательное наличие половины минимального уставного капитала в размере 25.000 евро.

В Германии действуют критерии малого и среднего бизнеса установленные в Рекомендации Европейской комиссии 2003/361/EG, которая вступила в силу 1.01.2005.

В качестве экономических результатов можно говорить о том, что доля оборота малого и среднего бизнеса в Германии составляет около 38 % общего производства. Доля в общем объеме ВВП - 53,8 %. Около 70 % всех занятых в производстве Германии работают в малом и среднем бизнесе.

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Развитие малого предпринимательства вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, а так же отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса строится на взаимовыгодной долгосрочной основе. При этом государство создает благоприятные и стабильные правовые условия для предпринимателей, формирует необходимую инфраструктуру поддержки, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат, устраняет административные барьеры, повышает конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь бизнесмены помогают власти финансировать социальные программы и приоритетные отрасли, поддерживают в экономике принцип добросовестной конкуренции, расширяют налогооблагаемую базу и организуют новые рабочие места.

В развитых странах государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется в самых разнообразных формах. Прежде всего это совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и реализация программ развития конкретных предприятий, информационно-консультационная помощь, льготное кредитование, дотации, налоговые льготы и др. – все, что создает более благоприятную среду для развития предпринимательства, выводит бизнес из теневого сектора экономики, увеличивает налогооблагаемую базу.

В странах со сложившей рыночно ориентированной экономикой – малое предпринимательство является самой массовой категорией субъектов предпринимательского бизнеса. МП в этих странах формируют конкурентные начала рыночной экономики, обеспечивают основную часть работающего населения рабочими местами, создают для крупного бизнеса необходимую инфраструктуру. Малое предпринимательство в развитых странах, является основой среднего класса и соответственно своеобразным индикатором стабильности общества этих стран. Уровень развития и состояния МП, темпы развития характеризуется рядом показателей (табл. 18, 19).

Таблица 18

Сравнительные экономические показатели деятельности

малых и средних предприятий (МСП) на середину 1990-х гг.

Число МСП тыс. Число МСП на 1000 чел. Занятость на МСП, млн. чел. Доля МСП в общей занятости, % Доля МСП в ВВП, %
Великобритания 13.6 50-53
Германия 18.5 50-52
Италия 16.8 57-60
Франция 15.2 55-62
Страны ЕС 15 770 63-67
США 19 300 74.2 70.2 50-52
Япония 49.6 39.5 52-55
Россия:** а) Малые предприятия 5.65 8.3 10-11

** Только малые предприятия, без индивидуальных предпринимателей.

Таблица 19

Роль малых и средних предприятий (МСП)

(Данные приведены в соответствии с национальными стандартами каждой страны на 1999-2000 гг., соответственно по Росси только по МП)

В последние годы в странах Западной Европы, в США и Японии малый бизнес представляет собой совокупность многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия (микропредприятия) с численностью занятых не более 20 человек.

Малые предприятия в развитых странах эффективны как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

США. В рыночной экономике США малый бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике и основой для ее устойчивого развития.

Что бы лучше понять роль МП для США приведем следующие данные: в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. На их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обраба­тывающей промышленности - 21%. Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предприниматель­ству.

Приведем для примера классификацию отраслей в США, используя следующие показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям (табл. 20).

Таблица 20

Отраслевая классификация в США (1986-1987 гг.)

Отрасль Вклад в национальный доход Занятость Предприятия частного сектора
млрд. USD долл. % тыс. Чел. % тыс. %
Сельское хозяйство, лесная промышленность 2.328
Добывающая Промышленность
Строительство
Обрабатывающая промышленность
Оптовая и розничная торговля
Финансы, недвижимость
Транспорт, связь
Услуги
Государственный сектор
Иностранный
Итого

На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.

В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-Йоркской исследовательской фирмы Link re Sources, в 1993 г. в США полностью или частично работали на дому 39 млн чел., в том числе 6 млн – после основной службы.

Экономическая политика в области МП определяется в ежегодном докладе Президента США. Он представляется в трёх сечениях: политическом, экономическом, социальном. Политическая часть составляет основное содержание доклада: государственное регулирование, местное законодательство, научно-техническая и инновационная деятельность, объёмы выполненных государственных заказов, тенденции в финансировании. Идея доклада: «Правительство сделало всё, чтобы МП развивалось свободно и стабильно».

Основными показателями, определяющими государственную политику в области МП объявляются: создание новых рабочих мест (МП генерирует до 70-80% мест), конкурентная борьба, экономическое оздоровление.

По уровню МП определяются такие федеральные мероприятия как установление минимального уровня оплаты труда, требования к технике безопасности, защита окружающей среды, т.к. минимальная заработная плата в основном находится либо в МП, либо в крупных компаниях сферы услуг (гостиницы, больницы).

Китай. Малый и средний бизнес получил в Китае бурное развитие за годы проведения реформы и политики открытости и продолжает развиваться уверенными темпами.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 50,2% налоговых поступлений всей страны. В 2006 г. объем налоговых поступлений от частных предприятий вырос на 28,6%. Объем налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей вырос на 18,6%.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. На конец 2006 г. в Китае насчитывалось не менее 42 млн. средних и малых предприятий, ими создаются до 75% рабочих мест в городах и поселках городского типа (табл. 21).

Таблица 21

Уровень развития малого предпринимательства в России и Китае

Вклад малого и среднего сектора в ВВП Китая составил 40%. Данный сектор стал важным фактором экономики Китая, стимулирующим рост ВВП, бюджетных доходов, занятости, а также обеспечивающим стабильность общества.

Малый бизнес все больше становится локомотивом инновационного развития китайской экономики. Данные предприятия производят все большую долю инновационной продукции, дают большое количество технических изобретений. Основная часть экспортной продукции Китая также производится на малых и средних предприятиях.

В Китае малые и средние предприятия считаются важнейшим источником экономического роста страны, который создает основную массу товаров и эффективно решает проблему занятости населения. Сфера малого предпринимательства стала неотъемлемой частью экономики Китая, которая создает конкурентноспособную инновационную продукцию и технологии, экспортируя их во многие страны мира.

Государство активно поддерживает малый и средний бизнес, для этого в Китае создана «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC), которая формирует условия для развития малого и среднего бизнеса.

В этом году исполняется 10 лет федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но бизнес малых и средних компаний все это время развивался темпами, которые не превышали скорость роста экономики в целом, и к настоящему моменту роль МСБ в России не выросла. По-прежнему он создает лишь около 20% ВВП (и примерно такую же долю рабочих мест). По-прежнему лишь малая часть таких предприятий выходит на международные рынки. Инвестиции в этой сфере невелики: заметные средства в развитие вкладывают не более 9% предприятий, а две трети вообще не занимаются инвестиционной деятельностью.

Введение упрощенной системы налогообложения стало огромным подспорьем, но способствовало скорее выходу МСБ из тени, чем его качественному прорыву. Типичное малое предприятие в России - это торговая компания, следующая за конъюнктурой рынка и не помышляющая об инновациях. Этот портрет должен очень сильно измениться, чтобы малый и средний бизнес для России стал тем, чем является для развитых стран или быстрорастущих развивающихся - таких как Китай.

В Европе МСБ обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. За последние 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в секторе МСБ. Больше половины малых предприятий осуществляли международную деятельность. Да, в случае с ЕС это куда проще благодаря открытым границам, общей валюте и территориальной близости стран-участников союза. Но более 20% предприятий МСБ осуществляли экспорт и за пределы ЕС - преимущественно в США. Наибольшая доля экспорта приходится на высокотехнологичное оборудование и товары промышленного производства. В США ситуация еще более впечатляющая: 43% экспорта обеспечивают именно малые и средние предприятия (МСП). В Китае - по разным оценкам, от 50% до 70% экспорта. В развитых странах и Китае это не только самый крупный сектор экономики, но и драйвер инноваций, инвестиций, экспорта.


Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

В ближайшем будущем выйграют те предприятия малого и среднего
бизнеса, которые ориентируются на экспорт и инновации

Малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка. У нас 1 миллион 600 тысяч корпоративных клиентов, и 95% из них - это малый и средний бизнес. Правительством поставлена задача увеличить долю МСБ в ВВП в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес - основной клиент правительства. За 2016 год число МСП увеличилось на 6%. Наша задача - дать им открыть и вести бизнес с минимумом проволочек и затрат

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров


Доля субъектов МСБ в общем числе корпоративных клиентов Сбербанка

Процент, на который увеличилось количество субъектов МСБ за 2016 г.

Такое разительное отличие от России - во многом результат исторически сложившегося развития экономики. Львиная доля экономики РФ - это наследие СССР, ориентированное на крупные предприятия. В странах Запада искусственного укрупнения компаний не наблюдалось, преобладание малого бизнеса - это естественное их состояние. Но в любом случае во многих странах мира давно действуют масштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным ОЭСР, поддержка в виде гарантий по кредитам, например, осуществляется практически во всех странах-членах организации (а это несколько десятков наиболее развитых стран со всех концов мира).

Распространено (особенно в Европе) и прямое кредитование МСБ, специальные условия для стартапов и компаний, работающих в сфере «зеленой энергетики». Применяются товарные кредиты, госгарантии по экспортным контрактам, порой налоговые вычеты и отсрочки, консалтинговые услуги, субсидирование процентной ставки по кредитам. Как показывает опыт Китая и стран Восточной Европы, при правильном подходе малые предприятия очень быстро вырастают даже на почве, которую долго возделывали в традициях плановой экономики.

Плановый процент доли
ВВП, которую создаёт
малый и средний бизнес

В 2016 году поддержка российского МСБ, основанная на опыте других стран, получила новый импульс. Для начала была принята стратегия - план развития на срок до 2030 года, а потом и тактика - например, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В «Стратегии развития МСП до 2030 года» поставлены амбициозные цели: увеличение оборота МСП в 2,5 раза, а производительности их труда - в 2 раза; рост доли занятого в МСБ населения до 35%, а доли обрабатывающего производства в структуре МСБ - до 20%. Ну и по традиции в целях - удвоение ВВП, точнее говоря, той доли ВВП, что создает малый и средний бизнес: с 20% до 40%. Это обозначено как главный стратегический ориентир программы.

В Европейских странах распространены специальные условия кредитования
для полезных компаний, например в сфере зелёной энергетики

Три важнейших решения были приняты правительством и реализованы в 2016 году. Первое - это увеличение порога по упрощенной системе налогообложения до 150 млн рублей. Если оборот компании в пределах 150 млн, то она платит только 6% с этого оборота. До этого порог был 60 млн. Намного меньше компаний могли рассчитывать на льготы. Второе - теперь нарушение со стороны МСБ, если оно не повлекло за собой значительных последствий и является первым, наказывается предупреждением, а не более серьезными мерами. И третье - увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций. Уже сейчас МСБ получил госконтрактов на 1,5 млрд рублей

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные контракты

Гарантии по кредитам - очень эффективный способ поддержки, так как позволяет улучшить финансовую ситуацию с минимальными затратами со стороны государства. В ЕС с конца 1990-х гарантии поддержали почти полмиллиона предприятий на сумму более 20 млрд евро. При этом средств из бюджетов стран-участников было выделено примерно на 600 млн (и деньги эти по большей части вернулись в казну). Наибольший рост (в разы) был отмечен в период мирового кризиса в 2008-2010 годах - тогда это стало действенным средством помощи в тяжелой экономической ситуации. В США гарантии Администрации малого бизнеса (SBA) постоянно растут - примерно двукратно за 10 лет. Точных данных по Китаю нет, но последние приблизительные подсчеты говорили о $93 млрд как о гарантированных государством кредитах МСБ - это больше, чем у всех европейских стран и США вместе взятых.

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные гарантии в странах ЕС с конца 1990-х годов

В России активно заговорили о гарантийной поддержке и льготном кредитовании МСБ в 2013 году, какие-то действия стали предприниматься в 2014-2015 годах, и вот в 2016-м наконец окончательно оформилась и заработала трехуровневая модель, в которой участвуют «Корпорация МСП», «Банк МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). РГО и «Банк МСП» работают «на местах» (за 2016 год ими обеспечено гарантий примерно на 35 млрд рублей), а «Корпорация МСП» реализует проекты на федеральном уровне (30 млрд в 2016 году) - такие как «Программа 6,5».

«Корпорация» может дать гарантию под 50% суммы кредита при работе с банками-партнерами (крупнейшим из которых является Сбербанк). С привлечением РГО объем гарантии может вырасти до 70%, РГО в данной схеме выступает как поручитель - что помимо прочего ведет и к снижению ставки по кредиту. А не секрет, что именно ставка и является основным препятствием для развития кредитования, особенно для малых предприятий. Когда мы говорим о том, что средняя ставка для МСБ составляет около 15%, надо иметь в виду, что это 13-14% для средних предприятий, но 20% и выше для малых. Зная это, можно назвать «Программу 6,5» революционной для российского рынка.

Процент, на который может вырасти объем гарантии с привлечением Региональных гарантийных организаций

Текущие ставки под 20% годовых это очень много, малый и средний
бизнес практически не может позволить себе такой кредит

Программа 6,5» - это важнейший проект, который Сбербанк делает совместно с «Корпорацией МСП», - мы предоставляем кредиты среднему бизнесу по ставке 9,6%, малому - 10,6%. За 2016 год мы выдали таких кредитов на 20 млрд рублей. Малый бизнес получил очень дешевые кредитные ресурсы под свои инвестиционные проекты, создал рабочие места в регионах

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую Сбербанк выдал кредитов субъектам МСБ в 2016 г.

«Шесть с половиной» - потому что именно под такой процент ЦБ РФ кредитует банки. К нему прибавляется не более 3% в случае, если речь идет о среднем бизнесе, и не более 4% - если о малом. Плюс комиссия на операционные расходы в размере 0,1%. Получается, малые предприятия могут получать финансирование под 10,6% годовых - совершенно небывалая еще в России ситуация. Это в два раза дешевле существующих сейчас для таких предприятий ставок. Согласно программе, такое финансирование можно получить, если есть потребность в кредите для инвестиционных нужд. Если сумма не превышает 500 млн рублей, то она может быть покрыта средствами кредита полностью. Если превышает, то на 80%. Предприятие из числа малых или средних обращается в уполномоченный банк (на данный момент это Сбербанк или ВТБ), тот отправляет одновременно запрос на соответствие условиям программы в «Корпорацию МСБ» и запрос на получение кредита в ЦБ РФ. В течение нескольких дней документы проверяются и выдается кредит под небывало низкие проценты. В 2016 году решено было расширить программу с 75 млрд до 125 млрд и снизить порог кредита с 50 млн до 10 млн, чтобы максимально включить малые предприятия.

Минимальная сумма кредита, которую субъекты МСБ могут получить по программе

Еще одна масштабная программа направлена на определенный сегмент - сельхозпроизводителей, включая и МСП. В 2017 году стартует с участием Сбербанка программа субсидирования ставок компаниям агропромышленного комплекса, в рамках которой можно будет получить кредит по ставке не выше 5% годовых. Разницу с рыночными ставками (ее измеряют по размеру ключевой ставки ЦБ РФ) банку будет компенсировать государство. Выдавать будут два типа кредитов: краткосрочные (до 1 года) и инвестиционные (до 2-15 лет). Льготы по кредитам существовали и прежде, но компании приходилось сначала брать кредит на рыночных условиях, а потом уже пытаться получить компенсацию. Сейчас сельхозпроизводители смогут сразу понимать, получится ли взять кредит по сниженной ставке. Ни в какие ведомства и организации помимо банка обращаться не придется. Программа подразумевает, что не менее 20% кредитов будет выдано «малым формам хозяйствования».

Льготное кредитование работает не только в рамках федеральных инициатив. К примеру, на Дальнем Востоке в прошлом году стартовала собственная программа с участием Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока, в рамках которой кредиты могут выдаваться под 12,5-13,5% годовых. Всего предполагается выдать 10 млрд рублей на срок до 10 лет. Ожидается, что это создаст дополнительно 1,3 тыс. рабочих мест в регионе, обеспечит прирост регионального валового продукта на 27 млрд рублей и принесет в бюджет регионов почти 7,6 млрд дополнительных налогов.

Кредитные льготы можно назвать опосредованными способами помощи, а есть и прямые. С недавних пор введены жесткие правила по доступу к госзакупкам компаний малого и среднего звена. Квоты МСБ постоянно и быстро расширяются. Если в 2015 году было предусмотрено, что только 9% всех закупок бюджетами разных уровней придутся на МСБ, то в 2016-м - уже в 2 раза больше: 18%. К 2018 году этот уровень должен дойти до весомых 25%.

Финансирование может быть самой сложной, но далеко не единственной проблемой. Существуют проблемы юридические, организационные, проблемы с уровнем информированности и образования самих предпринимателей. Ими тоже занимаются вплотную. По всей России создается сеть МФЦ, призванных создать систему «одного окна» для предпринимателей, обеспечить их всей информацией и поддержкой. Зарождаются и масштабные программы обучения предпринимателей - такие как совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес-класс». В 2016 году стартовал пилот в Татарстане, где участвовали около 30 тыс. человек. В 2017 году география проекта должна расшириться, планируется обучить 100 тыс. предпринимателей. Из ближайших планов - 15 февраля программа стартует в Свердловской области. Для участия уже зарегистрировались 6 тыс. предпринимателей.

Ожидаемая динамика процента гос. контрактов, заключенных с субъектами МСБ

Как показывает опыт, в первые 3 года существования с рынка уходит 90% компаний. Если же помогать им - гарантиями, субсидиями, консультациями, - то эту цифру можно снизить вдвое. Образование, которое позволило бы начинающим предпринимателям избегать распространенных ошибок, - очень важное направление помощи. И мы занимаемся этим, мы «выращиваем» клиента. Вместе с компанией Google в 2016-м разработали и успешно протестировали в Татарстане программу «Бизнес-класс», а в этом году тиражируем ее в новые регионы

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Правительство ожидает, что результат мер поддержки проявится практически сразу. Задача на 2017–2018 годы - обеспечить занятость дополнительно 1,2 млн человек МСБ и оказать поддержку 336 тыс. субъектов предпринимательства. Опыт других стран подсказывает, что вложения в малый бизнес - благодарное дело, которое быстро дает плоды, создает более устойчивую экономику.

Почему малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка