Кодекс поведения и этики госслужащих. Особенности профессиональной этики на государственной гражданской службе. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих

Eаналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный- создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. Педагогический эксперимент может быть констатирующим,устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим(развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуются особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группаметодов теоретического исследования.

e Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

e Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана - показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют

показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

принципы педагогических исследований

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений;
на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом,который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах
А.Н. Леонтьев. "Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал он, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями"". Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.
Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализацииполисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.
Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.
Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального.

В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально использовать ее воспитательные возможности.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал КД.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К.Д.Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Это положение КД.Ушинского - неизменная истина педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.

Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Ониимеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация.

Субъективное восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста.
Выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности

Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:
ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т.е. отношения педагога к себе как к профессионалу и личности.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются или бытийствуют сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема - подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими принципами и идеалами.

Понимание структуры педагогического процесса зависит от структурного слоя, который подвергается анализу. На первом слое - субъекты педагогического процесса, на втором слое - их взаимодействие, которое собственно и составляет педагогический процесс(Мищенко А.И.) Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993). То есть педагогический процесс в самом общем виде - это два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса. Во-первых, это деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воспитательных влияний на воспитанников. И, во-вторых, это деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включения в систему общественных отношений. В совокупности своей эти процессы и составляют целостный процесс воспитания. Его содержательно-целевую и организационно-деятельностную структуру рассмотрим ниже, а сейчас поставим себе задачу выяснить структуру педагогического процесса с точки зрения его субъектного состава. Тем самым мы установим «источники» воспитания, т.е. откуда получают воспитанники воспитательные влияния, побудительные воздействия.
Первым из этих источников следует назвать семью, воспитательную работу родителей. Семья не только источник жизни для ребенка, но также и источник воспитательных влияний, определяющих для многих детей их жизненные ориентиры. Однако семьи неодинаковы. Неодинаково и их воспитательное влияние на детей как по силе, так и по направленности.
Не ставя цели специального рассмотрения особенностей различных семей, ограничимся лишь перечислением некоторого количества типов семей, выделенных по двум признакам, - в зависимости от состава и в зависимости от участия в целенаправленном воспитании своих детей. В зависимости от состава можно указать на семьи с одним ребенком и с несколькими детьми, с обоими родителями и с одним из них, живущие вместе с дедушкой и бабушкой и живущие отдельно. Естественно, условия формирования и развития ребенка в этих семьях будут неодинаковыми.
По второму признаку можно выделить семьи, способные к участию в воспитании, подготовленные к нему, ответственно относящиеся к родительским обязанностям. Кроме них есть еще семьи, в которых родители способны воспитывать, но не подготовлены к выполнению родительских обязанностей. Есть и такие семьи, в которых родители не способны воспитывать детей по разным причинам (психофизиологическим, социально-экономическим). Встречаются и такие семьи, в которых детей целенаправленно воспитывают в антиобщественном направлении.
Вторым субъектом педагогического процесса и источником воспитания является школа. Здесь имеется в виду школа вообще как учебно-воспитательное заведение, в котором обучаются и воспитываются люди разных возрастов. Это детские ясли и сады, прогимназии и центры развития, т.е. система дошкольных воспитательных учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети в возрасте от 1 до 6 лет.
Средняя общеобразовательная школа, в структуре которой в 90-е гг. выделены три ступени: начальная трех- и четырехлетняя школа, основная школа (V-IX классы) и X-XI классы полной средней школы. Такое разделение характерно и для гимназий, некоторых лицеев, которые существуют, также имея в своей структуре лишь старшие классы.
Школы неодинаковы, и воспитательный процесс в одной из них нередко существенно отличается от такового в другой. Есть школы-гимназии, в которые принимают детей по конкурсу, есть лицеи, в которых дети живут в общежитиях и уходят домой только на выходные дни и на праздники. Бывает так, что на изучение каких-то учебных предметов в одной школе выделяется больше уроков в неделю, чем в другой школе, а некоторые предметы вообще могут не изучаться.
Наряду с такими школами есть и их противоположность - малокомплектные сельские школы. В них так мало учеников в классах (бывает, что в классе всего один ученик), что два, а то и три начальных класса объединяют в один класс-комплект (отсюда и термин «малокомплектная»). При этом одна учительница занимается одновременно и с I, и со II классами, а то и со всеми начальными классами. Если в V-IX классах тоже мало учеников, то и за основной школой сохраняется это название - малокомплектная. В некоторых школах каких-то классов вообще нет из-за отсутствия учеников соответствующего возраста. Это тем более подтверждает обоснованность сохранения понятия малокомплектности и в отношении основной школы с небольшой наполняемостью учащимися.

Кроме средней общеобразовательной школы и дошкольных учреждений отнести к этой структурной части педагогического процесса под общим условным называнием «школа» можно и школу профессиональную - профессионально-технические училища (ПТУ), средние специальные учебные заведения (техникумы, училища, колледжи), высшие учебные заведения (университеты, академии, училища, институты). Они весьма разнообразны по многим признакам, но по сравнению с другими компонентами педагогического процесса при всем их различии характеризуются некоторыми общими качествами: 1) сознательной постановкой цели воспитания и целенаправленной деятельностью по ее реализации; 2) обладанием необходимыми средствами для осуществления деятельности (наличие профессиональных кадров, материально-технических средств и др.); 3) автономностью положения в обществе; 4) возможностью влияния на формирование личности во внеучебное время, на воспитание в семье; 5) возможностью создания детских и молодежных общественных организаций и влияния через них на развитие и самосовершенствование воспитанников.
К компонентам педагогического процесса следует отнести также внешкольные учреждения (художественные, спортивные и музыкальные школы, станции юннатов, дома и дворцы молодежи, клубы и т.п.). Занимаются во внешкольных учреждениях почти исключительно воспитанники дошкольного и школьного возраста. Их влияние распространяется в определенной мере и на детей, их не посещающих. Для них, дошкольных учреждений как участников педагогического процесса, характерно наличие конкретной задачи по развитию определенной стороны личности и обеспеченность необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Например, детская музыкальная школа решает конкретную задачу - развития музыкальных способностей детей. Для решения этой задачи в школе есть квалифицированные музыканты-педагоги, необходимые инструменты, оборудование, методическое обеспечение.
Культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, дома и дворцы культуры, театры и др.) тоже играют важную роль в педагогическом процессе. Их цель не столь конкретна как внешкольных учреждений. Например, в сельском клубе или городском Дворце культуры могут работать различные кружки и секции, библиотека и др., что обеспечивает учет разносторонних интересов населения различных возрастов.
Исключительно важную роль играют в воспитании в современных условиях средства массовой информации - телевидение, периодическая печать, радио. Они включают в содержание своей информации материалы воспитательной направленности, специально подготовленные профессиональными педагогами, психологами, социологами и др. Существуют и специальные образовательно-воспитательные издания - журналы, газеты, теле- и радиопередачи. К тому же всякая теле- и радиопередача, статья в газете оказывают кроме прочего и воспитательное (или антивоспитательное) влияние на своих зрителей, слушателей или читателей. Вследствие этого даже семье и школе трудно состязаться с этими средствами воздействия на сознание детей, молодежи и взрослых. В целом они характеризуются тотальностью воздействия, незаметностью влияния, возможностью планирования результатов в отношении громадного количества граждан различных слоев населения.

Педагоги могут оказывать влияние на средства массовой информации, добиваясь принятия законов, регулирующих деятельность СМИ и ограничивающих их антивоспитательное воздействие, распространяя собственные издания и программы. Государство, общественные организации как субъекты педагогического процесса оказывают влияние и на других его участников, в том числе и на средства массовой информации. Воспитателям же, особенно профессиональным педагогам, важно помнить о необходимости вырабатывать у детей, молодежи и взрослых невосприимчивость к «дурной» пропаганде, рекламе нездорового образа жизни и по возможности разумно «дозировать» восприятие детьми теле- и радиопередач, периодической печати и др.
Важным субъектом педагогического процесса является религия. Ее роль в России значительно возросла в последние десятилетия, хотя и в пору официального атеизма она оказывала заметное влияние на формирование индивидуальности человека, поскольку религия есть существенная часть человеческой культуры, определившая развитие и формирование значительного слоя светских социальных отношений. Возрастающий интерес к религии во всем мире, проявляющийся в большей терпимости государства к распространению воспитательных влияний церкви, в разрешении факультативного изучения религиозных учений в государственных школах и деятельности частных религиозных школ, ставит ее в число влиятельнейших субъектов воспитания в отношении детей, молодежи и взрослых.

Большое внимание на формирование личности оказывает природа. П.Ф. Каптерев по этому поводу писал, что хотя солнце везде одно и то же, но оно светит различно в разных местах и разным народам представляется неодинаковым. Для одних солнце - ясное, ласковое, его прославляют в песнях и сказаниях, а другие страшатся его испепеляющей силы.
Немало оснований и для того, чтобы отнести к субъектам педагогического процесса язык и обычаи народа. Язык в своей структуре и содержании отражает и выражает содержание национальной культуры. Вместе с обычаями, сформированными в значительной мере в качестве средства сохранения рода, язык способствует формированию определенного типа отношений между людьми, как и отношений ко всему миру.
И конечно же, главным участником процесса, его основным субъектом является воспитанник. Воспитанники неодинаковы по своим психофизиологическим свойствам и возможностям развития. Среди них есть здоровые и больные, одаренные, просто способные и с ограниченными возможностями развития тех или иных сторон личности. Есть воспитанные и педагогически запущенные, не говоря уже о том, что среди них есть только вступающие в жизнь и заканчивающие свой жизненный путь. Но для них всех характерна способность к саморазвитию, т.е. в надлежащих условиях даже без их собственных усилий и целенаправленных стараний они развиваются. Кроме того, каждый из них в пору обладания развитым сознанием способен к самосовершенствованию, т.е. способен сознательно прилагать усилия для совершенствования качеств своей личности, и в своем развитии все они проходят несколько возрастных периодов, характеризующихся определенными отличительными свойствами.

Значимость воспитанника в педагогическом процессе как его участника коренным образом отличается от ролей других субъектов: воспитанник выступает одновременно и как объект воздействий всех других участников педагогического процесса - ради него все они осуществляют свою деятельность, и как субъект процесса, который является активным участником формирования своей личности и, кроме того, активно воздействует на весь процесс воспитания, оказывает влияние на его изменение.

Рассматривая структуру взаимодействия субъектов педагогического процесса, т.е. его процессуальную структуру, можно выделить в ней такие компоненты, как содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный. Кратко их суть можно характеризовать следующим образом.
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса
представляет собой взаимосвязанные общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором материализуются цели воспитания. Понятия цели воспитания - будь то воспитание гражданина, или воспитание для выживания, или воспитание всесторонне развитой личности и т.д. - наполняются вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется как в отношении отдельного индивида (независимо от того, планируется это официально или содержание образования и воспитания выступает формально общим, одинаковым для всех), так и в зависимости от возраста взаимодействующих субъектов, особенностей педагогических условий.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса характеризуется двумя уровнями организации - управления взаимодействием его субъектов. На первом уровне - это управление воспитательной деятельностью педагогов. Можно это назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника. Здесь в первую очередь проявляется организующая роль государства, координирующего, направляющего и обеспечивающего процесс необходимыми материально-техническими и экономическими условиями. На втором уровне это организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников. Здесь проявляется организующая роль педагогов как профессиональных воспитателей, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами использования средств воспитания, обеспечивающими достижение цели воспитания. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников или, наоборот, в зависимости от форм взаимодействия используются те или иные средства и методы воспитания. Все это вместе - принципы воспитания, средства, формы и методы деятельности - и составляет содержание всего компонента структуры педагогического процесса.
Эмоционалыю-мотивационный компонент педагогического процесса характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных (и личностно значимых одновременно) мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса. Однако немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы воспитателей и характер эмоциональных отношений между ними. Имеется в виду как характер отношений между родителями, между учителями в школе, так и стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый школьной администрацией, а в стране - всей системой государственного управления. Мотивы определенного отношения родителей к своим детям, мотивы поступления выпускников школ в педагогические вузы и исполнения педагогических обязанностей после получения диплома учителя оказывают существенное влияние на результативность педагогического процесса.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на определенном этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности. С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности. Естественно, особое значение контроль и оценка имеют для детей, и отношения между детьми и взрослыми насквозь пропитаны оценочными моментами. Кроме этого, существенное значение имеет самооценка воспитанниками своих успехов и недостатков. Развивать у них способность объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, а не полагаться только на оценку со стороны - важная задача и составная часть структуры педагогического процесса. С другой стороны, всегда актуальным для педагогического процесса является контроль за его ходом и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом. По этому поводу П.Ф. Каптерев писал: «Ввиду такой тесной связи школы и общества школы должны бы допустить контроль общества над своей деятельностью. Это не контроль власти, контроль нравственный, контроль указаний и советов, побуждающий школы работать над своим усовершенствованием не полицейским принуждением, а давлением нравственной силы» * . И наконец, важной составной частью этого компонента структуры педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности и ее результатов.

Функции педагогического процесса – назначение, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс.

Выделяются следующие основные функции педагогического процесса:

Образовательные функции, которые реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей

Воспитывающие функции, заключающиеся в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения (ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении)

Развивающие функции, представляющие собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей и др.

Основные функции педагогического процесса глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию и на этой основе отличать ее от других функций.


Похожая информация.


Методология педагогического исследованияучение о принципах, построении, формах и способах деятельности в пед. исследованиях (деятельности научного исследования в области педагогики).

Вся методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Ведущий отечественный методолог Э.Г. Юдин подчеркивает, что методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной – служит ориентиром в процессе исследования), либо в прескриптивной (нормативной – направлена на реализацию деятельности) форме, т.е. форме предписание, прямых указаний к деятельности.

Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью:«От практики к теории – от теории к практике – от действия к мысли – от мысли к действительности» такова общая закономерность взаимоотношений теоретического и эмпирического, процесс бесконечен.

Пед исследования объясняют и предсказывают факты и явления и по направленности могут быть:

· фундаментальные – своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе;

· прикладные – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики;

· разработки – направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение следующих общепринятых методологических параметров: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и результаты, как основные защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогического исследования являются:

Критерий актуальности

Критерий новизны

Критерий теоретической и практической значимости

Программа исследования традиционно делится на два раздела:

Методологический – включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы

Процедурный – раскрывает стратегический план исследования, а также план и основные процедуры

сбора и анализа первичных данных.Обоснование актуальности включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Наиболее убедительным обоснованием, определяющим актуальность темы исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы.

Проблема исследования формулируется на основе выделения противоречий между настоящим (существующим) и желательным. В педагогике проблема часто понимается как противоречие между какими-либо противоположностями. Эти противоположности находятся внутри единого объекта. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания недостаточно, а нового либо нет либо оно не развито.

Может быть выделен целый ряд противоречий, но в каждом случае противоположные стороны каждого противоречия относятся либо к практике, либо к теории. На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Проблема записывается как противоречие, однако наука не разрешает противоречия, возникшие в практике, а только создает предпосылки для их разрешения. Тема исследования – это часть проблемы.

Однако не всякое противоречие может разрешаться средствами науки – оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования. Такие противоречия имеют чисто практический характер и не являются основанием для проведения исследования.

Формулировка проблемы и темы исследования влекут за собой выбор объекта исследования.

Объект исследования – весь массив, который составляет достаточно самостоятельную часть педагогической системы или процесса. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Им может быть:

· педагогический процесс·область педагогической действительности

· какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие

Предмет исследования – конкретная часть объекта, которая будет подробно изучаться в процессе исследования.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) законность;

3) равный доступ граждан к государственной службе;

4) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

5) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

6) профессионализм и компетентность государственных служащих;

7) стабильность гражданской службы;

8) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

9) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах. Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли у нас нормативного установления.

Общими нравственными принципами деятельности государственных служащих являются следующие принципы:

1) Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества. Государственные служащие призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов, осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы

2) Принцип законности, обязывающий всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу. Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Государственный служащий призван соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты.

3) Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Это должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

4) Принцип ответственности, обязывающий служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения.

5) Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Государственные служащие призваны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих; Удовлетворение потребности в справедливости властей - самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти.

6) Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение государственными служащими правил, норм служебного поведения. Он предполагает верность службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. Чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к государству, строю, политическому большинству, находящемуся у власти, ко всем ветвям власти, к государственным институтам, к обществу, населению.

7) Принцип политической нейтральности требует, чтобы государственная служба были вне политики. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Государственный служащий призван соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, т.к. государственная служба - это институт государства. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации государственного аппарата. А также государственный служащий призван не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций

8) Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. Государственный служащий призван исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей, а также уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; Нынешняя организация госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы; умышленное использование служебного положения для личного обогащения; наличие личной корысти. Коррупция - это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

Бюрократизм - внутреннее свойство любой управленческой структуры. Но оно должно быть минимизировано. Он представляет собой нравственно отрицательную форму реализации государственно-властных полномочий. Отличительная черта бюрократической ментальности чиновника - стереотипность, безразличие и безответственность, что превращает бюрократию в корпорацию эгоистических интересов. В бюрократической среде преобладают такие ценности, как чинопочитание, карьеризм, канцелярщина, зависть, подобострастное отношение к богатству и власти. Только демократизация и открытость власти, оптимизация аппарата, расширение социальной базы кадрового корпуса государственной службы, отделение его от бизнеса и собственности могут лишить бюрократизм благоприятной среды обитания.

Государственный служащий призван соблюдать нормы профессиональной этики, соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, а также проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

Государственный служащий призван проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

Государственный служащий обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

Государственный служащий призван принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

Государственный служащий призван воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

Государственный служащий призван уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

Лекция 2. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих

1. Профессиональная этика: понятие и сущность

История развития профессиональной этики берет свое начало еще с древних времен, однако особую распространенность получила в XX веке. Это выразилось в создании многочис-ленных кодексов профессиональной морали, в переори-ентации общественного внимания от вопросов разра-ботки фундаментального этического знания к вопросам прикладной этики. Следует отметить, что вся нормативная этика, имеющая дело с практикой развития нравственных отношений, с вли-янием теории на процесс уточнения содержания дей-ствующих норм и создания новых нормативов, носит название прикладной этики. К данному направлению научного знания относятся, например, различные кодексы, вырабаты-ваемые политическими партиями или кодексы чести, пред-лагаемые корпоративными организациями и группами. Они не являются профессиональными, хотя, несомнен-но, относятся к области прикладной этики. В ряде слу-чаев прикладная этика охватила целые области чело-веческой деятельности. Новыми направлениями раз-вития этической мысли стали, например, экологическая этика, этика бизнеса и др.

Однако наиболее успешно раз-вивалась такая область прикладной этики как профессиональная этика. С чем это было связано? Это связано с тем, что характер труда людей изменился. Научно-техническая и информационная революции привели к индивидуализации труда, породили множе-ство новых профессий. А существующие на тот момент общие моральные требования оказались устарелыми и не охватывали весь спектр профессиональных отношений во второй половине XX века. Именно на этот период приходится особое развитие профессиональной этики.

Наиболее полное определение профессиональной этики дает И.Н. Осипова, понимающей под профессиональной этикой « область исследования, предметом которой являются профессиональные аспекты морали, направленная на обоснование и разработку этических принципов и норм, передающихся от поколения к поколению и регулирующих стандарты практического поведения людей в рамках той или иной профессии. Профессиональная этика с момента ее зарождения не только определяла отношения в сфере той или иной трудовой деятельности, но и определяла ее общественную значимость» .

В чем сущность профессиональной этики? В огромном множестве современных профессий моральные требования к поведению личности фор-мулируются в связи с необходимостью фиксации спе-цифических форм социальной ответственности . Сегодня распространены такие отношения человека к другим людям, которые непосредственно зависят от его индивидуаль-ного решения и которые, зачастую, невоз-можно проконтролировать никаким другим способом, кроме как через утверждение моральной нормы, име-ющей ограничительный или предупредительный харак-тер.

Особенность профессий, вызывающих необходи-мость иметь особые моральные кодексы или говорить об особой степени некодифицированной ответствен-ности, связана более всего, по мнению А.В. Разина, - с двумя типами профес-сий . Это, во-первых, профессии, непосредственно имеющие дело с человеком, с таким видом труда, ко-торый очевидно сказывается на судьбе каждого чело-века, попадающего в поле деятельности специалиста. К таким профессиям относятся профессии врача, юриста, учителя, социального работника, дающего ин-дивидуальные консультации психолога, спасателя и др.

Во-вторых, это такие профессии, которые связа-ны с видами труда, результаты которого сказываются на всем обществе в глобальном масштабе. Это труд ученого, управленца, политика, труд лиц, занятых в работе средств массовой информации. Этические воп-росы, связанные с деятельностью лиц, занятых все-общим трудом, последствия которого могут быть гло-бальны, приобретают особую остроту также в связи с тем, что многие решения и действия остаются аноним-ными. Между специалистом и результатом его труда зачастую оказывается масса промежуточных звеньев, затрудняющих выявление индивидуальной ответствен-ности. Если в науке или в труде управленца еще мож-но выявить индивидуальное авторство и установить индивидуальную ответственность, то оценить косвен-ное влияние, оказываемое, например, на состояние сознания общества в результате работы лиц, вовле-ченных в деятельность средств массовой информации, становится все труднее и труднее .

Профессиональная этика, относящаяся к обоим типам названных выше профессий, получа-ет наибольшее развитие. В силу того, что труд все более и более приобретает всеобщий характер, а де-ятельность человека даже во многих конкретных ви-дах труда становится связанной с непосредственной опасностью для других (например, в работе водите-лей, пилотов, диспетчеров), в современном мире активно развивается тенденция охватить професси-ональной, кодифицированной моралью все имеющи-еся профессии.

2. Профессионально-этические основы деятельности государственных и муниципальных служащих

Профессия государственного и муниципального служащего относится, как мы выяснили в предыдущем вопросе, к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим. В профессиональной этике государственных и муниципальных служащих конкретизируются моральные ценности, адаптируются этические принципы к такой специфической сфере деятельности как государственная и муниципальная служба. В качестве профессионально-этических основ службы выступают:

  • Профессиональный долг;
  • Профессиональное достоинство;
  • Профессиональная честь;
  • Профессиональная справедливость;
  • Профессиональный гуманизм;
  • Профессиональный оптимизм;
  • Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга» , в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга - человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» . В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь - это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь , кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности .

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности в сфере государственной и муниципальной службы. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного и муниципального служащего выражаются в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости» . Служащим требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного и муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», заинтересованных групп и др. Справедливость, безусловно, также важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт» .

Исходным для профессиональной этики государственного и муниципального служащего является принцип «профессионального гуманизма» , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Представители рассматриваемых нами профессий должны помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Принцип гуманизма противостоит утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип «профессионального оптимизма» . Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть вдохновлена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного и муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма - любви к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При этом любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальным шовинизмом и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

К профессионально-этическим основам государственной и муниципальной службы относятся также традиционные принципы службы, которые, как правило, имеют нормативно-правовое закрепление. К такими принципам, как мы помним, относятся: законность, гласность, ответственность, профессионализм, компетенция, верность государству, политическая нейтральность, свобода человека и др.

Профессиональная этика государственной службы носит название административной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» .

К предмету административной этики относятся моральные нормы, принципы, установки, которыми обязан руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности по реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления с целью осуществления общественных функций государства. Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать моральное сознание и этическое поведение служащих.

Административная этика способствует созданию нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих, отражает специфику их профессиональной служебной деятельности.

Отечественный исследователь И.Н. Осипова выделяет следующие задачи современной административной этики :

1) выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных отношениях;

2) проанализировать и охарактеризовать нравственное состояние персонала государственной и муниципальной службы;

3) теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов, норм, стандартов, предъявляемых к деятельности и поведению государственных и муниципальных служащих;

4) рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации, происходящие в системе государственной службы и на муниципальной службе, проанализировать возможные конфликты интересов;

5) разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения нравственных норм, а также форм и процедур контроля над их выполнением .

Выделим основные функции административной этики. Так, известныесоциальные функции морали и этики могут быть спроецированы, в том числе, на функции административной этики. Административная этика выполняет следующие важнейшие для института государственной и муниципальной службы функции:

1. Регулятивная функция административной этики проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности. Регулятивная функция административной этики направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе.

2. Ценностно-ориентационная функция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.

3. Воспитательная функцияадминистративной этики направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Такие моральные ориентиры как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность и другие позволяют служащим нравственно и профессионально совершенствоваться, овладевать необходимыми знаниями и навыками в избранной профессии.

4. Познавательная функция связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности .

Таким образом, можно сделать вывод, что административная этика как вид этики профессиональной отображает специфику и особенности профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

3. Этические требования к государственному и муниципальному служащему

Этические требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим можно разделить на 4 группы :

Во-первых, группа требований к служащим, исполняющие полномочия руководителя или командира, т.е. на высшем уровне, где у служащих имеются властные и распорядительные полномочия и они ответственны за принимаемые решения. Таки требования относятся к разделу - этика управления , о которой мы будем говорить на следующей лекции.

Во-вторых, исполнительская дисциплина. На военной службе или на службе в правоохранительных органах только следование уставу, протоколу, дисциплинарным нормам легализует (делает законными) действия представителей данных видов государственной службы. От деятельности государственного гражданского служащего может зависеть и жизнь человека, так как в профессиональную функцию гражданских служащих входит оформление документов на человека с момента его рождения. Отсюда, исполнительность, внимательность, пунктуальность и законопослушность составляют этическую основу исполнительской дисциплины.

В-третьих, группа этических требований в сфере общения служащих с населением и друг с другом. В современном информационном обществе количество коммуникаций возрастает, а их качество становится более разнообразным и разнохарактерным с использованием современных средств общения. В современное общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, и т.д. Отсюда, особенно государственным гражданским служащим должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, толерантность, умение слушать и слышать, сдержанность, воспитанность, владение словом. Данными этическими нормами занимается такой раздел этики как деловое общение , о котором мы также будем говорить в других лекциях по нашему предмету.

В-четвертых, самая интересная и трудная для анализа с точки зрения ценностной оценки группа этических требований - моральный облик личности государственного служащего. К служащим, будь то сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, представители органов государственной власти или местного самоуправления имеют особое положение в обществе и к ним приковано обострённое внимание людей (даже к их личной жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. К государственным служащим общество предъявляет ряд требованиям к личному поведению, их образу перед гражданами.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований . Из таких требований отечественный исследователь Л.П. Абрамова выделяет основные, которые должны предъявляться к служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

1. Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

2. Соблюдение принципов государственной службы.

3. Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности.

4. Честная служба государству.

5. Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций.

6. Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой.

7. Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.

8. Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы.

9. Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

10. Не заниматься предпринимательской деятельностью.

11. Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах.

12. Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами.

13. Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего.

14. Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях.

15. Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

16. В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения. Это вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений .

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий. Это может быть:

1) грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы;

2) умышленные нарушения закона;

3) недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия;

4) систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические требования, возможно, не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми .

4. Этический кодекс государственного служащего

Этические нормы для государственных служащих закрепляются естественным путем, накапливая существующий опыт и знания в процессе взаимодействия между служащими и между служащими и населением страны. Однако существует ряд таких требований к данной категории лиц, что возникает необходимость закрепить их директивным путем через нормативные документы. Во всех европейский странах и многих других существуют этические кодексы государственных служащих, но в России такой кодекс пока не принят, существует только проект. И поэтому для изучения вопроса о кодексе мы обратимся к действующему Этическому кодексу в системе государственной службы США .

В 1981 году американская общественная организация «Американское общество государственного управления» одобрила комплекс моральных принципов для государственных служащих. А в 1985 году приняли Этический кодекс членов общества, с последующей доработкой в 1994 году. Проведение в жизнь этого кодекса предусмотрено Уставом Американского общества государственного управления, что содействует укреплению нравственных устоев государственных служащих и росту их авторитета в обществе. Установленными в Кодексе принципами и нормами руководствуются, в том числе и сотрудники аппарата Конгресса США. С некоторыми сокращениями рассмотрим основные положения первого нормативно закрепленной кодекса гражданской службы.

Этический кодекс Американского общества государственного управления

Служащий должен:

1. Показывать высочайшие образцы личной неподкупности, правдивости, честности и силы духа во всех наших действиях на государственных и муниципальных должностях с целью вызвать доверие к государственным и муниципальным институтам…

Госуправленцы обязаны развивать в себе эти стандарты потому, что на них возложены важные обязанности. В них должно воспитываться уважение к истине, честное обращение с другими людьми, ответственное отношение к правам и обязанностям граждан, уважение к государственному имуществу.

Если вы отвечаете за работу других сотрудников, разговаривайте с ними о причинах важности соблюдения этических стандартов. Разъясняйте им, что оно столь же важно как и финансовая ответственность за денежные средства, находящиеся в их распоряжении.

Если вы отвечаете только за свою собственную работу, не компрометируйте свою честность и неподкупность ради повышения по службе, наград или личных целей… Соблюдайте золотое правило: относитесь к другим людям так же, как вы хотите, чтобы относились к вам в подобных обстоятельствах. Не выпячивайте свои способности: за вас будет говорить ваша работа. Будьте щедры в хорошей оценке работы ваших коллег. Относитесь к государственному кошельку так, как если бы он был ваш собственный. Будучи должностным лицом или служащим, подтверждайте своим примером уважение к правам других людей. Хорошо знайте их законные обязанности и не злоупотребляйте ими. Свои ошибки признавайте быстро, публично и с достоинством. Будьте предупредительны и внимательны с теми, у кого не очень хорошо складываются отношения с вашим учреждением, с его нормами, распоряжениями или административными процедурами.

2. Осуществлять свою службу таким образом, чтобы выполнением официальных обязанностей не прикрывались личные цели. Единственные личные цели, которые может преследовать госслужащий на своей работе - это получение заработной платы и установленных законным порядком льгот и компенсаций, уважение к своему труду и признание его результатов. В эти личные цели можно включить также удовольствие от интересной работы, нужной обществу, а также своевременное прохождение установленных этапов карьерной службы… Государственная собственность, фонды и власть никогда не должны быть направлены на личные и политические цели. Подтверждайте своими действиями, что не потерпите какого бы то ни было использования государственных средств для себя, своей семьи или своих друзей.

3. Избегайте любого интереса или действия, вступающего в конфликт с нашими официальными обязанностями…

Это общее утверждение вытекает из основополагающего принципа, в соответствии с которым государственные служащие являются доверенными лицами всего народа. Это означает, что народ имеет право ожидать от государственных служащих действий как от лиц, его замещающих, при честном отношении ко всему народу, а не лояльности только нескольким лицам или узкой группе лиц.

Необходимо избегать действий (или бездействия), которые вступают в конфликт с этой основой доверия, наносят ей ущерб или разрушают…

Учреждения, имеющие функции по инспектированию или расследованию, обладают особыми обязательствами по уменьшению своей уязвимости при конфликте интересов. Для этих учреждений может оказаться полезной периодическая ротация кадров.

Лица, занимающие должности, определенные законом или регулирующим документом, как должности вне классификаций или как политические назначения (например, члены кабинета) имеют специальное обязательство вести себя таким образом, чтобы не создавалось впечатление, будто их официальные действия движимы исключительно или преимущественно их партийными или политическими пристрастиями…

4. Обеспечивать и развивать любые действия, направленные на обеспечение равных возможностей занятости, на недопущение дискриминации по признаку расы, пола или вероисповедания.

5. Устранять все формы незаконного использования государственных средств, связанных с ними злоупотреблений, неэффективного распоряжения с ними; поддерживать коллег, столкнувшихся с трудностями в своих правомерных попытках борьбы со злоупотреблениями, обманом, незаконным использованием.

Если вы являетесь руководителем большого отдела, вы должны не только стоять на страже против любых незаконных действий, осуществляемых или стимулируемых вашим отделом, но и периодически сообщать вашим подчиненным, что не потерпите нарушений закона в подразделениях, которыми они руководят…

Все государственные и муниципальные служащие должны поддерживать официальные инспекционные учреждения - Главное контрольно-финансовое управление на федеральном уровне, аудиторов на уровне штатов или крупных регионов, федеральных аудиторов и аудиторов штатов. Мы должны поддерживать концепцию независимого аудита. Хорошо поставленный налоговый и управленческий контроль и инспекция - это важные интересы защиты государственного интереса, обеспечения эффективной работы руководителей и их учреждений…

Руководители должны сообщать своим сотрудникам, что конструктивная критика будет восприниматься ими без каких бы то ни было ответных репрессивных мер. Сотрудники могут доносить свою критику до омбудсменов или других предназначенных для этого должностных лиц. В качестве крайнего средства государственные служащие могут вести свою критику публично. Но личным и профессиональным долгом критикующих является обоснованность их критики.

6. Служить обществу с чувством уважения к другим людям, с отзывчивостью к ним, проявляя вежливость и внимание, признать, что служение людям выше служения самому себе.

Удостоверяйтесь, что ваши ответы на вопросы, связанные с государственной политикой полны, понятны и правдивы. Пытайтесь развивать в ваших сотрудниках стремление к вежливому поведению в отношении граждан. Сформулируйте простую систему для того, чтобы удостовериться, что ваши сотрудники с пользой и вежливо обслуживают граждан везде, где это возможно, показывайте гражданам, как избегать ошибок в их отношениях с правительством.

Частью ответственного обслуживания граждан является стимулирование сотрудничества с ними и привлечение общественности. Администраторы обладают этической ответственностью по вовлечению граждан в сотрудничество с правительством, насколько это целесообразно, и должны обеспечивать поддержку правительству со стороны граждан, имей в виду экономические соображения и повышение эффективности. Уважать право граждан, знать - из средств массовой информации - как идут дела в вашем учреждении, хотя, как вы знаете, могут быть поставлены вопросы, порождаемые узкопартийными или негосударственными соображениями.

7. Стремиться к высшему уровню личного профессионализма и стимулировать профессиональное совершенствование ваших коллег и тех, кто хочет придти работать в сферу государственного управления.

8. Сближать организацию и оперативные обязанности с позитивным отношением и конструктивной поддержкой открытого общения, творческого подхода, усердия и восприимчивости к потребностям людей.

Американцы ждут от правительства, что оно будет восприимчивым, хорошо организованным и действующим в рамках закона. Государственные служащие должны понимать цель своего учреждения и ту роль, которую они играют в достижении этой цели. Усердие и творческий подход сотрудников будет вытекать из ощущения цели…

9. Уважать и защищать специальную информацию, к которой мы имеем доступ во время выполнения официальных обязанностей.

Значительное количество информации в государственных учреждениях является закрытой по соображениям национальной безопасности или на основании законов и распоряжений. Если вы разговариваете с коллегами о вопросах подобного рода, удостоверьтесь, что эта информация им действительно необходима, и передайте им ее с сохранением секретности. Если ваша работа классифицирована как закрытая, соблюдайте правила секретности. Особое внимание должно быть обращено на охрану доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в компьютерах. Информация утаивается от отдельных граждан или от общественности, только если есть вероятность наносящих ущерб, незаконных или непрофессиональных последствий распространения информации.

10. Воспринимать как личный долг постоянное нахождение в курсе текущих и возникающих проблем и необходимость вести государственные дела с профессиональной компетентностью, честностью, беспристрастностью, эффективностью и результативностью.

Серьезную ошибку в сфере государственного управления совершают те, кто выполняет свою работу со знанием дела, но не заглядывают вперед и не интересуются проблемами и вопросами, которые только нарождаются.

11. Соблюдать и отстаивать Конституцию страны и конституции штатов и другие законы, определяющие отношения между государственными учреждениями, служащими, клиентами и гражданами, а при необходимости содействовать их совершенствованию.

Таковы основные положения Этического кодекса в США. Данный кодекс представляет собой хороший пример прописанных и регламентированных в правовой форме моральных ориентиров для представителей государственных органов.

В предыдущей лекции мы говорили об унификации этических норм для государственных служащих разных стран. Помимо принятых в государстве этических требований, существуют международные документы, регламентирующие данную сферу. Так, в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный кодекс поведения для государственных лиц, а в 1998 годы Советом Европы утверждена Программа действия против коррупции. Этически кодексы различных стран принимают во внимание международные нормы в качестве ориентира, что свидетельствует об унификации этических норм для государственных служащих со всего мира. Будем надеяться, что и в России в системе государственной и муниципальной службы появится такой документ как Этический кодекс.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Л.П. Этика государственной службы. Спб. - Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. - 81 с.

2. Аппарат зарубежных парламентов: законодательное обеспечение его структуры и основных направлений деятельности / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 1999 // URL. : http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestniksf108-20/vestniksf108-20150.htm (дата обращения: 04.11.2014)

3. Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. - М. : Форум, 2009. - 121 с.

4. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд. перераб. - М. : Академический Проект, 2006. - 624 с.

Материал взят с Аналитического вестника «Аппарат зарубежных парламентов: законодательное обеспечение его структуры и основных направлений деятельности» / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 1999 // URL. : http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestniksf108-20/vestniksf108-20150.htm (дата обращения: 04.11.2014)