Упражнения на сплочение коллектива педагогов. Психологические игры на сплочение педагогического коллектива. Упражнение «Дорога из детства во взрослую жизнь»

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».

Задачи тренинга:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. развитие умения работать в команде;
4. сплочение группы.

Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
1 упражнение: Поменяйтесь местами те, у кого есть один ребенок, кто не доволен оплатой труда, кто испытывает сейчас напряжение, кто у кого есть мечта, у кого хорошее настроение, у кого остались недовыполненные дела и др.

2. Тест «Стирка белья» позволит определить, насколько тот или иной педагог подвержен стрессам. Это важно, поскольку работа в ДОУ связана с эмоциональным напряжением.

3. Презентация.

Цель: выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам. Реквизит: листы бумаги ручки, лист ватмана, цветные карандаши.
Презентация (в переводе с латин.) означает – «представление». Сейчас мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин., чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно (на каждое представление 2-3 мин.).

Следующее задание несколько сложнее: вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы.

Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш сад от других?
У вас есть 5 мин, давайте сочиним оду нашего детского сада.
На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.

4. Повышаем самооценку.

Цель: формирование уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально. Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши.
Самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
1) когнитивная компетентность, т.е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
2) социальная компетентность, т.е. способность поддерживать отношения с людьми;
3) физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т.д.);
4) кодекс поведения – «хорошая ли я девочка или мальчик)».

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.

Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин., чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?
Упражнение 2. Кидая друг другу мячик, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (обсуждение 10 мин.)
Упражнение 3. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге. (3-5 мин.)

5. Общение с коллегами.
Цель: формировать навыки позитивного, созидательного общения педагогов. Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Каким вы видите идеальное общение «Воспитатель-воспитатель»? что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз – осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».
Упражнение 1. Вам дается 5 мин., чтобы придумать и показать жестами сигналы:
- мне нужна помощь;
- у меня есть свободное время;
- прекратите шуметь;
-поспешите;
- успокойтесь;
-я иду на помощь;
-приходите в гости. (На демонстрацию отводится 10 мин.)

Упражнение 2. Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать, друг друга, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.
1. Самым важным в работе с детьми своей группы я считаю…..
2. Наиболее проблемный ребенок в группе….
3. Наиболее успешно в группе проходят занятия ….
4. Мне кажется, что детям не нравится…
5. Я бы хотела поговорить с родителями……
6. Я бы хотела, чтобы в группе поработал……(логопед, психолог, инструктор физ. воспитания, муз. рук. и др.)
7. Я готова помочь коллегам…(в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям).

Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

Психологическая зарядка
Комплекс №1.
Цель: помочь овладеть приемам релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала педагогов. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить 15-20 мин. Каждый день.

Упражнение на самоанализ: закончите предложения:

«Раньше я была….»
«На самом деле я ….»
«Скоро я ….»

Обратная связь (рефлексия).

Используемая литература:
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007.

В последнее время стали модными различные задания на teambuilding — cплочение коллектива. Подобные тренинги особенно актуальны в детском саду, где все педагоги должны действовать слаженно. Цена вопроса — адаптация детей к дошкольному учреждению.

Тренинг разработан Роговой Инной Юрьевной, педагогом-психологом МБДОУ «Детского сада № 7», г. Нефтеюганск, Тюменская область.

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.

Ход тренинга:

Этап 1. Знакомство

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пусть по кругу каждый продолжит предложение «Сейчас я чувствую…».

— В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

Этап 2. Информационный

АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

ГОВОРЯЩИЕ РУКИ

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?
  • Кому было сложно молча передавать информацию?
  • Кому легко?

— Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

— Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

ГУСЕНИЦА

Цель: игра учит доверию.

— Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?

КТО БЫСТРЕЕ

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?
  • Что помогло при его выполнении?

Этап 3 Разминочный

МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Дыхательное упражнение ПРИЁМНИК

Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук.

ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…

Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.

Можно также построиться в шеренгу по

  • цвету волос;
  • размеру ноги;
  • по цвету глаз от самых светлых до самых темных.

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

— Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто - «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить - произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?

Этап 4: Практический

СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ

— Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?
  • Если не получилось, то почему? Что мешало?
  • Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ

Цели: В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

— Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться… А сейчас поменяйтесь партнёрами…

Обсуждение:

  • С кем вставать и садиться было легче всего?
  • Что было самым трудным в этом упражнении?

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

— Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение:

  • Трудно ли было создавать картину вместе?
  • В чём именно заключалась трудность?
  • Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).

Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

БЕСЕДА В КРУГУ

— Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

  • семья;
  • увлечения;
  • политика;
  • любовь;
  • отпуск;
  • мечта;
  • майские праздники;
  • родительское собрание;
  • дети;
  • друзья.

ПРОНЕСИ КАРАНДАШ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

— Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?

Этап 5. Заключительный

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Ксения Лебедева
Тренинг для сплочения коллектива (практикум для педагогов)

(практикум для педагогов )

Задачи :

1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе .

2. Профилактика профессионального выгорания педагогов .

3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса .

Участники :

2. Ведущая (педагог-психолог )

Форма проведения : практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги ! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор» :

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит , будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения , эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

1. Приветствие :

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом :

«Здороваемся локтями»

Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом : «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались» .

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг » . И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки» .

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий : «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары . Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы : «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь» . После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?» , «Где у зверя хвост?» , «Где у зверя право?» , «Где у зверя лево?» . Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра) . Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации» . Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа :

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака, то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например : Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива »

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том , что это сердце коллектива . Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам , затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено , и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга . Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума .

Спасибо за внимание до новых встреч.

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду

«Вместе мы сила»

Уважаемые коллеги ! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности коллектива и о комфортном психологическом климате. Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива , которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе , проявляют инициативу, творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

Уважаемые коллеги , как вы думаете, что обозначает слово «сплочение » ? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега , хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед

- Сплоченность это - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива ; атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников

Цель тренинга : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга : формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей ; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.

Ход тренинга:

Знакомство.

Сегодня мы с вами примем участие в тренинге , с названием «Вместе мы сила» .

В каждом тренинге есть правила . Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

Обращение друг к другу на «ты» Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» ,«я думаю.»

Безоценочность суждений.

Право говорить и обязанность слушать

Активность.

Правило «стоп» .

Конфиденциальность.

Педагог-психолог : Пусть каждый передаст свое «тепло» по кругу, слегка сжимая и разжимая руку рядом стоящему участнику.

Упражнение 1 : «Меня зовут …Я делаю так…» Цель : познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу. Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами : «Я делаю так…» . Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Обсуждение : Что было легко, что сложно?

Упражнение 2 : «Говорящие руки»

Цель : вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Участники образуют два круга : внутренний и внешний , стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам : Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

\Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому из было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

Упражнение 3 :

Цель : снятие агрессии. Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим : «Мы с тобой похожи тем, что…» . (Например : что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т . д.)

Обсуждение : Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что интересное узнали?

Упражнение 4 : "Пчелы и змеи"

Педагог-психолог : Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь : громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните : во время игры вы не имеете права говорить.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Какой этап был самый интересный?

Упражнение 5 : Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ»

Цель : релаксация. - Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.

Обсуждение : Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Упражнение «Монотипии» Участники наносят гуашью цвета в произвольном порядке на стекле. Затем делают отпечатки на листе ватмана, и доводят до завершения картины фломастерами. Картина обсуждается : насколько совпали названия, какие возникли чувства при виде работы, понравилось ли рисовать.

Цель : положительное завершение тренинга , рефлексия.

Давайте наградим себя за успешное участие в тренинге аплодисментами !

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы : Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали?

Заключительный этап : «Прощание» .

Педагог-психолог : Спасибо всем за участие! Мне было очень интересно и приятно работать с вами.

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

Развитие умения работать в команде

Сплочение группы

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

Листы формата А - 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Тарелочки, кувшин с водой

Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение 2. «Мое настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе формата А - 4 изобразить свое настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Наташа, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй - представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение 5. «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение 6. «Доверительное падение»

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Упражнение 7. «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Мне понравилось,………

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

Чему научилась сегодня…

Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!!!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. - 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. - 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. - 205 с.

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей

«Сплочение педагогического коллектива»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Развитие умения работать в команде;

Сплочение группы;

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

Повысить коммуникативные навыки педагогов;

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы для тренинга:

Листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки;

Спокойная музыка для релаксации;

Тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.

Ход тренинга

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение «Радуга»

Цель упражнения: сплочение коллектива

Участники тренинга встают в круг, берутся за руки. Ведущий: «Представьте, что после летнего дождя в небе появилась радуга. Представьте, все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – каждый цвет по-своему прекрасен, очень ярок.… Но вместе, объединившись, цвета создают такое чудесное явление природы как радуга. Каждый из нас так же индивидуален как любой из цветов радуги. И мы с вами, взявшись за руки, становимся еще прекраснее, чудеснее как сама Радуга. Объединяясь в единое целое, мы становимся лучше, сильнее… и т.д.».

Анализ упражнения:

  1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?
  2. Смогли ли вы почувствовать себя частью одного целого?

Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Тома, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение «Цепочки»

Педагоги встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научилась….

Мне понравилось,………

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Обсуждение по кругу

Ритуал прощания

Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

Участники тренинга прощаются.

Психолог: «Всем спасибо за активное участие!».