Сообщение о хохломской росписи. Хохлома: как это делается. Самая русская роспись из Семенова Нижегородской области

Хохлома находится в русском визуальном коде где-то между медведем и балалайкой, калининградским янтарем и петербургским балетом. Это самое русское, самое китчевое, самое понятное для чужаков, что мы породили и научились экспортировать.

Очень важно, что центр производства хохломы по-прежнему там же, где это ремесло появилось четыре века назад: в Нижегородской области. Ковернино, Заволжье, Семенов — в этом треугольнике липовые болванки начали покрывать оловом, затем олифой, затем, после обжига, — алыми и черными цветами, ягодами и травами.

Сейчас производство хохломы — это не мастерские, а целая фабрика — ЗАО «Хохломская роспись». Несколько цехов, центр разработок, два музея, столовая и полторы тысячи сотрудников, в том числе более 400 мастеров-художников. При этом процесс автоматизирован по минимуму: в производстве хохломы очень большая доля ручного, индивидуального труда мастера, который просто так станком не заменишь. Поэтому фабрика больше всего похожа на коммуну художников, которым просто удобно работать вместе.

Как делают знаменитую роспись на самом большой фабрике хохломы в России — читайте у нас в клубе.


Ворота фабрики уже встречают золотом и славянским шрифтом. По-моему, замечательная вывеска для завода.

Хохлома в регионе началась с ложек и ложкарей, например, с легендарного (в смысле, большей частью вымышленного) Семена-ложкаря, который на территории завода представлен нежно-персиковым памятником.

Более поздняя и более реалистичная история — основание школы художественной обработки дерева художником Георгием Матвеевым. Именно от него считается история «настоящей» хохломы.

В музее большая экспозиция про ложки. Вот этапы изготовления. Штука слева называется баклуша, отсюда выражение «бить баклуши» — то есть бездельничать, ведь строгать чурки большого таланта и внимания не надо.

Ранние расисные ложки были такие. По сравнению с традиционными хохломскими они как наскальные рисунки по сравнению с живописью.

Вот современные образцы к Олимпиаде.

Экспериментальный цех на художественном производстве — это как? Нетрадиционные формы листьев? Несогласованное количество ягод рябины? Синяя и розовая хохлома?

Токарно-ложечный цех. Образцы изделий, которые сейчас производятся на фабрике, и документация по ним.

На токарном станке изготавливают все изделия с фотографии сверху.

Похоже на мой стол во время дедлайна по большому проекту, только у меня вокруг лежат распечатки, акты выполненных работ, счета-фактуры, пресс-релизы, договора и макеты. Очень классное рабочее место.

Заготовки называются бельё . Прежде, чем вытачивать изделие из белья, оно должно полежать два года.

У мастера Плюхиной сегодня выходной.

В этом барабане ошкуривают мелкие предметы.

Внутри — такие кусочки наждачной бумаги.

Вытяжка для древесной пыли.

У-у-у! Вытяжки-и-и! Странный паук, да?

Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.

Все, как двести, триста, четыреста лет назад.

Разве что работа ведется по чертежу.

Основное производство — художественный цех. На схеме технологического процесса видно, как деревянная плошка прикидывается то глиняной (после грунтовки), то металлической (после покрытия оловом — лужения). Последний этап — нанесение маркировочного знака. Он состоит их трех букв, СХР, («Семенов, хохломская роспись»), и свидетельствует о подлинности изделия. А золотистый цвет олово, покрытое олифой (льняным маслом), приобретает после обжига.

Взрыво- и пожароопасная краскоприготовительная. Новые краски мастерам выдают раз в неделю, писать всегда нужно свежими.

Мастер за работой. В обычный день все столы, конечно, заняты.

Но сегодня у большинства художниц выходной.

Как правило, мастера росписи — это женщины. Говорят, что у мужчин просто не хватит усидчивости. Наверное, я мужчина: я бы психанула уже через полчаса такой работы.Обратите внимание на то, что мастер работает не над традиционной черно-красной, а над зеленой росписью.

Такая роспись называется «фон Людмилы Зыкиной» и была придумана в 2000 году специально в подарок певице.

По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. По крайней мере, в прошлом было так.

Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Например, эти ковши сначала обожгут, а потом распишут.

А эти красавцы — уже из печи.

Очень жаль, что нельзя купить просто золотую ложку, блюдо или уточку, без росписи. Мне кажется, они тоже очень красивые.

Изделия с наведенными поясками

Какое рабочее место!

У многих на столах стоят зеркала: думаю, что это не от тщеславия, а чтобы не приходилось постоянно крутить изделие, сверяя орнамент на разных боках.

Об абажур очень удобно снимать лишнюю краску, похоже.

Готовые изделия.

Бывают даже хохломские бусы, вот уж где мелкая работа!



Стала вспоминать, какая хохлома есть у меня дома. Вспомнила, конечно, хохломские детские стол и стул (у всех такие были, наверное), но сейчас их уже нет. По-прежнему есть шкатулка для украшений и пара хохломских ложек. Они еще используются: бывают же рецепты, где специально написано «перемешать деревянной ложкой», вот тут-то они и нужны. Есть еще пара блюд (на предприятии их называют « панно» ), но они именно используются, а не висят на стене.

А у вас дома есть хохлома? Навится или китч-китч? Сами бы купили?

На ярмарках огромным спросом у русских и иностранцев пользовались вещи, расписанные в красные, черные и золотые цвета и украшенные рисунками ягод, листьев и цветов.

Мега бренд привлекает не только красотой орнамента. Его ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий…

В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

С середины 1960−х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

Версий происхождения данного народного промысла великое множество. Принято выделять две наиболее вероятные. По первой версии искусство росписи посуды привили местным жителям старообрядцы, бежавшие на нижегородскую землю от гонений по вере. По второй версии роспись посуды позолоченной краской была известна на нижегородской территории ещё до появления старообрядцев. Для этого использовался оловянный порошок и деревянная самодельная посуда.

Дороговизна сырья для изготовления позолоченной краски длительное время сдерживала развитие этого народного промысла. Олово приходилось везти издалека, что под силу было только купцам. Чаще всего заказы на расписную позолоченную посуду народные умельцы получали от крупных монастырей и соборов. В заказчиках даже оказался знаменитый монастырь Троице-Сергиева Лавра, где трудились над изготовлением и росписью чашей и ковшей умельцы из сёл Хохлома и Скоробогатово.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Получались деревянные основы — баклуши. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

После лужения посуда становится зеркально блестящей и абсолютно готовой к нанесению узоров масляными красками. По старинным наставлениям роспись производят исключительно кистями из беличьих хвостиков, а краски используют натурального происхождения. Солируют в хохломской росписи красный и чёрный цвета. Такие краски получают из киновари и сажи. Для придания изделиям живости и объёма разрешается иногда добавлять к основным цветам дополнительные. Как правило, это цвет нежной зелени, коричневый или чуть жёлтый.

На заключительном этапе, после нанесения всех узоров, посуда покрывается в несколько слоёв специальным лаком. Каждый слой имеет индивидуальное время сушки. Далее посуда подвергается температурному воздействию (закаливается в печи) при определённых температурах. В результате всех этих манипуляций и появляется всемирно известная посуда - «золотая» хохлома.

ХОХЛОМСКИЕ ОРНАМЕНТЫ

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения.

Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров

ВИДЫ ХОХЛОМСКИХ УЗОРОВ

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды. Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек. Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой. Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне. Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля. Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В росписи преобладает живописное начало – свобода мазка, сочность цветового пятна. В городе Семенове Горьковской области находится более молодой очаг хохломы - производственно - творческое объединение” Хохломская роспись», основные кадры которого подготовлены в организованной в 1918 году и действующей в настоящее время специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии.

ХОХЛОМА - СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Золотая Хохлома!

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.
Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».


















Новогодние шары с росписью хохломой.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.
Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются такие краски как... красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого, и конечно чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет.Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери





Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый. На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства. Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.

История промысла

Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.

https://flic.kr/p/WrFMnj

Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками». Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя. Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли. А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.

В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев. Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!». С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.

https://flic.kr/p/5ToGao

Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.

Особенности промысла

Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.

Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.

https://flic.kr/p/9o1mBk

Для хохломской росписи характерны следующие черты:

  • Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
  • Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
  • Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
  • Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
  • Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
  • Специальные технологии нанесения рисунка.
  • Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.

Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.

https://flic.kr/p/EHSkwc

Технология создания

Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.

Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок . На Руси такая работа называлась «бить баклуши». Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов. Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.

После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.

https://flic.kr/p/bDyLE3

Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.

Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.

Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.

Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой. Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой. Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.

https://flic.kr/p/naLKpi

Виды росписи

Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.

Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый . Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:

  • Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
  • Рисунок «под листок» , многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.

https://flic.kr/p/bzSKSU

  • Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.

Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина .

Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.

https://flic.kr/p/oWQTmj

Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.

Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.