Управление как вид социальной деятельности. Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления. Современное управление и его классификация

Введение

1. Социология управления как отрасль социологического знания

1.3. Объект и субъект социального управления

2. Социальное управление как система
2.1. Система социального управления
2.2. Социальные системы и их составляющие

3. Социальное управление как процесс
3.2. Стадии и функции социального управления
3.2. Управленческое решение и его типы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня в социологии все большее понимание находит идея рассмотрения и общества в целом, и социальных организаций как открытых социальных систем, неотъемлемым всеобщим качеством которых является то, что они являются управляемыми системами, активно взаимодействующими с внешней средой.

Актуальность исследования проблем социального управления в современном обществе особенно возрастает в условиях неустойчивого состояния социальной системы, когда любое незначительное на первый взгляд внешнее воздействие на нее может иметь далеко идущие последствия

Чтобы справиться с кризисом, охватившим все социальные институты, необходимо обратиться к науке управления, значимость которой была ясно осознана еще в 30-е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, а область знании - в самостоятельную науку.

Социология управления составляет одну из смежных дисциплин с менеджментом, а иногда ее даже отождествляют с ним, несмотря на то, что понятие «менеджмент» наряду с социологическими охватывает также экономические, технико-организационные, юридические, психологические вопросы делового предпринимательства.

Сегодня по мере повышения управляемости общественными процессами потребность реализации одной из важнейших функций социологического знания - функции управления, несомненно, возрастает.

Управленческая функция социологии выражается в том, что она является:

а) теоретической основой для выработки управленческих решений и их практической реализации на различных уровнях социального управления;

б) источником социальной информации, необходимой для повседневной деятельности органов государственного управления, разработки текущих и перспективных планов социального развития;

в) научным инструментом выработки социальных показателей и нормативов социальных процессов как объектов социальной политики;

г) средством научного анализа возникающих социальных проблем и конфликтов, их предотвращения и разрешения за счет социальной диагностики, социального планирования, разработки социальных технологий, рекомендаций и предложений;

д) необходимым инструментом социального контроля путем оценки социальных характеристик объектов, замера фактического достижения социальных показателей различных сторон общественной жизни;

е) необходимой дисциплиной в подготовке управленческих кадров в целях формирования у них нового управленческого мышления, нужного нам сегодня для вывода страны из кризиса и превращения ее в процветающее общество.

1. Социология управления как отрасль социологического знания

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Фундамент научного менеджмента заложен трудами М. Вебера, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона, А. Этциони, Л. Берталанфи, Р. Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации социального управления, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом, или (что более верно) управление человеческими ресурсами.

1.1. Современное управление и его классификация

С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

  • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
  • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
  • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления.

В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.

В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.

1.2. Сущность социального управления и его особенности

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы; динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений" социальные стороны управленческой деятельности, степень иx эффективности в организациях и в обществе, отношения по управлению.

В социологии управления ключевым является понятие «управление», которое в научной литературе рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), функция, которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социологию интересует управление социальными системами, иначе говоря, социальное управление.

Социальное управление в широком смысле слова - управление общностями, а также в определенных пределах - социальными процессами и явлениями; в узком смысле - основанная на определенных принципах деятельность субъекта управления, направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию их решения путем использования разнообразных средств, приемов и методов воздействия на него. В отличие от управления в технических и биологических системах социальное управление характеризуется, прежде всего, сознательной постановкой целей, которые дифференцируются в зависимости от уровня и масштабов объекта управления. Так, управление обществом связывается с сохранением его качественной специфики, его стабильным функционированием, совершенствованием и развитием. Управление организацией имеет своей целью, прежде всего, координацию усилий структурных подразделений на решение общих задач и повышение эффективности ее деятельности. На индивидуальном же уровне цель управления заключается в обеспечении условий для наилучшего осуществления работниками своих функциональных обязанностей.

Управление - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного, коллективного труда людей, из необходимости взаимодействовать, общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности. Важно подчеркнуть, что возникновение управления в обществе имеет трудовой характер. К. Маркс так писал по этому поводу: "Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере«’.

Различают стихийное управление, воздействие которого на систему является результатом различных перекрещивающихся сил, массы случайных единичных фактов (например, рынок), и сознательное управление, осуществляемое субъектами управления, в качестве которых могут выступать общественные институтам, организации, отдельные руководители.

Соответственно различают и два механизма управления; стихийный (статистический) и сознательный (структурный). В связи с этим используют два понятия: «управление в обществе» и «социальное управление» (управление в обществе в данном случае равнозначно понятию социального управления в широком смысле слова, в отличие от управления в технических и биологических системах).

Первое понятие («управление в обществе») включает в себя оба механизма управления, а также управление машинами и технологическими процессами. Социальное управление является главной частью управления в обществе. Это - «сознательное целенаправленное управление людьми, сознательными субъектами, с целью направить их деятельность на осуществление целей, желательных для субъекта управления». Вспомним деление Ф. Энгельсом: управление «вещами» и управление людьми. Управление «вещами» - управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление людьми - воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, организации, общности, институты.

Социальное управление характеризуется рядом особенностей (черт), обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).

1. Социальное управление как общественно необходимая функция возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной их деятельности, условие их нормального функционирования.

2. Социальное управление как общественно-необходимая функция своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности. То есть оно есть управление людьми, общественными отношениями людей. Это означает, что его объектом (то, на что направлено управляющее воздействие) является поведение людей, их действия, поступки как участников совместной деятельности.

3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений.

В качестве субъектов (или институтов) социального управления выступают, прежде всего, государство, политические партии, общественные организации, неформальные, самодеятельные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

Управленческие отношения тесно связаны со всеми другими видами общественных отношений, но имеют свою специфику. Они носят интегральный, субъективно-объективный характер. Это отношения между людьми (объектами и субъектами) по поводу коллективной жизнедеятельности, организации общественного производства, функционирования общества и отдельных его сфер.

Выделяют различные виды управленческих отношений: отношения централизма и самостоятельности; субординации и координации; ответственности; «формальные» и «неформальные», временные и постоянные и т. п.

4. Социальное управление имеет властно-волевой характер, предполагает подчинение воли объектов управления «чужой воле» (субъектов управления), предполагает авторитет, власть.

5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности, как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности.

В первую очередь здесь имеется в виду деятельность субъекта управления, управленческий труд, «труд по управлению». То есть деятельность группы людей, которые в условиях образования государства, по словам В. И. Ленина, «занимаются тем или почти только тем, чтобы управлять. Люди делятся на управляемых и специалистов по управлению... Специалисты по управлению - это «особый разряд людей, выделяемый для того, чтобы управлять другими». Это - организаторы, руководители, менеджеры.

6. Социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер.

Это и понятно. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, классы, слои и т. д.), которые руководствуются своими интересами. Поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные слои и группы, управление обусловливается не только объективными потребностями организации людей, но и интересами, состоящими либо в сохранении существующих позиций в экономической, политической и других областях, либо в изменении этих позиций.

Управление, труд по надзору в государствах, «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфически? функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами».

Как уже отмечалось, существенной особенностью социального управления является то, что своим главным назначением оно имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности.

Люди выбирают тот или иной из возможных способов действий, соотнося их с позицией других, имея целью вызвать соответствующую реакцию среди других участников социального взаимодействия и получить некоторые значимые результаты и вознаграждения, в качестве которых может быть любое «благо» (знание, информация, деньги, власть, уважение и т. п.). Эта особенность социального взаимодействия подробно описана в теории социального обмена Д. Хоманса и П. Блау. Выбор способов действий индивидами можно считать случайным, потому что их действия никак не связаны между собой и системой в целом, хотя сами по себе они не являются случайными. С этой точки зрения социальное управление - это ограничение возможного разнообразия поведения людей, заключающееся в повышении вероятности функциональных, нормативных действий субъектов управления и понижении вероятности их дисфункциональных, отклоняющихся от норм и требований социальной системы действий для достижения целей организации и обеспечения необходимого уровня социального порядка.

Понятие «социальный порядок» выражает идею организованности социальной системы, упорядоченности социальных действий, указывает на наличие социального контроля, определенных ограничений, норм, санкций, обеспечивающих согласованность, предсказуемость поведения, неслучайность и устойчивость социальных действий. Все состояния управляемой социальной системы по уровню социального порядка могут быть представлены континуумом от полного порядка до полного хаоса. Уровень социального порядка в социальных системах (организациях) можно характеризовать отношением нормативных действий ко всем совершаемым субъектами действиям. А социальный беспорядок можно представить как отношение девиантных поступков и действий людей к нормативным.

Таким образом, непосредственной задачей социального управления является внесение социального порядка в социальную организацию Чтобы выполнить эту задачу, орган управления (управляющая система) должен обладать более высоким уровнем социального порядка, чем управляемая система. У. Эшби так сформулировал этот один из наиболее общих законов управления: «Разнообразие исходов управляемой системы, если оно минимально, может быть еще более уменьшено лишь за счет соответствующего увеличения разнообразия, которым располагает управляющая система».

В таких социальных системах, как организации, кроме целенаправленного управляющего воздействия существуют еще и другие источники социального порядка, которые играют важную роль в социальном управлении - организационный порядок и самоорганизация. Это связано с тем, что сущностным свойством социальной организации является упорядоченность действий людей, т. е. определенный социальный порядок. Поэтому социальные организации выполняют функцию основного инструмента социального управления. Я. Щепаньский дает следующее определение: «Социальная организация - это система способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни.

Будучи объектом внешних управляющих воздействий, организации в своей структуре объективируют, «овеществляют» эти воздействия в виде норм, правил, социальных ролей, ценностей, устойчивых взаимосвязей, накладывают определенные ограничения на поведение людей и тем самым выполняют свою инструментальную функцию. Организация обеспечивает доведение внешних управляющих воздействий дифференцирование и в нужной мере до каждого человека, входящего в эту организацию.

Основной закон управления - закон необходимого разнообразия, о котором шла речь выше, раскрывает меру управляющего воздействия для обеспечения нужного поведения социальной организации Поскольку внутреннее разнообразие в социальной организации как социальной системе может содержаться как в структуре, так и в функциях элементов, изменение уровня социального порядка равносильно переходу социального разнообразия из одной формы в другую при сохранении его общего количества. Это значит, что для обеспечения требуемого поведения субъектов деятельности в организацию необходимо внести столько порядка, сколько необходимо для того, чтобы ограничить возможное разнообразие в их действиях и поведении для достижения конкретной цели организации.

Следствием общесистемного закона вырастания энтропии является постоянная диссипация (рассеивание, разложение) социального порядка в социальной организации. Это вызывает необходимость для поддержания равновесного состояния системы постоянно производить порядок и производить его в той же мере, в какой он разлагается. Поэтому способность социальной организации производить социальный порядок с точки зрения социального управления представляется самым важным свойством.

Существенным свойством социальной организации является эмерджентность, называемая иногда организационным или синергетическим эффектом. Сущность этого явления заключается в возникновении в социальной организации таких качеств, которых нет у составляющих ее элементов. Основным условием достижения организационного эффекта является определенная мера специализации функций, однонаправленность и синхронность социальных действий. В практике социального управления необходимо учитывать, что этот эффект может быть большим или меньшим, может способствовать или препятствовать достижению цели организации. Недостаточные возможности социального управления можно до некоторой степени компенсировать построением социальной организации по образцу рациональной бюрократии как структурированной иерархической системы. Возникающая при этом односторонняя зависимость одного человека от другого, сосредоточение в руках начальника большей власти, над подчиненными имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, жесткая иерархия способствует поддержанию социального порядка, устраняя неопределенность социальных действий, с другой - порождает обюрокрачивание управленческих структур. Основным механизмом, компенсирующим недостатки жесткой иерархии в социальной организации, является самоорганизация.

Социальные системы - в высокой степени самоорганизующиеся системы. Существенной особенностью социального управления является то, что традиционный подход к управлению, основанный на представлении, согласно которому изменения в объекте управления происходят в соответствии с управляющими воздействиями на него, здесь неприменим. В социальном управлении нужно учитывать соотношение управленческих усилий и тенденций самоорганизации в системе. Поэтому социальное управление призвано, с одной стороны, сохранить сложившиеся порядки, если они соответствуют интересам субъекта управления, с другой - предусмотреть возможность их нарушения со стороны социальных групп и отдельных индивидов, противостоящих субъекту управления; создать дополнительные предпосылки для их предотвращения и постоянно разрешать образовавшееся противоречие между существующей общественной организованностью и выходящими за ее пределы устремлениями социальных групп и отдельных индивидов.

Это объясняется тем, что социальная организация функционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и как человеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы и потребности, не всегда совпадающие с целями организации. Упорядочение отношений в процессе самоорганизации достигается в результате спонтанного взаимодействия членов организации между собой посредством выработки неписаных правил, норм, традиций, обычаев и ценностей.

Но это лишь одна сторона процесса самоорганизации. Более важно то, что все социальное управление опосредовано процессами самоорганизации. Организационный порядок, задаваемый совокупностью норм, законов, приказов, распоряжений, директив, выступает как определенная степень необходимости действий и поступков, соответствующих этому порядку, но исключает возможности отклонения от них членов организации. Реальный социальный порядок, в конечном счете, является результатом многоступенчатых и многообразных процессов самоорганизации.

Самоорганизация - это «душа» социальной организации, которая делает организацию живым организмом, постоянно обновляет и очищает социальный порядок от устаревших норм, адаптирует организацию к изменившимся условиям. Ограничение процессов самоорганизации приводит к старению организационных структур, обюрокрачиванию отношений в организации и потере способности производить социальный порядок и тем самым - к снижению эффективности управления.

Сегодня все более укрепляется понимание роли организационного порядка в социальном управлении, все больше сближаются такие смежные отрасли, как социология управления и социология организаций, что дает основание говорить о такой области социологического знания, как социология управления и организации.

Таким образом, в социальном управлении в соответствии с тремя источниками социального порядка используются и три вида управления: непосредственное управляющие воздействие на управляемую систему, управление организационным порядком и самоуправление.

1.3 Объект и субъект социального управления

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем.

В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет - управляющих, - принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называются объектами, предметами управления.

Субъекты управления - это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающегося этими объектами.

В том варианте, когда субъект управляет собственными действиями, то есть субъект и объект представлены одним лицом, имеет место частный случай, называемый самоуправлением (далее будет показано, что это не политический термин).

Управление существует и применяется в природе и в обществе в разных видах, формах. Человек управляет объектами живой, неживой и искусственной природы, используя законы физики, химии, биологии. С помощью плотин он перераспределяет водные ресурсы, выводит новые породы животных и виды растений, управляет с применением приборов и других устройств машинами и механизмами.

В живой природе мы наблюдаем многочисленные процессы управления и самоуправления. Вожак управляет стадом. В организме животных автоматически поддерживается определенная температура тела, регулируется поток крови.

И люди управляют другими людьми, организуя, контролируя их действия.

Не все эти процессы управления имеют непосредственное отношение к экономике. Среди них встречается и техническое, и биологическое, и экономическое, и социальное, общественное управление. Вместе с тем во всех процессах управления вне зависимости от их природы имеется нечто общее, присущее всем формам управления. Имеют место следующие составляющие: управляющие воздействия, субъект управления, объект управления, внешнее управление и самоуправление.

В XX веке сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Та часть кибернетики, которая изучает, исследует процессы управления в экономике, известна под названием «экономическая кибернетика».

Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики».

Кибернетика исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов

Согласно этой схеме субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию в виде обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает переданный ранее сигнал удачным. И на определенное время дает возможность объекту развиваться в указанном направлении. - Канал обратной связи может быть зрительным, звуковым, в виде электрических сигналов, докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой форме, воспринимаемой субъектом управления. Для летчика это показания приборов, для водителя автобуса - зрительная информация, для телефонистки - ответный сигнал абонента, для педагога - контроль знаний учащихся, для начальника - отчет исполнителя и результат его работы. Обратная связь - это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления.

Управляемость - важнейшая характеристика всех организованных социальных систем. Будучи главным средством объединения людей и упорядочения их повседневной жизни, управление присутствует буквально во всех сферах и подсистемах общественного бытия.

Но далеко не всегда оно носит государственно-властный характер: в обществе действуют не только органы государственного управления, но и множество иных субъектов, обладающих управленческими (официальными и неофициальными) полномочиями.

Управление - это результат интеллектуальной деятельности людей, их сознания и воли. Это целенаправленное управляющее воздействие субъекта на объект с целью перевода последнего в новое состояние. Оно возникает тогда и только там, где требуются осознанные усилия для ведения какого-либо дела с целью достижения определенных социально значимых результатов.

Вне управления может быть только одно: хаос и беспорядок, а как следствие - человеческие беды и трагедии. Управлять, как писал в свое время Анри Файоль, - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть - означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действий на ближайшее и отдаленное будущее; организовывать - строить намеченный заранее материальный и социальный организм; распоряжаться - принуждать персонал работать надлежащим образом; координировать - объединять и гармонизировать действия участников единого процесса; контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Управление - это универсальный и необходимый фактор человеческого общежития. Его качество определяется множеством условий объективного и субъективного характера. Прежде всего, уровнем цивилизованности и экономическими ресурсами общества, культурой и национальными традициями народов, профессиональной подготовкой и нравственными качествами управленческих кадров, дисциплинированностью исполнителей и т.д.

Наиболее адекватно суть управления раскрывает термин «управляющее воздействие», т.е. реальное побуждающее, заставляющее, изменяющее и преобразующее влияние на сознание, поведение и деятельность людей. И все это в контексте реализации намеченных целей и задач.

В отличие от обычного воздействия (ученого на семинаре, артиста на сцене, политика на предвыборном митинге и т.д.), управляющее воздействие непременно включает в себя несколько основных элементов: анализ и предвидение, целеполагание, организацию, координацию, регулирование, мотивацию, контроль, оценку полученных результатов и планирование новых шагов.

Анализ и предвидение - важнейшая функция управления, как на макро, так и на микроуровне. Это непременное условие принятия оптимальных управленческих решений и достижения желаемого результата. Анализ и предвидение предполагают расчленение изучаемого явления на отдельные элементы, выявление их сильных и слабых сторон сравнение имеющегося с данными аналогичных объектов и действующими нормативами, формулирование выводов и прогнозирование возможных вариантов дальнейшего развития объекта в тех или иных условиях.

Целеполагание основано на том, что субъект управления способен предвидеть, моделировать и планировать желаемое и нужное для него состояние. Цель - это своего рода отражение интересов и потребностей людей. Именно цели обусловливают организацию управленческого процесса, его регулирование и подконтрольность во времени, пространстве и по субъектам управляющего воздействия. Изменение целей непременно влечет изменение всей системы организации управленческого процесса, вносит существенные поправки в содержание, структуру, формы и методы управляющего воздействия.

Организация - понятие, которое в управленческой науке рассматривается в нескольких смыслах: а) как целостное социальное образование со своим особым внутренним построением; б) как определенное свойство системы, характеризующее ее с точки зрения внутреннего структурно-функционального построения; в) как процесс регулирования и упорядочения взаимодействия элементов системы в пространстве, во времени, по объемам, видам и формам деятельности людей. Главная задача организации - обеспечение целенаправленной и эффективной совместной деятельности людей.

Координация заключается в определении и поддержании необходимого положения управляемого объекта в окружающей среде, в согласовании внутреннего его состояния с внешним воздействием. Координация обеспечивает целостность и устойчивость системы.

Регулирование - процесс ориентации, направления и уточнения деятельности людей. Оно предполагает нейтрализацию отклонений от нормального режима работы управляемого объекта во внутренних ее параметрах и характеристиках. Регулирование во многом предотвращает кризисы и разрушения.

Мотивация - целенаправленное использование знаний об интересах, потребностях и устремлениях людей для того, чтобы вызвать в них соответствующую заинтересованность в успешной реализации управленческих задач. Потребности бывают (по классификации американского психолога А. Маслоу):

а) физиологическими (потребности в пище, одежде, отдыхе, продолжении своего рода);

б) экзистенциальными (потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности жизненного пространства) ;

в) социальными (потребности в общении, заботе о других) ;

г) престижными (потребности в уважении со стороны других, в престиже, высокой и справедливой оценке проделанного);

д) духовными (потребности в самовыражении через научное и художественное творчество).

В управленческой практике используются самые различные формы материальной и моральной мотивации исполнителей - награды и премии, присвоение званий, чинов и рангов, объявление благодарности и привлечение к дисциплинарной ответственности, критику и моральное публичное поощрение и т.д.

Контроль - важнейшая и неотъемлемая функция управления, реализация которой обеспечивает объективную оценку ситуации, создает предпосылки для внесения необходимых корректив в запланированные действия. Контроль предполагает сбор, обработку и анализ управленческой информации о проделанной работе, сравнение достигнутых результатов с запланированными показателями, разработку мероприятий, стимулирующих достижение намеченных целей. Контроль опирается на данные учета и отчетности, финансового и административного аудита, социологических исследований. Хорошо, если он организуется на основе современных автоматизированных информационных систем и с помощью вычислительной техники.

Все вышеизложенное позволяет определить управление как целенаправленное (сознательное, преднамеренное, продуманное, спланированное), организующее и регулирующее воздействие людей (и созданных ими институтов) на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность в определенных целях и интересах. Осуществляется оно как непосредственно (в форме самоуправления), так и через специально созданные государственные, хозяйственные, политико-партийные, общественные и т.п. структуры.

Управление с точки зрения его социальной сущности характеризуется многими отличительными чертами и признаками. Речь идет, прежде всего, о том, что: %

1. управление - это общественно обусловленное явление, связанное с реальной жизнью и повседневной совместной деятельностью людей. Оно всецело зависит от сознания, энергии, воли, организованности, ценностных ориентации, интересов и потребностей людей. Каждый народ и каждая нация, каждое государство и каждый человек всегда находится перед выбором, всегда вынужден принимать то или иное решение. Наука управления как раз и помогает выбрать из многих возможных вариантов наиболее достойный и правильный, определить наиболее значимые цели, сформулировать приоритетные направления дальнейшей деятельности, избрать оптимальный путь достижения этой цели;

2. управление пронизывает буквально все общественные отношения и связи - политические, экономические, социальные и культурно-духовные; межличностные и общественные; частные и публичные; деловые и общественно-коммунальные; внутригосударственные и международные;

3. управление - это организованное и динамично развивающееся явление. Это не что-то застывшее, раз и навсегда данное. Оно развивается и совершенствуется, приспосабливаясь к потребностям общества. Все зависит от конкретных исторических условий, динамики развития социально-экономической ситуации, национально-культурных и психологических факторов, интеллектуально-кадрового потенциала общества, развитости его правового поля и др. Управление характеризуется непрекращающейся борьбой между тенденциями к его централизации и децентрализации, бюрократизации и дебюрократизации, авторитарности и демократизации, плановости, подконтрольности и самоорганизации, между дилентантизмом и профессионализмом;

Управление - это сложное многоэлементное и многоаспектное явление общественного бытия. Оно эффективно лишь при умелом и разумном использовании всех связанных с ним материальных и интеллектуальных ресурсов. Оно имеет свою структуру, основные элементы которой - субъекты, объекты и управленческие отношения. Если в общественном объединении, образно говоря, отсутствует разделение на управляющий орган и управляемое тело, то такое объединение нежизнеспособно.

Субъект управления - активное начало управленческого процесса. Субъект всегда выступает в качестве инициатора субординационно-иерархического взаимодействия. Быть субъектом - значит быть инициирующей, направляющей и ведущей стороной субординационного взаимодействия, детерминирующей процесс развития объекта в том направлении, которое обусловлено интересами и целями самого субъекта.

Субъектом управления является либо конкретное лицо (индивид), либо формализованная структура (объединение людей), которая по отношению к другим людям обладает соответствующими знаниями, культурой, полномочиями и, главное, несет ответственность за свои управленческие решения и последствия их реализации. Субъект может быть простым или структурно сложным, но однозначно он должен быть один и отличаться внутренним органическим единством. Если в сообществе появляется два или больше субъектов управления, то в нем рано или поздно начнется противоборство, возникнут конфликты, которые в конечном итоге приведут сообщество к распаду. К аналогичному результату ведет отсутствие внутреннего стратегического единства субъекта управления - внутренне конфликтная, раздираемая противоречиями правящая элита успешной быть не может.

По сравнению с другими субъектами общественных отношений субъект управления обладает вполне определенными преимуществами - материальными, интеллектуальными, статусно-правовыми. Главный его признак - способность и реальная возможность принимать управленческие решения и обеспечивать (если надо, в принудительном порядке) их реализацию. Субъект не только инициирует взаимодействие и определяет его организационную форму, но и управляет этим взаимодействием. Только от субъекта, в конечном счете, зависят характер, продолжительность и время окончания управленческого взаимодействия.

Объект управления - это то, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления. Объект - это то, что выступает в роли воспринимающей стороны и образует особое поле системы управленческого взаимодействия. Объект в результате представляется неким полем для деятельности субъекта. Условно можно сказать, что объект - это ведомый элемент системы управления.

Объекты управления:

Отдельный человек. Принимая решение о помиловании осужденного, президент подписывает управленческое решение, которое имеет не только частное, но и важное социально-воспитательное значение. Решение о премировании работника также носит управленческий характер. Оно направлено не только на улучшение материального положения данного человека, но и преследует другую не менее важную цель - стимулирование качества труда, повышения его эффективности;

Рудовые коллективы и другие объединения людей. Парламент, принимая новый закон, например, о политических партиях, преследует цель совершенствования политической системы страны. Объектом же управления в данном случае выступают политические партии, которые должны внести в свои программы, уставы и постановления, в свою повседневную практику необходимые коррективы в соответствии с новым законодательством;

Социальные классы, слои и группы. Закон о монетизации льгот - яркий пример управленческого решения по отношению к целому социальному слою - пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, многодетных семей и т.д.;

Общество в целом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства, как правило, объектом своего управляющего воздействия рассматривают общество в целом. Указанные решения распространяются на всех лиц на всей территории страны, которые в совокупности и представляют собой общество.

Основные свойства объекта управления:

1. внутреннее единство в том смысле, что в нем не должно быть абсолютно автономных частей (подсистем), которые не подлежат воздействию со стороны управляющего субъекта. Члены сообщества как объекта управления живут как единое целое, вступая в определенные связи и отношения между собой, обеспечивая тем самым свое воспроизводство и самосохранение. Если же в сообществе появляется «самостоятельная часть, то ее существование может быть лишь временным и в чем-то исключительным. Плюрализм и многообразие в организационном построении объекта управления допустимы лишь в определенных пределах;

2. активность, т.е. способность проявлять инициативу по отношению к субъекту управления и даже (при определенных обстоятельствах) сопротивляться принятым решениям;

3. относительная самостоятельность в своей внутренней жизни, обладание относительной автономией в своих потребностях и интересами, которые нередко не совпадают с интересами и потребностями управляющего субъекта;

4. адаптивность, приспособляемость к различным условиям и факторам общественного бытия;

5. способность к самоорганизации. Мелочная опека со стороны, авторитарно-бюрократическое управление всегда и однозначно вредны.

Субъекты и объекты управления неразрывно связаны между собой и взаимодействуют в рамках определенных отношений, которые называют «управленческими». Это особая форма связей между субъектом и объектом управления, которые складываются в процессе осуществления управленческого труда на основе целенаправленного учета и использования объективных закономерностей и субъективных факторов функционирования различных социальных систем. Такого рода отношения могут быть официальными и неофициальными, формальными и неформальными, отношениями субординации и координации, руководства и подчинения и т.д.

Управленческие отношения отличаются тем, что они, во-первых, по форме субъективны, а по содержанию объективно обусловлены, складываются безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают - активной или пассивной. Носителями управленческих отношений в той или иной мере являются все участники общественной и коллективной и индивидуальной деятельности.

Во-вторых, управленческие отношения являются сознательно-волевыми. Осуществляя функции управления, люди руководствуются заранее поставленными целями, стремятся регулировать свои действия во имя достижения этих целей. Отсюда понятно, что управленческие отношения носят не только сознательно-организующий, но и четкий целенаправленный волевой характер. Причем каждый тип управленческих отношений отражает специфику общества, его традиции, культуру и национальные особенности, определяются формой государства, множеством других факторов объективного и субъективного характера.

В-третьих, управленческие отношения по своему характеру действенны, направлены на достижение определенного результата. В одном случае они созидательны, в другом - разрушительны, в третьем - на одних направлениях стимулируют и содействуют развитию, а на других - тормозят такое развитие.

Достаточно удобным критерием классификации управленческих отношений является субъект управления. По этому критерию можно выделить шесть видов управления и управленческих отношений:

1. государственное управление. Оно реализуется государственным аппаратом от имени народа, по поручению народа и во имя народа. Государственное управление распространяется на все общество (и все его подсистемы) как управляемую целостность;

2. местное самоуправление. Объектом такого управления являются жители определенной административной территории (муниципального образования), которые непосредственно или через создаваемые структуры (органы местного самоуправления, муниципальные службы) управляют делами своего муниципального образования, причем за свои средства и под свою ответственность;

3. менеджмент - управление собственностью со стороны собственника;

4. общественное управление силами выборных органов различных общественных формирований - партий, профсоюзов, творческих, спортивных, научных сообществ, союзов, ассоциаций;

5. групповая саморегуляция - кооператив, товарищество садоводов, ассоциация социологов и др. В ее рамках люди свободно и добровольно объединились и сами на договорных началах управляют своей деятельностью;

6. единоличное управление - управление со стороны субъекта своими же действиями и поступками. Этот вид управления многие ученые рассматривают в качестве исходного элемента всех остальных видов управления.

Человека.

Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна. Если посмотреть на деятельность человека, то можно вдуматься, возможна ли была эта деятельность, если бы она не была организованна. А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть реальность успеха. Все это в обобщенном практическом представлении называется управлением.

Все это показывает, что управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая его деятельность нуждается в управлении.

Деятельность - совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

Способ существования человека, проявление его социальной активности.

Управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Деятельность может быть осознанной и неосознанной.

Осознанная деятельность – это деятельность, построенная на основе заранее предусмотренного результата, на основе запрограммированных координированных действий, ведущих к предполагаемому результату.

Неосознанная деятельность – это действия рефлекторного типа, реакция на проявление потребности.

И та и другая деятельность нуждается в управлении и осуществлении на основе управления, но управление в первом и во втором случае различно, и это различие проявляется в сложности, в уровне развития управления и т. д.

Нас в рамках данной дисциплины интересует осознанная деятельность, поскольку это управление деятельностью, а не поведением человека.

Только человек имеет сознание, позволяющее ему строить планы и контролировать их реализацию, организовывать свою деятельность и деятельность других людей.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль, осознание потребностей.

Оба определения управления характеризуют практическое представление этого понятия и его сущность.

В.2.Сущность управления

Это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более, совместной деятельности. Поскольку любое явление необходимо рассматривать с позиции сущности содержания и специфики, то необходимо рассмотреть содержание понятия управления.

Содержание управления можно установить посредствам анализа практической деятельности менеджера. Если спросить мен-ра, что он делает управляя организацией, какие виды деятельности составляют его работу, то ответы будут разными в силу его опыта, стиля управления, приоритетов, но общим будет содержание его деятельности, а именно любое управление предполагает необходимость:

Предвидение

Контроль

Мотивация

Стимулирование

Организация

Прогнозирование

Координация.

Все это называется основными функциями управления. Потому что они отражают содержание понятия управления независимо от конкретных условий и сфер деятельности.

Таким образом, для того чтобы управлять всегда необходимо предвидеть(планировать), организовывать работу, контролировать ее в той или иной мере, координировать или регулировать деятельность людей, мотивировать ее и исследовать все процессы деятельности людей.

Но эти семь функций управления не характеризуют обязательную последовательность процесса деятельности, а в понимании управления необходим еще и процессуально – содержательный аспект: сначала менеджер ставит цель, позволяющую ему оценить существующее положение дел и увидеть проблему, попытаться решить ее посредством своих организационно – практических действий. Таким образом, процесс управления начинается с целеполагания, которое определяет всю последовательность действий.

Следующим этапом является определение ситуации т. е. распознавание и оценка того положении в котором находится организация или фирма, а противоречие которое оказывается главным вне соответствии цели и ситуации, которую необходимо решить в первую очередь характеризует понятие проблемы. Далее эту проблему необходимо решить (устранить).

Эти 4 этапа процесса управления характеризуют процессуально – содержательный аспект управления (целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения этой проблемы).

Специфику управления можно выразить понятием воздействия. Воздействие – влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Если управление это воздействие, то существуют объекты и субъекты управлении. Иначе говоря любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем (см. Рисунок).

https://pandia.ru/text/79/084/images/image003_118.gif" alt="Радиальная диаграмма" width="396" height="330">функции менеджмента". Рассмотрение менеджмента с этих позиций связано с разработкой таких вопросов как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления. Впервые состав функции был сформулирован А. Файолем.

4. Менеджмент как процесс фокусирует внимание на взаимосвязи отдельных управленческих функций в пространстве и времени. При этом все проблемы менеджмента рассматриваются через призму управленческих процессов задачей которых является принятие решений для реализаций целей организаций

5. Орган управления является составной частью любой организации. Данный подход к менеджменту сосредотачивает внимание на структуре организации, на связи между звеньями и уровнями управления, на степени централизации и децентрализации , на распределение полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности. Самым оптимальным является 7 подчиненных у руководителя.

6. Персонал управления обязан обеспечивать эффективное использование и координацию всех ресурсов организации для достижения ее целей.

В.4. Сравнительная характеристика понятий «Менеджмент» и «Управление»

ПРИЗНАКИ

УПРАВЛЕНИЕ

(в плановой экономике)

Менеджмент

(в рыночной экономике)

1. Объем понятия

Управление процессами в обществе, технике и природе

Управление фирмами, предприятиями, организациями

2. Регулятор производства

9. Тип управления

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11. Человеческий фактор

Инициатива «наказуема»

Активизация человеческого фактора

В.5. Менеджер и предприниматель

Параметры сравнения

Менеджер

Предприниматель

Статус на предприятии

Наемный работник

Собственник, партнер

Задачи и функции

Постановка целей, планирование, организация, мотивация, контроль, координация, руководство

Поиск новых способов комбинации ресурсов, выдвижение новых идей по их использованию для удовлетворения потребностей населения

Ожидаемый результат работы

Сохранение, поддержка и развитие предприятия, максимилизация его способностей производить ценности

Освоение новых сфер бизнеса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения прибыли

Личностные характеристики

Умение организовать работу в команде, критическое мышление, преданность делу, честность, умение четко выражать свои мысли и убеждать

Интуиция, новаторство, самостоятельность, индивидуализм, смелость, инициативность, ориентация на успех, готовность к риску

В.6. Этапы развития и особенности управленческого труда.

Менеджмент - это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III-IX тысячелетиям до н. э. Так, в раз­витии теории и практики менеджмента выделяют следую­щие этапы:

1. Древнейшие века:

Появление первых деловых людей, религиозных функ­ционеров и жрецов, собирающих дань с населения;

XVIII в. до н. э. - возникают элементы административ­ного менеджмента, разрабатываются законы управления го­сударством;

VI-II вв. до н. э. - зарождение территориального уп­равления.

2. Индустриальный период (XVII-XIX вв. н. э.) - форми­рование промышленного менеджмента, что было обуслов­лено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства.

3. Период систематизации (вторая половина XIX - пер­вая половина XX в.) - обобщение практики и разработка научных основ управления:

10-20-е гг. - зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;

20-30-е гг. - развитие идеи Тейлора. Разработка фун­кций, структуры и принципов управления французским эко­номистом Анри Файолем;

30-60-е гг. - появление теории "Человеческое пове­дение и человеческие отношения", в которой уделялось вни­мание социальным вопросам.

4. Информационный период - вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современ­ного менеджмента:

70-е гг. - разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная тех­ника в практику управления;

80-е гг. - отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;

90-е гг. - обращается внимание на организационную куль­туру, этику менеджмента, демократизацию управления (при­влечение работников к принятию управленческих решений).

Характерной чертой развития современного менеджмен­та является усиление тенденции технократизма, что прояв­ляется во внедрении безбумажной технологии, создании элек­тронных бухгалтерий , офисов, внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий .

Управленческий труд обладает специфическими особен­ностями. Они состоят в следующем:

- предметом данного труда является информация;

- результатом - управленческие решения;

- средствами труда служат организационная и вычис­лительная техника;

Управленческий труд обладает исключительной зна­ чимостью для деятельности предприятия;

От руководителей требуется владение разносторонни­ми знаниями (экономики, права, социологии, психологии, ин­ форматики и др.).

В.7. Школа научного менеджмента

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Поня­тие «научное управление» впервые в 1910 году при­менил Луис Брандвйс.

Фредерик Тейлор полагал, что управление как осо­бая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.

2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

В.11.Эмпирическая школа.

В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло преж­де всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, ко­торый единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ре­сурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчер­кивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управле­ния. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникно­вения».

Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными реше­ниями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный авто­мобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфорта­бельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены.

Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом кон­цепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой эконо-мии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до кон­ца 20-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и дивер­сификацию продукта, новые конструкторские разработки, испы­тательный полигон, на изучение спроса и совершенствование ап­парата управления, который все более отставал от развития и ус­ложнения организационной структуры компании. Иными слова­ми, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.

В.12. Процессный подход.

Этот подход применяется и в настоящее время. Он был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера, однако рас­сматривали их как не зависимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи.

Управление представляет собой серию непрерывных взаи­мосвязанных действий, т. е. не что иное, как процесс. Эти дейст­вия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленче­скими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - общая сумма всех функций.

Первоначальную разработку этого подхода приписывают Анри Файолю, который считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой работе по управлению содержится список функций, который будет хоть немного отли­чаться от других подобных списков.

Функции управления - обособленные направления управ­ленческой деятельности. Таким образом, процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами комму­никации и принятия решений (рис. 2).

https://pandia.ru/text/79/084/images/image006_65.gif" width="116" height="12">Принятие решений

Коммуникации
Рис.2. Функции управления.

Руководство (лидерство), которое предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким обра­зом, чтобы они работали в направлении достижения целей органи­зации, нами рассматривается как самостоятельная деятельность.

Планирование представляет собой процесс определения це­лей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или краткосрочный характер.

Многие крупные организации, правительственные службы имеют долгосрочные планы . Систематический процесс долго­срочного планирования, используемый для определения целей организации и средств их достижения, называется стратегиче­ ским планированием.

Стратегическое планирование позволяет ответить на фун­даментальные вопросы: какое направление в бизнесе мы долж­ны избрать? Каких покупателей мы будем обслуживать? Какие товары (услуги) мы должны сделать лучше, чем наши конкуренты?

Стратегическое планирование осуществляется лишь выс­шим звеном менеджеров, только они имеют власть определять и модифицировать стратегические цели организации; только дан­ный уровень менеджмента может видеть картину в целом.

Текущее планирование не менее важно и проявляется в са­мых различных формах. Одной из таких форм является процесс разбивки долгосрочных планов на краткосрочные, с более дета­лизированными отрезками. На год, обычно, составляются произ­водственный план, финансовый план, план по маркетингу; если все они основаны на хорошо проработанном долгосрочном плане, то, безусловно, будут способствовать успешному решению задач.

Другая форма текущего планирования - разработка поли­тики и механизмов регулирования в случае возникновения не­ординарных ситуаций в будущем. Так, необходимо определять заранее возможную политику организации в случае возникнове­ния забастовки.

Следующей формой текущего планирования выступает бюджетное планирование, в котором отражаются задачи долго­срочного планирования.

Планирование, в том числе стратегическое, одинаково важ­но как для больших, так и небольших организаций. Причем не обязательно, чтобы эти планы излагались в письменной форме, достаточно и ваших мыслей по обдумыванию возможных тен­денций на рынке. Главным для небольших организаций, и для больших тоже, является решение вопроса о том, какой вид биз­неса выбрать и что дать. Неправильный выбор стратегических задач одинаково губителен для карлика и для гиганта. При этом высший менеджмент более тесно вовлечен в планирование в мелкой организации, чем в крупной. Планирование мелким ор­ганизациям необходимо еще и потому, что сфера, в которой они действуют, изменяется довольно быстро и это следует учитывать в перспективных планах.

Организация. Реализация планов требует организации, ко­торая представляет следующую функцию управления. Под орга­ низацией понимается процесс распределения работы среди со­трудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что де­лать, необходимо, чтобы все части организации работали как одно целое.

Хорошо работающие организации имеют ясные и простые структуры. Но любая организация может превратиться в не­управляемую, состоящую из конфликтующих подразделений. Поэтому менеджерам следует остерегаться как негибкости структур, так и их комплексности. Хорошие менеджеры дают своим подопечным достаточно автономии для того, чтобы те могли наиболее полно раскрыть свое искусство и талант. Но автономия не приведет к анархии , если она сочетается с соот­ветствующим контролем.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из боль­шого количества таких заданий, существующих в рамках орга­низации, включая и работу по управлению. Руководитель под­бирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным лю­дям задания и полномочия или права использовать ресурсы ор­ганизации. Эти субъекты делегирования принимают на себя от­ветственность за успешное выполнение своих обязанностей. По­ступая таким образом, они соглашаются считать себя подчинен­ными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство, с помощью которого руководство осуществляет вы­полнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Мотивация как функция управления - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегирован­ными им обязанностями и сообразно с планом. Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы гово­рим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотива­ции на достижение целей организации.

Контроль как термин, используемый в деловом мире, озна­чает постоянную проверку того, как данная организация осуществ­ляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не проис­ходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа.

Социальное управление, или управление социальными процессами (будем исходить из тождественности этих терминов) - это один из видов управленческой деятельности в обществе. В чем же его специфика, чем оно отличается от других видов управления? Хотя в нашей научной литературе, как и на практике, немало говорится о социальном управлении, суть, специфика этого вида, или направления в многогранной деятельности по управлению общественными системами вычленяется не всегда четко. Нередко в работах, посвященных, казалось бы, социальному управлению, рассматриваются вопросы и регулирования производственной деятельности, и управления в политической сфере, а нередко речь идет вообще о всем круге явлений и процессов, существующих в обществе и испытывающих на себе целенаправленное воздействие.

Такое положение дел вряд ли может дать плодотворную основу для теории и практики социального управления. Для обеспечения эффективности управленческой деятельности необходимо четкое понимание специфики различных ее видов и направлений. Потому что, если, например, мы беремся за управление производством, содержание этой деятельности складывается из одних действий и функций, требует использования одних средств и методов, а управление непроизводственными объектами складывается во многом из другого пода действий и осуществляется с использованием других средств и методов. Подобных различий можно выявить немало, при том по разным классификационным основаниям.

Поскольку в управленческой деятельности перед нами прежде всего предстают субъект и объект управления, различия между ее видами выступают как различия, с одной стороны, по субъекту и с другой - по объекту. Так, если говорить о субъекте управления, очевидны различия между управлением государственным, с одной стороны, и, с другой, осуществляемым за пределами непосредственного государственного воздействия, даже применительно к одинаковым объектам: например, управление государственными предприятиями и находящимися в собственности частных лиц и корпораций; то же самое относится и к учебным, медицинским и другим учреждениям в зависимости от того, управляются ли они или нет непосредственно государством.

Пытаясь вычленить виды управления по объекту (что для нас в данном случае представляет главный интерес, как будет видно из последующего), следует обратить внимание на большую сложность его структуры, на возможность его структурирования в соответствии нес одной системой классификации, а на базе нескольких, определенным образом связанных друг с другом. Если рассматривать скажем, такой объект управления, как организацию производственного характера, то в системе явлений и процессов, из которых складывается ее жизнедеятельность, можно вычленить элементы трех различных видов: технологические, экономические и социальные. Каждый из них образует особую" подсистему в объекте управления. Соответственно и в управлении данным объектом, можно выделить три основных направления. Первое - управление технологическое, которое регулирует совокупность действий, операций членов организации по выполнению ее основной (основных) целевой функции (функций) - скажем, по производству определенной продукции, вы - волнению услуг, осуществлению образовательной, медицинской, правоохранительной деятельности и т.д. Заметим, что называть этот вид Управления технологическим представляется более правильным, чем "Производственным ", что довольно распространено.



Второе - управление экономическое, регулирующее экономические аспекты деятельности организации и ее связей с окружающей общественной средой. Совокупность этих аспектов и образует вторую подсистему жизнедеятельности организации, отличающуюся от технологической подсистемы.

Третьей подсистемой, требующей особого вида управленческой деятельности, является совокупность элементов, в которых воплощаются социальные качества самих образующих ее людей, уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, их потребности, интересы разделяемые ценности, а также отношение к условиям своей жизнедеятельности, характер человеческих взаимоотношений и т.п. Целенаправленное воздействие на соответствующие явления и процессы и представляет собой третий вид, или направление управленческой деятельности, которое в производственных организациях обычно именуется управлением человеческими ресурсами, или персоналом либо даже просто "управлением людьми". Последнее название, конечно, нельзя признать удачным, так как и перечисленные выше виды управленческой деятельности тоже направлены на людей, так как они осуществляют и технологические и экономические функции.

Недостаточными представляются и широко вошедшие в обиход названия " управление персоналом " и " управление человеческими ресурсами ". Они не раскрывают должным образом всей полноты той даже бегло очерченной выше совокупности явлений, характеризующих третью выделяемую нами подсистему. Представляется более точным эту составную часть управленческой деятельности именовать социальным управлением и именно в виде такового рассматривать его суть.

При всей теснейшей связи между разными видами управления, каждый из них имеет свою специфику. В одних случаях функции технологического, экономического и социального управления оказываются разведены между разными подразделениями управляющей системы: например, технологическая служба занимается только первым из названных видов управления, служба маркетинга - вторым видом, а кадровая служба - только третьим видом. Но зачастую они оказываются тесно сплетены в единой деятельности субъектов управления - руководителя организации и даже отдельных функциональных звеньев управленческой системы. Но и в таких случаях отмеченные виды управления не являются неразделимыми; каждый из них имеет свою специфику, свой объект воздействия и осуществляется своими средствами и методами. Одни воздействия в такой интегральной, всеохватывающей деятельности субъекта управления оказываются направленными на технологическую подсистему объекта и потому образуют в этой его деятельности технологическое управление, другие действия подобным же образом нацелены на экономическую подсистему и потому составляют управление экономическое, третьи же воздействуют на упомянутые выше элементы собственно человеческой жизнедеятельности, т.е. представляют собой социальное управление.

Выделение и понимание сути и специфики социального управления как определенной подсистемы в системе управленческой деятельности, отличающейся от других ее подсистем, имеет большое практическое значение. Достаточно отметить, например, что на предприятии может быть идеально отработана и в организационном и в функциональном отношениях система управления производственны - щи процессами, т.е. управления технологического, прекрасно налажена его экономика, но в то же время процессы, выражающие динамику взаимоотношений между людьми, работниками, их социально - психологическое самочувствие, удовлетворенность трудовой средой и другие чисто человеческие характеристики социально-трудовой ситуации в силу недостаточного внимания к этим явлениям начинают развиваться по нисходящей, деградировать. Это неизбежно скажется отрицательно и на собственно производственных и экономических результатах деятельности организации, и будет иметь негативные социальные последствия.

Определить суть и специфику социального управления - значит выработать четкое понимание того, какой круг общественных процессов оно охватывает своим регулирующим, направляющим воздействием. К сожалению, обоснованной, убедительной и принятой достаточно широким кругом специалистов концепции по этому вопросу, исходному для построения всей теории социального управления, в науке пока не выработано.

Видимо, социальное управление следует понимать как регулирование процессов, происходящих в охарактеризованной выше социальной сфере, как целенаправленное воздействие на социальные системы.

Цели такого воздействия заключаются в том, чтобы совершенствовать условия жизни людей, их взаимоотношения, укреплять формальные и неформальные организационные связи между ними, сплоченность, солидарность, улучшать деятельность создаваемых ими Институтов и организаций. Этим - если говорить в самых общих чертах - и определяется специфика социального управления как особой разновидности управленческой деятельности.

Нередко высказывается мнение, что в условиях открытого демократического общества, которое утвердилось в наиболее развитых странах и к которому продвигаемся мы, сфера социального управления Должна существенно сужаться, поскольку она представляет собой Как бы вмешательство в частную жизнь людей, в их взаимоотношения. Сторонники таких взглядов считают, что в отличие от тоталитарной системы с ее "заорганизованностью" всего и вся, с назойливым Стремлением присущих ей институтов Командовать всеми проявлениями человеческой жизнедеятельности, открытому обществу вообще не свойственно как-то направлять течение социальных процессов (в том специфическом, узком смысле, которое придается этому понятию) полностью ориентируясь на их стихийный ход. Опыт благополучных стран, живущих в условиях открытого общества, показывает, что это совсем не так. Лишь на ранних стадиях становления этого общества на Западе была довольно сильна ориентация на стихийный ход экономической и общественной жизни, провозглашалось невмешательство государства в экономику со всеми ее социальными аспектами и в общественную жизнь людей; государство должно было быть не более чем "ночным сторожем", а в охраняемой им жизни пусть все идет как идет. Оказывалось противодействие и институтам гражданского общества при вмешательстве в жизнь людей. Так, длительное время профсоюзам отказывалось в праве воздействовать на социально-трудовые отношения, бороться за улучшение условий труда и быта наемных работников. В общем, стремление "сильных мира сего" быть максимально свободными от регулирующего воздействия со стороны общества и государства осуществлялось в довольно широких масштабах. Но это привело к очень многим бедам.

Теперь же положение в этом обществе круто изменилось. Государственное и общественное регулирование воздействует на широчайший круг человеческих действий и взаимоотношений. Сильнейшим образом ограничивается произвол предпринимателей в их отношениях с наемными работниками и с государством (при всем том, что в основе своей свобода предпринимательской деятельности как необходимого условия процветания экономики отнюдь не подрывается). Вспомним о жестком налоговом и антимонопольном законодательстве, о законодательно устанавливаемых обязанностях предпринимателя перед его наемными работниками и профсоюзами и т.д. Граждане обязаны декларировать свои доходы. Вводятся даже такие ограничения, как запрещение оплачивать наличными деньгами покупки сверх определенной величины стоимости.

Государственно-правовое регулирование охватывает в современном демократическом обществе весьма широкий круг проявлений жизнедеятельности людей и элементов их жизненной среды. И авторитетнейшие поборники принципов либерализма не только не выступают против такого регулирования, но нередко требуют его усиления и расширения.

Яркий пример тому - обоснование необходимости усиления общественного контроля за телевидением и другими средствами массовой информации, с которым выступил в интервью незадолго до смерти в 1993 году создатель теории открытого общества Карл Поппер. Вот несколько выдержек из этого обширного интервью. "Телевидение обладает огромной воспитательной силой, и эта сила, эта власть может перетянуть чашу весов... в сторону закона или в сторону насилия". Поэтому "всякая власть, а особенно такая гигантская, как сейчас у телевидения, должна быть под контролем". В ответ на упреки, что такая позиция противоречит идеалам либерализма, К. Поппер заявил: "Почему должно считаться антилиберальным... утверждение о необходимости ограничить свободу? Нет такой свободы, которая не нуждалась бы в ограничении". Так что "вовсе не значит, что для такого либерала, как я, парадоксально призывать к ограничению свободы слова."

Как явствует из сказанного выше, контроль за каким - то социальным институтом (коим являются средства массовой информации), регулирование его деятельности - это и есть управление, а поскольку речь идет о воздействии на направленность идейно - нравственного содержания СМИ, - это типичное проявление именно социального управления. Конкретно говоря - это одна из функций формирования социальных качеств людей, что осуществляется в данном случае воздействием на социальные институты, способствующие воспитанию таких качеств либо, напротив, могущие их деформировать.

Мы привели один пример, касающийся области социального управления. Но из него видно - и это относится ко всем другим проявлениям рассматриваемой деятельности, - что социальное управление, конечно, представляет собой определенное "вмешательство" в жизнь людей и ограничение (не всегда, но во многих случаях) их свободы, однако все это делается в демократическом открытом обществе в интересах, ради блага самих же людей. Подтверждение этому будет очевидным, когда мы раскроем во всей полноте систему функций социального управления, из чего складывается его содержание.

Но пока задержимся еще немного на рассматриваемом комплексе вопросов.

Заметим, что идея сужения сферы социального управления присуща не только ультра-либералам, но была высказана и в рамках совершенно противоположной идеологии - марксизма. Им было про - возглашено, что по мере общественного прогресса, который представлялся как утверждение и бесконечное развитие коммунизма, государство отомрет и вообще будет сужаться и упрощаться сфера социального управления, а в конце концов вообще "на смену управления людьми придет управление вещами и производственными процессами". История не подтвердила этого прогноза, как и некоторых Других, выдвинутых в марксистской доктрине. Да и сам общественный прогресс принял совсем иной характер. Магистральным путем общественного прогресса стало, похоже, утверждение открытого демократического общества, и в нем не исчезает социальное управление, а меняется лишь его характер, принципы и методы, взаимоотношения между управляющими и управляемыми, область применения Все это разительно отличается от того, что присуще обществу тоталитарного типа.

Следует обратить внимание на такой теоретический момент: управление вообще отнюдь не сводится к методам командования, оно может осуществляться и по-другому - использованием экономических рычагов, организационных и воспитательных методов. И вот в таком другом, в корне отличном от практики тоталитаризма виде, лишившись своей былой гипертрофированной значимости, занимая подобающее ему место, социальное управление в открытом обществе может играть важную благотворную роль в создании все более благоприятных условий жизни людей.

Существенной чертой современного открытого демократического общества является его социальная ориентированность. Смысл этого в том, что экономика, политическая власть и другие структуры и институты, которые присущи жизнедеятельности общества, должны в качестве главной, конечной цели своего функционирования быть ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей широких масс народа, населения.

Этот принцип уже нашел в довольно большой степени свое воплощение в странах с развитой демократией и рыночной экономикой, где благодаря преимуществам последней и давлению демократических устремлений масс достигнут высокий уровень их благосостояния. На этот же путь становятся все новые и новые страны, в том числе и те, которые покончили с неудавшимися утопическими экспериментами. И перед ними, в частности перед Россией, задача обеспечения социальной ориентации формирующейся рыночной экономики, а также и всей государственной политики стала ныне одной из самых главных.

Придание же экономике, общественным структурам и институтам социальной ориентации и ее последующее усиление непременно ведет к усилению роли социального управления, которое является средством обеспечения этой самой социальной ориентации всей общественной жизни.

Менеджмент– специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

Структура менеджмента:

Сущность менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

2. Управление как вид деятельности

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».

Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направ-ленных на достижение запланированных целей.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

3. Принципы менеджмента

Принцип менеджмента - это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Впервые принципы управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производительности». Позднее француз А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления не ограничено, поскольку всякое правило занимает свое место до тех пор, пока практика подтверждает его эффективность. В связи с этим принципы менеджмента целесообразно сгруппировать как общие и частные. Общие принципы управления Принцип применимости. Менеджмент разрабатывает руководство к действию для всех работающих на предприятии, фирме сотрудников. Принцип системности. Менеджмент охватывает всю систему жизнедеятельности предприятия, фирмы, включая внутренние и внешние взаимосвязи, взаимозависимость и открытость собственной структуры. Принцип многофункциональности. Менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели). Принцип интеграции. Внутри системы отношения и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы у сотрудников происходит разделение на свои миры, свои интересы, свои отношения. Принцип ориентации на ценности. Менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честность, выгодное сотрудничество и т. п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие ценности.