Субъекты внешнеэкономической деятельности. III. Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности

1.Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 настоящего Кодекса.
2.Во внешнеэкономической деятельности могут принимать участие также внешнеэкономические организации, имеющие статус юридического лица, образованные в Украине в соответствии с законом органами государственной власти или органами местного самоуправления.
3.Государство гарантирует одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
Вред, от 04.02.2005 г.
1. Согласно ст. 55 ХК Украины субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации, зарегистрированные в установленном порядке, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные как предприниматели. Таким образом, к структурным единицам юридических лиц, а также к лицам, зарегистрированным или созданным не по законодательству Украины, нельзя применять понятие «субъекты хозяйствования», установленное в Хозяйственном кодексе.
При определении субъектов ВЭД в Украине следует руководствоваться также ст. 3 Закона о ВЭД, согласно которой к ним относятся:
-физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на территории Украины;
-юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные общества и другие виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др.), в том числе юридические лица, имущество и/или капитал которых полностью находится в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
-объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещена хозяйственная деятельность;
-структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т. п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины;
-предприятия при участии субъектов хозяйствования Украины и иностранных субъектов хозяйствования, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины;
-другие субъекты хозяйствования, предусмотренные законами Украины.
С другой стороны, не являются субъектами ВЭД иностранные участники соглашений, заключенных согласно Закону Украины «О разделе продукции» от 14 сентября 1999 г. Если они создают в Украине структурные единицы, субъектами ВЭД являются эти структурные единицы.
Юридические лица имеют право на ВЭД в соответствии с их учредительными документами с момента приобретения ими статуса юридического лица. Таким образом, право на ВЭД должно быть закреплено в уставе юридического лица, учредительном договоре или положении о юридическом лице, то есть это право зависит от учредителей юридического лица.
Физические лица имеют право на ВЭД с момента приобретения ими гражданской дееспособности в соответствии с законами Украины. Они пользуются указанным правом, если зарегистрированы как предприниматели в установленном законом порядке. Согласно ст. 22 Закона Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 г. лица, которые достигли 16-летнего возраста, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законом. Оснований для отказа в регистрации предпринимателя ввиду того, что он не достиг совершеннолетия, в этом случае нет. Регистрация как субъекта предпринимательской деятельности при наличии письменного согласия на это родителей (усыновителей), попечителя или органа опеки и попечительства означает признание за этим лицом полной гражданской дееспособности (часть 3 ст. 35 ГК Украины). Поэтому следует исходить из того, что в этом случае возникает и внешнеэкономическая правосубъектность физических лиц, которые имеют постоянное место проживания в Украине.
Субъекты хозяйственной деятельности - физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, являются иностранными субъектами хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона о ВЭД) и, следовательно, не считаются субъектами ВЭД.
К субъектам ВЭД, не являющимся юридическими лицами, принадлежат промышленно-финансовые группы (Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21 ноября 1995 г., Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп» от 20 июля 1996 г. № 781).
Внешнеэкономическую правосубъектность имеют и структурные единицы иностранных субъектов хозяйствования: филиалы, представительства, отделения, агентства и т. п. с местонахождением в Украине. Они не являются по законодательству Украины юридическими лицами и не подлежат соответствующей государственной регистрации. Вместе с тем представительства иностранных субъектов хозяйствования подлежат особой регистрации в порядке, установленном ст. 5 Закона о ВЭД и Инструкцией о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 18 января 1996 г. № 30 (в настоящее время регистрацию представительств осуществляет Министерство экономики Украины). При этом следует отличать такую регистрацию от регистрации налоговыми органами украинских физических и юридических лиц, а также структурных единиц украинских или иностранных субъектов хозяйственной деятельности (в том числе и представительств, зарегистрированных в вышеуказанном порядке), когда они выступают как так называемые «постоянные представительства нерезидентов», посредством которых нерезиденты ведут в Украине хозяйственную деятельность. Такая регистрация внедрена с целью налогообложения доходов нерезидентов в Украине (о понятиях и видах представительств см. также комментарий к части 1 ст. 392 Кодекса).
Все субъекты ВЭД имеют право на открытие своих представительств на территории других государств в соответствии с их законодательством, на участие в международных неправительственных экономических организациях в соответствии с уставными документами этих организаций (например, на вступление в члены Международной торговой палаты).
Все субъекты ВЭД имеют равное право на любые виды ВЭД, которые прямо не запрещены законами Украины, независимо от форм собственности и других признаков. Это право может ограничиваться либо учредителями субъекта ВЭД, либо законодательством. Так, операции с определенными товарами осуществляются «уполномоченными субъектами» ВЭД (ст. 20 Закона о ВЭД). Вмешательство государственных органов в деятельность субъектов ВЭД в случаях, не предусмотренных законом, в том числе путем издания подзаконных актов, которые создают для ведения ВЭД условия, худшие по сравнению с установленными Законом о ВЭД, рассматривается как ограничение права на осуществление ВЭД и как таковое запрещается. Вместе с тем к субъекту ВЭД может быть применена санкция в виде временного приостановления права на осуществление ВЭД в случае нарушения им законов, относящихся к ВЭД (ст. 37 Закона о ВЭД).
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности не отнесены Хозяйственным кодексом к субъектам хозяйствования. Ни Хозяйственный кодекс, ни Закон о ВЭД не относит их также к субъектам ВЭД. Законом о ВЭД иностранные субъекты хозяйственной деятельности определяются как субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют постоянное местонахождение или постоянное место проживания за пределами Украины. При этом постоянное местонахождение определяется как местонахождение официально зарегистрированного главного органа управления (конторы) субъекта хозяйственной деятельности, а постоянное место проживания - как место проживания на территории любого государства не менее одного года физического лица, которое не проживает постоянно на территории других государств и намеревается проживать на территории этого государства на протяжении неопределенного времени, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является следствием выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контрактом) (ст. 1 Закона о ВЭД).
Существенным признаком ВЭД является в соответствии с Законом о ВЭД участие в ней иностранного субъекта хозяйственной деятельности. В роли последнего предусматривается любое иностранное юридическое или физическое лицо уже постольку, поскольку оно вступает во взаимоотношения с субъектом хозяйственной деятельности Украины. В соответствии со ст. 5 Закона о ВЭД, физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, пользуются правом на ведение ВЭД (то есть на взаимоотношения с украинскими субъектами ВЭД) при условии, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону государства, в котором имеют постоянное место проживания или гражданами которого они являются. Вместе с тем порядок подтверждения хозяйственной правосубъектности такого физического лица по закону иностранного государства законодательством Украины не определен, хотя в некоторых случаях законодательство Украины предусматривает предоставление иностранных регистрационных документов (например, при регистрации договора о совместной инвестиционной деятельности на территории Украины). В необходимых случаях (например, для определения правового положения участника судебного процесса) правовой статус иностранного физического лица определяется по закону страны, гражданином которой является это лицо или в которой оно постоянно проживает (разъяснение Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел при участии иностранных предприятий и организаций» от 31 мая 2001 г. № 04-5/608). Следовательно, как правило, иностранное физическое лицо не обязано доказывать, что в соответствии с его национальным законодательством оно является субъектом хозяйственной деятельности.
Возможны ситуации, когда иностранный участник ВЭД еще не вступил в правоотношения, но, учитывая его потенциальное участие, уже на этом этапе следует рассматривать хозяйственную деятельность украинского субъекта хозяйствования как ВЭД (например, размещение товара украинским экспортером на таможенном лицензионном складе без указания покупателя). Кроме того, возможна деятельность субъекта ВЭД без участия иностранного субъекта хозяйственной деятельности и наоборот, например, при создании дочерних предприятий иностранных субъектов в Украине или украинских субъектов за границей, когда другим участником правоотношений является не субъект хозяйственной деятельности, а государственный или другой уполномоченный регистрирующий орган. Возможны и другие внешнеэкономические или тесно связанные с ними правоотношения без участия второго партнера - субъекта хозяйственной деятельности, но при наличии любого иностранного элемента (иностранной территории, иностранного товара, иностранной валюты и др.), например, при транзите товаров, купле-продаже иностранной валюты. Такого рода деятельность следует считать ВЭД в широком смысле. К сфере ВЭД в широком смысле относится также деятельность иностранных субъектов, где присутствует украинский элемент (украинская территория, товар украинского происхождения, украинский персонал и др.), но не принимает участия субъект ВЭД Украины. К ВЭД относится и ввоз через границу Украины товаров в специальные (свободные) экономические зоны (СЭЗ) Украины, а также вывоз из них товара, когда внешнеэкономический договор (контракт) еще не заключен и если в СЭЗ действует режим специальной таможенной зоны, поскольку территории специальных таможенных зон считаются находящимися за пределами таможенной территории Украины (см. комментарий к части 1 ст. 401 настоящего Кодекса).
Если в предмет правового регулирования ВЭД в широком смысле включаются отношения в сфере хозяйственной деятельности с иностранным элементом, то методами правового регулирования здесь выступают методы диспозитивный (частноправовой) и императивный (публично-правовой). Диспозитивный метод проявляется на «горизонтальном» уровне, где регулирование осуществляется с помощью договоров (соглашений, контрактов) их равноправными сторонами с потенциальной возможностью обратиться за защитой к государству (государствам) или к уполномоченным международным организациям. Императивный метод оказывается на «вертикальном» и «диагональном» уровнях. На «диагональном» уровне осуществляются правоотношения между субъектом хозяйственной деятельности и государством (его органами). Предметом таких отношений является установление (изменение) условий ВЭД и применение этих условий. Наконец, на «вертикальном» уровне осуществляются отношения между высшими и подчиненными органами государственного регулирования ВЭД. В отношениях публично-правового характера в сфере ВЭД (в широком смысле) субъекты хозяйственной деятельности могут либо вообще не принимать участия, либо в них может принимать участие лишь один субъект хозяйственной деятельности. В таких отношениях может непосредственно и не присутствовать иностранный элемент, однако они должны быть, по крайней мере, связанными с таким элементом.
Таким образом, среди субъектов ВЭД на «горизонтальном» уровне можно выделить:
а) юридические лица, в том числе те, которые специализируются исключительно на внешнеэкономических операциях (например, внешнеэкономические ассоциации, торговые дома);
б) физические лица;
в) субъекты, которые не являются ни юридическими, ни физическими лицами.
2. Украина в лице ее органов, местные органы власти и местного самоуправления, которые принимают участие в ВЭД, рассматриваются как ее участники. Созданные ими организации, которые занимаются внешнеэкономическими операциями, то есть действуют на «горизонтальном» уровне, являются субъектами ВЭД. Так, например, в соответствии со ст.ст. 78, 79 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» от 4 июля 2002 г. реализацию международных договоров Украины по экспорту и импорту зерна и продуктов его переработки осуществляет Государственный агент, которого определяет Кабинет Министров Украины на конкурсных началах.
3. Равная защита всех субъектов ВЭД, закрепленная в части 3 комментируемой статьи, обусловливается принципом равенства перед законом всех субъектов ВЭД (см. комментарий к ст. 377 ХК Украины).

Участниками. ВЭД есть разные категории лиц, которые по их ролевыми функциями и полномочиями можно разделить на следующие группы:

субъекты. ВЭД (лица, непосредственно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность);

лица, обеспечивающие функции (в комплексе или отдельно определены) по управлению. ВЭД;

потребители в широком смысле (граждане, субъекты хозяйствования, нехозяйственные организации);

посредники (лица, оказывающие субъектам. ВЭД услуги организационного, консультационного и иного характера по содействию н осуществлении внешнеэкономической деятельности)

Специальное законодательство о. ВЭД уделяет особое внимание первым двум категориям участников. ВЭД с учетом их определяющей роли в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности. Однако это за аконодавство содержит некоторые коллизионные положения относительно правового статуса указанных лиц, что в значительной мере обусловлено принятием. Хозяйственного кодекса со специальным разделом при. ВЭД без внесения соответ дних изменений в. Закон"О. ВЭД"- так, круг субъектов. ВЭД определяется по-разномуу.

Согласно ст. Из. Закона"О. ВЭД", субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:

физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на территории Украины;

юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды господа. Арский обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др. ши), в том числе юридические лица, имущество и / или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности

объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, не являющихся юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми и законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность

структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т.д.), но имеют постоянное местонахождение на территории. Ук ны

совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на террит тории Украины

Другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины

Хозяйственный кодекс (в 378) закрепил узкий круг субъектов. ВЭД, предусмотрев, что ими являются (могут быть) субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 ч 2 ст 55. ГК (т.е. хозяйственные организации со и статусом юридического лица, созданные согласно законодательству Украины (Гражданского кодекса,. Хозяйственного кодекса, специальных законов) и граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предпринимателимці.

Следовательно,. ГК исключил (по нашему мнению, без достаточных на то оснований) из состава субъектов. ВЭД хозяйственные организации, созданные по законодательству Украины без статуса юридического лица, в частности:

промышленно-финансовые группы, которые в соответствии с одноименным законом могут не только заниматься внешнеэкономической деятельностью, а п иметь статус транснациональных, созданных с участием субъектов господарюва. Ання различных государств

паевые инвестиционные фонды, которые создаются на договорных началах и, согласно. Закону"Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)", не имеющие статуса юридического лица и)

филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (структурные единицы), хозяйственных организаций-нерезидентов, созданных для осуществления хозяйственной деятельности на территории Украины согласно ук краинских законодательства

иностранные (созданные с зарубежным законодательством) хозяйственные организации со статусом или без статуса юридического лица. Подобные лица могут выступать иностранными инвесторами, и соответственно, осуществлять и иностранное инвестирование, которое. Законом"О внешнеэкономической деятельности"(ст. 4) и. ГК признаются разновидностью. ВЭД (основные положения о такой деятельности в форме специальной главы - гл 38"Иностранные инвест иции"включены в раздел VII. ГК"Внешнеэкономическая деятельность"). Кроме того, в соответствии с законодательством ряда стран (англосаксонской правовой традиции,. Германии,. Австрии и др.) персональные товарис тва (полное и коммандитное) не признаются юридическими лицами, хотя могут иметь интерес к участию в. ВЭД, в т ч и создания на территории Украины своих филиалов, представительств, иных обособленных пи дроздилив и / или заключения с украинскими субъектами хозяйствования внешнеэкономических договоров (контрактов). Исключение подобных лиц из состава субъектов. ВЭД противоречит национальным интересам по привлечения иностранных инвестиций и обеспечения адаптации украинского законодательства к законодательству. Европейского. Союза (согласно. Закону Украины от 18032004 р"Об. Общегосударственной программе адаптац ее законодательства Украины к законодательству. Европейского. Союза"ого. Союзу").

Субъекты. ВЭД имеют права и обязанности (общие и специальные), которые являются обязательными элементами их правового статуса. К категории общих входят права и обязанности, присущие всем субъектам хозяин рения (о чем уже говорилось, см. раздел II"Субъекты хозяйственных правоотношений"). К категории специальных принадлежат права и обязанности, которыми наделяются субъекты внешнеэкономической деятельности в о процессе ее осуществленияння.

Специальными правами субъектов. ВЭД являются:

осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции, в отношении которых закон не содержит запретов / ограничений;

открывать любые не запрещенные законом валютные счета в банковских учреждениях, расположенных на территориях других государств;

самостоятельно распоряжаться (после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов / обязательных платежей) валютной выручкой от проведенных внешнеэкономических операций (кроме предусмотренных законом случаев в)

получать в иностранных финансовых учреждениях на договорной основе валютные кредиты на условиях, не противоречащих законодательству Украины;

выбирать контрагентов и заключать с ними внешнеэкономические договоры (контракты);

выбирать по договоренности с контрагентом по внешнеэкономическому договору / контракту юрисдикционный орган, решать между ними споры; согласно ст 38. Закона"О. ВЭД"споры между субъектами. ВЭД. Д, могут рассматривать: суды Украины; по соглашению сторон спора -. Международный коммерческий арбитражный суд и. Морская арбитражная комиссия при. Торгово-промышленной палате Украины, другие органы решения спора, я сли это не противоречит действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины);

выбирать по договоренности с контрагентом по внешнеэкономическому договору / контракту национальную принадлежность законодательства, применяться при рассмотрении таких споров в соответствии с. Законом Украины от 23062005 р"О международном частном праве"о";

пользоваться государственной защитой своих прав и законных интересов в случае их нарушения за пределами Украины путем обращения в дипломатических и консульских учреждений, государственных торговых представительств, а а также другим способом, определенным законом.

В специальных обязанностей субъектов. ВЭД относятся:

соблюдения требований законодательства о. ВЭД, в том числе:

осуществления в предусмотренных актами законодательства случаях лицензирования и квотирования импортно-экспортных операций, а также выполнение условий их предоставления;

соблюдения требований относительно содержания, формы и государственной регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов);

при осуществлении. ВЭД в Украине в форме создания иностранным субъектом хозяйствования (со статусом юридического лица) филиалов, представительств, иных обособленных подразделений (такого статуса) - осуществить ты регистрацию подобного субъекта в установленном порядке

в случае введения в установленном порядке режима обязательного распределения валютной выручки от проведения внешнеэкономических операций между субъектами. ВЭД и уполномоченными государственными валютными фонд дамы осуществлять соответствующие отчисления иностранной валюты с соблюдением предусмотренных для этого процедур

вести бухгалтерский и оперативный учет внешнеэкономических операций, а также статистическую отчетность, которую должны направлять органам государственной статистики Украины;

импортировать"Украина только те товары, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих х стандартов и требований, действующих на территории Украины (в случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины и определенный товар - применять соответствующие международные стандарты и требования или иностранные с тандарты и требования, действующие в ведущих странах-экспортерах указанных товаров)

воздерживаться от нарушений установленных законом запретов, ограничений субсидируемого импорта, демпингового импорта, реэкспорта;

в случае нарушения требований законодательства по. ВЭД нести предусмотренную им хозяйственно-правовую ответственность, в том числе в форме применения специальных санкций, в соответствии с установленным порядком (По оложення о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст 37. Закона Украины"О внешне шньоекономичну деятельности": утв приказом. Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06042004 г № 126)126);

информировать. Нацбанк Украины об открытии валютных счетов за пределами Украины и предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов налоговым органам в установленном порядке;

Государство гарантирует равенство прав и одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Однако в случае, если есть сведения о применении другим государством (государствами), таможенными союзами или экономи ичнимы группировками ограничений по осуществлению законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, в ответ на такие действия могут применяться адекватные меры (ч 2 ст 389. ГК Украины, ст 29. Закона"О. ВЭД"). В случаях причинения такими действиями вреда или создания угрозы его причинения государству и / или субъектам внешнеэкономической деятельности указанные меры могут предусматривает ты его возмещениювання.

Ко второй категории участников. ВЭД относятся субъекты, осуществляющие организационно-управленческие полномочия в сфере. ВЭД. Прежде всего это государственные органы и органы местного самоуправления. Похожие по своим м характером функции на региональном и локальном уровнях могут выполнять и хозяйственные объединения, промышленно-финансовые группы, банковские и финансовые холдинговые группы - относительно своих участников, мат еринське предприятие - относительно своих дочерних предприятий. Однако правовые основы и круг полномочий первой (органы государства и органы местного самоуправления) и второй группы субъектов организационно-хоз одарських полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности (негосударственные хозяйственные объединения, холдинговые компании и т.д.) отличные. В первом случае круг полномочий достаточно широк и определяется на уровне закона, а во втором - значительно уже (только по ограниченному кругу субъектов и в пределах, не запрещенных законом), что фиксируется в локальных документах (учредительных документах и??/ или договорах между член звеньями группыупи).

Законодательство о. ВЭД содержит достаточно основательные положения по регулированию внешнеэкономической деятельности, определяя:

целью регулирование (ч 1 ст 7. Закона"О. ВЭД"): обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка Украины, стимулирование прогрессивных структурных изменений и економши, в том числе внешнего шньоекономичних связей субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, создание благоприятных условий для привлечения экономики Украины н систему мирового разделения труда и ее приближения к рыночным х структурам развитых зарубежных странн;

виды и уровни регулирования ч 2 ст 7. Закона"О. ВЭД": государственное (в лице его органов в пределах их компетенции и органов местного самоуправления); негосударственном на региональном (товарными, фондовыми, валютн ними биржами, торговыми палатами, ассоциациями, союзами и другими организациями координационного плетня) и локальном (самими субъектами внешнеэкономической деятельности на основании соответствующих коорд инацийних сделок между ними) уровняхх;

правовые средства / акты, с помощью которых осуществляется нормативное регулирование (ч. С в 7. Закона"О. ВЭД": 1) законы Украины: 2) акты тарифного и нетарифного регулирования, которые выдаются государственными органами и Украины в пределах их компетенции; 3) решение негосударственных органов управления экономикой, которые принимаются в соответствии с их учредительными документами в рамках законов Украины; 4) договоры между субъектами. ВЭД заключенным в соответствии с законами Украиныи;

цели государственного регулирования: защита экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности; созданной! льности развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от ([толп собственности и все направления использования доходов и осуществления инвестиций; поощрение конкуренции и ликвидация монополизма в сфер и внешнеэкономической деятельности

пределы вмешательства государства (в лице его органов) в сферу. ВЭД, исключающие право непосредственно вмешиваться в внешнеэкономическую деятельность субъектов этой деятельности, за исключением предусмотренных законом випа адкив

органы государственного регулирования. ВЭД и их полномочия (в. В. Закон"О. ВЭД"):

а). Верховная. Рада Украины как выпячивания орган государственного регулирования. ВЭД, к компетенции которого относятся:

принятие, изменение и отмена законов, касающихся внешнеэкономической деятельности;

утверждение главных направлений внешнеэкономической политики Украины;

Рассмотрение, утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Заключение международных договоров Украины в соответствии с законами Украины о международных договорах Украины и приведение действующего законодательства Украины в соответствие с правилами, установленными этими дого оворить

Установление специальных режимов внешнеэкономической деятельности на территории Украины;

Утверждение списков товаров, экспорт и импорт которых запрещается по закону"О. ВЭД";

б). Кабинет. Министров Украины;

Принимает меры к осуществлению внешнеэкономической политики Украины в соответствии с законами Украины;

осуществляет координацию деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Украины по регулированию внешнеэкономической деятельности; координирует работу торговых представительств Украины в иностранных гос жавах

принимает нормативные акты управления по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренных законами Украины;

проводит переговоры н заключает межправительственные договоры Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренных законами Украины о международных договорах Украины, обеспечивает выполнение междунар народных договоров Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности всеми государственными органами управления, подчиненными. Кабинету. Министров Украины, и привлекает к их исполнению другие субъекты наружног оекономичнои деятельности на договорных началах

соответствии со своей компетенцией, определенной законами Украины, вносит на рассмотрение. Верховной. Рады Украины предложения о системе министерств, государственных комитетов и ведомств - органов оперативного государств вного регулирования внешнеэкономической деятельности, полномочия которых не могут быть выше полномочий. Кабинета. Министров Украины, которые он (КМУ) имеет согласно законам Украины

обеспечивает составление платежного баланса, сводного валютного плана Украины;

осуществляет меры по обеспечению рационального использования средств. Государственного валютного фонда Украины;

обеспечивает выполнение решений. Совета. Безопасности. Организации. Объединенных. Наций по вопросам внешнеэкономической деятельности;

в). Национальный банк Украины:

осуществляет хранение и использование золотовалютного резерва Украины и других государственных драгоценностей, обеспечивающих платежеспособность Украины;

представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями и заключает соответствующие межбанковские соглашения;

регулирует курс национальной валюты Украины к денежным единицам других государств;

осуществляет учет и расчеты по предоставленным и полученным государственным кредитам и займам, производит операции с централизованными валютными ресурсами, которые выделяются из. Государственного валютного фонда Украины в рас орядження. Национального банка Украины

Осуществляет иные функции в соответствии с законами Украины ("О банках и банковской деятельности","О. Национальном банке Украины"и др.);

г). Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики

(функции которого выполняет. Министерство экономики Украины)

Обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности выхода на внешний рынок, координацию их внешнеэкономической деятельности, в том в числе соответствии с международными договорами Украины

~ осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами внешнеэкономической деятельности действующих законов Украины и условий международных договоров Украины;

проводит антидемпинговые, антисубсидицийные и специальные расследования в порядке, определенном законами Украины;

выполняет другие функции в соответствии с законами Украины и. Положением о центральном органе исполнительной власти по вопросам экономической политики;

д). Государственная таможенная служба Украины:

Осуществляет таможенный контроль в Украине согласно действующим законам Украины;

е). Антимонопольный комитет Украины:

Осуществляет контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности законодательства о защите экономической конкуренции;

есть). Межведомственная комиссия по международной торговле (состав которой утв постановлением. Кабинета. Министров Украины от 26052007р № 776):

осуществляет оперативное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине в соответствии с законодательством Украины;

принимает решение о возбуждении и проведении антидемпинговых, антисуб-сидицийних или специальных расследований и применения, соответственно, антидемпинговых, компенсационных или специальных мер;

Органы местного управления. ВЭД и их полномочия (в 10. Закона"О. ВЭД"):

местные советы и их исполнительные и распорядительные органы, компетенция которых определяется. Законом Украины"О местном самоуправлении";

территориальные подразделения (отделения) органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины: создаются по согласованию с соответствующими местными советами и в пределах общего лимита бю юджетних средств, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного регулирования Украины. Действия указанных подразделений (отделений) не должны противоречить нормативным актам местных советов, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены. Законами Украины или вытекающих из них.

Компетенция органов местного самоуправления и их исполнительных органов определяется. Законами Украины"О. ВЭД"и"О местном самоуправлении в Украине"Нормативные акты органов местного самоуправления я и их исполнительных органов относительно регулирования внешнеэкономической деятельности принимаются только в случаях, прямо предусмотренных законами Украиныи.

Органы местного самоуправления и их исполнительные органы могут действовать также как субъекты внешнеэкономической деятельности, однако не напрямую, а только через созданные ими внешнеэкономические коммерческие и организации со статусом юридического лиц.

Развитие ВЭД сопровождается изменением облика её субъекта. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Совокупность современных участников ВЭД можно классифицировать по ряду принципов: по профилю ВЭД, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов (рис. 2).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы.

Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами, например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди консультационных и координационных органов, действующих в данной сфере, можно назвать:

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;

Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

Более подробно остановимся на отдельных субъектах ВЭД, представленных на рис. 2.

Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Создаются для реализации крупномасштабных проектов (строительство объектов за рубежом, например). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действия консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Консорциум является наиболее прогрессивной формой производственно-сбытовой кооперации. В консорциумы объединяются, например, поставщики промышленного оборудования (производители) и инжиниринговые компании. Рассмотрим основные операции по созданию производственно-сбытового консорциума и его взаимодействию с заказчиком (рис. 3). На рис. 3: 1а, 1б – предложение фирмам А и Б о создании консорциума; 2а, 2б – заключение консорциального соглашения между фирмами А И Б; 3 – участие лидера в торгах и получение заказа; 4а, 4б – заключение договоров с заказчиком на выполнение согласованного между партнёрами по консорциуму объёма работ; 5а, 5б – получение кредитов в банке партнёрами по консорциуму; 6, 6а, 6б – оплата заказчиком за выполнение работы партнёром по консорциуму; 7а, 7б – выплата вознаграждений лидеру фирмами А И Б; 8, 8а, 8б – расчёты фирм с банком.

Совместные предприятия (СП) являются одной из форм экономического сотрудничества. СП – есть международная форма организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основанная на объединении капиталов зарубежных и местных учредителей. СП позволяют соединить денежные средства и иные виды ресурсов из различных стран и осуществлять общую производственно-коммерческую деятельность на территории одной из них или в каждой стране. Прибыль и риск, связанный с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально по доле средств, вложенных каждым участником.

Интересы местных и зарубежных партнёров при создании и использовании СП чаще всего не совпадают. Для зарубежных предпринимателей участие в СП есть форма вывоза капитала, способ проникновения на зарубежный рынок. Заинтересованность же принимающего государства часто связана с возможностью накопления технического и экономического опыта, освоения передовой технологии, в том числе и в области управления, увеличения экспорта.

Вместе с тем и при наличии разных интересов совместная деятельность даёт взаимные выгоды участвующим сторонам, позволяя разделить риск (финансовый, политический) между партнёрами.

Существуют различные организационно-правовые формы международного совместного предпринимательства: товарищества на паях, акционерные компании.

Сложности создания СП в РФ обуславливаются различиями экономических систем, частичной конвертируемостью национальной валюты – рубля, ограничениями на экспорт и импорт ряда товаров.

СП в РФ способны помочь решению таких проблем, как насыщение внутреннего рынка различными товарами и услугами, расширение отечественного экспортного потенциала, освоение новой техники и технологии, создание дополнительных рабочих мест.

Организации-посредники обеспечивают внешнеэкономические операции на внешнем рынке от лица производителей.

Отраслевые ВЭО призваны содействовать развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли.

Торговые дома – предоставляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) – трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации. Российские торговые дома в настоящее время представлены лишь специализированными фирменными магазинами, торгующими и оказывающими услуги за иностранную валюту.

Основные задачи ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества (АВС): оказание практической помощи участникам ВЭД в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке ВТК и поиска партнёров; проведение семинаров, конференций; издание справочников, сборников и бюллетеней.

В России насчитывается несколько групп АВС, которые сформировались по ряду характерных признаков – страновому, региональному, производственному, например, АВС с традиционными российскими партнёрами: Германией, Италией, Индией, Финляндией; «Асараб» – с арабскими странами; «Росинтермед» – в области медицины; «Росстройимпекс» – в области строительства и архитектуры.

Наиболее значима АВС при ТПП России, которая представляет интересы крупных стабильных экспортёров-производителей.

К международным неправительственным организациям относятся, например, «Интерэлектро» – объединение по сотрудничеству в области электроники (создано при участии Германии, Италии, Великобритании); «ВЕСТ» – Восточноевропейское сотрудничество и торговля.

Торгово-промышленные палаты (ТПП) в соответствии с Законом РФ «О ТПП в РФ» (в ред. Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) образуются на основе объединения (добровольного) не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ. ТПП является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российских предпринимателей и российских производителей. ТПП является юридическим лицом. ТПП выполняют следующие основные функции:

Оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям в реализации их коммерческо-финансовых интересов в России и за рубежом;

Организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

Содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

Оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

Содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание технической помощи субъектом предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

Принятие мер к недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции; неделового партнёрства;

Содействие урегулированию споров, возникающих между предпринимателями, предприятиями;

Предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Региональные ТПП являются членами ТПП РФ, которая выполняет указанные задачи и формируется на федеральном уровне.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП РФ:

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);

Третейский суд,

Морская арбитражная комиссия (МАК),

Ассоциация диспашеров (АД).

МКАС, Третейский суд выносит решение по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли. МАК занята урегулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждения грузов. АД определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляя интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками. К основным функциям Центробанка относятся:

Разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг;

Издание соответствующих нормативных актов;

Регулирование курса рубля к валютам других стран;

Выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Более половины мирового оборота товаров реализуется через огромное число посредников. Посредники – независимые от изготовителей и потребителей лица, предприятия и фирмы, учавствующие в обращении товаров.

Главной целью привлечения посредников является повышение экономичности внешнеторговых операций за счёт следующих факторов:

Повышение оперативности при сбыте товаров;

Реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счёт быстрого учёта посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке;

Привлечение финансовых средств в виде авансов, кредитов на создание их сбытовой сети;

Получение достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара.

Посредник действует в рамках соответствующего договора между ним с одной стороны и принципалом (лицом от имени и в интересах которого действует посредник) с другой стороны. Рассмотрим основных посредников, оказывающих услуги на внешнем рынке.

Простые посредники или «брокеры» заключают сделки купли-продажи от имени и за счёт принципала. Они не являются стороной в контракте, а выполняют функцию поиска товаров и партнёров по сделке, получая за это специальное брокерское вознаграждение – куртаж (0,25-3% от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокерам. Кроме «сводничества» брокеру могут быть поручены операции по проведению маркетинговых исследований, контролю исполнения контракта.

Комиссионеры с одной стороны выражают интересы принципала, с другой – выступают продавцом от собственного имени, но за счёт продавца. Сторонами комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; оговаривают минимальную цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Порядок проведения операций по договору о комиссии может осуществляться в следующей последовательности.

1. Поиск комиссионера, имеющего опыт продажи товара на хорошо известном ему рынке.

2. С комиссионером комитент заключается договор о поставке товаров на реализацию. 3.

Поиск покупателя и заключение с ним от своего имени договора купли-продажи, извещение об этом комитента. 4.

Получение копии контракта, выполнение его условий комитентом. 5.

По результатам торговых операций осуществляется вознаграждение комиссионера.

Комиссионные вознаграждения устанавливаются в виде определённого процента от стоимости реализованного комиссионером товара (размер комиссии, как правило, составляет 1,5-4%). Участие комиссионера освобождает комитента от рутинной, текущей деятельности по работе с контрагентами. Комиссионер заинтересован продать товар дороже, так как от этого напрямую зависит размер его вознаграждения.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю. Обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившего за него наиболее высокую цену.

Агент дель-креде – в его роли обычно выступают крупные банки, которые дают продавцу гарантии получения платежей в случае неплатежеспособности покупателя.

Экспедитор – занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику, обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки разнообразных товаров (жидкий криогенный продукт, например).

Существенно отличаются от простых посредников (брокеров) сбытовые купцы, дистрибьютеры. Это торговые фирмы, лица сами заключающие контракты купли-продажи, как с экспортёрами, так и с потребителями товаров. Степень самостоятельности дистрибьютера по отношению к своим партнёрам проявляется в следующем:

Самостоятельный выход на рынок по выполнению обязательств перед экспортёром;

Несение всех рисков порчи или утраты товаров;

Самостоятельное установление цен на товары, приобретённые у экспортёра;

Определение количества товара, сроков поставок и платежей, гарантий или штрафных санкций и др.;

Формирование положений о разрешении споров с экспортёром.

Агент-консигнатор. Консигнация – предоставление товаров агенту на определённый срок для их последующей реализации. Собственником товаров остаётся принципал. Вознаграждение агента-консигнатора может увеличиваться за счёт:

Оплаты аренды складских помещений (складов консигнации);


Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере.
Одни субъекты обладают общей компетенцией в этой области, а другие обладают специальной компетенцией в определенных вопросах.

25.3.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности, обладающие общей компетенцией

К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.
Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.
Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:
- определяет основные направления торговой политики РФ;
- определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней;
- устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;
- осуществляет иные полномочия.
К ведению Правительства РФ относится:
- введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также применение иных мер для защиты экономических интересов РФ;
- установление ставок таможенного тарифа;
- введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения;
- установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров;
- определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
- определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом;
- принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств;
- определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
- установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
- утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Министерство экономического развития и торговли РФ- *(источник № 1143) в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В этих целях на него возлагается руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Необходимо указать, что это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий. На министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом.
Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права- *(источник № 1144).

25.3.2. Субъекты, обладающие специальной компетенцией

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:
Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля- *(источник № 1145);
Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции- *(источник № 1146).
Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля- *(источник № 1147).

25.3.3. Хозяйствующие субъекты

Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд или реализации. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в этой сфере. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.
В то же время следует учитывать, что законодатель установил особые правила в отношении экспорта некоторых видов товаров - речь идет о вооружении и продукции военного назначения. В отношении этих товаров посреднические функции могут выполнять только государственные унитарные предприятия, наделенные такими полномочиями.
Особым статусом обладают некоторые государственные унитарные предприятия. Такими организациями являются, в частности, ФГУП "Рособоронэкспорт", ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"- *(источник № 1148). Они могут осуществлять при наличии соответствующих разрешений экспорт продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания "Рособоронэкспорт"- *(источник № 1149). "Рособоронэкспорт" на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты на поставку такой продукции. Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, "Рособоронэкспорт" может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.
Правовой статус государственной компании "Рособоронэкспорт" имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. "Рособоронэкспорт" не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности, на которых распространяется государственное регулирование в этой области.
Важно сказать, что не только государственные предприятия могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. В случаях, предусмотренных законодательством, такую деятельность могут вести и иные хозяйствующие субъекты. Для этого они должны получить разрешение уполномоченного государственного органа на осуществление экспорта, затем представить соответствующие документы в Министерство экономического развития и торговли РФ для внесения в реестр. После внесения организации в реестр ей выдается свидетельство о праве на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 244 "Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения"- *(источник № 1150).
Обратим внимание, что вид экспортируемой или импортируемой продукции обусловливает особые требования, предъявляемые к субъектам внешнеэкономической деятельности. В подтверждение этого можно указать на осуществление экспортно-импортных операций с лекарственными средствами и фармацевтическими субстанциями. Осуществлять деятельность в отношении этой продукции могут либо производители лекарственных средств, либо хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами- *(источник № 1151).
Таким образом, можно сказать, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении некоторых видов продукции, установлен особый режим осуществления внешнеэкономической деятельности.

Лекция, реферат. 25.3. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Вопрос о субъектах, в принципе, изучается во всех фундаментальных дисциплинах, таких как гражданское, административное право и так далее. Поэтому, мы остановимся на нем достаточно кратко. Как мы уже видели, в отношения по осуществлению внешнеэкономической деятельности вовлечены 2 группы субъектов:

    Частные субъекты , которые непосредственно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, и

    Субъекты публичного права , которые преимущественно эту деятельность регулируют.

4.1. Субъекты частного права

Первая группа субъектов представляет собой зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, индивидуальных предпринимателей, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но в правоспособность которых согласно иностранному законодательству входит правомочие на занятие предпринимательской деятельностью. Все эти субъекты делятся на резидентов и нерезидентов.

Резиденты :

Юридические лица , которые созданы (имеют место государственной регистрации) на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или иностранным собственникам. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим органом. В настоящий момент таким органом является районная Инспекция ФНС, на территории, где находится место нахождения организации, под которым по общему правилу признается место нахождения ее руководящих органов.

Специальное законодательство, в частности: о валютном регулировании, налоговое, рассматривает также в качестве резидентов филиалы и представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том числе и по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие филиалы и представительства являются резидентами, связано с избежанием недоразумений, которые могли бы возникнуть при толковании соответствующих нормативных актов.

Физические лица , имеющие постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно граждане России), в том числе временно находящиеся на территории иностранных государств. Постоянное проживание означает проживание в России 182 дня и более, однако, на практике этот факт доказать затруднительно. По общему правилу таким доказательством будет отметка о государственной регистрации по постоянному месту жительства на территории России. Однако с этим возникнут проблемы, если такая отметка отсутствует. В частности, у лица может и не быть постоянного места жительства по какому либо конкретному адресу в России и т.д. В отношении проживания за рубежом (для доказывания нерезидентного статуса), как правило, достаточно предъявления доказательств наличия жилья за пределами России.

Как уже отмечалось, ранее право на осуществление внешнеэкономической деятельности имел только ограниченный круг государственных предприятий, что было обусловлено государственной монополией на осуществление ВЭД. Постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 года №203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» предусматривалось разрешение участвовать в международной экономической деятельности только тем лицам, которые были зарегистрированы в качестве участников внешнеэкономических связей. Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР» предусматривалась отмена разрешительного порядка участия во внешнем обороте. Данная система сохраняется и по настоящий момент, особых разрешений (лицензирования) не требуется.

Стоит учитывать, однако, положения Гражданского кодекса РФ. Так, статья 49 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Отсюда следует сделать следующие выводы:

1) индивидуальные предприниматели вправе осуществлять ВЭД в любом случае;

2) коммерческие организации, за исключением государственных предприятий и иных организаций, указанных в законе, вправе осуществлять ВЭД в любом случае, если в Уставе коммерческой организации нет запрета на это;

3) некоммерческие организации, ГУПы и коммерческие организации, указанные в законе, вправе осуществлять ВЭД только если это указано в их учредительных документах и соответствует целям деятельности, зафиксированных в этих документах.

4) иные ограничения для всех указанных выше субъектов могут быть установлены законом, в частности законом о лицензировании. Перечень видов лицензируемой деятельности установлен пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года с изменениями на 10 января 2003 года. В этом перечне нет указания на внешнеэкономическую деятельность, однако если лицом осуществляется в рамках внешнеэкономической конкретный вид деятельности, к примеру авиаперевозки, то она подлежит лицензированию в установленном порядке.

Кроме того, следует учитывать, что существует специальное законодательство в области культуры, спорта, образования и т.д., которое предусматривает определенные ограничения.

Так, закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года №125-ФЗ (статья 33) устанавливает, что высшие учебные заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной уставами высших учебных заведений и направленной на выполнение задач, которые определены настоящим Федеральным законом, а также на развитие международных контактов. Учитывая, однако, что согласно статье 11-1 и 12 Закона «Об образовании» образовательные учреждения могут быть образованы только в формах, предусмотренных для некоммерческих организаций, то указанное выше ограничение дублирует положения ГК.

В любом случае, чтобы не было проблем в будущем, при учреждении любой организации стоит в ее уставе прописывать право на осуществление ВЭД, если это, конечно, не противоречит интересам учредителей.

Нерезиденты :

Логично было бы утверждать, что к нерезидентам относятся все остальные субъекты правоотношений, а именно:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в».

При осуществлении внешнеэкономической деятельности имеет большое значение вопрос об идентификации иностранного контрагента и установлении его правоспособности.

Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

Для идентификации нам необходим перечень определенных документов, доказывающих статус контрагента. Обычно им является выписка из торгового реестра, однако для конкретной страны им может быть и другой документ. Здесь необходимо знать соответствующее зарубежное законодательство.

Страна

Закон, определяющий обязанность регистрации

Регистрирующий орган

Закон о корпорациях

Специальные органы, существующие при Судах, или административный орган (порядок определяется законодательством штата)

Закон о компаниях

Министерство торговли

Германия

Торговый кодекс

Закон о государственной регистрации

Торговые суды

Швейцария

Закон об обязательствах

Администрация кантонов


В США и Англии существует регистрация только для компаний (корпораций). Кроме того, учредительными документами будут являться Устав или соответствующий учредительный договор. Для деятельности филиала необходимо предъявить доверенность.

Деятельность иностранных юридических лиц на территории РФ может осуществляться или непосредственно головной организацией, или путем открытия представительств или филиалов .

Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, но налоговое законодательство признает филиалы иностранных юридических лиц на территории РФ российскими налоговыми резидентами.

В соответствии со ст.21 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ филиалы иностранных юридических лиц в РФ вправе осуществлять свою деятельность только с момента его аккредитации .

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.199 №1419 (по филиалам) и Приказом Минюста от 25.11.199 №341 (по представительствам – требования об аккредитации представительств в законе нет) аккредитацию осуществляет государственная регистрационная палата при Минюсте РФ. Видимо, в связи с изменением структуры ФОИВ следует ожидать передачи этой функции налоговым органам.

Отказ в аккредитации возможен в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Кроме того, иностранные организации могут участвовать в создании юридических лиц на территории РФ. Раньше существовала самостоятельная организационно-правовая форма – совместное предприятие. В настоящее время такие организации образуются в одной из известных российскому законодательству организационно-правовых форм и они являются резидентами РФ.

Тем не менее законодательство об иностранных инвестициях предоставляет таким российским лицам с иностранными инвестициями определенные льготы, не очень значительные, впрочем.

Правовое положение транснациональных корпораций.

С формальной точки зрения ТНК являются оформленными каким-либо способом (как объединение юридических лиц, ФПГ и т.п.) или не оформленным объединением ЮЛ, из которых 1 является головной, а другие – дочерними по отношению к ней, причем это ЮЛ разной государственной принадлежности.

Еще один критерий ТНК – ее размеры, финансовые ресурсы, поэтому небольшая компания, хотя и имеющая «дочки» за границей, не будет считаться ТНК. Обороты ТНК сопоставимы, а иногда и превышают бюджеты далеко не последних в мировой экономике стран, таких, например, как Дания.

Вопрос об особой правосубъектности ТНК вызван тем, что, стремясь обезопасить свои активы за границей, ТНК пытаются добиться статуса субъектов международного публичного права с тем, чтобы их споры с государствами рассматривались, например, Международным судом ООН.

Первые попытки получить такой статус имели место еще до Второй мировой войны, а также в первые послевоенные годы. Но все-таки статус субъектов международного права им предоставлен не был, хотя в некоторых «развивающихся» странах ТНК добились определенных привилегий за счет использования своих финансовых и политических ресурсов.

То, что ТНК не признаются особыми субъектами, объясняется еще и тем, что их собственные интересы противоречивы. С одной стороны, чтобы защитить свою собственность за рубежом, они претендуют на то, чтобы их признавали единым субъектом. С другой стороны, во избежание ответственности головной компании за дочерние, а также с точки зрения избежания антимнопольных мер им выгоднее считаться разными лицами.

Вообще, особость ТНК чаще признается нормами публичного (антимонопольного, налогового, таможенного) законодательства, а не гражданского.