Факторы и идентификации процесса развития социального аудита. Социальный аудит компаний. · выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного

    Для многих компаний термин "социальный аудит" звучит пугающе: мало нам финансовых проверок, так еще и социальные программы будут проверять! Может, лучше свернуть благотворительную деятельность от греха подальше? А может, наоборот, за филантропию налоги снизят? И вообще непонятно, кто, как и зачем собирается оценивать социальные показатели компаний.

Прежде чем говорить о социальном аудите, давайте решим, что мы понимаем под термином "социальный". Если это благотворительность (она же филантропия), то ее оценка может быть нужна самим компаниям, при условии что бизнесу интересно, как тратятся его деньги. Сообщество некоммерческих организаций активно использует разработанные с помощью западных фондов методики оценки благотворительных программ и активно предлагает их бизнесу. Одна беда: все эти методики оценивают эффективность благотворительности лишь для некоммерческих организаций и в лучшем случае для местных сообществ.

Если "внутренняя оценка" (эффективность для организаций, успешно осваивающих деньги бизнеса) производится более или менее удачно, "внешняя оценка" (польза для общества) хромает. Направленные на меньшинства благотворительные программы, которыми занимаются некоммерческие организации, не в состоянии решить актуальные проблемы людей: зарплаты и цен, жилья и ЖКХ, детей и молодежи, экологии и здоровья, наркомании и алкоголизма.

Благотворительность по определению не связана с бизнес-интересами компаний. По данным опроса, проведенного в России английским фондом CAF, 67% менеджеров высшего звена считают, что благотворительность - это "альтруизм", 72% оценивают ее распространенность среди бизнес-сообшеств как "незначительную". И неудивительно - ведь спрашивали-то про благотворительность. По данным же большинства опросов, подавляющее число предпринимателей видят бизнес-выгоду от социальной активности, когда под ней имеются в виду как минимум программы социального инвестирования в собственных сотрудников, а также в местные сообщества.

История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена... на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором "социально ответственного поведения".

Поначалу такие прогрессивные компании, как Dayton Hudston, Levi Strauss, Cummings Engines, отдавали в эти фонды до 5% налогооблагаемой прибыли. Однако к концу 1970-х гг., когда схлынула первая волна энтузиастов "социально ответственного поведения" американский бизнес стал относиться к филантропии более прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих communities. В 1977 г. Конгрессом был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Community Reinvestment Act (Закон о реинвестициях в местные сообщества) и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально закон заработал к середине 1980-х гг. Бюрократия везде одинакова.

Никаких карательных санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за "невыполнение плана" по инвестициям в местные сообщества. Да и самого плана в общем-то нет. Как же так? Как же отчитываются банки, и кто определяет, много они инвестировали в community или мало?

Правительство поступило до гениального просто. Оно выделило каждому банку "подшефную территорию" и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания).

Дальше последовал изящный ход. Список был опубликован крупнейшими деловыми изданиями с мелко набранным пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более. Но американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты.

На следующий год банки изо всех сил старались доказать свое желание работать на местное сообщество.

Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности". С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, решено сделать ежегодным. По заявлению оргкомитета конкурса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а участники в доверительных беседах жалуются на "добровольно-принудительный" характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей.

Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям.

Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать.

Бизнес-сообщество, признавая необходимость объективной оценки "социальных инвестиций" компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Мы люди подневольные: введет государство новую форму социальной отчетности - будем отчитываться.

Между тем публичные политики все чаще заявляют о "социальном налоге" на бизнес. Еще в середине 1990-х гг. в Госдуме был разработан документ, поразительно напоминающий американский Community Reinvestment Act с той лишь разницей, что у нас процент "социального инвестирования" был фиксированным, а оценкой социальных инвестиций должна была заниматься федеральная и местная власть по своему усмотрению. Что из этого может получиться, объяснять не надо.

"Нравственный налог" на компании введен в Татарстане, ряд областей России готов предложить свои варианты регионального "социального налога".

Объективная оценка эффективности социально значимой деятельности компаний стала необходимостью. В числе основных причин:

Социальный аудит может стать для бизнес-сообщества инструментом влияния на региональную и федеральную власть, главным гарантом от "чиновничьего рэкета", как назвал это явление президент РФ В. Путин.

Участие власти, консалтинговых и рейтинговых агентств в разработке методики социального аудита необходимо. Данные недавних исследований свидетельствуют, что, по мнению населения, наибольшим доверием могут пользоваться отчеты компаний, заверенные независимой внешней организацией (83%) или органом власти (72%). Однако главной заинтересованной стороной разработки национальной модели социального аудита является само бизнес-сообщество.

Что и как оценивать

Бизнес должен приносить прибыль. Социальные инвестиции во всем мире являются одним из самых выгодных видов инвестирования. Оценка возврата по инвестициям (Return on Investment, ROI) в отношении социальной деятельности компаний позволяет бизнесу оценивать влияние социальных инвестиций на бизнес-показатели. Любая внешняя система социального аудита должна начинаться с внутренней системы оценки эффективности социальной активности компаний, т. е. с оценки выгоды для бизнеса от социальных инвестиций.

Единой трактовки понятия "социальный аудит" не существует. Часто под ним понимают социальную отчетность (social reporting), как правило внешнюю. Компании отчитываются перед значимыми для них внешними стейкхолдерами. Для западных компаний это прежде всего акционеры, инвесторы, клиенты, а также органы власти, СМИ и общественное мнение в целом (хотя, строго говоря, последнее стейкхолдером быть не может). Наши компании отчитываются в надежде "заработать очки" в отношениях с властью и в меньшей степени - с партнерами, конкурентами и обществом в целом.

Социальная отчетность в общепринятом понимании касается всего спектра влияния компании на общество: от контроля за качеством продукта до "социального пакета" для сотрудников. Социальные отчеты как описание того, что сама компания считает социальным, могут предоставляться, во-первых, в свободной форме (брошюры, буклеты, раздел в годовом отчете и т. п.). Этому наши компании уже научились. Другой вариант - более формализованный комплексный отчет по принципу triple bottom line (в примерном переводе - тройной итог). Такой вариант оценки фокусируется на добавленной социальной стоимости (added social value), произведенной компанией в экономической, социальной и экологической сфере. Самый строгий вариант - стандартизованные отчеты по установленному набору индикаторов. Самые известные стандарты Global Reporting Initiative (GRI), Domini Social Index, UN Global Compact, SA 8000, АА 1000. Последний из них в России впервые применила British American Tobacco. Ряд российских компаний уже заявил о подготовке социальных отчетов по этому стандарту.

Аудит корпоративной ответственности

Большинство передовых компаний и консультантов используют термин "социальный аудит" для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности.

В США социальный аудит фокусируется главным образом на том, как социально ответственное поведение компаний сказывается на ее основных бизнес-показателях. Социальный аудит определяет реальные затраты от политики и практики компаний и сравнивает эти показатели с показателями других компаний (по отраслевому или региональному признаку) и с ожиданиями ключевых стейкхолдеров. Этот подход отличается от устоявшегося представления о затратах как о производной от производственной деятельности.

Социальный аудит оценивает поведение компании в сфере человеческих ресурсов: экологии, охраны здоровья и безопасности (EHS), отношений с местным сообществом. Социальный аудит оценивает все сферы деятельности компании и сопоставляет ее систему ценностей, поведение компании в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ. Такой аудит социальной ответственности выявляет несоответствия заявленных целей компании ее реальной практике, служит системой "раннего оповещения" для выявления назревающих проблем, позволяет компаниям добиваться финансовой отдачи от социально ответственного поведения.

Аудит социальной ответственности оценивает потери от "социально безответственного" поведения компаний в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах. Компании, которые обращаются с сотрудниками честно, добиваются большей производительности труда, сотрудники работают там дольше, сокращаются расходы на набор, переподготовку и удержание персонала.

Компании часто жалуются, что методология социального аудита слишком расплывчата и не дает количественных оценок. Чтобы преодолеть этот недостаток, в последние годы были созданы новые методики. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK) и консалтинговой компанией SmithOBrien (US).

NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами. Методика SmithOBrien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Такой подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.

Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

  • системы менеджмента качества;
  • энергосбережение и охрана окружающей среды;
  • отношения с персоналом;
  • трудовые отношения и права человека;
  • отношения с местным сообществом.
CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.

CRA оценивает "скрытую стоимость" социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.

Пример из жизни. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.

Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).

Среди основных причин, по которым компании внедряют социальный аудит, - улучшение бизнес-показателей. Не случайно CRA делает акцент не столько на социальных вопросах, сколько на социально-экономических и экономических последствиях управленческих решений и связанной с ними политики компании. Кроме того, социальный аудит нужен, чтобы соответствовать ожиданиям социально ориентированных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), имеющих собственные системы оценки социальной ответственности компаний. Самый известный фондовый индекс социальной ответственности Domini Social Index 400 разработан компанией Kinder, Lydenberg, Domini (KLD). Он оценивает 400 ведущих компаний по десяти категориям, включающим отношения с персоналом, местными сообществами, потребителями, экологию, отсутствие дискриминации.

Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.

Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита. Так, Ben&Jerry в своем отчете Social Performance Report 1998 поставила целью набирать и удерживать "цветных" сотрудников. В следующем году компания отчиталась, что в ее штате работает 3% "небелых" сотрудников, что в процентном отношении больше, чем у других компаний в Вермонте, родном штате Ben&Jerry.

Как проводится социальный аудит

Шаг первый - необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться.

Шаг второй - формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита.

Шаг третий - создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии.

Шаг четвертый - проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

Шаг пятый - анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.

Шаг шестой - поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают.

Шаг седьмой - сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам.

Шаг восьмой - проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании.

Шаг девятый - сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий.

Шаг десятый - составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.

Основные вопросы аудита корпоративной ответственности

В сфере менеджмента качества выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, процесс статистического контроля.

Сфера управления человеческими ресурсами оценивается по следующим показателям: практика набора персонала, отсутствие дискриминации, здоровье и безопасность, текучесть кадров, практика продвижения и карьерного роста, зарплаты и выплаты, в том числе социальный пакет, процедура принятия решений, практика реагирования на насилие, на сокращение производства, аутсорсинг. Собирается детальная информация о поставщиках, главных ведущих акционерах, аналитиках и наблюдателях активов, выясняются связи со СМИ и должностными лицами.

Когда проблемы определены, команда аудиторов выясняет скрытые затраты. Например, перемещение недовольного сотрудника связано с дополнительными потерями времени на рассмотрение резюме, интервью, рекламу и принятие решений. Если сотрудникам недоплачивают за сверхурочные, производительность их работы падает, растет количество жалоб со стороны клиентов, компания теряет прибыли.

Часто менеджеры компаний с подозрением относятся к социальному аудиту, считая, что социально ответственное поведение всегда связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет.

Социальный аудит в широком смысле – это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком – верификация социальной отчетности или: «специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки

предложений по снижению их взаимодействия».

Подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, социальный аудит является своеобразным инструментом менеджмента. Суть его сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, разносторонней оценке важности, срочности и возможностей их разрешения, выработке конкретных рекомендаций по профилактике социальной напряженности в организации, совершенствованию управления персоналом.

Объективной основой появления и развития социального аудита стала совокупность самых разнообразных факторов, характерных для перехода индустриального общества к постиндустриальному, и в первую очередь, растущей взаимозависимостью между экономикой и социальной сферой, взаимопроникновением «экономического» и «социального», формированием того, что можно определить как «социоэкономику».

Предметом социального аудита является определение пригод­ности вариантов проекта с точки зрения интересов «целевой» груп­пы населения. Он предлагает меры по обеспечению соответствия результатов проекта интересам той социальной группы, на которую нацелен проект, и намечает такую стратегию осуществления проек­та, которая пользовалась бы поддержкой населения и вместе с тем способствовала бы достижению целей проекта путем стимулирова­ния изменений в общественных представлениях и поведении. При отсутствии социального аудита ценностная ориентация разработ­чиков может оказывать большее влияние на содержание проекта, чем ориентация людей, для которых проект предназначен. Более того, в проектах часто делается упор на технические решения про­блем развития, в то время как социальные аспекты или недооцени­ваются, или не рассматриваются вовсе.

Социальный аудит должен проводиться совместно с другими видами аудита (техническим, экологическим, финансовым, эконо­мическим, институциональным и коммерческим), каждый из кото­рых является неотъемлемым компонентом комплексного подхода к работе над проектом. Как и все другие виды аудита, социальный аудит должен начинаться на стадии идентификации проблемы и продолжаться на каждой последующей стадии проектного цикла.

Социальный аудит позволяет выразить цели проекта, которые отражают интересы как населения, так и организаций, ответствен­ных за его осуществление. Социальный аудит также позволяет раз­работать реалистические подходы к достижению целей проекта, которые зависят от социальных изменений.

Таким образом, социальный аудит сосредоточивает внимание на четырех основных аспектах социальных отношений, а именно:

Демографические характеристики населения, затрагиваемого
проектом, его количественные характеристики и социальная струк­
тура, включая распределение по национальным и половозрастным
признакам;

Экономические формы производственной самоорганизации
населения в районе реализации проекта, включая структуру семей
(наличие рабочей силы, формы землевладения, доступ к ресурсам
и регулирование их использования);

Социокультурная приемлемость проекта с точки зрения регио­нальной специфики, а именно способность проекта адаптировать­ся к существующим социальным нормам и вместе с тем приводить к нужным изменениям в поведении людей и их восприятии собс­твенных нужд;

Психологическая заинтересованность в проекте местного насе­ления и реализующих проект организаций, их непрерывное участие во всех стадиях проектного цикла, начиная с разработки и вплоть до его успешного осуществления, эксплуатации и технического об­служивания.

Обычно социальный аудит понимается как процедура диагностирования социальных отношений на предприятии, которая может носить общий или частичный характер. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Действительно, чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, т.е. к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности

Существуют разные подходы в понимании социального аудита. Прагматический подход, например, характерен для большей части собственников и менеджеров, которые рассматривают социальный аудит преимущественно как инструмент увеличения добавленной стоимости. Действительно, СА может способствовать предотвращению острых социальных конфликтов, что неизбежно связано с потерями рабочего времени.

Важной целью СА становится и формирование положительного имиджа, привлекательного «лейбла» в глазах потребителей и общества. При подобном подходе широко используются международные стандарты, связанные с социальной ответственностью бизнеса, качеством продукта, условиями труда и защитой окружающей среды. Свою специфику имеет аудит, когда он заказывается организацией, которая интересуется состоянием дел у своих партнеров (поставщиков, потребителей), готовится войти в долю или хочет приобрести другое предприятие.

Для научных исследований характерно более широкое понимание социального аудита: он рассматривается как инструмент регулирования, управления человеческими ресурсами и, безусловно, связан со стратегическим менеджментом. При подобном подходе стратегической целью предприятия становится не прибыль, а его конкурентная способность.

Что касается «правил игры» СА, то чаще всего в зарубежных моделях они сводятся к тому, чтобы соблюдать правовые нормы, которые отражены в национальном или международном законодательстве. Однако сейчас пробивает себе дорогу и другое мнение: необходимыми критериями СА считать не только правовые нормы, но и морально-этические.

В условиях, когда человеческие ресурсы становятся объективными решающим фактором в хозяйственной деятельности, главной и универсальной целью СА является повышение эффективности управления социальными отношениями методами социального диалога на основе независимого и объективного аудиторского обследования социальных отношений.

За несколько десятилетий существования СА в странах развитой рыночной экономики сложилась определенная практика проведения социального обследования.

Чаще всего к нему прибегают когда:

Встает вопрос о внедрении новой техники;

Возникает необходимость перепрофилирования производства;

Происходит структурная реорганизация;

Создаются временные или оперативные творческие группы;

Формируется угроза социальных конфликтов.

Вне зависимости от того, где и на каком уровне предполагается провести социальный аудит – на предприятии, в отрасли или регионе – отношения по поводу этого мероприятия строятся между двумя сторонами – заказчиком и исполнителем. Заказчиками социального аудита выступают предприятия, отрасли, регионы, национальное хозяйство в лице их социальных партнеров (руководителей, представителей бизнес сообществ, профсоюзов).

Аудиторское обследование состоит из нескольких этапов:

1. Проведение предварительного анкетирования или опроса. Аудитор должен освоиться с аудируемой фирмой, чтобы определить значимые точки для проверки, грамотно распределить свое время и силы. Этот этап представляет собой предварительную диагностику.

2. Обоснование рабочей детализированной программы (лиц, с которыми нужно встретиться и переговорить, используемые материальные средства и документы, временные рамки).

3. Реализация аудиторской проверки.

4. Редактирование отчета.

Экспертизу проводят три – четыре эксперта в течение примерно нескольких недель и даже месяцев. Аудитор начинает с определения реальной возможности использования результатов аудиторской проверки и устанавливает равновесие между выгодой предприятия и ожиданиями персонала. Эксперт должен хорошо ориентироваться в экономических вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, в трудовых и административных правовых вопросах.

Сложилась и определенная последовательность аудиторской проверки:

1. Аудитор знакомится с поставленной задачей.

2. Определяет границы своих действий.

3. Изучает социальный отчет.

4. Изучает нормативные документы.

5. Разрабатывает вопросники и анкеты.

6. Готовит детальную рабочую программу встречи переговоров.

7. Составляет отчет о проделанной работе

Аудиторская проверка завершает составление отчета, где анализируется дерево причин социальной напряженности, идентифицируется ответственность персонала, предлагаются стимулирующие меры, делается оценка последствий деятельности (рост издержек, возможность спровоцировать дисфункцию), рассматриваются пути совершенствования и управления, предлагается внедрение новых административных технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), совершенствование документации, уточнение функций, постановка новых целей.

В настоящее время сложилась весьма многообразная структура СА. Социальный аудит в зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров, можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится:

В целом по стране (на уровне национального хозяйства);

В отраслях;

В регионах;

На предприятии, в организациях.

По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами:

Внутренний социальный аудит, который является составной

частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства;

Внешний социальный аудит, который проводится агентствами

социального аудита, является составной частью социоэкономической отчетности и обеспечивает соответствующей информацией не только руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров.

По периодичности проведения социального аудита:

Перспективный социальный аудит, направленный на разработку

прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона;

Оперативный социальный аудит, проводимый в определенные

Текущий социальный аудит, который проводится в период

подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот

или иной период.

По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится:

Совместно руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом;

Руководством предприятий, отраслей, регионов, национального

хозяйства;

Профсоюзами на тех же уровнях;

Бизнес-сообществом, предпринимателями;

Агентствами социального аудита по поручению руководства,

профсоюзов, бизнес-сообществ.

Полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства;

Локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли, региона, отдельных регионов национального хозяйства;

Тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы.

По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на:

Социальный аудит соответствия, когда оценивается соответствие практических действий, реализуемых на объекте социального аудита, определенным эталонам – нормам, правилам, планам и предписаниям;

Социальный аудит эффективности – изучение не только достигнутых результатов, но и всего спектра процедур, посредством которого они были достигнуты; происходит оценка соответствия методов внутреннего управления объекта социального аудита его целям и возможности их совершенствования.

Социальный аудит стратегический – выявление степени согласования социоэкономической политики с целями объекта социального аудита, его глобальной и социальной стратегиями, а также установление степени связи социоэкономической политики со спецификой предприятия, отрасли, региона и внешними условиями.

Социальный аудит может быть:

Обязательный;

Добровольный

Социальный аудит в России

Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская организация вы­сокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, стал ежегодным. По заявлению оргкомитета кон­курса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным биз­несом, а участники в доверительных беседах жалуются на «доб­ровольно-принудительный» характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей. Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует по­нимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отче­ты о социальной поддержке работников и местных сообществ при­нимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям. Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государст­во хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать. Бизнес-сообщество, при­знавая необходимость объективной оценки «социальных инвести­ций» компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Будет закон, будет новая форма отчет­ности, тогда и будем отчитываться.

В то же время действующие механизмы функционирования российской модели корпоративной социальной ответственности бизнеса как важнейшей составляющей современной социально-экономической системы и социально-трудовых отношений не обес­печивают эффективной реализации интересов общества. Функции государства по регулированию корпоративной социальной ответ­ственности используются неэффективно и не обеспечивают созда­ние благоприятной среды для ее развития.

К настоящему времени государство в отношениях с бизнесом и обществом не нашло приемлемой модели взаимоотношений и за­частую решает проблемы развития корпоративной социальной от­ветственности административными методами. Бизнес как источник социальной ответственности не находит понимания у государства и не получает с его стороны должной поддержки в решении страте­гических проблем развития.

Заключение

Единого определения социального аудита нет, поскольку это достаточно новое явление (по сравнению с финансовым аудитом, который появился еще во времена Римской империи) даже для эко­номически развитых стран. Отсюда возникают различия не только в понятии социального аудита, но и в его целях и основных направ­лениях. В результате чего сформировалось несколько моделей, присущих отдельным государствам: англо-американская, француз­ская, немецкая и др. Каждая из них отвечает задачам, стоящим пе­ред государством, и имеет свои отличительные особенности.

Существует множество определений социального аудита. Можно привести самое краткое из них: «Социальный аудит - специфичес­кая форма анализа, ревизии условий социальной среды организа­ции с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия»

Предметом социального аудита является определение пригод­ности вариантов проекта с точки зрения интересов «целевой» груп­пы населения.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения.

Характерными чертами становления зарубежного социального аудита следует считать не только социальные рейтинги или социальную отчетность, но и формирование социальных стандартов, которые стали основой социальной сертификации

Что касается развития социального аудита в России, то действующие механизмы функционирования российской модели корпоративной социальной ответственности бизнеса как важнейшей составляющей современной социально-экономической системы и социально-трудовых отношений не обес­печивают эффективной реализации интересов общества.

Список использованной литературы

1. Коптерев А.И. Социальный аудит - М.: Литера,2010 – 31-48 с.

2. Мешков Социальный аудит: российская практика// Общество и экономика -2009.№ 6.- 97-114 с.

3. Осипова Т.В. Российский социальный аудит проблемы и возможные пути решения//Российское предпринимательство -2009.№ 6,вып. 1 - 23-28 с.

4. Сочнева Е. Социальный аудит// Человек и труд - 2009.№ 11 - 50-52 с.

5. Социальный аудит: учебник / под редакцией А.А. Шулуса – М. : «АТИСО», 2008. – 524 с.

Sedex Member EThical Audit - аудит социальной ответственности, который осуществляется в соответствии с Кодексом этической торговли и Кодексом поставщика.

Распространены две разновидности оценки.

  • SMETA pillar 2 . Базируется на требованиях законодательства определенной страны и кодекса этической торговли. Акцентируется внимание на производственной безопасности и условиях труда.
  • SMETA pillar 4 . Помимо указанного в предыдущем пункте, дополнительно изучается деловая репутации компании и влияние ее деятельности на окружающую среду.

Сформированное по итогам проверки аудиторское заключение доступно на платформе SEDEX (см. далее). Оно признается членами программы AIM-PROGRESS (объединение ведущих компаний отрасли потребительских товаров повседневного спроса). Компания проходит социальный аудит однажды, а результаты процедуры многократно используют ее партнеры, которыми была осуществлена регистрация SEDEX.

На базе AIM-PROGRESS анализируются поставщики в разрезе социальной ответственности.

SEDEX

Некоммерческая организация SEDEX (Supplier Ethical Data Exchange) – сегодня одна из основных информационных систем, доступная в реальном режиме времени, предназначенная для хранения отчетности аудитов SMETA и позволяющая заинтересованным сторонам получать информацию о проведенных аудитах по социальной, экологической и этической ответственности в цепочках поставок.

Платформа объединяет участников, прошедших аудит на основании требований SMETA (SEDEX Members Ethical Audit). Сам аудит охватывает оценку по следующим направлениям:

  • охрана труда;
  • производственная безопасность;
  • охрана окружающей среды;
  • условия труда;
  • деловая репутация поставщика.

Преимущества SEDEX:

Поставщикам: сокращение количества аудитов со стороны клиентов. Демонстрация соответствия этическим и социальным нормам через открытую базу данных SEDEX.

Клиентам: организовать свою цепь поставок и сократить риски в области социальной ответственности и устойчивости бизнеса, тем самым, снизить имиджевые и репутационные риски.

Необходимость и нормативно-правовая основа SMETA

SEDEX аудит подтверждает, что компания:

  • создала необходимые условия для комфортной работы;
  • нацелена на уменьшение вредного влияния деятельности на окружающую среду;
  • своевременно выполняет обязательства в цепочке поставок.

Обновленные требования к SMETA утверждены на форуме SEDEX в апреле 2017 года. Их придерживаются с 1 июня 2017. SMETA 6.0 базируется на следующих документах:

  • Рекомендации по наилучшей практике SMETA . Раскрываются этические принципы проведения аудиторских проверок.
  • Критерии измерения SMETA . Содержит набор инструкций по вопросам, подлежащим проверке аудиторами.
  • Отчет SMETA . Представлен формат отчета по аудиту.
  • SMETA CAPR : Представлен формат плана исправления.
  • Краткое руководство SMETA . Раскрыты особенности новой версии SMETA и получены ответы на часто задаваемые вопросы.

Чего ожидать во время и после SMETA?

Сущность аудита социальной ответственности - проверить соответствие хозяйственной деятельности предприятия международным требованиями или законодательным нормам конкретной страны. Во время проверки аудиторы:

  • знакомятся с условиями производства;
  • общаются с работниками;
  • анализируют первичную и сводную документацию;
  • фотографируют рабочие места, зоны для отдыха;
  • и др.

После завершения SMETA компания получает аудиторский отчет, рекомендации по улучшению деятельности и сроки на их исполнение. Аудиторское заключение публикуется в базе SEDEX.

Прохождение социального аудита - предпосылка улучшения отношений между Вашей компанией и партнерами.

Аудит SMETA

ООО «ТМС РУС», компания, имеющая большой опыт и безупречную репутацию в проведении аудитов соответствия требованиям и стандартам различных областей действия, предлагает услуги по проведению аудитов SMETA.

Аудиты проводятся российскими экспертами, квалифицированные к оценке соответствия по международным правилам SEDEX.

Заявки и запрос дополнительной информации: Департамент Менеджмент Сервис, [email protected] .

Социальный аудит — новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства.

По охвату объектов своего обследования социальный аудит является несравнимо более комплексным и широким в сравнении с другими видами аудита. Он призван дать оценку социального климата на разных уровнях.

Несмотря на то, что социальный аудит очень молод, тем не менее, он быстро завоевывает все более широкие позиции и, прежде всего, в странах с развитыми рыночными отношениями.

В России социальный аудит уже пробивает себе дорогу.

1. Понятие социального аудита

Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и прийти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов.

Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности.

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита — получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Предметом социального аудита является достоверная и объективная информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции и другие нормативные акты), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные и тому подобное.

Объектом социального аудита становятся социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех — и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой (т.е. на всех направлениях деятельности предприятия, связанных с формированием его корпоративного имиджа, обеспечением профессионального роста работников, созданием для них благоприятного социально-психологического климата, безопасных условий труда и т. д.).

Однако следует обратить внимание на тот факт, что социальный аудит во многом сложнее, чем финансовый, экологический или другие виды аудита. Ведь предметом обследования здесь являются не просто материальные активы или финансово-экономическая и другая информация, а человеческий ресурс.

2. История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е — 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена… на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально ответственного поведения».

В последней трети ХХ в. При формировании инвестиционных портфелей стал учитываться уровень корпоративной социальной ответственности компаний — эмитентов ценных бумаг, появились индексы фондовых инвестиций в социально-ориентированные организации. C 1971 по 1977 г. число компаний из списка 500, представивших СА, увеличилось с 239 до 45 667. Однако международных экологических и социальных стандартов в то время еще не существовало, а большинство имеющихся были разрознены, носили случайный и ответный характер (работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов). Ситуация стала меняться в 2000 г., когда около половины крупнейших мировых компаний представили глобальные доклады по экологическим программам (Global Environmental Reports), а 54% - по программам в области социальной ответственности и КГ68. В 2001 г. первой международной компанией, которая приняла решение о запуске программы социальной отчетности на глобальном уровне явилась «British American Tobaco».

Таким образом, к началу XXI века в индустриально развитых странах социальный аудит выделяется в самостоятельное теоретическое и практическое направление предпринимательской деятельности и становится непременным элементом экономики. В этих странах формируется и успешно реализуется организационно-правовая основа социального аудита, создающая необходимые условия для работы социальных аудиторов. Сущность социального аудита заключается в предоставлении заказчику аудита независимой и адекватной информации, полученной в результате анализа проблем, очерченных заказчиком. Социальный аудит позволяет выявить существующие риски в социально-трудовой сфере на уровне предприятия и разработать меры по их устранению. Более того, в условиях стремительного процесса глобализации социальный аудит как осознанная социально-экономическая необходимость начал выходить за границы индустриально развитых государств и начал распространяться по всему миру. Создаются институты социального аудита в Алжире, Люксембурге, Марокко, Сенегале и в Тунисе. Большой интерес к социальному аудиту начинают проявлять в Китае.

3. Социальный аудит в России

Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества.

Не случайно, что социальный аудит возник первоначально в странах с развитой рыночной экономики и причем всего 25−30 лет назад. Безусловно, социальный аудит становится необходимым на определенной ступени зрелости рыночных отношений, когда уже не финансовые, а трудовые ресурсы становятся решающим фактором эффективной деятельности предприятия.

В настоящее время в России начинает формироваться философия корпоративной социальной ответственности бизнеса, усиливается внимание к повышению положительного имиджа российских компаний, разрабатываются корпоративные этические стандарты. Все это направлено на изменение отрицательного отношения в обществе к бизнесу, формирование положительной репутации российского бизнеса на международной арене.

Одной из оптимальных и универсальных технологий исследования и управления социальными процессами в нашей стране явилась Концепция российской модели социального аудита, разработанная в 2007 году по инициативе Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) коллективом ученых и преподавателей Академии труда и социальных отношений под руководством профессора Попова Ю. Н. (АТиСО). В начале 2008 года Концепция была обсуждена и получила одобрение на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии (РТК).

Ценность Концепции состоит в том, что возникло желание установить общие Правила с ясными понятиями для всех сторон социального партнерства. И еще, если будут разработаны четкие социальные стандарты, работодатели будут заказчиками социального аудита, чтобы их предприятия соответствовали этим стандартам.

По мнению В. Т. Понизова, «ответственного секретаря Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, кандидата экономических наук»: в России созрели все предпосылки к тому, чтобы Концепция российской модели приобрела более практическую направленность.

Безусловной поддержки заслуживает предложение Академии труда и социальных отношений о необходимости разработки проекта федерального закона «О социальном аудите в Российской Федерации».

В рамках реализации Концепции российской модели социального аудита Академия в октябре 2007 года учредила Национальный институт социального аудита (НИСА), одной из основных целей деятельности которого является апробация, внедрение и развитие на практике модели социального аудита в Российской Федерации.

Организационно-правовой формой НИСА является автономная некоммерческая организация, что позволяет рассматривать НИСА как независимый институт гражданского общества {www..

В ходе своей практической работы институт столкнулся со следующими проблемами:

Во-первых, это недостаток квалифицированных специалистов, к которым должны быть предъявлены самые высокие требование, такие как:

— подтверждение высокой квалификации научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере;

— способность к обобщениям, конкретизации и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании;

— опыт участия и компетентность в проведении социометрических и социологических исследованиях.

Здесь же хотелось бы отметить и основные этические принципы изложенные, в разработанном этическом кодексе социального аудитора: Профессионализм, Объективность, Независимость.

Во-вторых, это обвинение в исполнении социальными аудиторами функций государства (инспекций по труду, аттестации рабочих мест).

Но, как мы уже знаем, социальный аудит представляет собой комплексное, охватывающее во взаимосвязях отдельных элементов, исследование социоэкономических отношений, куда составными частями входят и вопросы, находящиеся в ведении инспекции труда и встречающиеся при аттестации рабочих мест.

Кроме того, можно констатировать, что работа инспекции труда и аттестация рабочих мест регламентированы российским законодательством, их главная цель заключается в контроле и надзоре, а также сертификации производственных объектов. Что же касается социального аудита, то он не имеет на сегодняшний день законодательной базы, сама процедура социального аудита носит добровольный характер, и он не является контролирующим и надзирающим инструментом.

4. Современный этап развития социального аудита в России

Российская модель обусловлена многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой структуры социоэкономических отношений:

ѕ государство воспринимается россиянами как главенствующий орган и верховный арбитр в управлении общественными отношениями;

ѕ важная роль в формировании социальных сообществ отводится коммунитаризму;

ѕ приверженность россиян принципу социальной справедливости;

ѕ неуважение к частной собственности и законам;

ѕ общее благо как основная цель социальной деятельности и альтернатива личной выгоде;

ѕ традиции благотворительности и меценатства российского бизнесоциальный аудит и др.

В настоящее время в России известны и практикуются отдельные разновидности социального аудита: аудит охраны труда, аудит оплаты труда, экологический аудит и т. д. Особо можно выделить аудит системы управления человеческими ресурсами, который в центр анализа и оценки социоэкономических отношений ставит человека.

Общая схема социального аудита системы управления человеческими ресурсами представлена двумя блоками.

Первый блок представляют факторы трудового потенциала трудового коллектива:

1. Фактор профессионализма. Под этим фактором понимается качественная характеристика работника, с учетом особенности его трудовых и социальных компетенций.

2. Фактор этнокультуры содержит в себе вопросы наличия и характера этнокультурной выраженности в трудовом коллективе и ее влияние на качество социоэкономических отношений.

3. Психофизический фактор. Состояние психического и физического здоровья работника являются важным фактором успеха профессиональной деятельности трудового коллектива. Знание текущего уровня психофизического состояния работника необходимо руководителю для оптимизации этих ресурсов.

4. Фактор образования. В данном случае анализируется образовательный уровень работников, определяющий качественные черты мышления работника. Рассматривается также характер и направленность образования, которое подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Второй блок включает в себя факторы мотивационного поля. В настоящее время в России, как, впрочем, и во всем мире, одной из ключевых проблем, связанных с человеком на производстве, является проблема его трудовой мотивации. Значение мотивации человека на рабочем месте в России сегодня резко возросло, так как обостряются проблемы темпов развития экономики, производительности труда, неблагоприятной возрастной структуры населения.

В настоящее время можно констатировать, что общая картина практической реализации российской модели социального аудита характеризуется следующими особенностями:

ѕ правовым вакуумом в области социального аудита;

ѕ отсутствием единой, универсальной системы критериев для аудиторских заключений в социальной сфере и социальной отчетности российских предприятий;

ѕ отсутствием методического центра и координирующего органа по развитию социального аудита;

ѕ растущим пониманием значимости социального аудита и спросом на аудиторские услуги со стороны власти, работодателей и общественных организаций, в первую очередь профсоюзов;

ѕ наличием ряда организаций, занимающихся социальным аудитом, зачастую не имеющих квалифицированных кадров;

ѕ стихийностью образования фирм, предлагающих услуги социального аудита;

ѕ постепенным проникновением в страну и расширением влияния западных аудиторских фирм.

Очевидно, что современный этап развития российской модели социального аудита ставит на повестку дня решение следующих задач:

1. Разработка и принятие закона РФ о социальном аудите, определяющего:

ѕ механизмы его осуществления;

ѕ полномочия и ответственность организации, занимающихся аудиторской деятельностью в сфере социальных отношений.

2. Создание при Российской трехсторонней комиссии (РТК) Совет по аудиторской деятельности, функциями которого будут:

ѕ разработка и осуществление единой политики социального аудита в РФ;

ѕ осуществление взаимодействия власти, работодателей и профсоюзов по внедрению социального аудита в практику реализации социальной политики государства;

ѕ аккредитация организаций, занимающихся социальным аудитом и ведение реестра аккредитованных аудиторских фирм.

3. Формирование при Общественной палате РФ комиссии по развитию социального аудита в РФ, задачами которой будут:

ѕ всемерное содействие превращению социального аудита в необходимый и действенный инструмент изучения и решения социальных проблем общества;

ѕ обеспечение Общественной палаты эффективным инструментом контроля деятельности органов исполнительной власти в социальной сфере на основе социального аудита;

ѕ контроль деятельности организаций, предоставляющих услуги социального аудита, и соблюдения ими законодательства;

ѕ разработка условий проведения конкурсов «регион социальной ответственности», а также «вуз высокой социальной эффективности»;

ѕ контроль над соблюдением правовых норм, регулирующих аудиторскую деятельность в сфере социоэкономических отношений.

4. Создание российского Научно-методического центра социального аудита на базе Национального института социального аудита, располагающего необходимой научной, методологической базой и кадровым потенциалом, который будет заниматься:

ѕ научно-методическим обеспечением социального аудита в РФ;

ѕ решением вопросов профессиональной подготовки аудиторских кадров на базе Академии труда и социальных отношений;

ѕ разработкой системы обучения, повышения квалификации и аттестации социальных аудиторов для высших учебных заведений в регионах страны;

ѕ определением единых подходов к организации и содержанию социального аудита в РФ.

Хавалиц В. И.

Руководитель: Закалинская Е. А.

Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

Понятие «социальный аудит» все чаще появляется в выступлениях как политиков и общественных деятелей, так и ученых.

Цель данной статьи – определение сущности и значения социального аудита.

Идея социального аудита только в 90-х годах прошлого столетия стала реализоваться в странах с развитой рыночной экономикой. Инициатором социального аудита на Западе стал частный бизнес, который высказал явную заинтересованность в объективном и высокопрофессиональном обследовании социальных отношений на своих предприятиях.

Появлению социального аудита способствовали существенные изменения и рыночного хозяйства, и системы рыночных отношений. Человеческие ресурсы стали решающим фактором в экономическом развитии. Инвестиции в человеческий капитал вошли в категорию «рентабельных». Социальная функция предпринимательства теперь во все большей степени обуславливает функцию экономическую (получение прибыли), и бизнес стал заинтересован в объективном обследовании внешними аудиторами социальных отношений на своих предприятиях. Но менеджеры не всегда готовы рассказать всю правду о социальных проблемах, которые существуют на предприятии, а подчас им просто не хватает профессионализма, чтобы объективно разобраться во всех тонкостях социальных отношений. Профсоюзы же, выполняя свою основную функцию защиты интересов наемных работников, по понятным причинам склонны преувеличивать финансовые возможности предприятия и его хозяина.

В современных условиях получить экономическую выгоду возможно, только если удается до предела минимизировать социальные риски. Практика показала, что расходы на социальный аудит очень быстро окупаются, то есть не угрожают экономической выгоде. Высокое качество продукта, его инновационный характер, положительный имидж предприятия – сегодня это ключевые факторы в конкурентной борьбе. И здесь информация, которую дает социальный аудит, необходима для рационального управления потенциальными возможностями персонала.

Все большее значение приобретает морально-этический имидж предприятия в глазах потребителей и всего общества как важный конкурентный фактор. Потребитель предпочитает продукт нефальсифицированный, произведенный на предприятиях, где не используется труд несовершеннолетних детей, не нарушаются правила сохранения окружающей среды и т.п. Выявление этих социальных стандартов – одна из функций социального аудита.

Результаты социального аудита, если сделать их открытыми для общественности, могли бы дать значительно более правдивую картину состояния нынешних социальных отношений, нежели это преподносится официальными органами. Прозрачность результатов независимого аудиторского обследования может стать важным инструментом наблюдения за реализацией государственных социальных программ.

Разработана концепция формирования национальной модели социального аудита и в Украине С. В. Мельником, В. Д Матросовым, М. К. Гаврицкой: в структуре Национальной трёхсторонней социально-экономической рады создаются Национальный комитет по социальному аудиту, в котором стороны социального партнёрства представляют Министерство труда и социальной политики Украины, Федерация профсоюзов Украины, Федерация работодателей Украины. На региональном уровне должны функционировать региональные комитеты по социальному аудиту на основе трёхстороннего представительства.

Таким образом,

на уровне государства социальный аудит:

Þ позволит получить адекватную и объективную информацию относительно социальных отношений в жизни общества;

Þ выявит скрытые формы социальной напряжённости в национальной экономике, позволит принять своевременно мероприятия по их предотвращению;

Þ позволит более эффективно регулировать социально-трудовые отношения через механизмы системы социального партнёрства;

Þ предоставит возможность проводить изучение, анализ и оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти на национальном и региональном уровнях;

Þ способствует оцениванию эффективности реализации национальных и региональных целевых программ;

Þ позволит оценить правовую основу, которая регулирует социально-трудовые отношения.

на уровне предприятия социальный аудит позволит работодателям:

Þ создать условия для обеспечения достойного труда;

Þ внедрить эффективную систему повышения квалификации и обеспечения карьерного роста работников;

Þ реализовать программу социального развития предприятия, повысить конкурентоспособность продукции и услуг, внедрить ресурсосбережение, мероприятия по охране окружающей среды;

Þ наладить отношения с органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти, региональными общественными организациями.