Фундаментальные понятия социологии. Основные понятия социологии, социология как наука. предмет, структура и функции социологии, социология как наука об обществе - социология

Прежде всего, необходимо выяснить: что такое социология как наука выяснить структурные компоненты и уровни социологических знаний; определить основные функции социологии.

Социология - молодая наука, которая изучает наиболее сложный, изменчивый объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение человека. Это и наука, формирует и утверждает взгляд на гражданское общество как взаимосвязанную целостность, которая постоянно находится в состоянии изменчивости и развития. Именно эта наука выясняет место и функции каждого социального явления и процесса, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают в безграничном процессе человеческих отношений. Физики, химики, биологи, кажется, знают тайны Вселенной, а социологи продолжают спорить о том: что такое общество, которое оно, почему постоянно меняется, усложняется, приобретает новые формы?

Вот основные особенности. Отказ от детерминированных объяснений в социальных науках в пользу множественности причин, исторической и культурной сингулярности, вероятности и свободной воли. Это не мешает принимать во внимание ограничения, влияющие на поведение аксиологической нейтральности. Ученый должен уметь отклонять свои мнения и приостанавливать свои суждения, когда он наблюдает за событиями, которые социология должна изучать социальными действиями или социальная деятельность, то есть «наука, которая предлагает понимать по толкованию социальную деятельность и тем самым объяснять причинно-следственную связь с ее течением и ее последствиями». «Деятельность» означает поведение людей во всех случаях что агент или агенты сообщают ему субъективный смысл. И «социальной» деятельностью, деятельность, которая, согласно ее значению, направленная агентом или агентами, относится к поведению других людей, в отношении которых направлено его направление. Социальная деятельность должна быть во-первых, социолог реконструирует значение, которое индивид звучит в своих действиях, социальное действие является продуктом решений, принимаемых индивидуумом, и затем оно должно быть объяснено с учетом того, что индивидуумы не обязательно мастера всех последствий своих действий, используя категории, которые не являются точными представлениями мира, но которые намеренно подчеркивают определенные черты. Это типичные идеалы. исторический анализ. Наконец, он, как правило, развивает релятивистскую эпистемологическую позицию, вдохновленную Ницше. С помощью этой методологии Вебер будет развивать свою социологическую рефлексию по трем направлениям.

Проявления действия социологической науки мы нередко наблюдаем, она для нас не вполне новым феноменом. В последнее время стали очень популярными опрос населения по различным проблемам. С одной стороны, с развитием рыночных отношений не только в экономической сфере, но и в других (политика, культура и т. Д.) Происходит стремительный процесс появления социальных заказов на подобного рода исследований. их можно отнести к сфере маркетинговых исследований (товарный маркетинг, политический, социальный). Хотя и большинство такого рода "исследований" достаточно мало имеет общего с социологией, применяет только ее инструментарий. Это своего рода рекламные и маркетинговые мероприятия многих фирм и компаний, часто проводятся на недостаточном профессиональном уровне, чем и дискредитируют эту науку.

Он отличает четыре идеальных типа действий: традиционное действие, связанное с обычаем и привычкой, рациональное действие в ценности, обусловленное этическими, эстетическими или религиозными ценностями; эмоциональное действие, руководствующееся страстями, рациональное действие в конечном счете, направленное на утилитарную цель сопоставления целей и средств и ссылки на эти действия, типы доминирования, которые сопровождаются формой легитимность, чья функция состоит в том, чтобы нормализовать то, что есть, и эта легитимность - это всего лишь форма социальной веры, которая подтверждает власть господствующих, и, таким образом, показывает, что развитие капитализма частично связано с протестантским богослужением. Влияние Вебера на социологию будет очень важным, и такой автор, как Шютц, создатель феноменологической социологии, будет очень вдохновлен этим.

Но не только "социологическим опросам" определяется и определяется эта наука. Социология включает в себя «теорию» общества, выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук. Все общественные науки, которые изучают различные аспекты жизни и деятельности общества, всегда содержат в себе так называемый "социальный аспект", то есть закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Социологию определяют как универсальную науку об обществе. Техника и методика изучения деятельности людей, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Кроме того, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название "социальных исследований" (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.). (Таким же образом построена структура отраслевой социологии »).

Фонд социальных отношений Зиммеля можно понять через понятие формы, что она заимствует у Канта. По его мнению, человеку сталкиваются с субъективной конечностью, и придать смысл своей жизни, он создал абстрактные формы которые заказывают его много страстей. Но эти формы расширения прав и возможностей в конечном счете препятствуют стремлению к свободе людей. Каждое существо стремится уничтожить и превзойти существующие формы другими формами. Именно в этом движении люди находят свою идентичность. В основе всей общественной жизни лежит элементарная форма: взаимное действие, которое, как представляется, имеет первостепенное значение для Зиммеля, поскольку любое взаимодействие может быть социология становится наукой о взаимных действиях или формах, специфичных для общественной жизни.

Социология имеет много общего с различными общественными и другими дисциплинами. С одной стороны, она отражает социальную философию и историю философских учений, с другой стороны - она, на первый взгляд, очень много имеет общего с журналистикой (именно о методах сбора информации) и психологией. Иногда ее трудно отличить от статистики, демографии, математики. Для тех, кто впервые сталкивается с ней, оно так и выглядит.

Именно благодаря этим живым взаимодействиям и социальным формам жизнь в обществе строится. Симмель приписывает им определенные свойства, но всегда контекстуальные. Они, будучи зачисленными в социальную жизнь, наделенными определенной автономией, воспроизводят, рассеивают, смешиваются друг с другом по своей собственной логике. Более того, отношения между формами сначала строятся из процесс агрегации, например, форма секретности отражается на разных социальных уровнях и моделирует как тесные взаимодействия, так и отдаленные межличностные отношения.

Перейдем же к обзору структуры социологических знаний.

Первое подразделение - социологическая теория - дает общее представление о социологии как науке, определяет ее предмет, структуру и круг основных задач, то есть функций, определяется место социологии в системе общественных наук и ее практическая значимость. Далее начинается изучение общества по формированию отдельной личности и ее "погружения" в океан общественной жизни. Все это можно отнести к социализации личности, приобретение (освоение) ею социальных признаков и черт, которые помогают человеку жить и действовать в обществе. Рассматривается взаимосвязь личности, общества и культуры. Большое внимание уделяется и механизма социальных и межиндивидуальных взаимоотношений - социальным связям и отношениям, институциональным связям как наиболее необходимых и главных.

Даже в крупных социальных изменениях строятся в простейших социальных формах, потому что мутации на индивидуальном уровне имеют последствия на самом общем уровне, а изучение социальных форм требует, чтобы они изучались в их сингулярности, Симмель выступает против абстрактного, холодного и универсалистского взгляда на социальные отношения, или к определению закономерностей между последовательностями фигур. Отношения строятся в чувствах и мешают всем видам абстрактных явлений. Что гарантирует достоверность социологического описания, его способность пробудить новое или лучшее понимание явлений в личности, с помощью которых ему удается синтезировать некоторые диффузные и хаотические ощущения и отражения, немного похоже на то, что чувствуешь, когда читаешь роман.

В разделе о социальных общности и социальной структуре идет речь об особенностях создания и функционирования групп, общностей, а также о механизме ее конфигурации и ранжирования по каждому. Социальная стратификация и социальная мобильность являются основными измерениями развития общества. Кроме того, социология объясняет и различные процессы и явления, которые происходят как в сфере поведения групп, так и в достаточно больших общностях и характеризует многообразие общественного развития.

Поэтому Зиммель ожидает дальнейших разработок американской социологической социологии и качественного метода; поэтому он является ключевым мыслителем между классической социологией и современной социологией. Отражение Сен-Симона основано на различии между производителями, которые создают богатство и лидеры или правители, которые используют власть или парад и не создают реальных завоеваний. производителей тем, кто занимает почетные должности и ничего не создает и все же захватывает значительную часть доходов страны.

Чтобы исправить эту несправедливость, он предлагает, чтобы элита, состоящая из ученых и художников, отвечала за эволюцию общества, предлагая и координируя проекты общественных работ. Таким образом, Сен-Симон предвосхищает технократическую организацию, он выступает за оптимальную рационализацию производства путем разделения сферы техники, труда и управления. Во многом этот анализ по-прежнему имеет значение. Действительно, конфликты регулирования, которые могут возникнуть между институционализированной властью внутри предприятия и сферой работников или производителей, которые лучше знают техническую среду, чем первая, и которые являются единственными, кто производит «реальное богатство», Все еще остаются центральными проблемами в социологии организаций.

Хотя социология - как самостоятельная наука - появилась в конце ХVШ - начале XIX в., Она считается довольно молодой и относительно недавно ее начали широко внедрять в образовательную сферу общества. Знания об обществе зарождались с давних времен. В своих философских размышлениях мыслители и Античности, и Средневековья достаточно много уделяли внимания изучению общественной жизни. Однако это знание мало достаточно мировоззренческий, мистический характер и не содержало элементов научности, "истинности". Только с формированием нового класса - буржуазии, с новыми общественными отношениями, знания об обществе начало приобретать тех элементов, на которых и базируется современная общественная наука. Именно этот аспект и изучает история социологии. Раздел истории становления и развития социологии содержит данные о возникновении, основные этапы развития и исторические формы и направления социологического знания. История социологии изучает то, как знания об обществе виокреслюються с многомерности человеческого опыта и приобретают форму эмпирически (практически) обоснованной научной теории. История социологии делится на несколько подразделов, где описываются:

Но социальная организация, защищенная Сен-Симоном, оставляет мало места для личной свободы. Напротив, мыслитель, подобный Фурье, гораздо внимательнее этого. Для Фурье, прежде всего, есть человеческое счастье, и для него «Счастье состоит в том, чтобы иметь как можно больше страстей, а также самое пламенное и чрезмерное, а также возможность удовлетворить их всех». гедонизм ведет к промышленной ассоциации. Работа становится привлекательной, потому что каждый человек переходит к задаче своего выбора, спонтанно, следуя этим глубочайшим инстинктам, тем, что даже разум и размышления не могут контролировать. «Спонтанное притяжение», ассоциация реализуется естественным образом, каждый может свободно ориентироваться в соответствии со своими вкусами.

■ становления социологии как науки;

■ основные течения и направления развития социологии в XIX и XX вв.;

■ развитие мировой социологии XX в., Основные современные парадигмы;

■ основные направления развития российской и отечественной социологической мысли.

Достаточно весомым разделом в структуре социологического знания является методология социологического исследования и методы сбора и анализа социологической информации, где дается изложение о:

Фактически, Фурье идет дальше, потому что он рассматривает это притяжение как один из основополагающих принципов Вселенной, он работает через все формы существования: от материи к обществу, существует единство системы движения для материального и духовного мира или аналогия между органическими, материальными, животными и социальными движениями. Короче говоря, существует структурная гомология между различными областями реальности. Затем Фурье представляет собой идеальное общество, фаланстерство, управляемое социальной математической системой, которая учитывает законы притяжения, таким образом решая одновременно с теоретической точки зрения проблемы адекватности индивидуальных интересов и поощрение усилий.

■ программирования социологического исследования, его этапы и процедуры;

■ организацию, процедуры и особенности исследования;

■ основные методы сбора информации (опрос: анкетный, интервью, экспертное, метод наблюдения; эксперимент; социометрические и психологические методики, метод анализа документов и др.).

Именно в этой области социология напоминает журналистику и наиболее сталкивается со статистикой и математикой.

Он также будет выступать за социальное обеспечение. Обратите внимание, что некоторые тесты на фаланги окажутся относительно успешными. То, что отличает Фурье от мыслителя, такого как Сен-Симон, заключается в том, что он отказывается от идеи промышленного прогресса или Разума, в пользу счастья. Он оспаривает легитимность промышленного мира, что он видит и отвергает саму идею расчета или интереса, которая составляет нижнюю базу, чтобы заменить ее гораздо более богатой страстью. К его стремлению преобразовать социальную, Фурье предвосхищает ассоциативность и некоторые из самых ярких черт современного общества.

Последний подразделение в структуре социологического знания повествует об отраслях и направлениях развития социологии. Социология делится на отдельные пидтеории, которые изучают основные формы и виды деятельности людей, теории, возникающие на границе социологии и других дисциплин. В дальнейшем нашем курсе всего внимания уделяется изучению социологии труда, быта, экономической социологии, социологии политики, общественных движений, общественного мнения, социологии права, социологии воспитания и др.

С другой стороны, отражения Фурье и Сен-Симона кажутся взаимодополняющими, если применять их к современному обществу: один настаивает на переломе между непроизводительным классом, который паразитирует и ведет незаконно продуктивный класс, другой предлагает оптимальную организацию социальной и продуктивной организации, основанную на объединении интересов. Кроме того, они согласны с тем, что наиболее нуждающимся должны помочь.

Утопические взгляды, которые они разработали, позволили им думать об обществе с остротой, которую могут требовать немногие из их современников, и, вероятно, несправедливо, что их работа была описана как нереальная. Однако эта квалификация будет часто возвращаться в периоды кризисов, как один из главных аргументов, которые реакционная риторика будет использовать для блокирования любого желания реформы. Люди делают свою историю, но на основе данных условий, унаследованных от прошлого. Среди них условия материального воспроизводства компании имеют решающее значение в первую очередь.

Социология в переводе с латыни означает "наука об обществе" или "учение об обществе», или, иначе говоря, вся общественная наука (обществоведение). Социология - наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. На первый взгляд, социолог изучает индивиды и группы. Но это не совсем так. Он изучает связи, которые создают эти различные группы. Индивид и группа - это совокупность связей, особых, социальных, которые порождают сложные социальные структуры: лицо, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, семью и т. Д.

Таким образом, история не является детерминированной, люди действуют в то же самое время, что и они, и человеческая история не следует, как в континском позитивизме, линейном разворачивании к прогрессу. Воодушевление Гегеля, Маркс считает, что судьба всей реальности понимается в следующей триаде: утверждение, отрицание и отрицание отрицания, но если для Гегеля эта эволюция выводится из природы Духа для Маркса он должен быть частью диалектического материализма, и он убежден, что экономические условия определяют анатомию общества.

Лучше, сознание людей не определяет реальность; социальной реальности, которая определяет их сознание. В определенном смысле мы находим в расширенном варианте идею Конта, согласно которой Дух определяется историческими и социальными условиями, но Маркс усложняет эту идею и дает ей научную основу, то есть что он соединяет сознание с образом производства, ансамбль, состоящий из инфраструктуры и суперструктуры. С этой точки зрения эволюция человеческой мысли следует диалектическому курсу, за которым следуют последовательные способы производства которая является функцией противоречий между институтами и производительными силами.

Таким образом, социология - это универсальная, всеобщая наука об обществе. Конечно, объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологическая, демографическая и др.), Общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и т.п.). Социология изучает общество как целостный организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах.

Социология имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности. При таком подходе человек - не какой-то абстрактной моделью.

Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования и занимает в системе научного знания четко определенное место. Она является универсальной всеобщей, всеобъемлющей наукой о человеке.

Объектом социологического познания является современное общество (данная реальность, которая является определенным фрагментом объективного мира).

Предмет социологии - это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, - это не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Ряд социологов (в частности, известный польский ученый Ян Щепанський) считает, что предметом социологических исследований является явления и процессы возникновения различных форм общественной жизни, структуры и разновидности различных форм человеческих общностей, силы, которые объединяют и разрушают эти общности, изменения и преобразования, что в них происходят. Зарубежные авторы по-разному высказываются относительно предмета социологии, но наиболее общепринятым является понимание, что социология - это научное исследование общества и социальных отношений, и оно опирается на данные или факты реального мира. По мнению отечественных социологов, социология как наука изучает реальную общественное сознание, во всем ее противоречивом развития - деятельность, поведение людей, которые выступают как воплощение потребностей, интересов, ценностей, знаний, установок, зафиксированных в реальной сознания, и условия, в которых развиваются и осуществляются реальная сознание, деятельность и поведение людей.

Социология изучает общественные системы в их функционировании и развитии. Общество настолько сложный объект, одной науке его изучить не под силу. Внутренний мир человека изучает психология. Поведение человека в непосредственной среде изучает социальная психология - стык социологии и психологии. И, конечно, социальный психолог способен объяснить причины изменений в общественной жизни. В зависимости от сферы деятельности человека, каждая общественная наука изучает эту сферу: политика - политическая наука, экономику - политическая экономия, культурное развитие - культурология, правовую деятельность - правовые науки, историческое развитие - история и т. Д. Но в этих науках есть нечто общее, а именно: они изучают деятельность человека, общества.

Представители различных наук по-разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять семью или любую организацию, коллектив как объект анализа, то, скажем, экономиста, прежде всего, будет интересовать ее бюджет - доходы-расходы; юриста - права и обязанности каждого члена семьи или коллектива; демографа - дитнисть, поло-возрастная структура семьи; психолога - разные типы личности, мотивы; политолога - восприятие политических процессов, отношение к ним и т. д. И только социолог возьмет все эти факторы во внимание в их совокупности и поставит ключевое фундаментальный вопрос: "какая сплоченность этой группы, как и почему она существует?". Социология рассматривает такую группу как систему, целостный организм с разных позиций.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. Д. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий социальный организм, развивается.

Понятие "общество" на бытовом уровне ассоциируется с понятиями: страна, государство, общество. Но эти понятия следует различать. Страна - это часть мира или территория, очерченная определенным рубежом, которая пользуется государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, которая требует определенного типа режима власти. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество - это продукт взаимодействия людей, и цель социолога - получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество - это, своего рода, система, которая состоит из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:

фундаментальный уровень формирования организации общества - это человечество в целом, которое составляет свои интересы как единая цивилизация;

социальные институты - устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;

■ классы, группы, общности, слои, круги;

■ уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения - как субъект и объект социальных отношений.

Все они связаны с различными сферами общественных отношений (экономической, политической, культурной и т.д.).

На рис. 1 показано социальные уровне общества в сферах общественных отношений.


Рассматривая предмет и объект социологии, мы употребили термин "социальное", что выступает корнем всей социальной науки. Как следует его понимать? Как уже указывалось, социология выделяет и изучает социальные отношения между людьми и группами, действующими в данной сфере. Социальная группа представляет собой связь индивида и общества. Один и тот же индивид входит в различные социальные группы, нации, трудовой коллектив и т. Д. Он занимает в них разное положение и выполняет различные роли. Перераспределение и комбинирования статусов и ролей осуществляется благодаря специфической, а качества, "обладателем" и "носителем" которой является индивид - личность. Суть последней, как известно, характеризуется совокупностью социальных отношений. Отсюда следует, что, рассматривая социальную сферу, социология рассматривает вместе с тем и личность, его потребности, интересы, ценности, позиции, ее многочисленные связи с другими индивидами, его образ жизни. А социальная связь - это первая и необходимое условие существования общественной жизни. Наличие взаимодействия людей, взаимоотношений, взаимодействующих групп является основой для "построения" определение термина "социальное".

"Социальное" означает не что иное, как определенное качество, характеристику, которая определяет и идентифицирует взаимодействие различных обобществленных людей, способ этого взаимодействия. Каждый из нас в процессе жизнедеятельности является носителем многих характеристик, ролей, которые проявляют, идентифицируют человека. Каждый человек выполняет множество функций, прав, обязанностей в отношении друг к другу. Так, например, возьмем близкую для нас категорию «студент». Это одна из характеристик определенного лица. На первый взгляд, звучит обобщенно, абстрактно, но: это может быть студент "нашего" вуза, экономического вуза, столичного вуза, престижного вуза (по всех остальных вузов). Кроме того, "студент" для кого-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, младшим или старшим, представителем определенной национальности, работником какого-то учреждения, спортсменом, болельщиком, специалистом в определенной области, членом определенной организации и т. др. Таким образом, он проявляет себя благодаря этим характеристикам в деятельности в отношении к другим людям.

"Социальное" - от латинского "socialis" - совместный, товарищеский, общественный, - центральная категория социологии. Это понятие служит для определения сути общественной жизни, отражение специфики социальной формы движения материи. В широком смысле, социальное означает все то, что принадлежит к обществу вообще, в отличие от природного. В узком смысле, социальное означает сторону общественных отношений, из которых состоит общество и касается отношений людей друг к другу и к обществу. Если прибегнуть к более глубокому раскрытию этих значений, то следует сказать, что категория социальное отражает особую объективную и субъективную реальность, которая создается людьми непосредственно через бытие в сообществах. Эта реальность сочетает в себе черты, действия, поступки людей, взаимоотношения между ними, кстати, нормы, ценности, знаки, символы, смыслы и их значения.

Можно выделить несколько основных черт, характеризующих специфику социального:

■ это общее качество, которое присуще различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;

■ оно отражает взаимное положение индивидов и их групп;

■ оно является результатом совместной деятельности различных индивидов, проявляется в их общении и взаимодействии;

На основании вышеприведенного можно дать такое определение социологии: это - наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем (человек в деятельности как система, общие групповые организационные действия людей как система, процессы и явления в глобальном обществе как система). (Но ни трактовки социологии не является исчерпывающим, ключевым, вследствие характерного для нее разнообразие концепций и направлений).

Надо добавить, что социология, изучая общественную жизнь в тех или иных его формах и сферах, не ограничивается описанием и объяснением процессов социального развития. Она анализирует и указывает пути планомерной, целенаправленного воздействия на эти процессы. В этом выражается практическая направленность социологической науки, то есть ее обращенность к конкретным социальным проблемам, которые подлежат разрешению путем социального планирования и социального управления. Этот специфический "управленческий" ракурс социологической науки выражается в выработке научно обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.