Что обозначает щит на гербе. Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба. Трёхчастное деление щита

Форма герба семьи может быть различной, зависит от ваших индивидуальных предпочтений и желаний. Главное, помните, что существуют определенные стандарты, которых следует придерживаться, особенно в том случае, если вы создаете не просто герб для школы, а в первую очередь герб для себя и своей семьи.

Основные формы герба для семьи

Герб представляет собой уникальный элемент индивидуальности рода, какой-то семьи. Как вы понимаете, создание такого символа имеет массу особенностей. В данной статье мы поговорим об основе герба – щите, на котором рисуются все остальные тематические изображения. Щиты могут иметь различные формы. Специалисты отмечают 12 основных вариантов оформления.
  1. Щит, с одной стороны имеет незначительную вогнутость вовнутрь. Очень оригинальный вариант. Низ полукруглый, верх - четкая линия.
  2. Щит, дополненный обрамлением. Форма щита – стандартная. По сторонам ответвления в виде орнамента;
  3. Щит с двух сторон имеет внутреннюю вогнутость. Низ – полукруглый, верх – незначительный полукруг вовнутрь щита. Сверху по бокам изображение в виде крыльев птицы.
  4. Стандартный щит с зауженным низом и ровным верхом;
  5. Щит выпуклой формы квадратного типа;
  6. Стандартный щит без зауженного низа;
  7. Квадратный щит с зауженным низом;
  8. Круглый щит;
  9. Щит с декоративными формами;
  10. Ромбовидный щит;
  11. Полукруглый шит;
  12. Квадратный щит.
По правилам геральдики изображение должно быть начертано именно на таком варианте. Впрочем, творческому потенциалу не может быть границ и пределов. И если вы видите свой герб совершенно в ином антураже, не бойтесь экспериментировать. Возможно, именно у вас получится нечто совершено необычное, восхитительное, новое и непревзойденно роскошное.

Правила выбора формы герба для семьи

Мы уже определились, что основой выступает четкий щит или же геометрическая фигура. Делайте так, как нравится именно вам. При этом, нужно не забывать о том, что дополнительный антураж оформления вовсе не помешает. Чаще всего щит украшали каким-то орнаментом. Нередко, использовали намет, который исполнялся в виде ветвей растений или же дерева. Также использовали вариант, когда щит в руках держали мифические или же обычные животные. Это придавало уникальности, строгости, значимости всему гербу.

Если вы стремитесь дополнить герб девизом семьи, то нужно внизу щита очень органично нарисовать ленточку. На ней может быть написан ваш девиз. Кроме того, девиз можно написать на окантовке щита.

Четких правил выбора формы для герба – не существует. Тут, как вы поняли, все зависит от ваших индивидуальных желаний, предпочтение и творческих аспектов. Если же вы не можете нарисовать герб самостоятельно, то обратитесь за помощью к опытным специалистам, которые выполнят все работы правильно, со значением дела.


Символика герба семьи очень интересна и разнообразна. В первую очередь нужно сказать о том, что герб – это символ рода, семьи. Поэтому, он должен быть создан с учетом...


Герб является неотъемлемой значимой часть каждой семьи и каждого человека. Личный герб может быть предоставлен определенному лицу, и содержать в себе истинные ценности и качества...


Фамильный герб семьи создать не так и просто, как кажется изначально. Все дело в том, что тут нужен не только творческий подход, но и определенное знание темы. Впрочем, сегодня...


Графский род Орловых исторически имеет начало еще с 1613 года, родоначальником которого был Владимир Лукьянович Орлов, староста селения Бежецкий верх. Его правнук Григорий...

Тема

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

План

    Общее строение герба.

    Исторические формы щита.

    Цветовое и графическое деление щита.

    Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.

    Внешние составные части герба.

    Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.

    Происхождение и развитие гербов в России.

1. Общее строение герба

Теоретическая геральдика – это специальный раздел геральдики, изучающий правила составления и прочтения гербов.

Теоретическая геральдика выделяет в строении герба 10 составных частей – одной внутренней, главной и обязательной, а также 9 внешних, необязательных.

Составные части герба

1. Щит.

2. Шлем.

3. Нашлемник.

4. Корона.

5. Мантия.

6. Намет.

7. Щитодержатели.

8. Девиз.

9. Клейноды.

10. Бурелет.

Щит – внутренняя, главная и единственная обязательная часть герба. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, характеризующие гербовладельца. Щит является центром любого герба, контуром, в пределах которого, а также вокруг него, наносятся разнообразные гербовые знаки и фигуры.

Внешняя часть герба состоит из шлема, нашлемника, короны, намёта, клейнодов, мантии, щитодержателей и девиза. Присутствие всех составля­ющих внешней части не обязательно. Внешняя часть, в отличие от внутренней, более подвержена изменениям, связанным с переменами в должностном положении владельца герба. Так например, в гербе А.А. Арак­чеева до 1816 г. щитодержателями были рыцарь и конь, а затем – два солдата-артиллериста подшефного полка.

2. Исторические формы щита

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику постепенно, так как форма щита развивалась в зависимости от времени и страны. Именно поэтому геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. Всего существует 8 основных форм щита: французский испанский, варяжский, английский, византийский, итальянский, германский, польский. Самой древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это норманнский, или варяжский щит.

3. Цветовое и графическое деление щита

Деление щита. Иногда щит на гербе был одноцветным, иногда он по своей окраске делился на части. Поле щита делится на части при помощи 4 основных делений: рассе­чение (вертикально), пересечение (го­ризонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и изви­листыми линиями. Скошение ступенча­той линией справа называется нисходя­щими степенями, слева – восходящи­ми. Существует иерархия частей щита – наиболее почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и т.д. Часто встречаются такие деления, как ступенчатое, вогнутое или выгнутое, зубчатое, остриевидное, пилообразное, чешуйчатое, облаковидное, пламевидное, улиткообразное. Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А.В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Таким образом, геральдический щит являлся основной несущей конструкцией всего герба и, в свою очередь, представлял собой сложное строение, в котором было заложено основное смысловое значение геральдического знака.

4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Геральдические и негеральдические фигуры. В теоретической геральдике фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных вида: геральдические и негеральдические. Различают шесть главных геральдических фигур:

1. Глава щита. Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом, если длина ее меньше указанной величины, то фигура называлась вершиной. Глава щита может быть скошенной или треугольной.

2. Подножие или оконечность щита. Если 2/7 длины внизу щита давалось другим цветом, то геральдическая фигура называлась оконечностью; если эти размеры меньше, фигура называется подножием. Оконечность также может быть скошенной или треугольной.

3. Столб . Такая геральдическая фигура получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита. Столб может быть как правым или левым, так и сдвинутым вправо или влево. Если столб нормальной ширины и находится в щите один, то означается как узкий.

4. Пояс . Выделение другим цветом 1/3 длины щита составляло пояс, который может быть повышен или понижен, может также быть узким, но в щите может быть и несколько поясов.

5. Перевязь – это выделение другим цветом 1/3 щита по диагонали. Перевязь может быть справа и слева, она может быть узкой, повышенной или пониженной или повторяться в щите несколько раз.

6. Стропило – две встречные перевязи, не доходящие до вершины щита. Если его вершина касается нижней части щита, оно называется опрокинутым. Оно может быть сужено или повторено несколько раз, повышено или понижено.

7. Простой геральдический крест.

8. Андреевский крест.

Негеральдические фигуры делились на естественные, искусственные и легендарные.

Естественными фигурами назывались изображения живых существ (людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся), растений, небесных светил и стихий (солнце, полумесяц, звезды; реки, холмы, облака) К естественным фигурам принадлежат фигуры людей : изображения святых, изображения человека или частей тела человека (рука, голова, ноги, сердце, иногда охваченное пламенем). Из животных можно встретить изображения льва, леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря, медведя, быка, барсука, козла, агнца и др. Из птиц изображается орел, журавль, лебедь, петух, павлин, сова, голубь. Встречаются изображения змей, дельфинов, рыб, раков, жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин, а из растений – лилий, роз, венков, деревьев, ветвей.

Известно около 40 вариан­тов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиный леопард и леопардный лев), раз­личающихся по его позе или по харак­теру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направ­лениях).

Символический смысл изображений животных: лев и леопард – власть, могущество, сила, храбрость. Конь – сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы). Собака – символ пре­данности и повиновения. Кошка – неза­висимость. Волк – злость, жадность. Медведь – предусмотрительность. Кабан или вепрь – бесстрашие, неукро­тимость. Бык – плодородие земли. Овца – кротость. Лань – робость. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются: орёл (власть, великоду­шие), ворон (долголетие), петух (символ боя, борьбы), цапля (пугливость), пав­лин (тщеславие), пеликан (чадолюбие), журавль (с камнем в одной лапе – сим­вол бдительности) и др. Из морских живот­ных: дельфин (символ силы); из насеко­мых: пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодар­ности), свернувшейся в кольцо с хвос­том во рту (символ вечности), обвивша­яся вокруг чаши (символ медицины).

Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролю­бие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами; плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человечес­ким лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звезд различно: в немецкой гераль­дике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры – это изображения предметов, сделанных человеческими руками: мечи, копья, стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы, шпоры, кольца, знамена, башни, крепости, пушки, колеса, корабли, якоря. Среди фигур мирного обихода – чаша, лира, рог изобилия и др.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе, например, изображения кентавра, сирен, грифов, единорогов, пегасов, драконов, фениксов, козерогов и многих других, в том числе и двуглавого орла.

Изображённая на щите фигура может содержать намёк на фамилию владельца или название его владения, такой герб называется глас­ным. В России такие гербы были характерны для нового, служилого дворянства. Глас­ность может быть выражена помеще­нием на щите отдельных инициалов, а иногда и полных названий (в земельных гер­бах). Помещённая на щите фигура может быть частью герба сюзерена и тем свидетельствовать о пожаловании герба за особые заслуги. Таким свидетель­ством в российской геральдике является помещение на щите двуглавого орла. В России пожало­вание графским достоинством введено Петром I, графы получали сначала титул графа "Священной Римской импе­рии", а потом возводились в графское достоинство Российской империи, поэтому в их гербах помещены два двуглавых орла: российский (с коронами) и имперский (с ореолами над головами).

Описание щита

  • Формы щита
  • Деление щита
  • Почетные геральдические фигуры
  • Простые геральдические фигуры

Геральдическими называют гербовые фигуры, которые наиболее часто использовались при создании гербов. Эти фигуры можно разделить на Почетные и Простые. Первые получили такое название потому, что часто жаловались в знак особого отличия и, кроме того, они занимают в щите главнейшие положения.По правилам Геральдики почётная геральдическая фигура в описании герба провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Простые же геральдические фигуры, обладая некоторыми свойствами почетных, меньше последних по величине и составляют как бы переход от фигур геральдических к фигурам негеральдическим.


  • Тинктуры
  • Расположение негеральдических фигур
  • Порядок описания

Положение фигуры (или расположение, если фигур несколько) на щите подчиняется определённым правилам.

Количество и расположение фигур определяется максимальным заполнением свободного пространства, оставленного в щите главной фигурой. При этом одна и та же фигура может встречаться неоднократно, в соответствии с симметрией и гармонией. Эти условия определяют и соответствующий размер фигур.
Все фигуры должны быть ориентированы передней частью к правому краю, иначе, обращённые влево, а не вправо, они будут называться обращёнными, но такое встречается крайне редко

У славянских воинов задолго до появления Киевской Руси по сообщениям византийских авторов VI в. именно щиты выступают единственным средством защиты:
Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».
Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».

К сожалению, представить внешний вид вышеупомянутых славянских щитов не представляется возможным, так как ни изобразительных, ни археологических подтверждений письменным источникам нет. Очевидно, славянские щиты этого времени изготавливались целиком из органических материалов (досок, прутьев) и за отсутствием металлических частей не сохранились до наших дней.

Наиболее ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X в. За редким исключением это только металлические детали. Таким образом, информация для воссоздания внешнего вида и конструктивных особенностей щитов очень ограничена.

На территории Древней Руси археологически зафиксированы фрагменты не менее чем 20 щитов. Наиболее часто встречающаяся и четко определимая деталь щита- умбон, представляющий собой железную полусферу, крепившуюся в центре щита.

А.Н.Кирпичников выделяет два типа древнерусских умбонов: полушаровидные и сфероконические. К первому типу относятся 13 из 16 найденных экземпляров. Все они стандартны по форме - свод полушаровидной формы на низкой шейке, и по размерам -диаметр 13,2-15,5см, высота 5,5-7см. Толщина металла не превышает 1,5 мм.

Ко второму типу относятся три умбона, два из которых происходят из Юго-Восточного Приладожья и еще один найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Это умбо-ны сфероконической формы, наиболее четко выраженной у приладожских экземпляров. Они несколько крупнее умбонов первого типа: диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Шейка отсутствует. Умбон с Цимлянского городища отличается меньшим размером (диаметр 13,4 см, высота 5,5 см) и наличием на вершине свода небольшого выступа.
Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см. На этих полях были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди (редко заклепки), крепившие умбон на деревянном поле щита. Сохранилось несколько крепежных гвоздей, которые позволяют примерно вычислить толщину деревянного поля под умбоном. При длине от 2,5 до 5 см гвозди загнуты таким образом, что толщина деревянного поля реконструируется в пределах 7-8 мм. В то же время на одном из найденных в Приладожье умбонов второго типа зафиксирована заклепка, не имеющая изгибов, длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, щит-ную доску и планку-рукоять.

Помимо умбонов определяемой частью щита являются металлические оковки, крепившиеся по краю щита. В шести случаях оковки найдены вместе с умбонами, в трех -без умбонов. Количество оковок колебалось от нескольких штук до двух десятков. Они представляют собой тонкие (0,5 мм) железные (в одном случае - бронзовые) полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий. Двумя маленькими заклепками оковки крепились на краю щита. Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для расположения кожаной полосы, проходящей по ребру щита. Расстояние между краями оковки во всех случаях составило 5-6 мм, что равнялось толщине деревянного поля на краю щита.

Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть самой различной формы. Самым первым получил применение щит треугольной формы (близкий к варяжскому щиту), но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами.

Наиболее часто встречающиеся формы щитов:

Французский щит

Испанский щит

Варяжский щит

Польский щит

Немецкие щиты

Английские щиты

Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты

По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы. По правилам геральдики всегда первичен блазон (т.е. описание герба), по которому воспроизводится сам рисунок. Поэтому возможно существование несколько художественно разных прорисовок одного и того же герба, каждая из которых равноправна с другими, если все они точно следуют словесному геральдическому описанию. Принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считается недопустимым.

К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя - поэтому правая сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические "лево/право" зеркальны обычной практике.

Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться.

Пересечение

Рассечение

Скошение слева и справа

Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в любом случае линия скошения должна проходить через центр щита.

Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит, используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными. Два самых распространённых из них - четверочастные разделения щита.

Четверочастный щит

Деления могут осуществляться не только прямыми линиями, но и зубцами, остриями, волнами и пр. линиями - такие деления считаются второстепенными.

Трёхчастное деление щита

При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева, сверху, снизу. При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду - прямого и опрокинутого вилообразного), важно обратить внимание на следующее обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по направлению снизу вверх: вправо и влево. Принцип очерёдности упоминания в блазоне цветов полей трёхчастного щита объясняется далее.

Щит вилообразно разделён на червлень, золото и серебро Щит опрокинуто-вилообразно разделён на лазурь, червлень и серебро Щит полупересечён и рассечён на чернь, червлень и золото Щит рассечён и полупересечён на червлень, чернь и золото Щит пересечён и полурассечён на червлень, чернь и золото
Щит полурассечён и пересечён на чернь, золото и червлень Щит скошен справа и полускошен слева на чернь, червлень и золото Щит скошен справа и полускошен влево на червлень, чернь и золото Щит скошен слева и полускошен вправо на червлень, чернь и золото Щит полускошен справа и скошен слева на чернь, золото и червлень

БЛАЗОНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛЁННОГО ЩИТА

Общий взгляд

Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно.

В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план.

Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием особой терминологии. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью.

Особенности блазонирования разделённого щита.

В отличие от английского блазона, российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями, а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это щит, трижды рассечённый, трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части. Не надо отдельно описывать каждую такую часть - достаточно просто назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему принципу:

если щит рассечён, то первым называется цвет правого поля Щит рассечён на червлень и серебро если щит пересечён, то первым называется цвет верхнего поля Щит пересечён на червлень и серебро
если щит скошен слева, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла Щит трижды скошен слева на червлень и серебро если щит скошен справа, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла; когда угол при этом разделён на две части, главной считается верхняя половина, то есть граничащая с верхним краем щита Щит трижды скошен справа на серебро и зелень
если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита. Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро

Здесь можно видеть, что наибольшую сложность для блазонирования представляют собою сложно разделённые щиты. Какой цвет называть первым в таких случаях, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать опять нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части. Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему краю щита. Когда нужно блазонировать такой сложный щит (или когда нужно раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно проиллюстрировать следующей схемой:

Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты, окрашенные в несколько цветов, например, шит, трижды скошенный справа, но окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту через верх. Но у геральдики своя логика:

Соответственно иерархии направлений деления щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра щита, описывается как полурассечение. В первом случае полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной верхней части щита, а во втором случае - после пересечения, так разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою сочетание полускошений справа и слева сполурассечением (рис. 3) и полурассечения с полускошениями вправо и влево (рис. 4).

Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого.

Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила. Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и дважды рассечённым на червлень и серебро щитом. Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом на червлень и серебро щитом. То же - в случаях с перевязью и двойным скошением. Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных, горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый, пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом, несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений, пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами, образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или скошений. Например, щит, "четырежды рассечённый на золото и чернь", в действительности должен читаться как "два чёрных столба в золотом поле".

Составные истинные деления (примеры)

Деления, разделяющие щит на равное количество полей каждого цвета, называются истинными. Вот, как выглядят основные типы таких делений щита:

Щит пятикратно рассечён на червлень и золото Щит семикратно рассечён на лазурь и серебро Щит трижды скошен справа на серебро и зелень Щит трижды скошен слева на червлень и серебро
Щит пятикратно скошен справа на чернь и золото Щит пятикратно скошен слева на лазурь и золото Щит семикратно скошен справа на серебро и червлень Щит семикратно скошен слева на зелень и серебро
Щит трижды рассечён и трижды пересечён на лазурь и серебро Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти рассечены и пересечены на чернь и серебро, а вторая и третья - на червлень и золото Щит пересечён, верхняя и нижняя части скошены слева и справа на серебро и чернь Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти скошены справа и слева на червлень и серебро, а вторая и третья - на серебро и чернь
Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит дважды скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит пятикратно скошен справа и дважды слева на переменные золото и лазурь
Щит трижды скошен слева и справа на червлень и серебро Щит пересечён и скошен слева и справа на зелень и золото В щите, скошенном справа на лазурь и золото, переменно окрашенный столб В щите, скошенном слева на лазурь и золото, переменно окрашенный столб
Щит трижды пересечён и скошен справа и слева на переменные лазурь и золото Щит дважды рассечён и пятикратно скошен слева на переменные серебро и чернь Щит дважды рассечён и пятикратно скошен справа на переменные червлень и золото Щит разделён ромбовидно на червлень и серебро
Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен слева на переменные лазурь и серебро Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен справа на переменные лазурь и серебро Щит рассечён, правая и левая части скошены справа и слева на червлень и чернь
Деления могут быть произведены не прямыми, а дугообразными линиями:
Щит шестикратно разделён дугообразно на серебро и чернь Щит восьмикратно разделён дугообразно на лазурь и золото Щит двенадцатикратно разделён дугообразно червлень и серебро Щит шестнадцатикратно разделён дугообразно на зелень и золото
К более редким, но весьма оригинальным, характерным для немецкой геральдики являются следующие деления:
Улиткообразное правое Щит улиткообразно скошен справа на чернь и золото Улиткообразное левое Щит улиткообразно скошен слева на золото и чернь Улиткообразное нижнее Щит пересечён улиткообразно на золото и чернь Улиткообразное верхнее Щит пересечён улиткообразно на чернь и золото
Листовидное Щит скошен справа двумя листами на серебро и червлень Клеверовидное (трилистное) Щит скошен справа двумя трилистниками на золото и зелень Лилиевидное Щит скошен справа двумя лилиями на лазурь и золото

Неистинные деления

Неистинными делениями называются такие, которые делят щит на неравные по площади части:

Ярмообразное Щит пересечён ярмом на лазурь и серебро (это деление существует только в горизонтальной версии) Ярмообразное опрокинутое Щит пересечён опрокинутым ярмом на серебро и червлень (это деление существует только в горизонтальной версии) Серповидное правое Щит рассечён серповидно вправо на лазурь и золото (это деление существует только в вертикальной версии) Серповидное левое Щит рассечён серповидно влево на золото и лазурь (это деление существует только в вертикальной версии)
Дугообразное левое Щит рассечён левой дугой на золото и лазурь
Ступенчатое восходящее Щит пересечён двумя восходящими ступенями на червлень и серебро
Деление вогнутым остриём
Существует также ещё один способ сложного разделения щита: с помощью вогнутого острия – простого, опрокинутого и прижатого. Основное деление получается проведением из центра верхнего края щита к обоим нижним углам двух вогнутых линий. Образовавшаяся в результате треугольная область может, с одной стороны, считаться выделенной цветом частью поля щита, а с другой стороны – второстепенной геральдической фигурой (вогнутым остриём). Французская геральдика придерживается первой точки зрения, немецкая – второй. В любом случае получается разновидность трёхчастного деления, позволяющая заполнить каждую из трёх частей собственным, независимым от остальных двух, содержанием. Поле щита, в котором находится вогнутое остриё, не всегда бывает одного цвета: часто оно разделяется на две или четыре части рассечением и пересечением. В этих случаях вогнутое остриё оказывается наложенным на многочастное поле, причём иногда цвет треугольной области совпадает по роду с цветом одной из двух других частей. Однако геральдическое правило цветов при этом не нарушается. Описание герба составляется в зависимости от точки зрения, ибо нет никакой фактической разницы между щитом с вогнутым остриём и щитом, разделённом на части по линии того же острия – независимо от способа блазонирования, поле размечается одним и тем же способом. Тем не менее русская геральдика определяет эту треугольную область особой формы как фигуру <вогнутое остриё>, поэтому во всех случаях, в какой бы композиции и в каком бы виде ни применялось вогнутое остриё, оно должно блазонироваться как фигура, причём сначала (но после описания основного разделения самого щита) упоминается остриё, а потом уже содержимое частей многочастного поля, на которое наложено это остриё (см. ниже рис. 7). В рассечённом и пересечённом щите с червлёным прижатым вогнутым остриём, обременённым серебряной лилией, в черни два золотых ключа, а в серебре две червлёные рыбы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15