Задачи в сфере управления жилищным фондом

Необходимость дальнейшего совершенствования жилищно-коммунального хозяйства ни у кого не вызывает сомнений. Правительство РФ определило основные направления развития отрасли на ближайшие годы распоряжением от 26.01.2016 № 80-р. Помимо многочисленных констатаций и описаний уже принятых решений утвержденная Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года содержит формулировки планируемых изменений в жилищном и коммунальном секторах.

Оценим ряд блоков выбранной Cтратегии развития ЖКХ . Прежде всего это не догма, а план развития, применение которого на практике требует детальной проработки.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства: что это и для чего

Правительством намечен дальний рубеж планирования. В 2019-2020 гг. на этой основе будет разрабатываться Стратегия развития ЖКХ до 2030 г.

Формально это декларативный документ, который не содержит правовых норм. Однако в нем определено направление движения, причем как для исполнительной, так и для законодательной ветвей власти.

Для реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года разрабатывается план. Именно в нем будут прописаны:

  • действия различных участников отношений в ЖКХ, в первую очередь органов публичной власти;
  • проекты нормативных правовых и методических актов, которые должны обеспечить достижение намеченных целей.

К сведению

Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн руб. - это более 5,7 % ВВП России.

Основными направлениями государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере ЖКХ, в частности, определены:

  • управление многоквартирными домами;
  • капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
  • расселение аварийного жилищного фонда;
  • регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами.

В целом жилищная и коммунальная составляющие в Стратегии развития ЖКХ сбалансированы. При этом в сферах электро- и газоснабжения рассматриваются вопросы обеспечения качества коммунальных ресурсов и услуг, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Иные стороны этих подотраслей регулируются Энергетической стратегией России на период до 2030 г.

Ключевыми мерами в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства признаны:

формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах:

Обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома;
- располагающих реальными возможностями по реализации этих прав;
- несущих ответственность за принятые решения.

Хотелось бы, чтобы это было не данью сегодняшней моде, а пониманием того, что государство и публичная власть не должны и не могут подменять собственников, принимая за них решения. Без активных собственников никто не сможет навести порядок в сфере управления многоквартирными домами. Нельзя улучшить качество управления в конкретных домах только силами государственного жилищного надзора, прокуратуры, Минстроя России, Роспотребнадзора;

  • развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;
  • совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими и ресурсоснабжающими организациями;
  • повышение энергетической эффективности отрасли.

От органов государственной власти требуется создать систему нормативно-правового регулирования, обеспечивающую:

  • эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ;
  • сокращение административных процедур;
  • предотвращение коррупции.

Вопрос в том, насколько одинаково эффективность понимается властью, бизнесом и потребителями. От этого зависит адекватность регулирования.

  • Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения

Чтобы сократить административные процедуры, сначала нужно перестать их плодить. К сожалению, это стало трендом последних лет. Проявляется он, в частности, во внедрении:

  • модели регионального оператора капремонта - она охватывает в регионах около 90 % домов;
  • ГИС ЖКХ и других систем отчетности - часто информационно перегруженных и избыточно затратных;
  • лицензирования - уже с первых шагов этот институт используется в отдельных регионах и муниципалитетах для вытеснения с рынка недобросовестных, по мнению властей, управляющих организаций и замены их аффилированными или более лояльными.

Непомерно высокие штрафы и широкие полномочия в определении наказания обусловили коррупциогенность процедур лицензирования и государственного жилищного надзора.

Как соотносится с тезисом об эффективности и сокращении администрирования предложение установить дополнительные требования к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию управляющих организаций и включить их в состав лицензионных требований? Такое «закручивание гаек» и вмешательство государства в предпринимательскую деятельность - прямой путь к ограничению конкуренции, укрупнению управляющих организаций, вытеснению из сектора управления многоквартирными домами малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Все это больше похоже на удаление от нормальных конкурентных отношений и возврат к администрированию и заорганизованности.

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года государству нужно было бы поставить задачу - за пять лет изменить отношение к ЖКХ, ликвидировав государственные и муниципальные органы управления отраслью и оставив лишь структурные подразделения, занимающиеся переселением из аварийного жилья. Это делается в развитых и постсоветских европейских странах. Но реализуемо ли в России, где чиновники по закону Паркинсона создают работу друг для друга? В нашей стране скорее стоит ожидать усиление административного воздействия. Остается только следить за публикациями мониторинга по реализации Стратегии в ежегодных докладах Минстроя России.

К сведению

Коммунальный сектор нуждается в ежегодных инвестициях не менее 500 млрд руб.

В связи с тем что в Стратегии очень осторожно используется описание конкретных мер, далее проанализируем некоторые из ее общих формулировок.

Задачи в сфере управления жилищным фондом

В сфере управления многоквартирными домами Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года предусматриваются решение ряда задач.

Обеспечение профессионального управления многоквартирными домами.

Речь идет о наличии лицензии у управляющих организаций. Планируется сохранить лицензирование в течение ближайших пяти лет. Однако квалификационные экзамены сами по себе не делают управление многоквартирными домами профессиональным.

Лицензирование слабо соотносится с сокращением администрирования и ограничивает предпринимательство, а не развивает конкурентную среду, о чем так заманчиво говорится в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства. Это, скорее, сильный откат назад от концептуальных положений Жилищного кодекса РФ. А значит, и весьма сомнительный способ повышения качества управления многоквартирным домом.

Создание условий для повышения активности и ответственности собственников помещений в многоквартирных домах посредством развития форм самоуправления граждан в сфере ЖКХ -прежде всего советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья.

Это, бесспорно, важно и нужно. Вопрос в том, какие методы использовать. Жилищная реформа в немалой степени затягивается из-за того, что в стране так и не развился институт коллективного собственника в многоквартирном доме, принимающего решения и несущего за это ответственность.

Через 20 лет после начала реформы в России лишь около 10 % многоквартирных домов управляется ТСЖ. И не только потому, что «люди у нас не те». Люди такие же, как, например, в Эстонии, где товарищества созданы в 50 % домов, причем все реально действуют. А у нас много псевдо-ТСЖ с нулевым балансом, существующих лишь номинально. Годовые сметы ими не принимаются, членские взносы и плата жильцов, не являющихся членами ТСЖ, вносятся не товариществам, а управляющим организациям. Многие из них созданы во время действия стимулов Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

  • Развитие коммунальной инфраструктуры: семь раз отмерь…

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства не дает конкретных ответов на вопрос о том, как исправлять такую ситуацию. В ней говорится лишь, что будут подготовлены предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности объединений собственников помещений в многоквартирном доме - ТСЖ, ЖСК.

Сейчас собственники жилья в многоквартирных домах делятся на членов товарищества и тех, которые таковыми не являются. Пора решить эту проблему. Товарищество должно объединять всех собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Речь не о том, чтобы установить обязательное стопроцентное членство в ТСЖ. Такие нормы Федерального закона «О товариществах собственников жилья» Конституционный Суд РФ признал неконституционными еще в постановлении от 03.04.1998 № 10-п. Институт экономики города готовит для детального обсуждения предложения по возрождению понятия «товарищество собственников жилья».

Необходимо также развивать нормативное регулирование товариществ в малоэтажной застройке. Это относится и к давно возведенным массивам индивидуальных домов нецентрализованной постройки.

Формирование для собственников помещений в многоквартирном доме стимулов сохранения и повышения стоимости их собственности, в т. ч. посредством обеспечения ее надлежащего содержания, а также своевременного капитального ремонта и модернизации.

Не совсем понятно, что это за стимулы. Конечно же, речь идет не об агитации «сохранять и повышать». Стимулирование требует материального подкрепления. А кто его даст и при каких условиях? Можно лишь предположить, что бюджет будет выделять деньги в случае принятия активными и сознательными собственниками правильных решений. Остальное требует разъяснения. Возможно, в нормативных актах.

  • Прямые государственные инвестиции в сферу ЖКХ – идеальный канал денежной эмиссии

Повышение активности собственников как ключевая цель стратегии развития ЖКХ

Задача формирования ответственных и активных собственников помещений в многоквартирных домах представляется самой важной. Не стоит возлагать большие надежды на информационно-разъяснительную кампанию по повышению информированности собственников об их правах и обязанностях. Охват все равно не будет большим, а результат ощутимым. Хотя тематические конференции, семинары и игры, безусловно, полезны.

Также важно упростить координацию действий активных собственников за счет расширения форм проведения общих собраний. Так, многим поможет принять нужные решения легализация очно-заочной формы.

Кроме того, нужно радикально упростить процедуры созыва, проведения и оформления решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Может ли сегодня любой собственник организовать и провести общее собрание по актуальному вопросу? Как ему всех оповестить об этом и что будет, если он оповестит только половину собственников? Как ему посчитать доли, принадлежащие каждому собственнику? Ведь нужно определить, есть ли кворум и набрано ли требуемое большинство по вопросам повестки дня. Как подготовить бланки решений для голосования, оформить протокол и разместить его вместе с бюллетенями (решениями) на сайте ГИС ЖКХ? И нет никакой страховки от ошибок, которые поставят под сомнение результаты голосования. А много ли вообще найдется желающих проводить общее собрание?

Дело не в том, что собственники неактивные. Для того чтобы любой собственник мог провести собрание, нужны соответствующие нормативные условия и правила. В частности, позволяющие организовать все так, чтобы не пришлось для этого брать отпуск на работе. Без создания таких правил говорить про активность собственников можно вечно.

  • ГИС ЖКХ: пошаговая инструкция по регистрации и добавлению информации

Общее собрание собственников

В процедуре подготовки и проведения общего собрания нужно многое упростить. Например, объявление о его созыве путем направления заказных писем и доведения сообщений до собственников под подпись. Пока не принято решение о возможности размещать сообщения в холле на первом этаже, требование об оповещении остается практически неисполнимым.

Нельзя оповестить о собрании всех собственников помещений многоквартирного дома, поскольку часть из них не живет в нем. Некоторые квартиры пустуют, а узнать адреса собственников мешают режим защиты персональных данных и платность услуг регистрационных палат. В результате на организацию, проведение общих собраний в больших домах и подведение их итогов уходит много времени, сил и нервов.

Проблематично получить правильные данные о долях в общем имуществе, принадлежащих собственникам жилых и нежилых помещений. Такие данные должны быть у государственных регистраторов прав на недвижимость, но они не всегда имеют их или имеют не по всем помещениям. Часто при расчете таких долей не учитываются площади машино-мест и гаражных боксов на встроенных паркингах, а ведь это одновременно и количество голосов, которыми обладают собственники.

В итоге - ошибки при определении кворумов и подсчете голосов по вопросам повестки дня. Институт экономики города готовит свои предложения, направленные на реализацию Стратегии.

  • Разработка профессиональных стандартов – требование времени

Общественный контроль

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства говорится о планируемой разработке порядка осуществления общественного контроля в жилищной сфере, предусматривающего:

  • механизмы, формы и способы его проведения - с привлечением представителей советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • правила направления и рассмотрения запросов субъектов общественного контроля органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия в жилищной сфере.

Это очень правильное решение. Положение Жилищного кодекса РФ об участии в общественном контроле советов МКД (ч. 8 ст. 20) в настоящее время не реализовано. Речь не о том, что советы домов и их председатели имеют право принимать выполняемые в доме услуги и работы. Члены и председатели советов домов должны участвовать в органах общественного контроля муниципального и регионального уровней. Процедуры взаимодействия с органами общественного жилищного контроля должны быть такими, чтобы чиновники и предприниматели поняли, что в ЖКХглавные не они, а граждане.

Работа по формированию муниципальных представительств региональных центров общественного контроля - это постановка задачи «вверх ногами». Сначала нужно строить работу внизу - в городах и поселках. И только потом формировать коллегиальные органы общественного контроля на региональном уровне. Членство должно быть выборным, с заранее урегулированной ротацией. Также путем делегирования снизу нужно формировать федеральные органы общественного контроля.

Многие позиции Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства еще нужно обсудить. Это лишь первая оценка ряда ее блоков. Отдельно нужно рассматривать вопросы перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями, соотношение интересов управляющих организаций и РСО, изменения регулирования капитального ремонта общего имущества, подходы к переселению из аварийного жилья.

Результаты обсуждения Стратегии пока недостаточно систематизированы. Предложения принимались без открытого многократного обсуждения всех за и против. Поэтому дискуссию нужно продолжить.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 годане ставит точек, ведь это документ о развитии.

Основные направления развития отрасли, этапы реализации ключевых проектов и целевые показатели эффективности.

На этой неделе Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года. В формате инфографики изложены основные направления развития отрасли, этапы реализации ключевых проектов и целевые показатели эффективности.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Правительством Российской Федерации, направлена на создание принципиально нового ЖКХ – эффективного, надежного и клиентоориентированного. «Обеспечение качества ЖКХ и формирование комфортной городской среды – наши важнейшие задачи на ближайшие годы, так как требования людей к инфраструктуре растут» , - говорит Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень .

За комментариями обозреватель обратился к саратовским экспертам.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

- Появление этого документа ждали, к нему готовились, но ожиданий, по факту, он не оправдал. Да, мы увидели отчет о проделанной работе – лицензировании управляющих компаний, старте программы капремонта, расширения полномочий Госжилинспекций. Отражены и задачи по выводу капремонта на новый уровень, внедрению технологий энергосбережения, а также переходу на прямые договора с поставщиками коммунальных услуг и продлению программы расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, на чем эксперты рабочих групп ОНФ неоднократно акцентировали внимание.
Но если мы проанализируем документ в части повышения эффективности управления многоквартирными домами, то поймем, что Минстрой допустил колоссальную ошибку, исключив из стратегии собственника жилья как непосредственного участника процесса, обладающего не только правами на льготы по оплате коммунальных услуг, но и обязанностями по содержанию и управлению своим имуществом.

Воспитание ответственного собственника - важнейшая задача, реализацию которой, во-первых, нельзя откладывать на 2020 год, а во-вторых, должно взять на себя государство при поддержке общественных организаций в сфере ЖКХ.

К сожалению, общее впечатление от представленного документа такое: вместо серьезного аналитического доклада, который должен был до 2020 года стать настольной книгой для всех, кто связан со сферой ЖКХ, Минстрой выпустил «веселые картинки», не отвечающие на элементарные вопросы, не говоря уже о ключевых.

Алексей ЕФАНОВ, член Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Саратовской области:

Впервые после долгих лет мы получили реальную стратегию развития жилищно-коммунальной отрасли. В целом она удовлетворяет потребностям населения. Минстрой этой дорожной картой задаёт только вектор развития отрасли и конечно же ждать 100% реализации программы в том виде, в котором она есть, тоже не стоит. Причиной тому являются исполнители на местах: губернаторы, региональные ведовства, госжилинспекции, региональные операторы, управляющие компании и товарищества. Именно на этих уровнях происходит основной саботаж. Зачастую их неэффективная работа или чрезмерное рвение в рамках соблюдения процедурных моментов вопреки справедливости и здравому смыслу ставит под угрозу большинство адекватных инициатив. Представители вышеперечисленных региональных госорганов очень вяло реагируют на предложения общественников.

Например, мои предложения, которые также отражены в Стратегии Минстроя, по совместной подготовке квалифицированных молодых кадров для ЖКХ так и не были услышаны руководством ГЖИ. В итоге я своими силами обучаю по несколько студентов и в последствии их трудоустраиваю. Проблема общая, но решать её совместно с нами регвласть видимо не хочет. А ведь именно с кадров начинаются все позитивные изменения. И таких примеров огромное множество.

Время меняется, мошеннические схемы 90-х и 2000-х к счастью прекращаются, уровень грамотности населения в вопросах ЖКХ растёт, особенно среди молодёжи. Действительно мы наблюдаем пусть маленькие, но положительные, сдвиги в работе управляющих компаний. На рынке стали появляться молодые и добросовестные обслуживающие организации, которые постепенно вытесняют мошенников из отрасли. Однако, как в сводках с полей боевых действий, мы все еще слышим о незаконных начислениях, взрывающихся трубах, обрушении стен жилых домов, обмане и злоупотреблении. Все это говорит о бездействии ответственных лиц. И именно на это препятствие натыкается любое здравое предложение. Нет заинтересованности, нет мотивации, нет желания сделать чуть больше, чем необходимо. Вот главная беда.

Алексей МАЗЕПОВ, депутат Саратовской областной Думы, сопредседатель Саратовского регионального штаба ОНФ:

- Данный документ правильнее называть не стратегией, а отчетом о проделанной Минстроем работе с элементами планирования на ближайшие четыре года. Очевидный минус этого плана в том, что в нем отсутствует привязка конкретных показателей к конкретным датам.

Ровно год назад проект стратегии обсуждался на федеральной площадке Общероссийского народного фронта и вызвал массу нареканий со стороны наших экспертов. Часть критических замечаний была принята к сведению, например, планы по привлечению в сферу ЖКХ грамотных специалистов, профессиональной подготовке кадров и разработке образовательных стандартов в итоговом документе нашли свое отражение.

Для меня наиболее показательным стал раздел, посвященный концессии в ЖКХ и модернизации коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций. На мой взгляд, в погоне за инвестором Минстрой упустил из виду самое главное – интересы граждан – потребителей коммунальных услуг. В качестве достижений в стратегии значится процедура «преодоления» ограничений платежа в обмен на инвестиции. Другими словами, Минстрой придумал и воплотил в жизнь легальный механизм увеличения тарифов для граждан в тех муниципалитетах, где это может быть оправдано интересами инвестора. Нечто подобное мы уже увидели в Балаково. Такой подход вряд ли можно назвать «стратегическим».

Утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года. Об этом 27 января сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на форуме «Городское развитие: жилье и ЖКХ».

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года определяет основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли до 2020 года. Ожидаемая сумма инвестиций в ЖКХ превысит 500 млрд руб. ежегодно, сообщает пресс-служба Минстроя России.

Среди ключевых направлений реализации стратегия развития ЖКХ – формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, совершенствование системы отношений между собственниками МКД, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, а также в целом повышение энергетической эффективности отрасли.

«Стратегия – очень важный документ. Для министерства он станет четким планом работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Для нас важным сигналом являются слова Дмитрия Анатольевича о том, что наконец-то пришло время, когда мы можем говорить, что ЖКХ начинает меняться», – отметил глава Минстроя России Михаил Мень.
По его словам, реализация стратегии позволит повысить комфортность условий проживания, будет способствовать модернизации объектов ЖКХ, переходу на принцип использования наиболее эффективных технологий, обеспечению доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения.

На форуме также был затронут ряд вопросов, связных с ростом тарифов ЖКХ, продлением сроков бесплатной приватизации жилья и программы «Жилье для российской семьи».
Рост платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года планируется ограничить на уровне не выше инфляции. В этом году повышение, которое состоится 1 июля, составит не более 4 процентов в среднем по стране.

«Было дано обещание, которое я дал от имени правительства и от имени «Единой России» на форуме, я имею в виду решение ограничить рост платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года на уровне не выше инфляции. В этом году повышение, которое состоится 1 июля, составит не более 4% в среднем по нашей стране», – заявил Дмитрий Медведев. Премьер-министр также озвучил инициативу переноса на 1 января 2017 года решения о содержании общего имущества в многоквартирных домах.

По сообщению пресс-службы Минстроя России, поддержку со стороны правительства России нашло предложение министерства защитить накапливаемые средства (взносы на капремонт) от инфляции за счет начисления рыночных банковских процентов, а также запустить систему льготного кредитования услуг по капитальному ремонту.

Также сообщается о принципиальном одобрении продления сроков бесплатной приватизации жилья. «Принято решение продлить еще на один год бесплатную приватизацию жилых помещений — до 1 марта 2017 года. Но при этом есть и другие предложения», — заявил Дмитрий Медведев. По его словам, есть предложения как «общую приватизацию в 2017 году завершить, но сохранить исключения для отдельных категорий граждан, в том числе для детей-сирот», так и продолжить приватизацию вообще без ограничения срока.

В свою очередь Михаил Мень рассказал о продлении программы «Жилье для российской семьи». «Те регионы, которые откладывали принятие решений по вхождению в программу, сегодня активизировались, и им необходимо дополнительное время. Если у нас получится реализовать идею выделения средств на поддержку этой программы в части развития инфраструктуры и соцобъектов, то появится больше регионов, которое станут участниками этой программы», – заявил министр.

Объединенный Народный Фронт (ОНФ) уже не первый раз демонстрирует притязания на участие в решении самых насущных социальных, экономических и политических вопросов страны. В очередной раз ОНФ выступил ньюсмейкером, раскритиковав программу Минстроя России «Стратегия ЖКХ – 2020».

Преподаватель факультета экономики недвижимости РАНХиГС, директор Ассоциации ТСЖ Московской области Сергей Белолипецкий считает, что в настоящих экономических условиях реформировать ЖКХ будет более проблематично, чем в минувшие, более благоприятные годы. Но, как отметил специалист, несмотря на все проблемы, реформа ЖКХ является крайне необходимой для страны: «Реформа нужна, но у людей сегодня снова стало мало денег. Проблема в том, что в жилищной сфере нет рынка, нет рыночных условий, тарифы сильно занижены. Я уже не раз говорил о пользе таких мер, как взносы на капитальный ремонт, но сейчас граждане в сложном положении и вряд ли одобрят такой сбор. Что же касается инвестиций, то, по слухам, некоторые большие предприниматели уже начали инвестировать в коммунальную сферу, но как это будет выстроено и какими будут результаты – пока непонятно».

И вот Минстрою поручили составить комплексную программу развития ЖКХ до 2020 года. Отметим, что ранее, в середине июня 2015 г., Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал подготовленную Минстроем программу «Стратегия ЖКХ – 2020». В частности, представители бизнеса отметили, что документ закладывает избыточный государственный контроль и монополизацию отрасли. РСПП предложил отменить лицензирование управляющих компаний, создать типовую форму договора управления, передать контроль над средствами для капремонта полностью собственникам. Все эти и другие предложения были направлены из РСПП главе правительства Дмитрию Медведеву.

И вот программа стала предметом рассмотрения ОНФ. На площадке ОНФ прошло заседание круглого стола, участники которого обсудили концепцию новой программы. После многочисленных критических замечаний и предложений, которые касались содержания документа, эксперты сошлись во мнении, что Стратегия требует корректировки и дополнения.

В мероприятии приняли участие директор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Николай Николаев, член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерий Фадеев, член комитета Госдумы по энергетике, эксперт ОНФ Валерий Гальченко, представитель регионального штаба ОНФ в Брянской области, руководитель общественной организации «Наш дом» Светлана Калинина и многие другие.

Основная претензия активистов ОНФ связана с тем, что программа Минстроя «Стратегия ЖКХ – 2020» не проработана детально – в итоге документ более похож на отчет о работе ведомства, нежели на концептуальное видение дальнейшего развития системы жилищно-коммунального хозяйства. Так, Николай Николаев отмечает: «ОНФ постоянно обращается к теме ЖКХ, потому что она волнует граждан и отражена в майских указах Президента. Мы внимательно следим за ходом ее реализации и предложили министерству провести встречу, для того чтобы оно учло взгляд граждан на формирование такого важного дела». Он считает, что проблема Стратегии, подобно проблеме большей части госпрограмм, направленных на повышение уровня благополучия граждан, заключается в том, что она была разработана без учета общих трендов развития страны. По его словам, важно прописать основы реализации стратегии ЖКХ: «Я бы хотел обратить внимание на тот факт, что в соответствии с законом о стратегическом планировании любой этап должен базироваться на анализе предыдущего этапа. И нужно понимать, что, когда наступит 2020 год, мы будем говорить о стратегии до 2025 года, и тогда будем вынуждены базироваться на том документе, который рассматриваем сейчас. Именно база будет определять дальнейшее развитие. Стратегия развития ЖКХ до 2020 года не решает поставленных перед отраслью задач. Она является сводной презентацией позиций Минстроя по различным вопросам, в которой отражены реализация программ капремонта, расселения аварийного жилья и даже похоронного дела. Но нет четкой цели, не определена общая политика развития ЖКХ, нет понимания того, к чему мы должны идти, по какой модели будут развиваться жилищное строительство и другие вопросы. Сегодня в стране реализуется большое количество разнонаправленных программ: жилищного строительства, капремонта, расселения аварийного жилья. Но, к сожалению, Минстрой пока не смог увязать концептуально их исполнение. Пока мы видим: ведомство реализует каждую программу отдельно, и нет общей концепции».

Гальченко отметил, что нельзя зацикливаться на коммунальной сфере – необходимо пересечение разных отраслей: «Нельзя разрабатывать стратегию ЖКХ, узко глядя только на эту сферу. Слишком большое влияние на жилищно-коммунальное хозяйство оказывают примыкающие отрасли. Одним из примеров является электроэнергетика».

В свою очередь, Фадеев назвал документ рабочим, но при этом заметил, что, если еще хотя бы пять лет будут составляться только такие программы, а не реальные стратегии, то это станет серьезной проблемой развития всей страны.

Резюмируя замечания экспертов, Николаев подчеркнул, что необходимо в едином документе сформулировать те вопросы, которые участникам круглого стола как представителям различных общественных групп хотелось бы отразить в программе развития сферы ЖКХ: «Это темы общественного контроля – ТСЖ и другие локальные вопросы. Мы соберем в письменном виде все прозвучавшие предложения и замечания к Стратегии. Они будут объединены, и мы направим их в Минстрой. Нам важно, чтобы эти замечания были учтены. Не хотелось бы, чтобы после всех обсуждений завтра мы получили уже принятую правительством Стратегию в прежнем виде».

В информационной справке ОНФ для руководства страны отмечено:

Проект не отражает способы решения многих задач, стоящих перед профильным ведомством в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

В части соблюдения требований норм ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» текущий вариант Стратегии Минстроя не имеет увязки по сформулированным целям развития и предложенным к решению для их достижения задачам;

Из текущего варианта Стратегии следует, что у Минстроя нет понимания, что необходимо делать для привлечения частных инвестиций на привлекательные для инвестиций объекты коммунального хозяйства. Его предложения ограничиваются фразой «консолидация активов таких предприятий».

В документе приводятся соответствующие примеры:

В разделе III «Основные приоритеты, цели и задачи госполитики в сфере ЖКХ» авторы Стратегии, отступая от программно-целевого принципа, применяемого в системе государственного и муниципального управления, не сформулировали систему целей, детализирующих общую цель развития сферы ЖКХ до 2020 г. В этой связи не представляется возможным объективно оценить влияние сформулированных в проекте Стратегии задач на достижение стратегической цели развития ЖКХ;

Предложенные в разделе IV «Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям ЖКХ» действия являются констатацией проделанной Минстроем за прошедшие 1,5 года работы по исправлению ситуации в данной сфере. По мнению авторов Стратегии, для полноценного развития рассматриваемой отрасли достаточно уже реализованных Минстроем мер;

Подраздел «Управление многоквартирными домами» содержит значительное количество информации о принятой нормативно-правовой базе, количестве управляющих организаций, прошедших процедуру лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и возможностях по освобождению рынка от недобросовестных управляющих организаций. При этом результаты, отражающие рост качества управления многоквартирным фондом, не приводятся;

Подраздел, посвященный вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в основном состоит из исчерпывающего описания уже проделанной органами исполнительной власти работы с указанием ее количественных характеристик и целый ряд других примеров.

Минстрой вполне спокойно отнесся к критике. Заместитель министра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис сообщил, что ведомство готово отреагировать на критические замечания в адрес проекта Стратегии: «Стратегия развития ЖКХ – это конкретные меры, направленные на решение самых болезненных проблем, копившихся в отрасли десятилетиями. Это четкий план действий до 2020 г., который по инициативе Минстроя реализуется в рамках решений Президента и Правительства нашей страны. Мы внимательно относимся к предложениям экспертов, включая критические замечания, и благодарны им за это. В настоящее время проект Стратегии развития ЖКХ проходит процедуры обсуждения и согласования, и все конструктивные предложения мы постараемся учесть». Минстрой пообещал учесть конкретные конструктивные предложения экспертов, в т.ч. в рамках последующей актуализации документа. Чибис заявил: «Понимаем, что всегда будут споры и дискуссии вокруг темы ЖКХ, но простые люди устали от споров и бесконечных рассуждений». Замминистра добавил, что в августе 2015 г. будет представлена концепция реформирования региональных государственных жилищных инспекций (ГЖИ). Главным нововведением станет сокращение сроков рассмотрения заявки и возможность ее подачи в режиме он-лайн. «Мы озвучим концепцию реформирования к 1 августа», – сказал он.

По его словам, главное нововведение заключается в запуске системы оперативного реагирования на обращения граждан. Согласно концепции на обработку обращений граждан в ГЖИ будет отведено максимум четверо суток. Кроме сокращения сроков, будет введен контроль качества исполнения. Подавать заявки и отслеживать их исполнение можно будет как через call-центр, так и в режиме он-лайн.

Однако этот оптимизм не выглядит таким уж оправданным. Светлана Калинина отметила немаловажный факт на заседании круглого стола: «Мы понимаем, что в ближайшие годы мы не готовы использовать собственника для реализации той стратегии, которая показана. У нас нет специалистов, которые будут решать проблемы энергосбережения. Нет и грамотных теплотехников в энергоуправляющих компаниях, нет нужного количества профессионалов в административных структурах, которые будут писать стратегию по регионам и муниципальным образованиям. Также отсутствует полный анализ ситуации в ЖКХ, нет полного технического анализа жилого фонда, нет единого мнения, как прошло лицензирование управляющих компаний. В начале Стратегии хотелось бы видеть аналитику того, что мы имеем».

Отметим, что ОНФ не одинок в своей оценке Стратегии Минстроя. Первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева согласна с мнением экспертов ОНФ, что проект «Стратегия развития ЖКХ-2020» содержит значительные недоработки. По ее словам, назвать документ Стратегией можно с большой натяжкой. Скорее, это отчет о текущей работе Минстроя и о ближайших планах ведомства: «Горизонт планирования де-факто отсутствует, в документе нет прогнозирования, программно ориентированного подхода к социально-экономическому развитию. Его положения не корреспондируются с международным опытом, а целевые показатели не имеют четких алгоритмов достижения и слабо связаны с поставленными целями и задачами». Она добавила, что цели Стратегии также вызывают большие вопросы. Николаева советует чиновникам «переписать Стратегию заново и задать в ней четкую систематизацию».

В свою очередь Чибис отметил, что для максимального учета конструктивных предложений в течение недели профильное ведомство готово рассмотреть все поступившие от ОНФ материалы и при необходимости еще раз собраться на площадке Объединенного народного фронта для обсуждения проекта Стратегии и актуализации документа.