Коллегиальный исполнительный орган некоммерческой организации. Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО). Глава V. Управление некоммерческой организацией

Лилия Фиргатьевна

Заместитель директора по развитию НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Москва
В некоммерческом секторе с 2005 года. Практикующий фандрайзер, консультант, тренер, автор книг и статей по фандрайзингу. Автор проекта «Фандрайзинг в стиле FUN» (fundraising-fun.ru).

Балакирев

Владимир Павлович


Управляющий партнер ООО «Процесс Консалтинг»
Член правления Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, руководитель московского отделения АСОПП. Один из основателей Международной Сети «Оценка Программ», действовавшей на территории СНГ с 2000 по 2015 год. С 1991 года работает как консультант по организационному развитию, тренер и специалист по оценке проектов и программ.

Бахмин

Вячеслав Иванович


Независимый эксперт
Председатель Экспертного совета Политехнического музея, председатель Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова. Эксперт в сфере благотворительности и развития гражданского общества. Автор нескольких статей и книги «О фондах в России».

Баханькова

Екатерина Рудольфовна


Старший преподаватель РАНХиГС
Член экспертного совета Клуба бухгалтеров некоммерческих организаций. Член экспертного совета по некоммерческим организациям при Министерстве Финансов Российской Федерации. Член экспертного совета по методологии учета некоммерческих организаций при Институте профессиональных бухгалтеров России.

Бевза

Мария Олеговна


Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров
В некоммерческой сфере с 2012 года. Принимала участие в реализации социального проекта «Музейный инспектор». Участвует в программе наставничества «Большие Братья Большие Сестры».

Боровых

Александр Эдуардович


Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
С 1993 года работал в различных проектах, направленных на развитие некоммерческих организаций в России и странах СНГ. В течение 10 лет был одним из руководителей Центра Поддержки НКО (Москва), а позднее - Института Общественного Развития. Является разработчиком ряда курсов по темам организационного развития СО НКО.

Гамольский

Павел Юрьевич


Президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»
В некоммерческом секторе с 1988 года. С 2002 по 2003 год являлся членом рабочей группы Минфина России по налоговой реформе. С 2011 года под редакцией Гамольского издается серия книг «Некоммерческие организации», в которой планируется выпускать книги по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций.

Гарифулина

Эльвира Шамильевна


Руководитель проектов Фонда Елены и Геннадия Тимченко
С 1999 года работает в некоммерческом секторе. Занималась развитием корпоративной социальной ответственности и GR-направления в международных финансовых и промышленных корпорациях. В Фонде Тимченко курирует направление «Семья и дети».

Голубев

Сергей Викторович


Генеральный директор Фонда социальных инвестиций
Соавтор модели Школы социального предпринимательства – первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей, активно тиражируемой в регионах России в рамках создания Центров инноваций социальной сферы. Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию экосистемы социального предпринимательства.

Даушев

Дмитрий Адгамович


Директор по фандрайзингу и коммуникациям МБОО Российский комитет «Детские деревни SOS»
Фандрайзер-практик, 10 лет занимался привлечением частных пожертвований во Всемирном фонде дикой природы (WWF) в рамках работы программы «Сторонники». С 2012 года является директором по фандрайзингу в благотворительной организации «Детские деревни - SOS. Россия». Автор и соавтор ряда пособий по фандрайзингу.

Демёнова

Снежана Анатольевна


Руководитель программы «Фандрайзинг и продвижение социальных инициатив», эксперт в области маркетинга и PR «Лаборатория социального предпринимательства»
В 2013 году была организатором Федерального конкурса инициатив по повышению финансовой грамотности Минфина Российской Федерации. Эксперт по разработке и реализации фандрайзинговых и краудфандинговых проектов.

Ефремова-Гарт

Ирина Юрьевна


Независимый эксперт
Эксперт в области оценки социальных программ. С 1999 года работает в международных и российских некоммерческих организациях, программах развития и фондах, включая: Национальный Демократический Институт, Фонд «Евразия», Фонд «Право и справедливость».

Задирако

Татьяна Гавриловна


Сопредседатель Комитета по взаимодействию бизнеса и НКО Американской Торговой Палаты
С 1996 по 2002 год - административный директор Российского Представительства организации «Врачи мира». С 2002 года - исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе». В 2013-2014 г.г. - председатель Совета Форума Доноров. С 2014 по 2015 гг. - председатель Совета ассоциации фандрайзеров России.

Зайцев

Илья Владимирович


Руководитель Управления по работе с персоналом ООО «Открытие Факторинг» (Финансовая группа «Открытие»), кандидат психологических наук
В 2008-2013 гг. руководил службой управления персоналом благотворительного детского фонда «Виктория»

Куратова

Алёна Александровна


Председатель правления Фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки»
С 2011 г. является учредителем и председателем правления фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки». С 2014 г. - член ревизионной комиссии Совета Ассоциации фандрайзеров России.

Мартыщенко

Сергей Викторович


Независимый эксперт в сфере управления и оценки социальных проектов
С 2002 года работает в сфере корпоративной социальной ответственности. Эксперт – аналитик, активно участвует в разработке программ по эффективному развитию некоммерческого сектора России через распространение международного опыта и обмен знаниями.

Медюх

Татьяна Олеговна


Руководитель дирекции фандрайзинга, маркетинга и коммуникаций, член правления Благотворительного детского фонда «Виктория»
С 2011 года занимается освещением деятельности благотворительного детского фонда «Виктория» в СМИ, а также взаимодействием с корпоративными и крупными частными донорами.

Меньшенина

Ирина Леонидовна


Директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», основатель проекта «Спорт во благо»
В сфере благотворительности с 1995 года. С 2001 года профессионально занимается привлечением средств, консультированием и обучением фандрайзеров в России. С 2014 по 2015 год занимала пост исполнительного директора Ассоциации фандрайзеров России.

Михайлова

Марина Евгеньевна


Директор РБОО Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Член общественного Экспертного совета по здравоохранению при Архангельском областном Собрании депутатов. Один из организаторов Попечительского Совета в Архангельске, который является одной из первых успешно работающих моделей системной благотворительности в России.

Орачева

Оксана Ивановна


Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина
С 2012 по 2014 гг. – исполнительный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. С 2014 году – член Совета Форума Доноров, а с января 2015 года является его председателем. Автор более 50 научных публикаций по проблемам федерализма, взаимоотношения центра и регионов.

Склоцкий

Роман Сергеевич


Директор по развитию ООО «Инфраструктура благотворительности»
С 2008 по 2014 год - исполнительный директор Международной программы наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Big Brothers Big Sisters of Russia. Председатель совета директоров Big Brothers Big Sisters of Russia. В 2012 году принял участие в международной лидерской программе обмена «Волонтерство в США».

Слабжанин

Николай Юрьевич


Исполнительный и национальный директор Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет - «Детские деревни SOS»
Соучредитель и глава ревизионной комиссии российской Ассоциации фандрайзеров. Эксперт Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год.

Телицына

Александра Юрьевна


Исполнительный директор программы «Старшие Братья Старшие Сестры»
Руководитель программы наставничества для детей, оставшихся без попечения родителей, МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Ведет активную волонтерскую деятельность: участвует в социально значимых проектах.

Темичева

Елена Викторовна


Директор по коммуникациям и стратегическому планированию Центра «БлагоСфера»
Эксперт в области эффективных коммуникаций, межсекторного взаимодействия и партнерства, социальной ответственности бизнеса. В некоммерческом секторе более 20 лет.

Тополева-Солдунова

Елена Андреевна


Директор АНО «Агентство социальной информации»
С 1994 года является директором Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ). Имеет многолетний опыт управления социальными и коммуникационными проектами. Автор многих публикаций по социальной тематике, деятельности НКО, социальной ответственности и устойчивому развитию.

Тюшкевич

Наталия Борисовна


Директор стипендиальных и грантовых программ «РЫБАКОВ ФОНД»
Член правления российской Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Член рабочей группы Российской Школы Грантменеджеров. Член конкурсной комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета.

Фреик

Наталия Викторовна


независимый эксперт, аналитик в сфере социальных инноваций, благотворительности, КСО
Специалист по оценке социальных программ и проектов с успешным опытом экспертной поддержки крупных российских благотворительных фондов (включая организацию, сопровождение и оценку грантовых конкурсов), а также небольших региональных НКО.

Хромов

Владимир Викторович


Директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений»
Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член Общественного совета при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Заместитель председателя Общественного совета ЮАО г. Москвы.

Шумбурова

Ольга Владимировна


Исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
В некоммерческом секторе более 10 лет. С ноября 2012 г. занимает пост советника по правовым вопросам в филиале Международного центра некоммерческого права в России. Имеет большой опыт консультирования некоммерческих организаций по правовым вопросам, выступления на мероприятиях различного уровня.

Якимец

Владимир Николаевич


Главный научный сотрудник ИППИ РАН
В 2013 -2015 гг. - председатель Экспертного совета при правительстве Москвы по Конкурсу субсидий для социально ориентированных НКО. В 2011-2014 - членм экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий федерального бюджета для субъектов РФ и членом экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий инфраструктурным НКО.

Структура органов управления некоммерческой организации зависит от того, основана ли организация на членстве. Тем не менее, общим для всех организаций является наличие двух органов управления: «высшего» - волеобразующего и «исполнительного» - волеизъявляющего. Исполнительный орган является постоянно действующим.

1. В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом является обычно собрание (съезд) участников. Поскольку многие общественные организации являются массовыми и имеют значительное количество членов, учредительными документами может быть предусмотрено, что в работе высшего органа принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные). Такой высший орган обычно называется съезд либо конференция. Попробуйте сформулировать, какое количество голосов имеет уполномоченный. Обязан ли он следовать указаниям выдвинувших его членов по выносимым на голосование вопросам?

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ):

· изменение устава некоммерческой организации;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, которая проводится по решению суда);

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Определите, является ли эта компетенция исключительной, то есть могут ли эти вопросы быть делегированы другим органам некоммерческой организации согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. К чьей компетенции относится изменение учредительного договора?

2. В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами: совет учредителей, либо лиц, назначаемых учредителями, например, наблюдательный совет, попечительский совет в некоммерческом фонде (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), правление – в государственной корпорации. За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций) ограничений в отношении субъектного (персонального) состава такого органа законодательство не предусматривает.



Следует учитывать, что в организациях с единственным учредителем (например, учреждение) высший коллегиальный орган зачастую вообще не создается, а соответствующие полномочия реализуются непосредственно учредителем.

Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительский, наблюдательный, художественный совет, правление, политсовет, комитет партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве. К их ведению может быть отнесено, в частности:

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Структура и функции этих органов должны определяться уставом с учетом ограничений, установленных для отдельных организационно-правовых форм.

Членам высшего органа управления могут компенсироваться расходы, непосредственно связанные с участием в работе этого органа, однако некоммерческая организация не вправе выплачивать им вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

3. Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации.

Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК РФ). В случае нарушения этого требования, они могут быть привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности и обязаны возместить причиненные организации убытки.

Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего, интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Вопрос о совершении некоммерческой организацией сделок, в которых имеется заинтересованность, то есть усматривается возможность расхождения собственных интересов заинтересованного лица (как сотрудника, родственника, кредитора или участника контрагента) и интересов руководимой им некоммерческой организации, относится к компетенции органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью – то есть решение об их совершении принимает не само заинтересованное лицо, а иной независимый орган (см. ст.27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Если этот порядок не соблюден, то сделка является оспоримой.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Действие пункта 1 статьи 30 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

  • О некоммерческих организациях
    • Глава V. Управление некоммерческой организацией
      • Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

    наличие юридического лица;

    основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

    возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

    возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;

    некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

    по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

    по решению суда;

    в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.

Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли - другой важный признак некоммерческой организации.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации .

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.