Является ли ИП юридическим лицом: разъяснение. Юридическое лицо. Коммерческие и некоммерческие организации

Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Комментарий

1. Статья 2 определяет основные термины, используемые в комментируемом Законе. Данный подход законодателя к раскрытию сущности понятийного аппарата представляется оправданным, поскольку используемый законодателем технико-юридический прием позволяет правоприменителям более четко понять и уяснить для себя суть юридических терминов и механизмов, избежать разночтений и необоснованно широкого толкования перечисленных в комментируемой статье понятий. По сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством, в комментируемом Законе успешно предпринята попытка унифицировать разрозненные нормы о лицензировании и дать им законодательное закрепление, однако в научной литературе выдвигаются иные точки зрения на понятия, определенные в рассматриваемом нормативном акте, которые и будут проанализированы в рамках данного комментария. При этом не следует забывать, что, несмотря на всю научную обоснованность выводов ученых, их нельзя принимать за постулаты, поскольку в Российской Федерации высшую юридическую силу имеют Федеральные законы (ст. 15 Конституции РФ) и в правоприменительной деятельности следует исходить из положений действующего законодательства, а мнения ученых должны учитываться законодателем при разработке проектов нормативно-правовых актов.

2. Итак, основополагающим понятием как комментируемого Закона, так и всей системы лицензирования является термин "лицензия". Анализ приведенного в абз. 2 комментируемой статьи понятия лицензии позволяет выделить ее существенные признаки.

Во-первых, лицензия - это специальное разрешение. Дискуссии в науке и практике вызывает смешение и неоднозначное использование в законодательстве таких понятий, как "разрешение", "специальное разрешение", "лицензия", что наблюдается и в комментируемом Законе. Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение, но и на практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. В данном случае для уяснения смысла и содержаний вышеприведенных понятий, как правило, обращаются к этимологическому толкованию терминов. Так, в толковом словаре С.И. Ожегова предлагается два варианта толкования термина "разрешение": это либо право на совершение чего-нибудь, либо документ, удостоверяющий право, а термин "лицензия" определяется через понятие "разрешение". Анализ действующего законодательства также показывает, что под разрешением понимается право, возможность, основание для деятельности, подтверждение права, а лицензия трактуется либо как специальное разрешение, либо как документ, предоставляющий право. Как следует из вышеизложенного, понятие "лицензия" определяется через термин "разрешение", являясь одной из форм выражения последнего, поскольку понятие "разрешение" является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

В силу того что разрешение - это право на совершение чего-либо, то возникает еще один дискуссионный вопрос: чем же все-таки является лицензия - разрешением или правом? С одной стороны, получив лицензию, лицензиат приобретает право на осуществление определенного вида деятельности. С другой стороны, это "право" ограничено существенными требованиями и условиями, установленными лицензионным законодательством, и, следовательно, в данном случае стоит говорить уже не о праве, а именно о разрешении: совершении лицензионных видов деятельности при условии соблюдения лицензионных требований. В пользу разрешения говорят и другие факты: властный характер лицензионных правоотношений, поскольку выдача лицензии осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти - лицензирующим органом, срок действия лицензии, по истечении которого право осуществления определенного вида деятельности прекращается, возможность приостановления и аннулирования лицензии. Таким образом, как представляется, лицензия - это все же специальный вид разрешения. При этом сам термин "разрешение" следует трактовать не как право в целом, а именно как право на совершение чего-либо.

Следует также обратить внимание, что исходя из законодательной трактовки термина "лицензия" данное разрешение теперь не является документом в прямом смысле этого слова. В связи с чем в комментируемом Законе стали фигурировать документы, подтверждающие наличие лицензии. Однако, вероятно, такая трактовка термина "лицензия" не прижилась, поскольку, кроме как в рассматриваемом нормативном акте, не встречается даже в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, принятых на основе этого Закона, в них речь, как правило, идет о выдаче лицензии, а не документа, подтверждающего ее наличие.

Во-вторых, лицензия выдается на осуществление конкретного вида деятельности. Впервые по сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством в п. 1 ст. 17 комментируемого Закона определены виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. При этом в определении специально подчеркивается, что лицензия выдается на каждый конкретный вид деятельности, иными словами, каждому конкретному виду деятельности соответствует отдельная лицензия, и осуществление другого вида деятельности, не предусмотренного в уже имеющейся лицензии, не допускается и влечет за собой негативные последствия в виде привлечения к ответственности. Так, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа 14.08.2008 рассмотрено дело N А26-711/2008 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ ООО "АТП" по фактам оказания сторонним организациям услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Необходимость лицензирования работ и услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) установлена п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. Руководствуясь положениями названного нормативного акта, ФАС Северо-Западного округа признал, что действия ООО "АТП" по оказанию медицинских услуг без соответствующей лицензии правомерно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В-третьих, лицензия предполагает наличие особых лицензионных условий и требований, которые должен соблюдать лицензиат. Следовательно, предполагается, что у лицензиата имеются реальные возможности и предпосылки для осуществления конкретного вида деятельности, что, в свою очередь, является гарантией качества оказываемых услуг и осуществления соответствующего вида деятельности (более подробно об этом см. комментарии к абз. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 7 Закона).

В-четвертых, такое разрешение выдается только лицензирующим органом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особый субъектный состав лицензионных правоотношений означает, что осуществление лицензионного вида деятельности становится возможным, если лицензия выдана именно специально уполномоченным на выдачу таких лицензий органом, так называемым лицензирующим органом (подробнее см. комментарий к абз. 6 рассматриваемой статьи). Физические лица также выведены из сферы действия комментируемого Закона, поскольку они не относятся к субъектам предпринимательской деятельности и комментируемый Закон не предусматривает возможности лицензирования деятельности физических лиц, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей.

3. Лицензируемый вид деятельности - это прежде всего вид деятельности, закрепленный в комментируемом Законе, а именно в п. 1 ст. 17. Как известно, такое положение дел существовало не всегда. История лицензирования в России столкнулась с проблемами, когда виды деятельности, подлежащие лицензированию, определялись множеством нормативных актов, в том числе и ведомственных, что породило хаос и практически тотальное лицензирование всех видов деятельности. Быстрое увеличение числа лицензируемых видов деятельности связывают с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности", которым в процесс расширения сферы лицензирования были вовлечены субъекты Российской Федерации, что позволило за короткий срок довести список лицензируемых видов деятельности до 1143 <11> (подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 1 Закона). Учитывая негативный опыт, законодатель пришел к единственно правильному решению - закреплению всех видов деятельности, подлежащих лицензированию, в одном нормативном акте федерального уровня, причем перечень этот является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, все изменения и дополнения в это перечень могут быть внесены только путем принятия федерального закона.

Решение о введении режима лицензирования какой-либо деятельности на основе определенных критериев должно приниматься законодателем не автоматически, а при условии невозможности обеспечить в полной мере защиту возникающих при этом публичных интересов иными средствами государственного контроля.

В правовой литературе в качестве критериев лицензирования отдельных видов деятельности предлагается выделять три основания, в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию:

Деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;

Деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;

Деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи.

В основу решения вопроса о применении рассматриваемого государственного инструмента должен быть положен принцип - лицензировать только то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основного назначения лицензирования, состоящего в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов. Так, к примеру, комментируемым Законом не предусмотрена необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющих. В связи с чем в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 23.07.2008) лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В этой замене проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности. Такой подход напрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой, среди приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", - ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регламентирования.

Важен еще один момент, на который обращает внимание законодатель: деятельность, на которую требуется получение лицензии, должна осуществляться только на территории Российской Федерации. Соответственно, совсем не обязательно, что за пределами Российского государства на этот же вид деятельности потребуется лицензия, впрочем, как и наоборот, не факт, что вид деятельности, отнесенный законодательством иностранного государства к лицензируемым, будет подлежать лицензированию в России.

4. Понятие "лицензирование" относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В Российской империи методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811 - 1812 гг.), когда была ограничена внешнеторговая деятельность Англии и Россия выдавала лицензии для торговли с Англией так называемые льготные письма. Однако эта мера была временной и в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой. В советском государстве применение методов лицензирования было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли СССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. И только в современной России сформировался институт лицензирования как таковой.

Вероятно, в силу того, что этот институт сравнительно "молодой", до настоящего времени так и не сложился единый подход к пониманию сущности лицензирования. Не разрешил ситуацию и комментируемый Закон. Предлагаемое законодателем определение термина "лицензирование", по сути, представляет собой перечень действий, осуществляемых лицензионными органами в рамках рассматриваемого нормативного акта, что вряд ли оправданно, поскольку для раскрытия сущности явления необходим комплексный подход к исследуемой проблеме. Как представляется, необоснованно сводить суть лицензирования только лишь к совокупности действий органов государства, умаляя ценность данного правового института как формы государственного управления. Такая позиция законодателя подверглась критике и в научной литературе.

В юридической литературе даются различные определения лицензирования. Одни авторы под лицензированием понимают деятельность соответствующих государственных органов, связанную с выдачей лицензий и контролем за соблюдением лицензионных требований <16>. Другие рассматривают лицензирование как способ государственного регулирования экономической деятельности, который заключается в установлении правового режима осуществления его отдельных видов только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами при наличии определенных условий; или как правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

Государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

Государственный контроль за осуществлением деятельности;

Возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства <18>.

Третьи определяют, что лицензирование - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и хозяйствующим субъектом по поводу получения, продления, отзыва специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности, правовыми последствиями которых являются соответственно возникновение, продление или прекращение специальной правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Как видно из приведенных дефиниций, единое мнение ученых по данной проблеме отсутствует: сущность лицензирования ставится в зависимость от того, с какой точки зрения этот термин исследуется. В связи с чем правоведы предлагают рассматривать термин "лицензирование" в различных аспектах:

Как специфический вид деятельности компетентных органов. Данный аспект соответствует положениям комментируемого абзаца;

Как форму государственного управления, инструмент разрешительной государственной политики, определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении ими отдельных видов деятельности;

Как правовой институт, поскольку весь механизм лицензирования регулируется правовыми нормами, следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляют правовой институт лицензирования;

Как обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

5. Положения абз. 5 комментируемой статьи позволяют определить характерные особенности лицензионных требований и условий.

Во-первых, они устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Следовательно, носят подзаконный характер, поскольку такие положения, как правило, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45 установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, проект положения о медицинской деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи разрабатывает Минздравсоцразвития России.

Во-вторых, выполнение этих условий и требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Соблюдение лицензионных требований и условий представляет собой обязанность лицензиата, их несоблюдение влечет за собой применение мер административной, гражданско-правовой, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев дело о привлечении ООО "Авангард-Авто" к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), постановил, что основанием для привлечения ООО "Авангард-Авто" к административной ответственности послужил факт нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности, выразившийся в перевозке пассажиров в нарушение установленного законодательством порядка (сверх количества мест для сидения, предусмотренных заводом-изготовителем) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2008 N Ф08-2304/2008-828А).

В-третьих, такие требования и условия распространяются исключительно на лицензиата, а не на соискателя лицензии, от которого не допускается требовать представления документов, не предусмотренных комментируемым Законом. Высказано мнение, что такой подход со стороны законодателя обусловлен необходимостью обеспечения свободы доступа лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствующую сферу и (или) отрасль, что является обязательным условием добросовестной конкуренции. Исходя из логики норм комментируемого Закона, соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям только в части, входящей в состав подаваемых им документов.

Качественный и количественный состав лицензионных требований и условий в каждом конкретном случае зависит от специфики конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию. Данные требования и условия могут касаться объекта, с помощью которого осуществляется лицензируемый вид деятельности (например, для получения лицензии на занятие медицинской деятельностью необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений, оборудования и медицинской техники), квалификации самого лицензиата и его сотрудников (например, наличие высшего профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет) (п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (в ред. от 07.04.2008)) и другие требования.

Важно, чтобы в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности были точно определены условия, которым должны соответствовать специалисты соискателя лицензии, его здания, оборудование и другие объекты. В этом случае в обязанности лицензирующего органа будет входить лишь проверка соответствия заявленных условий обязательным условиям, четко очерченным в нормативных актах, что способствует большей объективности. Когда же положение о лицензировании определенного вида деятельности не содержит конкретных требований к соискателю лицензии, но обязывает его представить информацию о квалификации своих работников или характеристиках оборудования, решение о выдаче лицензии зависит от субъективного мнения работников лицензирующего органа, что и представляет собой серьезное нарушение принципов законности и соблюдения прав человека.

6. Лицензирование видов деятельности, определенных в комментируемом Законе, осуществляется органами исполнительной власти двух уровней: федерального и регионального.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45, к которым относятся: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. 02.03.2007), Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Таким образом, функции лицензирующих органов в субъектах РФ могут осуществляться территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

К исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, относятся органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области и автономных округов, входящих в состав Российской Федерации, которые осуществляют лицензирование видов деятельности, установленных вышеназванным Постановлением Правительства РФ. Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 18.06.2007)).

Вышеназванным органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня предоставлен широкий круг полномочий по предоставлению лицензий, приостановлению, возобновлению, прекращению действия лицензий, аннулированию лицензий, контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведению реестров лицензий, а также по предоставлению в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (подробнее см. комментарий к ст. 6 Закона).

7. В комментируемой статье определены понятия "лицензиат" и "соискатель лицензии". Рассмотрим суть этих определений в совокупности, поскольку оба эти понятия тесно взаимосвязаны между собой. По сути, соискатель лицензии и лицензиат, это в перспективе одно и то же лицо, однако до момента выдачи лицензии объем их правомочий весьма отличается.

Итак, в качестве и лицензиата, и соискателя лицензии могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, т.е. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность с целью извлечения прибыли. Согласно ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. I) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008), отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Для получения лицензии предприниматель должен обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, и с этого момента он приобретает статус соискателя лицензии. Объем правомочий, так же как и объем предъявляемых к нему лицензионных требований и условий, ограничен порядком подачи заявления и теми документами, которые необходимо представить в лицензирующий орган для получения соответствующей лицензии. Так, согласно Положению о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 415, для получения лицензии на производство лекарственных средств соискатель лицензии наряду с заявлением представляет в лицензирующий орган, к примеру, копии патентов Российской Федерации, разрешающих производство и продажу патентованных и (или) оригинальных лекарственных средств; копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования. Таким образом, к моменту обращения в лицензирующий орган соискатель уже должен иметь патенты, здания, помещения, оборудование, штат специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств, имеющих высшее или среднее специальное образование (химико-технологическое, биотехнологическое, фармацевтическое или медицинское) и стаж работы по специальности не менее 3 лет, т.е. уже должен отвечать ряду лицензионных требований и условий, перечисленных в п. 4 названного Положения. При этом ряд лицензионных требований, перечисленных в указанном пункте, не распространяется на соискателя лицензии, поскольку он еще не приступил к осуществлению лицензируемого вида деятельности. Так, соискатель лицензии на производство лекарственных средств не обязан соблюдать правила организации производства и контроля качества лекарственных средств в лекарственных формах, разрешенных для производства или повышать квалификацию своих сотрудников, отвечающих за производство, качество и маркировку лекарственных средств не реже одного раза в 5 лет. Следовательно, объем правоспособности лицензиата заметно шире объема правомочий соискателя лицензии, а моментом изменения их правового статуса является момент выдачи лицензии, устанавливающей для лицензиата дополнительные требования и условия, необходимые для выполнения при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. При этом следует отметить, что общая правоспособность юридического лица (индивидуального предпринимателя) в связи с предоставлением лицензии не становится специальной. В этом случае юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) легитимирует в установленном порядке уже имеющуюся у него правоспособность и получает государственное подтверждение своего участия в хозяйственном обороте.

8. Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, так называемые отраслевые реестры. Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий.

Предназначение реестров заключается в учете данных по осуществлению отдельных лицензируемых видов деятельности, поскольку в реестре отражены, так сказать, этапы лицензирования по каждому виду деятельности, что существенно облегчает контроль за процессом лицензирования. Более того, ведение реестров позволяет обеспечить принцип гласности и открытости лицензирования (см. подробнее комментарий к ст. 14 Закона).

Является ли ИП юридическим лицом - понятие и сущность ИП + признаки физического и юридического лица + сравнение ИП и юридического лица по 10 показателям.

Понимание того, , достаточно сложное для простого обывателя.

Однако, многие желающие заняться предпринимательской деятельностью, отдают предпочтение регистрации именно ИП, чем к примеру ООО или АО.

Но при этом часть из них действительно не понимает разницы, и это не удивительно, ведь с этим вопросом связано много нюансов, о которых мы и поговорим в сегодняшней статье.

Что значит быть индивидуальным предпринимателем?

Почему происходит такая неразбериха с тем, кто же такой индивидуальный предприниматель, известный нам как ИП?

Если говорить простыми и понятными словами, то ИП - это физическое лицо, но в плане обладающее спектром прав юридического лица.

А если воспользоваться законодательными актами и нормативами Российской федерации, то ранее на месте уже ставшего для нас привычным ИП фигурировали такие понятия, как «частный предприниматель» и «предприниматель без образования юридического лица».

Сейчас же ИП, говоря на языке законодательства, - это физлицо, которое было зарегистрировано в соответствующих органах и действующее в рамках законов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, но без образования юридического лица.

Если копнуть глубже, то выясняется, что стать ИП может практически любой человек, даже несовершеннолетние, но при условии выполнения определенных требований.

Что здесь имеется ввиду?

Был Сидоров Петр Иванович, а после регистрации стал ИП Сидоров Петр Иванович.

Теперь от может заниматься предпринимательской деятельностью, которая может контролироваться законодательными актами, касающимися юридических лиц, но при этом есть важное примечание - «если иное не вытекает из законов или иных правовых актов».

Таким образом, в первую очередь, необходимо работать по законам и нормам, напрямую связанных с индивидуальным предпринимательством.

Теперь тезисно пройдемся по основным моментам:

  • Без регистрации ИП нельзя заниматься бизнесом, в противном случае он будет считаться незаконным.
  • После регистрации ИП должно встать на учет в налоговых органах и выбрать систему налогообложения.
  • В случае есть ИП несет имущественную ответственность в рамках всего того, чем владеет предприниматель в качестве физического лица.
  • При необходимости можно нанимать персонал, и, следовательно, ИП имеет право делать пометки в трудовых книжках работников.

Забегая наперед, скажем, что индивидуальный предприниматель - это не юрлицо, хотя он частично обладает теми же правами и обязанностями.

Признаки физического лица


Чтобы до конца разобраться с вопросом, является ли ИП юридическим лицом, необходимо рассмотреть, кто же такие и физические лица.

Итак, физлицо - это обычный человек, который обладает рядом прав и обязанностей и функционирует в правовом поле того или иного государства.

Признаки физлица:

  • идентификация проходит через имя;
  • нет необходимости в регистрации (ну разве что получение свидетельства о рождении и получения паспорта);
  • наличие прав на то, чтобы проводить экономические сделки с такими физическими лицами, а также юридическими. Это касается торговли, работы на бирже, производства, транспорта.

Является ли ИП физическим лицом?

А есть ли существенная разница между ИП и физлицом?

Конечно, есть, но на ряду с отличиями есть и ряд общих черт.

Общие черты ИП и физлица:

  • полученными доходами индивидуальный предприниматель, так же как и физическое лицо, может распоряжаться как ему вздумается;
  • нет необходимости вести бухучет и даже открывать счет в банке;
  • ИП необязательно создавать свою печать;
  • как и физическое лицо, ИП несет ответственность за совершенные правонарушения;
  • физлицо может иметь свой адрес, по которому ИП имеет право .

Главным отличием ИП от физического лица является то, что первый имеет право вести предпринимательскую деятельность, а второй нет.

Но по большей части в таком случае предприниматель это действительно физическое лицо, которое занимается бизнесом.

Признаки юридического лица

Чтобы наверняка убедиться в том, является ли ИП юридическим лицом, необходимо ознакомиться с признаками второго субъекта хозяйствования.

Итак, признаки юридических лиц:

  • зарегистрированная организация, владеющая определенным имуществом;
  • имеет свое название и адрес;
  • имеет обособленную собственность;
  • юрлицо - это коллектив, который действует не по принципам неформального общения, а имеет свою структуру в виде органа управления и работников, выполняющих определенные обязанности;
  • в суде может быть и выступать в качестве истца или ответчика;
  • в основные обязанности юрлица входит ведение бухучета и составление отчетности для налоговых и других государственных органов;
  • в зависимости от выбранной организационно-правовой формы несется ответственность за совершенные правонарушения;
  • имеет право получать лицензию на ведение некоторых видов деятельности;
  • обязательно наличие печати и открытие корпоративного счета в банке.

Проясним некоторые моменты, касающиеся обособленности имущества, ответственности и выступления в суде.

Под первым имеется ввиду то, что учредители при вносят свои доли в уставный капитал.

Второе - это, что ответственность несется в тех пределах, которые установлены законодательно для той или иной организационно-правовой формы предприятия.

Третье, юрлицо будет выступать в суде от лица всей компании.

Является ли ИП юридическим лицом?


Ну вот мы и подобрались к ответу на вопрос, а является ли ИП юридическим лицом?

Без лишних слов, обозначим тот факт, что их схожесть связана только лишь по причине ведения финансовых и других вопросов, касающихся осуществления предпринимательской деятельности:

  • подготовка отчетности для налоговой службы;
  • проверки со стороны налоговой, пожарной и санэпидемиологической служб, Роспотребнадзора и других контролирующих контор;
  • имеется право на набор персонала;
  • за правонарушения несется наказание в виде штрафных санкций.

Но чтобы рассмотреть этот вопрос глубже и убедиться в том, кто же такой ИП - физическое или юридическое лицо, предлагаем сделать небольшую сравнительную характеристику:

Показатель сравнения Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо
Обязанность платить налоги Есть Есть
Обязанность вести учет Есть Есть
Право нанимать работников Есть Есть
Открытие расчетного счета Есть право Обязанность
Печать Есть право, но все чаще ИП регистрируют печать, что подтверждает серьезность их намерений сотрудничать с контрагентами Обязанность
Штрафы Имеются и обязательны к выплате, но не в таком размере как для юрлица Имеются и обязательны к выплате
Ответственность Всем своим имуществом В размере доли в уставном капитале, если иное не предусмотрено законодательством
Процедура регистрации и адрес Процедура регистрации простая, без подачи учредительных документов. Достаточно подать заявление, паспорт и квитанцию об оплате госпошлины.
Адрес - место жительства, но деятельность можно вести где угодно.
Процедура регистрации сложная, требующая подачи множества документов и ожидания времени.
Адрес - юридический, зачастую это офис.
Ведение различных видом деятельности Есть ограничения Нет ограничений, но необходимо получение разрешительной лицензии
Распоряжение денежными доходами Как угодно и на что угодно. При снятии средств достаточно указать, что это доход ИП При снятии средств необходимо подтвердить цель их дальнейшего использования

Таким образом, можно заметить, что между ИП и юрлицом все же больше различий, чем сходства, особенно это касается прав и обязанностей.

Но если ИП «примерит» на себя обязательные признаки юридического лица, а именно откроет расчетный счет, зарегистрирует печать, наймет работников, то получится, что его практически не отличишь от полноценной организации.

Но даже при таком условии, нельзя ответить на вопрос: «Является ли ИП юридическим лицом?» однозначное «Да».

Это скорее промежуточный этап между физическим лицом и полноценной организацией.

В любом случае это субъект хозяйствования, который в своей работе руководствуется определенными нормативно-правовыми актами, регулирующими экономические отношения.

Поэтому в целом ИП все же больше относится к физическому лицу, что и дается в определении понятия.

Еще раз об отличиях ИП от юридических лиц в видео:

Достоинства и недостатки ИП перед юридическим лицом

«Вы должны выучить правила игры. И только после этого вы должны играть лучше других.»
Альберт Эйнштей

В завершении хотелось бы рассказать о положительных и отрицательных сторонах регистрации ИП для осуществления предпринимательской деятельности.

Этот раздел будет завершающей точкой, в ответе на вопрос о том, является ИП юридическим лицом или нет.

То есть еще раз подтвердим основные отличия между этими субъектами хозяйствования.

Итак, преимуществами открытия ИП перед юридическим лицом является следующее:

  • достаточно простая и быстрая процедура как открытия, так и ;
  • полноправное пользование доходом от деятельности, его можно тратить как на нужны бизнеса, так и на себя;
  • ведение упрощенной отчетности;
  • нет необходимости арендовать офис под бизнес, дела можно вести прямо из личного дома;
  • решения принимаются только самим ИП, их не нужно согласовывать с кем-либо;
  • при выборе системы налогообложения, предусматривающей уплату ЕНВД, нет необходимости вести учет.

Но на ряду с преимуществами, есть и недостатки, которые могут стать серьезными препятствиями в ведении дел:

  • ответственность перед кредиторами или другими третьими лицами несется не только в пределах имущества, относящегося к бизнесу, но и личного;
  • невозможность заниматься некоторыми видами деятельности, так как на них есть ограничения в виде открытия юридического лица;
  • большинство крупных предприятий не ведет дела с ИП по причине неуплаты вторыми , что не позволяет первым вернуть налоговый кредит;
  • решения принимаются исключительно предпринимателем, ведь нет возможности управляющего или директора фирмы
  • обязанность платить страховые платежи в Пенсионный фонд, даже если ИП работает исключительно один.

Если в начале чтения этой статьи вы были простым обывателем, который интересовался, а является ли ИП юридическим лицом , то теперь вы знаете, что нет.

Даже если предприниматель воспользуется правами, которые являются обязанностями организаций, то все равно он будет действовать в своем правовом поле.

Но в целом, можно сказать, что ИП - это субъект хозяйствования, который имеет в себе черты физического и юридического лица, что делает его по своему необходимым.

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъ­ектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим ли­цом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обосо­бленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осущест­влять имущественные и личные неимущественные права, не­сти обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач.

2) имущественная обособленность. Это означает, что имуще­ство юридического лица, независимо от его правового режи­ма (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т.е. отделено от иму­щества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъ­ектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления мо­гут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным име­нем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т.е. выступать в гражданском обороте, а* также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организа­ций - фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-право­вой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои орга­ны, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.



4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия

порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Под правосубъектно­стью юридического лица понимается наличие у него качеств субъ­екта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать общую (универ­сальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособ­ность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществле­ния любых видов деятельности. Именно такой правоспособно­стью обладают граждане. Специальная правоспособность предпо­лагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанно­стей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК). -

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое ли­цо не может обладать такими правами, которые в силу своей спе­цифики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление не­которых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц 1 .

Применительно к юридическим лицам со специальной право­способностью важно разграничивать предмет их уставной деятель­ности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятель­ности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок куп­ли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организа­ций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основ­ной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспо­собностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необ­ходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отли­чие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность воз­никает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и испол­нять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятель­ность людей, составляющих организацию, ибо только люди спо­собны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осу­ществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического ли­ца права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.

28. Органы юридического лица, их компетенция и виды.

Приобретенеие и отчасти осуществление гражданских прав и обязанностей - прерогатива органа юр. лица.

Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юр. лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочений (доверенности).

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права.Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление), так и несколько (директор и дирекция, правление и председатель правления). Органы могут быть единоличными(директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными. (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание)

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.