Что следует знать работнику. Какие различают типы начальников

Классный руководитель - это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

Рассмотрим подробнее, чем занимается классный руководитель.

Классный руководитель должен знать :

  • Имя, фамилию, адрес, телефон каждого ребёнка в своём классе, и эти же данные для каждого родителя или законных представителей ребёнка + место работы и рабочий телефон. Вы наверняка уже видели бумажки, которые часто приходится заполнять под названием «Согласие на обработку персональных данных». Не пугайтесь этих бумажек. Школа выполняет закон «Об персональных данных», так же и как все учреждения. Вспомните хотя бы поликлинику или свою собственную работу, там вам обязательно давали заполнить такой бланк. Данные о месте работы и телефоне берутся на случай «несчастного случая» (извините за тавтологию). Если что случится, могут позвонить вам на работу.
  • медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка (данные о здоровье, что ему можно, а что нельзя). К примеру, у вашего ребёнка сильная аллергия на шоколад. Учитель от себя решает подарить детям ко дню рождения шоколадку. Дети они такие, разве откажутся от сладкого? Вот и беда случается, а учитель (который отвечает за жизнь и здоровье ребёнка ) в панике и не знает что делать.
  • особенности характера ребёнка (по возможности) (какие-то черты ребёнок может при вас и не демонстрировать, но если вы очень хорошо знаете его, то расскажите своему классному руководителю, это во многом может помочь в работе). Знала одного ребёнка, который с виду казался очень спокойным и трудолюбивым. К середине года видимо из-за усталости он начал раздражаться. Если что-то не слышал или не успевал, не понимал, мог бросить тетрадь, разрисовать контрольную работу или просто броситься в слёзы. Всё, что можно бы было объяснить учителю, подняв руку, он выражал подобным образом. Спрашивать о переломах психики у родителей учитель не всегда считает удобным, а проблема никак не решается.
  • Уважаемые родители! Вы лучше знаете своих детей! Учителя изучают психологию в институте, но в маленьких объёмах и не всегда могут понять, что происходит с ребёнком (многое в характере зависит от семьи, которое учитель за два занятия в неделю понять не может!)
  • социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе). Одни родители жаловались, что в анкете для родителей (которую вас просят заполнить для выяснения социального статуса семьи - обобщённые данные затем передаются социальному педагогу школы) был вопрос: «Опишите материальное положение семьи». Такой вопрос не выражает социальный статус семьи, а материальный (что является личной информацией) и не имеет права находиться в такой анкете. Вы не обязаны сообщать об этом классному руководителю! Скорее всего, администрация школы вместе или отдельно с классным руководителем хотят выяснить, кто из родителей имеет больше денег, сами понимаете для чего. Классный руководитель отвечает за ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят записки, справки и т.д.

Что же обязан делать классный руководитель:

помогать решать конфликты в классе (между учениками); — помогать решать конфликты ученика и учителя ; — готовить и проводить собрания и ; — вести учёт в столовой школы (в старших классах этим могут заниматься сами учащиеся); —проверять дневники раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). — все проблемы , связанные с конкретным учеником , обсуждать только с его родителями (законными представителями), а не в присутствии других детей или других родителей (если их дети в конфликте не участвуют); — в случае возникновения несчастных случаев, конфликтных ситуаций сообщать родителям всю информацию .

Классный руководитель может :

— приглашать учеников и их родителей на индивидуальные беседы; — звонить родителям по причинам, касающимся обучения, воспитания, поведения и жизни ребёнка в школе; по просьбе родителей: — помочь в закупке , тетрадей, пособий; — в организации досуга детей (если платный, например, поход в кино). Но вправе и отказаться, так как школа и её работники не должны иметь дело с деньгами родителей.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы; — раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях); — в одиночку выводить класс за пределы школы , если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей).

Напоследок…

Но кроме обязанностей и запретов, классный руководитель всё же имеет и личную жизнь. Многие родители забывают про это и могут названивать учителю поздним вечером или даже ночью. Ладно, если случилось что-то или срочно что-то надо сообщить. Но часто некоторые мамочки и папочки предъявляют разные претензии и в не особо вежливой форме(почему не посадил ребёнка ближе к доске, хотя учитель впервые узнает об этой просьбе; написал несправедливое замечание в дневнике и т.д. и т.п.). Неужели об этом нельзя поговорить днём или при личной встрече? Учителя тоже люди и тоже хотят побыть дома в спокойной обстановке. Сами понимаете, что школа не рай. Конечно, есть учителя, которые в любое время готовы вас выслушать, но делайте это в разумных пределах (в вежливой форме, в не позднем времени). После звонков с отрицательными эмоциями родителей, я должна была садиться делать уроки на следующий день. Создание уроков - творческий процесс по обучению и воспитанию ваших деток. Впитав вашу отрицательную энергию, учитель может создать гениальные уроки?

Если вы чем-то возмущены, то, пожалуйста, прислушайтесь к этим советам, прежде чем гневно звонить классному руководителю:

  • звоните в рабочее время (спросите о рамках звонка у вашего классного руководителя);
  • говорите вежливо, не создавайте конфликт (учителя бывают разные, могут злость выразить на ребёнке); вопросы, касающиеся детей, можно решить только в доброжелательной обстановке, а не в гневе и раздражении;
  • во всех проблемах опирайтесь на интересы ребёнка (как ситуация влияет на ребёнка, страдает он от этого и т.д.), а не на своё мнение, вы ведь решаете проблемы для улучшения жизни ребёнка!

Классный руководитель - ваш помощник и коллега в воспитании ребёнка. Относитесь к нему с уважением. Люди бывают разные, не всегда можно хорошо поладить. Но если случается какая-то проблема с вашим ребёнком в школе, дома, вы вполне можете с ним посоветоваться. В интересах классного руководителя помочь своему подопечному вырасти человеком в полном смысле этого слова. А теперь вы знаете об этой дополнительной должности учителя немного больше.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций; не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции; передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Статья 89.

Передача персональных данных работника При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия; предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности).

Для государственных учреждений положения разрабатываются нормативными правовыми актами. Так, Положение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела утверждено Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609. Порядок утверждения Положения Если в организации есть профсоюз, Положение утверждается с учетом его мнения в порядке, определенном ст.
372 ТК РФ (если данное требование установлено коллективным договором или соглашением): работодатель направляет проект положения в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня его получения отсылает работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Какие персональные данные работника вправе запрашивать работодатель?

Заместитель генерального директора — директор по персоналу осуществляет общий контроль соблюдения работниками мер по защите персональных данных, обеспечивает ознакомление сотрудников под роспись с локальными нормативными актами, в том числе с настоящим Положением, а также истребование с работников обязательств о неразглашении персональных данных. 4. Доступ к персональным данным.4.1. Доступ к персональным данным работников имеют:- учредители Общества;- генеральный директор;- заместитель генерального директора;- финансовый директор;- директор по персоналу;- главный бухгалтер;- юрист;- начальник отдела безопасности;- руководители структурных подразделений (только к данным работников своего подразделения);- специалисты отдела по работе с персоналом и бухгалтерии — к тем данным, которые необходимы им для выполнения конкретных функций.4.2.

Положение о персональных данных (образец)

В этом случае в заявлении помимо прочего указывается лицо (нанимаемый специалист, фирма), кому будут предоставляться персональные данные. С другой стороны налоговый агент становится представителем работодателя и, представляя отчетность, действует от его имени, то есть в рамках трудового законодательства. Что касается сохранности сведений, в договоре с привлекаемыми специалистами всегда присутствует пункт о конфиденциальности.

Условие о неразглашении сведений можно предусмотреть в трудовых договорах с сотрудниками, которые будут иметь доступ к персональным данным. Образец Согласие работника на обработку персональных данных ИП Смирнову А. С. от менеджера Киселевой Е. Н. Заявление на обработку персональных данных Я, Киселева Елена Николаевна зарегистрированный (ая) по адресу: г.


Москва, ул. Смольная, д. 7, кв. 15 паспорт серия _45 04_ № _123456_, выдан _ОВД «Левобережный» г.

Трудовой кодекс

Сведения о персональных данных работников относятся к числу конфиденциальных (составляющих охраняемую законом тайну Общества).1.4. При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами. 2. Получение персональных данных.2.1. Источником информации обо всех персональных данных работника является непосредственно работник.

Если персональные данные можно получить только у третьей стороны, то работник должен быть заранее в письменной форме уведомлен об этом и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель обязан сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.2.2.

Рубрики

ТК РФ); 2) документы о составе семьи работника, необходимые для предоставления ему гарантий, связанных с выполнением семейных обязанностей; 3) документы о состоянии здоровья работника, если в соответствии с законодательством он должен пройти предварительный и периодические медицинские осмотры; 4) документы, подтверждающие право на дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (об инвалидности, донорстве, нахождении в зоне воздействия радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и др.); 5) документ о беременности работницы и возрасте детей для предоставления матери установленных законом условий труда, гарантий и компенсаций.

Глава 14. защита персональных данных работника

Инфо

Отметим: в согласии работника обязательно должны указываться ФИО и адрес сотрудника и предпринимателя, реквизиты паспорта работника, цель обработки данных (кадровый учет, отчетность); перечень данных, на обработку которых дается согласие; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие; срок действия согласия, способ отзыва, подпись работника (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Нужно ли согласие работника, если коммерсант самостоятельно не составляет отчетность, а привлекает сторонних специалистов? Однозначного ответа на данный вопрос нет, разъяснений ведомств тоже. Отдельные налоговые представители требуют предоставить согласие каждого сотрудника и даже предлагают собственный бланк заявления.


Конечно, документ лишним не будет и обезопасит от возможных претензий контролеров. Поэтому, если работников немного, согласие лучше получить от каждого.

Какие персональные данные работника руководитель не имеет права получать

Ввести в действие с 26.06.2012 Положение о персональных данных работников ООО «САТУРН» (далее — Положение).2. Менеджеру по персоналу Кукиной Л.А. до 29.06.2012 довести Положение до сведения всех сотрудников организации под роспись.3. До 27.06.2012 запросить с работников, осуществляющих обработку персональных данных, перечисленных в Положении, обязательство о неразглашении персональных данных работников ООО «САТУРН» (по форме Приложения N 1 к Положению).4.
Местом хранения Положения определить кабинет отдела кадров организации.5. Контроль исполнения данного приказа оставляю за заместителем генерального директора — директором по персоналу Максимовой Н.В. Генеральный директор Королев /В.В. Королев/ С приказом ознакомлены: Менеджер по работе с персоналом Кукина /Л.А.


Кукина/Директор по персоналу Максимова /Н.В.
Кроме того, нельзя забывать о требованиях Закона № 152-ФЗ, который также регулирует вопросы хранения и обработки персональных данных. Никаких специальных систем и сейфов коммерсант приобретать не обязан. Трудовой кодекс предоставляет работодателю свободу: «порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего кодекса и иных федеральных законов» (ст. 87 ТК РФ). Необходимо документально оформить правила хранения и защиты персональных данных. Таблица 1 Документы, в которых содержатся персональные данные работников № п/п Вид документа Персональные данные сотрудника 1 Анкета, другой документ, заполняемый кандидатом на должность при собеседовании Анкетные, биографические данные физлица 2 Копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность ФИО, дата рождения.
Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами; 3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение; 4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами; (п.

2 какие персональные данные работника руководитель не имеет права получать

В отделе кадров Общества кроме личных дел создаются и хранятся следующие документы, содержащие персональные данные работников:- трудовые книжки;- подлинники и копии приказов (распоряжений) по кадрам;- приказы по личному составу;- материалы аттестаций и повышения квалификаций работников;- материалы внутренних расследований (акты, докладные, протоколы и др.);- копии отчетов, направляемых в государственные органы статистики, налоговые инспекции, вышестоящие органы управления и другие учреждения;- другие.3.5. Персональные данные работников также хранятся в электронном виде на локальной компьютерной сети. Доступ к электронным базам данным, содержащим персональные данные работников, обеспечивается двухступенчатой системой паролей.
Пароли устанавливает системный администратор Общества, затем они сообщаются индивидуально сотрудникам, имеющим доступ к персональным данным работников.

Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.

Функциональный тип организационной структуры. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Для промышленных предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, типичными являются следующие основные функции: научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, производство, маркетинг, финансы. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений.

Линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами. У линейного руководителя появляется штаб, состоящий из управленческих подразделений (отделов, бюро, групп, служб, специалистов, которые специализируются на выполнении какого – то одного вида управленческой деятельности. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Руководитель осуществляет управление через своих функциональных заместителей.

Дивизиональная структура управления . Дивизиональные (от англ. отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. ХХ в., когда резко увеличились размеры предприятий. Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.

Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой - не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.

Штабной тип организационной структуры.

Данный вид структуры предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. Создается группа подразделений, целью которой является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы.

Органический тип

Матричный вариант организационной структуры основан на программно- целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться своим непосредственным руководителям. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.
Проектная – временная структура, созданная для осуществления конкретного проекта, решения конкретной задачи группой специалистов, после чего группа распадается на новый проект

Эмоциональные руководители довольно часто грозят уволить своих провинившихся подчиненных «по статье». Однако угрозы эти чаще всего голословны. Прежде чем впадать в панику, проштрафившемуся работнику следует тщательно разобраться в ситуации - насколько вескими основаниями обладает начальник для подобного шага. Рассказать о возможных вариантах преодоления подобных проблем мы попросили Анну Веселову, консультанта Студии управленческого консалтинга «Новел Групп».

Статья 81 ТК РФ п.п. 5-11 ч. 1 увольнение за «виновные действия работника» предполагает множество нюансов, зная о которых человек достаточно легко сможет защитить свои права. Так, среди наиболее типичных нарушений, которые допускают работодатели, пытаясь избавиться от неугодного человека, можно назвать:

  • попытки увольнения за однократное нарушение трудовых обязанностей в случаях, не предусмотренных законом;
  • отсутствие документально подтвержденных доказательств вины работника или увольнение без учета тяжести совершенного работником проступка;
  • нарушение процедуры увольнения, в т. ч. несоблюдение сроков издания приказа об увольнении;
  • увольнение лиц, которые в соответствии с законом не могут быть уволены по инициативе работодателя.

Что следует знать работнику

Увольнение работника по виновным основаниям является мерой дисциплинарного взыскания. При наложении любого дисциплинарного взыскания (замечание, выговор и увольнение) работодатель должен соблюдать единый порядок, предусмотренный ст. 192-194 ТК РФ. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

По общему правилу, для увольнения работника должно иметь место неоднократное нарушение с его стороны трудовых обязанностей. Исчерпывающий перечень однократных нарушений, за которые может быть уволен любой работник, установлен трудовым законодательством: прогул; появление в состоянии опьянения; разглашение охраняемой тайны; совершение по месту работы хищения; грубое нарушение правил охраны труда. За отдельные однократные нарушения могут быть уволены только специально предусмотренные законом категории работников (утрата доверия работником, обслуживающим материальные ценности; аморальный проступок воспитателя и некоторые другие). Неоднократность имеет место в случае, если работник уже имеет дисциплинарное взыскание (замечание или выговор) и в течение года с момента наложения взыскания вновь нарушает трудовые обязанности. Следовательно, работнику следует стремиться обжаловать любое дисциплинарное взыскание, не только увольнение.

Обязанность доказать вину работника лежит на работодателе. Как правило, для документальной фиксации нарушений работодатель составляет соответствующие акты. Работнику не следует уклоняться от подписания таких актов, наоборот, целесообразно заявлять свои пояснения, возражения, замечания и т. п. и стремиться к тому, чтобы они были зафиксированы в акте.

Работнику не следует уклоняться от написания объяснительной. В ней работник может подробно изложить свои оправдания, сослаться на уважительные причины, которые впоследствии могут быть учтены судом. Например, по факту нарушения трудовых обязанностей работник может заявить следующие оправдательные доводы: перегруженность, противоречие требований работодателя трудовому договору, противоречие между требованиями непосредственного и вышестоящего руководителя, тяжелые семейные обстоятельства и другие. Отсутствие объяснительной работника не препятствует наложению на него взыскания, однако если работодатель не потребовал от работника письменных объяснений, - это нарушение со стороны работодателя, и взыскание может быть признано незаконным.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Некоторые работники даже при совершении дисциплинарного проступка не могут быть уволены по инициативе работодателя. К ним относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ).

Несовершеннолетние работники могут быть уволены по инициативе работодателя только с согласия Государственной Инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Увольнение членов профсоюза производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).

Руководитель действует по плану, в котором должны быть предусмотрены все его главные действия, его отношения с подчиненными, а также должно быть выделено время на обдумывание перспективных вопросов и время на повышение своей квалификации.

Руководитель, работающий по принципу «открытых дверей», - т. е. в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому вопросу, не может рассчитывать на рациональное использование своего времени.

Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться, - только тогда он научится управлять.

Руководитель, слабо разбирающийся в специальных проблемах, управление реализацией которых составляет его компетенцию, подобен слепому, взявшемуся быть проводником.

Следует быть смелым и решительным; ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, боязнь брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше что и как делать.

Незачем откладывать без причин решение вопроса: бремя нерешенных проблем давит на психику и делает человека раздражительным.

Не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что, собственно, нуждается в корректировке. Торопливые, а значит и недостаточно продуманные действия часто не приносят пользы.

Не спешите с заключениями по вопросам, в отношении которых нужно высказать свои соображения. Прежде изучите всю необходимую информацию, посоветуйтесь с опытными людьми и внимательно выслушайте любые мнения по этим вопросам.

Загружайте подчиненных работой таким образом, чтобы они научились ценить время - нет ничего хуже, чем вынужденное безделье.

При неудачах не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите источник неудач в себе. Помните, что руководитель, который легко находит оправдания всегда и всему, редко бывает специалистом еще в чем-нибудь.

С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, неспособные предугадать их, почувствовать их приближение и подготовиться к ним.

Распределяйте задания с учетом опыта и способностей каждого работника. Нельзя давать поручения, явно превышающие возможности работника. Задание должно быть трудным, но выполнимым.

Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, а также проверить, как подчиненный понял задание. Это поможет ему действовать сознательно и проявлять инициативу.

Нельзя давать одновременно несколько важных и срочных заданий: это распыляет внимание исполнителя. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные.

Неразумно рассчитывать только на себя, считая себя все знающим и все умеющим, а подчиненных неграмотными, неквалифицированными людьми.

Никогда не делайте сами того, что могут выполнить ваши подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать образец исполнения или пример.

Участвовать во всех делах и вникать во все детали, принимать посетителей, держа в одной руке телефонную трубку, а другой подписывать письмо и в то же время переговариваться со стоящим рядом сотрудником - далеко не лучший стиль работы.

Отсутствие указаний «сверху» - это не основание для бездействия. Входящие в компетенцию руководителя вопросы должны решаться им самостоятельно без специального на то разрешения высшей инстанции.

Выполнение каждого задания обязательно контролируйте: отсутствие контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой работы, в то же время следует избегать мелочной опеки над подчиненным.

Если среди ваших подчиненных есть хоть один бездельник, сделайте все возможное, чтобы заставить его работать, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.

Когда предлагаемое сотрудником решение не противоречит в принципе вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы: нет нужды вести дискуссии по мелочам и мешать проявлению его инициативы.

Каждое достижение работника и его инициативу необходимо немедленно отметить. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии других сотрудников, за хорошую работу. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают его успехов.

Каждый раз с удовлетворением отмечайте положительные сдвиги в поведении неподатливого сотрудника, которых ему удалось добиться. Убедите его, что вы за разумные компромиссы и не разделяете лозунга «все или ничего».

Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-то вопросе; радуйтесь такой опоре и поддерживайте его Хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.

Не давайте обещаний, если не уверены, что они будут обязательно выполнены. Настоящий руководитель не бросает слов на ветер, взвешивает каждое свое обещание и, если оно дано, исполняет его со всей энергией и настойчивостью.

Создавайте и постоянно поддерживайте материальную и моральную заинтересованность подчиненных в конечных результатах труда.

Лучше не увлекаться наказаниями; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд более привлекательным и производительным. Однако в своих шутках остерегайтесь:

  • ставить человека в глупое положение;
  • задевать чужие интимные или семейные дела;
  • выражать свою неприязнь или издеваться над кем-то;
  • не учитывать чужое самолюбие, задевать человеческое достоинство;
  • смеяться, когда не смешно, или смеяться шутке прежде других;
  • смеяться над тем, кто чего-то не понимает.

Держите себя с людьми ровно, не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще никем.

Помните, что руководитель не имеет права обижаться. Он должен анализировать складывающуюся ситуацию и принимать решение.

Не старайтесь приобрести репутацию «доброго» руководителя, фамильярничая с подчиненными.

Не говорите в споре что-то резкое и тем более оскорбительное. Подумайте о том, что у каждого человека есть чувство собственного достоинства. Чтобы разобраться в точке зрения оппонентов, попытайтесь, хотя бы на минуту, поставить себя на его место.

Помните: искра уважения и тем более любви, зароненная руководителем в сердце, способна зарядить его на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что все остальные средства воздействия исчерпаны; действуйте методом убеждения, находите индивидуальный подход к каждому работнику с максимально возможным учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.

Не злоупотребляйте терпением подчиненных, будьте кратки в деловом разговоре с ними.

Всегда старайтесь предварительно выяснить, насколько уместными могут оказаться ваши критические замечания в адрес подчиненных в каждом конкретном случае, имея в виду, что их ошибки могут быть вызваны уважительными причинами.

Чтобы не унизить подчиненного без особой надобности, не делайте подчиненному замечаний в присутствии третьего лица. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно или оскорбительно в их отсутствии, высказывайте свои претензии к ним открыто.

Оценивая поведение подчиненных, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большое значение.

Умейте трезво оценивать результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменяя неправильные решения.

Скромность - это не только украшение человека: можно быть скромным, не будучи умным, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.

Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненного, даже если оно несущественно. Иначе подчиненный будет молчать и в других, более важных случаях. Руководитель пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять.

В манере говорить проявляется профессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя. Благоприятное впечатление производит простота речи, удачно выбранные интонации, выражение лица, сдержанные экономные жесты и позы, меткое и к месту сказанное слово.

Желательно, чтобы в действиях руководителя не было никакого формализма, чтобы все они были продиктованы целесообразностью.

Иногда полезно высказывать замечания в виде вопроса: «Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?» или «Не думаете ли вы, что здесь следует что-нибудь изменить?», чем сказать то же самое в резкой форме.

Вообще, следует стараться давать указания не в приказном тоне, а в стиле доверительного общения: «прошу», «будьте добры» и т. п. Если вы имеете в коллективе авторитет, то каждый поймет обращенную к нему просьбу как указание, обязательное к исполнению.

Назначение любого работника следует согласовывать с тем руководителем, в подчинение которого он будет находиться. Тогда этот руководитель проникается большим чувством ответственности за деятельность нового сотрудника и старается помочь ему, особенно на первых порах.

Будьте оптимистом и в сложных ситуациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела.

Нужно уметь хорошо разбираться в людях, в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство и неумеренное восхваление часто кружит голову незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку и результаты своей деятельности.

Нет лучшего способа усыпить бдительность руководителя, чем лесть, тем более что ему часто трудно отличить ее от искреннего уважения и признания заслуг. Однако постоянное напоминание даже о действительных заслугах есть форма лести.

Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «надежных лиц», чтобы обеспечить себе поддержку в коллективе: это неизбежно повредит вашему престижу и разрушит коллектив.

Руководитель сам никогда и никуда не должен опаздывать и обязан того же требовать от подчиненных.

Надо быть принципиальным не только с подчиненными, но и в общении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел в управляемой вами системе, отстаивать интересы дела.

Руководитель должен как можно меньше пользоваться словом «Я». Частое употребление слова «Я» вызывается тайным самодовольством и крайним честолюбием. Оно свидетельствует о том, что руководитель хочет подчеркнуть свою значимость и исключительность. Такое поведение руководителя, как правило, вызывает раздражение у подчиненных и отвращение ко всему, что он говорит и приписывает себе.