История развития социального обеспечения кратко. История развития законодательства о социальном обеспечении. История развития законодательства о социальном обеспечении в РФ.doc

Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытном строе осуществлялось в силу обычая. В рабовладельческом обществе для рабов не существовало каких-либо форм обеспечения старости либо нетрудоспособности. Для свободного населения с появлением профессиональной деятельности возникают такие формы обеспечения как пенсии. Так, в Древней Греции для ветеранов воинской службы были введены пенсии, а в Древнем Риме служба вознаграждалась предоставлением земельного надела.

Прежде всего, среди улучшений, внесенных в программу социального обеспечения во время администрации Джонсона, есть комплексные программы медицинского страхования для пожилых американцев. Стоимость адекватного частного медицинского страхования, если она выплачивается в пожилом возрасте, больше, чем может позволить себе большинство пожилых людей. Из-за ограниченной доступности государственных средств только очень нуждающимся может помочь. С другой стороны, проблема высоких затрат на здравоохранение не ограничивалась бедными.

Те из пожилых людей, которые имели существенные доходы и которые смогли накопить некоторые сбережения, столкнулись с угрозой того, что они были изгнаны материально тяжелой болезнью. Медицинская помощь, основанная на индивидуальной потребности, не могла атаковать на широкой стороне проблему отсутствия безопасности, вызванную высокими издержками для здоровья в старости.

Феодальный период характеризуется использованием натурального хозяйства. В работе, выполняемой в ремесленной мастерской либо крестьянском хозяйстве, принимают участие все члены семьи. Старики и нетрудоспособные имели право на равное участие в потреблении продуктов, произведенных семейным хозяйством.

С возникновением купеческих гильдий и ремесленных цехов организуется взаимопомощь среди этой категории лиц в связи с болезнью, увечьем.

Решение Администрации и Конгресса состояло в том, что в решении этой проблемы, как и в решении проблемы сохранения доходов в пожилом возрасте, основной упор должен быть использован механизмом социального страхования. Законодательство - продукт многих.

Виды социального обеспечения в России

Одной из причин, по-видимому, является выдающийся пример - сама продолжительность периода, в течение которого он обсуждался и рассматривался. Идея плана заключалась в том, чтобы включить в него лучшие концепции экономики здравоохранения, медицинского страхования и здравоохранения. Попытка достичь этой высокой цели потребовала применения наилучших усилий многих внутри и вне правительства для решения многих сложных вопросов - вопросов финансирования, контроля использования, влияния на частные планы, защиты качества, методов администрации, справедливого возмещения, приемлемости для людей, оказывающих медицинскую помощь, и для людей, получающих и оплачивающих медицинское обслуживание, и характера потребности в удовлетворении.

Для лиц, не имеющих хозяйства и лишенных возможности работать, создаются такие формы их социальной поддержки как благотворительность и санкционированное нищенство.

Представителям господствующего класса милостью монарха жаловались государственные пенсии. Основными категориями государственных пенсионеров были крупные сановники, епископы, принцы, маршалы, префекты и другие представители господствующего класса, имеющие заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в тот период имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Многие тысячи тщательно принятых решений были приняты и включены в более чем 50 страниц принятого законодательства, заполненного подробными положениями о введении в действие идей, лежащих в основе медицинского страхования. Решения должны приниматься перед лицом нескольких противоречащих друг другу целей: поддерживать постоянное улучшение качества медицинской помощи, но не направлять изменения в медицинской помощи; для охвата медицинских услуг без барьеров для их надлежащего использования, но в то же время, чтобы избежать возможности оплачивать ненужное использование услуг; для покрытия только основных и самых дорогих потребностей, но не для создания стимула использовать одну из форм обслуживания, когда другой, возможно, менее дорогой, может быть достаточно; для покрытия институциональных медицинских услуг в течение определенного периода времени, достаточного для удовлетворения медицинских потребностей, но не до тех пор, пока не будет поощряться использование больниц для удовлетворения потребностей в лишении свободы; обеспечить гарантии совместного использования пациентов в расходах с помощью франшиз и сострахования, но не налагать чрезмерное финансовое бремя на пожилых людей; чтобы гарантировать расходование средств, но не привлекать правительство к взиманию сборов с врачей, предоставлять процедуры обзора использования, но не привлекать правительство к медицинским решениям.

С зарождением капиталистического производства появилось материальное обеспечение нетрудоспособных, организуемое государством. Вначале создаются общества взаимопомощи в виде касс, средства которых образовались из взносов работников и работодателей. Право собственности на средства кассы и ее управление были монополией работодателя. Средства этих касс расходовались на обеспечение рабочих в случае их болезни, инвалидности и членов их семей при потере кормильца.

План дополнительного медицинского страхования, предусматривающий оплату услуг врачей и других медицинских и медицинских услуг для покрытия определенных районов, не охваченных планом медицинского страхования. Страховая защита больниц, финансируемая за счет денежных средств, полученных от отдельного налога на прибыль, была предоставлена ​​бенефициарам в системах социального обеспечения и выхода на пенсию по железной дороге, когда они достигают возраста. Такая же защита, финансируемая из федеральных общих доходов, была предоставлена ​​в рамках специального переходного положения для практически всех лица, не имеющие права на социальное обеспечение или льготы по выходу на пенсию по железной дороге, которые достигли возраста 65 лет перед «Вместе», эти два составляли практически все население в возрасте.

Пенсии из касс составляли одну двадцатую часть заработка. Государственные пенсии назначались военным и чиновникам.

Во второй половине XIX века в ряде государств (в Германии в 1871 г.) были приняты законы об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на фабриках. Однако эти законы не являлись законами о социальном обеспечении, так как они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника.

Среди тех пожилых людей, которые не защищены в силу специального переходного положения, являются федеральные служащие, которым аналогичная медицинская страховка предоставляется в соответствии с Законом о федеральных пособиях по охране здоровья других лиц, к которым переходное положение не применяется, являются иностранцами, кроме тех, кто был на законных основаниях допущенные на постоянное жительство и постоянно проживающие в Соединенных Штатах в течение не менее 5 лет и некоторые подрывные действия.

Услуги стационарных больниц на максимальный срок в 90 дней в каждом периоде льгот. Пост-больничная больница должна продержаться максимум на 100 дней каждый период льгот, если бенефициар поступит в квалифицированное учреждение в течение 14 дней после того, как он был госпитализирован в течение как минимум трех дней.

Лишь в конце XIX века социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. Рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. – закон о страховании от несчастных случаев; в июле 1889 г. – закон об обязательном страховании по инвалидности по старости.

Диагностические услуги амбулаторных больниц, предоставленные одной больницей в течение 20-дневного периода. Постхоспитальное медицинское обслуживание на дому за 100 посещений в каждый период льгот, в течение одного года после выписки из больницы или больничного учреждения.

Оплата счетов по плану медицинского страхования предоставляется поставщикам услуг на основе «разумной стоимости», понесенной при оказании помощи бенефициарам. Основная ответственность за управление лежит на Секретаре здравоохранения, образования и благосостояния. Секретарь использует соответствующие государственные учреждения и частные организации для оказания помощи в управлении программой.

Вслед за Германией были приняты законы об обязательном социальном страховании и в других странах. Так, в Англии в 1911-1913 г. г. было введено страхование по болезни и инвалидности. В 1911 г. во Франции был введен в действие закон о страховании по старости, в Швеции обязательное социальное страхование по старости и инвалидности было введено в 1913-1915 г. г.

История развития и правовые основы системы социального обслуживания

Все взносы на финансирование плана больничного страхования размещаются в отдельном целевом фонде - Федеральном больничном страховом фонде - и все пособия и административные расходы по плану выплачиваются из этого фонда. Работодатели, работники и самозанятые лица выплачивают взносы социального обеспечения в равных ставках на годовой доход до определенного предела, который обычно называют базой взносов и пособий.

Дополнительный план медицинского страхования. Пакет льгот, дополняющих план, предоставляемый по плану медицинского страхования, доступен всем лицам в возрасте 65 лет и старше. Охват может быть прекращен отдельным лицом, путем подачи уведомления в течение общего периода регистрации или правительства за неуплату премий.

Впервые страхование по безработице было введено в Англии в 1911 году.

В России в 1901 г. были утверждены Временные правила о пенсиях рабочих казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. В 1912 г. принимаются законы «О страховании на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев». Несмотря на то, что закон «О страховании от несчастных случаев» строился на принципах гражданско-правовой ответственности за ущерб, вызванный снижением либо утратой трудоспособности, в нем предусматривались индивидуальная ответственность нанимателя за причиненный ущерб, а также ответственность в порядке страхования.

Законодательство требовало, чтобы, по мере возможности, министр здравоохранения, образования и социального обеспечения должен договориться с частными перевозчиками о страховании здоровья для выполнения некоторых основных административных функций в связи с планом медицинского страхования.

Были предусмотрены ассигнования на вычитание этих премий из ежемесячных пособий лицам, получающим социальное обеспечение, выход на пенсию по железной дороге или выплату пенсий по государственной службе. Незастрахованные лица, включенные в план медицинского страхования, получают периодические страховые взносы непосредственно Правительству. Кроме того, законодательство позволило государственным программам социального страхования приобретать медицинскую страховку для получателей незастрахованной государственной помощи.

В 1913 г. разрабатывается Устав о промышленном труде, который вошел в новое издание второй части XI тома Свода законов. Устав содержал четыре раздела. Четвертый раздел, трактовавший виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях, включал 13 глав. Первые семь глав содержали нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников. В главе 7 говорилось о вознаграждении рабочих и служащих, потерпевших вследствие несчастных случаев, а также членов их семейств в фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях. Остальные главы включали в себя правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих казенных предприятий отдельных ведомств.

Для каждого зарегистрированного лица федеральное правительство должно соответствовать размеру его ежемесячного страхового взноса с равной суммой, выплаченной из общих средств. Эти взносы размещаются в отдельном целевом фонде, федеральном. Дополнительный страховой фонд медицинского страхования, созданный в соответствии с поправками к плану медицинского страхования, и все пособия и административные расходы выплачиваются из этого целевого фонда.

Принципиально новый этап

Подготовка к администрации. Принятие основной административной ответственности за эти обширные новые программы представляло беспрецедентный вызов организации и сотрудникам Администрации социального обеспечения на местном, региональном и национальном уровнях.

Становлению государственного социального страхования в некоторых государствах предшествовало частное либо добровольное страхование. Его сфера действия, как правило, ограничивалась пределами предприятия. Со временем частное страхование превратилось в дополнительные системы социального страхования на рынке труда, названные производственным страхованием (в ФРГ), системой частного пенсионного обеспечения (а Англии), системой дополнительных профессиональных пенсий (во Франции). Эти системы предусматривали дополнительное пенсионное обеспечение, оплату медицинской помощи, различные виды пособий. Условия, определяющие право на эти виды обеспечения предусматривались в коллективном договоре предприятия. Постепенно производственное страхование стало осуществляться на отраслевом уровне, а в некоторых странах (Швеция, США, Франция) и на национальном. Так, во Франции национальный коллективный договор, заключенный в 1961 г., «объединил в единый национальный режим все отраслевые системы дополнительных пенсий».

Сноски. Стенограммы этих интервью проводятся в Колумбийском университете и в штаб-квартире администрации социального обеспечения в Вудлауне, штат Мэриленд. Список собеседников можно найти в приложениях. Человеческие поиски экономической безопасности столь же стары и непрерывны, как и наши записи о самой человеческой жизни. Это пример средневековья, когда лорды берут на себя ответственность за благосостояние своих вассалов.

Это видно в раннем современном времени в бедных законах, благотворительных мастерских, плохих фермах и благотворительной деятельности религиозных организаций. Не то, чтобы правительство само по себе должно было делать все, но что все практически осуществимо. Р. был ли возможен средний путь - смешанная система, которая могла бы придать государству больше власти, чем хотелось бы консерваторам, достаточной силы для обеспечения экономического и социального обеспечения, но все же не столько для создания диктатуры. Основной случай для защиты от безработицы заключается в том, что в демократической форме общества мы вынуждены предотвращать любое крупное голодание. Практически необходимо создать систему, которая будет собирать средства в хорошие времена и выплачивать их в плохие времена. распространенная как форма общественной благотворительности, хотя и необходимая для предотвращения голода, не является решением проблемы. Распространение и деморализация дорогостоящего и дорогостоящего как для донора, так и для получателя. Требуется устройство, которое обеспечит тем, кто невольно безработнет небольшой стабильный доход в течение ограниченного периода времени. В этой статье будет предпринята попытка описать некоторые общие особенности. Пенсии, основанные на инвалидности, понесенные на службе, или смерть солдата от такой причины. Пенсии, основанные на услугах и нуждах, независимо от происхождения существующей инвалидности или причины смерти солдат. Пенсии, основанные только на услугах. Пенсии, основанные на нетрудоспособности, независимо от происхождения такой инвалидности или материальных обстоятельств бенефициара. Мы склонны думать о расширении социального обеспечения как о чем-то безличном и бюрократическом. Это почти так, как если бы программа расширялась сама по себе. В основной программе страхования по старости никогда не возникало вопросов, определяющих политический или культурный характер эпохи. Тем не менее мы знаем, что процесс роста социальной безопасности не был ни гладко, ни прямым. Винант был пожизненным республиканцем, чьи гуманитарные принципы превзошли партийные линии. Под влиянием трудов Чарльза Диккенса и Джона Раскина и вдохновленных примерами Линкольна и Феодора Рузвельт, он был губернатором решительным сторонником инициатив в области прогрессивной реформы, включая 48-часовую рабочую неделю для женщин и детей, минимальную заработную плату и отмену смертной казни. Рузвельт назначил его первым председателем Совета по социальному обеспечению. Для пожилых людей, которые так долго прожили независимую жизнь, как горько это должно быть для всего, что нужно молодым людям, которые когда-то обратились к ним! С каждой точки зрения мне кажется, что пенсия по старости для людей, которые так явно не могли отложить достаточно в течение своих рабочих лет, чтобы достойно проживать в старости, является национальной ответственностью и должна быть столкнута, когда мы планируют лучшее будущее. Страхование от безработицы во многих домах - это все, что стоит между многими семьями и голодом. Элиот. Главная цель социального обеспечения - защита семейной жизни наемных работников, а основным фактором в семейной жизни является защита и развитие детей. Когда англоязычные колонисты прибыли в Новый Свет, они принесли с собой идеи и обычаи, которые они знали в Англии, в том числе «Бедные законы». Первые колониальные плохие законы были сформулированы после того, как в «Бедном законе» были представлены местные налоги для поддержки обездоленных; они различали «достойных» и «недостойных» бедных; и всякая помощь была местной ответственностью. Никакие государственные учреждения для бедных или стандартизованных критериев приемлемости не будут существовать почти столетие. Местные старейшины города решали, кто достоин поддержки и как эта поддержка будет предоставлена. По мере того как колониальная Америка становилась более сложной, разнообразной и подвижной, локализованные системы плохой рельефы были напряженными. Результатом стало некоторое ограниченное движение к государственному финансированию и создание богадельни и бедняков, чтобы «сдержать» проблему. На протяжении большей части 18-го и 19-го веков большинство бедствий было обеспечено в богадельни и в бедных домах. Рельеф был сделан как можно более неприятным, чтобы «отговорить» зависимость. Это отчасти было гуманитарным; это было отчасти потому, что мягкие социальные работники, профессия, которая только начинала, понимали, что многие пожилые люди не могут быть названы нищими и к ним относятся соответственно, и это было отчасти потому, что, когда они были выведены из своих домов и были заложены в бедные дома, это был потрясающий опыт, который часто сопровождался несчастливыми условиями. Однако здесь был еще один интерес - влияние, которое вызвало действия государства. Мы едва ли можем быть счастливы, зная, что на всей этой стране так много прекрасных граждан, которые сделали все, что могли, чтобы их молодые люди закончили свои дни, разделенные - поскольку они обычно делятся в бедняге. Старые люди любят свои вещи даже больше, чем молодые люди. Это означает, что так много сидеть на одном старом стуле вы сидели в течение многих лет, чтобы увидеть ту же картину, на которую вы всегда смотрели! И это сделает закон о безопасности в старости. Это позволит пожилым людям прекратить свои дни в счастье, и это займет бремя для молодые люди, у которых часто есть вся борьба, в которой они могут стоять. Это закончится горькой ситуацией - горькой для стариков, потому что они ненавидят, чтобы быть бременем на молодых, и горькими для молодежи, потому что они хотели бы радостно, но оказывались неохотно и горько, потому что это забирает от чего они нуждаются в молодежи, которая придет, и обращается к ним за поддержкой. Мы все знаем, конечно, что любая программа социального обеспечения будет полной, если будет обеспечена полная безопасность и лучший вид безопасности. Причина в том, что нет идеального средства защиты от старости, независимо от того, какой принцип принят, независимо от того, какой закон мы принимаем, заключается в том, что всегда будут определенные недостатки, чтобы сделать его по крайней мере чуть ниже 100% совершенным, если ничем иным, как тот факт, что члены Сената и Палаты представителей являются ошибочными людьми. Некоторые могут не верить в это, но по крайней мере большинство из нас соглашается на это. Поэтому мы не можем ожидать безошибочных законов. Закон о социальной защите, наша первая организованная и общенациональная программа обеспечения безопасности, призвана удовлетворить не менее пяти проблем. Он сказал: «Ну, есть конституционные проблемы, не так ли?» Да, очень серьезные конституционные проблемы, - сказал я, - но что же мы избрали, кроме как для решения конституционных проблем? На следующих страницах представлена ​​подробная историческая хронология развития социального страхования с уделением особого внимания социальному обеспечению. включены в эту компиляцию на основе их значимости для социального обеспечения в целом, их важности в качестве прецедентов, их ценности в отражении тенденций или проблем или их значимости в административной истории администрации социального обеспечения. Информация включает законодательные мероприятия в области социального обеспечения и связанные с ними программы. Мы надеемся, что эта хронология может быть использована в качестве справочного инструмента и найти помощь для важных дат и событий в долгой истории социального обеспечения. На следующих страницах представлена ​​подробная историческая хронология развития социального страхования с уделением особого внимания социальному обеспечению В эту подборку включены предметы, основанные на их значении для социального обеспечения в целом, их важности в качестве прецедентов, их ценности в отражении тенденций или проблем или их значимости в административной истории администрации социального обеспечения. Наше ожидание заключается в том, что эта хронология может быть использована как справочный инструмент и поиск помощи для важных дат и событий в долгой истории социального страхования. Мы должны признать, что наш тип капитализма в этой стране отличается от того, что одно и то же слово означает в некоторых других странах. Со времени последней депрессии мы добились больших успехов в признании ответственности правительства и промышленности за сотрудничество чтобы предотвратить любые стихийные бедствия в нормальной экономике страны. Мы должны быть готовы к стихийным бедствиям, вызванным природой. Мы ожидаем, что правительство будет сотрудничать на встрече, но мы признаем ответственность промышленности сегодня, а также личности. Мы считаем, что вместе мы должны стремиться дать каждому человеку шанс на достойное и безопасное существование и в развитии наших социальных моделей, которые мы пытаемся дать как надежду на лучшее в будущем, так и безопасность от нужды в настоящем. Закон о социальном обеспечении является одним из действительно важных законодательных достижений в истории Соединенных Штатов.

Как правило, формы систем производственного страхования образовывались из взносов предпринимателей и работников. Иногда формирование таких систем принимали на себя монополии, что давало им материальную выгоду: средства производственного страхования не облагались налогами, поскольку рассматривались государством как издержки производства, и могли использоваться для инвестиций, покупки акций частных компаний и правительственных ценных бумаг с целью получения от этих операций прибыли.

Наряду с государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, которые гарантируют социальную помощь каждому нуждающемуся гражданину государства независимо от факта уплаты им страховых взносов.

Почти до конца XIX века государством поощрялись самообеспечение и взаимопомощь.

После Октябрьской революции 1917 г. в числе первых актов советской власти было правительственное сообщение «О социальном страховании». В нем предусматривалось, что Рабочее и крестьянское правительство приступает к изданию декретов о политике социального страхования на основе следующих страховых принципов: 1) страхование всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту; 2) распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно: на случай болезни, увечья, инвалидности, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы; 3) возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей; 4) возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы; 5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

31 октября 1918 г. было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся. В нем устанавливалось, что обеспечению подлежат все без исключения лица, источником существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого и это обеспечение предоставляется во всех случаях нетрудоспособности. За период с 1917 по 1922 г. г. было принято около 100 декретов регулирующих социальное обеспечение трудящихся.

Вместе с тем, как отмечает М. О. Буянова, наряду с позитивными демократическими мерами советского правительства в его действиях присутствовал и революционный романтизм и откровенный популизм, стремление обеспечить широкую социальную базу большевистской партии, что и привело к созданию правовых актов, касавшихся страхования, с одной стороны – опередивших свое время, а с другой – не обеспеченных реальными финансовыми и материальными возможностями государства.

Для проведения работы по материальному обеспечению нетрудоспособных граждан при Народном комиссариате государственного призрения создается Совет социального обеспечения. 26(14) апреля 1918 г. Народный комиссариат государственного призрения переименовывается в Народный комиссариат социального обеспечения. В Белорусской ССР Народный комиссариат социального обеспечения был образован в 1919 году.

В связи с началом вооруженной интервенции против Советского государства была разработана программа обороны страны, все подчинившая этой задаче. В период Гражданской войны меняется и законодательство о социальном обеспечении. Оно стало избирательным, распространялось только на слабо защищенные слои населения, а также на пострадавших от войны и стихийных бедствий.

С переходом к новой экономической политике социальное обеспечение рабочих и служащих было заменено социальным страхованием. Застрахованные освобождались от уплаты страховых взносов, а владельцы предприятий, учреждений и хозяйств уплачивали их в размере 21–28% от выплачиваемой общей суммы заработной платы. Крестьяне-участники войны, инвалиды и жертвы террора военного времени обеспечивались в порядке государственного социального обеспечения, а те, которые не относились к этой категории, обеспечивались за счет средств, образуемых в порядке крестьянской взаимопомощи.

В июле 1921 года в Минске на совещании органов социального обеспечения БССР была выдвинута задача организации крестьянских комитетов общественной взаимопомощи. В БССР эти крестьянские комитеты были созданы почти при каждом сельском совете, и на учете у них стояло около 1,5 млн. человек. Как отмечает Н. Н. Шавловская, деятельность этих комитетов строилась на «добровольно-принудительном» самообложении крестьян.

В связи с массовой коллективизацией сельского хозяйства были изменены и формы оказания материальной помощи нетрудоспособным крестьянам. Создаются колхозные кассы взаимопомощи.

Особое внимание Советское государство уделяло социальному обеспечению военнослужащих. 19 марта 1926 г. принимается «Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии», а 31 декабря 1926 г. – постановление ЦИК и СНК СССР «Об обеспечении семей граждан, призванных на действительную службу в кадровом составе частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Конец 20-х и начало 30-х годов ХХ века в БССР характеризуются развитием пенсионного обеспечения по возрасту отдельных категорий трудящихся. В 1924 году вводится пенсионное обеспечение преподавателей высших учебных учреждений, в 1928 году – рабочих текстильной промышленности, в 1930 году – рабочих полиграфической, химической, табачной, стекольной и фарфоровой промышленности. Наряду с пенсиями по возрасту вводились пенсии за выслугу лет работникам культурно-просветительских учреждений, расположенных в сельской местности, а также научным работникам.

Конституция СССР 1936 года закрепила право всех граждан на социальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Это право гарантировалось развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов. Аналогичные нормы содержались в Конституции Белорусской ССР, принятой 19 февраля 1937 г.

В годы Второй мировой войны особое внимание уделялось организации социального обеспечения военнослужащих, их семей и детей, оставшихся без родителей.

После разгрома фашистской Германии и ее союзников наряду с развитием законодательства о социальном обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, принимаются нормативные акты, устанавливающие повышенные размеры пенсий для работников ведущих отраслей промышленности: угольной, химической, горно-металлургической, черной металлургии. Существенно улучшается обеспечение государственными пособиями многодетных матерей.

5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение о порядке назначения и выплате пособий по государственному социальному страхованию. Этот нормативный акт установил единые правила и нормы обеспечения рабочих и служащих страховыми пособиями.

14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях», который закрепил общую для всех рабочих и служащих пенсионную систему. Вследствие введения в действие этого закона было отменено около тысячи нормативных актов.

Что же касается материального обеспечения членов колхозов, то в отношении их государственная система пенсионного обеспечения впервые была введена Законом «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15 июля 1964 г.

Начиная с середины 1970-х годов в СССР начинает развиваться система социального обслуживания. Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания функционирует социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных на дому. Обслуживание граждан на дому было возложено на дома-интернаты, а впоследствии для обслуживания этой категории граждан были созданы специальные структурные подразделения при районных отделах социального обеспечения – отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслуживании. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо платы. В 1987 году было установлено, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, оплачивают социальную помощь в размере 5 процентов пенсии. С распадом Советского Союза единая государственная система социального обеспечения перестала функционировать. Поскольку эта система состоит из следующих подсистем: пенсионной системы, системы пособий, субсидий, системы социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, безработных и др. категорий граждан, каждая из них должна была создаваться заново.

Первым нормативным правовым актом, регулирующим пенсионное обеспечение в Республике Беларусь, стал Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», действующий по настоящее время с многочисленными изменениями и дополнениями. Он установил единую пенсионную систему в стране, закрепил равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее, впервые в Беларуси были введены социальные пенсии. В связи с принятием этого закона была ликвидирована система персональных пенсий.

Более высокий уровень пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ был установлен Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, и органов финансовых расследований».

В 1993 г. в Республике Беларусь стали вновь назначать персональные пенсии. Именуются они теперь пенсиями за особые заслуги перед Республикой Беларусь. 30 марта 1993 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь было утверждено «Положение о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь». Эти пенсии назначаются лицам, достигшим 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), а также инвалидам независимо от возраста. Устанавливаются они в размере пенсии по возрасту, по инвалидности либо за выслугу лет и могут повышаться в зависимости от заслуг лица, от степени утраты трудоспособности и числа членов семьи, находящихся на иждивении лица обратившегося за назначением пенсии.

Система социального обеспечения включает в свою структуру в качестве подсистемы денежные выплаты в виде пособий. 30 октября 1992 г. был принят Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»., устанавливающий следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся до 18 лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

Одним из первых пособий установленных для наемных работников является пособие по временной нетрудоспособности. Этот вид пособия назначается во всех развитых странах в случае болезни (травмы) работника. Условия назначения этого пособия регулируются «Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам»,утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 сентября 1997 . № 1290.

В 20-х годах прошлого столетия в СССР было введено пособие по безработице. В связи с ликвидацией безработицы этот вид пособия был отменен. В 1991 г. Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 «О занятости населения в Республике Беларусь» этот вид пособия был вновь установлен.

Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. «О погребении и похоронном деле» вводится ритуальное пособие, которое назначается и выплачивается любому лицу, взявшему на себя похороны умершего.

Законодательное закрепление получила и система социального обслуживания. 22 мая 2000 г. был принят Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», предусматривающий осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, а так же на дому; предоставления временного места пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; предоставление консультативно-информационных услуг; оказание социально-реабилитационных услуг.

Новым видом материальной поддержки отдельных категорий граждан является государственная адресная социальная помощь. Субъектами этой помощи согласно п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2007 г. № 951 «О системе государственной адресной социальной помощи» являются: семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей; семьи, в которых нетрудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы либо престарелым старше 80 лет; одинокие инвалиды I и II групп; одинокие инвалиды III группы, получающие социальную пенсию, семьи, в которых инвалид с детства получает социальную пенсию. Эта помощь оказывается при условии, что среднедушевой доход гражданина (семьи) по объективным причинам не превышает 60 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно-общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети. Ученые объясняют этот факт инстинктом сохранения рода.

С появлением огня старики стали заботиться о его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы, обеспечивая пищей и всем необходимым.

В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители - своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья.

Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных и старых воинов, вдов, сирот в связи со смертью воинов. Воины, как правило, награждались земельными наделами. А старые военные получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым сам бывший воин и вся его семья освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей.

Вместе с тем ни в период первобытно-общинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») - «две гривны в год».

Соборное уложение 1649 г. содержит уже значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось Право на прожиток, т. е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы,

в полку на государственной службе, вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Никаких положений об оказании помощи крестьянам в Соборном уложении не содержалось. Однако в период царствования Елизаветы получили распространение « приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов. Такое содержание производилось за счет специального налога в пользу бедных.

С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в рамках ремесленной корпорации.

Р. И. Иванова, исследуя историю развития социального обеспечения, справедливо подчеркивает, что при рабовладельческом и феодальном способах производства, несмотря на определенные различия между разными формами материального обеспечения (кроме самопомощи), социально-правовую сущность их составили доброхотство, облагодетельствование, основанные на пожертвовании частных лиц, хозяина- рабовладельца или феодала, родственных связях либо на вспомоществовании государства. Даже материальное обеспечение, выступающее как право-привилегия имущих слоев населения, было не обязанностью государства, а милостью царя-императора. Несмотря на то, что предоставление средств существования было в ряде случаев формально закреплено в правовых источниках, ни один из них не обеспечивал права на безусловное получение содержания.

В условиях развития капитализма в России буржуазия старается по-прежнему переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае старости, инвалидности, увечья, потери кормильца. Появляются кассы рабочей взаимопомощи. В Германии, Франции, Италии, Австрии средства этих касс состояли не только из взносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей (правда, их доля была незначительной).

В России появились «обязательные» кассы для государственных служащих, средства которых создавались за счет обязательных отчислений из жалованья государственных служащих. Из этих касс осуществлялось пенсионирование государственных служащих, уволенных в отставку, а также выплачивались пособия вдовам и сиротам.

Социальное обеспечение низших служивых людей осуществлялось через «эмерительные» кассы (создавались за счет взносов самих чиновников), а полным инвалидам, уволенным со службы и не имеющим средств к существованию (в случае их смерти - членам их семей), назначалась пенсия в размере 3 руб. в месяц.

В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861 г. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи погибших рабочих.

С развитием машинного производства во всем мире (в том числе и в России) участились несчастные случаи на производстве, что привело к увеличению числа инвалидов. В Германии появляются Законы Бисмарка (1871-1884 гг.) « Об ответственности предпринимателей» и Закон «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с этими документами рабочий, получивший увечье на производстве, получал возмещение на лечение, а также ренту (пенсию) на весь период утраты трудоспособности. Обеспечение производилось из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы работника.

Свод Законов Российской империи содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. Однако и в этом документе, а также в принятом в 1903 г. Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» речь шла не о страховании, а о гражданско-правовой ответственности предпринимателя; более того, понятие несчастного случая трактовалось очень узко (в него не включалось профессиональное заболевание или увечье, полученное не на производстве; предприниматель освобождался от возмещения ущерба, если работник получил увечье вследствие умысла либо грубой неосторожности).

В связи с Законами « О страховании рабочих от несчастных случаев» и « Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912 г. были созданы Советы по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности, а в наиболее крупных городах - страховые присутствия, на крупных предприятиях - больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись для создания общей страховой кассы. Из средств касс выплачивались пособия по болезни, в связи с родами, по инвалидности (в связи с увечьем) а также по случаю потери кормильца.

Устанавливалось право рабочих на врачебную помощь (амбулаторное лечение, родовспоможение, лечение в стационаре (больнице), включая содержание и обеспечение лекарствами). Оплата пребывания в больнице производилась за счет средств больничной кассы, состоящих из взносов ее членов.

Таким образом, в период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового увечья); по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку. Кроме того, начинает развиваться система. медицинской помощи и лечения.

Создавались специальные фонды кассы за счет взносов самих застрахованных рабочих и работодателей. Лица, не являвшиеся членами кассы, имели право на обеспечение только в случае трудового увечья.

Однако единой государственной системы социального страхования в России в тот период не существовало.

На VI Всероссийской конференции, проходившей в Праге, Российская социал- демократическая рабочая партия разработала проект государственной системы социального страхования, куда вошла программа о страховании рабочих.

С победой Великой Октябрьской революции эта программа стала последовательно проводиться в жизнь, при этом существенно изменились принципы социального обеспечения. Отныне рабочие должны были обеспечивать во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда и их семьи; застрахованные должны были обеспечиваться по принципу возмещения полного заработка, причем расходы по страхованию падали на предприятие и государство. Всеми видами страхования должны были ведать страховые организации построенные по территориальному принципу и на началах полного самоуправления застрахованных. Эти принципы вошли в историю под названием « ленинских». Все последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на их основе.

В Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Комиссаров 31 октября 1918г., устанавливались следующие виды обеспечения: по случаю временной нетрудоспособности; постоянно! нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; в случае безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда. Соци- альное обеспечение осуществлялось при полном самоуправлении застрахованных при участии профессиональных союзов.

В первый послереволюционный год правительство России издало ряд; декретов, которые заложили программную юридическую основу для создания в будущем всей системы социального обеспечения трудящихся: 30 октября 1917 г. (по старому стилю) было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании; 8 ноября 1917 г. - издан декрет « Об увеличении пенсий»; 11 декабря 1917 г. - декрет « О страховании на случай безработицы»; 22 декабря 1917 г. - декрет « О страховании на случай болезни» . Эта декреты провозглашали, что социальному страхованию подлежат все без исключения наемные рабочие, а также городская и сельская беднота Социальное страхование распространялось на все виды потери трудоспособности (болезнь, увечье, инвалидность, старость, материнство, вдовство, сиротство, а также безработица). В случае утраты трудоспособности и безработицы возмещался по крайней мере полный заработок. Рабочие и служащие освобождались от уплаты страховых взносов.

Однако в первых декретах о социальном страховании и обеспечении излагались главным образом программные положения политики государства по этим вопросам, так как гарантировать реальное обеспечение граждан в размерах и формах, провозглашаемых декретами, молодое советское государство в то время, естественно, еще не могло. Вместе с тем за период с 1917 по 1922 г. государством была проделана большая работа по изданию нормативных актов по социальному обеспечению. Более того, обилие этих нормативных актов по отдельным видам обеспечения диктовало необходимость проведения кодификации действующего законодательства. К одному из первых актов отраслевой кодификации следует отнести Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., в котором содержались нормы, регулирующие все виды социального обеспечения, существовавшие в тот период (на случай временной нетрудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца).

Первым актом видовой кодификации явилась Сводка правил о выдаче пособий и пенсий трудящимся подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда, утвержденная Наркомом труда 15 августа 1919 г. В ней, как и в двух других Сводках, изданных позднее, воспроизводились нормы, уже принятые ранее государственными органами, а также устанавливались ведомственные нормы, которые уточняли и развивали отдельные положения этих актов.

27 июля 1920 г. был издан второй кодификационный акт - Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, утвержденная Наркомсобесом. В конце 1920 г. появилась Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, изданная Наркомсобесом . Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. Они явились прообразом сводок, изданных в конце 20- х годов, когда практика принятия подобных актов кодификации стала более распространенной. Кодификационная работа, таким образом, достигла уже в эти годы значительного уровня. Завершением ее должен был стать Кодекс законов о социальном обеспечении. В 1920 г. проект его был разработан и рассмотрен на междуведомственном совещании, а затем внесен в Совнарком. Однако этому проекту не суждено было стать законом, так как уже в 1921 г. социальное обеспечение было заменено социальным страхованием .

Таким образом, в 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании. В изданных декрета? прослеживалась линия государства на установление единых страховых законов для всех трудящихся. Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Новый этап развития источников права социального обеспечения связан с образованием СССР. Конституция СССР 1924 г. закрепила компетенцию Союза ССР и союзных республик в области социального обеспечения. Установление основных законов о труде и здравоохранении было отнесено к ведению Союза ССР. Республиканскими органами государственного управления социальным обеспечением по-прежнему являлись народные комиссариаты социального обеспечения союзных республик. Постепенно стала создаваться система общесоюзных органов социального обеспечения. В начале 1925 г. при НКТ СССР был создан межведомственный орган - Союзный Совет социального страхования (СССС) , а при НКТ союзных республик - республиканские советы социального страхования. СССС осуществлял общее направление деятельности центрального управления социальным страхованием, рассматривал все разработанные НКТ СССР и другими ведомствами проекты нормативных актов по социальному страхованию, подлежащие внесению в законодательные органы СССР, и давал заключение по этим проектам, рассматривал и утверждал разработанные ЦУССТРАХом в развитие действующего законодательства общие правила и инструкции, касающиеся привлечения к страхованию отдельных категорий работающих по найму, разъяснял действующие законоположения СССР о социальном страховании и изданные в их развитие распоряжения и инструкции.

Таким образом, с 1925 г. нормативные акты по применению законов СССР и постановлений Правительства СССР по вопросам пенсионного обеспечения рабочих и служащих и их семей стали издаваться СССС. Его постановления и правила заняли значительное место в пенсионном законодательстве.

В этот период продолжает проводиться работа над кодификацией законодательства о пенсиях рабочих и служащих. 28 августа 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили союзный закон о пенсиях по социальному страхованию: Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда . Это был первый общесоюзный акт о пенсиях по социальному страхованию. Он заменил собой два постановления, относящихся к обеспечению инвалидов труда и членов семей умерших или безвестно отсутствующих застрахованных, - постановление РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. и постановление ВЦИК СНК РСФСР « Об обеспечении дефективных членов семей рабочих и служащих» от 9 марта 1925 г.

Утвержденное ЦИК и СНК СССР 14 марта 1928 г. Положение об обеспечении в порядке социального страхования по случаю потери кормильца 6 заменило собой еще три нормативных акта, в том числе и Положение от 28 августа 1925 г. Союзный Совет социального страхования на основе Положения от 14 марта 1928 г. издает сводные Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца 7 . Этими Правилами было отменено 40 правовых актов Наркомтруда СССР и СССС. С юридической точки зрения Правила 1928 г. представляли собой специфический нормативный акт, выходящий за рамки видовой кодификации. В отличие от предыдущих кодификационных актов они касались сразу нескольких видов и форм социального обеспечения. Регламентации подвергались: пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии по старости; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по случаю рождения ребенка; пособия на погребение; пособия по безработице. Рассматривались также вопросы о порядке назначения, выдачи и лишения пенсий и пособий.

Таким образом, в конце 20-х годов была осуществлена деятельность по межвидовой кодификации подзаконных общесоюзных актов о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Эта работа по сравнению с первыми актами кодификации была проведена на более высоком уровне, в значительно большем объеме и затронула сразу несколько видов и форм обеспечения.

Поворотным пунктом в развитии всей системы социального обеспечения явилась передача функций по управлению социальным страхованием из НКТ СССР в профсоюзы . В связи с этим на них возлагались контроль и руководство работой всех профсоюзных и межсоюзных органов социального страхования, составление и представление на утверждение СНК СССР сводного бюджета социального страхования СССР; разработка и представление на утверждение СНК СССР законов о социальном страховании и тарифов страховых взносов, издание инструкций, правил и разъяснений в развитие законов о социальном страховании. Безусловно, главным определяющим фактором рассматриваемого исторического этапа является то, что за профсоюзами было закреплено право на издание правовых нормативных актов по социальному страхованию. Сначала это право принадлежало лишь ВЦСПС. Однако с конца 40- х годов к участию в правотворческой деятельности начинали привлекаться и центральные комитеты профсоюзов. В пределах предоставленной им компетенции они принимали акты, касающиеся особенностей обеспечения по социальному страхованию работников соответствующих отраслей народного хозяйства .

В Конституции СССР 1936 г. были закреплены и гарантированы широкие социальные права граждан (право на материальное обеспечение граждан СССР в старости, при нетрудоспособности, в случае болезни) .

Тяжелое экономическое положение страны, вызванное Великой Отечественной войной, не изменило существенно условий и норм обеспечения. Более того, размеры отдельных видов пенсий и пособий были повышены . Для этого периода весьма характерной была строгая централизация правотворческого процесса вообще и по социальному обеспечению в частности. Почти все нормативные правовые акты издавались в то время Советом Народных Комиссаров, а после 1945 г. - Советом Министров СССР.

В 50- е годы завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. 5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение « О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию».

14 июля 1956 г. был принят Закон « О государственных пенсиях». Указанные правовые акты явились результатом внутриотраслевой кодификационной работы в общесоюзном масштабе. Видовая кодификация законодательства на таком уровне и в таком объеме была проведена в нашей стране впервые. В отличие от предшествовавших видовых форм кодификации, которые заключались в объединении нормативных актов по отдельным видам обеспечения, Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.

В 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Государственный комитет по труду и заработной плате . Госкомтруд СССР стал издавать постановления по вопросам социального обеспечения, а также разъяснения о применении действующего законодательства по этим вопросам . Постановления и разъяснения издавались этим органом, как правило, совместно или по согласованию с ВЦСПС, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - с другими заинтересованными органами. Нормативные акты Госкомтруда занимали значительное место в системе источников права социального обеспечения.

Руководство делом социального обеспечения в союзных республиках было возложено на соответствующие министерства социального обеспечения.

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме - влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

Довольно интенсивно развивалась в этот период система социальной реабилитации для инвалидов (от домов-интернатов до трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования). Отдельные категории граждан приобретали право на различные льготы - по обеспечению лекарственными препаратами, оплате проезда на транспорте, санаторно-курортному лечению, оплате коммунальных услуг, предоставлению жилья, обеспечению продуктовыми заказами, бесплатному предоставлению автомобиля и т. д.

Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.

В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан.

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998 г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.

Особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ были установлены Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.

Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. предусмотрено право на пенсионное обеспечение родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Существенные изменения произошли и в системе пособий. Так, в соответствии с Законом РФ « О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием была установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Принятый 12 января 1996 г. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, не превышающем пособие.

Существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:

За время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы;

Матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

Лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;

Лицам, достигшим 80-летнего возраста;

Престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;

Студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским

показаниям;

Неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в

местностях, где они не могут трудоустроиться;

На детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

Беженцам и вынужденным переселенцам;

На питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья. Так, 22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Правовой статус инвалидов определяется Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.

Право граждан на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. и « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.

Однако, несмотря на такое бурное развитие, законодательство о социальном обеспечении до сих пор, к сожалению, не соответствует должным образом реалиям сегодняшнего дня (инфляция, рост числа безработных, обнищание большей части населения, демографическая ситуация и т. д.), поэтому назрела необходимость в его реформировании. Так, разработанная Концепция пенсионной реформы предполагает создание в России пенсионной системы, которая будет состоять из трех уровней.

Первый - базовая (государственная) пенсия, которая заменит социальную. Второй - трудовая (страховая) пенсия, которая будет ядром пенсионной системы. Размер пенсии будет поставлен в зависимость от продолжительности уплаты страховых взносов и их величины. Третий- негосударственные пенсии. Речь идет о дополнительных пенсионных системах отдельных организаций или территорий или о личном накоплении гражданина на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

Изложенная Концепция нацеливает на дальнейшее развитие законодательства о социальном обеспечении, воплощение которого мы получим в ближайшем будущем.