Работа 1 социальная стратификация и мобильность. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы. Основные теории стратификации

Введение

В последнее время возрос общественный интерес к проблемам различных социальных слоев, особенностям их положения в социальной структуре. Современное общество не является однородным. Оно делится на группы, слои, классы. Основанием для такого деления может служить пол, возраст, доход, религия или иные показатели. Многим обществам присуще социальное неравенство. В связи с этим одним из базисных понятий современной социологии является понятие социальной страти­фикации.

На пути к «единому» и «опытному» обществу? Единственная компания, в: Понгс, Армин: В каком обществе мы живем? Сейсмографы модернизации. Отличные различия и валовые расщепления. Социальная структура постиндустриальных обществ. Социальные вызовы для будущих обществ как вызовы социологии, в: Стефан Градиль: различие и интеграция.

Тенденции развития нашего общества. Общество эгоистов? Прихожане, 68 сыновей, дети карьеры. Модернизация с другой стороны и за пределами индустриального общества. «Образ жизни», в: Бернхард Шеферс: Основные понятия социологии. Модернизация мысли. Социальная структура Германии в европейском и международном сопоставлении: Бернхард Шеферс: Социальные изменения в Германии. Учебная книга по социальной структуре и социальной истории, Штутгарт: Энке, совершенно новое издание.

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоёв по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

В современном российском обществе эта тема получила особое значение, поскольку в процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Изучение социальной стратификации российского общества в современных условиях приобретает особую актуальность.

Процветание, благосостояние. Инновации в анализе неравенства и программа будущей социальной эпидемиологии: Андреас Миелк: Болезнь и социальное неравенство. Модернизация продвигается и национальные особенности, в: Вольфганг Глатцер: отношения и условия жизни в Европе.

Древние термины и новые структуры. Исследования Милье, субкультуры и образа жизни 1980-х годов: Стефан Градиль: Между сознанием и бытием. «Объективная» и «субъективная» модернизация. Культурная дифференциация и социальная структура. Социальные структурные парадоксы и социальная модернизация, в: Вольфганг Цапф: Модернизация современных обществ.

Основание классового деления общества в виде целостного учения впервые было изложено К. Марксом в его теории «классовой борьбы». Социальную структуру, ее элементы и взаимосвязь между ними отражают концепции классической социологии Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, М. Вебера. В трудах последнего и нашли свое отражение основные стратификационные понятия «страта», «статус», виды и критерии социальной стратификации.

Индивидуализация, плюрализация, поляризация: что осталось от слоев и классов? в: Роберт Хеттэйдж: Федеративная Республика. От «Средней средней среды» до «Общества с разной степенью дифференциации». Эпохальный переворот или вполне нормальное изменение?

Отсутствие ресурсов, чтобы усомниться в достижении целей. Социологические определения содержания. Модернизация социального неравенства. Между модернизмом и постмодерном: социокультурная дифференциация и определение социального неравенства, в: Ханс-Йоахим Гофманн-Новотны: культура и общество.

Цель данной работы – раскрыть понятие социальной стратификации, выделить ее функции, определить типы стратификационных систем. Необходимо также определить основные понятия стратификационного деления общества и описать понятие социальной мобильности.

Понятие социальной стратификации

Социальная стратификация - центральная тема социологии.

Вклад в социологическое обсуждение текущих мер государства всеобщего благосостояния. Марш из среднего слоя. Пути к реалистичному анализу социальной структуры, в: Ханс-Герман Хартвич: Власть и бессилие политических институтов. Инфляционные обоснования и снижение признания.

Социальная структура и общественное сознание в Восточной и Западной Европе. Ходж: несоответствие статуса в современных обществах, Дуйсбург: социальные науки. «Новое» социальное неравенство. Что ожидалось от индустриального общества и что он принес, в: Стефан Градиль: Социальная структура в перевороте.

Стратификация - наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу их положения в социальной иерархии.

Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти.

Неравенство в индустриальном обществе. Неравенство «социальной ситуации». Тенденции развития классовой и классовой структуры в Федеративной Республике, в: Иоахим Маттес: кризис рабочей компании? Силовые структуры в Федеративной Республике. «Комиссия по изучению экономических и социальных изменений в новых федеральных государствах», осуществляемая федеральным министром труда и социальных дел и федеральным министром исследований и технологий.

Таким образом, немецкий словарь может определить понятие мобильности как лаконично. Но действительно ли это так просто? Более внимательно, этот термин, конечно, намного сложнее. В большинстве случаев этому термину присваивается атрибут, который уточняет его более подробно, поскольку в противном случае его легко понять как синоним концепции гибкости. Но это не является предметом этой работы. Здесь основное внимание уделяется его коннотации с терминами движения и мобильности в социологическом смысле.

Страта – переводится «пласт, слой». Термин «стратификация» был заимствован из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология - М.:Инфра-М, 2001 - с.265. Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.

Объектом наблюдений в этой домашней работе является перемещение людей в социальных структурах в целом, независимо от того, предназначено или непреднамеренно. В настоящей работе мы попытаемся подробно описать конкретную концепцию социальной мобильности, изучить ее в своих формах внешнего вида, а также показать ее причины и последствия.

Определение «социальной мобильности»

В общем, социальная мобильность - это движение или изменение людей между разными позициями в социальной структуре, т.е. в обществе. Также говорят о подвижности смены, поскольку мобильность не означает чисто пространственную мобильность, а движение в метафорическом смысле. Конечно, эта идея движения имеет отправную точку и цель. Это, таким образом, различный социальный статус. Различают различные типы мобильности.

Соц. страта - слой, люди с общим статусным признаком своего положения, чувствующие свою связность. Это горизонтальное деление Идентифицируется по культурно-психологическим оценкам, реализующимся в поведении и сознании.

Признаки слоя - экономическое положение, вид и характер труда, объём властных полномочий, престиж, авторитет, влияние, местопроживания, потребление жизненных и культурных благ, семейные связи, круг общения. Изучают: взаимовлияние элементов, самоидентификацию и восприятие группы другими.

Мобильность поколений: это называется сменой изменений в последовательности поколений. Такая социальная мобильность передает социальное неравенство, потому что здесь начальная и конечная точка рассмотрения не такова, что у одного человека, но сравнивается состояние поколений. Например, сравнивается статус родителей со своими детьми. Этот тип мобильности также может влиять и формировать поведение и отношения.

Карьера относится к последовательности двух статусов. Согласно их идеям, их происхождению и образованию, человек имеет определенное представление о «нормальном» курсе карьеры. В этом случае обычно ожидается непрерывность, т.е. ожидается, что первый и более поздний статус будут коррелировать друг с другом. Сегодня почти нет такой формы. Согласованность состояния означает предположение о постоянной карьере, т.е. ожидание того, что высокий уровень образования позволит им достичь одинаково высокого, то есть соответствующего профессионального статуса.

Функции стратификации - поддерживать социум в упорядоченном состоянии, сохранять его границы и целостность; приспособление к меняющимся условиям, сохраняя культурную идентичность.
Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Причины социальной мобильности

Это могло быть правдой в прошлом веке, но в настоящее время в значительной степени иллюзорно. Социальную мобильность можно также классифицировать и охарактеризовать следующим образом. Расширение последних десятилетий можно упомянуть как первое. Все больше и больше людей получают высшее и высшее образование. Разумеется, для этого большинства «квалифицированных» людей в их распоряжении не одинаково высокие профессиональные должности. Таким образом, развитие обоих статусов продолжалось и продолжалось асинхронно.

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

Основные стратификации:

1. По Марксу – владение частной собственностью.

Следствием этого является то, что все больше людей преследуют профессию, которая не подходит для их образования и которая поэтому не подходит для их самопонимания. Чем больше людей испытывают это несоответствие статуса, тем более социальное понижение, тем больше социальное неравенство возрастает. Люди часто пытаются избежать этого развития, меняя рабочие места или продолжая свое образование и обучение.

Для различия между недержанием статуса является непрерывность состояния: эмпирическое исследование жизненного цикла доказывает, что статус всей профессиональной жизни зависит, в частности, от статуса во время работы. Те, кому посчастливилось встретить хороший рынок труда после их образования, поэтому лучше на всю жизнь, чем тот, кто встречает бедный рынок труда через несколько лет с такой же степенью.

2. По Веберу:

Отношение к собственности и уровень доходов,

Отношение к статусным группам

Наличие политической власти или близость к политическим кругам.

3. По Сорокину – основными стратификациями выступают: -экономическая, -политическая, -профессиональная

Сегодня соц. стратификация носит иерархический характер, сложна и многопланова.

Здесь также необходимо рассмотреть вопрос о равенстве возможностей. Очевидно, что ребенок наследует статус своих родителей, но также не влияет на природу своих родителей. Таким образом, достигается неравенство, и морально безусловно достойный похвалы и оправданный общий спрос, который дети с разным опытом должны иметь равные шансы на равные возможности, трудно реализовать. Шансы на достижение желаемого статуса цели посредством социальной мобильности распределены неравномерно. Вопрос в том, что на самом деле влияет на то, что кто-то достигает желаемого статуса цели.

Типы стратификационных ситем.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

Один различает законные и нелегитимные влияния. Например, легитимные влияния - это те, кто действует самостоятельно, своими силами. Нелегитимными влияниями являются те, которые сами по себе не являются, например, происхождение родителей и вытекающие из этого выгоды для ребенка, которые затем доступны ему по сравнению с другими. Это справедливая возможность. Поэтому Эмили Дюркгейм сделала следующие требования.

Никто не должен рассматриваться по-разному на основе личных обстоятельств, которые несут ответственность, то есть «внешние»; но к ним следует относиться одинаково. Только когда есть равенство от внешних условий, можно ожидать, что каждый будет выполнять свою конкретную работу, способствовать обществу и идентифицировать его. Равенство и производительность - это пара ценностей: неравенство оправдано только производительностью; но у каждого должен быть такой же шанс что-то сделать.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Поэтому он пропагандировал светское образование детей и реформы в социальной сфере, так что ценность шансов на успех была бы достоверной. Эта концепция в принципе требует абсолютной независимости статуса цели от состояния происхождения. Его требования остаются нереализованными и иллюзорными. Нужно учитывать, что социальная отправная точка, то есть статус родителей, является решающим фактором в жизни ребенка, поскольку родительский статус также сопровождается ценностями и идеями, которые могут влиять на важные моменты жизни ребенка.

Так обстоит дело, например, при выборе школьной взлетно-посадочной полосы в молодом возрасте. Здесь, конечно, родители предвидели индивидуально, сколько усилий ребенок может достичь. Это не более чем простой анализ затрат и выгод. Разумеется, для родителей низших классов перспектива дать ребенку полный путь обучения, которого они сами не пользовались, и о котором они не знают намного больше, чем то, что он займет много времени и будет дорогостоящим, изначально может быть сдерживающим фактором акт.

Открытая классовая стратификация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т.д. С развитием современного общества растет социальная мобильность, т.е. активизируется переход из одних страт в другие.

Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты перехода из одной страты в другую. Кастовый строй не типичен для современного общества.

Многие родители могут тогда воздержаться от предоставления своему ребенку диплома об окончании средней школы и учебы, потому что он просто не учитывает их точку зрения. Это означает, что образ жизни ребенка однозначно запрограммирован без какого-либо влияния на жизнь ребенка. Таким образом, его путь в социальных слоях - его социальная мобильность - может быть, таким образом, уже предопределен. Поэтому исключаются равные возможности. Родители высших классов также предопределяют социальную мобильность своих детей.

Поскольку они сами обязаны своим высшим статусом, как правило, высшему образованию, они ценят ценность этих инвестиций в жизни своего ребенка и поэтому, как ожидается, будут продвигать путь дальнейшего образования от «страха» к социальному роду детей. «Короче говоря, все родители делают все возможное; но не все могут сделать то же самое». Логично только, если родители делают свой расчетный уровень конкретным.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) и вайшья (торговцы), которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты.

Исторические типы социальной стратификации:

Рабство

Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Обычно указывают на три причины рабства:

1. долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

2. нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

3. война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Касты.

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Кланы.

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов.

Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Классы.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

Гендерное неравенство и социальная стратификация.

В любом обществе тендерный признак составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой системе социальной стратификации - будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.

Основные понятия стратификационного деления общества

Социальный класс - крупная социальная страта отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем; большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации.

Согласно марксизму рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после - феодалы и крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третьим класс - это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, свободные крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей. Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы.

Общество как целостная система представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт). Социальная стратификация – это дифференциация людей или групп на социальные слои (страты) и классы, которая характеризуется неравенством по уровню доходов, образования, престижа профессии, властных полномочий и т. д. Другими словами, стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительно, в сложных обществах неравенство очень сильно выражено: возникли касты, затем сословия, потом классы.

Понятие «стратификация» (от лат. stratum – слой, fasio – делаю) пришло в социальную философию и социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли: социальные слои (страты) также расположены по вертикали. Главным основанием является уровень дохода: бедные занимают низшую ступень, зажиточные – среднюю, богатые – верхнюю. Таким образом, страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Четыре главных измерения (шкалы) стратификации: уровень дохода, уровень образования, уровень престижа и уровень властных полномочий . Соответственно, если социальная структура характеризует общественное разделение труда, то социальная стратификация – общественное распределение результатов труда, т. е. социальных благ.

Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками: 1) в процессе стратификации происходит дифференциация людей, т. е. высшие и низшие слои, страты; 2) социальная стратификация разделяет людей также на привилегированное меньшинство (знать и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные и др.); 3) социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты.

Существует несколько концепций стратификации, важнейшими из которых являются концепция стратификации П. Сорокина, концепция статусного подхода Л. Уорнера и др. Так, например, концепция П. Сорокина отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в обществе, а сама стратификационная лестница останется.

В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими члена­ми общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.

2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).

3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные лю­ди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (крупные ученые, владельцы частных больниц, владельцы капитала).

4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д.

5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские слу­жащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д.

6.Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д.

7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об­щества.

Исторические типы стратификации . Стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. С появлением раннего государства (восточной деспотии) стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации и демократизации стратификация смягчается. В социологии выделяют четыре главных исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип – открытые.

Рабство – исторически первая система социальной стратификации, представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две исторические формы рабства: патриархальное рабство, при котором раб обладал всеми права младшего члена семьи; классическое рабство, при котором раб считался собственностью хозяина.

Каста социальная группа, страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества, где кастовое положение индивида закреплено индуизмом: рождение в определенной касте зависит от поведения в предшествующей жизни. В индии четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне). Кроме перечисленных в Индии насчитывается еще около 5 тысяч не основных каст. Особо стоят неприкасаемые, они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию (в 1991 г. численность касты неприкасаемых в Индии равнялась 55,3 миллиона человек).

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной иерархии являлась Европа: высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство; сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности сословий определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной, а членство в сословии определялось наследством. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались.

Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя . Ускоренное развитие промышленности привело к выдвижению на активную позицию мелкой буржуазии, т. е. предпринимателей, коммерсантов, купцов и т. д. Крестьянство разорялось и превращалось в наемных индустриальных рабочих – новую социальную страту, которой не было в традиционном обществе. Формировалось индустриальное общество и новая система стратификации – классовая, характеризующая общество открытого типа. Понятие «класс» выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от таланта и трудолюбия. В широком значение, класс – это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов. Выделяют четыре основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Современный средний класс является историческим преемником третьего и четвертого сословия и появляется лишь в ХХ в. В обществе средний класс выполняет стабилизирующую функцию: чем его численность больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать конфликты, социальные катаклизмы, революции. Средний класс разводит два противоположных полюса (богатых и бедных) и не дает им столкнуться. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала (мелкая буржуазия, мелкий и средний бизнесмен), и собственники интеллектуального капитала (ученые, инженеры, менеджеры и т. п.).

Социальные слои и классы находятся в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью , т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой). По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые ; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые.

Само понятие «социальной мобильности» становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятия «открытого» или «закрытого общества», «демократического» или «тоталитарного режима».

В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование – тесно взаимодействуют друг с дру­гом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В ус­ловиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может, например, выступить профессионально-должностное положение индивидов. Доступ к знаниям и социально значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей. Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, умноженной на знания и технологии. Следовательно, значимость прежнего классового деления – собственники – несобственники – также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет. П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп.

В переходный период, в условиях кризиса нарушается взаимосвязь компонентов стратификационного процесса, а основным критерием стратификации в обществе становится масштаб присвоения собственности. В тоже время в постсоветстком обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики: наряду с действующими экономическими, политическими, социокультурными факторами появляются факторы «теневые» (нелегальный бизнес, преступность) и маргинализационные.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

ПРЕДИСЛОВИЕ... В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни... На данное обстоятельство указывал еще Аристотель отмечавший что из всех искусств наиболее прекрасным является...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в м

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию

Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
Термин «философия» (от древнегреч. phileo – люблю, sophia – мудрость) переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим матем

Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Оно неповторимо по своему

Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, где все они существуют в качестве важнейших форм общественного сознания. Каждая из них отличае

Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
Напомним, что предметом философии являются самые глубокие, сущностные связи, свойства и тенденции человеческого бытия, включая отношение к миру и обществу. Однако философия формирует свой предмет,

Философия Древнего Востока.
Понятие философия Древнего Востока включает в себя философские учения Индии и Китая. Философия этих стран сохраняла тесную связь с религией и мифологией, отличалась традиционализмом и созерцательно

Античная философия.
Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе в период с конца VII века до н. э. до V века н. э.

Философия Средневековья и Возрождения.
Эпоха Средневековья – период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVI века. Однако процесс становления средневековой культуры, нового типа философского типа мышления датируют I

Основные идеи философии И. Канта
Родоначальником классической немецкой философии считается И. Кант, который обосновал сомнение в способности человека решать все проблемы, опираясь исключительно на собственный разум. В целом

Объективно-идеалистическая философия Г. Гегеля
В философии Г. Гегеля человеческая история (ее видимый хаотический поток) представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития независи

Антропологический материализм» Л. Фейербаха
В концепции «антропологического материализма» человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. По Фейербаху, ценность человечес

Иррационализм философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше
Иррационалистическая (лат. irrationalis – букв. неразумный) традиция в неклассической философии ХХ в. связывается преимущественно с именами мыслителей, противников систематической

Основные черты марксистской философии
(К. Маркс, Ф. Энгельс) Марксистская философия, прежде чем стать одним из популярнейших философских учений своего времени, изначально формировалась в рамках традиции «младо

Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти) и экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)
Другим значимым философским направлением XX ст. по праву считается феноменология, которая стала методологической основой для целого ряда гуманитарных наук – психологии, социологии,

Философия в контексте процессов национального возрождения.
Человечество вступило в третье тысячелетие не только со значительными достижениями, но и с проблемами, которые не имеют аналогов в прошлом. Рубеж веков ознаменован радикальными социальными изменени

Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Формирова

Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения.
Реформация в Великом княжестве Литовском активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развити

Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия.
Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточн

Русская философская мысль рубежа XIX–XX веков
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, поэт, публицист, критик. Сын известного историка С. М. Соловьева. В 1873 г. В. С. Соловьев защитил магистерску

Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии.
Метафизика (греч. – meta – сверх, над.) – философское учение о сверхчувственной реальности, находящейся за пределами чувственного опыта, эксперимента, наблюдения. Чувственному опыту доступна толька

Онтология как философское учение о бытии.
Приблизительно с XVI ст. наряду с термином «метафизика» в равном с ним значении мыслителями применялся термин «онтология». В настоящее время принято считать, что метафизика включает онтологию как с

О материи в философии и науке.
Понятие «бытие» включает в свое содержание представление о духовной (сознании) и материальной реальности (материи). Впервые понятие материи было использовано античным философом Платоном, а впоследс

Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
Возникновение, существование и изменения любых материальных систем может происходить благодаря взаимодействию образующих их элементов. Такое взаимодействие предполагает движение. Взятое в предельно

Диалектика как философская теория развития.
Исходя их основных положений принципа универсального эволюционизма, которые становятся частью современного мировоззрения, возникает необходимость осмысления целостной теоретической модели динамичес

Природа в контексте философского и научного анализа.
Понятие природы является одним из важнейших философских понятий, осмыслению которого придавалось особое значение на протяжении всей истории науки. Задолго до появления науки как самостоятельной отр

Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
На разных этапах развития общества в его культуре доминировали различные образы Природы, построенные на основе различных познавательных моделей. Исторически первым является мифологический образ, во

Природа как среда обитания
Человек как биологическое существо в полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного царства в ходе длительной эволюции. Вследствие этого человек и общество связаны с природой множе

Социально-экологическая стратегия природопользования
Стратегическим направлением выхода цивилизации из экологического кризиса является радикальный пересмотр сложившегося мировоззрения, изменение ценностных ориентаций по отношению к природе и регуляти

Учение о человеке в структуре философского знания
Свое смысловое единство философия каждой эпохи обнаруживает в феномене человека. Обращаясь к «вечным вопросам», она включает в себя тот или иной идеал человеческого бытия, интегрирующего в себе сов

Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы. В решении данной п

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
Среди наиболее важных проблем философской антропологии особое значение уделяется проблеме соотношения биологического и социального в человеке. Двуединство человеческой природы (включенность человек

Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
Человек, обладающий определенным духовным опытом, не может не задумываться над тем, что он есть, что он оставит после себя, зачем живет. Эти вопросы раскрывают сущность проблемы смысла жизни и по с

Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, коммуникация, социализация и др.)
Помимо экзистенциальных модусов (игра, свобода, творчество и т. п.) и индивидуального опыта, человеческое бытие включает в себя и социокультурные характеристики (деятельность, коммуникация и др.).

Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
С точки зрения современной науки сознание неразрывно связано с деятельностью мозга, однако, историческая реконструкция позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи. Достаточно широ

Сознательное и бессознательное
В подвижном многообразии феноменов сознания мы можем выявить некоторые устойчивые типы, категории феноменов и, установив их позиции по отношению друг к другу, определить общую структуру сознания.

Теория познания, ее предмет и основные проблемы
Теория познания– раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Наряду с термином «теория познания» ис

Оптимизм, скептицизм, агностицизм
Применительно к вопросу о познаваемости мира можно выделить две основные позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции

Структура познавательного процесса
В структуре познавательного процесса выделяют два основных уровня – чувственный и рациональный. На чувственной ступени познания мир познается с помощью органов чув

Проблема истины в философии. Основные концепции истины
В общефилософском смысле проблема истины шире, чем проблема истинности знания. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинных ценностях», «истине человеческого существования» и т. д. Такое – онтоло

Понятие и роль науки в обществе
Наука (от греч.episteme, от лат. scientia) – сфера и особый вид познавательной деятельности людей, основанные на допущении существования реального мира, в


В качестве социального явления наука включает в себя три составные части:систему знаний; деятельность по их производству; социальный институт. В некоторых учебных пособиях по филос

Специфика научного познания
Научное познание имеет свои особенности, или критерии, которые отличают его от других форм познания (искусства, религии, мифологии, философии, обыденного познания и др.). К таким

Структура и формы научного познания
Научное познание – это процесс развития системы знания, которая включает в себя три связанных уровня – эмпирический, теоретический и метатеоретический. Вэмп

Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
Метод в самом широком понимании есть «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме, в том числе и познавательной. Понятие «методология

Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
В истории развития науки формирование новых знаний происходило и происходит во взаимосвязи двух тенденций – дифференциации(появление новых объектов и направлений исследовани

Научные революции, их типы и роль в научном познании
В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сло

Роль науки в развитии техники.Этика науки и социальная ответственность ученого
Понимание роли науки в развитии техники напрямую связано с представлением о том, что есть техника. Существуют различные определения техники, но среди их множества можно выделить два главных, которы

Понятие общества как системы, его основные подсистемы и компоненты.
Понятие «общество» по своему содержанию многозначно. Так, в социальном реализме общество определяется (в широком смысле) как выделившееся из природы системное образование, представляющее соб

Феномен власти и политики
Важное значение в цивилизационной динамике общества имеют властные отношения. Власть в широком значении представляет собой способность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность,

Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней.
Политическая власть занимает среди других видов власти ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью

Гражданское общество и правовое государство
Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, подконтрольная государству, т.е. сфера реализации частных интересов отдельных

Политические технологии в современном обществе
Важнейшими политическими технологиями современного общества выступают: политическое сознание, политическая психология, политическая идеология, политические мифы. Политическое сознание


Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято вне контекста исторического развития. Процессуально-динамические характеристики социальной реальности являю

Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
Существуют два подхода к определению направленности исторического процесса: линейный и нелинейный. При линейном подходе история рассматривается как поступательное восхождение общества

Философские аспекты цивилизационной динамики
Современная социальная философия делает особый упор на цивилизационный подход к исследованию социальных и исторических явлений. Понятие «цивилизация» выступает в нескольких значениях:

Понятие техники и технологии
Истоки становления понятия «техника» уходят далеко в прошлое. Древнегреческое слово techne встречается у античных мыслителей - Платона и Аристотеля. Это понятие включало два

Происхождение техники
В настоящее время существует целый ряд гипотез о происхождении феномена техники. Остановимся на некоторых из них. Биологическая или натуралистическая гипо

Природа технического знания
Техническое знание является одной из разновидностей многообразных форм человеческого знания. Все формы знания отражают общую черту - стремление к постижению истины, посредством проникновения в глуб

Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
Процесс взаимозависимого развития науки и техники обусловил возникновение в XX в. новой социальной закономерности - научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс представляет с

Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
Сегодня философы и социологи говорят о вступлении человечества в новую, общую для всех народов Земли, единую постиндустриальную (информационную, технотронную)цивилизацию. Для пости

Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники.
Развитие информационного общества, несет с собой не только определенные блага для цивилизации, но ставит перед человечеством множество новых острых проблем. Так, непродуманное внедрение компьютерны

Понятие культуры, ее структура и функции.
В переводе с латинского языка термин культура означает «обработка земли», однако впоследствии это слово приобрело и другие значения: воспитание, культивирование духа и др. Тем не менее, каждая исто

Основные подходы к анализу культуры.
Существует множество подходов, которые изучают культуру в различных аспектах. 1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей. Ценностью на

Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
В истории философии сформировалось несколько моделей детерминации культуры. 1) Теория одновекторной эволюции, которая предполагает, что все общества проходят одни и те же этапы культурного

Духовная жизнь общества.
Как известно, общественные отношения разделяются на материальные и духовные. И если материальные отношения существуют независимо от сознания людей, то духовные формируются в результате сознательной

Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
Состояние западноевропейской культуры второй половины ХХ века принято охарактеризовывать термином постмодернизм. Большинство исследователей солидарны во мнении о том, постмодернизм сформировался в

ФИЛОСОФИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебно-методическое пособие Редактор Компьютерная верстка Подписано в печать Формат 60x841/16