Преподавание информационных технологий в России. Открытая всероссийская конференция. Доклад. В. Летуновский,Н. Новожилов. Самые перспективные IT-компетенции. Взгляд ООО "Стрим"

Кто в IT обгоняет конкурентов? Тот, кто, развивая персонал, выходит за рамки информационных технологий. Что сегодня в тренде, какие компетенции будут самыми востребованными завтра, рассказала Наталья Новикова , заместитель генерального директора по административным и кадровым вопросам ООО "Стрим".

IT - не приговор и не болезнь. Хотя выражение "Да он же айтишник…" с интонацией "Что, мол, от него хотеть?!" прочно вросло в офисную жизнь. И порой употребляют его небезосновательно.

Что сегодня важнее важного

Хочется остановиться не на технических компетенциях - знании языков программирования, специализированного программного обеспечения и т.д., а на коммуникационных навыках. Как IT -специалист умеет слушать, как общается, как формулирует проблему - это, на мой взгляд, выходит сегодня на первый план.

Насколько быстро и адекватно IT специалист воспринимает задачу, поставленную бизнес-блоком, влияет на конечное качество продукта. Техническое задание может быть неполным, его всегда можно доработать и домыслить. В нашей компании интеграция технического департамента во все процессы компании и ее рост - одна из ключевых основ нашего конкурентного преимущества.

Долой рамки

Важная компетенция IT профессионала - быть шире рамок IT. Нельзя замыкаться в узком коридоре своей основной компетенции, будь ты технический архитектор или разработчик, или сотрудник группы мониторинга. Умение взаимодействовать с другими коллегами, подразделениями, сегодня, когда все больше процессов автоматизируются, а мы предвидим приход роботов, которые заменят еще четверть специалистов, бесценно. Ведь потребуется кто-то, кто сможет переводить людям то, что хотят роботы . И IT-профессионал очень может пригодиться в таком случае.

Насчет ужина…

Нельзя не сказать об умении работать в команде и брать на себя ответственность за результат. Как говорят коллеги-разработчики в Пермском офисе "Стрим", "никто не уйдет домой ужинать, если у нас проблема или аврал". Другой вопрос, что до аврала лучше не доводить, но в реальной жизни случается всякое.


Об ошибках

Откровенность и честность в работе, умение признаться в ошибке также важны для IT-специалистов, как и для других профессий. Еще хотелось бы отметить такое качество, как позитивное отношение к своей работе.

Стремление к новому, готовность к обучению - не просто слова сегодня. Это часть компетенций. Айтишники находятся на передовой развития технологий, и, в свою очередь, влияют на ту отрасль, где работают, владея новейшими разработками. Можно в приказном порядке отправлять на курсы повышения квалификации, но без внутренней установки на обучение сертификат об окончании курсов так и останется просто листом бумаги… И, напротив, сотрудники технического департамента могут привнести в бизнес сильные положительные результаты.

Чтобы в выигрыше был не один, а все

Возьмите целеустремленного человека, доброжелательную командную культуру и получите постоянно развивающуюся компанию, сотрудники которой учатся друг у друга. Это как спираль: вложения коллег в обучение друг друга делает радиус каждого следующего витка больше. Win-win, выигрывают все.

В нашей компании технический департамент - это больше 80 человек. Разные: интроверты, с лидерскими качествами, командные игроки, азартные, спокойные… Но я не устаю повторять, что в нашей компании работают лучшие айтишники в отрасли, и горжусь коллегами.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала сайт обязательна

Профиль компетенций для ИТ-специалистов

В. Летуновский, к.п.н., директор Школы корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
Н. Новожилов, к.т.н., директор Академии корпоративных систем

Когда мы говорим о подготовке ИТ-специалистов, то речь обычно идет о профессиональной подготовке. Ее оценку можно разделить на несколько составляющих:

  • общетеоретические знания по информатике,
  • теоретические знания в конкретной области,
  • практические знания в конкретной области,
  • навыки.

Все это в той или иной степени дается системой образования, а также дополнительной работой и самообучением самого специалиста. Стандартные оценки в зачетной книжке далеко не отражают детальный уровень подготовки специалиста, необходимо иметь более развернутую и детальную систему оценки профессиональных знаний. Некоторые компании уже используют такие развернутые подходы.

Профессиональная подготовка (программист баз данных, как пример):

  • общетеоретические знания по информатике:
    • дискретные структуры
    • архитектура и организация ЭВМ
    • операционные системы
    • управление информацией
    • программная инженерия
    • человеко-машинное взаимодействие
  • теоретические знания в конкретной области:
    • теория баз данных
    • основы программирования
    • алгоритмы и теория сложности
    • языки программирования
  • практические знания в конкретной области:
    • знание Oracle 9i
  • навыки:
    • опыт работы с Oracle 9i.

Система образования практически ограничивается профессиональной подготовкой. Практически в образовании не уделяется достаточного внимания ни тестированию, ни развитию профессиональных способностей.

Однако интересы бизнеса далеко не ограничиваются только профессиональной подготовкой. По существу компания заинтересована в получении конкретных результатов деятельности (РД). Личные качества, знания и навыки определяют способности - возможные линии поведения специалиста (или потенциал компетенций). Компетенции в терминологии HR-специалистов – это набор поведенческих образцов или линий поведения. Выполнение задач (Performance) – реализация компетенций,- зависит от внутренних скрытых и явных ситуационных факторов. Это – система мотивации, корпоративная культура, взаимоотношения с коллегами, домашняя ситуация и т.п. Как эти факторы повлияют на поведение зависит от восприимчивости к ситуационным факторам. Для одного важна только зарплата, для другого признание коллег и т.п. Одни и те же действия могут дать разные результаты в зависимости от внешних ситуационных факторов (экономической ситуации, действий конкурентов и пр.)

Мы попробовали использовать методику компании SHL – мирового лидера в области оценки персонала. В частности, для системных администраторов в качестве критичных компетенций мы выделили:

  • разумное принятие решений и ответственность;
  • профессиональная подготовка;
  • организованность;
  • ориентация на удовлетворение потребностей клиентов;
  • эффективная работа в напряженных условиях;
  • целеустремленность.
  • В качестве желательных компетенций:

  • работа в команде;
  • придерживается нормам этики и ценностям;
  • успешно контактирует с клиентами и коллегами;
  • ясно излагает информацию;
  • быстро обучается;
  • эффективно работает в напряженных условиях.

На основе сформированного профиля компетенций возможно определить соответствующие подходы к тестированию и подбору кадров ИТ-специалистов.

Какими компетенциями помимо профессиональных должен обладать ИТ-специалист, чтобы работать успешно? Часть компетенций - это Профессионально важные качества (ПВК), т.е. личностные качества, способствующие успешной работе, но не связанные с ее спецификой. ПВК не формируются на работе, люди, которые приходят в компанию уже несут их в себе, выраженными в большей или меньшей степени. Естественно в зависимости от специфики конкретной ИТ-специальности, и от специфики данной конкретной компании этот список будет меняться. Для того, чтобы определить необходимые для данной специальности компетенции проводиться целый комплекс мероприятий, которые называются профессиографированием (job map, job disruption, job specification). Инструментарий: экспертное интервью, наблюдение, работа с нормативной документацией и др.

Следующий вопрос “Как их протестировать?” - Вообщем-тоничего особо сложного в этом нет, существует довольно широкий оценочный инструментарий, обычно обозначаемый термином assessment. Ассесмент включает в себя такие процедуры как психологическое и проф.тестирование, ситуационно-поведенческие тесты (ролевые и деловые игры, конкретные ситуации), структурированное интервью и оценку на 360 градусов. Сначала прописывается профиль компетенций под специальность, затем под этот профиль подбирается адекватный оценочный инструментарий. По все тому же известному принципу – Цена / качество. Если Вы располагаете соответствующими ресурсами, можно провести комплексную оценочную процедуру, в которой присутствует весь (или почти весь выше перечисленный оценочный инструментарий), такая процедура называется ассесмент центром).

Можно ли развивать эти качества? – конечноможно, более тогообязательно нужно, между прочим – это прямая обязанность HR’ов и тренинг-менеджеров определять недостаток в компетенциях ваших ИТ-специалистов и разрабатывать для них командные и индивидуальные программы развития. Конечно, некоторые из компетенций как то клиенториентированность, ответственность, обучаемость развивать сложно, но опять таки можно, если это делать системно и последовательно. Инструментарий также давно известен бизнес-тренинг и бизнес-коучинг. Мы не случайно используем термин бизнес, поскольку в последнее время очень много развелось тренеров-драйверов и коучей-учителей жизни, имеющих о работе весьма приблизительное представление. Будьте внимательны при выборе ваших тренеров.

Как это повлияет на конкурентособность бизнеса? – вопрос, скорее риторический, вот недавно читали кое-какую кадровую статистику, и фраза, которая запала: “Основную конкуренцию компании ведут на рынке труда”. И это действительно так. Роль человеческого фактора в бизнесе уже многократно возросла и будет еще расти. Правильно подобранней и полноценно обученный, опять же развитый по наиболее важным компетенциям персонал – это главное конкурентное преимущество компании.

По нашему опыту при подборе специалистов не уделяется серьезного внимания моделям поведения. Столкнулись с двумя крайностями. В одних случаях уделяется очень большое внимание практическим знаниям и навыкам в конкретной области, причем теоретическим знаниям даже в этой конкретной области не уделяется какого-либо внимания. Бывает даже, что и тренеры в некоторых тренинговых компаниях не обладают теоретическими знаниями в области, в которой проводят занятия. Это говорит о недостаточном уровне профессионализма в ИТ-сфере. Здесь работает большое количество практиков, пришедших из физики, химии, истории, машиностроения и пр., которые не имеют соответствующей подготовки. Другой крайностью является следующий набор требований:

  • знание английского языка,
  • умение самостоятельно обучаться по имеющейся литературе,
  • математическое (логическое) мышление,
  • умение искать собственные ошибки,
  • нацеленность на результат.

В этом случае знание конкретной области не выдвигается на первый план, а основное внимание уделяется общим способностям и опыту.

Разные компании, безусловно, формируют разные наборы требований. Речь не идет об их унификации. Речь идет о том, чтобы более эффективно реализовывать разные подходы. Одна из проблем состоит в том, что понятийный аппарат специалистов по подбору кадров и ИТ-специалистов различен и есть проблемы нахождения общего языка.

Обычно на конференции речь идет в основном о программистах. Перечень ИТ-специалистов гораздо шире: руководители ИТ-служб, менеджеры, архитекторы ИТ-решений, специалисты по проектированию и развертыванию сетевой инфраструктуры, специалисты по обслуживанию сетевой инфраструктуры, специалисты по безопасности, программисты, тестировщики и пр., и пр. Программисты далеко не самая востребованная часть специалистов.

В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о названии конференции. Тема конференции “преподавание” существенно сужает предмет обсуждения. Здесь хотелось бы иметь место встречи бизнеса и образования. Чтобы не только образование поговорило бы о своих проблемах, но и бизнес высказал бы свои пожелания к образованию. Сейчас же даже доклады от бизнеса говорят только об успешных проектах по образованию. Мы не слышим о проблемах образования со стороны бизнеса и его пожеланиях. Если бы тема конференции была обозначена как “подготовка специалистов по информационным технологиям”, то такой уклон был бы более явным.

Статья о том, каким должен быть современный учитель. Хороший материал для подготовки к аттестации. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Информационно-коммуникационная

компетентность педагога

Исмагилова Лилия Магсумовна учитель математики и информатики МБОУ «СОШ № 13»

г.Октябрьский РБ

2012 год

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Основные аспекты ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты…………………………………………………..4
  3. Деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога в

условиях перехода на новые стандарты……………………………………7

  1. Влияние ИКТ на образовательные результаты обучающихся……13
  2. Формирование информационной образовательной среды как условие реализации ФГОС нового поколения…………………………………….17
  3. Нужен ли сайт учителю?....................................................................19
  4. Школа будущего……………………………………………………..20
  5. Заключение…………………………………………………………...23
  6. Литература……………………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Каким должен быть современный учитель? Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования

Интеграция современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ- компетентности педагога. В педагогической ИКТ- компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ. Поэтому целью моей работы является исследование двухуровневой модели ИКТ - компетентности учителя в условиях перехода на новые стандарты.

В соответствии с целью исследования была сформирована следующая задача : изучить двухуровневую модель ИКТ- компетентности учителя в условиях перехода на новые стандарты и выделить основные способы внедрения в практику работы.

Основные аспекты ИКТ-компетентностИ педагога

в условиях перехода на новые стандарты

Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя включает три основных аспекта - наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности учителя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ предполагает:

  1. владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации;
  2. умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты;
  3. умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.

Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

 творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Применяются ИКТ не только непосредственно в процессе обучения, где работают с ЦОРами, представляют презентации, используют тесты, работают по поиску информации в сети интернет, но и при организации учебной деятельности для:

создания и ведения сетевых форм реализации образовательного процесса, например, создание и ведение педагогического сайта;

реализации системы мониторинга знаний (Система «Тест-символ»);

работы в сетевых образовательных сообществах, например, «Открытый класс» (http://www.openclass.ru) или «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru ), которые строятся и развиваются учителями и для учителей;

осуществления непрерывного самообразования, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru), Издательский дом «1 Сентября» (http://1september.ru).

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:

реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов;

реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения;

формировать критическое мышление учащихся;

применять интерактивные способы обучения;

применять современные средства общения;

использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.

Всѐ перечисленное входит в понятие системно - деятельностного подхода в обучении.

Из пояснительной записки проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Основное общее образование): «…отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции».

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно - поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты

Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

В настоящее время педагоги владеют знаниевым уровнем ИКТ-компетентности, а вот деятельностный уровень оставляет желать лучшего.

Образование сейчас на перепутье: мы переходим к новым стандартам, но пока еще работают и старые. Интернет и IT-технологии вошли активно в нашу жизнь, но, к сожалению, они довольно проблематично входят в школу: даже не потому, что уровень IT-компетентности у педагогов низкий, а потому что у нас обычно образование оторвано от тех практических задач, которые мы решаем в повседневной жизни.

Какие сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты?

Учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире. Большинство учителей – 78% утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии. При этом 80 % учеников заявляют, что компьютер и интернет на уроках не используются либо используются очень мало.

Как объяснить этот парадокс? Очень просто. Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного процесса.

По статистике, практически все учителя в России прошли курсы компьютерной грамотности и базовым операциям по владению компьютером, текстовым процессором, электронными таблицами, поиском информации в интернете всех научили. Познакомили с разработанными в рамках федеральных программ и проектов электронными образовательными ресурсами, показали, как можно их использовать в учебном процессе. Учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись на курсах, не используют полученные знания, просто потому, что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.

Что мешает учителям использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее?

Многие преподаватели, имеющие доступ к компьютеру и интернету, регулярно используют интернет-ресурсы в работе. К сожалению, еще не во всех школах есть высокоскоростной доступ к сети интернет, и это, конечно же, большой сдерживающий фактор для внедрения современных технологий в процесс обучения. Другая причина - недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах.

Какие еще проблемы возникают в процессе информатизации российского образования?

Бывали случаи поступления необычных жалоб. Ребенок подготовил красивую презентацию, выступил с ней на уроке и рассчитывает на пятерку. При этом ни на один вопрос по теме он не ответил, ведь презентацию он мог делать, бездумно что-то копируя с сайтов и вставляя в шаблон. Какую оценку должен получить ребенок? Мнения расходятся. Учитель считает - и оправданно! - что, кроме красивой презентации, ребенок должен нам продемонстрировать понимание темы, знания, умение оперировать ими. А родитель говорит: «Извините, у вас к презентации есть вопросы? Нет. Ставьте пять баллов!» Так что внедрение информационных технологий затронуло даже тему оценки знаний. Профессиональный учитель, конечно, продолжает оценивать понимание материала, а не внешнюю эффектность. Но это очень трудно: объяснить, почему при блистательной презентации он ставит не пять баллов, а три.

Материальная и программная база для информационных технологий фактически устаревает каждые три года, а учителя так быстро учиться не успевают. Думаю, необходимо увеличить объем времени для подготовки учителей. Сегодня это всего 72 часа раз в пять лет; для учителей начальной школы немного больше: в связи с внедрением цифровых технологий в новом стандарте начальной школы. Но все равно этого совершенно недостаточно для того, чтобы учитель был современным, действительно оставался на переднем крае информационных технологий. Может быть, надо найти возможности для дистанционного повышения квалификации, ведь иначе трудно организовать его без потерь для учебного процесса. А главное - государство должно увеличивать финансирование именно на повышение квалификации учителей.

Сейчас, когда, в школы внедряются новые государственные образовательные стандарты, некоторые думают, что надо купить дорогостоящее оборудование: комплексы для столовой, интерактивные доски… Но какое отношение всё это имеет к новым стандартам, к компетентностному подходу? Многих это и не интересует: школе есть что показать - вот и хорошо.

Одни школы покупают интерактивные доски и многомерные кинотеатры, а другие тратят выделенные средства на покупку мобильных классов и организуют работу по модели «один ученик - один компьютер». Вот это - новый уровень обучения. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Действительно ли современному учителю так нужно владеть интернет -технологиями - или это просто дань моде?

Владеть - необходимо. А вот отношение к этому в образовательном обществе как к «модной тенденции» надо бы преодолеть. Сегодня в образовании наступил момент, когда у учителей наблюдается некая «усталость» от бесконечных требований вышестоящих чиновников. Огромное количество бумажных отчетов наряду с электронным заполнением их же, обязательность создания презентаций, веб-сайтов, блогов, внедрение электронного журнала наряду с заполнением бумажного, что в некоторых случаях начинает становиться «обязанностью» - по требованию руководства, и прочее, и прочее. Всё это в большинстве случаев выливается в очередное вранье. Проводят показательные уроки «с использованием ИКТ», а демонстрируют на них, по сути, исключительно презентации. Разрабатывают сайт школы, в котором «застывает» на долгие годы одна и та же информация. Учителей же на всевозможных курсах обучают все тому же, чему и десять лет назад, - то есть «азам»: поиску информации в сети, редакторам, таблицам.

Компьютер и доступ к интернету дома есть практически у всех участников переписи; в школе - почти у 90%. Однако, полноценное использование интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.

Среди других трудностей, которые мешают учителям применять интернет в работе можно назвать отсутствие времени (более 40%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%). Недостаток информации о «полезных новинках» ощущает четверть участников. Многие жалуются на отсутствие необходимого лицензионного программного обеспечения, морально устаревший компьютер на рабочем месте учителя, отсутствие домашних компьютеров у большинства учеников сельских школ. Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время урока. Мешает низкая скорость соединения, ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы, а также недостаточное количество ученических компьютеров в школе. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской интернет-переписи учителей

С 5 октября по 5 декабря 2011 года проходила Всероссийская интернет - перепись учителей, организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». Цель этой интернет - переписи создать объективную картину применения учителями информационно - коммуникационных технологий и использования образовательных ресурсов школьными учителями.

При этом на вопрос «должен ли современный российский учитель использовать интернет в своей профессиональной деятельности?» утвердительно 78% опрошенных, а 21% сказали «скорее да». Менее одного процента респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.

Свой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями считают достаточным около 73% участников. Остальные полагают, что уровень необходимо повысить, причем абсолютно недостаточным для педагогической деятельности на качественном уровне считают почти 5% преподавателей.

Учителя дали довольно высокую оценку своей личной сетевой активности: в среднем 6,8 балла по 10-балльной шкале.

По данным интернет-переписи, деятельность учителей в мировой сети чаще всего направлена на поиск информации и знакомство с новыми методическими и прочими материалами и разработками. Реже учителя используют интернет для общения и еще реже - для организации образовательной и внеучебной деятельности своих учеников (http://ria.ru/teacher/ )

Сейчас учителя уже стали использовать ИКТ, но использование технологий в большинстве школ не привело к возникновению инновационных педагогических практик, реально изменяющих образовательные результаты учащихся. И этот барьер нужно перейти.

Интернет как информационная среда на глазах меняет характер образования в нашей стране. Информационные технологии стремительно проникают в образовательную среду. Это же очевидно: школа без информационных технологий сегодня существовать не может. Ведь какова основная задача школы? Сформировать у ребенка адекватную картину мира. И сегодня, когда весь мир уже живет внутри информационных технологий, взять и консервативно оставить школу без них, было бы просто профессионально неграмотно.

Мы часто слышим о том, что сегодня ученики в компьютерных технологиях разбираются лучше учителей. Дети быстро осваивают все новое, а взрослым, как правило, требуется на это больше времени. Но на сегодняшний день той проблемы, которая была восемь-десять лет назад, когда учителя, особенно пожилые, переживали, боялись и не хотели двигаться в этом направлении, - уже нет. Учителя понемногу освоили компьютер, совершенно спокойно работают в электронной почте, многие самостоятельно делают презентации к своим урокам, пользуются цифровыми образовательными ресурсами - например, «Открытой коллекцией», которая основана на деньги государства. Это большое подспорье, потому что облегчает поиск интересного материала при подготовке к урокам. Сейчас цифровые образовательные ресурсы развиваются - появляется возможность не только видеть какой-то дополнительный материал, а сделать лабораторную работу и многое другое, - и становятся еще более востребованными. Российская академия образования проводила исследование - и выяснила, что цифровыми открытыми образовательными ресурсами учителя пользуются намного активнее, чем их ученики. Мы видим, что барьер страха уже давно пройден, и сейчас речь идет не об овладении, а о наращивании реальных компетенций в области информационных технологий. Сегодня недостаточно уметь пользоваться таблицами Excel: нужно работать в других средах, уметь работать в сетевых сообществах, с большим количеством программных продуктов.

Влияние ИКТ-компетентности педагога на качество образования в условиях внедрения ФГОС

Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.

Интернет значительно расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога. Как пример можно привести набирающую сейчас популярность модель обучения «1 ученик: 1 компьютер».

Сейчас уже проводится много виртуальных уроков, они помогают получать знания детям, которые по разным причинам не имеют возможности посещать школу. Однако, по моему убеждению, реальные уроки гораздо более эффективны, чем виртуальные. А технологии - это всего лишь средства, которые позволяют вывести процесс обучения на новый уровень. В любом случае, я уверена, что важная роль учителя сохранится и в будущем. Но уже сейчас мы видим, что это роль меняется. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения.

Пока что - по статистике, использование ИКТ на образовательные результаты учеников не сильно влияет, и это печально. Сейчас компьютеры даже если используются, то - на уроках информатики, для изучения языков программирования, а учителя-предметники, которые работают с электронными образовательными ресурсами, применяют обычно традиционные модели: используют экран или интерактивную доску при изложении темы. Гораздо реже учителя организуют групповую работу в классе, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу учащегося в различных моделирующих средах. К сожалению, понятно, что далеко не у всех педагогов в школах достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых школ слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме онлайн. Нужно, чтобы компьютерные и интернет-технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты, формировали метапредметные компетенции, новые межличностные навыки взаимодействия, повышали мотивацию к предмету. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств: микроскопы, музыкальные клавиатуры, датчики освещённости и местоположения.

Сейчас продвинутый учитель начинает сам создавать свои ресурсы: мультимедийные презентации, встраивать в них фрагменты видеофильмов, интерактивные таблицы, рисунки и даже флеш-анимации. И считается, что это высший пилотаж использования ИКТ. С моей точки зрения, учитель массовой школы не должен разрабатывать электронные образовательные ресурсы сам. Он должен знать о тех ресурсах, которые выложены на федеральных и региональных образовательных порталах, он должен уметь их грамотно использовать, продуцируя новые активно-деятельностные педагогические практики. Задача учителя - правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий как можно больше думал и действовал самостоятельно. То есть, не только читал бы учебник, где имеется констатация тех или иных законов природы, не только слушал учителя, а чтобы он сам опытным путем, в процессе правильно выстроенного учебного эксперимента выводил формулы и открывал законы. Как раз это позволяет делать компьютер. С помощью периферийных устройств мы можем проводить разнообразные эксперименты, а с помощью компьютеров – обрабатывать полученные данные. Компьютер позволяет моделировать ситуации, которые учитель не всегда может показать в реальной жизни из-за того, что не хватает реактивов или приборов. Правильно встроив компьютер в образовательную деятельность, можно очень сильно повысить творческую составляющую обучения.

Для этого надо, чтобы учителя массовой школы научились по-настоящему встраивать ИКТ в учебный процесс, переходя от репродуктивного к активно-деятельностному обучению, формируя метапредметные и личностные компетенции. Сейчас это умеют делать, по разным данным, от 12 до 18 процентов педагогов.

Влияет ли интернет в профессиональной деятельности на качество образования, которое он дает ученикам? Интернет - это всего лишь инструмент, и всё зависит от того, как учитель его применяет и для чего. Надо учесть, что IT-технологии в школе - размытое понятие: в него укладывается, скажем, использование интерактивной доски. А чего можно добиться интерактивной доской? Да ничего. Это средство для фронтальной работы: учитель что-то показывает, ребенок что-то смотрит. Это также, как, демонстрация учебных 4D кинотеатров: в них все трехмерное, красивое, движется и лего -конструирование самими детьми. В первом случае у ребенка пассивная позиция: он только смотрит и слушает, это восприятие информации. А что ребенок делает с конструктором? Там уже деятельностный подход: он что-то продуцирует, у него развивается мышление, моторика.

На сегодня учителя чаще всего ищут просто информацию по своему предмету, общения с коллегами, последнее время, особенно в связи с развитием блогов – самовыражения и самореализации. Значительно реже – учителя в сети заняты поиском новых форм, приемов и методов для собственно обучения в ней учащихся, хотя именно это становится наиболее востребованным на сегодня для образования. Родители хотят, чтобы их дети-ученики добились успеха за пределами их формального образования, поэтому в практике школьного обучения должны отражаться растущее значение инновационной деятельности и творчества - как профессиональных навыков. На деле это означает, что следует принять Сеть как образовательное пространство, где в рамках дистанционных консультаций, проектов и самостоятельных учебных исследований приобретаются и закрепляются учениками навыки систематического применения технологических инноваций и творчества.

Интернет - не только и не столько источник информации, сколько среда для коммуникации, для взаимодействия. И если мы процесс обучения воспринимаем как процесс общения учителя и ученика, то интернет позволяет это общение сделать удобным. Есть такой стереотип, что ничего нет лучше очного образования, когда учитель и ученик «глаза в глаза». Но если перед лектором 50 студентов, то никакого «глаза в глаза» не получится, и вопросы лектору в рамках очной лекции студенты задать не смогут. Если же преподаватель работает с ними дистанционно, то всегда будет возможность пообщаться и в личной переписке, и в группе, и преподаватель услышит каждого. Такое образование более личностно ориентированное. Сегодня на дистанционные курсы можно приглашать лучших педагогов России - и это очень просто, потому что нет зависимости от географического местонахождения педагога.

Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача учителя: организовать деятельность учащихся, сформировать у детей навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.

Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура – это уже не только как фактор обучения, но и как фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобильность собственного вклада человека в эту тенденцию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Когда мы говорим об информационно-образовательной среде обучения современных школьников, одним из ключевых вопросов становится вопрос о практических способах интеграции в эту среду информационных ресурсов Интернета. Интернет представляет собой динамичное информационное пространство, отражающее реалии меняющегося общества. Формирование социальной компетентности личности сегодня трудно представить себе без освоения способов ориентации в этом пространстве. Следовательно, работа в динамично меняющейся Интернет-среде в условиях перехода на новые образовательные стандарты должна стать неотъемлемой частью образования школьников. Подчеркну: речь идет не просто о заимствовании из Интернета информации и "картинок" для написания рефератов и подготовки презентаций, а о развитии способности обращаться к разнообразным, постоянно обновляющимся и подчас противоречивым Интернет-материалам как к источнику информации об актуальной общественной жизни. И здесь перед образовательным учреждением и отдельно взятым педагогом возникают, как минимум, две проблемы: 1) Как (с помощью каких методик, образовательных технологий) НА ПРАКТИКЕ, а не на уровне общих суждений обеспечить эффективное включение этой деятельности в повседневную учебную деятельность? 2) Как нейтрализовать негативные особенности Интернета, связанные с неконтролируемым размещением в ней противоречивой, непроверенной и экстремистской информации? Думаю, обучение педагогов использованию ИКТ в сегодняшних условиях должно быть направлено, в первую очередь, на подготовку к решению именно этих вопросов.

Зачем знать – если не уметь, зачем уметь – если не делать?

«Зачем нам, педагогам, нужны Интернет-сервисы, интернет - образовательная среда, что они могут нам дать?!», «У меня и так куча работы, тетради, классный час….», «Что мне дадут интернет-сервисы?», От этой «перемены мест» не возникнет нового качества, потому что суть работы останется прежней. Нового качества процесса здесь не увидеть. Ученику на стало легче, интереснее работать с текстом от того, что деятельность перенесена в интернет. Учителю тоже от этого не стало легче читать и править тексты, оценивать степень самостоятельности выполнения задания.

Так как же можно активизировать продвижение нового знания среди педагогов и учеников?

Во-вторых это тематические блоги, мастер-классы, конкурсы, так как они дают возможность освоить новое знание в игровой деятельности, причем новое осваивается легче, так как в сети все становится прозрачным, видимым, осязаемым.

Следующий аспект - это коллективность работы - «вместе веселее и проще».

И наконец - это общение. В сети общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Общение через освоение новых «виртуальных знаков», которыми они обмениваются. К таким новым виртуальным знакам можно отнести статьи, закладки, правки, метки, фотографии и заметки на полях. Новые сетевые сервисы создают новую среду общения.

Итак «Зачем нам, педагогам, нужны Интернет-сервисы, что они могут нам дать?!» - это возможность подняться на ступеньку вверх по лестнице самообразования через общение и обмен опытом в новой профессиональной среде, это знакомство с новыми инструментами профессиональной коммуникации, это способ самовыражения и признания.

НУЖЕН ЛИ САЙТ УЧИТЕЛЮ?

Сайт нужен! И школе и учителю. И ученику. Это - реальность, поскольку информатизация, несмотря на все препоны, продолжает свое триумфальное шествие по миру. Мы все свидетели того, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. Никто не предполагал, что так будет, однако так стало. То же произойдет и с информатизацией и образования в том числе.

Но, что же такое сайт для учителя? Это коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах класса, школы или же района, области, страны, мира. Целевую аудиторию определяет изначально разработчик сайта, однако этими рамками сайт никогда не ограничивается, поскольку его адрес доступен в Сети всему миру, а проблемы образования актуальны для всего человечества. Кроме того, сайт может выступать и как СМИ, и как средство дистанционного образования, и как интернет-магазин учебно-методической литературы и дидактических материалов, как место обсуждения актуальных вопросов - форум - неограниченным количеством участников, как доска объявлений, как файлообменник и много чем полезным еще. И только в последнюю очередь - визитной карточкой создателя. Вот как раз только эту-то последнюю функцию подавляющее большинство педагогов, их ли личный это сайт, родной ли школы, и реализует в Сети. Потому что это просто: сделал и забыл, а по отчетам он есть и приносит определенный дивиденд: как это весомо услышать в характеристике - «учитель (школа) имеет свой сайт!», как это значимо - ощущать себя владельцем кусочка интернета! Вечная визитка устраивает многих.

ШКОЛА БУДУЩЕГО

Как должны использоваться информационные технологии при введении ФГОС?

В школе должна быть создана информационно-образовательная среда, в которой размещена вся необходимая информация и программные средства для текущей работы, включая учебно-методические материалы и ресурсы, цифровые дневники и портфели учебных достижений школьников. Она предоставляет всем участникам образовательного процесса защищенный доступ в интернет и к информационным ресурсам школы, возможность компоновать, хранить и использовать необходимые электронные образовательные ресурсы, накапливать данные о результатах учебной работы, формировать необходимые справочные и отчетные формы. При этом, применение дистанционных образовательных технологий в школе позволяет на равных использовать очные и сетевые формы учебной работы.

Школа может стать совершенно другой. Может быть, мы забудем про бумажные учебники - они будут интерактивные, мультимедийные. Может, мы забудем о 45 минутах классно-урочного времени. Но мы никогда не должны забывать о социализации, об очном общении, о том, что для правильной самоорганизации ребенка нужна помощь наставника, учителя, авторитетного для учащихся. Именно он задает и мотивацию к обучению, и правильно организует учебный процесс, именно он должен привить детям навыки самообучения. Только тогда мы сможем подготовить учащихся к жизни в быстро меняющейся технологической и социальной среде.

Не уйдут ли традиционные уроки в прошлое с появлением интернет-технологий? Учебная среда сегодня сильно изменилась. Традиционно она рассматривалась как физическое пространство – в учебном классе учитель «за кафедрой», ученик – «за партой». Сегодня «пространство», где учащиеся учатся, расширяется до междисциплинарных сообществ, которые поддерживаются технологиями, где они занимаются, общаются и сотрудничают друг с другом и с педагогами виртуально. Такое изменение концепции учебной среды имеет явные последствия для школ. Скорее всего, уже сегодня учащиеся старших классов и студенты более всего «учатся» именно в глобальной сети. Все больше и больше понятие школы как места образовательной практики меняется по мере получения возможностей учащимся учиться из других источников.

Мы все становимся участниками набирающего темп очередного этапа цифровой революции. Персональные коммуникаторы и глобальные общедоступные информационные сети очередной раз меняют нашу среду обитания подобно тому, как когда-то ее изменили радио, телевидение, компьютеры и мобильная телефонная связь. Эти процессы уже захватили школы в развитых странах мира. Они определяют изменения в содержании образования, движение к индивидуализации учебной работы, требование к ее доказательной результативности, объективной оценке получаемых образовательных результатов. Научить учащихся учиться в течение всей жизни, научить добывать знания, их продуцировать, а не просто принимать и присваивать – вот основная задача школы будущего. Школа может стать интернациональной и межтерриториальной. Но она останется школой: институцией с единым информационным образовательным пространством.

Останутся ли в будущем традиционные уроки - или дети будут учиться через интернет? Останутся, и в начальной школе их доля будет большой, в средней она будет сокращаться. В старшей сократится еще сильнее, потому что будет увеличиваться объем самостоятельной работы и проектно-исследовательской деятельности. Но вообще возможности обучения через интернет нужно развивать. Талантливому ребенку из сельской школы можно таким образом обеспечить доступ к качественным образовательным ресурсам, даже если он не хочет или у него нет возможности уехать из села, а там учителя по какому-то предмету просто нет. Через интернет ему становятся доступными образовательные модули, и он получает гарантированный государством объем образования. Другая ситуация - когда детям нужны образовательные модули повышенного уровня. Сейчас много говорят о нанотехнологиях, но из школьных учебников о них не узнаешь. Нужны модули, которые будут рассказывать детям и на фундаментальном, и на научно-популярном уровне о новых тенденциях в науке, о новых открытиях. Разместить эту информацию в «электронной гимназии» значительно легче, чем поменять стандарт, напечатать учебники, разослать их по всем городам и еще обучить всех учителей.

Фактически «электронная гимназия» осовременивает учебный процесс и позволяет сделать его гибким. И именно это - основной вектор, по которому должно двигаться образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, только осваивая деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога, мы добьемся качественного перехода на новый уровень образования. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.

2. http://standart.edu.ru/ - Федеральные государственные образовательные стандарты.

3. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-

коммуникационная компетентность современного учителя». - Информатика и образование. 2010. № 4.

4. Материалы с сайта центрального хранилища ЕКЦОР


Какими ключевыми характеристиками обладает кандидат на должность? Как управлять компетенциями специалистов в области ИТ? Каково значение личностных качеств при работе в ИТ-проектах? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Состав базовых компетенций ИТ-консультанта

Для начала оговорим, что мы будем подразумевать под словом «компетенции»*. Хорошего ИТ-консультанта отличает целый набор факторов — личностные качества, мотивы, профессиональный опыт, знания и навыки, поведенческие характеристики, определяемые целью, заданностью ситуации и должностью. Все это в совокупности и составляет компетенции.

Любой ИТ-консультант должен быть специалистом в своей области — будь то программирование, реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение ИС или разработка ИТ-стратегии. Профессиональные знания и навыки остаются основными требованиями , определяющими эффективность его работы. Требования к профессиональным знаниям и навыкам формулируются для определенной должности и включают опыт и стаж работы, образование, специальные условия и т. д. Зачастую они определяются для участников проектной команды в зависимости от конкретного проекта и решаемой задачи.

Базовые компетенции являются дополнительными требованиями в части оценки ИТ-консультанта.

Как правило, у работодателей существует стандартный набор базовых компетенций — это «ответственность», «клиенториентированность», «коммуникабельность». Но в связи со спецификой работы ИТ-консультантов этого явно недостаточно.

Можно рекомендовать работодателям при проведении собеседований уделять внимание не только «техническим» навыкам кандидатов (знание программных продуктов, наличие сертификатов и пр.), но и личностным качествам. Практика показывает, что от ИТ-консультантов требуется большая стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в новых ситуациях, готовность к командировкам, способность много общаться с самыми разными людьми и ряд других необходимых качеств.

Еще одна особенность ИТ-специалистов — постоянное повышение своего профессионального уровня. Во многом это связано с тем, что сфера ИТ чрезвычайно динамична: многочисленные и быстрые изменения обесценивают предыдущие знания и опыт. Поэтому ИТ-специалисту, как мало кому другому, необходимы регулярное дополнительное обучение, изучение публикаций и самообразование. Все это должно быть частью его основных обязанностей независимо от специализации, направления деятельности или занимаемого положения.

Поскольку ИТ-компаниям требуется широкий спектр специалистов — от стратегически мыслящих «идеологов» до тех, кто способен многократно выполнять однотипные операции, то и состав компетенций для каждой позиции будет различный.

Например, для специалистов, чьи функции — в основном профессиональная деятельность на уровне исполнителя (например, аналитик, программист), важны такие компетенции, как «исполнительность», «ответственность», «ориентированность на результат». А для топ-менеджеров важной компетенцией может стать «гибкое мышление», «уверенность в себе», «сила воли, внимание к деталям и предупредительность».

Значение личностных качеств в сфере ИТ обусловлено командным характером работы. В этой связи важными качествами являются «этичность», «желание помочь и оказать положительное влияние», «коммуникабельность».

Хочется особо отметить такое качество, как «оптимизм». Крайне нежелательно, чтобы у ИТ-консультанта было негативное отношение ко всему происходящему, потому что пессимизм даже одного члена команды может существенно подорвать общий настрой на победу.

Перед тем как оценивать компетенции, необходимо определить список наиболее приоритетных из них для каждой позиции. Всего в специальной литературе упоминается около 600 компетенций. Однако в практической работе имеет смысл руководствоваться лишь 10-12. В таблице (с. 46) перечислены базовые компетенции ИТ-консультанта, подлежащие оценке.

Метод оценки

Как уже говорилось, при проведении оценки компетенций ИТ-консультанта необходимо определить наиболее приоритетные, наиболее значимые для каждой позиции. При этом необходимо учитывать измеримость компетенций, нужны способы их оценки по определенной шкале (например, 10-балльной), а не только по принципу «есть/нет».

Оценить заданный набор компетенций можно несколькими способами.

Первый вариант — оценка набора компетенций ИТ-консультанта его коллегами и руководителями посредством их анкетирования. Данные анкет затем сводятся и используются при аттестации сотрудника.

Второй вариант предусматривает интервьюирование. Список вопросов по компетенциям готовится заранее. Консультанта обычно просят рассказать о некоторых ситуациях и привести примеры, характеризующие его личностные качества и навыки. Вот примерный список самых популярных вопросов.

Расскажите о том, как вы:

  1. Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником.
  2. Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
  3. Пропустили очевидное решение проблемы.
  4. Не смогли вовремя завершить проект.
  5. Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы.
  6. Должны были приспособиться к сложной обстановке.
  7. Почувствовали неудовлетворение своим поведением.
  8. Использовали свои личностные качества для достижения цели.
  9. Общались с разгневанным клиентом.
  10. Представили успешное решение или проект.
  11. Переоценили или недооценили важность чего-либо.
  12. Были отстранены от работы.

Важно сформировать равное количество позитивных и негативных индикаторов. По итогам интервью необходимо посчитать количество набранных баллов по каждой компетенции, сравнить полученные результаты и профиль должности.

Базовые компетенции ИТ-консультанта, подлежащие оценке
Компетенция Как проявляется
Клиенториентированность
  • Искренняя заинтересованность в решении проблем клиентов, способность к эмпатии.
  • Заинтересованность в потребностях клиента.
  • Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем.
Ориентированность на результат
  • В меру развитое стремление быть непревзойденным специалистом в своей области.
  • Ориентированность на конечный результат.
  • Способность четко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
  • Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать неоптимальное решение.
Желание помочь, оказать положительное влияние
  • Умение работать в команде.
  • Желание повысить профессиональный уровень, и собственный, и своих коллег.
  • Искреннее желание способствовать решению проблем каждого клиента.
  • Генерирование идей по улучшению бизнес-процессов и организационной структуры как предприятий-клиентов, так и собственной компании.
Этичность
  • Стремление принять максимально правильное с этической точки зрения решение.
  • Прямой, открытый и честный стиль поведения.
  • Открыто говорит о возникающих сложностях и рисках проекта.
  • Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта.
  • Предотвращает попытки внести в ходе проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.
Сила воли, внимание к деталям и предупредительность
  • Не отказывается от поставленных целей.
  • Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач.
  • Концентрируется на имеющихся в проекте сложностях и на запросах клиентов.
  • Активно сотрудничает с представителями своего и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
  • Должным образом готовится к встречам с клиентами.
Системное мышление
  • Имеет живой ум и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях.
  • Характеризуется гибкостью и подвижностью психики.
  • Способен осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии.
  • Задает систематизированные, позволяющие исследовать ситуацию вопросы.
Ответственность
  • Всегда выполняет обязательства.
  • Берется за решение сложных задач.
Уверенность в себе
  • Не демонстративная и в то же время очевидная уверенность в себе, вызывающая доверие. Способность самостоятельно строить свое будущее.
  • Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
  • Не теряет уверенности в себе, когда кто-либо подвергает сомнению его способности или компетентность.
Оптимизм
Коммуникабельность
  • Способность много общаться с самыми разными людьми.
  • Умение задавать открытые вопросы, выяснять требования клиентов, предлагать соответствующие решения и демонстрировать экспертную позицию.
  • Способность эффективно обмениваться информацией, обеспечить «обратную связь» с собеседником.
  • Способность влиться в рабочие отношения внутри проектной команды.
  • Способность конструктивно разрешать конфликты.
Исполнительность
Стрессоустойчивость
  • Способность вести себя адекватно и спокойно в сложных ситуациях.
  • Способность принимать взвешенные решения даже в тех случаях, когда «все в панике и не знают, что делать».
  • Способность выдерживать высокий рабочий темп.
Инициативность
  • Определение новых возможностей и их использование.
  • Творческий подход к работе, умение находить интересные, нестандартные решения.

Выводы

Классик теории менеджмента Питер Друкер как-то заметил, что результативность — это способность «делать правильные вещи», а эффективность — способность «делать вещи правильно». ИТ-консультант должен уметь делать и то, и другое, отвечая на вопросы «что делать?», «как делать?» и, самое главное, «зачем?».

В качестве критериев оценки ИТ-консультанта необходимо использовать не только профессиональные навыки, но и личностное соответствие. Очень важно, чтобы человек был частью команды и стремился не только получать собственную выгоду, но и развивать бизнес компании, в которой он работает, повышать результативность общего труда. Задача в том, чтобы найти «своего» специалиста, правильно определив его компетенции.

* Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (Википедия).

Список литературы:

  1. Томсон Т., Бонито Д.. Обзор модели профессиональной компетенции консультанта. — www.management.com.ua/consulting/cons024.html .
  2. Кадровый голод. — CIO, № 3, 21 февраля 2007.
  3. Царевская H., Румянцева М. В очередь за кадрами. — Секрет фирмы, № 40 (127), 24-30 октября 2005.