Основные показатели системы социальных гарантий. Социальные гарантии (виды и порядок их реализации). Для оценки минимального допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели

1. Правовые основы соц. политики.

2. Соц. гарантии.

1 – соц. политика – это комплексная характеристика гос. управления:

· Доктринальная (подход гос-ва к решению проблем)

· Нормативная

· Организационная (структура учрежд. и организаций, которые занимаются решением проблем)

· Инструментальная (совокуп. средств и методов реализации соц. задач)

· Процедурная (опр. процедура предоставления соц. льгот, соц. помощи)

Соц. политика гос-ва – это определённая ориентация и система мер по оптимизации соц. развития общества, отношений между соц. группами, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей.

Для осущ. соц. политики необходимо:

1. Общественно поддерживаемая соц. доктрина (официальные программные док-ты)

2. Конституционные и законодательные установления (законы + подзаконные акты)

3. Механизм организации исполнения гос-вом соц. обязательств.

4. Организационная структура мониторинга и контроля.

5. Ресурсы для реализации соц. обязательств.

Задачи соц. политики:

1. Повышение уровня жизни и соц. поддержки населения.

2. Оптимизация структуры занятости, сокращение безработицы.

3. Формирование механизма соц. защиты.

4. Разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспеченье безопасности.

5. Преобразования в соц. бытовой инфраструктуре и соц. культурной сфере.

Декларация прав и свобод граждан. Принята Верх. Советом РСФСР 22.11.1991 г. В основе всеобщая декларация прав человека (право на жизнь, равенство мужчин и женщин, равенство перед законом, ответственность по закону, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность к частной жизни, право на жилище, свободу передвижения, свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, право на участия в управлении делами гос-ва, право на собственность, на труд, на равное вознаграждение за равный труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование и на медицинскую помощь + право на юридическую помощь и на судебную защиту прав). К соц. работе с населением относятся статьи:

23(частично) – каждый имеет право на защиту от безработицы;

26 – каждый имеет право на соц. обеспеченье:

· По возрасту

· В случае утраты трудоспособности

· Потери кормильца

· Иных установленным законах случаях

Пенсии, пособия и иные виды соц. помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Гос-во развивает систему соц. страхования и обеспеченья

Поощряется создание общественного фонда соц. обеспеч. и благотворительность;

28 – гос-во обеспеч. Защиту материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в соц. поддержке.

Статьи: 2, 6, 7, 17, 18, 21, 37, 38, 39, 72.

2 – под системой соц. гарантий понимается: предоставление соц. значимых благ и услуг всем гражданам без учёта их трудового вклада и проверки нуждаемости. Меру гарантии определяет принцип распределения по потребности с учётом ресурсных возможностей общества.

Минимальный набор и уровень гарантий динамичен и зависит от исторических условий каждого гос-ва.

В основе системы гарантий принципы общего налого обложения и бюджетного финансирования.

К системе соц. гарантий примыкают соц. льготы – соц. гарантии отдельным категориям лиц.

Основа гос. соц. гарантий – минимальные соц. стандарты – установленные законодательством гос-ва норма и нормативы закрепляющие минимальный уровень соц. защиты населения, ниже которого опускаться нельзя.

В структуру соц. гарантий входят стандарты в области:

· Оплаты труда

· Образования

· Здравоохранения

· Культуры

· Жилищно-коммунального обслуживания

· Соц. обеспеченья

В число минимальных гос. стандартов относятся – минимальный размер оплаты труда, размер прожиточного минимума(установлен федеральным законом о прожиточном минимуме в РФ; закон от 24.10.1997 г. В редакции от 22.08.2004 г.), потребительская корзина(утв. Постановлением правительства РФ от 19.02.1999 г. №192 «Об утверждении методических рекомендации по определению потребительской корзины для основных соц. демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ)

Соц. поддержка малоимущим семьям.

Среднедушевой доход семьи опр. федеральным законом от 05.04.2003 г. №44 ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказании им гос. соц. помощи.

Субъекты соц. гарантий:

1. Федеральные орган гос. власти.

2. Органы гос. власти субъектов РФ.

3. Органы местного самоуправления.

Механизм реализации соц. гарантий.

1. Установление минимального размера оплаты труда.

3. Компенсация.

4. Предоставление субсидий.

5. Предоставление соц. льгот.

6. Предоставление соц. услуг.

7. Выплата соц. пособий.

8. Оказание соц. помощи и соц. поддержки.

Соц. услуги – действия соц. службы закл. в оказании соц. помощи для преодоление трудной жизненной ситуации.

Соц. льготы – полная или частичная освобождение отдельных категорий граждан от выполнения установленных законом норм.

В зависимости от порядка формирования денежных средств гос. соц. обеспеченье осуществляется в различных формах:

· Гос. соц. страхование – за счёт страховых взносов.

· Гос. соц. обеспеченье – за счёт бюджетных средств. Гос. соц. помощь. Соц. защита(деятельность гос-ва; комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоёв населения)


Похожая информация.


Социальная политика будет составной частью общей стратегии государства, ᴏᴛʜᴏϲᴙщейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики будет развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на базе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований.
Стоит отметить, что осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Стоит сказать - политика государства в сфере доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, кᴏᴛᴏᴩые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на ϶ᴛᴏт путь совсем недавно.
Стоит отметить, что особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей кᴏᴛᴏᴩой будет адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение ϶ᴛᴏй задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Уровень жизни определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в данных благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения)

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов будут: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Стоит заметить, что оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов состоит по сути в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С ϶ᴛᴏй целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике будет поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— ϶ᴛᴏ социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и ϲʙᴏбод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд будет главным источником средств существования, по϶ᴛᴏму система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, кᴏᴛᴏᴩая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час) Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, кᴏᴛᴏᴩая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Основные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального ϲʙᴏеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может ϶ᴛᴏго делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

  • Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
  • 1. Предмет демографии и демографической политики
  • 2. Из истории вопроса
  • 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
  • 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
  • Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
  • 1. Семейная структура населения Российской Федерации
  • 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
  • 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
  • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
  • Лекция №6 Культура и быт семьи
  • 1. Роль отца и матери в семье
  • 2. Общение в семье
  • 3. Быт семьи
  • 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
  • Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
  • 1. Сущность и содержание социальной защиты
  • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
  • 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
  • Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
  • 1. Сущность государственной семейной политики
  • 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
  • Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
  • 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • 2. Компенсационные выплаты
  • 3. Виды социальных льгот
  • Лекция №10 Охрана материнства и детства
  • 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • I. Диспансеризация беременных и родильниц.
  • II. Гинекологическая помощь.
  • III. Профилактика абортов, контрацепция.
  • 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
  • 3. Работа по формированию здорового образа жизни
  • Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
  • 1. Социальный портрет современной молодой семьи
  • 2.Проблемы молодой семьи
  • 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
  • Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
  • 1. Типы многодетной семьи
  • 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
  • 3. Социальная защита многодетной семьи
  • 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
  • Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
  • 1.Положение детей-инвалидов в современной России
  • 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
  • 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
  • 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
  • Лекция №14 Социальная защита неполных семей
  • 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
  • 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
  • 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
  • Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
  • 1.Пожилые люди как социальная общность
  • 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
  • 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
  • 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
  • 5. Технология социального обслуживания по­жилых людей
  • Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
  • 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
  • 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
  • 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
  • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
  • 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
  • 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
  • 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»
  • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения

    В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъ­ект социальной политики и социальной работы.

    Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике: Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    На современном этапе просматриваются две основные функ­ции в системе государственной социальной защиты: социаль­ные выплаты и система социального обслуживания одино­ких, престарелых инвалидов и других подобных категории, основанные на принципе за боты государства о социально уязвимы x членах общества социальной благотворительности. В тоже время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

    Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

    Минимальные социальные стандарты - этоустановленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже кото­рого опускаться нельзя. Систему государственных минималь­ных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

      оплаты труда;

      пенсионного обеспечения;

      образования;

      здравоохранения;

      культуры;

      социального обслуживания;

      жилищно-коммунального обслуживания.

    Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

    Минимальные пределы государственных гарантий под­тверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

    В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

      минимальный размер оплаты труда;

      единая тарифная сетка (ETC) оплаты труда работников бюджетной сферы.

    Минимальная заработная плата-уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспе­чить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

    В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право па труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным зако­ном минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

    КЗОТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установ­ленного минимального размера оплаты труда».

    Величина минимальной заработной платы обычно опре­деляется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического разви­тия страны или несовершенстве существующей системы рас­пределения, так как минимальная заработная плата-одна из составных минимальных гарантий государства.

    Следует отметить, что в последние годы минимальная зара­ботная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. Так, в конце 1991 г. мини­мальная заработная плата составляла 21,0% бюджета прожи­точного минимума, в 1992 г.-34,1%, в 1993 г.-14,2%, в 1994 г.- 19,3%, в 1995 г. и в 1996 г.-около 16%. В 1996 г. минималь­ная заработная плата составляла 75 900 руб., а прожиточный минимум-около 430 000 руб.

    Закон от 9 января 1997 г. установил минимальный размер оплаты труда в сумме 83 490 руб., что не превысило 19% про­житочного минимума. Однако в заключаемых на 1997 г. отрас­левых тарифных соглашениях минимальная оплата труда была определена суммой более 300 тыс. руб.

    Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и раз­мером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

    Одним из важных аспектов минимальных социальных гаран­тий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических усло­вий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка-с другой.

    На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также разработка и реализа­ция федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

      поддержка малого и среднего предпринимательства и надомного труда, не требующего крупных инвестиций;

      более эффективное использование на общественных рабо­тах тех, кто стоит на учете в службе занятости;

      профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекра­щения с ними трудового договора;

      расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

      максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

    Регулирование занятости-одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мне­нию ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денеж­ной помощи безработным и определяются Законом «О занято­сти населения в РФ« (1991), в новой редакции (1996).

    Согласно закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не рабо­тал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее эконо­мические потери, тем больше ухудшается материальное поло­жение безработного и его семьи.

    Государство гарантирует безработным:

      выплату пособий по безработице;

      выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

      возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

      возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложе­нию органов службы занятости;

      оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода вре­менной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

    В качестве государственных социальных стандартов в обла­сти пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов.

    Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий.

    Государственные стандарты в области образования предполагают:

      набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

      нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

      нормы и нормативы социально-экономической поддержки

      норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

    Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

    В Конституции РФ (ст.41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченно­сти врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

    Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятель­ность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гаран­тии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены Законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

    До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время доля оплаты услуг населением резко возросла. Лишь сфера обслуживания в системе социальной защиты населения практически полнос­тью осталась на дотации государства.

    Специфическим видом государственных социальных гаран­тий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяй­ства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка неза­щищенных групп населения.

    26 мая 1997 г. принято Постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением опре­делена минимальная социальная норма жилой площади на человека-18 кв.м, ниже которой человек признается нужда­ющимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

    Федеральные стандарты на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг станут главным критерием для опре­деления экономических реформ в регионах.

    Все минимальные государственные гарантии должны опре­деляться государственным стандартом уровня жизни населе­ния. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

    В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия-прожиточный минимум. Прожиточный минимум-понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабо­чей силы и развития личности. Это показатель объема и струк­туры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия под­держания активного физического состояния взрослых, соци­ального и физического развития детей и подростков.

    Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного мини­мума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

    Прожиточный минимум и его бюджет как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

      в качестве базы для адресной социальной поддержки,

      в качестве целевых ориентиров при регулировании дохо­дов и потребления малообеспеченных слоев населения;

      для оценки материальных и финансовых ресурсов, необ­ходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

      для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

      в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе – на субсидирование бедности.

    В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, демографической ситуации и экономических возможностей региона.

    Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыноч­ных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения:

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Система социальных гарантий и их реализация в РФ

    Введение. 2

    Глава 1. Необходимость социальных гарантий населению. 5

    Глава 2. Государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения. 10

    2.1. Общие положения. 10

    2.2. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум. 12

    2.3. Гарантии защиты от безработицы. 18

    2.4. Сфера образования. 25

    2.5. Здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и социальное обслуживание населения. 27

    Глава 3. Социальное обеспечение и социальная помощь. 31

    Заключение. 54

    Список литературы. 57

    Система социальных гарантий и их реализация в РФ
    Введение.

    Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и женским социумом, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий, которые обеспечивают реализацию предусмотренных Конституцией социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

    На практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них на первом месте женщины и дети. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. \"Патерналистская доктрина\" означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, \"отеческое\" отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и не занятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.

    Что произошло в России в условиях перехода к рыночным отношениям и смены всей парадигмы политического и социального строя? От системы социальных гарантий, в равной мере распространяющихся на всех граждан, государство отказалось. Оно практически стремится переложить на социальные институты, включая неправительственные организации, фонды, в том числе гуманитарные, заботу о защите и выживании населения. Объектами политики социальной защиты стали социально обездоленные, или, как принято говорить, - социально незащищенные группы, к каким относятся и женщины. Произошла подмена понятий: вместо \"социальной политики\" в России с 1992 г. появилась \"социальная защита\" населения. Институционализация этой новации была осуществлена в форме образования Министерства социальной защиты - населения Российской Федерации, функционировавшего до 1996 г. Главным рычагом политики социальной защиты стали не социальные гарантии, а отдельные пособия, индивидуальная помощь. Между тем численность социально незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, расширяется стремительно.

    В итоге к концу 90-х годов Россия из страны высокой социальной защищенности превратилась в страну \"льготниц\" и \"льготников\". Общая \"стоимость\" существующих ныне льгот для различных категорий граждан, по оценкам экспертов, колеблется от 300 до 500 триллионов неденоминированных рублей. Перечень льгот россиянам занимает несколько томов. Социальными льготами пользуются до 70% населения России - около 100 миллионов человек, из которых большинство - женщины.

    В условиях перехода к рынку и смены форм собственности в России не выработана полноценная социальная политика как в отношении всего населения, так и прежде всего - женщин, семьи, детей. Между тем без государственного социального патернализма не живет сейчас ни одна из стран, именуемых у нас цивилизованными.

    В свете вышеизложенных вопросов и проблем не вызывает сомнений в своей актуальности тема работы “Система социальных гарантий и их реализация в РФ”.

    Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:


    рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
    проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
    изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
    сделать выводы по результатам анализа.

    Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и библиографию.

    Теоретической базой исследования послужила обширная научно-популярная литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература, а также база данных глобальной сети Internet. Нормативная и методологическая база исследования – современное российское законодательство и нормативно-правовые акты, затрагивающие отношения в сфере социальных гарантий Российской Федерации.


    Глава 1. Необходимость социальных гарантий населению.

    Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей системы социальных гарантий являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

    Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

    С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

    Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

    Система социальных гарантий вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

    В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

    Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

    Государство объективно заинтересовано в гарантиях и поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:


    государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
    всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
    социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

    Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

    Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

    Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

    Система социальных гарантий населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

    Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения имели душевой доход ниже прожиточного минимума.

    Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

    Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:


    обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
    использования новых стимулов к труду и экономической деятельности;
    создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);
    формирования экономической системы самозащиты.

    Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.


    Глава 2. Государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.2.1. Общие положения.

    В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

    Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

    Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

    Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

    1) оплаты труда;

    2) пенсионного обеспечения;

    3) образования;

    4) здравоохранения;

    5) культуры;

    6) социального обслуживания;

    7) жилищно-коммунального обслуживания.

    Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

    Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

    В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:


    минимальный размер оплаты труда;
    единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).
    2.2. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум.

    Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

    В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

    КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

    Таблица №1

    Динамика роста минимального размера оплаты труда.

    Минимальный размер оплаты труда

    Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)

    Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

    Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

    Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

    Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы.

    Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

    В приложении можно ознакомиться со статистикой потребления, пищевой и энергетической ценность продуктов питания в домашних хозяйствах (см. Приложение, таблица №5).

    Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:

    В качестве базы для адресной социальной поддержки;

    В качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

    Для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

    Для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

    В качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

    Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.

    Следует...

    Забрать файл

    В обществе рыночных отношений функцию социальной защиты населения берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

    Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свое подтверждение в социальной политике.

    Они определены в ст. 7 Конституции РФ.

    Понятие «гарантия» (франц. - обеспечение) - обязательство, при невыполнении или ненадлежащем исполнении которого гарант несет ответственность в установленном законом порядке. В качестве государственных социальных гарантий выступают наиболее значимые права человека. Механизм гарантирования предусматривает специализированные юридические нормы, определяющие порядок действия гарантий; организационные структуры, управляющие системой ее реализации, финансово-экономические рычаги и источники обеспечения.

    Таким образом, социальные гарантии - это материальные, политические, организационные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться предоставленными им законами государства, гражданскими правами и свободами.

    Минимальные гарантии - это гарантии, обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей человека на минимальном уровне. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты - это единые минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.

    Государственные минимальные стандарты направлены на решение задач:

    совершенствование механизма реализации конституционных прав, гарантированных гражданам;

    удовлетворение важнейших потребностей человека;

    сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

    повышение обоснованности формирования бюджетов, прежде всего, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;

    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях финансовой политики государства.

    Итак, минимальные социальные стандарты - это установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. Минимальные социальные стандарты, имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке.

    Минимальные социальные стандарты находят выражение в системе минимально допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения в сферах:

    труда (оплата и условия труда);

    пенсионного обеспечения;

    социального обслуживания;

    обеспеченности жильем;

    медицинского обслуживания;

    образовательных услуг;

    культуры;

    окружающей среды.

    Минимальные социальные стандарты разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Российской Федерации минимальные социальные стандарты могут корректироваться только в сторону увеличения.

    Минимальные стандарты охватывают все отрасли социальной сферы. Они рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органами исполнительной власти на всех уровнях управления.

    Таким образом, система социальной защиты должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий как механизм долговременного действия, предусмотренных законом обязательства государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан.

    Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.

    Гарантированный минимум - это уровень потребления, утвержденный в соответствии с финансовыми возможностям гаранта (государство, региональные органы власти, предприятие и т.д.), обеспечивающий удовлетворение минимально необходимых потребностей человека.

    К гарантированному минимуму относятся:

    минимальная заработная плата;

    минимальная пенсия (стипендия);

    минимально гарантированный доход;

    гарантированное предоставление медицинских услуг в рамках медицинского страхования и т.д.

    Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются законодательными актами, в том числе гражданским, трудовым, семейным, жилищным Кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре», «О занятости населения в РФ» и др.

    Одной из важных социальных гарантий со стороны государства выступает минимальная заработная плата.

    Минимальная заработная плата - это законодательно установленный уровень оплаты труда, ниже которого работодатель не имеет права устанавливать ставки и оклады заработной платы. Она представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы.

    Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную заработную плату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

    Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, то это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата - одна из важнейших гарантий государства.

    Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной оплаты труда должно происходить поэтапно по мере стабилизации экономики.

    Повышение минимального размера оплаты труда положительно влияет на рост средней заработной платы и приводит к увеличению его тарифной части, а также к увеличению налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды.

    Соответствие минимальной заработной платы потребительскому бюджету возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном уровне производства.

    Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. впервые в Российском законодательстве установил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Конечно, для полной реализации этого положения потребуется время, поэтому в ст. 422 Трудового кодекса говорится об отдельном федеральном законе, который должен установить сроки, в течение которых МРОТ достигнет величины прожиточного минимума.

    Трудовой кодекс установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Помимо уголовной и административной введена материальная ответственность: за каждый день задержки должны начисляться пени в пользу работника. Работник имеет право приостановить работу до выплаты задержанной суммы на пятнадцатый день задержки зарплаты, письменно известив об этом работодателя.

    В трудовом кодексе сохранены разумные гарантии, предоставляемые работающим женщинам; в нем устранены положения, которые делали женщин менее конкурентоспособными на рынке труда. По- прежнему запрещено привлечение к ночной работе, сверхурочным, работе в выходные дни, направление в служебные командировки беременных женщин. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, предоставлено право самим решать вопрос относительно командировок. Они могут быть направлены, например, в служебные командировки, но только с их письменного согласия, при наличии медицинского заключения, что это не вредит их здоровью. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет теперь может взять любой член семьи, не только мать.

    В полном объеме сохранены гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением (отпуска для сдачи экзаменов, оплата проезда раз в год до места учебы и обратно и др.), при условии, что образование данного уровня получается впервые и в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

    Однако следует отметить, что минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. Это очень важно и в плане социальной защиты, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус.

    Неотъемлемой государственной гарантией является минимальная пенсия.

    Минимальная пенсия - это законодательно установленная минимальная величина пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Для различных категорий получателей социальной пенсии установлен ее фиксированный размер. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Она повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости, но не более чем на 20 %.

    Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой про блемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.

    С 1 января 2005 г. в соответствии с так называемым «Законом о монетизации» (№ 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) несколько изменился порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций по безработице. На основе главы VI (ст. 27, 28) Федерального закона РФ в редакции от 28 августа 2004 г. «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным: 1)

    выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; 2)

    время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнения государственных обязанностей.

    Размеры минимальной и максимальной величин пособий ежегодно определяются Правительством РФ. Размер пособия по безработице устанавливается (за некоторым исключением) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

    Государство, как определено Законом о занятости, проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

    Безработным гражданам в соответствии с законодательством гарантируются:

    а) социальная поддержка;

    б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

    Государство также обеспечивает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствия с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, тер риториальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

    С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На основе этого финансового документа построена система обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.

    Согласно Конституции РФ (ст. 43), каждому гражданину РФ «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

    Действуют гарантии социальной поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений и детских домов, детей из семей «группы риска» в период получения ими образования.

    В Конституции РФ (ст. 40) отмечается, что малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

    Государство устанавливает минимальные стандарты обеспеченности жильем и стандарты качества жилья. Государство предоставляет жилье определенным категориям населения: малоимущим, инвалидам, выпускникам детских домов и интернатов и т.д. При этом размеры платы за жилье (социально-бытовые услуги, электроэнергия, телефон и др.) для этих категорий граждан снижаются. Существует определенная система субсидий, квартирных сертификатов (для военнослужащих и других) для приобретения жилья, различные налоговые льготы и т.д.

    Определены задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. в «Основных направлениях социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных Правительством РФ в июне 2000

    С 1 января 2005 г. вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором (ст. 160) определено, что:

    отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов;

    компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством.

    Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ст. 159). Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.

    Государством определены социальные гарантии в сфере социального обслуживания населения, в том числе: социальный уход; социальная реабилитация; социальный приют.

    Отдельные виды социальных услуг (например, социальный приют для детей без попечения родителей или людей, не имеющих крова, и др.) не могут осуществляться за счет оплаты самими потребителями. Особенности экономического устройства сферы социального обслуживания определены законодательством РФ.

    Как правило, в государственных учреждениях социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату, лишь частично возмещающую расходы. Общим принципом является предоставление государством услуг для лиц с низкими доходами, детей-сирот, детей- инвалидов и бездомных.

    Участие государства включает выполнение следующих трех функций: 1)

    предоставление необходимых услуг; 2)

    финансирование; 3)

    регулирование, в том числе и деятельности частных производителей социальных услуг.

    Таким образом, государство создает определенную систему государственных социальных гарантий, направленных на социальную защиту социально уязвимых категорий населения.

    С системой государственных социальных гарантий тесно взаимосвязана система социальных льгот.

    Льготы - это постоянное или временное предоставление гражданам определенных материальных выгод в денежной или натуральной форме. Система льгот - это преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т.п. Льготы устанавливаются на федеральном или на местном уровнях. Источником льгот является федеральный государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    К числу льгот, учитываемых при проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, относятся все виды натуральной помощи, предоставляемой домашним хозяйствам как работодателем, так и из бюджетов всех уровней. Оценка стоимости полученных льгот производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.

    Льготы взаимосвязаны с дотациями. Дотация - это денежные средства, предоставляемые гражданам на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.

    К льготам и дотациям на питание относится как выплата наличными деньгами или продуктовыми наборами, так и возможность предоставления продуктов питания по более низким ценам.

    К льготам на оплату транспортных расходов относятся: пользование льготным проездом на всех видах транспорта, в том числе служебным автомобилем (такси для инвалидов) и т.д.

    К льготам на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам в соответствии с действующим законодательством скидки по оплате, субсидии и др.

    Предоставление федеральных льгот было осложнено, прежде всего, причинами финансового характера, а также из-за неотработан- ности механизмов их реализации. Особенно остро встали вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и, в частности, предоставления ветеранам льгот по проезду на транспорте, медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, оплате жилья и коммунальных услуг, установке и оплате телефонов, выдаче кредитов и т.д.

    В связи с этим возникла необходимость решения довольно сложной и актуальной задачи инвентаризации действующих федеральных гарантий, льгот и компенсаций, выявления устаревших норм с учетом развития законодательства и изменения социально-экономической ситуации.

    Именно этим было обусловлено принятие Федерального закона от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В соответствии с этим Законом в Российской Федерации с 1 января 2005 г. вступили в силу новые нормативные акты, согласно которым были внесены изменения в действующую систему социальных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан нашей страны. Понятие «льгота» заменилось словами «меры социальной поддержки». Эти изменения коснулись значительной части населения Российской Федерации (только в Московской области более 2 млн человек, а в Москве около 3 млн). Все льготники были поделены на две категории: федеральные и региональные. Федеральные льготники имеют право на меры социальной поддержки:

    в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации);

    в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ);

    в виде набора социальных услуг, включающего:

    а) бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера);

    б) предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение;

    в) бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг в размере 450 рублей. С 2006 г. предусмотрен отказ от получения социальных услуг как полностью, так и частично. В таких случаях ежемесячная денежная выплата увеличивается на соответствующую сумму.

    Ежемесячная денежная выплата является новой социальной выплатой в системе денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки. Она носит компенсационный характер в целях возмещения натуральных льгот.

    Таким образом, с 2005 г. Законом установлено право на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

    Раскройте сущность понятия «экономическая политика». 2.

    Каково вмешательство государства в экономику рынка? 3.

    Расскажите об экономической обусловленности создания государством системы социальной защиты населения. 4.

    Проанализируйте экономические предпосылки развития социальной работы. 5.

    Охарактеризуйте систему государственных экономических гарантий и льгот. 6.

    В чем состоят сущность и значение минимальных социальных стандартов? 7.