Государственные экономические внебюджетные фонды. Государственные целевые фонды, экономическая сущность и виды государственных целевых фондов - финансы. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды

К экономическим внебюджетным фондам отнесены четыре группы фондов: I) отраслевые, межотраслевые, специальные; 2) фонды поддержки предпринимательства; 3) фонды поддержки науки и 4) инвестиционные.

Большую группу фондов федерального значения составляют внебюджетные отраслевые, межотраслевые и специальные фонды, создаваемые министерствами и ведомствами. Это фонды НИОКР и инвестиционные фонды. Отчисления в отраслевые, межотраслевые и специальные фонды относятся, как правило, на себестоимость продукции (например, по постановлению Правительства РФ № 315 фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% объема реализуемой продукции, а суммы отчисленных средств относятся на себестоимость продукции), при этом формирование и использование этих средств для федеральных властей слабо контролируемо, что дает повод говорить о попытках отраслевиков уйти от части налога на прибыль.

Новый европейский консенсус по развитию

Первоначально ориентированный на страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, Союз постепенно расширил свою деятельность и в настоящее время сотрудничает с примерно 160 странами мира. Другие цели - защита прав человека и демократии, поощрение равенства между мужчинами и женщинами и преодоление экологических и климатических проблем. Союз является крупнейшим в мире донором помощи в целях развития. Эта политическая декларация устанавливает единый комплекс принципов и ценностей для сотрудничества в целях развития между государствами-членами и институтами Союза.

К числу фондов федерального уровня относится и ряд фондов, созданных в целях развития предпринимательства, конкуренции, поддержки науки. Это, например, региональные фонды поддержки малого предпринимательства, созданные в целях финансового обеспечения федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Источники ресурсов фондов - преимущественно бюджетные средства. Однако для этой группы фондов возможно использование нескольких доходных источников - бюджетных средств, заработанных (плата за льготный кредит, экспертизу и т.д.), а также добровольных перечислений на нужды развития науки, малого бизнеса и т.д.

Программа смены Союза

Консенсус также дает развивающимся странам четкую ответственность за собственное развитие. В тексте также указывается, что ресурсы должны быть направлены на «страны, которые в них больше всего нуждаются», в том числе в уязвимых ситуациях и в наименее развитых странах.

Внедрен новый принцип «дифференциации» для адаптации объемов и инструментов помощи к конкретным потребностям и правительственным результатам каждой страны. Международные рамки эффективности помощи были дважды пересмотрены в связи с Аккрской программой действий и Пусанским партнерством в интересах эффективного сотрудничества в целях развития. Союз был одобрен обоими рецензиями.

Все большее распространение в ходе экономических реформ приобретают фондовые формы финансирования российской на- Уки. В настоящее время действуют как российские фонды поддержки науки, так и международные. В числе наиболее крупных Российских фондов назовем Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР). Первые три финансируются преимущественно за счет средств бюджета (от 1 до 4% от ассигнований, выделенных в федеральном бюджете на финансирование науки), Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и за счет других источников, таких, как плата за экспертизу, банковский процент и др. Этот фонд содействует инновационным проектам в малом и среднем предпринимательстве, выдавая на возвратной основе и льготных условиях кредиткые средства в зависимости от сферы приложения проекта, его принципиальной новизны и других критериев. Клиенты фонда имеют доступ к краткосрочным займам для закупки необходимого сырья и материалов, могут получать оборудование в лизинг, а также безвозмездные ресурсы для проведения выставок, на подготовку кадров, информационное обеспечение34

Законодательная и финансовая структура

Второе совещание высокого уровня состоялось в Найроби в конце ноября. В последние годы инструменты финансирования Союза за внешние действия были существенно пересмотрены и рационализированы.

Основные финансовые инструменты для внешних действий

Таблица 1: Обзор финансовых инструментов ЕС по внешним действиям.

Из этих инструментов два особенно важны для сотрудничества в целях развития с точки зрения размера и внимания. Инструмент сотрудничества в целях развития представляет в рамках союзного бюджета крупнейший источник финансирования развития и охватывает сотрудничество в области развития со странами Латинской Америки и конкретными странами Ближнего Востока, Южной Африки и Центральной, Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. В целом, шестнадцать стран со средним уровнем дохода больше не имеют права на субсидирование двустороннего финансирования Союза, хотя они все еще могут быть охвачены региональным и тематическим сотрудничеством.

Инвестиционные фонды. К числу институтов инвестирования, действующих в настоящее время на российском рынке, можно отнести инвестиционные фонды (паевые и акционерные), негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, общества взаимного страхования, кредитные союзы и др. Они аккумулируют крупные финансовые ресурсы, которые используют для вложений на финансовом рынке.

Туркменистан и Ирак, которые стали странами со средним уровнем дохода, также продолжают получать двустороннюю помощь на исключительной основе. Европейский фонд развития, который не входит в союзный бюджет, является крупнейшим инструментом развития Союза, а также самым старым. Средства выделяются на основе системы «вращающегося программирования», в которой страны-партнеры участвуют в определении приоритетов и проектов сотрудничества.

Это означает, что оба учреждения находятся на равной основе и что развитие является одной из немногих внешних стратегий, в которых парламент обладает такими полномочиями. Вместе с тем он получил право ставить вопросы в Комиссию и даже возражать против принятия решений об исполнении, если считает, что эти предложения касаются причин, отличных от разработки, или что Комиссия выходит за рамки своих полномочий. Лиссабонский договор устанавливает, что парламент и Совет представляют собой совместный бюджетный орган Союза. В конце этих чтений парламент может утверждать или отклонять бюджет. В области международного сотрудничества парламентский комитет по развитию обсуждает бюджетные обсуждения и дает конкретные предложения по бюджетным статьям в своей сфере компетенции. Предложения по устранению одного из экономических, политических и социальных барьеров, которые в разной степени влияют на глобализированный мир.

Паевые инвестиционные фонды - сравнительно новое явление на российском фондовом рынке, они действуют с 1996 г. Их задача - создать условия для выхода на рынок ценных бумаг мелким инвесторам. Это нетрадиционная для нас форма коллективного инвестирования средств, альтернативная пассивному накоплению и деятельности нелицензированных финансовых компаний. Инвестиционный пай является именной ценной бумагой. Владелец пая получает доход не в виде фиксированного процента или дивиденда, а в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи пая в результате прироста стоимости имущества фонда. Средства пайщиков передаются в доверительное управление управляющей компании, которая вкладывает их в наиболее надеж - ные и ликвидные инструменты фондового рынка с целью получения максимальной доходности. Прибыль, заработанная в паевом инвестиционном фонде, не облагается налогом, поскольку паевой фонд не является юридическим лицом. Налогом на прибыль не облагаются и доходы фонда в виде банковских процентов, дивидендов и процентов по ценным бумагам, доходы от продажи ценных бумаг и реализации недвижимости. Пайщики платят налог с дохода - разницы между ценой выкупа и ценой размещения. В случае владения паем в течение ряда лет инвестор не уплачивает налог, даже если стоимость пая многократно увеличилась. При этом существуют льготы для пайщиков фонда - физических лиц. По схемам налогообложения доходов либо предоставляется льгота по подоходному налогу при выкупе паев на сумму до 1000 минимальных размеров оплаты труда в течение года, либо в качестве базы для налога принимается разница между суммами покупки и продажи паев. Паевые фонды делятся на открытые (в любой день можно купить и продать пай) и интервальные (сделки совершаются только в оговоренные сроки, но не реже одного раза в год).

Изучив ряд вопросов, в которых коррупция наносит ущерб социальной и институциональной структуре страны, мы сосредоточимся на вариантах реформ, доступных правительствам для сокращения коррупции и смягчения ее последствий. Это очень широкая тема, но мы собираемся изучить шесть дополнительных стратегий.

Хорошо оплачивать государственные должностные лица. Тот факт, что чиновники имеют достаточную зарплату или плохо оплачивается, несомненно, повлияет на мотивацию и стимулы. Если заработная плата в государственном секторе слишком низкая, чиновникам может быть оказано давление, чтобы дополнить свой доход «неофициальными» способами. Ван Ригкегем и Ведер сделали эмпирическую работу, в которой было показано, что в выборке из менее развитых стран наблюдается обратная зависимость между уровнем заработной платы в государственном секторе и наличием коррупции.

Согласно Положению о структуре активов открытых паевых фондов, их активы могут составлять корпоративные, государственные, ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления, денежные средства в российской и иностранной валюте на банковских счетах и во вкладах. В интервальных фондах, кроме прочего, активы могут включать недвижимость и права на нее.

Обеспечить официальную прозрачность и открытость. Правительства собирают налоги, идут на рынки капитала, чтобы получать деньги, получать иностранную помощь и разрабатывать механизмы распределения этих ресурсов на различные нужды. Некоторые страны делают это на относительно прозрачной основе и стремятся обеспечить, чтобы цель была в интересах общества. Чем более открытый и прозрачный процесс, тем менее вероятно, что существуют незаконные действия и злоупотребления. В этом смысле свобода прессы и уровень образования также способствуют созданию контекста реформ.

Акционерные инвестиционные фонды являются юридическими лицами, регистрируются в виде открытого акционерного общества. До 1999 г. существовали чековые и денежные инвестиционные фонды, последние практически не стали заметным явлением. В настоящее время лишь 3 бывших чековых фонда из 700, действовавших в России, зарегистрированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

В этой стране существует активное гражданское общество, и культура участия может быть ключевым элементом в стратегиях сокращения коррупции. Четкая корреляция между наличием коррупции и степенью бюрократии, отраженной, например, в показателях «Ведение бизнеса», указывает на то, что желательно устранить все ненужные стандарты, одновременно защищая основные регулирующие функции государства. Не только правила, которые преобладают во многих странах, - создание нового бизнеса, регистрация собственности, проведение международной коммерческой сделки и многих других сертификатов и разрешений - часто невыносимы, но правительства часто не переставали думать если цель, для которой они были реализованы, имеет какое-то отношение к текущим потребностям.

В 1992-1994 гг. чековые фонды собрали 52 млн ваучеров, их акционерами стали 25,5 млн человек. Согласно Указу Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов», эти фонды Должны быть преобразованы либо в паевые, либо в инвестиционные, либо остаться открытыми акционерными обществами, устранив из названия слова «чековый инвестиционный фонд». Из 691 ЧИФа, входившего в реестр Госкомимущества, часть преобра зована, часть заявила об отказе от инвестиционной деятельности, по части (64 фонда) передан в МВД запрос на проведение опера- тивно-розыскных мероприятий.

Исключить регрессивные субсидии, которые вызывают искажения и заменяют их выборочными денежными переводами. Эти субсидии распределяются очень регрессивным образом: в случае с бензином более 60% общей прибыли приходится на самые богатые 20% семей. Дотации многократно порождают контрабанду, дефицит и внешний вид черного рынка. Помимо альтернативных издержек и экологических последствий искусственно низких цен, субсидии могут также поставить правительство в центр коррупции.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды

Гораздо лучше заменить эти дорогостоящие и регрессивные субсидии на избирательные денежные переводы. Создать международные соглашения. Как и в условиях глобализированной экономики, коррупция носит все более транснациональный характер, международно-правовая основа борьбы с коррупцией является ключевым элементом в вариантах, доступных правительствам. За последнее десятилетие эта основа претерпела значительные улучшения.

Общие фонды банковского управления (ОФБУ) появились в 1997 г., когда Центробанк России разрешил на определенных условиях объединять депонированные средства в пулы, что раньше запрещалось. ОФБУ не являются юридическим лицом. Это имущественный комплекс, передаваемый в доверительное управление и объединяемый на праве общей собственности, а также приобретаемый доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. В настоящее время Банком России зарегистрировано свыше 140 ОФБУ, все они обязаны раскрывать балансы фонда на сайте «Ассоциации защиты информационных прав инвесторов» в сети Интернет, однако это делает лишь часть указанных фондов. 4.

Стремясь защитить коммерческие интересы своих национальных компаний, исполнительные органы власти почувствовали иногда искушение не требовать от них соблюдения законов по борьбе с коррупцией в безуспешной попытке избежать ослабления их позиции по сравнению с конкурентами из других стран. Нельзя сказать, что содействие торговле кажется более важным, чем борьба с коррупцией.

Использовать интеллектуальные технологии. Если искажения, создаваемые правительствами, открывают много возможностей для коррупции, частые и прямые контакты между должностными лицами и гражданами также могут способствовать незаконным сделкам. Одним из способов решения этой проблемы является использование доступных технологий для содействия более отдаленным отношениям между двумя секторами; в этом смысле Интернет является эффективным инструментом борьбы с коррупцией. В некоторых странах процветало использование интернет-платформ для отношений управления с гражданским обществом и деловым миром, прежде всего в области налоговых платежей, государственных закупок и бюрократических процедур.

Негосударственные социальные внебюджетные фонды

Негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ. В 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов осуществляет специально образованная Инспекция НПФ. Постановлением Правительства РФ предприятиям разрешено включать отчисления в лицензированные НПФ в себестоимость продукции (до 1% объема реализованной продукции).

Возможно, одним из самых плодородных месторождений для коррупции в мире является тот, который связан с приобретениями, сделанными государством. Как присуждение контрактов может быть предметом некоторой степени бюрократического произвола, и, как большинство стран имеют долгую предысторию, откаты взяток и сговор по поглощениям предложений государств все чаще выбирают процедуры, гарантирующие уровни надлежащее открытие, конкуренция, равные возможности для поставщиков или ясность предложений.

Обещанная вещь, из-за: четыре месяца выборов Эммануэля Макрона, правительство кладет руку в карман, чтобы оживить экономику. Премьер-министр Эдуард Филипп получил утром в понедельник из рук экономиста Жана Пизани-Ферри, который распространился на пятилетний срок и распространил более 25 инициатив. Чтобы решить эту фискальную дилемму, правительству пришлось внедрять инновации и манипулировать миллиардами.

Территориальное размещение негосударственных пенсионных фондов весьма неравномерно. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, однако более трети из них находятся в Москве, а на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Рос-

1 См.: Савицкий К.Л., ПерцевА.П., КапитанМ.Е. Инструментарий инвестора. М., 2000. СЮ.

См. там же. С. 14. товская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60% их общей численности.

Инвестиции переориентированы. Из этого инвестиционного плана в размере 57 млрд. Евро 12, 1 млрд. Евро поступают из существующих кредитов, которые будут перераспределены «для того, чтобы наилучшим образом служить приоритетам Основного инвестиционного плана», говорится в докладе. Таким образом, приоритет отдается этому новому плану, даже если он сокращает текущие инвестиции. Правительство не определяет, какие сектора будут затронуты, но приведёт пример: «10% кредитов профессионального обучения государственных должностных лиц будут мобилизованы, чтобы сопровождать эволюцию их профессий в контексте цифрового развития».

Благотворительный фонд - распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран 35.

Кроме того, 11 миллиардов евро будут поступать из «финансирования, которое не влияет на дефицит государственного бюджета, например, кредиты, акции или гарантийные фонды». План также объединяет, созданный предыдущим правительством, но не финансируемый. Из выделенных 10 млрд.

США 6 будут поступать из грантов и 4 - из капитала. Ответственность лежит на отделах. Однако основная часть инвестиционного плана основана на новинке в плане финансирования. До сих пор для финансирования своих инвестиционных планов правительство использовало бы внебюджетные средства. Другими словами, это были дополнительные расходы по сравнению с расходами, зафиксированными в годовых законах о финансах. На этот раз распределение ассигнований будет намного больше, поскольку оно будет включено в бюджет каждого министерства, составив 24 миллиарда евро.

Существует несколько типои частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, финансируемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard); фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления услуг (пол конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, ориентированы на поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей: фонд Рокфеллеров, фонд Сороса, фонд Макартуров и т.д. Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.

В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; аналогичные законы действуют в ряде регионов РФ. Российское законодательство предоставляет благотворительным организациям возможности поддержки - налогового и неналогового характера; их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

Фонды - некоммерческие организации, особая форма финансов общественного сектора, специфика которой состоите том, что они выступает и как форма перераспределительных отношений, и как результат финансовых потоков, и как субъект финансовых отношений - финансовый институт. В фондах аккумулируются ресурсы для общественно значимых целей, что порождает их многообразие: существуют государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные фонды и т.д.

Специфика фондов проявляется и в распределении финансовых ресурсов, которое осуществляется адресно и на конкурентных началах (конкурсной основе).

Динамичное развитие фондов в современной экономике связано с тем, что они выступают реальным инструментом преодоления провалов рынка в сфере производства благ общественного пользования и обеспечения дифференцированного спроса на них. Так, бюджетные фонды являются важным средством решения общегосударственных целевых задач по развитию инфраструктуры народного хозяйства, охране окружающей среды, укреплению институтов общества, межбюджетного регулирования. С другой стороны, внебюджетные фонды, особенно в переходной экономике, являются формой децентрализации государственных полномочий и решения задач финансового обеспечения общественных потребностей в отдельных сферах деятельности: научной, инновационной, инвестиционной, предпринимательской, социальной, благотворительной и т.д.

Кафедра «Финансы, бюджет и страхование»

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды

Преподавание дисциплины "Целевые бюджетные и внебюджетные фонды" строится исходя из требуемого образовательным стандартом уровня базовой подготовки экономистов в области финансов, бюджета, бюджетной системы и налогов. Конечной целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области финансовых отношений по созданию и использованию внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

Особое значение изучение данной дисциплины имеет для специализации "Государственные и муниципальные финансы", поскольку функционирование внебюджетных и целевых бюджетных фондов организуется государственными органами, работники которых пополняются за счет выпускников указанной специализации. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса:

Преподавателями кафедры подготовлена компьютерная обучающая программа по дисциплине "Целевые бюджетные и внебюджетные фонды". Компьютерные обучающие программы (КОПР) - это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом. КОПР не подменяют собой традиционные учебные материалы, имеющиеся в наборе студента, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий. Они включают в себя теоретический материал, разбор решения типовых задач и поясняющие примеры, графические и анимационные материалы, тесты для самоконтроля и контроля знаний, необходимые дополнительные и сервисные средства.

Литература Основная

    Конституция РФ.

    Бюджетный Кодекс РФ.

    Налоговый Кодекс РФ.

    Гражданский Кодекс РФ.

    Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. №173-ФЗ

    Федеральный Закон "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. №166-ФЗ

    Федеральный Закон "Об обязательном пенсионном страховании в в РФ" от 15.12.2001г. №167-ФЗ

    Постановление Правительства РФ "О Программе пенсионной реформы в РФ" от 20.05.98г. №463

    Федеральные Законы о Федеральном бюджете на 2002-2007 гг.

    Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебное пособие. / Под ред. Карчевского В.В. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007

Дополнительная 1. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.

2. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007

Периодические издания:

1. Журналы "Финансы", "Вопросы экономики" 2. Российская газета, Коммерсантъ, Экономика и жизнь, Финансовая газета. Интернет-ресурсы: 1.http://www.budgetrf.ru- Бюджетная система РФ 2.http://www.minfin.ru- Министерство финансов РФ 3.http://www.government.gov.ru/- Федеральные органы исполнительной власти РФ 4.http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики РФ