Внешних движущих сил которые побуждают. Внутреннее и внешнее как психологическая проблема. Движущие силы социального развития, социализации человека

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности, придают ей направленность на достижение определенных целей.

Потребности – ощущение нехватки чего-либо;

Мотивы – осознанное желание удовлетворить потребность;

Удовлетворение – желаемый результат достижения цели;

Мотивационная структура – совокупность мотивов в действиях человека.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем формирования в нем определенных мотивов.

Рис.18. Модель процесса мотивации

«Вознаграждаемое поведение повторяется» (Ле Беф). В бизнесе делается только то, что вознаграждается.

Теории мотивации:

1. Ф.У. Тэйлор: высокая заработная плата . «Люди будут сильно мотивированы, если за ростом продуктивности последует обязательное денежное вознаграждение» (исходное положение: «Средний человек глуп, ленив и жаден» (Ф.У. Тэйлор)).

Теория потребностей А. Маслоу (1943 г.);

ERG К. Альдерфера (1972 год);

Мотивационной гигиены Ф. Герцберга (1959 год);

Приобретенных потребностей Д. МакКлеланда (1961 год);

Теория «Х» и «У» Д. МакГрегора.

3. Процессные теории мотивации:

Ожидания В. Врума;

Справедливости.

Теория потребностей А. Маслоу: пять базовых потребностей, расположенных в иерархии по отношении друг к другу (лестница):

Физиологические;

Безопасности;

Общения (социальные);

Достижения (самореализация);

Самоактуализация (творчество, духовность, нравственность).

Теория ERG – потребность существования (Е), взаимоотношений (R), роста (G). Отличие – нет иерархии, все потребности существуют одновременно.

Теория мотивационной гигиены (двухфакторная модель Ф.Герцберга) аппелирует к делению мотивов поведения на мотиваторы (достижения, признание заслуг, ответственность, содержательность работы, личный рост) и факторы мотивационной гигиены (гарантии рабочего места, уровень заработной платы, отношения с начальником и коллективом). Факторы гигиены обеспечивают продуктивность работника на уровне 50% от возможной. Чтобы производительность труда была 100%, необходимо использовать мотиваторы.

Теория приобретенных потребностей (Д. МакКлеланд) выделяет три типа ориентаций человека:

Ориентация на власть (вертикальную карьеру);

Ориентация на достижения и личный успех (горизонтальную карьеру);

Ориентация на присоединение.

Теория поведения «Х» и «У» Д. МакГрегора. (без комментариев)

Мотивационная теория ожидания (В. Врум): [(М = (У → Р)*(Р → В)*(В → Ц)]

Теория справедливости Дж. Адамс.

Л. Портер, Э. Лоулер. Успешная работа ведет к получению вознаграждения, которое, в свою очередь, порождает удовлетворенность.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-09

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Характеристика мотивации в системе управления.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и дают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это один из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Все существующие теории мотивации чаще всего подразделяют на две основные группы: содержательные и процессуальные.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.1. Содержательные теории мотивации.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержательные теории мотивации ;font-family:"Roman PS";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать определенным образом.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория иерархии потребностей А. Маслоу. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория Маслоу предполагает, что деятельность человека мотивирована многочисленными потребностями, существующими в определенном порядке. Маслоу выделив пять основных видов мотивирующих потребностей, представленных в порядке возрастания:

  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физиологические потребности ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это самые основные человеческие потребности, включающие пищу, воду и секс. В организации они отражены в потребности человека в тепле, воздухе и заработной плате, гарантирующей выживание.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность в безопасности ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это потребность в безопасной и здоровой физической и эмоциональной атмосфере без каких-либо угроз (общество, свободное от преступлений с действующими законами). В организации эта потребность отражена в потребности человека в безопасной работе, периодических поощрениях и гарантии работы.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность принадлежности ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эта потребность отражена в желании человека быть признанным коллегами, иметь друзей, быть членом группы, быть любимым. В организации данные потребности влияют на желание быть в хороших взаимоотношениях с коллегами и в положительном взаимоотношении с начальством.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность в оценке ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эта потребность относится к желанию создания собственного положительного образа, к получению внимания, признания и поощрения со стороны других. В организации потребность в оценке отражается в мотивации поощрения, увеличении ответственности, поднятия статуса и благодарности за внесенный вклад.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность в самореализации. Это представляет собой потребность ;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в самовыражении, самореализации, наивысшую из потребностей. Эта потребность связана с полнейшим развитием потенциала человека, увеличением его конкурентоспособности, совершенствованием личности человека. В организации потребность в самореализации может быть удовлетворена предоставлением человеку возможности расти, проявлять инициативу, обучения для выполнения более сложных задач и для продвижения по служебной лестнице.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно теории Маслоу, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены до появления потребностей высшего уровня. Потребности удовлетворяются в порядке очередности. Человек, нуждающийся в физической безопасности, будет прилагать все усилия для создания более безопасной атмосферы, игнорируя потребности в оценке или самореализации. Но как только одна потребность удовлетворена, появляется желание удовлетворить потребность более высокого уровня.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию.

  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность достижения. Проявляется в стремлении достигать целей наиболее эффективно. Человек обычно выбирает умеренно сложные цели и задачи, ожидает немедленной обратной связи, готов браться за работу, когда ясная цель и результат быстро достижим. Потребность удовлетворяется процессом доведения работы до конца.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность соучастия ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими, получить одобрение и поддержке. Человеку необходимо находится в постоянном взаимодействии как с коллегами, так и с клиентами. Руководитель для удовлетворения этой потребности не должен ограничивать межличностные отношения подчиненных.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребность во власти ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы, находящиеся в окружении, оказывать влияние на поведение людей. Может проявляться в стремлении во власти ради самой власти, либо в стремлении к власти ради достижения групповых целей.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория двух факторов Фредерика Герцберга. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. В этой модели он выделил две большие категории.

  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Гигиенические факторы ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(факторы “здоровья”) влияют на наличие или отсутствие неудовлетворенности – это внешние факторы, связанные с окружением, в котором осуществляется работа: заработная плата, условия труда, режим работы, стиль руководства, отношения с коллегами.
  • ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мотивирующие факторы ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(мотиваторы) влияют на наличие или отсутствие удовлетворенности трудом. Это внутренние факторы, связанные с работой: достижение, признание, продвижение, работа как ценность сама по себе, возможность роста.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.2. Процессуальные теории мотивации ;color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди в различных ситуациях. Процессуальные теории выходят за рамки отдельного работника и изучают влияние на мотивацию различных факторов внешней среды (внешние факторы). При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности. Наиболее известны следующие теории, относящихся к этой группе:

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория справедливости С. Адамса ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">предполагает, что, оценивая вознаграждение за результаты труда, сотрудники стремятся к социальному равенству, т.е. если работник считает, что ему по сравнению с другими недоплачивают, он может потребовать повышения зарплаты, снизить эффективность работы или уволиться.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория ожидания Виктора Врума. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно теории ожиданий, наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели. Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория мотивации Портера – Лоулера. ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели, показанной, фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера – Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также от осознания им своей роли.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей Слова, которые совершенно истинны, кажутся парадоксальными. Лао-Цзы. Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего устранения. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия. Профессиональное развитие – это расширение знаний, умений и навыков по своей специальности.


Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями: -посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия; - за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.


В условиях работы в новых ФГОС социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство локтя и принадлежности к коллективу. Социальные контакты, которые педагоги устанавливают с коллегами, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на отношение к труду и профессиональному развитию. потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, Поскольку человек часто отождествляет себя с организацией, в которой работает, то для него важно, чтобы в глазах других людей его организация представлялась как привлекательное и достойное место работы. Поэтому люди стремятся занять определенное место в организации, подчеркнуть это положение определенными символами статуса (наличие «своего» кабинета, «своего» стола в учительской, определенной манерой общения и т.п.). Сюда можно отнести также потребность в получении одобрения со стороны коллег, администрации школы, учащихся и их родителей. потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. Такие педагоги стремятся работать на пределе своих возможностей, что делает их самыми ценным резервом организации.


Усиление личностного смысла профессионального развития педагогов путем определения притягательного смысла и значимости самой профессии; развития отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности; формирования способности получать удовлетворение от высокого качества выполняемой работы; придания уверенности в реализации собственных способностей и намерений; учета интересов каждого в планировании дел; предоставления педагогам профессиональных вызовов как возможности мобилизовать собственные ресурсы; - поиск и внедрение новых механизмов мотивации профессионального развития педагогов путем совершенствования системы оценки и механизмов стимулирования труда; создания эмоционально благоприятной мотивационной среды; внедрения системы доброжелательного и требовательного наставничества; согласование общих ценностей; обращения к потребностям педагогов; снижение напряженности в условиях нестабильности; разно темповости в сопровождении профессионального развития педагогов; - изменение роли руководителя в мотивации профессионального развития педагогов путем отказа от стереотипов управления; овладения базовыми навыками лидерской компетентности; завоевания доверия; выражения восхищения достижениями педагога; оказания помощи педагогу в решении профессиональных задач; подчеркивание значимости и уникальности каждого; позитивного настроя и личного примера в делах; минимизации рисков при внедрении инноваций.




Оценка карьерных интересов Учителя Изучают возможные варианты своего профессионального становления, основываясь на проведенной самооценке. Детально исследуют выбранную профессий. Ищут информацию о том, какое профессиональное образование необходимо получить для работы по данной профессии. Инициируют желание по улучшению карьерного роста Администрация Информирует об источниках повышения квалификации Оплачивает курсы, стажировки, семинары по повышению квалификации Организует на базе ЦО курсы повышения квалификации для команды учителей Предлагает возможности реализации способностей работника, через систему карьерного роста или через систему стимулирования


Подготовка карьерного портфолио. Подготовка карьерного портфолио.Учитель составляет профессиональное резюме. в соответствии с вакансиями ЦО получает должность формирует портфолио своих достижений предлагает администрации увидеть достижения необходимые для перемещения по карьерной лестнице


Творческий экзамен для учителя в рамках заседания мо? Предложите алгоритм организации и проведения урока «четверок» и «пятерок» ? В соавторстве с учащимися и педагогами разработайте творческий паспорт кабинета? Примите управленческое решение? Представьте опыт учителя-исследователя на сайте школы? Проведите презентацию деятельности Совета кабинета


1.1. Развитие педагогических сотрудников ОУ аттестованных на 1 категорию имеющих высшую квалификационную категорию имеющих ученые степени и звания имеющих государственные награды (согласно положению + отраслевые награды, победители ПНПО) прошедших стажировку, программы повышения квалификации свыше 36 часов за учебный год трансляция собственного опыта свыше 36 часов в год (окружной, городской, региональный, федеральный, международный уровень) количество сертифицированных экспертов количество педагогов-разработчиков учебно-методических материалов (опубликованных в профессиональных журналах в том числе электронных) имеющих сертификат международного образца, подтверждающих уровень профессиональных компетенций имеющих сертификат государственного образца, подтверждающих уровень профессиональных компетенций имеющих сертификат регионального образца, подтверждающих уровень профессиональных компетенций


1.2. Создание информационно- образовательной среды использующих информационно-коммуникативные технологии использующих дистанционные технологии использующих электронные образовательные ресурсы (электронные учебники) использующих предметно-обучающие и предметно-развивающие среды, в том числе стажировочные площадки, лаборатории. обучающихся по вариативным образовательным программам, в том числе согласованным с социальными партнерами, работодателями, вузами, колледжами


1.3. Без барьерность среды и условия для обучения детей с различными образовательными потребностями обучающихся с инвалидностью одаренные обучающихся обучающиеся-мигранты обучающиеся, включенных в индивидуально-групповое психолого- педагогическое сопровождение педагогов, в включенных в психологическое сопровождение (консультации, всеобучи, тренинги) родителей, включенных в психолого-педагогическое сопровождение (консультации, всеобучи, тренинги) обучающиеся, включенные в индивидуально-групповое коррекционно- педагогическое сопровождение педагогов, включенные в коррекционно-педагогическое сопровождение (консультации, всеобучи, тренинги) родителей, включенные в коррекционно-педагогическое сопровождение (консультации, всеобучи, тренинги) здоровье сбережение детей и учащихся количество услуг дополнительного образования


2.3. Социально-значимая деятельность в образовании обучающихся, принявшие участие в мероприятии/проекте международного уровня педагогов, принявшие участие в мероприятии/проекте международного уровня родителей (взрослых), принявшие участие в мероприятии/проекте международного уровня обучающихся, принявшие участие в мероприятии/проекте федерального уровня педагогов, принявшие участие в мероприятии/проекте федерального уровня родителей (взрослых), принявшие участие в мероприятии/проекте федерального уровня обучающихся, принявшие участие в мероприятии/проекта отраслевого уровня педагогов, принявшие участие в мероприятии/проекте отраслевого уровня родителей (взрослых), принявшие участие в мероприятии/проекте отраслевого уровня обучающихся, принявшие участие в мероприятии/проекте городского уровня педагогов, принявшие участие в мероприятии/проекте городского уровня родителей (взрослых), принявшие участие в мероприятии/проекте городского уровня обучающихся, принявшие участие в мероприятии/проекте на базе ОУ педагогов, принявшие участие в мероприятии/проекте на базе ОУ родителей (взрослых), принявшие участие в мероприятии/проекте на базе ОУ

Мотивация или трудовая мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека или группы людей к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Главными рычагами мотивации являются стимулы и мотивы (внутренние установки человека). Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами. Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать занятость всех работников трудом, предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста, согласованность уровня оплаты с результатами труда, создание условий безопасности труда, поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.

Исходным звеном, первым «полюсом» механизма мотивации является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются как бы следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности.

Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Собственно говоря, стимул ориентирован на удовлетворение потребности.

Несмотря на близость и соотносимось понятий мотива и стимула, представляется необходимость различать их, хотя в литературе они нередко употребляыются как тождественные. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, а стимул – сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможних или неприемлемых действий. Cтимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд звеньев, характеризующий процесс восприятия и числе оценки стимула и индивидуальный для восприятия каждого отдельно взятого работника. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних ученых, действия человека определяются его побуждениями (потребностями). Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий

Существующие теории мотивации используют понятия "потребность" и "вознаграждение". Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и т.п. Вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта, т.е. являются психологическими: потребность в привязанности, уважении, успехе.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку то, что он считает для себя ценным. Но в понятие "ценность" разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения.

"Внутреннее" вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство причастности к определенному коллективу, удовлетворение от общения и дружеских отношений с коллегами.

Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  4. А) постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности
  5. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  6. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Поведение каждого человека определяется мотивами. Мотив – внутренний побудительный толчок к действию. Но поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека рассматривается как основа осуществления им определенных действий. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Теории мотивации делят на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать определенным образом. По теории А.Маслоу выделяют 5 групп потребностей: первичные – физиологические, безопасности, вторичные – принадлежности и причастности, самоутверждения, самовыражения. Они расположены в виде строгой иерархической структуры. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда выделяет три группы потребностей: власти, успеха и причастности.

Двухфакторная теория Герцберга выделяет две группы факторов: гигиенические факторы – связаны с окружающей средой; факторы мотивации – с самим характером и сущностью работы.

Теория К.Альдерфера построена на такой группировке потребностей: потребности существования, связи (иметь семью, друзей, сослуживцев), роста (самоусовершенствование).

Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Теория ожиданий В.Врума базируется на положении о том, что необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели является не только наличие активной потребности, но и ожидания, что выбранный тип поведения приведет к удовлетворенности желаемого. Теория ожидания подчеркивает важность соотношения «труд – результат», соотношения «результат – вознаграждение».



Теория справедливости С.Адамса постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, люди пытаются восстановить ее изменив либо уровень затраченных усилий, либо уровень получаемого вознаграждения.

Комплексная теория (модель) Портера-Лоулера включает элементы теории ожидания и теории справедливости, показывает, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимосвязанной системы. Наиболее важный вывод этой теории состоит в том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствие его (это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров).

Теория постановки целей основывается на том, что поведение людей определяется теми целями, которые они сами ставят перд собой или кто-то ставит перед ними; ради достижения этих целей человек осуществляет определенные действия и получает результат, который и является мотивом.



Концепция партисипативного управления исходит из того, что человек всегда стремится участвовать в организационных процессах. Если такая возможность предоставляется, он работает с большей отдачей.