Что такое горизонтальная карьера. Горизонтальный и вертикальный типы карьеры: плюсы и минусы. Вертикальный карьерный рост

Существуют два варианта карьерного роста. Специалисты Международного кадрового портала hh.ua рассказали об основных чертах вертикального и горизонтального типов карьеры.

При вертикальном типе происходит движение по карьерной лестнице снизу вверх. Обычно сотрудник продвигается по службе внутри одной компании или одной отрасли. В результате повышаются мера ответственности и зарплата работника.

Положительные моменты:

·Карьерное продвижение означает для окружающих вашу успешность.

·Вы реализуете свои амбициозные планы.

·Вы являетесь лицом отдела (компании, департамента).

·Наряду с вашим личностным ростом происходит и развитие бизнеса.

·Оплата труда повышается.

·Вертикальный рост допускается в любой сфере деятельности.

Негативные стороны:

·Из-за огромного уровня ответственности возможно переутомление.

·Напряженный график, есть ответственность за подчиненных и результаты их труда.

·Интенсивная работа часто становится помехой для личной жизни.

·С ростом вашей должности растет и внимание к вам со стороны подчиненных.

·Каждая следующая ступень карьерной лестницы преодолевается все труднее и труднее.

При горизонтальном типе карьеры происходит профессиональный рост работника в пределах одного отдела. С приобретением навыков и опыта соответственно растут обязанности сотрудника и оплата его труда. Повышение его квалификации отражается в присвоении категорий, разрядов, научных званий.

Плюсы горизонтального типа карьеры:

·Совершенствуя свои навыки, вы становитесь уникальным специалистом в определенной области, поэтому ваш профессионализм приобретает высокую цену.

·Ваши редкие знания и опыт становятся важным источником профессионального роста для других.

·Оплата вашего труда пропорциональна вашей квалификации.

·Вам не надо заниматься вопросами, которые не относятся к вашей специализации.

·Ваша ответственность распространяется только на ваши действия.

·При горизонтальном типе карьеры не существует пределов роста.

·Конкуренция среди узких специалистов касается результата, а не должности.

·Вы обладаете большей свободой действий, чем руководители.

Минусы горизонтального типа карьеры:

·Оплата вашего труда повышается не так заметно, как при вертикальном росте.

·Не во всех профессиональных сферах существуют возможности для горизонтального роста.

В реальной жизни оба указанных типа карьеры часто сосуществуют и дополняют друг друга. Так, хороший руководитель обязательно должен обладать достаточными профессиональными знаниями. Работник, делающий горизонтальную карьеру, с ростом своей квалификации становится лидером среди коллег. Независимо от принципов карьерного роста человек успешен, если он достиг совершенства в своей области.

Далеко не все мечтают о карьере в классическом понимании этого слова – движении вверх по карьерной лестнице. Но это не значит, что они не хотят профессионально совершенствоваться и больше зарабатывать. Просто управление людьми для многих не является приоритетным направлением развития.

А успеха можно добиться, двигаясь по горизонтали и становясь весьма ценным специалистом в своей области. Настолько ценным, что тебе постоянно повышают заработную плату (она может быть не ниже, чем на руководящей работе), тебя переманивают head-hunter-ы («охотники за головами»), ты абсолютно уверена в своей востребованности на рынке труда. Именно эти факторы дарят тебе ценное ощущение независимости.

Журналистика

Дизайн

IT-сфера

Инженеры и финансисты тоже могут сделать отличную горизонтальную карьеру.

Непростой выбор

Не секрет, что должность руководителя чаще всего предлагают тем сотрудникам, которые являются лучшими в своей области. Но те, кто успешно строит горизонтальную карьеру, не всегда способны ими стать. Сложно перейти на качественно иной уровень, делегировать полномочия, решать другие задачи.

Но и подниматься все время вверх – сложный выбор. Рано или поздно большинство из нас (в том числе и руководители) переходят на горизонтальный уровень. И причин тому масса. Чаще всего это сознательное решение. Все мы хотим больше времени проводить с семьей, иметь возможность , воплощать свои мечты. Горизонтальную карьеру выбирают в том числе и из соображений комфорта.

В том случае если вам предоставлены самые большие возможности в карьерном росте, их можно спустить на «нет», если не развиваться и не пытаться «взойти к вершинам успеха».

Логично предположить, что именно развитие карьеры может послужить продолжением старта.

Для каждого из нас этот вопрос является чуть ли не основным.

Для думающих руководителей встает проблема и дилемма развитие карьеры персонала, каждого сотрудника в частности. Ведь он понимает, что без этого не возможен рост бизнеса, увеличение продаж и повышение производительности.

Вступая в должность, необходимо чтобы соискатель прежде всего сопоставил требования компании к претенденту на должность и свои способности.

Оценка должна быть объективной и здравой. Ведь именно от этого шага будет зависеть и успех его карьеры в дальнейшем.

Ну а для того, чтобы не стартовать в компании, которая не предоставит вам шанс развития профессиональной карьеры, как специалисту, нужно прежде всего изучить предложения рынка труда. В этом вопросе, необходимо так же учитывать острую конкуренцию.

Реальная оценка навыков и личностных качеств

Но вернемся к вопросу реальной оценки навыков и личностных черт.

Подробности Категория: Видеокурс "Химическая Зависимость" Просмотров: 2095

Потребности и ценности. Развитие ценностей со взрослением. Ценностная сфера зависимых. Восстановление ценностной сферы.

1. Потребности

Человеческая личность состоит из трех составляющих – Дитя (Ребенок), Родитель, Взрослый.

Дитя (Д) отвечает за физическую жизнь (тело) и руководствуется принципом сохранения жизни. Его задачи поддержание жизни, источник жизненной энергии и т.д.

Родитель (Р) отвечает за социальную жизнь и руководствуется принципом общности с другими. Его задачи вхождение в общество, соблюдение социальных норм и т.д.

Взрослый (В) отвечает за духовную жизнь и руководствуется принципом свободы. Его задачи принятие решений, постановка дальних целей в жизни, руководство всей личностью и т.д.

Потребности – это то, что необходимо для существования человека, как личности. Потребности делятся на телесные (Дитя), социальные (Родитель) и духовные (Взрослый).

2. Развитие личности

Развитие личности происходит по двум направлениям – вертикальном и горизонтальном.

Вертикальное развитие – это когда в развитие меняется управление всей личности с Дитя, на Родителя, а потом на Взрослого. Этапы развития личности: ДРВ, РДВ, РВД, ВРД. С вертикальным развитием личности меняются ведущие потребности с телесных на социальные, а потом на духовные. Незрелая личность больше руководствуется телесными потребностями. Недостаточно развитая социальными. Зрелая личность – духовными потребностями.

Горизонтальное развитие – это развитие каждой отдельной из составляющих личности.

При горизонтальном развитии личность начинает руководствоваться не потребностями, а ценностями. Ценности отличаются от потребностей тем, что потребность необходима для удовлетворения здесь и сейчас, ценность более гибка, это то, к чему личность больше стремиться, чем удовлетворяет. Ценности так же как потребности делятся на телесные, социальные и духовные.

→Вертикальное развитие →

→ Горизонтальное развитие →

Акцент вовне (незрелая личность)

Акцент вовнутрь (зрелая личность)

Чувства

Потребности

Ценности

Чувства

Депрессия,

бессилие

Внешняя свобода – независимость (подавление других, власть, быть первым)

Взрослый

Духовная жизнь – принцип свободы

Внутренняя свобода – ответственность (принятие решений, цели, защита)

Вера, уверенность, уважение

одиночество

Принятие другими (поиск признания, зависимость от мнения, самореализация)

Родитель

Социальная жизнь – принцип общности

Принятие других (помощь, забота приносить пользу, совершенствование труда)

Любовь, принятие, доброта

беспомощность,

Выживание (безопасность, удовольствия, комфорт, пища, секс)

Дитя

Физическая жизнь – принцип сохранения жизни

Развитие (саморазвитие, здоровье, поиск нового)

Надежда, интерес, энтузиазм

У незрелой личности, которая руководствуется потребностями, акцент их удовлетворения направлен вовне.

У Дитя главная потребность в выживании, вторичные потребности в безопасности, заботе, пище, удовольствии, комфорте, сексе и т.д. У Родителя главная потребность в принятии другими, вторичные потребности в признании, общении, внимании и т.д. У Взрослого главная потребность в независимости, вторичные потребности в контроле, власти, первенстве, подавлении и т.д.

Основные чувства депрессии, злости, бессилия, вины, стыда, одиночества, беспомощности, скуки и т.д.

У зрелой личности, которая руководствуется ценностями, акцент их удовлетворения направлен вовнутрь.

У Дитя главная ценность развитие , вторичные ценности саморазвитие, здоровье, поиск нового, поддержание позитивного тонуса жизни. У Родителя главная ценность в принятии других, вторичные ценности помощь, приносить пользу, совершенствование труда. У Взрослого главная ценность вответственности , вторичные ценности принятие решений, цели, преобразование мира, защита.

Основные чувства вера, любовь, надежда, уверенность, уважение, принятие, доброта, интерес, энтузиазм и т.д.

3. Зависимость и ценностная сфера

Употребление приводит к деградации ценностной сферы человека как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.

В горизонтальном направлении происходит деградация всех частей личности, и переход от ценностей к потребностям. Соответственно у зависимого преобладают чувства депрессии, злости, бессилия, вины, стыда, одиночества, беспомощности, скуки и т.д. Зависимый не может «отсрочить» удовлетворение потребностей, его желаниям начинают работать по принципу «все, само и сразу», а их действию невозможно сопротивляться. Удовлетворение своих потребностей зависимый ищет вовне, и идеальным способом становится употребление.

В вертикальном направлении у зависимого начинают преобладать телесные потребности Дитя, одной из главной в которых стала потребность в употреблении ПАВ (психоактивных веществ).

Образуется замкнутый круг – употребление приводит к деградации ценностной сферы, а это приводит к еще большей потребности в употреблении.

4. Восстановление ценностной сферы.

Ошибкой в восстановлении ценностной сферы является резкое следование духовным ценностям Взрослого. Это приводит к игнорированию развития ценностей Дитя и Родителя, неудовлетворение Детских и Родительских потребностей, а в дальнейшем к рецидиву.

Развитие ценностной сферы происходит постепенно, сначала горизонтально, а потом вертикально в несколько этапов.

  1. Поставить потребности Дитя в сохранении жизни на первое место: прекращение употребления, выздоровление главное дело в жизни на этот период.
  2. Развитие Детских ценностей. На первое место ставятся потребности и ценности Дитя. Необходимо учиться ставить себя на первое место, заботиться исключительно о себе. При этом следует уделять со временем выздоровления все больше внимания удовлетворению не потребностей Дитя, а ценностей (вместо «вредного эгоизма» учиться «здоровому эгоизму»).
  3. Родительские социальные ценности становятся на первое место перед эгоистическими Детскими.
  4. Развитие Родительских ценностей. Минимум через год выздоровления следует начинать уделять внимание развитию социальных ценностей Родителя, но при этом ценности Дитя будут еще на первом месте.
  5. Вывести духовные Взрослые ценности на первое место в жизни.
  6. Развитие духовных Взрослых ценностей, но при этом социальные Родительские ценности и эгоистические Детские ценности пока стоят на первом месте.

Задания к теме «Потребности и ценности»:

1. Приведите 5 конкретных примеров ситуаций, когда вы руководствовались потребностями, и 5 конкретных примеров ситуаций, когда вы руководствовались ценностями. Объясните разницу. Чем для вас выгоднее пользоваться? В случаях с потребностями, как бы вы могли изменить их на ценности?
2. Опишите 5 потребностей, которые стоят на первом месте в вашей жизни (удовлетворению чего вы наиболее озабоченны на сегодня). К каким потребностям они относятся – телесным, социальным, духовным? Как вы могли бы измениться в более зрелую сторону в ценностном плане?
3. Опишите свое привычное эмоциональное состояние. Из-за неудовлетворения каких потребностей возникают у вас эти эмоции? Как необходимо изменить ценностную сферу, чтобы чувствовать себя хорошо?
4. Опишите, как бы вы хотели видеть себя в ценностном плане. Что для этих изменений необходимо предпринимать. Как вы будет чувствовать себя, если эти изменения будут произведены?

Любая работоспособная система, созданная природой или человеком, состоит из подсистем и сама, в свою очередь, является частью надсистемы.

Сфера влияния человека пока ограничена планетой. На верхнем уровне действует энергетическая, агропромышленная, производственная, спутниковая, транспортная, экономическая и другие глобальные системы Земли. Эти системы не созданы отдельными людьми, это результат мировой истории и технического прогресса. Они состоят из подсистем-кластеров: энергетики углеводородов, экономики континентов и сверхдержав, производства и сельского хозяйства регионов.

Нижний уровень влияния человека пока ограничен молекулами - в промышленной химии и нанотехнологиях, атомами и электронами - в энергетике и электронике, элементарными частицами - только в научных экспериментах.

Между этими границами - практически бесконечное количество промежуточных уровней и подсистем.

  • Прогресс идёт одновременно на всех уровнях в трёх направлениях:
  • В горизонтальном: эволюционно - системы появляются, развиваются и отмирают; революционно - появляются принципиально новые системы для тех же задач. В двадцатом веке появилась и бурно развивалась авиация. В сентябре 2017 Элон Маск предложил идею нового вида земного транспорта - космические ракеты.
  • Вверх: эволюционно - системы объединяются в надсистему; революционно - создаётся новый верхний уровень. Учёные предсказывают появление глобального искусственного сверхинтеллекта. Когда-нибудь человечество колонизирует Марс, или, может быть, даже перейдёт к цивилизации II типа.
  • Вниз: эволюционно - у систем появляются, улучшаются или заменяются подсистемы; революционно - та же задача решается на новом подуровне. Человечество глобально продвинется на уровень вниз, когда появится отрасль квантовой информатики.

Отдельные компании тоже работают на нескольких уровнях. Компания создаёт продукт:

Это базовый уровень. Компания улучшает отдельные части продукта, выпускает дополнительные аксессуары. Совершенствует технологии. Это подуровни продукта.

Продукт разделяется на ценовую линейку - попроще и подороже. Иногда компании удаётся создать целую экосистему дополняющих друг друга продуктов - это надуровни. Ещё реже компании влияют на отрасль, создают новые рынки для других компаний.

Получается, что даже отдельная компания имеет дело с целой иерархией систем и должна не только поддерживать их работоспособность, но и развивать.

Каждый момент времени продукт на каждом уровне может пойти в одном из направлений: вперёд, вверх или вниз, а иногда и назад - и это необязательно плохо.

Горизонтально

Начнём с горизонтального движения. Из нерешённой проблемы или полезной идеи появляется минимальный работоспособный продукт:

Недоформула → Простая формула

Например, в один прекрасный день появляются автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Айпод, Айфон и Фейсбук. А также курсы бюро о дизайне, редактуре и управлении.

Система развивается и усложняется. Например, в ней повышается управляемость за счёт добавления подчинённой или параллельной формулы:

Простая формула → Сложная формула

Автомобиль становится гибридным - одновременно с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем. На Фейсбуке к ленте друзей добавляются личные сообщения.

На курсах бюро появляется возможность дистанционного участия - горизонтальная линия их развития на этом пока остановилась. Дальше будем фантазировать.

На следующем шаге продукт может качественно измениться. Например, в нём кардинально меняются элементы или их взаимодействие. Базовая функция сохраняется, но становится гораздо эффективнее.

Сложная формула → Новая формула

Автомобиль становится электрическим, механическое колесо на Айподе заменяется на сенсорный экран Айпод Тач.

Cледующая версия курсов бюро гипотетически становится полностью дистанционной. Почему нет?

Новая формула может быть динамизирована, то есть в ней появляются изменяемые элементы или взаимодействия:

Новая формула → Динамизированная формула

Автомобиль становится трансформером, скажем, из купе в кабриолет или из минивена в грузовик. На Айподе и Айфоне появляются приложения сторонних разработчиков, продукты становятся мультифункциональными.

Курсы бюро начинают адаптироваться к уровню каждого участника.

Эффективность продукта может быть повышена использованием физических, химических, физиологических и психологических эффектов:

Динамизированная формула → Формула с эффектами

В какой-то момент лента публикаций друзей в Фейсбуке из хронологической превратилась в алгоритмическую и задействовала на полную катушку психологические эффекты. Создатели системы стали определять, что и в каком порядке показать пользователям. Пользователи стали чаще возвращаться к ленте и проводить в ней больше времени.

Электроавтомобили могут в какой-то момент научиться использовать эффект электромагнитной индукции для беспроводной зарядки на ходу.

Курсы бюро начинают применять новые способы мотивации участников.

Айфон уже научился заряжаться без проводов. А в будущем, например, научится изгибаться или давать тактильную обратную связь.

Формула с эффектами → Формула с самоуправлением

Курсы бюро начинает вести компьютерный преподаватель. Автомобиль ездит без водителя. Айфон получает голосовой интерфейс. Или заглянем дальше в будущее - операционную систему Нейро-АйОС с искусственным интеллектом.

А может ли продукт развиваться не вперёд, а назад? Конечно.

Упрощённая формула ← Сложная формула

После обычного Айпода появился Айпод Шафл - самая маленькая и дешёвая версия Айпода без экрана с простым интерфейсом.

Ради выхода в срок в продукте могут быть .

Я специально смешал в кучу фантастические и реальные примеры. Изменения могут быть радикальными и не очень. Любой продукт может остановиться в развитии или погибнуть, прежде чем пройдёт весь горизонтальный путь. Но горизонтальное движение продукта может остановиться и по другой причине: он начал развиваться вверх или вниз. Такая возможность есть на любом шаге.

Вертикально

Вертикальное развитие - это развитие в надсистеме или подсистеме продукта.

Шаг вниз - вместо продукта развивается его отдельная подсистема:

Подсистема

Например, в Айфонах с индексом S дизайн и функции в целом не меняются, но улучшается производительность, параметры камеры и появляется какая-нибудь заметная техническая деталь.

Но интереснее, когда функции продукта целиком переходят на уровень ниже, в подсистему. Сам продукт со временем может потерять значение или перестать существовать.

Айпод появился за шесть лет до Айфона. А когда вышел первый Айфон, все функции Айпода уместились в одном из приложений Айфона. Оно так и называлось поначалу - «Айпод». Для владельцев Айфона сам Айпод стал бессмысленной покупкой (кроме лёгкого Айпода Шафла для занятий спортом).

Простой шаг вверх - создание общей надсистемы из двух продуктов:

Айподы и Айфоны в разное время выпускались в виде линейки продуктов от простых до дорогих.

Возможен и резкий скачок функции в надсистему, когда функция целиком переходит на другой продукт и реализуется иначе. Например, функции экранов телефонов и часов когда-нибудь перейдут на другие устройства - очки, линзы, проекции или голограммы.

Шаг ещё выше - линейки продуктов составляют и развивают экосистему:

Экосистема

Hадсистема

Эпл не только развивает свои продукты, но и вкладывает ресурсы в экосистему разработчиков приложений и производителей электроники: языки, интерфейсы и среду программирования, магазины приложений, образовательные мероприятия и конференции.

Матрица системы

В каждый момент времени продукт может двигаться вперёд и назад, вверх и вниз. Увидеть возможные направления развития продукта и принять решение помогает двухмерная карта, которую мы называем в бюро «матрицей продукта» или «матрицей системы». Её полезно составлять для долгосрочных планов.

Матрица продукта анализирует продукт со всех сторон. Заполненные ячейки «прошлого» - до появления продукта - помогают лучше сформулировать его настоящую пользу. А ячейки «будущего» - увидеть потенциал линейки продуктов, аксессуаров или дополнительных сервисов.

Поскольку пользователи продукта всегда выступают частью работоспособной системы, их тоже стоит включить в анализ. Например, в матрице анализа музея будут присутствовать не только залы и экспонаты, но и посетители и их надсистемы - семья с детьми и экскурсионная группа.

Уровни выше компании - отрасль, рынок - тоже должны попасть в матрицу. Это поможет понять глобальную роль компании.