Как сделать проект все профессии важны. Проект «все профессии важны, все профессии нужны. Выводы и результативность работы над проектом

Средняя группа Воспитатель: Кричевцова М. С. Череповец Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92»

Тип проекта:

  • творческий
  • краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы №5, родители воспитанников,

Воспитатель: Кричевцова М.С.

Сроки реализации: март-апрель 2015года

Актуальность проекта:

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» .

Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе:

Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.

Задачи проекта:

  1. Закрепить знания детей о профессиях.
  2. Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
  3. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
  4. Определить значимость профессий.
  5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
  6. Научить составлять небольшие рассказы по схемам.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Понимание значения слово «профессия» .

Научить составлять рассказы детей о выбранной профессии по схеме ТРИЗ РТВ.

Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.

Проявить у детей интерес к данной теме.

Сформировать целостное представление о трудовой деятельности взрослых.

Научить детей понимать пословицы, поговорки о труде.

1 этап. Подготовительный

  1. Информировать родителей о проекте.
  2. Отобрать иллюстрации, презентации о профессиях.
  3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях.
  4. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
  5. Подготовить экскурсии на почту, на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет ДОУ
  6. Дать задание родителям подготовить сообщения по любой из профессий.

Беседы с детьми:

  1. Какие вы знаете профессии.
  2. Чем важны эти профессии?
  3. Какую носят одежду люди разных профессий?
  4. Какие технологии и орудия труда используют люди разных профессий?

Организационный этап

1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:

Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом

Здоровье и физическое развитие

Знакомство с профессиями, связанными со спортом;

Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;

Тематические физкультминутки

П / и «Пожарные на учениях» , «Космонавты» , игры-эстафеты

Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность

Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде

У людей разных профессий свои правила безопасности

Познание

  • Презентации «Все работы хороши» , «Дело мастера боится» , «Профессии»
  • Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
  • Серия бесед: «Кто работает в детском саду» , «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий» , «Мир профессий»
  • Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы

Дидактические игры: «Подскажи словечко» , «Угадай кто это?» , «Магазин игрушек» , «Кто больше расскажет о профессии!» , «Угадайте, что я делаю?» , «Что сначала, что потом?» , «Где можно это купить?» , «Назови профессию» , «Что кому» , «Угадай профессию» , «Кому без них не обойтись» , «Профессии людей» , «Кто, что делает?» , , «Что делают этим предметом» , «Что расскажет предмет» .

  • Моделирование трудового процесса
  • Использование логических игр
  • Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций
  • Составление схемы для составления рассказа о профессиях
  • «Как было раньше, а как теперь»

Социализация.

Взаимодействие с родителями:

Встреча с интересным человеком:

  • папа Миши - работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
  • мама Кирилла - младший воспитатель, «О важности профессии»
  • дедушка Кирилла - бывший военный «О военных профессиях»
  • бабушка Насти - бывшая медсестра. Проблемная ситуация «Что случилось с куклой Катей»

Игры и беседы

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» , «Строители» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Салон красоты» , «Ателье»
  • Игры-имитации: «Мамины помощники» , «Готовим обед для всей семьи» .
  • Игровая ситуация: «Кем я стану?» ,
  • Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
  • Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Коммуникация

  • Составление рассказов о профессии родителей
  • Разучивание стихов о различных профессиях
  • Обогащение словаря детей за счет новых терминов
  • Отгадывание загадок на тему «Профессии»
  • Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
  • Выступления детей с сообщением о любой из выбранных профессий
  • Пословицы и поговорки о труде
  • Обсуждение фразеологизмов о труде
  • Хозяйственно - бытовой труд в группе
  • участие в субботнике (труд в природе)
  • ручной труд

Художественная литература

Пословицы и поговорки о труде

Стихи и загадки о профессиях

Чтение стихов и рассказов о профессиях

В.Маяковский «Кем быть?» .

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» .

Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»

Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков «Кем я буду»

Изготовление атрибутов для игр: «Почта» , «Магазин» , «Аптека» , «Телевидение»

Раскрашивание раскрасок - профессии

Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов

Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия

Игровая деятельность

  • Настольные игры - «Профессии» , «Кем быть?» , «Ассоциации» , «Кому что нужно для работы?» , «Знаем все профессии» , Пазлы «Профессии» , «Парочки» (по темам) , «Ассоциации» , лото, домино, разрезные картинки
  • Дидактические игры «Подскажи словечко» , «Угадай, кто это?» , «Магазин игрушек» , «Кто больше расскажет о профессии» . «Угадайте, что я делаю» , «Что сначала, что потом» , «Где можно это купить» , «Назови профессию» , «Что кому» . «Угадай профессию» , «Кому без них не обойтись» , «Профессии людей» , «Кто, что делает?» , «Кому что надо» , «Что случилось, если бы не работал …» , «Что делают этим предметом» , «Что расскажет предмет» .
  • Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем» , «Если весело живется делай так»

Работа с родителями

  • консультации для родителей «Обязанности детей дома»
  • размещение материалов в родительских уголках
  • оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама на работе»

Итоговый этап

Праздник «Все профессии нужны» с выступлением детей (презентации) .

Результаты проекта:

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
  • У дошкольников появился интерес к данной теме;
  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
  • Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы
  • Подготовлен и проведен праздник «Все профессии нужны» .

Инженерная книга проекта «Все профессии нужны, все профессии важны. Дизайнер»

Идея и общее содержание проекта

Творческий проект. «Все профессии нужны, все профессии важны. Дизайнер»

1. Информационная характеристика образовательного проекта.
1.1 Разработчик проекта:
Чуваева Лариса Владимировна – воспитатель старшей группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1г.о. Самара
1.2. Вид:
Информационно-творческий, коллективный.
1.3. Участники:
Дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Место проведения: групповая комната, дом.
1.4. Возраст:
5-6 лет
1.5. Срок: 8дней

2. Актуальность.

Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.
С введением ФГОС в ДОУ важной проблемой является не столько получение детьми определенного объема знаний от взрослого, сколько развитие у дошкольника желание познавать, открывать для себя новое, исследовать мир - самостоятельно. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью данного проекта является развитие творческой личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, знакомства с особенностями профессии «Дизайнер», реализации самостоятельной творческой и технической деятельности дошкольников, формирование патриотизма, любви и гордости за отчизну, родной народ, родной город.

3. План проекта:

Цель: знакомство с профессией дизайнер; формирование эстетических чувств и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству посредством Lego-конструирования и робототехники.
Задачи:
Образовательные.
Познакомить дошкольников с профессией дизайнер.
Способствовать формированию интереса к робототехнике и конструированию;
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов России, их характерными элементами; формировать умение составлять узоры по мотивам хохломской росписи и росписи гжель; предлагать расписывать объемные фигуры из конструктора.
Развивающие.
Развивать конструктивные навыки, внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки.
Активизировать речь детей.
Реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.
Развивать творческий потенциал и техническое творчество дошкольников;
Воспитательные.
Воспитывать патриотизм, гордость за родной город, страну.

Воспитывать уважение к труду людей.
Гипотеза.
Дошкольники познакомятся с профессией дизайнер (художник-конструктор), освоят новые образовательные конструкторы и способы их использования в самостоятельной деятельности. Слияние робототехники с красотой народной росписи будет способствовать повышению познавательного интереса у детей к технике и развитию творческого потенциала, формированию эстетических чувств.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- познакомятся с профессией «Дизайнер»;
- познакомятся с видами народного декоративно-прикладного творчества –гжель, хохлома, с историей возникновения этих росписей, с основными элементами и узорами;
- освоят новые нетрадиционные техники художественного творчества, новые образовательные конструкторы;
- познакомятся с промышленными предприятиями Самарской области;
- примут участие в создании макета «Чемпионат мира по футболу в Самаре»
Родители:
- повысят свои знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- познакомятся с образовательными конструкторами.
- примут участие в разработке проекта и создании макета «Чемпионат мира по футболу в Самаре»
- примут активное участие в оформлении выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев» (совместная работа детей с родителями)

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный:
-Разработка гипотезы, цели и задач проекта;
-Подбор методического материала и литературы;
-Организация предметно – развивающей среды.

2 этап. Реализация проекта:
Познавательно – исследовательская деятельность:
- Беседы «Нежно-голубое чудо»; «Золотая хохлома», «Знакомство с профессией. Дизайнер»
- Устный журнал «Чемпионат мира по футболу 2018г»
- Рассказ «История гжельской росписи», «Откуда пришла хохлома», «Чем славится Самарская область»
- Слайдовая презентация: «Чудо - Гжель», «Красота хохломской росписи».
- Посещение изостудии ДОУ. «Работы мастеров»
- Посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»
- Виртуальная экскурсия «Ракетно-Космический Центр «Прогресс»»;
«Автомобилестроительная компания ОАО «АвтоВАЗ»».

Игровая деятельность:

Д/и «Собери посуду»
- Д/и «Подбери узор»
- Д/и «Найди лишнее»
- Развивающая игра «Гжельская роза», «Золотая хохлома»
- Пальчиковая игра «В гости к мастеру ходили»
- С/р «Город мастеров».
- С/р «Магазин поделок народного творчества»
- С/р «Дизайнеры»

Коммуникативная деятельность:

Развивающая игра «Мы-дружные ребята»
-развивающая игра «Вместе строим и играем»

Изобразительная деятельность:

Аппликация с Lego-секретом. «Олимпийский мишка. Гжель» «Кувшин. Хохлома»
- Режиссерская игра «Город мастеров»
- Пластилинография «Гжель.Lego- лошадка» «Хохлома. Чашечка»
- Составление Lego- пазла: «Гжель. Собачка», «Самовар. Хохлома»,

Создание объемной аппликации с использованием Lego-фона: «Гжель. Курочка в гнезде», «Лебедь плывет по волне. Гжель», «Сахарница. Хохлома», «Ваза. Гжель»


- Создание Lego-постройки, как объекта пластической аппликации

«Гжель. Рыбка»
- Создание рисунка с использованием Lego –печати «Гжель. Чайный сервиз», «Горшочек. Хохлома»


Конструирование из различных материалов:
- Знакомство с конструктором ROBOROBO, создание построек «Самовар», «Печка»

Восприятие художественной литературы и фольклора:
- Чтение рассказов, стихотворений, музыкальных произведений и песен о мастерах-умельцах, о росписях гжель и хохлома. Разучивание стихотворений о родной земле, прослушивание песен о Самаре.

Двигательная деятельность:
- П/и «Мастера к себе позвали, что надо сделать показали»
- П/и «Кто быстрее соберет»

Взаимодействие с семьей:
- Создание папки-передвижки «Как познакомить детей с народным творчеством», «Образовательные конструкторы».
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника», «Развитие технического творчества дошкольника».
- Организация выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев» (совместное творчество детей и родителей)

3 этап. Заключительный.
- Создание макета стадиона «Самара Арена», создание Lego-Самовара и Lego-Печки с использованием конструктора RoboRobo.

Оформлении выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев». (совместная работа детей с родителями)
-Выступление дошкольников перед детьми старшей группы с проектом «Все профессии нужны, все профессии важны»
Результат:
-В течение данного проекта дошкольники познакомились с творчеством народных мастеров, с особенностями росписей гжель и хохлома как элементами традиционного декоративно-прикладного русского творчества,не имеющего аналогов в мире;с эволюцией данных росписей- от глиняной посуды,до обозначения стиля на абсолютно любых предметах, начиная с одежды и заканчивая конструктором Lego; дошкольники могут продемонстрировать основные элементы росписи; сделать постройки из конструктора Lego и украсить их узорами, используя нетрадиционные техники рисования и пластилинографию.
Познакомились с профессией «Дизайнер»; освоили новые образовательные конструкторы.
Познакомились с промышленными предприятиями Самарской области;
Приняли участие в создании творческого проекта «Все профессии нужны, все профессии важны»
Выступили с проектом перед детьми старшей группы ДОУ.

В течение проекта родители принимали активное участие в подборе информации о русских мастерах, об особенностях росписи гжель, хохлома; в подготовке презентации, в создании построек и украшении поделок из конструктора; в организации выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев» и создании макета стадиона «Самара Арена».
Понедельник
1.Беседа «Сине-голубое чудо». Рассматривание картинок, фотографий посуды и сувениров, расписанных под гжель.
2.Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которые имеются дома и расписаны узорами Гжель.
3.Просмотр презентации «Незабудковая Гжель». Дети узнают историю росписи гжель.
4.Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют особенности узора росписи гжельских мастеров; самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.
5.Знакомство с автором К.И.Чуковским и его произведением «Федорино горе». Дети рассматривают иллюстрации книги.
Вторник
1.Печатание деталями конструктора. Дети обводят шаблон «Чашечка» и создают узор по мотивам росписи гжель, хохлома.
2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.
3. Просмотр презентации «Гжель» «Золотая хохлома». Дети рисуют элементы гжельской и хохломской росписи.
4. НОД Рисование. «Чайник. Роспись гжель», «Супница. Роспись хохлома»
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Среда
1.Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в пластилин графии на деталях конструктора «Лошадка. Роспись гжель», «Чашечка. Роспись хохлома.»
2.Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы хохломской и гжельской росписи.
3. НОД Лепка из солёного теста «Чашечка и блюдце. Роспись гжель».
5.Беседа «Как я помогаю дома маме». Рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома.
Четверг
1.Исследовательско-поисковая деятельность «Предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага, конструктор), проводят эксперименты с краской.
2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика. Знакомится с профессией дизайнер.
3. НОД Создание пластической аппликации «Рыбка. Роспись гжель» «Самовар. Роспись хохлома».
Пятница
1.Беседа - «Знакомство с профессией. Дизайнер».
2.Знакомство с конструктором RoboRobo Робо Кидс №1.
Создание построек: «Самовар», «Печка»
2. НОД «Дизайнеры по робототехнике»
4. Вместе с родителями дома знакомятся с промышленными предприятиями Самарской области и предстоящим чемпионатом мира по футболу 2018г.
5.Подготовка проекта «Все профессии нужны. все профессии важны» и создание макета стадиона «Самара Арена»
Понедельник
1.Оформление выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев».
2.Создание фоторепортажа по проекту
Вторник.
1.Создание макета стадиона «Самара Арена»
2.Оформление макета «Чемпионат мира по футболу 2018г. Самара»
Среда.
1.Выступление с презентацией проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» перед детьми старшей и подготовительной групп.
Перспективы дальнейшего развития.
Знакомство детей с новыми возможностями образовательных конструкторов и робототехники; знакомство с новыми профессиями; создание проекта «Красота народной росписи покоряет космические пространства».
Используемая литература:
1. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - Москва: Высшая школа, 1977.
2. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. Дыбина О. В, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
4. Ишмаковой М.С «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. - М., 2001. - 88 с.
6. Куцакова Л. В, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. - М., 2003. - 96 с.
8. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - М., 2009. - 210 с.
9. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. - Москва: Знание, 1984.
10.Фешина Е.В «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.


Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями. Задачи проекта: Закрепить знания детей о профессиях Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий. Определить значимость профессий. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.


Актуальность темы: В старшем дошкольном возрасте у ребенка важно расширять представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребёнка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе.


1 этапа 1. Постановка цели и задач проекта; 2. Отобрать иллюстрации, о профессиях. 3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях 4. Подобрать игры, стихи, нод,беседы. 5. Подготовить экскурсии на предприятия. 2 этап: Создать развивающую среду. Внести в группу картины. Пополнить уголок книги следующими произведениями: Маяковский «Кем быть?» Д. Радари «Чем пахнут ремесло?», «Кому что нужно?». Внести дидактические игры и настольные игры: Кому что нужно для работы. Ассоциации профессий Лото-пазлы. Подготовить атрибуты для сюжетно ролевых игр Нод. Экскурсия Ассоциация «Кому, что нужно для работы?». 3 этап Проведения нод « мы сегодня повара» Презентация проекта «Все профессии нужны все профессии важны». Выводы и результативность работы над проектом. -у дошкольников появился интерес к данной теме -сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых -более подробно познакомились с трудом повара детского сада - Разучили загадки и стихи о профессиях.



Тезисы к проекту

Выполнили ученики 3 Г класса, руководитель Кашпура Надежда Владимировна.

Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией ребенка, умелым использованием и развитием его потенциальных способностей. Конкуренция, и быстро меняющиеся технологии, требуют определиться с профессией как можно раньше. Накапливать умения и навыки уже в достаточно юном возрасте, расширять знания о мире профессий, формировать интерес к поиску «своей» профессии, развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, помогать в самопознании и осуществлении конкретного выбора. Эти и другие важные вопросы мы начали изучать с первого класса.

Наша работа вылилась в проект «Все работы важны – все работы нужны».

Мы поставили перед собой проблемный вопрос : «В чем трудность выбора профессии» и решили проверить действительно ли трудно выбрать профессию?

Цель нашего проекта - постепенное знакомство с миром профессий.

Главными задачами для нас было:

1. Выяснить уровень наших знаний о профессиях.

2. Расширить наши знания о видах и типах профессий.

3. Формировать интерес к профессиям.

4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.

Мы разработали план работы над проектом.

Определили его этапы.

1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях.

2. Экскурсии на предприятия и организации города.

3. Беседы о профессиях.

4. Составление картотеки загадок и пословиц о профессиях;

5. Исследовательская работа: узнать все о профессии своих родителей и ближайших родственников.

6. Оформление совместно с родителями стенда “Все работы хороши”

7. Написать сочинения “Кем я хочу стать?»

8. Провести анкетирование: «Кем ты будешь через несколько лет?»

9. Подготовить и провести праздник: «Город мастеров».

Решили, что закончим работу над проектом лишь после выбора профессии – значит через 9 лет. В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Чтобы больше узнать о профессиях мы обратились к документу, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", и узнали, что насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Но реально используются сотни.

Сегодня быстро меняется не только количество профессий, но и их состав. Появляются новые, непривычные и незнакомые для нас профессии, такие как менеджер, дилер, аудитор и исчезают старые. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность. Готовиться к этому надо сегодня!

Мы это поняли, исследовав несколько видеосюжетов с записью интервью детей шесть лет назад и этих же детей в прошлом году (это сегодняшний 10 «А» класс). И увидели, что совпадение в выборе профессии минимальное.

То, что казалось правильным вчера, сегодня оказалось неверным решением.

Продолжив исследование, мы из энциклопедии узнали, что такое профессия: «Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений, это труд, который человек выбирает себе на всю жизнь».

Из истории древнего мира узнали, что у первобытных людей не было профессий. Но кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

По мере развития общества появилась специализация людей по видам труда. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Узнали, что труд подразделяется на физический и умственный.

А также нам стали известны типы профессий: человек – человек (врачи, учителя), человек – техника (водитель, конструктор), человек – знаковая система (программист, кассир), человек – художественный образ (артист, художник), человек – природа (эколог, садовод)

Из Интернет – ресурсов узнали, что самые стрессовые профессии - это профессии шахтера и общественных деятелей. Такой высокий «показатель риска» у государственных людей психологи объясняют тем, что они «работают на публику».

Узнали, что есть календарь профессий.

Мы побывали на экскурсиях в ряде организаций и предприятий города: в пожарной части,

кондитерской предприятия «Эврика», городском отделе внутренних дел, танковой части г. Арсеньева и у артиллеристов с. Ново – Покровки. Встретились с работниками городской больницы, библиотеки, познакомились с трудом повара и слесаря.

Провели исследовательскую работу и узнали о работе своих родителей, бабушек, дедушек, близких родственниках. Оформили вместе с ними стенд «Все работы важны…».

Провели анкетирование и узнали, что ребята хотят быть милиционерами, врачами, военными, бизнесменами, профессиональными спортсменами, дизайнерами, пожарными, программистами, поварами, моряками. Лишь трое решили стать учителями и воспитателями, двое – певцами, трое – летчиками, один – слесарем и один – дворником. Некоторые в будущем видят себя олигархами.

Собрали коллекцию поговорок, загадок о профессиях.

Написали свои стихи и сочинения о том, кем хотим стать в будущем. Сняли видеоролик об этом.

Провели праздник «Город мастеров». Выпустили буклет.

Подготовили презентации о династии учителей, военных, милицейской династии и самой многочисленной профессии – мама!

Вывод:

Как видите - Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слава и честь!

Мы поняли, что …

«Твердо выбрать, кем быть нам, друзья, нелегко!

И до финиша плыть еще так далеко.
Но, запомните вы все, без исключения,
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Мы хотим пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек».

(Средняя группа)

Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев) .

Тип проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой.

Участники проектной деятельности: воспитатели, дети и родители средней группы, приглашённые гости разных профессий.

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта:

  • расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
  • Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

  • Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.
  • Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  • Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
  • развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

  • вызвать интерес к окружающему миру;
  • расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
  • помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
  • поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Деятельность педагогов:

  • Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
  • Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
  • Изготовление ледбука по некоторым из представленных профессий

(композитор, повар, продавец, стоматолог, медсестра, водитель, постовой, пожарный, художник, парикмахер, строитель, плотник, почтальон, моряк, помощник воспитателя, военный) .

Деятельность детей:

Участие в беседах, познавательных досугах, НОД, конкурсах, сюжетно-ролевых играх, в чтении художественной литературы, заучивании стихов, конструировании, различных видах трудовой деятельности.

Деятельность родителей:

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в проведении познавательных досугов.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

Информация из книг, нормативных документов, журналов и Интернета.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Наборы конструктора, целевые прогулки, мероприятия совместно с работниками нескольких профессий, дидактические игры, картотека музыкальных произведений по тематике проекта, мультимедийное оборудование, подборка дидактического материала на тему «Профессии» , картотека с мультфильмами о труде.

Результаты работы:

  • У детей сформировалось понимание значения слова «профессия» .
  • Создана новая система трудового воспитания в ДОУ.
  • У детей появилась возможность найти друзей по интересам.
  • Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
  • В результате реализации проекта у педагогов сформированы: положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
  • Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
  • Созданы конспекты тематических занятий.
  • Подготовлены фотографии для сайта ДОУ.
  • .Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (накопление знаний) .

  1. Определение цели и задач проекта;
  2. Разработка плана реализации проекта;
  3. Подбор методической литературы для реализации проекта;
  4. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
  5. Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
  6. Прогнозирование результата.

II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами) .

Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

  1. Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
  2. Консультации по теме проекта: «Из чего складывается трудолюбие?» , «Трудовое воспитание в семье» , «Ознакомление детей с трудом взрослых» , «Влияние труда взрослых на развитие детей» .
  3. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
  4. Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
  5. Встречи с интересными людьми разных профессий (повар, стоматолог, пожарный) .
  6. Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
  7. Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями. Для реализации задач нужно использовать технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование) .

Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие) .

Занятия сопровождаются беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря.

Дидактические игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.

Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно- бытовой. Дети видят результат своего труда, его значимость для других.

В самостоятельной деятельности, дети организовывают сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие» , «Больница» , «Семья» , «Магазин» , «Пожарные» , «Почта» , «Транспорт» , «Парикмахерская» , «Постовой» и др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе НОД. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

III этап – заключительный (результат) .

На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы (досуг-развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны» ) .

Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению.

Список использованной литературы:

  • Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
  • «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе» (Г. Я. Затулина)
  • «Развитие игровой деятельности в средней группе» (Н. Ф. Губанова)
  • «Перспективное планирование во 2-ой младшей и средней группе» (Н. С. Голицина)
  • «Конспекты занятий для детей 4-5 лет» (О. Е. Громова)
  • Открытые мероприятия для детей средней группы д/с. (ФГОС)
  • «Лепка» , «Рисование» , «Аппликация» (Д. Н. Колдина)
  • «Ознакомление с предметами и социальным окружением» (О. В. Дыбина)
  • «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» (Т. В. Потапова) - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • «Профессии, какие они?» (Т. А. Шорыгина) , Издательство ГНОМ и Д, 2011.