Негосударственные фонды пенсионного страхования. Как сменить негосударственный пенсионный фонд? Кто является застрахованными лицами в Пенсионном фонде

После реформирования пенсионной системы в 2015 году гражданам было предложено сделать выбор в пользу формирования накопительной пенсии . Для этого пенсионные накопления необходимо было перевести в управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ). В противном случае, все средства останутся на пенсионном счете застрахованного лица (в ПФР) и будут учитываться только при расчете страховой пенсии.

Эта основа является базовой и существенной для новой пенсионной системы и со временем укрепляется путем внесения исправлений на основе гендерного равенства или улучшения тех, кто имеет длительные периоды безработицы или низких взносов в систему. Второй компонент, называемый взносом, включает определенные взносы и неограниченные выгоды. Его основная цель - предоставить тем, кто завершил свою активную рабочую стадию, уровень жизни, который достаточно близок к тому, что было в их активной жизни. Внутри этого компонента также входит небольшой процент сотрудников, назначенных старой системе распределения.

Перевод средств в НПФ позволяет увеличить конечную величину пенсии за счет результатов инвестирования накоплений, в отличии от страховой пенсии, величина которой увеличивается за счет ежегодной индексации .

  • Можно заметить, что в 2016 году индексация была проведена всего на 4%, а в 2017 году Правительство решило, что повышение будет на уровень инфляции 2016 года, который составил 5,4%.
  • Однако доход от инвестирования в некоторых НПФ значительно больше, чем величина индексации, поэтому при правильном выборе НПФ сумма пенсионного обеспечения может быть выше.

В соответствие с законодательством России определены условия негосударственного пенсионного обеспечения. За последние несколько лет выросла динамика в заинтересованности гражданами негосударственным пенсионным страхованием. Привлекает граждан добровольное участие в страховом обеспечении, когда можно сделать выбор подходящего вида пенсионной выплаты.

Юридические изменения, которые относятся к этому вопросу, продвинулись в углублении этих столпов, но не влияют на его сущность. Стоит упомянуть в качестве одной из основных реформ системы, введенной в соответствии с законом 255, к трем основным компонентам пенсионной системы. То есть, в целом, положения, которые реформировали систему, были интегрированы в нее без изменения основной цели или логики, с которой они были изначально разработаны.

Несмотря на это, существует широкий консенсус в отношении преимуществ конституционного дизайна для проведения глубоких модернизаций чилийской экономики. Определение роли государства как вспомогательной частной инициативы и ограничений и ресурсов, ограничивающих ее действие, было ключевым для внесения радикальных изменений в основы нашей экономики и необходимых для разработки нынешней пенсионной системы. Глубокое исследование конституционного дизайна, его преимуществ и проблем явно превышает работу, подобную предложенной.

Какой НПФ выбрать?

При выборе НПФ эксперты советуют обратить внимание на несколько основных моментов.

  1. Первое на что нужно обратить внимание - год создания . Пенсионные накопления - это не то, что стоит отдавать в распоряжение фирме-однодневке. Выбирать стоит из фондов, которые начали свою деятельность до пенсионной реформы 2002 года (до 1998 года - идеально). Например, если фонд работает более восемнадцати лет - это показатель определенной надежности, ведь он пережил пару финансовых кризисов.
  2. Второй критерий - учредители фонда . Желательно выбирать НПФ, который был учрежден крупной организацией или группой компаний сектора экономики: нефть, электроэнергия, газ.
  3. Третий по важности критерий - доходность . Данные по доходности самого фонда должны быть почти равны данным Федеральной службы по финансовым рынкам (допускаются колебания в пределах 3%).

Помимо рассмотренных показателей стоит посмотреть рейтинги фонда с дальнейшим прогнозированием его деятельности, отзывы клиентов и представительства в социальных сетях.

Эта глава будет ограничена указанием некоторых основных институциональных аспектов и будет сосредоточена на гарантиях, установленных той же Конституцией в области социального обеспечения и, в частности, предвидения. В рамках конституционной институционализации стоит отметить явное признание свободы и равенства в достоинстве и правах, которым наделены мужчины, семья как основное ядро ​​общества под защитой и гарантией государства посреднических групп, посредством которых общество организовано и структурировано, а также его адекватная автономия и само определение роли государства на службе человеческой личности с целью продвижения общего блага.

Рейтинг доходности в 2017 году

Термин «доходность» в сфере экономики используется как показатель эффективности финансовых вкладов, именно от него зависит рост вкладов гражданина.

Эксперты советуют:

  • Оценивать показатель доходности минимум за 5 лет работы выбранного НПФ (в новые финансовые организации с высокими цифрами доходов нежелательно вкладываться).
  • Информацию о НПФ изучать на официальных сайтах (если в открытом доступе данных нет, надо задуматься).
  • Сравните уровень инфляции с процентом дохода на сегодняшний день (если показатели доходности меньше инфляции, то процент их не повысился).

Пятерка лидирующих в 2016 году НПФ по данным Центробанка выглядит так:

Все эти положения интерпретируются в соответствии с надлежащим разграничением государственных полномочий, принципом законности, которому подчиняются все органы государства, а также гарантиями и ресурсами, установленными Конституцией. Это не просто набор теоретических принципов, а конкретный подход к содержанию и формальностям, которые соответствует всей правовой системе.

В частности, в области социального обеспечения и социального обеспечения необходимо подчеркнуть гарантию, установленную в Статье 19 № 18 Основного Устава, которая устанавливает право на социальное обеспечение, устанавливая для регулирования его осуществления квалифицированные законы о кворуме. Это правило явно действовало как гарантия стабильности системы, поскольку любая поправка должна иметь абсолютное большинство депутатов и сенаторов. В этой связи это же положение разъясняет роль государства в этом вопросе, заявляя, что действие этого будет направлено на обеспечение доступа всех жителей к осуществлению единообразных основных выгод, независимо от того, предоставляются ли они через государственные или частные учреждения.

  1. Сбербанк.
  2. Доверие.
  3. Европейский пенсионный фонд.
  4. Стальфонд.
  5. Лукойл-Гарант.

Как сменить негосударственный пенсионный фонд?

Когда гражданин не устраивает работа выбранного им НПФ, он имеет полное право совершить переход в любой другой фонд. Стоит знать о том, что нельзя сделать переход в другой НПФ, если гражданин хочет в старом месте оставить часть средств. Вся сумма накоплений может находиться только в одной организации.

Это не исключает обязанности государства контролировать надлежащее осуществление права на социальное обеспечение. В правиле также указывается, что закон может устанавливать обязательные взносы. Конституция также зарезервировала ряд вопросов права, которые соответствуют исключительной инициативе Президента Республики, среди которых законопроекты, связанные с финансовым и бюджетным управлением государства. Такая же инициатива необходима для юридических проектов, которые стремятся установить или изменить нормы социального обеспечения, которые влияют на нее, будь то в государственном или частном секторе или которые стремятся исправить, изменить, предоставить или увеличить вознаграждения, пенсии, пенсии или пенсию.

Пенсионер вправе воспользоваться одним из способов перевода накоплений:

  • Срочным - все накопления переводятся в новую организацию в год, который следует за истекшим пятилетним сроком с даты заключения договора в бывшим фондом.
  • Досрочным - если документы подаются в 2016 году, ожидать перевода стоит в 2017, но инвестиционные средства гражданин теряет.

Процедура смены НПФ несложная, алгоритм ее таков:

Какой НПФ выбрать?

В этих вопросах роль Национального конгресса ограничена и может принимать, сокращать или отклонять вознаграждения, льготы, расходы и другие инициативы по данному вопросу, предложенные Президентом Республики. Эта прерогатива президента обсуждалась в последнее время и управлялась Конституционным судом. Основное внимание в обсуждении было связано с несоответствием между со-законодателями положений статьи 65 Основного Устава в отношении законности и расширения исключительной инициативы Президента Республики в отношении расходов, связанных с выгодами для должностных лиц и работников, а также поправки к нормам социального обеспечения.

  1. Убедиться, что у нового НПФ есть действующая лицензия.
  2. Заключит договор с новым учреждением.
  3. Подать в ПФР бумаги о переходе в другой НПФ.

Перевод пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд

Когда гражданин определился в выборе НПФ, ему нужно обратиться в выбранное учреждение с пакетом документов:

В то же время он выдвинул несоответствие в отношении присвоений, предоставленных вышеупомянутой нормой в этих темах, Национальному конгрессу. В этой связи Суд постановил, что конституционные нормы об исключительной инициативе Президента Республики в законодательных вопросах тесно связаны с тем, как наша основная Хартия освятила президентский режим правительства. Такие правила также позволяют защитить области компетенции, которые Конституция зарезервировала для Президента Республики. Принимая во внимание это и ряд других аргументов, Конституционный суд принял требование, выведенное президентом, объявив неконституционным первый абзац статьи 197-бис, который сенат пытался включить в Трудовой кодекс.

  • копия и оригинал паспорта;
  • оригинал СНИЛС.

После заключения договора о сотрудничестве с НПФ гражданину остается лишь сообщить об этом факте в ПФР. Для этого:

  1. Оформить заявление о переходе в 3 экземплярах (для себя, ПФР и НПФ).
  2. Передать его в Пенсионный фонд удобным для пенсионера способом: лично, через законного представителя или заказным письмом.

Заявление о переходе из ПФР в НПФ

Заявление о переходе - типовые бланки, они одинакового образца для всех НПФ и при заключении договора ОПС через орган ПФР, гражданину так же предоставят на подписание данные бланки заявления НПФ. Разработаны они Правлением ПФР РФ от 12 мая 2015 год, на основании постановления №158П и обязательны для всей структуры пенсионного обеспечения в рамках пенсионного страхования.

Персонифицированный учет пенсионных прав

Стоит также отметить конституционную гарантию чилийской пенсионной системы гарантию, установленную в статье 19 № 24 Конституции, которая гарантирует право собственности на ее различные виды по всем видам материальных и бестелесных активов. Только закон может установить способ приобретения собственности, использования, пользования и распоряжения ею, а также ограничений и обязательств, вытекающих из ее социальной функции. Это включает в себя все, что касается общих интересов нации, национальной безопасности, полезности и общественного здоровья и сохранения экологического наследия.

  • Чтобы перевести накопления в НПФ , гражданину необходимо до 31 декабря текущего года подать заявку о переводе своих накоплений. И если гражданин выбрал НПФ, ему необходимо подписать с ним договор об ОПС.
  • До 1 марта года, который следует за годом подачи заявки, ПФР вносит изменения в реестр застрахованных лиц.
  • И до 31 марта отправляет уведомление о внесенных изменениях в единый реестр застрахованных лиц. Данное уведомление служит основанием для перевода накоплений пенсионера в НПФ.

Лица, которые не подавали заявку о переводе пенсионных накоплений в НПФ до 01.01.2016 года, в 2016 году и позднее могут заключить договор об ОПС и перевести в НПФ только накопления, которые сформировались на их пенсионном счете до 31.12.2015 года.

Настоятельно предусматривается, что ни в коем случае никто не может быть лишен своего имущества, имущества, которое падает или любого из атрибутов или способностей, необходимых для этой области, но в силу общего или специального закона, разрешающего экспроприацию из-за общественной пользы или национальных интересов, установленных законодателем. Из этой области, даже если она зависит от конкретной цели и зависит от ряда правовых условий для осуществления ее права на пенсию, заключается в том, что для участника возникает ряд прав, среди которых передача средств на другому Администратору, выбрать уровень риска, который он хочет принять, решить, хочет ли он делать добровольные взносы индивидуально или коллективно.

Договор обязательного пенсионного страхования

Договор ОПС - это документ, на основании которого происходит взаимодействие застрахованного гражданина с фондом. Прежде чем подписать договор с НПФ, нужно внимательно изучить характерные особенности этого документа. Каждый НПФ заключает с клиентами договор стандартной формы, которая утверждена Правительством РФ и соответствует требованиям законодательства РФ (ст. 12 Закона РФ «»). С момента, когда на счет нового страховщика зачислены средства пенсионных накоплений, которые перечислил предыдущий страховщик, договор об ОПС начинает свое действие.

В дополнение к вышеупомянутым явным гарантиям, статья 19, № 26 закрепляет уверенность в том, что юридические предписания, предусмотренные Конституцией для регулирования или дополнения гарантий, которые оно устанавливает или которые ограничивают их в случаях, когда оно разрешает, не могут влиять на по сути, не налагают условий, налогов или требований, которые препятствуют их свободному осуществлению.

Наконец, в качестве дополнения к указанным гарантиям и процедурам особое внимание уделяется роли Конституционного суда в делимитации таких понятий. Основываясь на этих предписаниях, Конституционный суд разработал теоретические основы для общественно-экономического порядка, концепцию, которая, в свою очередь, помогла решить ряд конфликтов, имеющих большую практическую значимость. В области социального обеспечения и социального обеспечения Конституционный суд должен был принять решение по различным конфликтам, которые затрагивают права и гарантии в сфере социального обеспечения как вовлеченных экономических агентов, так и обладателей таких прав.

Одновременно можно заключить договор только с одним фондом.

По итогам года ПФР рассматривает все поступившие заявления от граждан и принимает по ним решения. Если в течение года гражданин заключил договоры с несколькими НПФ, то решение будет принято по последнему , и в реестр будут вноситься данные именно об этом фонде.

В этом случае Суд установил важный прецедент с точки зрения защиты права на собственность и свободы каждого члена системы выбирать систему, в соответствии с которой они хотят уйти на пенсию. В этом постановлении Суд постановил, что, несмотря на то, что Конституция призывает законодателя регулировать осуществление права на социальное обеспечение, также верно, что такой призыв имеет категорическое ограничение, установленное в статье 19 №. В этом постановлении Суд постановил, что регулирование, осуществляемое в рамках проекта, которое было предметом спора, по существу затрагивало право собственности членов над их пенсионными фондами, поскольку они лишают их одного из основных атрибутов области, таких как способность распоряжаться своим владельцем чтобы соответствовать требованиям законодательства.

Инвестирование средств пенсионных накоплений

В соответствии с гл. 5 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах » при формировании пенсионных накоплений гражданин передает средства в управление компании, которая будет их вкладывать в инвестиционные инструменты финансового рынка и тем самым стремиться увеличить сумму выплат по истечению времени.

Его стабильность во многом является отражением консенсуса большинства на политическом уровне о практическом удобстве, которое создает для экономики и социального обеспечения систему, основанную на индивидуальных сбережениях, где государство принимает на себя роль гаранта и фискализатора. Эта политическая и экономическая стабильность также объясняет постоянство самой Конституции, уважение содержащихся в ней гарантий и ее укрепление на институциональном уровне. Эта реальность контрастирует с таковой соседних стран, которые решили изменить свои конституционные или правовые рамки, в том числе свои пенсионные системы, в ответ на проблемы экономического или политического управления.

  • Если договор об ОПС подписан до 31.12.15 г. - накопления увеличиваются за счет инвестиционного дохода НПФ и взносов работодателя.

    Но в 2017 году продолжит свое действие мораторий на перечисление взносов 6% на накопительную пенсию, поэтому все взносы идут на формирования только страховой пенсии.

    Эта концепция имеет практическое значение, уважение неотъемлемых прав человеческой личности, предшествующих и превосходящих права государства, ограничивающих принцип народного суверенитета. Эта теоретическая основа также определяет в качестве руководящего принципа в экономическом конституционном плане вспомогательную роль государства. Согласно тому же конституционному тексту, государство находится на службе человеческой личности, и его цель состоит в содействии общему благу. Он конкретно признает и защищает промежуточные органы, через которые организуется общество, и гарантирует им адекватную автономию для выполнения своих собственных конкретных целей.

  • Если договор об ОПС подписан после 01.16 г. - накопления растут только за счёт инвестиционного дохода НПФ, который начисляется каждый год.

Что делать, если у НПФ отозвали лицензию?

В случае, если у НПФ отозвали лицензию, гражданину не надо предпринимать специальных действий, чтобы вернуть накопления. Все необходимое сделает за гражданина Центральный Банк России. Начиная с момента отзыва лицензии у НПФ, новым страховщиком в системе ОПС для застрахованного лица становится Пенсионный фонд России .

При этом сумма пенсионных накоплений, гарантированная к переводу в ПФР, равняется номиналу , то есть сумме всех взносов, которые перечислили за гражданина работодатели, без учета инвестиционного дохода, а также средства, уплаченные из средств материнского капитала и по Программе государственного софинансирования пенсии.

Если полученные средства от реализации Агентством по страхованию вкладов (АСВ) активов НПФ превышают величину гарантируемого номинала, то средства в размере превышения поступят также в ПФР для восстановления потерянного инвестиционного дохода застрахованным лицом.

ЛЕКЦИЯ 8

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

    Пенсионный фонд РФ.

    Фонды обязательного медицинского страхования.

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев государственных финансов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Россий­ской Федерации в период перехода страны на новые экономические от­ношения на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», что привело к появлению нового звена общегосударственной системы фи­нансов. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

Следовательно, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управ­ляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления расходов в интересах граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социаль­ном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Специфической особенностью внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое исполь­зование средств.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143-150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении - нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Социальные внебюджетные фонды являются относительно самостоя­тельными финансово-кредитными учреждениями. Эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий (организаций). Функции внебюджетных социальных фондов заключаются в мобилизации и использовании имею­щихся в их распоряжении средств, в размерах и на цели, регламентирован­ные государством. Последнее законодательно устанавливает размеры страховых взносов, подлежащих зачислению в каждый внебюджет­ный фонд социальной направленности, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (в ред. от 02.07.2013 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены следующие категории плательщиков:

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов.

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ).

    Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%. Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Доходами бюджета ПФР являются налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в этот Фонд; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).

    Фонд социального страхования РФ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1922 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 10 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему соз­даваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получе­ния медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рис­ков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граж­дан, но только в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательною социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

На Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверж­даются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении - правлением данного Фонда и его председателем.

Основная задачаФСС - выплата страхового обеспечения по следу­ющим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахо­ванного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фонда социального страхования являются:

    страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий:

По временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Социальное пособие на погребение.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

4. Фонды обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Они были учреждены в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного соци­ального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Фе­дерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в Федеральную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, утверждается приказом Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане Российской Федерации бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:

1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете".

Они направлены на:

а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);

б) реализацию мероприятий в рамках базовой Программы обязательного медицинского страхования;

в) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

г) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;

д) диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;

ж) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Среди основных функций фонда выделяют:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального ФОМС на безвоз­мездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае отсутствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ ОМС для предоставления субвенций привлекаются ресурсы норми­рованного страхового запаса Федерального фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется комиссией Федерального ФОМС при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.

Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обяза­тельного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления меди­цинской помощи в них.

В 2012 году в сфере обязательного медицинского страхования участвовали 8 059 медицинских организаций.

В 2012 году в медицинские организации поступило 727,2 млрд. рублей, в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 725,5 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 70 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 216 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 января 2012 года составила 141,2 млн. человек; в том числе 54,6 млн. работающих граждан и 86,6 млн. неработающих граждан.