Идеи для создания своего частного бизнеса. Старая система поощрений: как её обойти

У вас есть много хороших идей, но вы никак не можете довести их до реализации? Эта книга просто клад для вас. Я был невероятно увлечен книгой и даже купил вторую на английском языке, чтобы проверить, не упустил ли я что-то, читая перевод. Но можно сказать, я потратил деньги впустую: перевод издательства «Манн, Иванов и Фербер » на высшем уровне.

У всех нас в голове постоянно возникает множество идей. Часть из них сумасшедшие, часть нереальны, но есть и «изюминки». Автор книги рассказывает, почему мы так и не реализовываем наши «изюминки» и как их можно реализовывать. Сразу отмечу, что дело не только в человеческой лени.

Скотт Белски

Скотт Белски - основатель и СЕО Behance: компании, производящей продукты и предоставляющей услуги для творческих отраслей. В 2008 году Behance запустила «Action Method» - революционную систему «действенного управления», которая заменила традиционную практику управления проектами. В 2010 году Скотт Белски был включен в рейтинг «100 самых творческих людей в бизнесе» по версии Fast Company.

Книга «Воплощение идей» строится вокруг одного уравнения:

Способность генерировать идеи = правильная организация + общественные силы + лидерские способности.

Давайте остановимся на каждом из слагаемых и поймем, как можно увеличить результат целиком.

Организация упорядочивает творческий процесс. Самым важным элементом организации является структура. Без структуры наши идеи не в состоянии «зацепиться» друг за друга и образовать нечто целое. Только при хорошей организации можно составить вектор движения и не отклоняться от него. У автора в запасе есть еще одна формула:

Творческий_потенциал × организация = эффективность_идей.

Чем лучше вы продумаете организацию всех шагов при достижении конечного результата, тем проще его добиться. На реализацию большинства идей уходит далеко не несколько дней и важно понимать, что нужно делать на каждом из этапов движения.

Скотт Белски предлагает рассматривать все наши занятия как проекты и дальше разбивать их на 3 составляющих:

Рабочие этапы – конкретные действия, которые медленно подвигают вас вперед.

Дополнительные материалы – любые связанные с проектом рекламные проспекты, заметки, протоколы совещаний, к которым можно обратиться за справкой.

Второстепенные задачи – соображения, что в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом.

Вы можете выделить для себя другие составляющие, но важно хорошо организовать свою деятельность. Лично я для себя разбиваю рабочие этапы еще на более мелкие составляющие. Все рабочие этапы нужно фиксировать, так вы не забудете ничего.

Умение правильно организовать свою работу – лишь первый из трех компонентов процесса создания и воплощения идей. Другой, не менее важный, — окружающие люди , которые всегда играют заметную роль в продвижении идей. Одиночке тяжело добиться успеха.

Родственники, близкие, друзья, коллеги и даже случайные знакомые – все они влияют на вас и, следовательно, на ваши идеи. Они не только могут помочь дельным советом, но и принять участие в реализации идеи. Имея хорошие связи добиться своего намного проще и быстрее.

Ну и третий компонент процесса создания и воплощения идей – лидерские качества . Во всех сферах деятельно катастрофически не хватает лидеров. Проекты выходят из под контроля, команды распадаются, компании закрываются. А все потому, что процесс плохо контролируется, люди плохо мотивируются, и нету взаимопонимания. Часто это происходит оттого, что, руководя другими людьми, мы боимся доверить им свои идеи и утратить контроль над ними.

Это совсем не так. Идея сама по себе – ничто. Процесс воплощения идеи в жизнь очень кропотливый и нелегкий. У других людей полно своих идей, которые они не могут реализовать, а вы боитесь, что они крадут ваши.

В книге процесс мотивации описан многими способами, но я приведу лишь пару примеров:

  1. Создать систему прогрессивно растущих наград и поощрений.
  2. Не пренебрегать моральными поощрениями.
  3. Помогайте сотрудникам повышать свой профессиональный уровень.
  4. Гибкость помогает увеличивать производительность.

И последнее – не бойтесь убивать плохие идеи! Реализуйте только лучшие.

Самое сложное в любой идее – это ее реализация. Много идей так и остаются идеями только лишь потому, что показалось, что это будет сложно, что из этого навряд ли что-то получится, потому страшно даже подумать, что можно что-то эдакое сделать.

Я всегда придерживалась правила «глаза боятся, руки делают» , поэтому немало безумных идей, в которые мало кто верил, у меня получилось реализовать. Со временем у меня сформировался список так называемых «10П» , которые помогут любую идею воплотить в жизнь.

И в общем-то, не так уж важно какой сферы жизни касается идея: будь-то смелая идея в реализации рабочего проекта, или идея попробовать что-то новое в своей личной жизни, — главное перейти от идеи к ее реализации.

1. П артнер. Конечно, можно попробовать сделать все самостоятельно, но партнер не помешает в любом деле. Может он и не станет настоящим партнером в реализации идеи, но это будет тот человек, с которым можно обсудить что-то безумное, не нарвавшись на пустой взгляд и абсолютное непонимание. Проверено не раз: рассказав кому-то об идее, можно получить хорошую обратную связь

2. П роговаривание. Любую идею нужно хорошо проговорить, обсудить, взвесить все «за» и «против.» Можно рисовать и прорабатывать идею самостоятельно у себя в голове, но как только начинаешь произносить вслух все, что крутится в уме, все начинает звучать несколько иначе (иногда более гениально, а иногда можно понять что идея – «туфта-туфтой»)

3. П рорисовка . Все, что обсуждено, должно быть зафиксировано на бумаге: рисунки, слова, схемы – все это помогает сделать картину идеи более полной, найти недодуманные изъяны и просто ничего не забыть.

4. П росмотр и сбор дополнительной информации. Конечно, здорово не оглядываться по сторонам, и воплощать все свои идеи в жизнь. Но иногда грустно осознавать, что ты в муках ада изобретал свой гениальный велосипед, а вокруг все уже на нем катаются. Поэтому прежде чем перейти к делу, важно узнать что, кто, где и как делал нечто подобное

5. П одготовка . Прежде чем перейти к делу, стоит подумать, с чего же собственно начать, а также кого можно привлечь, и конечно желательно оценить, сколько все это будет стоить, а то может «овчинка выделки не стоит»

6. П ланирование. Как в любом проекте, не зависимо от того насколько он большой или маленький, важно все хорошо спланировать: например, что можно сделать сейчас, чтобы достаточно быстро можно было получить первый результат.

7. П рофессионализм. Даже если идея не лежит в области повседневной деятельности,не стоит недооценивать себя и свой профессионализм, всегда можно использовать свои накопленные до этого знания в другой плоскости. А если идея лежит в абсолютно незнакомом поле – то за консультациями лучше обратиться к профессионалам.

8. П родвижение: Свою идею нужно продвигать везде, где это уместно. И тут нет места скромности.

9. П редставление . Это собственно само воплощение идеи в том или ином виде.

10. П остоянное усовершенствование .

На пути у любой идеи встречаются «камни» и даже «глыбы», и иногда опускаются руки, и мы отказываемся от своей идеи. Стоит помнить, что не бывает все и сразу , иногда надо подождать, иногда надо свернуть в сторону и обойти «камень», и самое главное – что если вы сами перестаете верить в свою идею, то никто ее уже не воплотит в жизнь для вас. И если пробуксовка настолько сильна, что уже никак – то отпустите свою идею, и ищите новую. Без поражений не бывает успеха. Лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и все равно жалеть 🙂

У вас есть много хороших идей, но вы никак не можете довести их до реализации? Эта книга просто клад для вас. Я был невероятно увлечен книгой и даже купил вторую на английском языке, чтобы проверить, не упустил ли я что-то, читая перевод. Но можно сказать, я потратил деньги впустую: перевод издательства «Манн, Иванов и Фербер » на высшем уровне.

У всех нас в голове постоянно возникает множество идей. Часть из них сумасшедшие, часть нереальны, но есть и «изюминки». Автор книги рассказывает, почему мы так и не реализовываем наши «изюминки» и как их можно реализовывать. Сразу отмечу, что дело не только в человеческой лени.

Скотт Белски

Скотт Белски - основатель и СЕО Behance: компании, производящей продукты и предоставляющей услуги для творческих отраслей. В 2008 году Behance запустила «Action Method» - революционную систему «действенного управления», которая заменила традиционную практику управления проектами. В 2010 году Скотт Белски был включен в рейтинг «100 самых творческих людей в бизнесе» по версии Fast Company.

Книга «Воплощение идей» строится вокруг одного уравнения:

Способность генерировать идеи = правильная организация + общественные силы + лидерские способности.

Давайте остановимся на каждом из слагаемых и поймем, как можно увеличить результат целиком.

Организация упорядочивает творческий процесс. Самым важным элементом организации является структура. Без структуры наши идеи не в состоянии «зацепиться» друг за друга и образовать нечто целое. Только при хорошей организации можно составить вектор движения и не отклоняться от него. У автора в запасе есть еще одна формула:

Творческий_потенциал × организация = эффективность_идей.

Чем лучше вы продумаете организацию всех шагов при достижении конечного результата, тем проще его добиться. На реализацию большинства идей уходит далеко не несколько дней и важно понимать, что нужно делать на каждом из этапов движения.

Скотт Белски предлагает рассматривать все наши занятия как проекты и дальше разбивать их на 3 составляющих:

Рабочие этапы – конкретные действия, которые медленно подвигают вас вперед.

Дополнительные материалы – любые связанные с проектом рекламные проспекты, заметки, протоколы совещаний, к которым можно обратиться за справкой.

Второстепенные задачи – соображения, что в данный момент не имеют практического значения, но могут обрести его потом.

Вы можете выделить для себя другие составляющие, но важно хорошо организовать свою деятельность. Лично я для себя разбиваю рабочие этапы еще на более мелкие составляющие. Все рабочие этапы нужно фиксировать, так вы не забудете ничего.

Умение правильно организовать свою работу – лишь первый из трех компонентов процесса создания и воплощения идей. Другой, не менее важный, — окружающие люди , которые всегда играют заметную роль в продвижении идей. Одиночке тяжело добиться успеха.

Родственники, близкие, друзья, коллеги и даже случайные знакомые – все они влияют на вас и, следовательно, на ваши идеи. Они не только могут помочь дельным советом, но и принять участие в реализации идеи. Имея хорошие связи добиться своего намного проще и быстрее.

Ну и третий компонент процесса создания и воплощения идей – лидерские качества . Во всех сферах деятельно катастрофически не хватает лидеров. Проекты выходят из под контроля, команды распадаются, компании закрываются. А все потому, что процесс плохо контролируется, люди плохо мотивируются, и нету взаимопонимания. Часто это происходит оттого, что, руководя другими людьми, мы боимся доверить им свои идеи и утратить контроль над ними.

Это совсем не так. Идея сама по себе – ничто. Процесс воплощения идеи в жизнь очень кропотливый и нелегкий. У других людей полно своих идей, которые они не могут реализовать, а вы боитесь, что они крадут ваши.

В книге процесс мотивации описан многими способами, но я приведу лишь пару примеров:

  1. Создать систему прогрессивно растущих наград и поощрений.
  2. Не пренебрегать моральными поощрениями.
  3. Помогайте сотрудникам повышать свой профессиональный уровень.
  4. Гибкость помогает увеличивать производительность.

И последнее – не бойтесь убивать плохие идеи! Реализуйте только лучшие.

Обустройство комнатки для новорожденного мальчика осложнялось маленькой площадью, на которой следовало разместить все необходимое для малыша и мамы. Комнату предполагалось использовать как спальню и место для ухода за малышом в первые 2 года. Основной идеей было создать гармоничное пространство для мальчика нежного возраста, избежав при этом излишней сладости. Детская находится в старинном доме, и ремонт заключался в переделке абсолютно всего: от пола до потолка, включая электрику, но с сохранением и восстановлением аутентичных элементов (дверей и карниза). Ремонтно-восстановительные работы выполнил будущий папа.

Стул для кормления будущие молодые родители нашли на улице и отреставрировали. Балдахин мама изготовила своими руками. На полочке над пеленальным столиком размещен компактный музыкальный центр с подборкой классической музыки. Диммер позволяет регулировать яркость освещения.

При ремонте ванной основополагающим принципом также было уважение к истории дома. К сожалению, подлинных деталей осталось немного, поэтому максимально использовали старинные материалы и предметы: напольную плитку 1890-1900 гг., викторианский смеситель, бронзовый шпингалет, антикварную люстру и бра, мебель и чугунный радиатор.

Комментарий редакции

Вера Калинина представила на конкурс два замечательных помещения (ванную комнату и детскую), расположенные в доме XIX в. На фото видно, что хозяева обустраивают свой дом с любовью (ремонтно- восстановительные работы продолжаются уже два с половиной года и пока не завершены). Интерьеры комнат отличаются изысканным европейским дизайном, где продумана до мелочей каждая деталь и сохранены аутентичные предметы быта той эпохи, когда дом был построен. Ремонт, в ходе которого используют старинные отделочные материалы (плитку конца XIX в.) или старинные бронзовые предметы (смеситель и оконный шпингалет), а также грамотно выбирают новые материалы (настенную плитку, изготовленную по технологии, применяемой в викторианскую эпоху), с легким сердцем можно назвать грамотной реставрацией.

Двухкомнатную хрущевку (45 м 2) мы купили в кредит и ремонт реализовали сами. Всю мебель в квартире сделал муж своими руками по моему проекту. Главное место гостиная. Хотелось сохранить максимальное пространство для игр двоих маленьких детей и в то же время разместить много ящиков и большой шкаф. Комната предназначена для семейного отдыха, поэтому остановились на спокойных пастельных тонах. Визуально старались расширить пространство за счет глянцевых поверхностей и аксессуаров. Особо горжусь стеклянным украшением в углу комнаты. Это и светильник, и подсвечник, и еще его можно использовать как подвесную вазу. Планирование кухни напоминало ювелирную работу, просчитывали каждый миллиметр. Нам удалось реализовать мои сверхзадачи: большой холодильник, нагревательный бак, техника, удобная рабочая поверхность. Очень радуют стол и мойка возле окна веселее выполнять рутинную работу. Детскую старались сделать нежной и в то же время яркой. Малышам нравится их пространство, особенно довольны цветной подсветкой. Ванная белоснежная глянцевая. Благодаря добавлению красного цвета помещение стало более ярким и бодрящим. В прихожей очистили пространство за счет кладовки. Люблю, когда вход в квартиру не захламлен вещами.

Комментарий редакции

Особенностью квартиры, представленной Еленой Радченко, является лаконичный сдержанный интерьер и функциональное использование площади жилища. Елена применила оттенки пастельной гаммы в отделке стен, пола и мебели, создав иллюзию расширения пространства и тем самым визуально увеличив крошечную квартиру (ведь здесь всего 45 м 2). Изготовление мебели супругом Елены позволило вписаться в ограниченный бюджет. И еще один плюс такого решения: они подумали о безопасности подрастающих детей отсутствует выступающая фурнитура на фасадах шкафчиков. Эргономика в квартире учтена, используется каждый сантиметр. Так, мебель в кухне размещена вдоль двух стен, тем самым увеличен рабочий фронт. Для конвекции теплого воздуха от радиатора в столешнице сделаны вентрешетки. Понравилось авторское творение - стеклянный подсвечник. А сочные акценты в интерьере всегда кстати!

Финалист 1 этапа

Мотивом приобрести большую четырехкомнатную квартиру послужило пополнение в нашей семье рождение второго ребенка. Ремонт длился 6 мес. Наши с мужем представления об идеальном интерьере, мягко говоря, расходились. Спасением стал любимый журнал. Прочитав о стиле фьюжн сочетай несочетаемое, твори и дерзай, мы так и поступили. Результатом остались довольны. Интерьер получился ярким, смелым и современным. Основополагающими цветами для гостиной и столовой выбрали баклажан и ваниль, для спальни и детских спокойные оттенки голубого и бирюзового. Мой любимый коралловый решили использовать в ванной. Классическое сочетание беленого дуба и венге применили в прихожей, а также для пола, дверей и плинтусов. Квартира разделена на две части приватную и парадную. Много внимания уделили системе освещения. Количество мебели минимальное. Чтобы сделать шкаф в прихожей, пожертвовали гостевым туалетом. Всегда мечтали о джакузи, поэтому расширили ванную за счет спальни. Предметом нашей гордости стали ниши в ванной. Бортики у них зеркальные, по периметру встроена светодиодная лента. Под закаленным стеклом уложены раковины и песок, привезенные с различных курортов. Спасибо редакции журнала ИВД! Лучшие и оригинальные идеи почерпнуты из вашего журнала!

Комментарий редакции

Отрадно узнать от читательницы Светланы Антипиной, что наш журнал подсказал ей удачные решения. Владельцы этой квартиры постарались на базе почерпнутых из ИВД идей выработать свой собственный стиль и на этом пути осуществили плодотворные эксперименты, смело сочетая различные материалы, рисунки, текстуры в рамках сдержанной цветовой палитры. Это позволило создать элегантную кухню-столовую, очаровательную спальню, репрезентативную прихожую. Обилие бликующей мозаики и глянцевых вставок на потолках помогло визуально расширить пространство, создать оптический эффект более высоких стен. Оформлению потолков уделено особое внимание: для них подобраны разнообразные плафоны с воздушным дизайном, световой сценарий дополнен разнообразными точечными светильниками, создающими интересную игру бликов.

Финалист 1 этапа

В трехкомнатной квартире (107,5 м 2) мы хотели создать открытый, пронизанный воздухом и светом интерьер и уйти от стандартных решений. При входе первое впечатление создают яркие графичные фотообои. Справа в прихожей встроенный шкаф-купе, где спрятаны роутер, электрощиток, ключница и сушка для обуви. Кухню, гостиную и коридор мы объединили. Потолок здесь белый крашеный с балками под дерево, в которые вставлены светодиодные светильники. Ламинат имитирует широкие доски. Стены покрыты штукатуркой с неровной фактурой, словно выщербленной временем. В чил-ауте шведские обои расположили горизонтально, и получился эффектный акцент. Обстановка этой зоны минималистична: модульный диван, телевизор, биокамин, старинный сундук, доставшийся от прабабушки, и передвижной столик (он сделан из телеги-цветочницы). Спальню и детскую оставили изолированными. Детская самая большая и солнечная комната, яркая, дающая простор для игр и творчества. Торцевые стены оклеены обоями разных цветов (желтый в учебной зоне, синий в спальной). В центре игровая зона и спортивный комплекс. Кровать в виде пиратского корабля с штурвалом, рындой, якорем выполнена на заказ. Квартира получилась креативной и жизнерадостной. А чудо - это рождение второго ребенка (как раз по окончании ремонта).

Комментарий редакции

Можно не сомневаться, что в этой квартире хозяина Алексея Шишакова, членов его семьи и гостей не покинет приподнятое настроение: многоцветные детали отделки, точно солнечные лучи, проходящие через цветное стекло, наполняют свечением все уголки интерьера. Однако использованы цветовые акценты сбалансированно: так, всего несколько штрихов преображают студию, в которой загородное настроение поддержано деревянными балками под потолком, необычной столешницей, антикварным сундуком. Замечательно, что стены при этом оставлены белыми это оттеняет яркие панно из обоев, красиво сочетается с темно-коричневыми деталями. Автор проекта сумел придать индивидуальность детской, нестандартный дизайн потолка и люстры создает в ней игровое и озорное настроение. Отзвуки поп-арта и кантри, уравновешенные лаконичным урбанистическим дизайном, составили удачный микс.

Финалист 1 этапа

Увидев на форуме ИВД фотографии интерьеров в английском духе, я была покорена их уютом, сочетанием цветов, подбором деталей. А когда узнала, что они созданы нашими российскими девушками, то подумала, что это могу сделать и я. В моем распоряжении был недавно купленный таунхаус с ремонтом в стиле нужно-быстрее-переехать. Ремонт я делала покомнатно, но так, чтобы помещение было отремонтировано и декорировано полностью. Помимо воссоздания духа Англии еще одной задачей было по возможности минимизировать затраты. Например, в комнате бабушки дорогими американскими обоями оклеена половина стены, а остальная часть отделана обычной вагонкой. В детской использованы не обои, а мелкозернистая декоративная краска-штукатурка. Шкаф в детской собирали и красили по моему проекту из готовых мебельных щитов и фасадов, продающихся в строительных магазинах. Плитка, использованная для гостевого санузла, российская. Я подумала и о функциональности. Так, телевизор в детской поворачивается во все стороны и устанавливается в разных положениях, а когда не нужен, его можно убрать под лестницу. Антресоль дополнительное место для игр. Пока отремонтированы несколько помещений. Хочется верить, что достичь хотя бы присутствия духа Англии мне удалось.

Комментарий редакции

Приятно удивила находчивость Юлии Кондратовой. Она умело сочетает бюджетные и относительно дорогие предметы мебели, светильники, обои, что позволяет найти золотую середину в расходах на ремонт квартиры и дизайн. Интерьер решен в стиле ретро с элементами модерна, а предметы позаимствованы из современного английского жилища. Такая эклектика очень хорошо прижилась в подмосковном таунхаусе. Большой плюс помещений высокие потолки: можно подвесить ретро-светильники на длинных металлических цепочках. Потолки и стены обшиты вагонкой, это недорогой способ отделки, но благодаря созданному эффекту рустовки поверхности выглядят очень выразительными. Кстати, маленький совет: чтобы еще больше приблизиться к английскому стилю, можно использовать высокий плинтус (9-11 см).

Вот мы и обзавелись квадратными метрами на берегу Черного моря. Метраж квартиры 45 м 2 , и главной задачей было устроить отдельную спальню. Наша давняя мечта круглая кровать, нужно было, чтобы она вписалась в помещение для спальни. В итоге зародилась идея о круглой комнате. В исходной планировке ванная была миниатюрной, и мы хотели увеличить ее размеры. Вот, собственно, все задачи по перепланировке, которые нам предстояло решить. В итоге мы довольны результатом. Оказалось, что спать на круглой кровати чрезвычайно удобно, а в комнате без окна отдыхать днем очень комфортно. Удалось сделать вместительную гардеробную. Ванная получилась просторной. За счет скругления стены спальни кухня-гостиная выглядит достаточно большой. А роспись на стенах придает интерьеру особый шарм.

Чтение книг, подобных той, что читатель держит сейчас в руках, может не дать никаких результатов, либо привести к осложнению супружеских отношений, если не будут соблюдены правила обращения с прочитанным.

Первое - правило бережного отношения к осмыслению прочитанного.

Нередко прочитанное, как опыт другого человека, дает что-то новое, ранее мною не пережитое. Оно входит в меня как облако ощущений, образов, мыслей. Что-то схвачено ярко и отчетливо, что-то запомнилось смутно, а что-то бродит во мне в виде глубоких непроявленных ощущений, вызревая и ожидая своего часа. Эти сложные переживания, многие из которых могут вообще мною не сознаваться, создают сокровенную ткань человеческого преображения. Будет ли она соткана из тончайших движений душевных переживаний или превратится в грубую мешковину из толстых и крепко скрученных ниток, зависит теперь от меня самого.

Именно этим объясняется возможность возврата к книге, спустя некоторое время. Повторное чтение начинает открывать в ней новые смыслы, иные значения.

Более того, есть в столь поспешном пересказе и другая отрицательная сторона. Проговариваются прежде всего ярко запечатленные образы и мысли. Но в пылу рассказа забываются и полностью стираются в сознании все неясные и мало проявленные чувства и слова. Тогда как именно последние и призваны в человеке задавать главную, самую необходимую работу – сознание прочитанного, т. е. усвоение в свое мировоззрение и проживание. Тончайшие движения душевных переживаний, которые вызревают затем в человеческие поступки, происходят прежде всего в сфере неясных ощущений.

Здесь центр внутренней борьбы преодоления греховных чувствований и смыслов в чувства очищенные и смыслы ясные. Здесь возникает наибольшее напряжение разумных сил души, чтобы обрести истину, здесь напрягается воля, чтобы сочетаться с волей Божией, здесь сердце ищет благодатных чувствований и чистоты. Из этой области неясного с опытом жизни вызревает ясный и простой образ поступков, согласных с волей Бога.

«В греховном сознании, - говорит святитель Феофан Затворник, - многие истины содержатся в уме, как нечто чуждое, туда положенное совне, но не сорастворившееся с самою природою ума. Оттого далее, даже и после полного их изучения, значение их все еще перебивается сомнениями и недоумениями, нерешительностью, готовою всем колебаться, как стебель от легкого дыхания ветра». Преподобный Макарий Египетский прибавляет: «Если Бог и дарует им хотя несколько почувствовать то, о чем они говорят, то они, конечно, узнают, что истина и дело не походят на их рассказ, но весьма – много различествуют от него».26 Поэтому минует время и придет к человеку озаренное понимание действительных смыслов тех слов и фраз, которые вроде бы схвачены были точно.

Может быть, поэтому при серьезном чтении люди стремятся уходить от разговоров на темы прочитанного, либо присутствуют в кругу друзей в качестве слушателей, но не говорящих по данной теме. Может быть, поэтому и святые отцы настойчиво советуют больше молчать о прочитанном или услышанном. "Надобно тебе, - говорит авва Нестерой, - постановления и наставления принимать внимательным сердцем, и как бы с немыми устами; и прилежно сохраняя в своей груди, спеши лучше к выполнению их, нежели к научению других".27

Прочитанному нужно дать время войти в человека. Отсюда и первое правило - бережности к прочитанному. Правило второе – бережности к ближнему. Чтобы раскрыть содержание этого закона попробуем развернуть представление о том, как любая идея воплощается в реальность, т.е. перестает быть идеей, становится действительностью.

Через чтение книг происходит встреча каждого из нас с миром идей. Идеи межличностных отношений - это образы человеческих поступков, присущих, как мы думаем, идеальным людям. Зовущая сила идеи - это сила стремления подражать внутреннему и внешнему облику чистого человека, быть таким, как он, созидать себя по его образу и подобию. Встреча с таким человеком в реальной жизни рождает в нас удивительный источник устремленности, вдохновения и озаренной работы над собой. Рядом с ним мы становимся другими, даже порой не задаваясь специальной задачей переделки себя, не замечая, как и когда мы это делаем. В нас живет лишь постоянное желание делать все так же прекрасно, как делает он. Видеть в ближнем зовущий свет и питаться силой этого зова - свойство всякого человека. Оттого и тянемся мы к людям, несущим в себе красивое, тянемся к идеям, к Евангелию, в которых сконцентрирован, как в живом символе, облик подобного рода людей.

Способность эта вложена Богом в душу человека как потребность уподобления своему Творцу, приближения к Нему по нраву. Совершается это уподобление в Таинствах Церкви, где душа, жаждущая Евангельского образа поступков, получает этот образ в непосредственном общении со Христом. Удовлетворение этой потребности уподобиться нраву Христа человек получает также в общении с ближними. В них и через них он слышит чувством живой образ деятельной добродетели.

Понять внутреннее движение человека, рождающее красоту его поступков, помогает нам непосредственное общение с ним. Душевная чуткость, внимательность, проявленные нами, позволяют увидеть, почувствовать в нем многое, но не все.

Несколько иное происходит при встрече с идеей. Она, обладая порой большой окрыляющей силой, требует от нас и больший труд уразумения. Идею, символ нужно раскрыть, а, значит, наполнить реальным движением жизни.

Процесс наполнения идеи реальным движением жизни проходит обычно в три ступени.

Первая ступень - встреча с идеей. Это состояние радости, внутренней наполненности и вдохновления, отчетливое ощущение знания - так должно быть. Оно приходит, потому что человек отождествляется с идеей. Признанная им, она начинает задавать тон всем его размышлениям и, главное, становится той центральной призмой, через которую он начинает воспринимать мир и себя в мире.

В жизнь семьи в разное время приходит множество разных идей: сбор макулатуры для обмена на книги, покупка или изготовление каких-либо вещей домашнего обихода (начиная от мебели, заканчивая кухонными приборами), новые способы воспитания детей, новый порядок питания, новый режим дня, новый характер отношений между супругами и т.д. О каких идеях здесь идет речь? Отвечая на этот вопрос, разложим все перечисленное на три группы.

Идеи, связанные с приобретением или изменением вещей и предметов обихода можно отнести к первой. Связанные с перестройкой физиологического режима самого человека будут отнесены к группе второй. И, наконец, третья группа - это идеи, в основу которых положено нравственное и духовное развитие человека. Мы будем говорить здесь только о третьей группе идей.28

С идеями же, увы, нередко происходит следующее. Я воспринял идею. Увлечен ею, живу чистым (так я думаю) стремлением воплотить ее в реальность. Теперь я отчетливо вижу поступки окружающих меня людей. Каждое неправильное с их стороны и несогласное с идеей действие рождает во мне немедленное желание поправить человека. Первое время бережно, а затем все более настойчиво, резко, наконец, категорично, я начинаю требовать от людей определенного поведения.

Сам я целиком и полностью следую идее, поступаю так, как она диктует. Подробно, точно, с пунктуальностью до последней запятой, исполняю предписанное… и все более жестко обращаюсь с близкими - как могут они не следовать ей с такой же устремленностью, с какой следую ей я? Если же близкие согласны с идеей и признали ее, но в исполнении допускают небрежность или забывчивость, я начинаю нервничать, раздражатся, досадовать или особенно резко поправлять.

Ты же читал(а)! Ты же знаешь! Разве ты забыл(а), что сказал по этому поводу (называется тот или иной авторитет)? Почему же делаешь все наоборот? Как смеешь ты так поступать?!

Возмущение всякий раз возникает естественно, льется спонтанно.

В ином случае, отождествленный с идеей, я предаюсь ей целиком и полностью, забывая об окружающем мире и об окружающих меня близких людях. Но этой внутренней требовательностью к себе я невольно, одним присутствием своим задаю ситуацию жесткого требования к другим, потому что в таких случаях не я к ним, а они ко мне вынуждены как-то приспосабливаться.

С другой стороны, я становлюсь очень словоохотливым. О своей идее я говорю везде и всюду, проповедую каждому встречному. А иногда начинаю указывать людям, где они поступают не так и советовать как нужно поступать. Сколько таких действий мы совершаем, когда начинается наше воцерковление.

С флагом идеи я иду в наступление на человеческое невежество в церковных вопросах. И в этом наступлении вижу центральный смысл всего моего служения не просто идее, но даже Самому Богу.

Но во всех этих многообразных формах проявления моей "идейной преданности" нет главного. Моего собственного воплощения в идею. То есть реального воплощения идеи в мое собственное "я". Есть отождествление, но нет исполнения на деле. Причина такого положения одна: я просматриваю сквозь призму идеи поведение прежде всего окружающих меня людей, но не самого себя. И пока есть рожденное таким действием требование к другим, не может быть никакого нравственного становления в себе. Нравственное развитие возможно лишь в том случае, когда этическое правило направленно от начала и до конца на самого себя. Пока этого не произошло, идея остается в форме символа. Она не может стать внутренним движением человека.

Лишь с того момента, когда человек поворачивает действие ее в себя и только в себя, начинается движение по второй ступени. Здесь человек не требует проявления доброго отношения к себе, он сам устремлен к проявлению такого отношения, независимо от того, как относятся к нему окружающие.

Вся действительная сложность становления в себе доброты и любви к близкому человеку заключается именно в последнем - в необходимости быть добрым - на зло, любящим - на гнев. При этом не требовать ни внутренне, ни внешне, чтобы другой прекратил гневаться на меня и по всем правилам работы над собой стал проявлять противоположное гневу состояние. К сожалению, в острых ситуациях семейных неурядиц нередко возникает желание ответить другому его же средством, либо упрекнуть и укорить его в несоблюдении этических законов. Проявление такого желания означает падение и возврат на первую ступень проживания идеи. То есть на ступень, где нет преображения, где происходит только разрушение.

Каждую минуту в жизни человека происходит либо созидание, либо разрушение нравственных основ. Любая эмоция есть либо первое, либо второе. Поэтому так важно пронаблюдать свои отношения с любой нравственной идеей, свои отношения с Евангелием и учением святых отцов.

Можно многие годы активно занимать позицию первой ступени, провозглашая принципы добра и любви, и не замечать в себе проявлений нетерпимости к близкому человеку, отсутствие бережности к нему, завышенную требовательность, душевную черствость, бессердечие и т.п. Именно поэтому рассматриваемое правило отчетливо утверждает одно - бережность к другому, особенно там, где нравственная идея становится основой моей жизненной позиции. Не требование к другому, завышенное с позиций идеи, а бережность к нему. При этом - предельная требовательность к самому себе, внимательная и чуткая требовательность к себе. "Да будет украшением вашим … сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом"(1Петр, 3,4).

Выход на третью ступень проживания начинается с того момента, когда идея становится плотью и кровью самого человека. С этого времени идея как символ исчезает из его сознания. Она растворяется в самом человеке и присутствует в нем в виде естества, зовущего подчинить себе все его поведение, в виде личного, ему присущего способа отношения к людям. Человек не отдает себе отчета, почему он так поступает, но по-другому поступить у него уже не получается.

Когда мы садимся за стол, и начинаем есть из тарелок, используя вилки, ножи и ложки, мы не сознаем своей "культурной продвинутости" по отношению к другим животным, которые едят без всякой посуды. Мы садимся и едим. Если же нам предложат поесть прямо с пола, без ложек, из общей тарелки, мы почувствуем внутреннее возмущение и отстранение от такого способа поведения. Произойдет это только потому, что идея пользоваться посудой стала плотью и кровью нас самих. Когда-то, может быть в детстве, она была для нас всего лишь правилом культурного, значит, высокого, красивого поведения. Но тогда она была еще идеей.

Из книги "Шесть сотниц"

о. Петра Серегина

О жизни сердца

«От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы… хулы» (Мф. 15, 19)«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12).

Из создавшейся "настроенности" нашего сердца возникают и наши отдельные поступки (как бусы, нанизываясь на нить). Причем эта настроенность может быть как кратковременной, так и более глубокой и длительной. К "глубокой настроенности" относятся и наши страсти, которые из-за долговременной привычки мы считаем своим "я" и (или) не считаем за грехи, или уже не в силах и не пытаемся бороться с ними.

Чем же создается наша "настроенность"? Только нашей доброй волей.

Мы по собственному желанию избираем и собираем "сокровища" нашего сердца и ими живем, почитая их источником жизни. И, называя Бога в молитве "Сокровищем благих и жизни Подателем", уже лжем, ибо живем не Богом, а тварным и игрой страстей наших.

Если отдельные наши поступки, как грехи и добродетели, наказуемы и награждаемы, все же они являются только характеристикой нашего сердца (отдельные наши поступки обнаруживают глубокие и давние страсти). А в деле нашего внутреннего устройства мы всегда должны иметь цель глубокое внутреннее исправление нашего сердца. Поэтому некто сказал о "Добротолюбии", что это "не система спасения, а указатель средств для борьбы со страстями".

Мы часто жалуемся на неблагоприятную обстановку нашей жизни, жалуемся на то, что люди нас обижают, унижают, притесняют, недооценивают и т.д. Но все это только потому, что нет в нас терпения, кротости, смирения. Если всегда удовлетворять наши страсти, то они будут неудовлетворимы и неукротимы. А свобода от страстей дает нам покой и радость в Боге, независимо ни от каких тварных сокровищ мира.

«Ищите же прежде Царства Божия (в сердце вашем) и правды Его (оправдания, очищения от страстей), и это все приложится вам» к Царствию Божию, как неотъемлемое его свойство (Мф. 6, 33). Ибо какое может быть недостаточество жизни и радости там, где будет присутствовать Бог Животворящий, Всеблаженный?

Итак, большинство наших горестей и трудностей есть горькие плоды страстей нашего сердца. А время всегда благоприятно, и каждый день может быть днем нашего спасения от греха и страдания.