Не образовательные специализации педагога психолога. Специальность практическая психология. Психологи и их специализации

Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начиная здесь
Моя профессия – психолог
Или призвание это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша
Моя профессия – доверие,
Мое призвание – душа
В нем все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней
Моя профессия – гармония
Мое призвание – верность ей
О А Коваль

Почему я захотела стать психологом?

Профессию психолога я выбрала не случайно. До того как я стала психологом, я несколько лет работала медицинской сестрой в больнице и в поликлинике. Я общалась с людьми разного возраста: с детьми, с пожилыми людьми, с людьми средних лет.

В своей профессии я глубоко придерживалась главных заповедей и взглядов – не навреди, гуманность, милосердие. А ведь 50% для выздоровления – это уход за ним, доброе слово, ласковый взгляд, поддержка, умение выслушать, а иногда просто быть рядом.

А ведь эти качества так же необходимы в работе психолога.

Чувствуя в себе потенциал, набор личных качеств, знание медицины, я решила заняться изучением человеческой души.

Психология – это интереснейшая профессия. Она помогает в жизни. Я могу узнать о себе и других людях много нового.

Для меня быть психологом – это стремление познать тайны детского поведения в той или иной ситуации, особенности семейного воспитания и его влияние на личность ребенка.

Ведь ребенок живет в мире своих эмоций, переживаний. Сталкивается в жизни с множеством сюрпризов как приятных, так и не очень. Если он преодолевает эти препятствия, то дальше следует дальнейшему пути своего развития, постепенно набирая опыт. Но с некоторыми проблемами ребенок не может справиться самостоятельно, фиксируется на ней, тем самым не давая развиваться полноценной личности.

Предметом моего труда является формирование у детей определенных навыков, преодоление страхов, снятие излишней агрессивности.

Я стала детским психологом, потому, что я хочу видеть счастливые глаза детей, стремительный и уверенный взгляд ребенка, помочь и научить родителей увидеть неповторимый мир ребенка: чувства, переживания... жить не просто рядом со своим ребенком, но и смотреть на мир глазами своего ребенка! Чувствовать его, переживать вместе с ним, быть ему другом!

Актуальность профессии “Психолог”

Роль и значение психологов в дошкольных образовательных учреждениях трудно переоценить.

Задача психолога – создать условия комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, создание условий для полноценного развития ребенка, предупреждение нарушений в становлении личности ребенка, создание условий для развития ведущей деятельности, исследование детско-родительских взаимоотношений.

Моя работа позволяет выявить причины возникновения трудностей и своевременное внесение корректив, при этом учитывая индивидуальные особенности ребенка.

В современном обществе особое внимание уделяют инклюзивному образованию – это наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов.

Психолог является связующим звеном во первых: внутри учреждения между родителями-детьми-педагогами-руководителем, во вторых: между учреждением и психологической службой района, округа в целом.

Для того, чтобы оказать комплексную помощь наиболее трудной категории детей и семье, необходима структура, т. е – Психологическая Служба

Современная система дошкольного образования предъявляет серьезные требования к профессиональной компетентности педагогов. Одним из них является умение эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, обмениваться опытом, и поэтому в нашем округе проходят конференции, семинары, круглые столы, открытые занятия.

Мой выбор...

Идешь по коридору, заходишь в группу и ловишь взгляды своих малышей, таких похожих, но в то же время таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение. А еще есть тихие, замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, книгах, фантазиях.

Кто такой психолог?

Психолог – это настоящий друг для ребенка. Он принимает его таким, какой он есть, бывает с ним откровенным, понимает детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершает открытия и радуется жизни, учит его общаться, помогает справляться с трудностями, учит преодолевать неудачи, помогает ребенку почувствовать себя частью этого мира, понять свою человеческую роль, ее значение для окружающих, старается всегда увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым, можно вырастить замечательное растение.

Самое главное в моей профессии?

Ребенок мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним. Психолог призван исследовать и постигать самое главное и сокровенное, чем наделен человек – его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир.

Еще Аристотель утверждал, что учение о Душе – это знание о самом совершенном, возвышенном, удивительном.

Конкурс “Педагог-психолог”

Я подаю заявление на конкурс профессионального мастерства.

Слышала разные мнения о конкурсе, что это очень сложно! Там участвуют только одни профессионалы, которые, имея большой опыт работы, могут мгновенно ориентироваться в сложных ситуациях, обладают артистизмом, умением держаться на сцене, умеют четко и грамотно излагать свои мысли.

Мой руководитель Алферова Александра Павловна, с которым мы идем рука об руку десять лет, и все коллеги в детском саду очень меня поддержали. Дали мне ту уверенность, в которой я очень нуждалась!

Следующий этап:

Нас приглашают в Методический Центр на первое собрание, где были сказаны добрые слова – напутствия.

Методисты ЗАО помогли осознать структуру конкурса, его этапы. Стали ясны задания. Я почувствовала поддержку и осознание того, что я не одна! Мы получили ценные рекомендации. Неоценимую поддержку и вдохновение оказала Брилинг Елене Евгеньевна.

Участники – конкурсанты оказались очень интересными людьми, которые так же пробуют свои силы.

Последние сомнения позади! Теперь только вперед! Есть цель, которую надо достигнуть!

Первый этап – Занятие

Какое же выбрать? Провожу занятия с детьми разных возрастных групп, начиная с 1,5 лет и до старшего дошкольного возраста.

Подготовка к школе! В этом я разбираюсь особенно хорошо. И конечно же сказка!

Итак, удивительное путешествие “По дороге в сказку”........

Продумываю все до мелочей. Но я была готова импровизировать.

Дети замечательные! С удовольствием погрузились в сказочную историю. Очень мне помогли! Реализовала почти все, что было задумано. С ними я забыла, что нахожусь на “экзамене”.

Добрый, интересующийся взгляд комиссии, улыбка, похвала, разговор о целях, задачах занятия. Мягкое указание на недочеты, без осуждения!

Очень запомнилась поддержка Брилинг Елены Евгеньевны, которая жестом мне показала, что занятие – супер! Первые баллы!...

Чувство полета! Как будто у меня за спиной появились крылья!

Второй и третий этапы – “Паведники”

Это три дня незабываемых впечатлений! Комфортабельные условия, сказочный лес, тишина. Это очень важно для того, чтобы настроиться на работу, чувствовать себя уверенно и защищено!

Тренинг сплочения – Ощущение того, что мы – команда! Я не чувствовала духа соперничества. Мы друзья!

Один за всех и все за одного! – такой девиз мы пронесли через все конкурсные испытания!

Самопрезентация:

Так случилось путем жеребьевки, что мой номер – первый. Я должна первая выйти на сцену, а передо мной уважаемое жюри и целый зал зрителей! Очень волнительно и ответственно.

Идея о том, как я буду “презентовать себя” пришла быстро. Попыталась оформить ее музыкально - получилось. Очень переживала за то, будет ли она принята и понята!

Мастер-класс:

Фрагмент консультирования с элементами сказкотерапии.

Все позади! Баллы за это испытание выставлены. Спокойно смотрю выступления других конкурсантов.

Есть возможность осознать свои ошибки и недочеты. Делаю выводы......

Индивидуальное задание:

Что нас ждет?......неизвестность, умение быстро сориентироваться, профессиональные знания, эрудиция?.........

Я читаю задание.... И мое волнение исчезает! Думаю, рассуждаю, отвечаю на вопросы членов жюри, веду диалог.

Очень красивое и глубокое задание! Спасибо!

Групповое задание: Актовая лекция

Выдвигаем идеи, спорим, ставим цель, рисуем, клеим, красим, смеемся, пьем кофе, так как время уже далеко за полночь!

Проект готов! Защита! Высшие баллы!

Все конкурсные этапы позади. Результаты ошеломили! Я на первом месте!

Я и моя подруга Екатерина Несветаева, которая тоже стала победителем, будем с достоинством представлять Западный Административный Округ г.Москвы!

Педагог-психолог

Педагог-психолог является сотрудником образовательного учреждения, наблюдающим за поведением детей, их психологическим развитием, социальной адаптацией. Педагог-психолог проводит с детьми беседы, тестирования, психологические игры. Он помогает детям выйти из трудных жизненных обстоятельств, определиться с выбором профессии, больше узнать о своем характере.

История появления профессии Педагог-психологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Сегодня педагоги-психологи должны быть в каждой школе, детском саду или лагере. Но так было не всегда. Эта профессия появилась два десятилетия назад, когда в начале девяностых годов внимание общественности было сосредоточено на проблемных детях, на подготовке детей к школе. Психологи действительно нужны в школах, ведь проблемы возникают не у одних взрослых. Только специалист может помочь ребенку и найти причины его отставания в учебе и конфликтов со сверстниками. А если причина найдена, то появляется и возможность ее устранения.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для ребенка и его родителей деятельность педагога-психолога очень важна. Ведь родители часто не могут помочь своим детям, хоть и видят их проблемы в учебе и общении. Если на эти проблемы не обращать внимания, можно их усугубить. В этих сложных ситуациях может помочь только профессиональный психолог, знающий педагогику, имеющий опыт работы. Он понимает, что каждый ребенок является самостоятельной личностью, индивидуальностью. Сталкиваясь с недетскими проблемами, он может уйти в себя, замкнуться или, наоборот, проявлять агрессию. Часто даже учителя не могут найти подход к таким детям. Психолог в этом случае оказывает помощь не только детям, но и педагогам, родителям.

Особенности профессии Педагог-психологУникальность и перспективность профессии

Главное качество педагога-психолога - доброжелательность и терпеливость. Чтобы вызвать доверие у детей, чтобы они раскрылись, психолог должен приложить много усилий, убеждения и терпения. Он должен искренне хотеть помочь ребенку, не только слушать его, но и слышать. Гуманитарный склад мышления, аналитический ум помогут психологу придумать и организовать игру, вовлечь в нее всех ребят, сделать правильные выводы.

"Подводные камни" профессии Педагог-психологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Хотя психолог почти все свое время работает с детьми и многому у них учится, главной его проблемой являются не они, а родители, вернее, «трудные» родители, которые злоупотребляют алкоголем, не обращают внимания на детей, не заботятся о них, а бывает, и бьют их. Повлиять на них бывает невозможно, иногда приходится через государственные органы лишать их родительских прав.

Где и как получить профессию Педагог-психологГде обучают профессии?

Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Часто профессию педагога-психолога получают учителя, проходя соответствующее обучение в институтах переподготовки кадров.

Моя профессия педагог-психолог

(тематический классный час

с выпускниками Подосиновской средней школы

в рамках курса по профориентации)

Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
Л.Н. Толстой

Ф.И.О. Колесникова Светлана Валерьевна.

Место работы МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец.

Должности: инструктор по физической культуре и педагог-психолог.


Каждый из вас задаёт себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще… Есть такое высказывание: "Учатся только у тех, кого любят, любят тех, у кого испытывают успех!" Вот и я была влюблена в свою первую воспитательницу. И в дальнейшем уже не задумывалась кем мне стать – конечно же, воспитателем в д/с.

После окончания школы в 1994 году я поступила в Слободское педагогическое училище на воспитателя в дошкольных учреждениях и получила профессию воспитатель логопедической группы в детском саду. После его окончания, уже работая в д/с «Подснежник», решила не останавливаться на достигнутом и продолжила своё обучение заочно в ВГГУ г. Кирове на факультете дошкольная педагогика и психология. Имею квалификацию по диплому преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог дошкольного образования. Приобретённая профессия дала мне возможность работать педагогом-психологом в д/с. Так как на должности педагога-психолога в образовательных учреждениях могут работать специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие специальную подготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования. Педагог-психолог – это практический психолог, работающий в системе образования.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба.

Как показывает практика, многие представляют себе профессиональную деятельность психологов весьма приблизительно, основываясь на мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

интересная творческая работа

возможность принимать участие в решении реальных проблем людей

необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим - возможность личностного роста

возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни

познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

душевная усталость, эмоциональное выгорание

сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет

переживание проблем клиента как своих собственных

Место работы

психологические центры

частные компании по психологическому консультированию

образовательные и медицинские учреждения

коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля

телефоны доверия

Важные качества

высокий общий и эмоциональный интеллект

умение внимательно слушать и слышать человека

терпимость

умение сопереживать и успокоить

тактичность

ответственность

наблюдательность

эмоциональная устойчивость

оптимизм и уверенность в своих силах

креативность

Оплата труда

Зарплата психолога зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Известные психологи

Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.

Интересные факты

Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

О психологах с юмором

Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!

Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!

Психолог как настоящий друг - это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

Я педагог-психолог в детском саду. По мнению выдающегося отечественного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера, психолог в детском саду - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основная моя цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это - охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Я помогаю воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Основные направления деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотрены «Положением о психологической службе образования»:

- Психологическое просвещение

Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам;

- Психологическая профилактика

Цель: формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;

- Психологическая диагностика

Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка; определить причины нарушений в воспитании и обучении;

Психологическая диагностика проводится в течение всего учебного года. Если результаты контроля воспитателей над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад показывают, что малыш «не справляется», в соответствии с возрастом, то провожу дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, направляю родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также в течение года изучаю отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики провожу и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. С помощью специальных тестов выявляю причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребёнок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.

- Развивающая и психокоррекционная работа

Цель: активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка;

Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью в детском саду планирую и провожу с ребенком коррекционные занятия. Предварительно обязательно ставя в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий. Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.

Специфика моей работы такова, что я должна владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.

Каждый новый учебный год выбираю для себя направление, на которое в течение года буду делать основной акцент.

Например, мне наиболее актуальной представляется тема социализации. Эту задачу я осуществляю через программу Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!», направленную на формирование социальных компетентностей детей 4 – 6 лет. В занятия включаю доступные и интересные для дошкольников формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности, использую сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется дальнейшее развитие, успешная адаптация. «Отработав» это направление, я могу взять новое, а может, продолжу и дальше накапливать опыт по данной теме.

Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

- Психологическое консультирование

Цель: оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - провожу в течение года по темам, которые актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации для воспитателей. На них, как правило, обращаю внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.

Наиболее частыми темами обращений являются: адаптация к детскому саду; возрастные кризисы детей; тревожность и страхи дошкольников; агрессивность и непослушание детей; подготовка к школе (психологическая, интеллектуальная); и многие другие.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в детском саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с детсадовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Я могу только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту.

Моя работа требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Нужно постоянно развиваться! Практические психологи могут повысить свою квалификацию, пройдя аттестацию на соответствующую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов ОУ района.

Современному специалисту–психологу - практику - следует постоянно следить за новыми изданиями и публикациями, самому предлагать свои материалы в «цеховые» журналы и газеты, выносить свои идеи и полученные результаты на обсуждение коллег.

Журналы, ориентированные на практического психолога:

«Журнал практического психолога» (индекс 71808 по каталогу «Роспечать»)

«Психолог в детском саду» (индекс 81927 по каталогу «Роспечать»)

«Психология и школа» (индекс 81928 по каталогу «Роспечать»)

«Психологическая диагностика» (индекс 82159 по каталогу «Роспечать»)

«Журнал практической психологии и психоанализа»

«Московский психотерапевтический журнал»

«Психология на каждый день»

«Школьный психолог» (газета)

Современный психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии.

Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, сейчас можно в рамках курсовой подготовки в ИРО г. Кирова.

Конечно же, нельзя обойти владение компьютерными технологиями. У меня есть своя страничка в сети работников образования.

Ну что ж, на этом, вероятно, можно поставить многоточие. Думаю, этот разговор был для Вас интересным, позволил прикоснуться к моему миру, психологической профессии. Всегда буду, рада пообщаться ещё, выслушать ваши вопросы, за что заранее выражаю признательность.

Не чудотворец, не атлет,

Не жизненных задач решебник,

И он не супер - человек.

Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб,

Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышление, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Тебя от бед предостеречь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,

За вас не сотворит ее,

Советом в жизни помогая,

За вас ее не проживет.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

/Орехова Т.В./


Для того чтобы стать профессиональным психологом, необходимо иметь высшее образование по специальности «Психолог» или смежным с ней специальностям («Педагог-психолог», «Преподаватель психологии» и др.). Среднее специальное образование, полученное в педагогическом колледже, не дает права для самостоятельной психологической практики. Такие специалисты (как и бакалавры психологии) могут работать под руководством дипломированных психологов, выполняя лишь некоторые виды работ.

Данное требование связано, с одной стороны, со сложностью и многогранностью работы психологов при диагностике и консультировании. Для применения некоторых диагностических методов и методик (например, проективных) недостаточно даже высшего образования. К примеру, в США и странах Западной Европы для применения определенных тестов необходима соответствующая лицензия, получить которую можно, лишь пройдя длительную стажировку в специальных центрах. Кроме диагностики, для которой необходимо доскональное знание различных методов и методик, педагог-психолог проводит консультации. Консультирование, основанное на отдельных теоретических концепциях, например, гештальт-психологии, экзистенциальной психологии, нейролингвистическом программировании и др., также требует дополнительного обучения и получения соответствующего сертификата. Для успешного консультирования необходимы не только знание методов и приемов работы, но и высокий уровень общего и профессионального развития специалиста. Найти общий язык с детьми, говорить на интересующие их темы, быть авторитетом для детей, достигать запланированного эффекта - это далеко не полный перечень навыков, необходимых для эффективной работы.

С другой стороны, это требование связано с ответственностью, налагаемой на специалиста, поскольку заключения, которые он делает в ходе работы, касаются важнейших сторон человеческой личности и влияют на ее развитие.

В связи со сложностью этой профессии ее нельзя получить, обучаясь заочно. Возможна лишь очная или очно-заочная форма.

Дальнейшее обучение или специализация в отдельных областях психологии возможны в специальных центрах (например, центр «Иматон» в Санкт-Петербурге) у профессионалов, имеющих соответствующую лицензию. Для научной или педагогической деятельности в высшей школе возможно поступление в аспирантуру с последующим написанием и защитой диссертации.

В век стремительно развивающихся технологий, есть вещи, которые остаются неизменными и самое главное - это стремление человека познать себя, свою сущность через призму взаимоотношений. Профессия психолог помогает разобраться и понять многие психические механизмы, паттерны и взглянуть на себя и других людей как в чем-то схожих, так и уникальных.

Кто такой психолог?

Многие люди путают психолога с психиатром, да в этих профессиях есть общие объединяющие моменты, но и различий существенно много. Профессия психолог это – помогающая специальность, относящаяся к разряду: «человек – человек». Психолог – эксперт, разбирающийся в тонких механизмах человеческой души, во взаимоотношениях и особенностях психотипа (разного вида классификаций), присущих каждому человеку. В рамках своей специальности, психолог – это тот, кто:

  • внимательно и активно слушает;
  • уточняет, перефразирует;
  • задает направляющие вопросы;
  • помогает выявить из «хаоса» проблем самую важную приоритетную задачу, с которой надо поработать;
  • использует в своем арсенале специальные техники и методики, соответствующие текущей задаче и запросу клиента.

Что нужно, чтобы работать психологом?

Профессия психолог, как и любая другая специальность имеет ряд требований и особенностей к человеку, который хочет стать экспертом в какой-либо области психологии. Существуют следующие критерии:

  1. Высшее психологическое образование в ВУЗе, специализирующемся на подготовке психологов.
  2. Повышение квалификации каждые пять лет - это обязательное условие, но многие психологи ценящие свою специальность, учатся постоянно.
  3. Прохождение личной терапии и обучение тому, как работать с психологом другому психологу. Для этого существуют интервизии и супервизии. Психолог тоже человек, периодически нуждающийся во взгляде со стороны другого эксперта. Второй момент, бывают сложные случаи в практике, когда коллегиальная помощь помогает увидеть с чем надо поработать, чтобы выйти из кризиса.
  4. Начинающему психологу желательно наработать опыт в течение 1 – 3 лет в государственных учреждениях.
  5. Психологи с большим опытом стремятся к самостоятельной практике, на этом этапе важно получить лицензию и открыть свое дело.

Востребована ли профессия психолога?

Врачеватели человеческих душ – так называют психологов. Востребованность профессии психолог всегда актуальна. Современное время с его перенасыщенностью информации и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности, на которые влияют: государство и предпринимаемые им законы, политическая обстановка в стране и во всем мире, СМИ с постоянно тревожными новостями – все это накладывает отпечаток на мышление и . В условиях стресса, друзья и близкие не всегда могут помочь, а профессиональная помощь способна дать «второе дыхание» человеку.


Психолог - характеристика профессии

Существует распространенное заблуждение, что психолог – это тот, кто раздает советы. И приходя на консультацию, человек ждет, что ему расскажут, как надо жить, дадут много подсказок и жизнь поменяется, как по мановению волшебной палочки. Это далеко не так. Профессиональный психолог, к разочарованию многих людей, не дает советов. В чем же тогда заключается профессия психолога? В профессиональном подходе к проблеме клиента. Характеристика профессии психолог предполагает, что личность психолога - это самый главный инструмент успешной терапии.

Качества, которыми должен обладать профессионал:

  • цельность;
  • умение мотивировать себя и других;
  • любовь к своей профессии и к людям;
  • профессиональное чутье и интуиция;
  • умение экспериментировать;
  • эмпатия;
  • хорошо развитые образное и ;
  • умение сохранять конфиденциальность;
  • сострадание;
  • честность в эмоциях, действиях;
  • разностороннее развитие;
  • рефлексия;
  • безоценочное принятие;
  • проработанность тех сфер, в рамках которых проводится консультирование;
  • умение работать с контрпереносами;
  • честное признание своей некомпетентности в некоторых вопросах.

Психолог - разновидности профессии

Профессия психолог, при всей многочисленности ответвлений имеет 3 официально-признанных подхода в деятельности. Психолог - направления профессии:

  1. Педагогическая деятельность (теоретическая) – направлена на осуществление передачи знаний о психологической науке (профессия педагог-психолог самая востребованная в образовательных учреждениях)
  2. Научно-исследовательская - проведение экспериментов, анализ, обобщение данных, статистика психологических явлений, динамика процессов и их обоснованность. Написание трудов, диссертаций по психологии
  3. Практическая деятельность включает в себя:
  • индивидуальное консультирование – как средство помощи людям, оказавшимся в затруднительных для них психологических ситуациях;
  • групповые тренинги;
  • составление психологического портрета, экспертизы.

Профессия психолог - плюсы и минусы

Человек, выбравший для себя эту специальность должен изучить основы профессии психолог и выработать понимание, что кроме положительных аспектов, у профессии есть и «темные» стороны, часто непредсказуемо всплывающие в разных ситуациях. Сознательный выбор в пользу психологии предполагает принятие негативных моментов, с которыми придется столкнуться, и знание как это преодолеть, чтобы профессия приносила моральное удовлетворение.

Плюсы профессии психолога

В психологию, в основном идут люди стремящиеся к самопознанию. Бывает и так, что человек принял решение избавиться от застарелых травм и комплексов и затем помочь в этом другим. Плюсы и достоинства профессии психолог:


Опасности профессии психолога

Работать психологом - это не всегда позитивная отдача, и стойкий положительный результат. Работа в государственных учреждениях с социальной направленностью на неблагополучные семьи, служба в хосписах, детских домах – очень специфична, требует огромной самоотдачи и видение своей деятельности как миссии, но даже это не спасает от , которое наступает быстрее, чем в других профессиях. Другие минусы специальности:

  • не всем можно помочь;
  • психологи, работающие в службе доверия, часто сталкиваются с суицидом и попытки помощи не всегда увенчиваются успехом;
  • жизнь и проблемы других людей начинают захватывать больше, чем собственные;
  • депрессия, одно из частых состояний психолога, который так и не научился дистанцироваться и пропускает все через себя;
  • манипулятивные техники рождают чувство власти и превосходства над людьми.

Где может работать психолог?

Актуальность профессии психолог, на сегодняшний день, признается государственными и частными учреждениями. Работодатели заинтересованы в высококвалифицированных сотрудниках, а люди, обращающиеся в психологические центры, нуждаются в помощи специалистов. Кем может работать психолог при всей многогранности профессии, ведь прикладных сфер для реализации много - выбор зависит от стремления сделать карьеру в определенном направлении.

Сфера здравоохранения:

  • медицинский психолог;
  • клинический психолог;
  • психолог судебной медицины;
  • психоаналитик;
  • консультант телефона доверия.

Система образования:

  • педагог-психолог дошкольных учреждений;
  • школьный психолог;
  • методист;
  • дефектолог;
  • социальный педагог.