Крупные морские порты и аэропорты зарубежной европы. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург. главный морской порт зарубежной европы

Я полистал список крупнейших портов по сведениям Американской ассоциации портовых властей и выяснил, что к категории мировых портов относятся следующие порты Зарубежной Европы из представленного перечня: Роттердам (Нидерланды), Гамбург (Германия), Марсель (Франция), Констанца (Румыния), Лондон (Великобритания), Барселона (Испания), Гданьск (Польша).

Порт Роттердама

Данный порт не только в Европе примечателен своими размерами и объёмами перевозок, но и во всём мире. Он справедливо восседает на 6-м месте вышеупомянутого списка самых-самых, уступив китайским и сингапурскому портам. Не стану нагонять скуку, перечисляя в цифрах доказательства, что порт действительно заслужил звание мирового, но укажу, что порт занимает территорию площадью 105 км²! Да это же половина Рязани! В свой комплекс порт включает Европорт, гавани Ньив-Матенессе, Ботлек, Делфсхавен, Ваалхавен, Эмхавен, объединяет Маасхавен, Рейнхавен и Фейеноор.


Порт Лондона

Занимая 92-е место в рейтинге мировых портов, английский порт примечателен историей, поскольку существует с I века. Порт подстраивался под сменяющие друг друга условия, развиваясь и расширяясь. И пусть в родной Великобритании порт Лондона не самый крупный, но он остаётся главным. Через него проходит порядка 50% всего объёма импорта государства и приблизительно 25% экспорта.


Порт Констанца

Если честно, я не слышал про этот порт до этого дня, а, между прочим, он занимает в Европе 4-е место. Да и в списке мировых портов он восседает на позиции выше и порта Лондона, и Барселоны, и Гданьска. Порт Констанца технически развит - есть специализированные терминалы для:

  • угля;
  • руды;
  • химических продуктов;
  • нефти и нефтепродуктов;
  • цемента и, в целом, стройматериалов;
  • химических удобрений;
  • зерновых;
  • масла;
  • замороженных продуктов;
  • мелассы.

Занимает порт 3600 га, где сосредоточено 133 причала.


Порт Барселона

Порт не из молоденьких - возраст порядка 2000 лет. Площадь он занимает достаточно скромную (7,86 км²), но это не препятствует осуществлению большого количества грузовых и пассажирских перевозок на побережье Средиземного моря.


Региональная транспортная система относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения различных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы.

Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.

По дальности перевозок Зарубежная Европа уступает и России, зато по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности движения стоит далеко впереди.

Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: - Париж - Стокгольм, Лондон — — Вена — Белград — Стамбул и др.).
Железнодорожный транспорт в Западной Европе сокращается, а в Восточной Европе остается основным видом, занимающим по объему перевозок первое место в регионе.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид - Париж — Берлин — (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - — Белград — София — Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины.

Речной транспорт региона хорошо развит благодаря наличию водных путей, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тонн грузов в год. Недавно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн — Майн – Дунай.

Международное значение имеют морской транспорт. Во многих странах Европы доля в грузообороте очень велика. Например, во , она составляет – 4/5, а в – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие этот вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет около 300 млн. т в год является крупнейшим портом мира. Крупные порты Европы по существу превратились сейчас в единые портово-промышленные комплексы.

Также в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью 17 тыс км. Каждый коридор будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – также и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск — Москва и Хельсинки — – Москва – Киев – Кишинев — .

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма неизменно выступают

Подробное решение тема Тема 6 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 233).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также табл. 2 в «Приложениях».

Монархии в Европе сохранились больше в роли важной части культуры. Современные монархи Европы обладают ограниченной властью или просто выполняют церемониальную роль.

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

Задание 4. Используя рис. 44, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рис. 44 столько сведений, сколько возможно.

По уровню иммиграции (люди, приезжающие в страну) среди стран региона особенно выделяется Великобритания, Франция, Германия. Количество иностранных рабочих там превышает 6 млн чел, а Германии достигает 10 млн чел. Основные иммиграционные потоки идут из стран Балканского полуострова, Восточной Европы, стран Африки и Азии. Одновременно с этим наблюдается миграция населения и внутри самой Европы. Например, миграция с целью трудоустройства из менее экономически развитых стран Европы (Балканы, Испания, Италия) в более развитые, прежде всего в Великобританию.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Практически все народы, проживающие на территории Европы относятся к индоевропейской семье. Уральская семье представлена на территории Европы только финнами и эстонцами.

Задание 6. Используя рис. 45 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП. Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях; 2) в устьях рек; 3) вдали от морей, но на судоходных реках; 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В Белоруссии, Испании, Польше.

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 22-27 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, установите их распределение по странам. По рисункам 21-26 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности Европы. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции рассматриваемого региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение ориентируются прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру и более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), «Вольво» (Швеция). Важной чертой машиностроения зарубежной Европы является активное проникновение в него капиталов других стран, прежде всего США и Японии. Нефть и природный газ поступают в Европу из стран Персидского залива (крупнейшие потоки поставок), Венесуэлы. Железная руда поставляется из Бразилии, Индии, Австралии, Канады.

Задание 8. Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны; 2) железорудные бассейны; 3) грузопотоки каменного угля и железной руды (в том числе морские).

Примеры ориентации центров черной металлургии на: 1) запасы каменного угля (Рур в Германии, Донбасс в Украине); 2) месторождения железной руды (Лотарингия во Франции, Урал в России); 3) на пересечении потоков угля и руды (Таранто в Италии).

Задание 9. С помощью рис. 49 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Для среднеевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство в данном типе не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского тип с/х, наоборот, характерно преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но также значительные территории заняты фруктовыми плантациями (плантации цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур).

Задание 10. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Транспортные сети отдельных стран могут быть радиальной (одноцентровой) конфигурации (Франция) или многоцентровой (ФРГ).

Задание 11. Используя планы центральных частей Лондона или Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях. Почему они стали крупными центрами туризма?

В центре Лондона расположено множество достопримечательностей. Самым известным символом Лондона является часовая башня Вестминстерского дворца, которая известна больше как Биг-Бен. В самом Вестминстерском дворце проходят заседания палаты лордов и палаты общин. Недалеко от аббатства расположена резиденция Ее Величества королевы – Букингемский дворец. Смена караула у Букингемского дворца является одной из самых узнаваемых церемоний в мире. Важной туристической достопримечательностью является Трафальгарская площадь, которая также является и географическим центром Лондона. В центре Трафальгарской площади возвышается колонна в честь адмирала Горацио Нельсона. Так же на Трафальгарской площади в углах располагаются постаменты, три из которых постоянные, а четвертый постамент - является площадкой для современных художников. Над Трафальгарской площадью возвышаются еще две достопримечательности Лондона - это Лондонская Национальная и Портретная Галереи. Так же одна из главнейших достопримечательностей то Лондонский глаз – знаменитое колесо обозрение в центре Лондона. Располагается Лондонский глаз в пяти минутах ходьбы от Биг Бена. В центре Лондона располагается Лондонский Тауэр и рядом с ним Тауэрский мост. Тауэр является самым старым сооружением Лондона и в нем хранятся Сокровища Британской Короны. А Тауэрский мост – это единственный разводной мост через Темзу в Лондоне.

Лондон как и Париж являются старейшими городами Европы, ее культурными центрами.

Задание 12. Составьте проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвящённых знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.

Страны Европы обладают большим количеством достопримечательностей, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для ознакомления с ними можно составить 2 маршрута, один будет проходить по Северной Европе, некоторым странам Центральной Европы и Великобритании. Второй маршрут пройдет по странам Центральной Европы.

1 маршрут (основные пункты):

Крепость Суоменлинна (Хельсинки, Финлядия) - королевская резиденция Дротнингхольм (Стокгольм, Швеция) - Гейрангер-фьорд (Норвегия) - старая верфь Бергена (Норвегия) - Замок Кронборг (Дания) - Рунные камни в Еллинге (Дания) - Ветряные мельницы в районе Киндердейк-Элсхаут (Роттердам, Нидерланды) - Дом Шрёдер (Утрехт, нидерланды) - Концентрические каналы XVII века в квартале Сингелграхт (Амстердам, Нидерланды) - Исторический центр города Брюгге (Бельгия) - Площадь Гран-Плас в Брюсселе (Бельгия) - Неолитические каменоломни в районе Спьенн (Монс, Бельгия) - Мегалитические памятники Стоунхендж (Великобритания) - Вестминстерский дворец, Вестминстерское аббатство (Великобритания) - Лондонский Тауэр (Великобритания)

2 маршрут (основные пункты):

Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже (Белоруссия) - Мирский замок (Белоруссия) - Беловежская пуща (Белоруссия) - Исторический центр Варшавы (Польша) - Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша) - Королевские соляные шахты в Величке и Бохне (Величка, Польша)- Исторический центр Кракова (Польша) - Исторический центр Праги (Чехия) - Колонна Св. Троицы в городе Оломоуц (Оломоуц, Чехия) - Ахенский собор (Ахен, Германия) - Кёльнский собор (Кёльн, Германия) - Шпайерский собор (Шпайер, Германия) - Кафедральный собор Св. Марии и церковь Св. Михаила в городе Хильдесхайм (Германия) - Дворцы и парки Потсдама и Берлина (Германия)

Задание 13. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие - к новым?

Рур – один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы. В Рурском промышленном районе сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. К новым отраслям, получившим развитие в это регионе, относят приборостроение, электротехнику, электронику. Наиболее крупными промышленными центрами региона являются Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Бохум.

Задание 14. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 217-219, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

При подготовке сообщения можно использовать ответы на задание 1 и 15 данной темы.

Федеративная Республика Германия - государство в Центральной Европе. Площадь территории - 357 408,74 км². Численность населения 82 млн. чел. По государственному устройству является федеративным государством. Германия - развитая страна с очень высоким уровнем жизни.

Уровень урбанизации страны 74 %. Крупнейшими городами являются: Берлин (столица с населением 3,5 млн чел), Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне. В этническом составе населения преобладают немцы (92 %).

Германия не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Исключение составляет только уголь, добываемый на территории Рурского бассейна. Однако на сегодняшний день данные ресурсы ограничены или истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. Поэтому экономика страны сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Основу экономики (от 70 % до 78 %) составляют услуги, 23-28 % - производство. Агросектор составляет 0,5-1,5 % ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны.

Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство - основная отрасль животноводства в Германии. Второе место по значению занимает свиноводство.

Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку».

Задание 15. Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору).

Задание 16. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и социальной географии этой страны.

Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ - это расположение на перекрёстке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям.

По форме правления ФРГ является парламентской республикой, а по форме административно-территориального устройства федеративным государством.

По общему объёму ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии и Японии, а по показателю ВВП из расчёта на душу населения входит в первую десятку ведущих стран мира.

Структура экономики свидетельствует о том, что страна находится на постиндустриальной стадии развития.

По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвёртое место в мире.

Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, а также тяготеет к крупным городам и агломерациям. Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «фольксваген» и «мерседес» (ФРГ).

В стране развитая черная и цветная металлургия. С отраслевой структуре цветной промышленности выделяется медная промышленность.

Транспортная сеть ФРГ относится к многоцентровой.

Сельское хозяйство ФРГ отличается высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для отрасли характерно преобладание животноводства. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Растениеводство почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла.

Международной специализацией ФРГ является экспорт автомобилей, станков, промышленного оборудования, изделий электротехники и электроники, морских судов, химикатов и изделий легкой промышленности.

Задание 17. Работа в тетради

17.1. Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории; 2) численность населения; 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

По величине территории

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны средние по площади. Одновременно с этим в Европе есть ряд карликовых государств. В Европе находится часть самой большой по площади страны – России (ее европейская часть).

По численности населения

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны с населением от 3 до 20 млн человек. Также среди стран Европы есть страны с населением более 20 млн человек, так и менее 1 млн.

По уровню урбанизации

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что практически все страны Европы являются высокоурбанизированными. Странами с процентом урбанизации выше 80% являются карликовые государства и самые экономически развитые страны Европы. Также сюда относится Исландия, высокая урбанизация которой вызвана влиянием климата. Более низкий уровень урбанизации характерен для стран Восточной Европы и стран Балканского полуострова.

17.3. Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 6, определите, какие страны региона входят в первую десятку стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

17.4. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, опишите своё виртуальное путешествие по Дунаю от его истоков до устья.

Дунай - вторая по протяжённости река в Европе (после Волги). Часто Дунай называют «интернациональной» рекой, так как она протекает по территории 10 государств: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии. Главная особенность Дуная - желтовато-коричневый цвет его воды, который придают Дунаю взвешенные частицы илистых грунтов, смываемых с прибрежной поверхности. Поэтому Дунай считается самой мутной среди крупнейших рек Европы. Дунай берет свое начало в горах Шварцвальда на территории Германии. Территории водного бассейна, охватываемого Дунаем на всей своей протяженности, имеют самый разнообразный ландшафт. Это и высокогорные области с ледниками, горные хребты средней высоты, покрытые лесными массивами. Встречаются карстовые плоскогорья, лишенные всякой растительности, невысокие горные плато с речными долинами, а также лесные и степные равнины. В нижнем течении Дунай разветвляется, и образует обширную дельту, прорезанную густой сетью проток.

17.5. Подготовьте устное сообщение об одном из микрогосударств Западной Европы.

Сан-Марино - одно из самых маленьких государств в мире. Находится в Южной Европе, со всех сторон окружено территорией Италии. Сан-Марино является старейшим государством Европы. Его площадь составляет всего 60,57 км². Страна полностью располагается на юго-западном склоне горного массива Монте-Титано, возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.Столице государства является одноименная столица – Сан-Марино, в которой сосредоточена большая часть всех достопримечательностей. Визитной карточкой, а также главной достопримечательностью Сан-Марино (как города, так и всей страны) считается средневековый комплекс «Три башни Сан-Марино», расположенный на трех вершинах горы Монте-Титано. В столице много разнообразных музеев. Несмотря на свои крошечные размеры, Сан-Марино является одним из самых популярных туристических направлений в Европе.

17.6. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

При составлении карт по данной теме использовались следующие методы:

Метод картодиаграмм, при помощи которого можно проследить структуру промышленности;

Знаки движения, которые используют для показа пространственных перемещений каких-либо социальных, природных или экономических явлений (например транспортные пути, миграцию населения и пр.);

Метод значков (отражение объема производства по странам);

Метод качественного и количественного фона.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

Ответ: Норвегия, Великобритания, Швеция, Испания.

2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Сербия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ФРГ?

Ответ: Из перечисленных Дунайский водный пусть используют для выхода к морю Венгрия и Сербия, так как у них нет выхода к морю и река Дунай играет важную транспортную роль. Помимо этого из перечисленных стран Дунай протекает по территории Хорватии, Румынии и ФРГ, однако эти страны имеют открытый выход к морю, поэтому Дунайский водный путь имеет меньшее значение, чем для других стран.

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, Гданьск, Констанца?

Ответ: Роттердам, Гамбург, Марсель, Констанца (ежегодно перегружают более 50 млн т грузов)

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Ответ: Лондонский, Парижский. Южно-Германский (современные высокоразвитые регионы).

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского города?

В центре такого (западноевропейского) города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами и зданиями. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.

2. В чём заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из других стран (России). В Восточной Европе, в отличии от стран Западной Европы, частично сохранилась ориентация на уголь как источник энергии (Польша, Чехия). На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС региона.

3. В чём основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?

В северной части региона распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные. В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше.

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она уступает системам США и России. Но по обеспеченности транспортной сетью занимает первое место в мире. Для нее характерна высокая густота движения, большое значение международных и транзитных перевозок. Автомобильный транспорт играет главную роль в перевозках пассажиров и грузов.

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

Ответ: Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Черногория, Швейцария.

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?

Ответ: Наибольшая плотность населения характерна для Монако (более 10000 чел/км2). Также высокая плотность характерна для Мальты, Сан-Марино, Нидерландов и Бельгии.

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское море водным путём, не огибая полуостров Ютландия?

Ответ: Можно воспользоваться Кильским каналом, который соединяет Балтийское и Северное моря. Он проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.

4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах; 2) в городах-портах; 3) в угольных бассейнах?

Для промышленных районов сформировавшихся в столичных регионах характерно машиностроение, электроника, пищевая промышленность. В городах-портах: судостроение и судоремонт, пищевая промышленность (переработка рыбы и импортирующихся продуктов). В угольных бассейнах развита черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

5. Какие металлургические комбинаты работают на импортном сырье и топливе?

На импортном сырье и топливе работают комбинаты расположенные в прибрежных регионах, портах. Такие комбинаты встречаются в Италии (г. Таранто), в ФРГ, Франции, Великобритании.

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

Для Европы характерно «старение наций», когда доля населения пожилого возраста увеличивается и резко сокращается доля людей молодого и трудоспособного возраста. При наложении на это еще низких показателей рождаемости становится ясна демографическая проблема Европы, которая приводит к нехватке трудовых ресурсов. В связи с этим страны Европы некоторое время проводили политику привлечения иммигрантов, которые были заинтересованы в переезде в более высокоразвитые страны с высоким уровнем жизни. Однако эта ситуация кардинально изменилась в 2015 году, когда возник очередной Европейски миграционный кризис. В результате увеличение числа воин на Ближнем Востоке и в Сирии, а также демографического взрыва в Африке, резко увеличилась доля беженцев из этих регионов. Всего в Европу за это время (2015-2016 гг) прибыло более 1,5 млн мигрантов.

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

Эти города (Париж и Лондон) являются старейшими политическими и промышленными центрами как стран, так и Европы в целом. Именно это объясняет перевес данных столичных агломераций над другими городами внутри своих стран. В случае с ФРГ и Италией, их современные столицы не всегда являлись политическими центрами сран. Так Рим стал современной столицей Италии только в 1870 г, и даже после этого, во время Второй Мировой войны, столица переносилась из Рима в другие города.

3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции - на сельское хозяйство?

Страны Южной Европы обладают более благоприятными агроклиматическими ресурсами в сравнении с странами Центральной и Северной Европы. Это позволяет активно развивать сельское хозяйство, значительная часть его продукции уходит на экспорт и является международной специализацией стран. В странах Центральной и Северной Европы находятся значительные запасы минеральных ресурсов, что позволяет им развить промышленность.

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и добычу нефти в Северном море, хотя её себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?

Нефть Ближнего и Среднего Востока несмотря на низкую себестоимость требует затрат на доставку этой нефти в регион. Одновременно с этим многие страны проводят политику энергетической безопасности, в ходе которой производят закупку энергоресурсов (в том числе нефти) у различных стран, чтобы снизить зависимость энергетической безопасности страны от политических и экономических вопросов. Также в ходе данной политики проводится разработка и добыча нефти на своей территории.

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?

Сельскохозяйственные угодья в Норвегии занимают 3% от площади страны, что является следствием климатических (малоплодородные почвы) и орографических особенностей территории страны. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, сильно расчлененные фьордами и прорезанные глубокими долинами. Одновременно с эти страна имеет протяженную береговую линию и с 3-ех сторон омывается морями. В связи с чем развито рыболовство.

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

Рейн – это крупнейшая река Западной Европы, которая протекает по территории таких стран как Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды. Все эти страны входят в число высокоразвитых стран мира. Также река судоходна на протяжении 952 км (до города Базель и по Боденскому озеру), что в совокупности с климатическими условиями региона (Рейн не замерзает в течении года), позволяет ей быть важнейшей транспортной артерией региона. Вдоль Рейна располагаются крупные города, характеризующиеся высоким уровнем развития промышленности.

7. Почему именно Европа была и остаётся главным районом международного туризма?

Этот регион имеет богатую историю и культурное наследие, которое представлено архитектурными достопримечательностями, музеями и пр. Также регион имеет разнообразные рекреационные ресурсы: горы, морское побережье, обширные равнины. Все это в сововкупности привлекает туристов в этот регион.

8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

В старопромышленных регионах основным энергоресурсом выступал уголь. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается большое количество твердых частиц и углекислого газа. Наличие угля притягивает черную металлургию и машиностроение, что также влияет на состояние окружающей среды. Все эти проблемы приумножаются в результате длительного существования этих районов, на протяжении которого там ведется хозяйственная деятельность человека.

Укажите:

1. В каких из перечисленных ниже стран население говорит на языках германской группы индоевропейской семьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?

Ответ: Австрия, ФРГ, Великобритания.

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария?

Ответ: Наибольший приток иммигрантов характерен для Италии, ФРГ и Франции.

3. Какие из приведённых ниже утверждений правильны для следующих стран?

Ответ: Утверждение 1 верно для Польши, Венгрии, ФРГ, Италии.

Утверждение 2 верно для Франции, Финляндии.

Утверждение 3 верно для Швейцарии.

Утверждение 4 верно для Польши, Венгрии, Франции, Финляндии, Италии.

Утверждение 5 верно для ФРГ, Швейцарии.

Можете ли вы:

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы: 1) только с ФРГ; 2) только с Испанией; 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией?

Ответ: 1 - Дания и Нидерланды; 2 – Португалия; 3 - Австрия.

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?

Ответ: Монако, Ватикан.

5. Из приведённого ниже перечня исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

Ответ: однонациональные страны – Норвегия, Португалия, ФРГ.

Выберите правильный ответ:

1. Франция граничит с: а) тремя странами; б) пятью странами; в) шестью странами.

Ответ: Франция граничит с 7 странами: Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Испания, Андорра.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.

Ответ: Парижская агломерация.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

Ответ: Стокгольм, Копенгаген, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.

Ответ: В Европе больше всего нефти добывает Норвегия (в мировом рейтинге 13 место по состоянию на 2016 г по данным ОПЕК).

Узнайте страну:

1. Островная страна Западной Европы, в прошлом отличавшаяся массовой эмиграцией в США. Член Европейского союза. Специализируется на молочном животноводстве.

Ответ: Ирландия.

2. Страна, расположенная на полуострове в Северной Европе. Является конституционной монархией. Специализируется на машиностроении, производстве чёрных металлов, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Ответ: Швеция.

3. Страна, представляющая собой конфедерацию 26 самостоятельных административных единиц, население которой говорит на четырёх государственных языках.

Ответ: Швейцария.

В наше время Европа, является лидером по общему количеству портов (от малых до огромных). Так как ее омывает 9 морей и Атлантический, Северно-Ледовитый океаны. В настоящее время насчитывается более девятисот морских портов.

Большим плюсом любого порта является его грузооборот. Маленькие могут за год переработать всего лишь 1 миллион тонн, а крупные, на которые уже стоит обратить внимание, перерабатывают более 40 миллионов тонн. Им дают название самые большие порты, потому что они играют огромную роль в мировом хозяйстве.

Самым крупным морским портом в Европе и мире является рыболовная бухта Роттердам.

Небольшая часть из истории мирового порта

Возведен на берегу северного океана в Нидерландах. Это был маленький рыбацкий поселок, в котором процветала рыболовство. Обычные рыбаки меняли свой улов на нужную группу товаров. Со временем в поселке начали появляться драгоценности и заморские фрукты, о существовании которых многие даже не знали. Ближе к 19 веку случились серьезные перемены, масштабно начали застраивать промышленными зданиями, шахтами и т.д. История этого поселка всегда тесно связана с морем, и теперь это самый крупный порт в Европе. В год он мог обслужить до 40 тысяч судов.

Во времена Второй мировой войны от города мало что осталось. Были разрушены дома и памятники. Люди с нуля своими силами восстанавливали и ставили на ноги свой город.

Сейчас порт Роттердам всеми узнаваемый в Нидерландах и во всей Европе

Информация о городе

Один из крупных городов Нидерландов, с огромным количеством людей, известен лучшими учебными заведениями, удивительными видами на реку и, конечно же, необычными постройками. Вот так из обычного поселка получился огромный мегаполис. Культура этого города развита, поэтому регулярно проводят гуляния с переодеваниями.

В Роттердаме есть один из масштабных аэропортов. Имеется 7 железнодорожных вокзалов, один из них является международным. Благодаря этому за несколько часов можно доехать в ближайшие страны мира. А вот велосипеды здесь не развиты, из-за современной постройки города. Здесь больше ценятся автобусы, метро и, конечно же, морское такси. Погода здесь умеренная, зимой не холодно, около +5 С, а летом не подымается выше 20 С. Большое количество осадков выпадает в осенне-зимний период.


Роттердам – первый город, в котором открыли метро, и уже насчитывается в районе 60 станций

Преимущества порта Роттердам

В городе Роттердам развито судостроение. Имеется огромный арсенал разнообразных яхт, буксиров, кораблей-такси (пользуется большим спросом), кораблей-маяков. Они поражают своим внешним видом и оригинальностью. Находится порт в самом сердце Нидерландов, занимается импортом и экспортом товаров и сырья. Что играет огромную роль в жизни данного порта.

Общая площадь этого порта составляет 105 квадратных километров, а длина 40 километров. Благодаря своим габаритам, он может обслуживать очень большие суда, что себе не могут позволить их многочисленные конкуренты.


Роттердам называют «немецким портом», так как он импортирует все необходимые товары в Германию

Достопримечательности

Одной из самых знаменитых достопримечательностей является высокая 185 метровая башня. На нее можно подняться с помощью лифта, а там открывается великолепная картина города. А еще выше находится 85-ти-метровая «Космическая башня». У нее прозрачные стены и люк в полу, спуститься можно на ней же, а можно с помощью альпинистских снаряжений. Она крутится вокруг своей оси, самая высокая точка ее – 185 метров.


В городе есть 19 мельниц, одна из них является музеем, а в 18 остальных все еще проживают предки мельников

Мост «Эрасмус» был построен в 1996 году, высотой 800 метров. Это самый тонкий разводной мост, который есть в мире. Ширина более 2 метров. Он сделан из стали никеля и хрома. Мост служит переходом от Роттердама к городу и Северному морю. Особый вид открывается ночью, когда включается его подсветка.

В 20 столетии Бломом – один из известных архитекторов, построил 3-х этажные здания. Они построены в виде кубов, которые соединяются в один мост вдоль улицы. У них прозрачные крыши, и прохожие могут наслаждаться видом.


В кубических домах находятся школы, рестораны и тд.

Другие крупные порты Европы

Роттердам самый крупный морской порт Европы, но не единственный. Ниже перечислены другие большие портовые города:

  • Антверпен (Бельгия). Второй в Европе, входит в двадцатку крупнейших портов мира. Суммарный грузооборот - около 200 млн т в год.
  • Гамбург (Германия). Протянулся на 100 км. Был образован в 1189 году. Грузооборот - более 138 млн т в год.
  • Новороссийск (Россия). Крупнейший в Краснодарском крае, рекордсмен в России по протяженности причальной линии, достигающей 8,3 км. Оборот морских грузоперевозок - более 117 млн т в год.
  • Амстердам (Нидерданды). Столица Нидерландов. Соединен с Северным морем Нордз-каналом. Грузооборот - более 78 млн т в год.
  • Марсель (Франция). Крупный портовый комплекс, включающий Восточный Марсель и несколько портов залива Фос. Грузооборот основного порта - 110 млн т в год, района Фос - более 73 млн т.
  • Приморск (Россия). Крупнейший в нашей стране нефтеналивной порт на Балтийском море. Грузоборот - более 64 млн т в год.
  • Альхесирас (Испания). Крупнейший на юге Испании, входит в десятку портом Европы с грузооборотом, превышающим 50 млн т в год.
  • Гавр (Франция). Первый в стране по перевозке пассажиров, второй - по перевозке грузов. Грузооборот превышает 50 млн т в год (в основном это нефть).
  • Бремен (Германия). Второй по величине после Гамбурга. Грузооборот - около 50 млн т в год.

Особенности географического положения и конфигурация территории зарубежной части Европы привели к тому, что на ее берегах возникли сотни больших, средних и малых портов. Они сыграли свою роль в ее истории и продолжают сохранять существенное значение в настоящем. В средние века такие порты формировались в основном в глубине речных эстуариев. В XIX–XX вв., по мере роста тоннажа судов и развития океанических торговых связей, стали быстрее расти те порты, которые располагались в приморской части эстуариев и на открытом побережье.

Морские порты зарубежной Европы давно уже стали средоточием таких функций морского хозяйства, как судоходство, судостроение, судоремонт, а также рыболовство. Наряду с этим в них развивалась и промышленность, но она не преобладала. Лишь в 1950-е гг. в регионе наметилась отчетливая тенденция к перемещению в приморские районы и центры промышленных производств, работающих на импортном сырье и ориентирующихся на экспорт своей продукции. Так возникла специфическая «портовая промышленность», которую представляли нефтепереработка и нефтехимия, черная и цветная металлургия, тепловая электроэнергетика. В дальнейшем, по мере развития контейнеризации и транспортирования генеральных грузов, в морских портах возникли перегрузочные пункты – терминалы, а в состав «портовой промышленности» вошли и предприятия некоторых отраслей, тесно связанных с новым этапом НТР. Все это привело к формированию портово-промышленных комплексов, в которых до 4 / 5 территории используется для промышленных и складских целей. Постепенно происходит все более четкое подразделение функций городского ядра и портовой части, которые вместе образуют, как иногда говорят, портовую агломерацию.

В работах С. Б. Шлихтера, С. С. Артоболевского, Б. Н. Зимина есть попытки классификации и типологии портово-промышленных комплексов. Среди них выделяются комплексы, перерабатывающие поступающее сырье и топливо, что называется, «у причала», и комплексы, распределяющие часть продукции по другим районам. В соответствии с размерами зоны тяготения (хинтерланда) выделяются сравнительно небольшие, локальные комплексы, например «алюминиевый берег» в Норвегии; комплексы, обслуживающие прилегающие районы, – например, Гавр – нижнюю Сену, Ливерпуль – Ланкашир; комплексы, которые служат морскими воротами для двух-трех-четырех стран, – например, Венеция – Триест для Италии, Хорватии, Словении и Австрии, наконец, особняком стоит крупнейший порт и портовый комплекс Европы – Роттердам, обслуживающий самый обширный хинтерланд, включающий в себя несколько стран.

Исторически в Западной Европе сформировались два главных морских и, соответственно, портовых фланга – северный и южный. К северному флангу относятся порты Балтийского, Северного морей, Ла-Манша, связи между которыми восходят еще ко времени Ганзейского союза. В большинстве своем они расположены в эстуариях и устьях рек и совмещают функции морских и речных портов, что обеспечивает хорошие связи с хинтерландом. Например, свыше половины грузов, составляющих морской грузооборот Роттердама, транспортируется к нему по рекам и каналам. С другой стороны, расположение на удалении от моря ограничивает доступ морских судов очень большого тоннажа. Например, Гамбург расположен в эстуарии Эльбы на расстоянии 110 км от Северного моря и доступен для судов дедвейтом до 65 тыс. т. Лондонский порт удален от моря на 80 км, Антверпенский – на 90 км. В таких случаях главные порты имеют еще аванпорты на побережье: Гамбург – Куксхафен, Амстердам – Эймейден и т. д. А промышленно-портовые зоны протягиваются вдоль рек.

Портово-промышленные комплексы северного фланга Западной Европы отличаются наибольшей, если так можно выразиться, скученностью. Портовая зона, протягивающаяся от французского Гавра до германского Гамбурга, вообще считается одной из крупнейших в мире. Именно в ее пределах находятся три европейских порта с грузооборотом, превышающим 100 млн т в год (см. табл. 150 в книге I), – Роттердам, Антверпен и Гамбург, а также Дюнкерк, Руан, Амстердам, Бремен, Вильгельмсхафен. На южных берегах Великобритании, Скандинавских стран и Финляндии этот набор портовых городов дополняют Саутгемптон, Лондон, Осло, Гётеборг, Стокгольм, Хельсинки. Большинство из них во второй половине XX в. превратилось из «точечных» портов в портово-промышленные комплексы.

Но главным среди них был и остается Роттердам, до недавнего времени бывший крупнейшим портом всего мира, но затем уступивший первенство Шанхаю и Сингапуру.

Город Роттердам возник еще в XIV в., когда р. Ротте, на которой он находится, была перегорожена дамбой с целью образования небольшой рыбацкой гавани. Начиная с XVI в. он участвовал в заморской торговле, особенно с Вест-Индской компанией, но все же оставался преимущественно речным портом, так как морские суда могли достигать его только обходными путями через лабиринт рукавов рейнской дельты. Сам порт в то время находился вблизи городского центра, на правом берегу Нового Мааса, и имел универсальный профиль.

Новый этап его развития начался в конце XIX в., когда Роттердам получил прямую и удобную связь с морем благодаря сооружению Нового водного пути (Ньиве Ватервег) протяженностью 32 км без единой дамбы или шлюза (рис. 43). С этого времени Роттердам стал главными морскими воротами быстро развивающегося Рурского бассейна, а его растущий порт переместился на левый берег Нового Мааса (Ньиве Маас). Здесь и в наши дни находится гавань Ваал для навалочных грузов – один из самых больших искусственных бассейнов в мире. В межвоенные годы здесь же возникли судостроительные и судоремонтные верфи. В пригороде Пернис концерн «Ройал Датч-шелл» построил крупнейший в Европе нефтеперерабатывающий завод. Следовательно, уже в то время Роттердам начал превращаться в портово-промышленный комплекс. Грузооборот его в 1938 г. составил 42 млн т.

Но завершилось формирование такого комплекса уже в послевоенное время. Сначала городские власти построили на дельтовом острове Розенбург новый порт Ботлек, рассчитанный в первую очередь на прием судов-рудовозов грузоподъемностью до 65 тыс. т. Затем на том же острове был создан еще более крупный нефтяной порт, принимающий супертанкеры дедвейтом до 250 тыс. т. Для этого был прорыт специальный канал глубиной 25 м и длиной 12 км.

Рис. 43. Портово-промышленный комплекс Роттердам в Нидерландах

Вся эта часть порта, обслуживающая многие страны, получила наименование Европорта. Наконец, на осушенных прибрежных отмелях у самого моря был создан крупнейший в Западной Европе контейнерный терминал Маасвлакте. Здесь сооружены причалы для еще более крупных супертанкеров и рудовозов. На правом берегу Ньиве Ватервега находится Хукван-Холланд – пассажирский порт Роттердама.

В целом Роттердам прежде всего – транзитный порт, но с очень развитыми промышленными функциями. Его грузооборот, хотя он и подвержен значительным колебаниям в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, обычно находится в интервале 300–400 млн т. В Роттердамском портовом комплексе около 50 бассейнов, где могут одновременно обрабатываться 375 судов. Судооборот Роттердама – 30 тыс. морских и 250 тыс. речных судов в год. Еще сравнительно недавно в него заходили суда 300 регулярных линий. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай эти впечатляющие показатели могут еще более возрасти.

К южному флангу относятся порты Средиземноморья, также достигавшие большого расцвета еще в средние века. Для них расположение в устьях судоходных рек как раз совершенно не характерно. Марсель, Генуя, Барселона, Таранто, Триест, Пирей находятся на открытых участках берега или в небольших бухтах и располагают системой волноломов и других искусственных портовых сооружений. Их промышленные зоны имеют самую различную конфигурацию.

Самый крупный портово-промышленный комплекс Средиземноморья и четвертый по грузообороту (95 млн т) во всей Европе сформировался на юге Франции, в районе Марселя.

Старый порт Марселя сложился еще в древности на берегу небольшой естественной бухты, расположенной рядом с центром города. Уже в XIX–XX вв. были сооружены причалы и бассейны так называемого Нового порта, протянувшиеся вдоль берега в границах городской застройки. Они были созданы как искусственные сооружения и отгорожены от моря длинным волноломом. Однако из-за рельефа берега, да и морского дна возможностей для дальнейшего расширения здесь не оказалось.

Рис. 44. Портово-промышленный комплекс Марсель – Фос во Франции

Формирование портово-промышленного комплекса Марселя, получившего наименование Марсель – Фос, началось в 1960-е гг. Сначала была освоена соленая лагуна Бер, расположенная между городом и находящимся в 50 км к западу от него устьем Роны (рис. 44). На берегах этой лагуны был создан крупнейший в стране комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, работающий на нефти, получаемой из развивающихся стран. Одновременно на судоходном канале, соединяющем лагуну с морем, были сооружены два морских порта. Это нефтяной порт Лавера, где разгружаются танкеры дедвейтом до 250 тыс. т и где берет начало крупнейший из западноевропейских нефтепроводов Лавера – Карлсруэ (ФРГ). Это также рудный порт Порт-де-Бук, который получает бразильскую, австралийскую, мавританскую руду и коксующийся уголь из США и Австралии. На их базе неподалеку сооружен металлургический завод. Здесь же находится терминал, получающий сжиженный газ из Алжира. Так в районе залива Фос и лагуны Бер возникла крупнейшая промышленная зона, теснейшим образом связанная с портовыми функциями Марселя и его окружения.

В 1990-х гг. портово-промышленный комплекс Марсель– Фос подвергли некоторой перепланировке и перепрофилированию. Ныне порт Марселя все больше специализируется на выполнении курортно-пассажирских функций, обеспечении каботажно-круизных маршрутов. А Фос, напротив, превращается в еще более крупный международный торговой порт с новыми причалами для обработки контейнеров, наливных грузов и сухогрузов. Здесь концентрируются главные промышленные функции всего комплекса.

В приморских районах стран Центрально-Восточной Европы после Второй мировой войны также возникли несколько довольно крупных портово-промышленных комплексов, сочетающих интенсивную транспортную деятельность с судостроением, судоремонтом, нефтепереработкой, нефтехимией, производством минеральных удобрений, текстильной и пищевкусовой промышленностью и работающих на импортном сырье. Э. Б. Валев выделяет в пределах Центрально-Восточной Европы следующие портово-промышленные комплексы: Гдыня-Гданьский и Щецинский (Польша), Констанца-Нэводарский (Румыния), Бургасский и Варна-Девненский (Болгария), Риека-Бакарский и Сплитский (Хорватия).

Все они обладают многими общими чертами, но имеют и ряд различий. Так, Гданьск и Щецин – типичные устьевые порты, тогда как все остальные расположены в небольших заливах или на открытом морском берегу. В комплексе Варна – Девня развивается основная химия на базе Девненских месторождений каменной соли, а в Бургасе – нефтехимия на базе импортной нефти. Судостроение есть во всех портово-промышленных комплексах, но сильно различается по своему профилю. Добавим, что рекреационные функции в этих комплексах развиты даже сильнее, чем в большинстве подобных комплексов Западной Европы, и отчасти поэтому экологические проблемы приобрели в них особую актуальность.

На XXVIII Международном географическом конгрессе в Гааге (1994), посвященном в значительной мере географии океана, много внимания было уделено морским портам и портово-промышленным комплексам Европы. При этом отмечалось, что такие комплексы продолжают расти, требуя все больших капиталовложений. Но одновременно возрастает и конкуренция между ними, обостряются экологические проблемы.