Что хранится на материальном складе. Большая энциклопедия нефти и газа. При классификации складов по сфере действия и месту размещения склады делят на

Cтраница 1


Материальные склады площадью 510 м2 построены в год пожара. Действующим нормативным требованиям складские помещения не соответствовали, конструкции сгораемые.  

Материальные склады к базы подразделяют на склады и базы общего назначения и специализированные.  

Схема складских поставок материалов ПОСТЗВКИ (текущий запас, ОТ ОТКЛО.| Схема поставок материалов предприятиям железных дорог.  

Материальные склады, как правило, являются хозрасчетными предприятиями. Работники складов несут материальную ответственность за сохранность материальных ценностей, поступающих и находящихся на хранении, поэтому одной из важных сторон деятельности складов является четкая организация учета материальных ценностей (приход, расход, наличие) как в количественном, так и в денежном выражении, ведение расчетов с поставщиками и потребителями, а также осуществление других хозрасчетных операций.  

Материальные склады представляют собой комплекс оборудованных соответствующими устройствами зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения и складской переработки материалов, запасных частей, различных изделий. Складские здания относятся к производственным сооружениям, поэтому их конструктивные решения во многом соответствуют промышленным объектам.  

Материальные склады оснащены настольными (чашечные и циферблатные) и платформенными (передвижные и стационарные) товарными весами.  


Материальные склады используют главным образом тару, бывшую в употреблении. В некоторых случаях они тару ремонтируют и очень редко изготавливают новую, преимущественно ящичную. Для ремонта и изготовления тары на складах имеются тарные мастерские, оснащенные необходимым оборудованием и инструментом. Рядом с мастерскими располагаются закрытые помещения или навесы для хранения ары и материалов, предназначенных для ее изготовления.  

Материальные склады, предприятия и стройки железных дорог, получающие материалы, сырье, оборудование и другую продукцию, обязаны обеспечивать сохранность тары и после освобождения полностью возвращать ее непосредственно предприятию-изготовителю продукции или сдавать ближайшему тароремонтному предприятию системы Госснаба СССР.  

Материальные склады пользуются также услугами специализированных транспортно-экспедиционных организаций, обеспечивающих централизованное обслуживание, связанное с отправлением и приемом грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Эти организации находятся в основном в ведении железных дорог или подразделений автомобильного транспорта. Они являются хозрасчетными и подчиняются начальнику отделения дороги или начальнику станции. В ведении подразделений автомобильного транспорта находятся транспортно-экспедиционные управления, которые имеют свои отделения и конторы на железнодорожных станциях, в портах и на предприятиях.  

Материальный склад обязан содержать эксплуатируемый им подъездной путь со всеми сооружениями, устройствами и сигналами, а также принадлежащие ему маневровые средства и вагоны в полной исправности. Железная дорога постоянно контролирует состояние подъездного пути.  

Материальные склады погрузку грузов в вагоны производят, как правило, на подъездных путях. Некоторые склады, не имеющие подъездных путей, выполняют эту операцию на станционных путях в местах общего пользования. Погрузка грузов в вагоны на подъездных путях склада осуществляется средствами склада, а в местах общего пользования - средствами железной дороги. Род вагонов склад выбирает в зависимости от характера и свойств перевозимых грузов с учетом наиболее полного использования грузоподъемности или вместимости вагонов.  

Материальный склад может предусмотреть нанесение на пломбах контрольных знаков. Пломбы, навешиваемые на двери одного вагона, должны иметь одинаковые контрольные знаки. Оттиски на пломбах должны быть четкими.  

Материальный склад указывает в накладной скорость, которой должен быть перевезен груз, номер контейнера и его грузоподъемность, а также станцию и дорогу отправления, станцию и дорогу назначения и их коды.  

Материальные склады, так называемые главные магазины, склады сырья или поступающих на завод полуфабрикатов, должны группироваться ближе к местам ввода железнодорожных подъездных и автогужевых путей или береговых разгрузочных устройств. Цехи и склады, выпускающие готовую продукцию, следует также располагать вблизи соответствующих транспортных устройств.  

Материальный склад, Организация работы материальных складов, функции материальных складов, Учет материалов на складах, Технологическая карта, складская карта

Наиболее многочисленны и разнообразны по составу материальные склады. Их число, специализация и размер определяются номенклатурой и объемом материалов, потребляемых основными и вспомогательными цехами, обслуживающими хозяйствами конкретного предприятия. Материальные склады подразделяются на склады черных и цветных металлов, топлива, химикатов и т. д.
На материальные склады предприятия поступают покупные материалы от внешних поставщиков. Основная задача материальных складов на предприятии — комплексное и бесперебойное обеспечение цехов, участков и рабочих мест всеми видами материалов, полуфабрикатов в точном соответствии с их потребностью. Эта задача может быть решена только при точном планировании потребностей производства в материальных ресурсах, эффек-тивном управлении материально-техническим снабжением на предприятии и правильной организации материального обеспечения цехов материальными складами. Это достигается интеграцией локальных складских информационных систем в систему планирования ресурсов предприятия (MRP, MRPII, ERP), установлением электронного обмена данными по телекоммуникационным сетям с внешними поставщиками материалов, а также разработкой сквозного технологического процесса и плана-графика в цепи поставок «внешний поставщик материалов — заводской материальный склад — цеховой материальный склад — производственный участок цеха — рабочее место».
Наиболее часто применяемый на практике вариант контроля объемов запасов представляет собой так называемую систему контроля «ABC», которая основана на классификации материальных ресурсов в зависимости от их роли в производственном процессе. Все ресурсы делят на три группы: А, В и С. В группу А включают наиболее важные материальные ресурсы, потребляемые производством в значительных количествах. Их удельный вес в общем потреблении предприятия составляет 75-80%. Обычно в такую группу попадает около 20% всех позиций номенклатуры. На практике принято устанавливать ежедневный контроль за состоянием запасов этой группы. К группе В относят примерно треть позиций ресурсов, сумма стоимостей которых составляет 10-15%. Контроль за их состоянием осуществляется примерно раз в десять дней.
Остальные позиции номенклатуры (около половины наименований ресур-сов), суммарная стоимость которых составляет 5-10%, относят к группе С. Состояние их запасов контролируется значительно реже предыдущих групп — примерно раз в месяц. Такая группировка ресурсов, как показывает практический опыт, рациональна и вполне достаточна для организации контроля за состоянием запасов материально-технических ресурсов на предприятии.
В функции материальных складов входит приемка, хранение и выдача материалов, оперативный учет их движения, контроль за состоянием складских запасов и своевременное их пополнение при отклонении от установленных норм.
В крупносерийном и массовом производстве в функции складов может включаться обеспечение рабочих мест материалами и полуфабрикатами. Склад не только ведет подготовку комплектной выдачи материалов, но и осуществляет их доставку непосредственно к рабочим местам в установленные сроки.
Обеспечение цехов и служб завода всеми необходимыми материалами осу-ществляется через общезаводские и цеховые материальные склады. Функции цеховых складов могут выполнять общезаводские склады, размещая в цехах свои филиалы. При наличии на предприятии нескольких обрабатывающих цехов, потребляющих одинаковые материалы в значительных объемах, целесообразно при общезаводских складах создавать заготовительные участки, и материалы цехам выдавать в виде заготовок. Заготовки с общезаводских складов могут выдаваться на цеховые склады напрямую или через склад полуфабрикатов завода.
Работа склада организуется в соответствии с технологическими картами. Технологическая карта (складская) — вид технологической документации, в которой расписан технологический процесс грузопереработки на складе. Она содержит перечень основных операций, порядок, условия и требования к их выполнению, данные о составе необходимого оборудования и приспособлений, составе бригад и расстановке персонала. В технологической карте указывается
последовательность и основные условия выполнения операций при выгрузке грузов, их приемке по количеству и качеству,
способы пакетирования и укладки на поддоны, в штабеля, на стеллажи,
а также режим хранения,
порядок контроля за сохранностью,
порядок их отпуска, упаковки и маркировки.
Помимо некоторых перевозочных документов (накладные транспортно-грузовые и т. д.), к числу наиболее важных документов, используемых при приемке и выдаче груза на складах различного назначения, относятся следующие:
приходный ордер — документ, применяемый для оформления и первичного учета поступающих на склад товарно-материальных ценностей; выписывается в тех случаях, когда расчетные документы поставщика или их копии не могут быть использованы в качестве приходных документов;
наряд (на отпуск) — документ, на основании которого со склада осуществляется отпуск или поставка потребителю заказанного количества товаров определенного наименования и в требуемые сроки;
отборочный лист — документ, на основании которого на складе ведется комплектация партии выдачи или отправки по заявке потребителя; может иметь форму бумажного или электронного документа.
Основным учетным документом является учетная карта единой формы для материалов, полуфабрикатов и инструмента. Учет материалов на складах должен отражать их движение (приход и расход), а также их наличие. Склады ведут количественный учет. Материалы, поступившие без накладных или акта о приемке, хранятся отдельно до их оформления. На принятые материалы составляются приемный акт или ордер. В случае обнаружения брака при входном контроле материалов составляется оперативно-технический акт, служащий в дальнейшем основанием для предъявления рекламаций поставщику. Непринятые материалы принимаются на ответственное хранение до получения указаний от поставщика об их дальнейшем использовании.
Бухгалтерией проводится систематический контроль работы заводских и цеховых складов по приходно-расходным документам и учетным картам, с учетом установленных норм потерь и естественной убыли, путем периодического проведения инвентаризаций складов с сопоставлением фактических и документальных остатков материальных ценностей. Складские работники несут материальную ответственность за сохранность и правильное использование материальных ценностей. Анализ работы складов проводится в следующих основных направлениях:
анализ и оценка правильности учета движения материальных ценностей по складу;
анализ и совершенствование операций по продвижению материалов из заводских складов в цеховые, из цеховых — на производственные участки;
анализ и пересмотр установленных размеров страховых запасов, точек заказа, максимальных запасов;
определение размеров и анализ причин материальных потерь на складах

На любом предприятии часть территории (площадей) обязательно отводится под прием, выгрузку, хранение, переработку, погрузку и отправку грузов. Для выполнения таких работ необходимы грузовые площадки и платформы с подъездными путями, специально оборудованные и оснащенные технологическими средствами пункты взвешивания, сортировки и т. д. Такие объекты логистической инфраструктуры предприятия представляют собой склады.

Склад — это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы. Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами. В современных условиях отношение к складированию стремительно изменяется: оно уже рассматривается не просто как изолированный комплекс внутрискладских операций хранения я грузопереработки. а как эффективное средство управления запасами и продвижением материальных потоков в логистической цепи поставок предприятия. При этом склады используются исключительно в тех случаях, когда они объективно необходимы и реально позволяют снизить общие логистические издержки или повысить качество логистического сервиса.

Классификация складов. Классификация складов предприятия проводится по ряду признаков, основными из которых являются:

вид объектов хранения, уровень обслуживаемых потребностей, степень оснащенности (оборудованности) склада. В зависимости от вида объектов хранения различают следующие внутризаводские склады: материальные, полуфабрикатов и заготовок, готовой продукции, инструментов, оборудования и запасных частей, хозяйственные, отходов и утиля. При традиционной схеме управления предприятием материальные склады находятся в ведении отдела снабжения, производственные склады — в ведении производственно-диспетчерского отдела, склады готовой продукции - в ведении отдела сбыта. В условиях интегрированного управления цепью поставок отделы снабжения, производственно-диспетчерский и сбыта объединяются в единую службу управления материальным потоком (под этим или другим названием), управление соответствующими складами централизуется в рамках данной службы, реализуется сквозное управление материальным потоком предприятия -от его входа до выхода. Остальные склады находятся в ведении соответствующих служб предприятия (инструментальной, ремонтной и т. д.).

В зависимости от уровня обслуживаемых потребностей предприятия (завода) склады бывают общезаводские и цеховые. Общезаводские склады — это снабженческие (материальные склады, склады покупных полуфабрикатов, топлива и других материальных ресурсов, закупаемых для производственных нужд), производственные (межцеховые склады заготовок, полуфабрикатов, сборочных единиц, в том числе модулей), сбытовые (склады готовой продукции и отходов), инструментальные (ЦИС), склады оборудования и запасных частей и хозяйственные склады (для хранения материально-технического имущества для хозяйственных нужд). Цеховые склады — это склады материалов и заготовок, инструмента (ИРК) и промежуточные склады (для хранения межоперационных, межучастковых и межцеховых заделов). Межцеховые страховые заделы при традиционной форме организации поставок в технологической цепи завода хранятся в цехе-потребителе, при управлении цепью поставок в режиме JIT— в цехе-поставщике, при этом значительно сокращается размер запасов и необходимых складских помещений для их хранения.

В зависимости от степени оснащенности (оборудованности) склады подразделяются на открытые, полуоткрытые и закрытые. Открытые склады представляют собой оборудованные площадки под открытым небом, расположенные на уровне земли или приподнятые в виде платформ. Оборудован ность площадок предполагает наличие насыпного или твердого покрытия (поверх грунта), ограждений, отбортовки, подпорных стенок, эстакад, систем освещения, сигнализации, охраны, разметки и указателей. На открытых площадках хранятся материалы, не подверженные порче от атмосферных явлений (осадки, температура, ветер, прямые солнечные лучи) и не наносящие вреда окружающей среде (радиоактивное, бактериологическое, химическое заражение, через атмосферу и грунтовые воды). Полуоткрытые склады представляют собой такие же оборудованные площадки, но под навесами, частично защищающими от атмосферных явлений. Используются обычно для хранения материалов, требующих укрытия от осадков, но не подверженных порче от температурных изменений.

Закрытые склады представляют собой специально оборудованные помещения в зданиях или отдельные строения (здания) различной этажности, частично или полностью исключающие влияние атмосферных явлений на объекты хранения или их влияние на окружающую среду. Закрытые склады могут быть отапливаемые и неотапливаемые, с естественной и принудительной вентиляцией, с естественным и искусственным освещением и т. д. Закрытые склады могут быть оборудованы специальным образом для создания особых условий (изотермических, изобарических и т. п.) хранения и грузопереработки специфических продуктов и материалов. Для материалов, огнеопасных, взрывоопасных, иным образом опасных или вредных для человека и окружающей среды, создаются специальные хранилища закрытого типа, в том числе герметичные (подземные или полуподземные сооружения, емкости и т. д.).

Решения об организации складов. При организации склада встают задачи нескольких уровней: обоснование целесообразности, размещение склада, архитектурно-строительное решение, компоновочное решение (организация внутреннего пространства склада), оснащение склада, организация складского процесса.

Обоснование целесообразности. Эта задача предполагает комплексный анализ производственного процесса, для которого предназначен склад, с целью поиска решений организации процесса без склада или выявления альтернатив складированию. Предусматривается также обоснование размера склада и экономической целесообразности его возведения. Тенденции современного производства таковы, что складирование и склады не рассматриваются как обязательные элементы производственного процесса и производственной структуры предприятия.

Размещение склада. Задача выбора географического местоположения не характерна для внутризаводских складов, для них решается задача выбора места размещения на территории завода (общезаводские склады) или цеха (цеховые склады). При этом решение основывается на общих принципах рационального размещения производственных подразделений предприятия и зависит от назначения склада (вида объектов хранения, для которых предназначен склад). Размещение складов на территории предприятия должно обеспечить наиболее короткие по расстоянию и оперативные по времени доставки маршруты движения грузов со складов в цехи и из цехов на склады. Для этого должны в максимальной степени использоваться существующие на предприятии схемы грузопотоков и транспортные магистрали, объем строительства новых транспортных коммуникаций должен быть сведен к минимуму. Размещение нового склада на территории предприятия не должно нарушать основную идею генерального плана предприятия.

Архитектурно-строительное решение. При строительстве новых складов, перепрофилировании, реконструкции и техническом перевооружении действующих используются типовые проекты. Выбор типового проекта определяется назначением склада, его специализацией, требуемой мощностью, необходимым уровнем автоматизации складских процессов, требованиями по сопряжению связей с существующими производственными и инфраструктурными объектами предприятия. При переоборудовании под склад имеющихся строений или помещений могут разрабатываться индивидуальные проекты на основе типовых проектов или типовых проектных решений. При сооружении склада необходимо оборудовать его подъездные пути, пункты погрузки-разгрузки, учесть требуемые погрузочно-разгрузочные фронты. Нужно также выдержать все архитектурно-строительные и санитарно-технические нормы и нормативы, обеспечить соблюдение правил экологической и противопожарной безопасности, охраны труда.

Компоновочное решение. Предполагает решение задачи рациональной организации внутреннего пространства склада. Решение основывается на общих принципах рациональной организации производственного процесса во времени и пространстве, но в приложении к складским процессам. Цель — в максимальной степени использовать внутреннее пространство склада (а не только его площадь). Существуют определенные типовые компоновочные решения для складов различного назначения, емкости (мощности), уровня автоматизации. Большое значение имеет планировка внутреннего пространства склада, т. е. порядок распределения объемов, зон и мест хранения отдельных объектов внутри склада, а также трассировка маршрутов их завоза и вывоза, внутрискладского перемещения и грузопереработки. Материалы массового спроса, поступающие на склад и расходуемые в производстве в большом количестве, необходимо хранить ближе к местам их приема и выдачи. Материалы, получаемые в таре, следует хранить в тон же таре, оборудовав соответствующим образом места их хранения, что должно быть, учтено в планировке склада. Для максимального использования объема складских помещений виутрискладское, перемещение грузов целесообразно организовать с помощью подвесных средств транспорта и погрузки-выгрузки (конвейеров, кран-балок, мостовых кранов и т. п.). С этой целью хранение грузов целесообразно организовать в многоярусных стеллажах или многорядными штабелями, размещая внизу тяжелые грузы, вверху — менее тяжелые. При этом нужно соблюдать нормы допустимой нагрузки на единицу площади упаковки груза, тары, стеллажа, пола и междуэтажных перекрытий.

Оснащение склада. Предполагает выбор средств технологического оснащения для технологического процесса, реализуемого на складе, и средств информационной поддержки. Решение зависит от назначения и специализации склада; вила, формы, весо-габаритных характеристик и количества одновременно находящихся на хранении объектов, объема их годового поступления; вида и масштаба работ, предусмотренных складским технологическим процессом, принятого для них уровня автоматизации; типа, характера и расположения складских помещений. Существуют типовые решения для различных по назначению и составу складских технологических процессов, которые характерны для массового, серийного или единичного производства.

При всем разнообразии технологических процессов и средств их оснащения, которые используются на складах различного назначения можно выделить три основные группы средств технологического оснащения, общие для всех складов. Это средства оснащения склада, предназначенные для хранения материальных объектов (стеллажи, платформы), подъемно-транспортные устройства (краны-штабелеры, вилочные погрузчики), тара (контейнеры, паллеты, поддоны и др.). Прочие средства технологического оснащения склада могут быть представлены контрольно-измерительными устройствами и инструментом (контроль мер и весов, технический контроль качества при приемке и отпуске материалов), устройствами или технологическими линиями сортировки, упаковки и т. п., в том числе автоматическими. Средства информационной поддержки складского процесса предназначены, прежде всего для ведения учета запасов и их движения, документирования приемки-выдачи материальных ценностей, оперативного поиска требуемых объектов хранения и свободных мест (ячеек) хранения. Простейшим средством являются учетные карты (на бумажных носителях), которые заводятся на каждый типоразмер объекта хранения на складе; в них дается описание объекта хранения, фиксируется приход, расход, остаток по каждой операции приемки-выдачи, указываются места хранения и текущее состояние запаса. Основными средствами информационной поддержки современных складских процессов являются информационно-программные комплексы, персональные компьютеры, локальные вычислительные сети, сканеры для считывания штриховых кодов и маркировка со штрих-кодами на таре или упаковке грузов. Более развитые информационные системы применяются для управления технологическими процессами на автоматических складах.

Организация складского процесса. Предполагает решение задачи рациональной организации складского процесса во времени и пространстве как части производственного процесса. При этом преследуется цель: насколько возможно и где только возможно организовать выполнение складских работ поточными методами. Существуют определенные типовые решения для складов с различной специализацией, различными типами процессов и уровнем автоматизации. При организации складских процессов необходимо добиваться:

  • рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, что способствует рациональной организации процесса переработки грузов и снижению затрат;
  • эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
  • широкого применения универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных устройств:
  • минимизации маршрутов внутрискладского перемещения грузов, что позволяет увеличить пропускную способность склада и сократить эксплуатационные затраты;
  • оптимизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
  • максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с оформлением документов и обменом информацией.

Комплексная механизация и автоматизация трудоемких погрузочно-разгрузочных и других работ по грузопереработке является важнейшим фактором повышения производительности труда и снижения себестоимости складских операций.

Организация работы материальных складов. Наиболее многочисленны и разнообразны по составу материальные склады. Их число, специализация и размер определяются номенклатурой и объемом материалов, потребляемых основными и вспомогательными цехами, обслуживающими хозяйствами конкретного предприятия. Материальные склады подразделяются на склады черных и цветных металлов, топлива, химикатов и т. д.

На материальные склады предприятия поступают покупные материалы от внешних поставщиков. Основная задача материальных складов на предприятии - комплектное и бесперебойное обеспечение цехов, участков и рабочих мест всеми видами материалов и полуфабрикатов в точном соответствии с их потребностью. Эта задача может быть решена только при точном планировании потребностей производства в материальных ресурсах, эффективном управлении материально-техническим снабжением на предприятии и правильной организации материального обеспечения цехов материальными складами. Это достигается интеграцией локальных складских информационных систем в систему планирования ресурсов предприятия (MRP, MRP}\, ERP), установлением электронного обмена данными по телекоммуникационным сетям с внешними поставщиками материалов, а также разработкой сквозного технологического процесса и плана-графика в цепи поставок «внешний поставщик материалов — заводской материальный склад — цеховой материальный склад — производственный участок цеха — рабочее место».

В функции материальных складов входит приемка, хранение и выдача материалов, оперативный учет их движения, контроль за состоянием складских запасов и своевременное их пополнение при отклонении от установленных норм. В крупносерийном и массовом производстве в функции складов может включаться обеспечение рабочих мест материалами и полуфабрикатами. Склад не только ведет подготовку комплектной выдачи материалов, но и осуществляет их доставку непосредственно к рабочим местам в установленные сроки. Обеспечение цехов и служб завода всеми необходимыми материалами осуществляется через общезаводские и цеховые материальные склады. Функции цеховых складов могут выполнять общезаводские склады, размещая в цехах свои филиалы. При наличии на предприятии нескольких обрабатывающих цехов, потребляющих одинаковые материалы в значительных объемах, целесообразно при общезаводских складах создавать заготовительные участки, и материалы цехам выдавать в виде заготовок. Заготовки с общезаводских складов могут выдаваться на цеховые склады напрямую или через склад полуфабрикатов завода.

Работа склада организуется в соответствии с технологическими картами. Технологическая карта (складская) — вид технологической документации, в которой расписан технологический процесс грузопереработки на складе. Она содержит перечень основных операций, порядок, условия и требования к их выполнению, данные о составе необходимого оборудования и приспособлений, составе бригад и расстановке персонала. В технологической карте указывается последовательность и основные условия выполнения операций при выгрузке грузов, их приемке по количеству и качеству, способы пакетирования и укладки на поддоны, в штабеля, на стеллажи, а также режим хранения, порядок контроля за сохранностью, порядок их отпуска, упаковки и маркировки.

Помимо некоторых перевозочных документов (накладные транспортно-грузовые и т. д.), к числу наиболее важных документов, используемых при приемке и выдаче груза на складах различного назначения, относятся следующие. Приходный ордер — документ, применяемый для оформления и первичного учета, поступающих на склад товарно-материальных ценностей; выписывается в тех случаях, когда расчетные документы поставщика или их копии не могут быть использованы в качестве приходных документов. Наряд (на отпуск) — документ, на основании которого со склада осуществляется отпуск или поставка потребителю заказанного количества товаров определенного наименования и в требуемые сроки. Отборочный лист — документ, на основании которого на складе ведется комплектация партии выдачи или отправки по заявке потребителя; может иметь форму бумажного или электронного документа.

Бухгалтерией проводится систематический контроль работы заводских и цеховых складов по приходно-расходным документам и учетным картам, с учетом установленных норм потерь и естественной убыли, путем периодического проведения инвентаризаций складов с сопоставлением фактических и документальных остатков материальных ценностей. Складские работники несут материальную ответственность за сохранность и правильное использование материальных ценностей. Анализ работы складов проводится в следующих основных направлениях: анализ и оценка правильности учета движения материальных ценностей по складу; анализ и совершенствование операций по продвижению материалов из заводских складов в цеховые, из цеховых - на производственные участки;

анализ и пересмотр установленных размеров страховых запасов, точек заказа, максимальных запасов; определение размеров и анализ причин материальных потерь на складах.

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

Классификация складов по назначению

Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением.

Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам:

  • назначению, видам или степени родственности хранимых материалов;
  • типу здания или его конструкции;
  • сфере действия и месту размещения;
  • степени огнестойкости.

При классификации складов по назначению склады подразделяются на:

Материальные склады специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и др. продукции производственного назначения и осуществляют снабжение производящих потребителей. Внутрипроизводственные склады входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запасные части и т. д.

Сбытовые склады служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции), так и предприятиям торговли (склады оптовой и розничной торговли).

Склады транспортных организаций предназначены для временного складирования, связанного с перемещением материальных ценностей. Сюда относят: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).

В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др. В зависимости от типа здания или сооружения различают открытые, полузакрытые и закрытые склады, а также складские устройства специальной конструкции. Открытые - это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям. Полузакрытые - это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1-3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей. Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными. Специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

Рис. 1. Классификация складов

При классификации складов по сфере действия и месту размещения склады делят на:
  • центральные
  • участковые
  • прицеховые

Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.

Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.

Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката. В зависимости от степени огнестойкости различают несгораемые, полусгораемые и сгораемые склады.

В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложила свою классификацию складских помещений в России .

Эта компания произвела выделение семи классов:

  • В первый «А» класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Необходимо подчеркнуть, что местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики. Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
  • Во второй класс «А-» входят 20-30 летние реконструированные здания или помещения. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
  • К классу «В+» относятся помещения, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
  • В четвертый класс «В» входят помещения, построенные в 70-80 годах, и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.
  • Пятый класс - это класс «С» . В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации, как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.
  • Класс шесть - «С-». К ним принадлежат старые здания 30-60 годов постройки. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
  • К классу «Д» относятся не предназначенные для использования в складских целях и помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем потратить - это связано с огромным количеством денежных средств, на восстановление и приведения в порядок к современным показателям.

Однако, по мнению специалистов компании Knight Frank, предложенная классификация Swiss Realty Group имеет многочисленные несоответствия объективной картине рынка. Основная проблема в том, что эта классификация не проработана и, в целом, составлена неграмотно. По всем классам отсутствуют конкретные числовые показатели по высоте потолков, нагрузке на кв.м. пола, шагу колонн и т.д. Кроме того, по имеющимся числовым показателям, есть явные несоответствия принятым стандартам.

Компания Knight Frank предложила свою классификацию, которая, по ее мнению, является более точной и соответствующей принятым мировым стандартам. Учитывая быстрое становление рынка, данная классификация претерпела большое количество изменений, которые вводились по мере развития рынка и по большинству пунктов данной классификации у профессиональных игроков рынка складской недвижимости нет нареканий.

Классификация складов, разработанная международной консалтинговой компанией Knight Frank (пункты, помеченные «"», желательны, но не обязательны):
  • Складские помещения класса А+
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 40-45%.
  3. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
  4. Наличие системы вентиляции.
  5. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  6. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (*не менее 1 на 500 кв.м.).
  7. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  8. Опытный девелопер.
  9. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса А
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Система вентиляции.
  7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (*не менее 1 на 700 кв.м.).
  10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  12. Наличие офисных помещений при складе.
  13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  14. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  16. Расположение вблизи центральных магистралей.
  17. Профессиональная система управления.
  18. " Опытный девелопер.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В+
  1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высота потолков от 8 метров.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Система вентиляции.
  10. Наличие офисных помещений при складе.
  11. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  12. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  13. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  14. Расположение вблизи центральных магистралей.
  15. " Профессиональная система управления.
  16. " Опытный девелопер.
  17. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  18. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В
  1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. В случае двухэтажного строения - наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
  3. Высота потолков от 6 метров.
  4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.
  5. Система отопления.
  6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  7. Пандус для разгрузки автотранспорта.
  8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  9. Охрана по периметру территории.
  10. Телекоммуникации.
  11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  12. Наличие вспомогательных помещений при складе.
  13. " Система вентиляции.
  14. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  15. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  16. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса С
  1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
  2. Высота потолков от 4 метров.
  3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
  4. " В случае многоэтажного строения - наличие грузовых лифтов/подъемников.
  5. " Ворота на нулевой отметке.
  6. " Система вентиляции.
  7. " Система отопления.
  8. " Офисные помещения при складе.
  9. " Ж/Д ветка.
  10. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  11. " Пандус для разгрузки автотранспорта.
  12. " Охрана по периметру территории.
  13. " Телекоммуникации.
  14. " Наличие вспомогательных помещений при складе.
  • Складские помещения класса D
  1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
  2. " Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  3. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  4. " Система отопления.
  5. " Система вентиляции.
  6. " Офисные помещения при складе.
  7. " Ж/Д ветка.
  8. " Телекоммуникации.
  9. " Охрана по периметру территории

Невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Перемещение через склад связано с расходами живого и прошлого труда, что увеличивает стоимость товара. Поэтому склад необходимо рассматривать не изолированно, а как интегрированную составляющую часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Склады – это строения, сооружения и различные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения товаров, которые поступили в них, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Распространенным является мнение о том, что склады создаются исключительно для хранения материальных ценностей. Однако на складах не создаются новые материальные ценности, дополнительная потребительская стоимость, поэтому хранение как самоцель не приносит никакой пользы. Как правило, качество грузов может только ухудшаться от хранения на складе, а в финансовом отношении целенаправленное хранение грузов на складе может привести только к убыткам, поскольку, во-первых, материальные ценности, которые хранятся на складе, временно исключены из финансового оборота, хотя на их приобретение и изготовление были потрачены некоторые ресурсы, а во-вторых, именно складирование грузов требует определенных расходов.

На самом деле никакие материальные ресурсы не производятся для того, чтобы хранить их на складе. И все же склады существуют и широко распространены во всех отраслях экономики, в промышленности, на транспорте, в оптовой и розничной торговле, строительстве, сельском хозяйстве и т.д. Это поясняется тем, что в современных условиях склады выполняют ряд существенных функций:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и с целью выполнения заказов клиентов.

2. Складирование и хранение продукции с целью выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производством и потреблением продукции, что дает возможность осуществлять непрерывное производство и производство на базе созданных товарных запасов, а также в связи с сезонным потреблением некоторых видов продукции.

3. Консолидация и разукрупнение грузов – склад может осуществлять функцию объединения (консолидации) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства, что способствует уменьшению транспортных расходов. В то же время на склад могут поступать грузы от производителей, предназначенные нескольким заказчикам, которые затем разделяются на более мелкие партии согласно заказам и отправляются каждому потребителю.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является предоставление клиентам различных услуг, которые обеспечивают фирме высокий уровень обслуживания потребителей.

Целью создания складов в системах логистики является не сохранение материальных ресурсов, а преобразование параметров материальных потоков для наиболее эффективного использования. Под параметрами понимают размеры и состав транспортных партий, грузов, тип и способ упаковки , количество наименований грузов в транспортных партиях, время прибытия и отправления транспортных партий и др.

Объективная необходимость в специально оборудованных местах для хранения запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется достаточно большая номенклатура складов, основными классификационными признаками которых являются следующие.

1. По отношению к функциональным базисным сферам логистики:

– склады поставок;

– склады производства;

– склады распределения.

2. По видам хранимой продукции:

– склады сырья, материалов, комплектующих;

– склады незавершенного производства;

– склады готовой продукции;

– склады тары;

– склады возвратных отходов.

3. По отношению к логистическим посредникам:

собственные склады предприятий;

– склады логистических посредников (торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и т.п.).

4. По функциональному назначению:

– склады буферных запасов – предназначены для обеспечения производственного процесса (склады материальных ресурсов и незавершенного производства, производственных, страховых, сезонных и других видов запасов);

– склады перевалки грузов (терминалы) на транспортных узлах, выполнении смешанных, комбинированных, интермодальных и других перевозок;

– комиссионные склады – предназначены для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

– склады хранения, которые обеспечивают хранение и защиту складируемых изделий;

– специальные склады (таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отходов и т.п.).

5. По продуктовой специализации:

– узкоспециализированные (для одного или нескольких наименований продукции);

– ограниченного ассортимента;

– широкого ассортимента.

Склады могут также быть классифицированы по видам собственности, по технической оснащенности, по наличию внешних подъездных путей, по видам складских строений и сооружений, по технической конструкции и т.п.