Значение машиностроительного комплекса в хозяйстве страны. Каково значение машиностроения? станкостроительное и инструментальное

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Только задумайтесь, нас всегда и везде окружают машины. Просыпаясь утром, я готовлю себе тосты в тостере, разогреваю еду в микроволновой печи, спускаюсь на лифте, выхожу из дома и еду в универ на машине. Во всех сферах нашей жизни нам приходится иметь дело с техникой и машинами, вещами, сделанными на машинах. Отрасль машиностроения играет незаменимо важную роль в повседневной жизни. Даже такие банальные вещи, как карандаш или ручка, изготавливаются на станках, не говоря уже о различных гаджетах и транспорте.

Важность машиностроительной отрасли

Машиностроение является ведущей отраслью экономики не только нашей страны, но и всего мира в целом. В России в этой отрасли занято около тридцати процентов рабочего населения, и производит она четвертую часть валовой продукции.

Задачей этой отрасли является обеспечение людей всеми возможными современными машинами. От качества и количества производства машин зависит уровень жизни в стране, уровень экономического развития страны, а также обороноспособность страны.

Продукция этой отрасли используется в быту, в промышленности, сельском хозяйстве, в вооруженных силах и пр.


Основные виды машиностроения

Структура отрасли машиностроения подразделяется на следующие категории:

  • точное машиностроение - роботы, часы, электроприборы;
  • среднее - автотранспорт, тракторы;
  • общее - вагоны, суда, ракеты, самолеты;
  • тяжелое - крейсеры, танкеры, краны, конвейеры.

Выделяют также и дополнительные сегменты, по типу: изготовление деталей, заготовок, запчастей, а также их ремонт.


Значение машиностроения в обороне России

Оборонная система страны сильно нуждается в машиностроительной отрасли. Оснащение этой системы проводится военно-промышленным комплексом.

Предприятия военного машиностроения отличаются от других своими большими размерами. Развитие оборонительного машиностроения определяет уровень защищенности страны от врагов.


Задумайтесь, только на долю военного машиностроения приходится треть экспорта оборудования и машин. Производятся: ракеты, военные машины и оружие.


День машиностроителя

Праздник - День машиностроителя - учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях». День машиностроителя отмечается в последнее воскресенье сентября и в 2017 году выпадает на 24 число .

Значение машиностроения. Машиностроение в России

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Они производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования – от «иголок до самолётов». Страны Западной и Восточной Европы, а также, некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Сингапур и др.) обычно специализируются на выпуске определенных видов машиностроительной продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря.

Машиностроение – это важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, которая включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническую промышленность, а также радиоэлектронику и вычислительную технику. Эта отрасль отличается от других целым рядом особенностей, непосредственно влияющих на его географию. Главное – это наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Сложно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. По этой причине производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро.


В 2003 году машиностроение стало лидером по темпам увеличения промышленного производства - 9,4% против 7% в среднем по предприятиям других отраслей. Самый стремительный рост, более чем на 30%, показали железнодорожное машиностроение и приборостроение. Небольшая, но все-таки положительная динамика наблюдалась в электротехнической промышленности, автопроме и металлургическом машиностроении. А вот станкостроители, предприятия, выпускающие сельхозтехнику, химическое и нефтяное оборудование, снизили объемы производства.

Машиностроение - один из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Текущий этап информатизации отрасли характеризуется новой «волной» инвестиций в ИТ. По итогам 2006 года затраты машиностроительных предприятий на ИТ возросли более чем в 2,5 раза и превысили 16 млрд руб. 2007 год удержал текущий уровень ИТ-расходов. Возможно, волна ИТ-заказов перерастет в новый виток технологической модернизации отрасли.

Отечественное машиностроение включает три основных сегмента, находящиеся сегодня в совершенно разном положении как по экономическим показателем, так и по уровню информатизации. Это электронная, транспортная и тяжелая промышленность. Предприятии электронной промышленности стали первым сектором машиностроения, в который пришли западные технологии, и отечественная электроника, сохранив старые советские названия, была практически полностью переориентирована на выпуск западной продукции, собираемой на российских заводах из импортируемых комплектующих.

Транспортное машиностроение объединяет довольно разнородные по сути предприятия - автомобилестроение, авиакосмическую промышленность, судостроение. В целом данный сегмент является одним из самых благополучных: военная авиация - традиционная и ключевая статья российского экспорта, а авиационные предприятия ВПК - одни из самых активных заказчиков ИТ-решений. Несколько сложнее ситуация в судостроительной промышленности, а автомобилестроение практически полностью переориентировано на сборку западных марок автомобилей, с высокой «западной» планкой требований к автоматизации производства и управления.

Тяжелое машиностроение - самая кризисная машиностроительная отрасль. В ней можно выделить две группы предприятий - одни медленно, но верно «умирают» - это большая часть станкостроительной и инструментальной промышленности, другие существуют достаточно неплохо, хотя и «по инерции», ориентируясь на традиционных крупных профильных заказчиков с высокой рентабельностью (сырьевые, металлургические отрасли и предприятия энергетики).

Машиностроение является одной из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Реализация предельных возможностей гибкого производства, на принципах которого стараются переоснащать свои мощности ведущие российские компании, требует обеспечения максимальной коррелятивности между потоками данных о состоянии рынка и бизнес-процессами предприятия. Таким образом, гибкое производство оказывается чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей рыночной информации. Для этого нужны эффективные системы обработки данных, поэтому ключевым моментом развития промышленных предприятий становится информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и внешних производственных связей. Эти задачи решаются за счет внедрения современных ERP, SCM и CRM-систем.

Отечественная электронная и авиакосмическая промышленность в значительной степени обеспечивает разработку систем по обеспечению геопозиционирования транспортных средств и аварийной сигнализации, диспетчерских систем навигации и связи, систем навигации и мониторинга мобильных объектов на основе спутниковой GPS-навигации, подвижной сотовой GSM-связи, электронной картографии и т.д. Не стоит забывать и о ГЛОНАСС - российском «сверхпроекте», в котором заняты ключевые отечественные предприятия авиакосмической и электронной промышленности. Так что наметившаяся волна ИТ-заказов имеет некоторые шансы перерасти в новый виток технологической модернизации российского машиностроения, наполненного принципиально новыми заказами и, после длительного бездействия, открывающего новые производства.


День машиностроителя - профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли. Так как к машиностроению относится комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, транспортные средства, а также предметы потребления и оборонную продукцию, то этот праздничный день отмечается широко и торжественно, проходят торжественные праздничные мероприятия: концерты, чествования ветеранов труда.

Теги: День машиностроителя

Машиностроение имеет огромное значение в народном хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения:

общее машиностроение;

электротехника и электроника;

транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Общее машиностроение включает группу машиностроительных отраслей, специализирующихся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры.

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам.

Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота» (5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.).

Машиностроение -- главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Ведущие тенденции -- рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции -- 45-48%.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) -- 30%, бытовой электроники -- 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.