Важнейшие межотраслевые комплексы и проблемы отраслей специализации. Общая характеристика хозяйства россии. Миграция населения - это
Хозяйственный комплекс России складывался постепенно, по мере оϲʙᴏения новых территорий, изменения институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной связи с общими циклическими закономерностями развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., сложившиеся с ошибками экономической политики советских времен, привели к глубокому экономическому кризису, объективными причинами кᴏᴛᴏᴩого явились:
- серьезные диспропорции, накопившиеся в отраслевой структуре хозяйства;
- монополизация экономики;
- несостоятельность административно-распределительной системы управления экономикой;
- высокая степень износа основных производственных фондов страны;
- сокращение государственных инвестиций;
- глубокий кризис финансовой системы;
- разрыв сложившихся хозяйственных связей по производству и потреблению готовой продукции;
- затягивание разработки и осуществления кардинальных экономических и социальных реформ в стране.
В результате экономического кризиса Россия уступила прежние позиции в мировом хозяйстве. В течение ХХ столетия удельный вес России (в современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в производимом валовом продукте — почти второе. Доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении (2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по паритетам покупательной способности валют.
Главный экономический показатель развития страны — ϶ᴛᴏ валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, в нем отражаются уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах, объем инвестиций в экономику и качество жизни населения.
Совокупный ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. Сегодня по величине ВВП Российская Федерация находится в первой десятке стран мира. В 2005 г. по результатам международных сопоставлений ВВП по паритету покупательной способности Россия заняла 8-е место в мире после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Великобритании и Франции.
В конце 1990-х гг. наметились тенденции улучшения экономической обстановки. Под воздействием роста экспорта , ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т. д., установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. При этом позитивные процессы еще не приняли устойчивого необратимого и долговременного характера. Рост производства идет без существенного ослабления налоговой нагрузки и на базе предельно изношенного технологического оборудования.
Только в последние годы наметился рост объемов производства ВВП: если в 1996-2000 гг. среднегодовые темпы прироста составляли 1,6 %, то в 2001-2005 гг. — уже 6,2%.
В наибольшей степени показательна оценка ВВП по паритету покупательной способности (ППС) ППС — ϶ᴛᴏ количество единиц валюты, необходимое для покупки некᴏᴛᴏᴩого стандартного набора товаров и услуг, кᴏᴛᴏᴩые можно купить на одну денежную единицу базовой страны (или на одну единицу общей валюты группы стран) ППС демонстрирует реальную внутреннюю покупательную способность валюты.
Занимая в 2005 г. восьмое место в мире по размеру ВВП по ППС, Россия уступала США по абсолютному показателю в 7,3 раза, по относительному (ВВП на душу населения по ППС) — в 3,5 раза и по ϶ᴛᴏму показателю замыкала пятую десятку среди стран мира.
При всех сложностях современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов , накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом.
Отраслевая структура экономики России
Современная Россия — индустриально-аграрная страна с многоукладной (смешанной) экономикой, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.
Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2006 г.*Отраслевая структура — ϶ᴛᴏ совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.
Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в кᴏᴛᴏᴩой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
- отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
- отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
- отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера — ϶ᴛᴏ условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности кᴏᴛᴏᴩых принимают преимущественно форму услуг. Международный валютный фонд выделяет следующие виды услуг: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. При ϶ᴛᴏм к “прочим услугам” ᴏᴛʜᴏϲᴙт сравнительно новые виды деловых услуг, связанные с предпринимательством (профессиональные, управленческие, информационные, персональные, операционные, банковские, страховые и др.)
В России, в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований, действует несколько иная классификация. К непроизводственной сфере ᴏᴛʜᴏϲᴙт:- жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
- пассажирский транспорт;
- связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
- здравоохранение, физическую культуру;
- социальное обеспечение;
- образование;
- науку и научное обслуживание;
- культуру и искусство;
- кредитование, финансирование и страхование;
- государственное управление;
- оборона и охрана общественного порядка.
В отраслевой структуре хозяйства пока сохраняются диспропорции : повышенное значение имеют ресурсные отрасли экономики (так называемые “утяжеленности” экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в ϲʙᴏем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.
Для современной структуры хозяйства страны характерной чертой будет наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сегодня сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли хозяйства.
В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура, т. е. совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. Стоит заметить, что она играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности хозяйства и в оϲʙᴏении новых территорий. Учитывая зависимость от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Не стоит забывать, что важнейшие межотраслевые комплексы России*
Межотраслевые комплексы | Народно-хозяйственная функция |
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) |
Производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения |
Металлургический и химико-лесной комплексы |
Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения |
Военно-промышленный комплекс (ВПК) |
Производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны |
Агропромышленный комплекс |
Производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции |
Машиностроительный комплекс |
Производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения |
Инвестиционно-строительный комплекс |
Выполнение всех видов работ по обеспечению строительных работ для нужд хозяйства и населения |
Инфраструктурный комплекс |
Оказание разнообразных видов услуг для производства и населения |
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Стоит заметить, что она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепроводов, ирригационные системы и т. д.
Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание городских и сельских поселений.
Отметим, что территориальная структура хозяйства России
Под территориальной структурой понимается деление системы хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам и узлам. Стоит заметить, что она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как ее основные элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Отметим, что территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Оϲʙᴏение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
Не стоит забывать, что важной особенностью России будет асимметричная организация ее пространства , унаследованная от предшествующего развития. В территориальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.
Размещение производительных сил и эффективность развития народного хозяйства. Переход к рыночной системе хозяйствования не снял с повестки дня вопросов эффективности развития и размещения производительных сил.
При ϶ᴛᴏм следует иметь в виду, что экономический рост характеризуется прогрессивными количественными изменениями (например, рост объемов производства), а экономическое развитие — прогрессивными качественными изменениями в состоянии экономического объекта (например, рост производительности труда, повышение эффективности производства)
Рост может происходить как за счет интенсивных факторов, обеспечивающих повышение результативности при неизменных ресурсах, так и за счет экстенсивных факторов, когда происходит увеличение ресурсов при неизменной степени их использования. Развитие же чаще всего будет результатом использования интенсивных факторов.
Не стоит забывать, что важнейшим показателем результативности экономики в целом и отдельных экономических мероприятий будет эффективность производства — результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата или отношение эффекта к затратам. При ϶ᴛᴏм под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда. В ряде случаев расходы связаны с недостатками в организации труда, производства, транспортировки продукции и т. п., приводящим к потерям. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства.
В основе оценки экономического эффекта от размещения производства лежит общая методика определения экономической эффективности производства и капитального строительства. Показатели характеризуют соотношение результатов и затрат производственной деятельности на разных уровнях регулирования народного хозяйства (предприятие, отрасль, район, страна) Абсолютная эффективность определяется путем соизмерения полученного прироста национального дохода (чистой продукции) с затраченными капиталовложениями (или всеми производственными ресурсами) Сравнительная эффективность разных вариантов размещения предприятий и их комплексов устанавливается на базе расчета приведенных, т. е. текущих и сопоставимых единовременных затрат.
Стоит отметить, что основной результативный показатель рыночной экономики — прибыль — хуже, чем показатель затрат, характеризует эффективность размещения производства, так как прямо не демонстрирует влияние воздействующих факторов (энергетического, сырьевого, трудового и др.)
Для исчисления приведенных затрат на единицу продукции П берется сумма всех текущих затрат на ее производство (себестоимость) С и произведения удельных капитальных затрат К и нормативного коэффициента их эффективности Е, т. е. П = С + КЕ. Умножение ϶ᴛᴏй величины на количество продукции (определяемое балансовыми расчетами), дает полные приведенные затраты. В расчетах учитываются не только производственные, но и транспортные издержки.
Выбор оптимального варианта размещения предприятия производится по минимуму приведенных затрат (при сравнении многих вариантов) Два варианта можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных капитальных вложений (или обратным показателям — коэффициентам эффективности) Срок окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений Е обозначает нижнюю допустимую границу эффективности. По народному хозяйству в целом он установлен на уровне не ниже 0,12 (обратная величина — срок окупаемости 8,3 года)
Эффективность территориальных сдвигов размещения отраслей народного хозяйства обычно оценивается на базе региональных различий решающих показателей — капитальных вложений, заработной платы и производительности труда на расчетный период. Экономия приведенных затрат исчисляется на перемещаемый между регионами прирост производства по сравнению с вариантом исходного размещения.
Широкомасштабная реконструкция народного хозяйства повышает значение отраслевых и региональных показателей интенсификации производства, т. е. его роста за счет эффективного использования производственных ресурсов на базе достижений научно-технического прогресса. Это гораздо более результативный путь наращивания производства, чем экстенсивный, означающий вовлечение в него дополнительных ресурсов (на прежней технической основе)
Доля прироста продукции предприятия, отрасли за счет интенсификации, т. е. повышения ресурсоиспользования (производительности труда, фондоотдачи или материалоотдачи) ∆ Пи (%) при заданных величинах прироста продукции ∆ П и ресурсов (численности работающих или основных фондов или сырья и материалов) ∆ Р определяется по формуле ∆ Пи = 100 — 100 · 100 (∆ Р: ∆ П), (где вычитаемое — доля экстенсивного фактора)
Представляет интерес выявление изменения удельных весов районов в размещении отрасли под влиянием интенсивных факторов: по производству продукции в целом, в т.ч. за счет развития действующих предприятий, за счет производства качественно новых видов продукции и с применением новой техники и технологии, за счет ресурсосбережения; по капиталовложениям в целом, в т.ч. на техническое перевооружение и реконструкцию и т. д.
Межотраслевые комплексы: их роль в развитии экономики страны
Экономика нашей страны – многосложный динамичный общественный организм, планомерно охватывающий процесс совместного труда и присвоения создаваемых благ ради роста благосостояния и всестороннего развития каждого человека. Динамичное и сбалансированное развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса сопровождается совершенствованием территориальной организации производства, усложнением его отраслевой структуры, возникновением новых задач в области управления экономикой страны и входящих в нее субъектов.
В функциональном смысле экономику можно представить как сложную систему, в виде взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы - это силы и средства, участвующие в общественном производстве (люди и средства).
Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ.
Они представляют сложную систему, включающую производственно-технические и социально экономические отношения.
Первое - это отношения по поводу совместного труда участников процесса производства (основа их - разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, цехов и определяют необходимость налаживания между ними производственных связей).
Второе - это отношения между людьми, обусловленные характером и формой общественного присвоения средств производства, и отношениями к собственности.
По составу производительные силы - это система, включающая совокупность способностей трудящихся с их богатым производственным опытом коллективной работы и совокупность потребительной стоимости средств (прежде всего машин), интегрированных в отраслевые и иные подсистемы в рамках страны. Производственные отношения, как в процессе производства, так и при распределении, обмене и потреблении являются социальной двигательной и организующей силой развития всей экономики.
Развитие производительных сил является главным фактором общественного разделения труда и формирования отраслей и крупных отраслевых групп. Экономика страны имеет много структур. Это обусловлено многообразием процесса производства, присвоением производственных благ, общим его прогрессом. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними. Внедрение в широких масштабах достижений науки и техники в производство ведет к изменениям структуры: возникают и ускоренно развиваются новые виды производства, которые обособляются в отдельные подотрасли и отрасли. Вместе с тем происходит устаревание ранее производимой продукции и некоторые традиционные отрасли и подотрасли теряют свое значение.
Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в экономике страны составляющих его комплексов, определением путей более эффективного функционирования, а следовательно, и оптимизации структур. Организационная структура экономики характеризует соподчиненность и взаимосвязь между различными звеньями общественного производства как по вертикали, так и по горизонтали. В настоящее время эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.
Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны (производственного комплекса и непроизводственной сферы) можно представить в следующем виде:
отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.);
функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, аграрно-промышленный, строительный и др.);
региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории);
территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации;
промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории);
социально-производственные комплексы (сельский район, город).
Комплексность, т.е. единение растущего многообразия, - следствие качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Анализ показывает нарастание черт комплексности у всех составляющих экономики. Так, общественные производительные силы, субъективные и объективные их стороны выступают ныне в основном как единые народнохозяйственные организмы.
Вместе с тем комплексность экономики как народнохозяйственного целого сложилась на современной ступени развития лишь в главном, и это начальная ступень нового качества. Так, велики ведомственные перегородки в экономической системе, неоправданны многие пропорции. Сегодня нельзя говорить о полном соответствии между звеньями экономики. К примеру, между возможностями науки и степенью их использования, потенциалом рабочей силы, основных фондов и эффективностью их функционирования. В целом многие формы общественно-экономических отношений до настоящего времени отстают от уровня развития производительных сил. Значительно несоответствие между спросом и предложением, наличием денег у населения и товарной массы в магазинах. Существенно отстала от потребностей развития социальная сфера. Эти и другие недостатки подчеркивают потребность существенно качественного развития единого народнохозяйственного комплекса.
В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы:
топливно-энергетический;
металлургический;
машиностроительный;
химико-лесной;
продовольственный комплекс (агропромышленный и рыбохозяйственный);
социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей экономики страны в топливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощного топливно-энергетического комплекса Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах.
Значимость ТЭК для экономики страны и жизни российского общества определяется тем, что его доля в суммарном промышленном производстве достигает более одной четверти. В 90-х годах 20-го века налоговые поступления от структур ТЭК составляли 50-60% суммарного сбора налогов, а доля экспорта продукции ТЭК - около 50% от экспортного потенциала страны. Топливно-энергетическая сфера является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности общества, его социально-экономического благополучия, интеграции интересов различных регионов.
В начале XXI-века важными направлениями развития топливно-энергетического комплекса на среднесрочную перспективу определялись:
увеличение доли газа в суммарном производстве и потреблении энергоресурсов, углубление переработки нефти при увеличении производства высококачественных светлых нефтепродуктов, преодоление спада и умеренный рост добычи нефти;
стабилизация и постепенное наращивание добычи угля (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования, развития углеобогащения и комплексной переработки углей;
дальнейшее экономически и экологически целесообразное использование атомной и гидроэнергии;
обновление физически изношенного и морально устаревшего энергетического оборудования с приоритетным внедрением газовых турбин и парогазовых установок; опережающий рост электрификации и газификации коммунально-бытовой сферы и села при общей стабилизации потребления первичных энергоресурсов и сокращении использования топлива и энергии в энергоемких отраслях промышленности;
активное использование «газовой паузы» для технологической реконструкции всех отраслей топливно-энергетического комплекса, интенсификации освоения местных энергоресурсов (гидроэнергии, торфа, отходов лесного производства, малых месторождений угля, газа, нефти и др.), а также ускорение освоения нетрадиционных, в первую очередь возобновляемых и вторичных ресурсов (ветровой, солнечной и геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза, тепла отходящих газов и т. д.), особенно в районах с децентрализованными потребителями.
Металлургический комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Металлургический комплекс включает в себя девять подотраслевых подсистем: железнорудную или рудную в целом, включая добычу и подготовку марганцового и хромированного сырья; нерудную, в том числе основную металлургическую; трубную; метизную; ферросплавную; огнеупорную; коксохимическую; вторичных металлов.
Основная металлургическая подотрасль включает последовательные переделы: доменный, сталеплавильный, прокатный, производство изделий из готового проката. Ведущий, наиболее сложный металлургический передел - прокатный - обычно включает три производства: обжимно-заготовочное, производство труб и поковок из слитков и производство готового проката (сортопрокатное, листопрокатное и специальное).
Производство трубной, метизной, ферросплавной, огнеупорной подотраслей также включает несколько переделов.
Металлургический комплекс имеет ряд особенностей, к числу которых относятся: высокая капиталоемкость комплекса, длительный срок функционирования объектов черной металлургии, тесные технологические связи внутри комплекса.
Развитие металлургической промышленности России предопределяет не только экономическую, но и реальную политическую независимость страны, ее индустриальный и оборонный потенциал.
Вполне обоснованно на первое место в развитии экономики может быть поставлен машиностроительный комплекс .Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более одной трети общего объема промышленной продукции: в Японии - 50%, в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Франции - 38, в Великобритании - 36%. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства, органически связанных в единый процесс воспроизводства орудий труда, и является наиболее многопрофильным сектором индустрии. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телеком-муникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно разделяют на группы:
инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения;
электротехника, приборостроение, станкостроение - наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
автомобильная промышленность , продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, организаций и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);
другие подотрасли машиностроения.
В 2000 г. структура выпуска продукции перечисленных групп выглядела следующим образом (в процентах): инвестиционное машиностроение - 16,4%, наукоемкое машиностроение - 13,6%, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности - 6,1%, автомобилестроение -30,4%, другие подотрасли машиностроение - 33,5%.
Основными задачами машиностроительного комплекса являются:
полное обеспечение экономики страны прогрессивным оборудованием;
резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире;
быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих;
подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Актуальны также: углубленные специализация и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.
Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса в начале XXI-го века должно было быть:
развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;
формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;
увеличение темпов обновления и ввода новых основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;
создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.
Не менее важно предполагалось наладить постоянно действующий механизм обновления продукции, повышения ее потребительских свойств, вовлечение в производство разработок НИОКР. Именно с этой целью было создано в рассматриваемый период Министерство промышленности, науки и технологий, призванное на основе научных достижений и новых технологий сформировать промышленную политику и реализовывать ее в рамках предоставленных полномочий.
Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей, органически связанных с выполнением общей цели, которая заключается в полном удовлетворении потребностей экономики страны в соответствующей продукции. Химико-лесной комплекс отличается наличием многообразных внутри- и межотраслевых связей, большим влиянием научно-технического прогресса на изменения в отраслевой структуре комплекса.
В промышленности минеральных удобрений очень актуальны сейчас рост выпуска эффективных видов удобрений и переработка отходов производства фосфорных и сложных удобрений, выпуск экологически безопасных средств защиты растений. В нефтехимии перспективным направлением развития является расширение ассортимента выпускаемых видов синтетических тканей и волокон, автошин при обязательном выводе из эксплуатации экологически вредных, энергоемких производств. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству, но более дешевых лекарственных средств при увеличении доли жизненно необходимых медикаментов в общем объеме их выпуска.
Довольно перспективными производствами являются выпуск полиэтилена, смолы ПВХ, полипропилена, каустической и кальцинированной соды, карбамида, метанола, синтетического каучука.
В лесозаготовительной промышленности наиболее перспективно развитие заготовок древесины по соответствующей лесоводственным требованиям хлыстовой технологии в основных лесосырьевых районах с максимальным вовлечением в эксплуатацию всех ресурсов, а также рост производств на основе химической и химико-механической переработки древесины в местах основных лесов.
В деревообрабатывающей промышленности рост эффективности связан с переходом на производство пилопродукции повышенной заводской готовности и качества с защитной обработкой, экологически чистой и долговечной. В целлюлозно-бумажной промышленност и перспективны рост потребления низкосортной древесины и древесных отходов, использование ресурсосбере-гающих и экологически чистых технологий.
Реализация этих направлений позволила в конце XX-го века максимально снизить падение производства в химико-лесном комплексе, а в 2000 г. добиться его стабилизации.
Строительный комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей строительства, промышленности строительных материалов, машино-строения, ремонтной базы, объединенных общей целью обеспечения ввода в действие основных фондов в отраслях экономики страны. Анализ соответствия развития составных элементов комплекса характеризует происходящие существенные изменения в масштабах строительства, технологической структуре капитальных вложений, производстве оборудования. Продукцией строительного комплекса принято считать полностью завершенные и сданные в эксплуатацию производственные мощности и объекты по их сметной стоимости, обеспечивающие в установленные нормативами сроки производство и выпуск готовой продукции или оказание услуг в соответствии с утвержденными проектными технико-экономическими показателями.
Строительный комплекс сформировался как сложная межотраслевая система подрядных и субподрядных строительно-монтажных организаций. Создание строительного комплекса способствовало стабильности и увеличению объемов производственного, жилищного и социально-бытового строительства, совершенствованию структуры капитальных вложений, их концентрации, наращиванию мощностей строительных организаций.
Вместе с тем курс на интенсификацию общественного производства, переход к рыночной экономике выдвинул новые задачи, к решению которых строители оказались неподготовленными. Об этом можно судить уже по тому, что в начале XXI-го века отстало в своем развитии строительное и дорожное машиностроение. На этой основе замедлились темпы обновления основных фондов строительных организаций, значительно возрос износ строительных машин и механизмов. Поставляемые на смену выбывшим машины и механизмы не обеспечивали комплексной механизации ручных работ в строительном производстве, вследствие чего уровень трудоемких ручных операций не уменьшался и составлял от 40 до 50%.
В современных условиях в процессе перехода к рыночным отношениям роль строительного комплекса должна возрастать. Перед строительным комплексом в начале XXI-го века стояли следующие основные задачи:
повысить эффективность капитальных вложений за счет совершенствования их технической и воспроизводственной структуры, концентрируя материальные, финансовые и трудовые ресурсы прежде всего на техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий и на сооружении объектов, определявших научно-технический прогресс и решение социальных задач;
обновить материально-техническую базу строительства, последовательно проводя дальнейшую индустриализацию строительного производства, ускоренное создание и внедрение прогрессивной технологии, систем машин и механизмов, обеспечивающих комплексную механизацию строительных и монтажных работ;
снизить материалоемкость строительства, улучшить структуру применяемых строительных конструкций и материалов;
сократить фронт строительства, значительно уменьшив количество одновременно строящихся объектов, обеспечить концентрацию капитальных вложений на важнейших пусковых объектах;
добиться сокращения сроков строительства не менее чем вдвое, обеспечивая ввод объектов в действие в нормативные сроки, а затем и в сроки, достигнутые в развитых зарубежных странах;
добиться опережающего ввода в действие основных фондов по сравнению с ростом капитальных вложений, доведя объем незавершенного строительства до нормативного уровня;
существенно (до высшего мирового уровня) поднять качество продукции во всех звеньях комплекса;
повысить качество проектно-сметной документации, предусматривая в проектах широкое применение прогрессивных научно-технических достижений, ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Чрезвычайно важны для любой экономической системы, тем более для рыночной, отрасли социального комплекса, производящие товары народного потребления в той или иной сфере легкой промышленности. Эти отрасли и до перехода к рыночной экономике занимали значительный удельный вес (1990 г. - 8%). После него же они должны были охватывать еще бо́льший сектор экономики.
Однако, как отмечалось выше, общий спад производства, резкое снижение платежеспособного спроса населения сделали кризис в этой сфере наиболее долгим. За 1990-2000 гг. производство шерстяных и хлопчатобумажных тканей сократилось на 70%, трикотажных изделий - на 84%, обуви - на 89%. Легкая промышленность производила в 2000 г. 26% продукции от уровня 1990 г.
Такое положение не соответствовало ни масштабам страны и интересам ее экономической безопасности, ни вековым традициям населения и наличию собственной сырьевой базы. В связи с этим в начале XXI-го века предстояло обеспечить скорейшее перерастание наметившихся положительных тенденций в развитии легкой промышленности в реальный и масштабный рост выпуска отечественными предприятиями востребованной рынком продукции отрасли.
Для этого была необходима реализация целой совокупности мер на федеральном, региональном уровнях и на уровне предприятий, предусматри-вающих:
реструктуризацию производства в соответствии с требованиями рынка; создание нормальных экономических условий для предприятий, освоивших рыночный механизм функционирования производства;
реальную защиту отечественного товаропроизводителя от чрезмерного импорта товаров;
совершенствование инфраструктуры рынка товаров легкой промышленности;
повышение действенности системы сертификации продукции и др.
Агропромышленный комплекс (АПК). Промышленность является основой переустройства сельскохозяйственного производства. Обеспечивая сельское хозяйство средствами новой техники, промышленность способствует экономическому и культурному подъему деревни, превращению сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.
Процесс интеграции сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства, и в первую очередь с промышленностью, обусловил возникновение народнохозяйственного агропромышленного комплекса. АПК представляет собой совокупность отраслей и производств, занятых производством, переработкой и реализацией продукции сельского хозяйства, включая обеспечение их средствами производства. В 1994 г. на долю отраслей, входящих в АПК (включая обеспечивающие его средствами производства), приходилось около трети валового продукта, производственных основных фондов и численности работников сферы материального производства.
Отрасли, формирующие АПК, по функционально-отраслевому принципу группируются в три крупные сферы, а также производственную и социальную инфраструктуры.
Первая сфера включает отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, отраслей пищевой промышленности, системы заготовок и хранения продукции, а также транспортные средства.
Вторая сфера включает сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственное производство - центральное звено всего АПК, главными ресурсами которого являются ресурсы природы - (земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал земледелия).
Третья сфера включает отрасли, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной и другой продукции и доведение ее до потребителя. К ним относятся пищевая, мукомольно-крупяная, мясная и молочная, комбикормовая, легкая промышленность (первичная обработка хлопка, льна, шерсти, шелка, кожевенно-мехового сырья), торговля продовольственными товарами и общественное питание.
Производственную инфраструктуру АПК представляет система материально-технического обеспечения и производственно-технического обслуживания сельского хозяйства и других отраслей комплекса.
Социальная инфраструктура - это жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и культурное обслуживание, система детских и оздоровительных учреждений, система подготовки кадров.
Выделение и развитие инфраструктуры в составе АПК - необходимое условие, определяющее нормальное и наиболее эффективное функционирование материально-технической базы комплекса.
Степень развития АПК страны определяется мерой выполнения им своей главной социальной функции - полным и бесперебойным обеспечением населения страны продовольствием и другими предметами потребления из сельскохозяйственного сырья высокого качества и в нужном ассортименте, а также созданием надежных резервов продукции и обеспечением положительного баланса продукции комплекса во внешнеторговых операциях. АПК обязан обеспечить эффективное использование земли, вод, лесов и других природных ресурсов; проявлять постоянную заботу о повышении плодородия земли, охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий, осуществлять организацию производства на базе безотходных технологий.
АПК страны является составной частью продовольственного комплекса. Он включает группу взаимосвязанных отраслей экономики страны, обеспечивающих население продовольствием.
Тенденция развития АПК такова, что доля продовольствия возрастает, а доля непищевого сельскохозяйственного сырья сокращается. Это связано, в частности, с развитием новой сырьевой базы текстильной и кожевенно-обувной промышленности - стремительно растущим производством синтетических волокон, кожзаменителей и т. п.
По данным ФАО, в конце XX века в промышленно развитых странах доля АПК в общих объемах производства продукции (услуг, работ) продовольственного комплекса составляла 90-95%. В России в 2006 г. - 89,9%.
Продовольственному комплексу присущи сезонность производства, длительность и сложность производственного процесса, наличие сложной сферы обслуживания. Возникает необходимость в особой системе хранения (складах, хранилищах, холодильниках и др.) и транспортирования. Имеются определенные трудности в оценке качества и стандартизации продукции.
Образование продовольственного комплекса - это результат развития производительных сил, приведший к разрушению традиционной замкнутости сельского хозяйства.
В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы:
а) топливно-энергетический;
б) металлургический;
в) машиностроительный;
г) химико-лесной;
д) агропромышленный;
е) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);
ж) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощного топливно-энергетического комплекса Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах.
Значимость ТЭК для экономики страны и жизни российского общества определяется тем, что его доля в суммарном промышленном производстве достигает почти одной трети, а в объеме валового продукта — около 15 %.
Металлургический комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Металлургический комплекс включает в себя девять подотраслевых подсистем: железорудную или рудную в целом, включая добычу и подготовку марганцевого и хромированного сырья; нерудную; основную металлургическую; трубную; метизную; ферросплавную; огнеупорную; коксохимическую; вторичных металлов.
Основная металлургическая подотрасль включает последовательные переделы: доменный, сталеплавильный, прокатный, производство изделий из готового проката.
Ведущий, наиболее сложный металлургический передел — прокатный — обычно включает три производства:
1) обжимно-заготовочное,
2) производство труб и поковок из слитков;
3) производство готового проката (сортопрокатное, листопрокатное и специальное).
Производство трубной, метизной, ферросплавной, огнеупорной подотраслей также включает несколько переделов.
Металлургический комплекс имеет ряд особенностей, к числу которых относятся: высокая капиталоемкость комплекса, длительный срок функционирования объектов черной металлургии, тесные технологические связи внутри комплекса.
Развитие металлургической промышленности России предопределяет не только экономическую, но и реальную политическую независимость страны, ее индустриальный и оборонный потенциалы. Металлургический комплекс Российской Федерации включает 412 промышленных предприятий и 70 научных организаций. В нем занято около 1,5 млн трудящихся. Практически все предприятия комплекса преобразованы к настоящему времени в акционерные общества. В результате приватизации доля государственных предприятий в отрасли сократилась до 3 %, было создано около 2 % совместных предприятий, 95 % составили акционерные общества, в основном с частной формой собствен-ности.
Учитывая, что в структуре конструкционных материалов черные и цветные металлы составляют наибольший удельный вес (доля пластмасс в потреблении конструкционных материалов составляет до сих пор примерно 1 %), снижение объемов производства металла привело к значительным перебоям в материально-техническом обеспечении предприятий - потребителей металлопродукции. А сохраняющийся дефицит металла не стимулирует металлургические предприятия к производству экономичных, менее металлоемких видов металлопродукции, выпуск которых связан с повышенной трудоемкостью и за-тратоемкостью вообще.
В черной металлургии перспективно внедрение новых технологий в доменном производстве, замена устаревшего мартеновского способа выплавки стали конвертерным и электросталеплавильным, расширение сортамента и рост качества металлопроката. В цветной металлургии на первой очереди — укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконструкции действующих предприятий по добыче и переработке руд. В металлургическом переделе этой отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий производства тяжелых цветных металлов, а выплавку алюминия намечается осуществлять с применением нового поколения технологического оборудования.
Машиностроительный комплекс (МК)
вполне обоснованно может быть поставлен на первое место в развитии экономики. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства, органически связанных в единый процесс воспроизводства орудий труда, и является наиболее многопрофильным сектором индустрии.
Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
В МК входит большая группа отраслевых и академических НИИ, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.
В структуре машиностроительного комплекса выделяются три крупные структурно-технологические сферы, или блока. Металлообработка и межотраслевые производства являются первым структурно-технологическим блоком машиностроительного комплекса. Именно на этой стадии производства машины изготавливаются первичные элементы будущего оборудования, исходным сырьем для которого является в большинстве случаев металл. Можно сказать, что это — первый передел машиностроительного производства. Второй структурно-технологический блок, или второй передел машиностроительного комплекса, — собственно машиностроение, или те стадии технологического процесса, на которых из первых элементов, полученных в процессе металлообработки, собираются вначале узлы оборудования, а затем из последних — сама машина.
Последним блоком, или третьим переделом МК, является машиносервис, включающий монтаж и переналадку оборудования, его техническое обслуживание и ремонт.
Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей, органически связанных с выполнением общей цели, которая заключается в полном удовлетворении потребностей народного хозяйства в соответствующей продукции. Химико-лесной комплекс отличается наличием многообразных внутри- и межотраслевых связей, большим влиянием научно-технического прогресса на изменения в отраслевой структуре комплекса.
Агропромышленный комплекс (АПК) , в отличие от других межотраслевых комплексов, характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК — это интегрированная система сельского хозяйства, отраслей перерабатывающей промышленности, заготовок и снабжения, комбикормовой и микробиологической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования в отраслях пищевой промышленности и ряда других подотраслей народного хозяйства. Сюда же следует отнести производство тарных материалов и тары; минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных и биологически активных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. В деятельности АПК отрасли объединены общей конечной функцией — снабжением страны продовольствием и сельско-хозяйственным сырьем. Структура АПК, характеризующая его как совокупность всех производственно-технических процессов, ориентированных на создание продовольственных и непродовольственных товаров из сельскохозяйственного сырья, может рассматриваться в виде функциональной структуры комплекса. Весь процесс агропромышленного производства при таком подходе подразделяется на пять взаимосвязанных стадий:
1) производство средств производства для всей системы АПК;
2) сельскохозяйственное производство;
3) производство предметов потребления, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья;
4) реализация конечной продукции;
5) производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного цикла.
Строительный комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей:
Строительства;
Промышленности строительных материалов;
Машиностроения;
Ремонтной базы,
объединенных общей целью обеспечения ввода в действие основных фондов в отраслях народного хозяйства.
Анализ развития составных элементов комплекса характеризует происходящие существенные изменения в масштабах строительства, технологической структуре капитальных вложений, производстве оборудования. Продукцией строительного комплекса принято считать полностью завершенные и сданные в эксплуатацию производственные мощности и объекты по их сметной стоимости, обеспечивающие в установленные нормативами сроки производство и выпуск готовой продукции или оказание услуг в соответствии с утвержденными проектными технико-экономическими показателями.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Межотраслевые комплексы
1. Хозяйственное значение
2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов
Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.
3. Основные проблемы
Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.
В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.
Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.
Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.
4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов
Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.
Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
нарушение технологических связей;
простои многих предприятий;
низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.
практическая работа , добавлен 10.05.2008
Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.
контрольная работа , добавлен 25.04.2015
Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.
реферат , добавлен 18.04.2010
Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.
курсовая работа , добавлен 03.07.2011
Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.
курсовая работа , добавлен 15.11.2013
Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.
шпаргалка , добавлен 22.04.2010
Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.
презентация , добавлен 24.03.2012
Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.
курсовая работа , добавлен 31.12.2013
Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.
реферат , добавлен 13.11.2010
Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.
Межотраслевые комплексы их сущность, структура и значение. Процесс формирования межотраслевых комплексов – это объективное явление в развитии производительных сил Украины. Прогрессивное углубление общественного и территориального разделения труда сопровождается усилием интеграционных тенденций между предприятиями и отраслями. Объективно формируются сравнительно обособленные группы отраслей и производств с тесными экономическими, коммерческими и производственными связями. Эти производства и отрасли оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми в своем развитии.
Межотраслевой комплекс – это совокупность видов деятельности и отраслей, осуществляемых на определенной территории и объединенные в определенную группу и характеризующиеся тесными экономическими и другими связями.
Наиболее важными и определяющими связями есть производственные, которые возникают при доставке сырья, готовой продукции, а также при кооперировании предприятия и отраслей производства. На основе производственных связей в народном хозяйстве Украины и на уровне районов и регионов функционируют такие межотраслевые комплексы: 1)Топливно-энергетический; 2)Металлургический; 3)Машиностроительный; 4)Агропромышленный; 5)Химический; 6)Лесопромышленный; 7)Транспортный; 8)Строительный.
Комплекс по производству не продовольственных товаров народного потребления и др. В последнее время этот перечень дополнился такими отраслями как: 9)Военно-промышленный; 10)Море хозяйственный; 11)Социальный; 12)Рекреационный; 13)Информационный.
Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность интегрированных отраслей народного хозяйства, объединенных общей целью – Обеспечение страны продовольствием и промышленности сельскохозяйственным сырьем. В состав АПК входят отрасли: растениеводство и животноводство по производству с.-х. продукции. По ее переработке, реализации по производству средств производства сельского хозяйства, а также звенья производственного обслуживания АПК.
Межотраслевые комплексы явл. реально существующими явлениями, но большая часть этих межотраслевых комплексов не имеет соответствующих управленческих структур и органов. Их деятельность координируется, анализируется, разрабатывает прогнозы развития, на основе матричной структуры управления, т. е. временными целевыми управленческими группами. Межотраслевые комплексы есть одновременно составной частью АПК и машиностроительного комплекса. Например: Причерноморский хозяйственный комплекс – рекреационный комплекс.
Чем больше перекрытия межотраслевых комплексов регионов, тем больше взаимосвязанным и комплексным есть его хозяйство.
Система признаков, на основе которых выделяются различные межотраслевые комплексы: 1.наличие тесных производственных и коммерческих связей. 2.решения актуальных экономических проблем 3.объединение звеньев комплекса в единую производственно-технологическую систему. 4.выполнение определенной функции в экономической системе. 5.общее, но не всегда управление межотраслевым комплексом. 6.территориально географические признаки. В зависимости от комбинации производственных и территориальных географических признаков, все межотраслевые комплексы можно сгруппировать в такие группы: 1)Промышленные; 2)Агропромышленные; 3)Лесопроизводственные. 4)Аквотореальные комплексы охватывают заготовку и переработку рыбных ресурсов, водорослей, добычу и переработку морских солей, опреснение воды (морской), а также цикл производств по добычи транспортировки и переработки, нефтегазового сырья на шельфе морей.
По характеру связей между отраслями выделяют 4 типа межотраслевых комплексов:
1-тип. Входят отрасли, предприятия которых связаны последовательной или параллельной переработкой определенного сырья включая добычу в АП и выращивание.
2-тип. Принадлежат однородные отрасли, связи, между предприятиями которых возникают на основе производства взаимозаменяемой продукции и услуг (Например, топливо энергетический и транспортный комплекс).
3-тип. Комплексы, состоящие из совокупности нескольких отраслей, предприятия которых решают определенные народно-хозяйственные или региональные проблемы (Например, продовольственные, рекреационные и др.).
4-тип. Прогнозные межотраслевые комплексы, создаваемые для достижения определенной цели.
В зависимости от пространственных масштабов межотраслевые комплексы делят на 3 вида: 1. Межгосударственные; 2. Макроэкономические или народно-хозяйственные; 3. Территориальные межотраслевые комплексы.
Межгосударственные комплексы создаются на основе интеграции как минимум 2-ух хозяйственных межотраслевых комплексов разных стран (Например, на пространстве СНГ формируются военно-промышленный, ракетно-космический, авиационный комплексы).
Макроэкономические или народно-хозяйственные межотраслевые комплексы формируются и функционируют как межотраслевые образования в масштабе всего народного хозяйства.
Территориальные межотраслевые комплексы представляют собой подсистемы соответствующих народнохозяйственных комплексов и подсистемы интегральных и территориально хозяйственных комплексов (Например, АПК-Крыма, одновременно составная часть АПК-Украины и подсистема территориально хозяйственного комплекса Крыма).
Территориальные межотраслевые комплексы в свою очередь делятся на локальные и региональные.
Региональные – это межотраслевые комплексы, функционирующие в пределах АР Крым, отдельных областей, группе областей в экономических районах и регионах.
Локальные территориальные межотраслевые комплексы функционируют в пределах внутриобластных, республиканских, административных районах, в экономических узлах и центрах.