Социальной защиты рф от. Социальная защита населения

Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

1.3 Инфраструктура социального обеспечения государства

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.

В ст. 39 Конституции РФ упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.

Социальная служба - это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", вступивший в действие в декабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального обслуживания относятся: материальная помощь (денежная и продуктово-товарная); социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; предоставление временного приюта; консультативная помощь по различным направлениям; реабилитационные услуги и т. д.

Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т. п.). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью.

Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.

К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п.) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся:

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

Социальные приюты для детей и подростков;

Центры экстренной социальной помощи по телефону;

Центры (отделения) социальной помощи на дому;

Дома ночного пребывания;

Специальные дома для одиноких престарелых;

Стационарные учреждения социального обслуживания;

Геронтологические центры и др.

Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального поддержания работающих.

Заключение

С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяются теоретическое и практическое представление о труде, вырабатываются совершенно новые основы жизнедеятельности и развития общества. Будучи важнейшей экономической категорией, понятие труд является многоплановым, многоаспектным, требующим постоянного исследования и уточнения.

Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Об основах обязательного социального страхования.

2. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. О государственном пенсионном обеспечении в РФ.

3. Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.: Поиск, 2002. – с.165.

4. Арво Куддо. Политика занятости в России в контексте международного опыта. – М.: Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги, 1998, декабрь.

5. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций. – Ростов н/Д:Феникс, 2002.

6. Криворученко К.С. Непрерывное и опережающее профессиональное образование. Сборник "Научные труды аспирантов и докторантов". – М.: Изд-во Московского Гуманитарного университета, 2004, № 15.

7. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство "Экзамен", 2004.

Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257) и в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), а также в целях координации деятельности и методического обеспечения установления и расчета нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника в сфере социального обслуживания приказываю:

10. Нормы времени определяются дифференцированно в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор) с учетом особенностей деятельности организации социального обслуживания.

Наименование социальной услуги

Расчетная норма времени на оказание социальной услуги, мин

Периодичность оказания социальной услуги, раз в год

Кратность оказания социальной услуги, один раз в течение периода

Число получателей социальной услуги, чел.

Трудоемкость оказания социальной услуги,

чел.-час.,

7=(3 х 4 х 5 х 6)/60

Покупка за счет средств получателя услуг и доставка на дом продуктов питания (горячих обедов) на расстояние

Оказание помощи в приготовлении пищи (из продуктов получателя услуг)

Итого:

12. Норматив нагрузки одного социального работника определяется дифференцировано в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор).

Весовой коэффициент, показывающий объем оказываемых социальных услуг для i-й формы социального обслуживания и j-го места оказания социальной услуги.

Например, норма нагрузки одного социального работника в форме социального обслуживания на дому составляет 9,4 чел./час. для благоустроенного сектора (город) и 7,5 чел./час. для неблагоустроенного сектора (село). На благоустроенный сектор приходится 60% объема оказываемых услуг, а на неблагоустроенный - 40%. Тогда средняя норма нагрузки одного социального работника () составит: 9,4 х 0,6 + 7,5 х 0,4=8,6 чел./час.

Среднесписочная численность всех работников организации (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета), чел.

Совокупность средств и мероприятий, направляемых на охрану прав граждан РФ, а также удовлетворение их социальных нужд называется социальной защитой населения России. Ее проблемы в 2019 по-прежнему остаются актуальными, что напрямую связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами. Несмотря на трудности, можно наблюдать положительные изменения.

Проблемы социальной защиты населения России в 2019 году

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной защиты 2019 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов :

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В 2019 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др.

В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2019 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.

Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.

Изменения в системе социальной защиты в 2019 году

Социальная защита населения РФ в 2019 г. реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.

Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.

Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:

  • безвозмездный медицинский сервис;
  • равноправный доступ к образованию;
  • закрепление обязательного зарплатного минимума;
  • пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам;
  • выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).

Соцстрахованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.

Выполнение программ соцзащиты осуществляется посредством соблюдения определенных принципов. Во-первых, это принцип сочетания мер государственной политики и актов благотворительности, которая опирается на общепринятые ценности гражданской солидарности, сочувствия, взаимовыручки. Во-вторых, это принцип «гибкости», который означает рациональную смену ключевых приоритетов социальной стратегии во время переломного периода, дефицита финансов.

Качественные изменения в социальной защите в 2019 году будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.

Социальная защита военных пенсионеров, инвалидов и детей в 2019 году

Социальная защита военных пенсионеров в 2019 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

В сфере социальной защиты инвалидов в 2019 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2019 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:

2018 год ознаменуется расширением графика проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий, культурный, обучающий характер. Для участия в подобных акциях будут массово привлекаться ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.

Итак, социальная защита России в текущем 2019 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.

План

    Основные цели

    Формы социальной защиты

    Принципы социальной защиты

    Социальное обеспечение

    Социальное страхование

    Социальная помощь

Социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В России за социальную защиту отвечает: Министерство здравоохранения и социального развития России.

Социальная защита - соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ».

Основные цели

    избавление от абсолютной нищеты,

    оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях,

    содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Социальная защита состоит: социальное обеспечение; социальное страхование;

социальная помощь (поддержка)

Формы социальной защиты – законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Государственные формы соц. защиты – льготы.

Льгота – это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Основные направления и формы социальной защиты :

    пенсионное обеспечение

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

Принципы

      поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те, или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;

      заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

      патернализма , обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Главная функция социальной защиты

        поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции,

        оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Правовые способы поддержки

        пенсии на детей в случае потери кормильца;

        отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок;

        бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;

        дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;

        предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

    пособие по беременности и родам;

    пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    ежемесячное пособие на ребенка;

    единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот.

Социальное обеспечение – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

    материальное обеспечение граждан в старости, в период временной не

    трудоспособности, при потере кормильца в семье;

    обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям,

    семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Принципы государственной системы здравоохранения – бесплатность и

общедоступность.

Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

– установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов

Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

    особенностью является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

    построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Виды социального страхования

    Добровольное социальное страхование.

    Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды (принцип неполного самофинансирования).

В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

а) обязательное общее страхование

б) обязательное профессиональное страхование

Социальное страхование

    Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым

по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

    Цель Фонда социального страхования Российской Федерации – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

          • Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики

Социальная помощь – введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности (федеральный бюджет, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Формы государственной социальной помощи

    денежные выплаты - социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина.

Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

Программа социальных реформ в России

Основные направления и формы социальной защиты:

    защита трудовых прав и охрана труда

    социальная поддержка безработных

    пенсионное обеспечение

    развитие социального обслуживания

    социальная поддержка граждан, уволенных в запас

    социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

    социальное обеспечение нетрудоспособного населения

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

    услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

    оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

    укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

    формы и методы социальной поддержки безработных

    регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

    государственная служба занятости

Социальная защита

    Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

    Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

    Социальная помощь это предоставление льгот и преимуществ, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот

    Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Основные цели – избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономит.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Центральный субъект социальной защиты - государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Основные формы социальной защиты :

    законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

    регулирование доходов и расходов населения;

    социальное страхование;

    социальное вспомоществование;

    социальные услуги;

    целевые социальные программы.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.