Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность. Образовательная деятельность. Выбор юр лица. Изменены типы образовательных организаций

Организация образовательной деятельности регламентируется ФЗ №273. Нормативный акт регулирует общественные отношения, которые возникают в сфере обучения. Рассмотрим далее специфику образовательной деятельности.

Принципы

Организация образовательной деятельности базируется на следующих положениях:

  1. Признание приоритетности обучения.
  2. Обеспечение прав людей на получение образования, недопустимость дискриминации.
  3. Гуманистический характер отрасли, приоритет здоровья и жизни человека, свобод личности, взаимоуважения, гражданственности, трудолюбия, правовой культуры, ответственности, бережного отношения к окружающей среде.
  4. Формирование единого образовательного пространства в России, развитие и защита этнокультурных традиций и особенностей народов страны.
  5. Создание надлежащих условий для интеграции отечественной и зарубежных систем обучения на взаимовыгодной и равноправной основе.
  6. Светский характер педагогической деятельности в муниципальных и государственных учреждениях соответствующего профиля.
  7. способа обучения с учетом потребностей и склонностей человека, формирование условий для самореализации.
  8. Обеспечение права на получение образования в течение жизни в соответствии с нуждами субъекта, адаптивность системы к особенностям развития, уровню подготовки, интересам личности.
  9. Автономия учебных заведений, академические свободы и права работников и обучающихся, публичная отчетность и информационная открытость учреждений.
  10. Демократичность при управлении образованием.
  11. Недопустимость устранения или ограничения конкуренции.
  12. Сочетание договорного и госрегулирования отношений.

Субъекты

Законодательство определяет круг лиц, которые уполномочены работать в сфере обучения. Основными из них выступают образовательные организации. В случаях, предусмотренных в нормативных актах, обучение может проводиться индивидуальными предпринимателями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются в форме, предусмотренной в ГК для некоммерческих структур. Духовные учреждения формируются по правилам, установленным нормативными актами о объединениях.

Виды учреждений

Классификация проводится в зависимости от субъекта, создавшего учебное заведение. По этому признаку организации разделяются на:

  1. Государственные. Эти учреждения формируются РФ или регионом страны.
  2. Муниципальными. Они создаются МО.
  3. Частными. Такие заведения формируются гражданами либо юрлицами в порядке, установленном в законодательстве.

Типы учебных учреждений

Образовательные организации классифицируются в зависимости от содержания планов, реализация которых выступает в качестве их основной деятельности. По данному признаку выделяют:

  1. ДОУ. Они представляют собой учреждения, в которых ведется дошкольное обучение, предусматривается уход и присмотр за воспитанниками.
  2. Общеобразовательные учреждения, ведущие обучение по программам НОО, ООО и СОО.
  3. Профессиональные учреждения. В них проводится обучение по программам среднего профобразования.
  4. Вузы. В этих учреждениях ведется обучение по программам в/о и научная деятельность.

Право преподавания

Им обладают субъекты, имеющие высшее либо среднее профобразование и отвечающие требованиям, предусмотренным в квалификационных справочниках, а также профстандартам. Нормативными актами предусмотрена номенклатура должностей работников и руководителей учебных заведений. Она утверждается Правительством.

Юридический статус специалистов

Под правовым положением педагогического работника следует понимать комплекс его трудовых, социальных гарантий, компенсаций, ограничений, ответственности и обязанностей. Они устанавливаются в законодательстве. В России статус педработников считается особенным в обществе. В соответствии с этим формируются надлежащие условия для осуществления ими своей педагогической деятельности. В России специалистам предоставляются свободы и права, государственные гарантии, социальная поддержка, направленные на обеспечение высокого профессионального уровня сотрудников, повышения их значимости, а также престижа работы.

Юридические возможности

Осуществляя образовательную деятельность, работники организаций пользуются правами на:

  1. Свободу преподавания, выражения своего мнения, независимость. Под последней следует понимать невмешательство в их работу сторонних субъектов.
  2. Свободу выбора и применения научно-обоснованных средств, методов и форм воспитания и обучения.
  3. Творческую инициативу, выработку и использование авторских программ и методик в пределах конкретных предметов, курсов, дисциплин, планов.
  4. Выбор учебников и методических пособий, материалов и прочих средств в соответствии с образовательной программой в порядке, определенном в законодательстве.
  5. Участие в выработке календарных графиков, курсов, предметов, дисциплин.
  6. Осуществление научно-технической, исследовательской, творческой, международной и экспериментальной деятельности, внедрения и разработки инноваций.
  7. Бесплатное использование информационных ресурсов, посещение библиотек.
  8. Участие в управлении учебным заведением, в том числе в составе коллегиальных органов, в порядке, предусмотренном в уставе.
  9. Объединение в общественные профорганизации в формах и по правилам, установленным законом.
  10. Участие в обсуждении вопросов, касающихся деятельности учебного заведения, в том числе через управляющие органы и
  11. Обращение в комиссию, уполномоченную на урегулирование споров между субъектами образовательного процесса.
  12. Защиту достоинства и чести, справедливое и объективное разбирательство нарушений правил профессиональной этики.

Рабочее время

Оно формируется в соответствии с занимаемой должностью специалиста. В рабочее время сотрудника учебного заведения входит:

  1. Образовательная педагогическая деятельность.
  2. Воспитательная работа.
  3. Индивидуальное взаимодействие с учениками.
  4. Исследовательская, научная и творческая работа.
  5. Прочая деятельность, предусмотренная в должностной инструкции или в индивидуальном плане. К ней, например, относится диагностическая, методическая, подготовительная работа и пр.

Конкретные обязанности специалиста устанавливаются в трудовом договоре и должностной инструкции. Соотношение преподавательской и прочей образовательной деятельности в рамках рабочей недели либо учебного года устанавливается соответствующими организации. При этом учитываются квалификация и специальность сотрудника, а также число часов по плану.

Непосредственно образовательная деятельность

Она осуществляется совместно с взрослыми. Образовательная деятельность - это, простыми словами, работа по обучению и воспитанию ребенка. Она может проявляться в различных формах: игровой, исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и пр. Образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях.

Работа с дошкольниками

Образовательная деятельность в ДОУ ведется с использованием различных методов и форм взаимодействия. Их выбор зависит от:

  1. Решения конкретных задач в обучении.
  2. Содержания учебного плана.
  3. Степени освоения образовательной программы ДО.

Классификация

Различают следующие виды работы в зависимости от содержания учебных программ:

  1. Комбинированная образовательная деятельность - это сочетание различных методов и форм либо дидактических задач, которые не имеют логической связи. К примеру, после рисования проводится подвижная игра.
  2. Комплексная образовательная деятельность - это работа, предполагающая реализацию задач разными средствами при наличии между ними Например, после беседы о правилах пожарной безопасности начинается рисование тематического плаката. В данном случае одно действие доминирует, а следующее его дополняет.
  3. Интегрированная образовательная деятельность. Она предполагает соединение знаний из разных дисциплин на равной основе. При этом интеграция не является механической либо произвольной. Программа образовательной деятельности в этом случае должна формироваться так, чтобы знания обогащали и дополняли друг друга в процессе решения дидактических задач.

В настоящее время приоритетной считается комплексная работа. Она позволяет решать несколько задач одновременно.

Структура работы

Осуществление образовательной деятельности условно разделяется на три части. Они неразрывно связаны общей методикой и содержанием. Этими частями выступают: начало, ход и завершение деятельности. Ключевая задача преподавателя состоит в четком определении цели процесса. Специалист должен установить, какой характер будет носить образовательная деятельность: развивающий или исключительно обучающий. В последнем случае при взаимодействии со взрослым происходит накопление необходимого опыта. При развивающем характере деятельности дети сами добывают знания, используя полученные навыки. В процессе занятия преподаватель привлекает к участию всех детей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. В ходе взаимодействия у детей формируются навыки, способность анализировать и контролировать свое поведение.

Специфика занятий

Образовательная деятельность детей имеет определенную специфику. В первую очередь она проявляется в самой структуре занятий. В частности, в раннем возрасте они проводятся в форме игр. Количество детей, принимающих участие в занятии, будет зависеть не только от конкретного их возраста, но и от содержания учебного плана. Работа должна обладать наглядно-действенным характером. В старших группах дети привлекаются к организации обстановки занятия. Это очень способствует усилению познавательного интереса. Между тем ключевое значение будут иметь характер постановки и содержание задач. С течением времени дети приучаются к установленным правилам поведения. Специалист регулярно напоминает о них до и во время занятия. По завершении преподаватель вместе с детьми формирует общий вывод. При этом специалист создает такие условия, при которых итоговый вывод стал бы результатом умственной работы обучающихся.

Основные средства

Образовательная (педагогическая) деятельность реализуется с использованием различных приемов. Их принято разделять на 5 категорий:

  1. Информационные и материальные средства. В традиционном понимании к ним относят наглядные пособия, оборудование и прочие предметы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
  2. Языковые средства. Эта категория считается достаточно обширной. В нее входят не только разговорные (родной и иностранные) языки, но и специализированные. К последним, например, относят языки дорожных знаков, электрических схем, чертежей, искусства и так далее.
  3. Логические средства. считается высшей степенью проявления умственных способностей. Логические средства формируются у человека постепенно посредством наглядно-действенного и образного восприятия. Они способствуют формированию умений ставить и понимать вопросы, находить варианты их решения, производить необходимые для этого операции в уме и делать верные выводы.
  4. Математические средства. Они формируются с появлением у ребенка представлений о числах и счете. Развитие математических средств продолжается в процессе изучения точных наук.

Стоит сказать, что совершенствование указанных выше инструментов является достаточно обширной и почти не изученной проблемой. Ее исследование крайне необходимо в настоящее время. Совершенствование средств будет оказывать влияние на развитие образовательной деятельности в целом.

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.



9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее - учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Полномочия федеральных органов государственной власти:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

Формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством РФ;

Установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти, переданным органам государственной власти субъектов РФ относятся:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится:

Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов РФ. Очевидно, что функции государственного контроля, обеспечения качества образования возложены на органы государственной власти, в первую очередь на федеральные органы государственной власти.

5. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Право на объединение является самостоятельным конституционным правом, предусмотренным в ст. 30Конституции РФ. В этом смысле государство не может принуждать или обязывать к таким объединениям, но может создавать условия, стимулирующие объединения различных организаций в сфере образования.

Полномочия органов публичной власти реализуются опосредованно, в частности, при определении единой государственной политики в сфере образования, обеспечении мониторинга и контроля за качеством образовательной деятельности, обеспечения гарантий получения образования, принятия единых стандартов образовательной деятельности, лицензирования и аккредитации образовательных организаций.

Несмотря на достаточное разнообразие формулировок полномочий, можно выделить определенные категории полномочий:

Полномочия, по которым соответствующие органы публичной власти осуществляют весь комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели - реализации социальной ответственности, предоставление услуг (формулировка начинается с термина "организация"; например, организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ); в этом случае соответствующий орган власти отвечает за конечный результат, за то, чтобы была оказана соответствующая услуга;

Полномочия, по которым соответствующие органы публичной власти принимают меры, позволяющие достичь и (или) сохранить обстоятельства, обстановку, необходимую для реализации, предоставление услуг иными субъектами хозяйственной деятельности, и ответственны за создание инфраструктуры для оказания услуг, а не за само предоставление конкретной услуги (формулировка начинается с термина "создание условий", "обеспечение условий"; например, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях); в этом случае соответствующий орган власти отвечает за процесс, но не за результат;

Полномочия, сформулированные прямо как предоставление соответствующей услуги или осуществление соответствующего вида деятельности (например, подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации); в этом случае орган власти также отвечает за конечный результат. Анализ формулировок полномочий органов публичной власти показывает, что большинство формулировок нацелено на четкое понимание конечного результата, т.е. той услуги, которая должна быть оказана. Такой подход следует, безусловно, приветствовать, поскольку исключается дублирование полномочий разных органов публичной власти.

Гарантированность образования - это его неотъемлемый атрибут, который закреплен как в международном, так и в российском национальном праве. Гарантии служат тем мостиком, который обеспечивает переход от общего к частному, от прокламируемой возможности к действию. Иными словами, право на образование останется очередной декларацией до тех пор, пока в России не будет функционировать эффективная система его гарантий.

Гарантия (от фр. garantee) - "ручательство", "поручительство", "порука", "обеспечение", "заверение" и др. Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить.

В перечень гарантий прав и свобод человека и гражданина входят: выявление фактов нарушений прав и свобод; средства их восстановления; меры юридической ответственности; меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих тому угрозу; процессуальные формы (процедуры) охраны прав и свобод. В большинстве случаев те или иные способы защиты используются в различных комбинациях. Причем поскольку нарушение или прочие посягательства на право или свободу в принципе могут иметь место в любой стадии их реализации, то необходимость в их охране может возникнуть в любой момент, а затем реализация продолжается в обычном порядке <7>. Система гарантий права на образование, закрепляемая действующим законодательством, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно ст. 10ФЗ об образовании образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Федеральный законодатель подчеркивает, что система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Очевидно, что система гарантий должна обеспечивать определенный набор благ в отношении любого уровня образования; для отдельных видов образования либо для отдельных категорий обучающихся могут быть установлены дополнительные гарантии.

Государственные гарантии реализации права граждан на образование в Российской Федерации в общем виде перечислены в ст. 5ФЗ об образовании. К таким гарантиям, в частности, отнесено следующее.

1. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

3. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

4. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным закономотносятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

В Законеустановлены дополнительные гарантии для:

Отдельных категорий обучающихся (лиц, проявивших выдающиеся способности, иностранных граждан и лиц без гражданства, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц, осужденных к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей);

Отдельных направлений образования (подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка; в сфере медицинского образования и фармацевтического образования; в области искусств, физической культуры и спорта; подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой; подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе);

В области изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ, получения теологического и религиозного образования;

Для отдельных образовательных учреждений (в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ).

Как уже говорилось ранее, федеральным законодательством установлены и государственные гарантии реализации права на образование (в т.ч. бесплатного), которые должны обеспечиваться органами государственной власти субъектов РФ путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на (нормативы расходов устанавливаются законами субъекта РФ):

Оплату труда работников общеобразовательных учреждений,

Учебники и учебные пособия,

Технические средства обучения,

Расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

Очевидно, что все органы публичной власти обязаны обеспечивать реализацию федеральных гарантий. Для этого в субъектах РФ, муниципальных образованиях принимаются свои нормативные правовые акты Вместе с тем в нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований могут быть установлены дополнительные гарантии реализации права на образование, в том числе бесплатное. Например, в Москве принят Законот 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (ред. от 25 июня 2008 г.). Хотя, как правило, статьи, содержащие гарантии права на образования, содержатся в законах субъектов РФ об образовании. Так, вст. 16 Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании" предусматриваются дополнительные меры по реализации в Московской области прав граждан на образование; одной из таких мер является предоставление студентам образовательных организаций высшего образования возможности овладения квалифицированными рабочими профессиями.

Можно приводить и другие аналогичные примеры. Таким образом, и на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований предоставляются дополнительные гарантии реализации права на образования, в том числе бесплатного.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 21. Образовательная деятельность

Комментарий к статье 21

Статья регламентирует вопросы образовательной деятельности, называет лиц, имеющих право на ее ведение, и общие требования к ее осуществлению. Закон исходит из достаточно широкого перечня лиц, имеющих право на осуществление образовательной деятельности. Объясняется это тем, что сама категория “образовательная деятельность” по содержательной нагрузке является достаточно широкой, что позволяет и расширить круг субъектов, ее осуществляющих.

Итак, образовательную деятельность вправе осуществлять несколько категорий субъектов. Образовательные организации, как известно, являются традиционными участниками образовательного процесса. К ним тесно примыкают научные организации, поэтому образование как одно из попутных направлений работы является вполне логичным дополнением их специальной правоспособности как некоммерческих юридических лиц.

Новацией законодательства в этой части можно считать отнесение к субъектам, имеющим право осуществлять образовательную деятельность, иных юридических лиц, а также физических лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Поскольку в норме специально не оговорены правовой режим и организационно-правовая форма таких организаций, то представляется, что к ним можно отнести любых юридических лиц (как коммерческие, так и некоммерческие), представленных в гражданском законодательстве.

Стоит отметить, что Закон N 3266-1 предусматривал только возможность ведения индивидуальной трудовой деятельности, которая рассматривалась как предпринимательская и требовала специальной регистрации (ст. 48). В рамках Закона N 273-ФЗ индивидуальный предприниматель рассматривается как лицо, осуществляющее образовательную деятельность не только самостоятельно (непосредственно), но и через штат наемных преподавателей (см. комментарий к ст. 32 Закона).

При этом Закон предъявляет особые требования к осуществлению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию. Допуск к осуществлению указанных видов образовательной деятельности индивидуальный предприниматель может получить только при соблюдении им требований законодательства РФ, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.

Общее правило предусматривает, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Исключения находят отражение непосредственно в нормах Закона N 273-ФЗ.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Комментарий к статье 22

В статье закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия комментируемого Закона законодатель использовал общее понятиеобразовательное учреждение”, распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия “образовательное учреждение” или “учреждение образования” к понятию “образовательная организация” как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Не видится серьезных препятствий для решений возникшей проблемы путем использования расширительного, обобщающего понятия с учетом объективных предпосылок к увеличению видов и форм юридических лиц в сфере образования. Отметим, что Закон под образовательной организацией понимает некоммерческую организацию, осуществляющую в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность. Исходя из этого сообразно некоммерческим целям образования Закон логично определяет, что образовательные организации могут быть образованы в одной из форм, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Как следует из ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Категория “учреждение” выступает родовым понятием по отношению к возможным организационно-правовым формам образовательных организаций как организаций некоммерческих. Практика создания образовательных организаций подтверждает, что в настоящее время организационно-правовой формой создания образовательной организации является именно учреждение.

От надлежащего функционирования государственных и муниципальных учреждений зависит прежде всего состояние публичного порядка, а уже потом стабильность гражданского оборота. В связи с этим учреждения можно рассматривать как основные каналы реализации публичных функций. На современном этапе остро встает вопрос о поиске более гибких форм учреждений, позволяющих в зависимости от возложенных на них задач и сферы деятельности наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы. Данная проблема может решаться только в рамках соответствующей типизации действующих учреждений, персонально ориентируя предлагаемый правовой статус на собственные нужды и решаемые задачи. Деление учреждений на частные, с одной стороны, и государственные и муниципальные – с другой, является первым уровнем легальной типологии юридических лиц данной организационно-правовой формы, проводимой по субъектному составу.

В основу классификационного критерия для деления учреждений и соответственно образовательных организаций положена форма собственности, на основе которой создана образовательная организация. В свою очередь, форма собственности определяет и учредителя образовательной организации. Исходя из многообразия форм собственности, закрепленных на конституционном уровне, образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.

Государственной образовательной организацией является организация, созданная Российской Федерацией или ее субъектом, муниципальной – муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). В свою очередь, частной образовательной организацией является организация, созданная учредителем (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями), кроме иностранных религиозных организаций), за исключением Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Некоторым образовательным организациям Закон придает особое значение при выполнении публичных функций, что отражается также на особом статусе учредителей таких юридических лиц, а именно образовательным организациям:

1) реализующим образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Поэтому такие образовательные организации могут создаваться только Российской Федерацией и, соответственно, основываться на государственной федеральной форме собственности;

2) для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (учебно-воспитательные учреждения). Такие организации могут быть образованы как на федеральном, так и на региональном уровне и, соответственно, могут быть созданы Российской Федерацией или ее субъектом.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ <1> правовой статус учреждений бюджетной сферы существенно изменяется. Смена (преобразование) правового положения государственных (муниципальных) учреждений продиктована значительным отрывом деятельности бюджетных организаций от современных социально-экономических условий, определяющих переход от сметного финансирования к оптимизации расходов и одновременному повышению эффективности их работы. Внедрение рыночных принципов в работу учреждений позволит значительно снизить бюджетные расходы по их содержанию, обеспечить поступательное развитие качества и объема оказываемых услуг. Основные новации, как известно, касаются вопросов разграничения гражданско-правовой ответственности между государством (муниципалитетами) и учреждениями по хозяйственным обязательствам, продиктованным значительным участием последних в гражданском обороте. Развитие имущественной самостоятельности, которая в том числе определяет различные степень и формы финансирования таких организаций, предполагает наличие новой типологии учреждений.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Помимо автономных учреждений, статус которых приняли незначительное число бюджетных организаций, оставшаяся их часть подлежит разделению на казенные и бюджетные учреждения. Казенные учреждения на федеральном уровне имеют закрытый перечень, в который, например, включены военные комиссариаты, учреждения, исполняющие наказания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, учреждения Министерства внутренних дел РФ и т.п. Например, высшие учебные заведения могут быть созданы в форме автономных, бюджетных либо казенных учреждений. При этом законодатель исключает возможность создания федеральных вузов в форме казенного учреждения.

Новацией образовательного законодательства является выделение духовных образовательных организаций, а также закрепление особых требований к порядку их создания, установленных законодательством о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Между тем в действующем религиозном законодательстве отсутствует понятие духовной образовательной организации, а регулируется правовой статус религиозных организаций. В результате возникает правовая неопределенность с правовым режимом создания и деятельности духовных образовательных организаций, ведущая к фактическому смешению функций по религиозному воспитанию и духовному обучению.

Комментируемая статья определяет общие вопросы и особенности реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Особенности касаются прежде всего обеспечения гарантий прав обучающихся при решении вопроса о реорганизации или ликвидации образовательной организации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” <1> принятие соответствующего решения осуществляется уполномоченными органами только при соблюдении положений законодательства об основных гарантиях прав ребенка, касающихся сохранения социальной инфраструктуры для детей. Принятие такого решения не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Кроме того, в принятии решения о реорганизации и ликвидации образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, принимают участие представительные органы соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация. Такое решение может быть принято только при наличии согласия представительного органа.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

Статья 23. Типы образовательных организаций

Комментарий к статье 23

Типы образовательных организаций уже были представлены в законодательстве об образовании (см. п. 4 ст. 12 Закона N 3266-1). Однако в рамках комментируемой статьи типология образовательных юридических лиц существенным образом обновлена и скорректирована с учетом практики функционирования образовательных организаций в отдельных образовательных сферах, а также с учетом реализуемых ими программ.

Как указывалось выше, в Законе закреплено деление образовательных организаций на типы – по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того что образовательная организация может реализовывать также основные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы.

Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании и указывается в ее уставе. Предусматривается возможность использования в ее наименовании специальных названий исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные ее виды, предусмотренные законодательством об образовании).

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

Комментарий к статье 24

Статья закрепляет особенности правового статуса высших учебных заведений отдельных видов, в том числе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее – МГУ), Санкт-Петербургского государственного университета (далее – СПбГУ). При этом положения об МГУ и СПбГУ в рамках комментируемого Закона являются общими, поскольку в отношении указанных образовательных организаций действует акт специального правового регулирования. Имеется в виду Федеральный закон от 10.11.2009 N 259-ФЗ “О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете” <1>, которым определены особенности их правового положения.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2009. N 46. Ст. 5418.

Между тем законодатель на уровне Федерального закона нормативно закрепил не специальный, а персональный статус МГУ и СПбГУ в части отдельных положений, обязанность закрепления которых в уставах, а также приведение уставов в соответствие с установленными правилами являются императивной нормой. МГУ и СПбГУ – старейшие высшие учебные заведения страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, являются классическими вузами с давней историей и вековыми традициями в подготовке кадров, сложившимися научными школами. Санкт-Петербургский университет учрежден Указом Петра I от 22 января 1724 г., введенным в действие Указом Правительствующего сената от 28 января 1724 г. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова основан 25 января (12 января по старому стилю) 1755 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны.

Санкт-Петербургский государственный университет Указами Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 “Об особо ценных объектах национального наследия России”, Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 “Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации” <1>, Постановлением Правительства РФ от 30.11.1992 N 919 “Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации” <2> и Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 719 “Вопросы деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации” <3> отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, признан учреждением высшей категории учета и охраны с особыми формами государственной поддержки.

——————————–

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 49. Ст. 2936.

<2> САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 2032.

<3> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2943.

Классическая высшая школа, реализуемая в форме университета, имеет широкое распространение и признание в учебной и научной среде. Категория “классический” подразумевает традиционные и присущие университету характеристики правового и академического статуса. Юридические лица, подобные МГУ им. М.В. Ломоносова, зарубежная правовая доктрина считает квазипубличными. Они рассматриваются как юридические лица частного права, но вместе с тем в определенной сфере наделяются рядом публичных полномочий: правом принимать административно-правовые акты и совершать необходимые действия. К ним относятся частные образовательные учреждения (университеты, школы и др.), частные банки, юридические лица, выполняющие функции профессионального надзора и контроля, проведения экспертиз и пр.

Положения комментируемой статьи отчасти уже нашли отражение в ранее действовавшем законодательстве в рамках отдельных норм (п. 2.1 ст. 9 Закона N 125-ФЗ). Однако самостоятельных статей о категориях, присваиваемых образовательным организациям, образовательные законы не содержали. Как следует из комментируемой статьи, в Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории “федеральный университет” и “национальный исследовательский университет”.

Новацией Закона в этой части следует считать то, что ранее образовательное законодательство к категориям относило только категорию “национальный исследовательский университет”, а “федеральный университет” составлял элемент видологии вузов и рассматривался в качестве самостоятельного вида высшего учебного заведения.

При установлении образовательной организации соответствующей категории в ее учредительные документы вносятся изменения и в названии указывается конкретная категория. Категория “федеральный университет” может устанавливаться автономным учреждениям Правительством РФ при их создании по решению Президента РФ. Присвоение образовательной организации категории “федеральный университет” увязывается с программой социально-экономического развития субъекта РФ и соответствующими представлениями исполнительных и законодательных органов власти.

Органы власти в федеральных округах и входящих в них субъектах РФ также могут предпринимать своевременные шаги по созданию организационных и нормативных правовых условий для обеспечения эффективного участия федерального университета в решении социальных и экономических задач. К таким условиям можно отнести активное применение программно-целевых подходов к социально-экономическому развитию, ясное представление о кадровых потребностях, о характере экспертного обеспечения программ научными и техническими (технологическими) решениями, своевременное планирование и обеспечение ресурсами расходов на подготовку и переподготовку кадров, на научно-исследовательские работы, сформированное представление о формах участия и роли федерального университета в обеспечении указанных потребностей развития, включая механизмы координации деятельности региональных систем профессионального образования.

Обоснование предложения о создании в округе федерального университета должно включать: краткую концепцию программы развития федерального университета; направления, формы и механизмы интеграции программы развития федерального университета в программы социально-экономического развития территорий в составе федерального округа; меры, предпринимаемые в федеральном округе по системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования в интересах их социально-экономического развития; роль федерального университета в этом процессе; критерии эффективности и успешности реализации программы развития федерального университета в контексте социально-экономического развития территорий в составе федерального округа; расчеты по ресурсному обеспечению программы развития федерального университета, включая ее государственную поддержку, доходы от оплаты услуг, работ в рамках программ социально-экономического развития территорий в составе федерального округа и т.д.; проект планомерного перехода к кампусной модели организации федерального университета и планируемый вклад региона в ресурсное обеспечение этого процесса.

Согласование субъектами РФ программы создания и развития федерального университета призвано продемонстрировать их заинтересованность и уверенность в том, что создаваемое учреждение располагает достаточным интеллектуальным и организационным потенциалом для реализации возлагаемых на него задач.

Основной задачей государственной поддержки института федеральных университетов является выведение на высокий качественный уровень деятельности образовательных организаций, способных взять на себя ответственную роль в организации, координации и методическом развитии систем профессионального образования в регионах, сохранение и развитие их кадрового потенциала. Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются Минобрнауки России. В частности, такие показатели, как критерии и периодичность их оценки, установлены ее Приказом от 29.07.2009 N 276 (ред. от 13.09.2011).

В свою очередь, категория “национальный исследовательский университет” устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Перечень приоритетных направлений утвержден Указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899 <1>, к силу которого к таким направлениям отнесены:

——————————–

<1> Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 “Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации” // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4168.

1) безопасность и противодействие терроризму;

2) индустрия наносистем;

3) информационно-телекоммуникационные системы;

4) науки о жизни;

5) перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

6) рациональное природопользование;

7) транспортные и космические системы;

8) энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Категория “национальный исследовательский университет” присваивается образовательной организации на основании конкурсного отбора, порядок проведения которого определен в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2009 N 550 (ред. от 12.08.2011) <1>.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 13.07.2009 N 550 “О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет” (ред. от 12.08.2011) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3683.

Несмотря на установление категории “национальный исследовательский университет” сроком на 10 лет, образовательная организация может быть лишена указанного статуса досрочно Правительством РФ. Основанием для лишения образовательной организации высшего профессионального образования установленной категории являются результаты оценки эффективности реализации программ ее развития. В Постановлении Правительства РФ N 550 определены перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов.

Статья 25. Устав образовательной организации

Комментарий к статье 25

Данная статья регламентирует общие вопросы, посвященные уставу образовательной организации. Следует отметить, что подобная статья не является новой для образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения (в более развернутом виде) содержала ст. 13 Закона N 3266-1.

По общему правилу гражданского законодательства уставом является учредительный документ юридического лица (ст. 52 ГК РФ) и организация (за некоторыми изъятиями) действует на основании устава, утвержденного его учредителями. Применительно к уставу образовательной организации комментируемый Закон выделяет лишь специфические сведения, которые должны найти обязательное отражение в тексте учредительного документа (учредитель (учредители) образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий). Общие требования к содержанию устава вынесены “за скобки” и определяются в соответствии с нормами п. 2 ст. 52 ГК РФ (в частности, наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели его деятельности).

Образовательная организация обязана создать условия для ознакомления с ее уставом всех работников (сотрудников), обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Для исполнения данной обязанности образовательная организация может использовать тиражирование учредительного документа и распространение его в структурных подразделениях, общественных организациях и органах самоуправления сотрудников и студентов. Кроме того, доступ к учредительным документам может быть получен путем размещения устава на интернет-сайте образовательной организации.

Статья 26. Управление образовательной организацией

Комментарий к статье 26

Статья посвящена вопросам управления образовательной организацией. Стоит отметить, что соответствующие положения уже известны образовательному законодательству и содержались в Законе об образовании (ст. ст. 35, 36) и Законе о высшем образовании (ст. 12). Положения образовательных законов обобщены и содержательно переработаны с учетом существующей практики организации управления образованием на локальном уровне.

Закон воспроизвел традиционные для образовательной сферы принципы управления образовательной организацией (характерные прежде всего для вузов), к каковым относятся единоначалие и коллегиальность. Самоуправление как принцип характерен для общеобразовательных организаций и реализуется в связке с принципом единоначалия. Сообразно обозначенным особенностям формируются органы управления в образовательных организациях, которые отличаются по своему статусу и роли в обеспечении управленческих задач. Как правило, критерием отличия выступает тип образовательной организации, определяющий круг возлагаемых на организацию задач в рамках выполнения образовательной функции.

Принцип единоначалия реализуется администрацией – единоличным органом (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), непосредственно управляющим образовательной организацией. В свою очередь, принцип коллегиальности, выражающий демократические начала в управлении, призван осуществлять общее собрание (конференция) работников, ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.п. Отдельные функции (не связанные с вопросами организации исполнения публичной образовательной функции) по управлению образовательной организацией могут быть возложены на органы самоуправления, к которым относятся советы обучающихся (студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие органы.

Для легализации создания и функционирования органов управления требуется, чтобы они были предусмотрены уставом образовательной организации. Свою деятельность они осуществляют в соответствии с законодательством РФ об образовании, уставом образовательной организации и положениями о ней, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Статья 27. Структура образовательной организации

Комментарий к статье 27

Настоящая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее действовавшие образовательные законы (за исключением отдельных норм) не содержали самостоятельной статьи, посвященной структуре образовательной организации. Как и ранее, закрепляется автономия образовательной организации в формировании своей структуры. При этом примерный перечень таких подразделений значительно расширен. В профессиональных образовательных организациях, в том числе высшего профессионального образования, традиционно создаются кафедры и иные структурные подразделения практической направленности.

Отдельно в статье регламентируется статус обособленных структурных подразделений – филиалов и представительств образовательной организации, который определяется в соответствии с гражданским законодательством. Отчасти их статус, обозначенный в статье, воспроизводят положения п. п. 1 – 3 ст. 55 ГК РФ:

“Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами”.

Особенностью создания и ликвидации указанных структурных подразделений является то, что филиалы создаются и ликвидируются образовательной организацией на основании решения уполномоченного в отношении образовательной организации органа управления образованием. В свою очередь, решение о создании и ликвидации представительства принимается непосредственно самой образовательной организацией.

Создание, финансово-хозяйственная деятельность и ликвидация филиала (представительства) российской образовательной организации на территории иностранного государства определяются законодательством этого государства.

Как и ранее, в государственных и муниципальных образовательных организациях не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Комментарий к статье 28

Эта статья в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы компетенции и ответственности образовательной организации были представлены в ст. 32 Закона N 3266-1. Однако в рамках рассматриваемой статьи соответствующие положения были дополнены нормами о правах и обязанностях образовательной организации, что в совокупности с обозначенными выше положениями составляет ее правовой статус вне зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.

Правовой статус образовательной организации предполагает определенную долю автономии, самостоятельное решение в пределах административной правосубъектности конкретной организации его целей и задач, осуществление необходимых для этого функций.

Под компетенцией следует понимать установленную на нормативном уровне возможность реализации принадлежащих юридическому лицу по праву объема полномочий в установленной сфере деятельности. Как следует из статьи, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; установление штатного расписания, если иное не определено нормативными правовыми актами РФ; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию и т.п.

В числе основных новаций законодательства в этой сфере следует считать предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования, разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, установление требований к одежде обучающихся, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Подобные законодательные нововведения в правовом статусе образовательных организаций отражают современную практику и перспективы развития организации деятельности образовательных организаций.

Развитие компетенции образовательных организаций находится в прямой зависимости от степени их автономии, которая не характеризуется конкретным набором прав и обязанностей, а определяет сферу (область) их усмотрения, закрепленную в настоящий момент нормативно. Компетенция в данной сфере расширяется по мере наполнения ее новым демократическим содержанием.

Исходя из традиционной взаимосвязи высшего образования и науки образовательные организации высшего образования вправе осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иным образовательным организациям представлено право вести научную и (или) творческую деятельность, если она предусмотрена их уставами. Все образовательные организации вправе вести сопутствующие к образовательной виды деятельности (консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и др.).

Перечисленные в статье обязанности образовательных организаций корреспондируют правам обучающихся и вытекают из предоставленной компетенции. Ответственность образовательной организации также вытекает из ее компетенции и обязанности и связывается в широком смысле с ненадлежащей реализацией образовательных функций. Должностные лица такой организации несут административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование граждан.

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Комментарий к статье 29

Статья закрепляет вопросы размещения информации об образовательной организации и ее деятельности в рамках реализации принципа информационной доступности в образовательной сфере. Положения данной статьи не являются новыми, поскольку частично находили отражение в п. 4 ст. 32 Закона N 3266-1 в рамках раскрытия положений о компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Между тем сосредоточение соответствующих норм в обозначенной статье не отвечало смысловой нагрузке ее названия. В комментируемом Законе рассматриваемые положения значительно расширены и систематизированы в самостоятельной статье об информационной открытости. Стоит сказать, что появление положений об информационных обязанностях образовательной организации в большей степени связывается с практикой коммерческих юридических лиц, которые в обязательном порядке предоставляют информацию о своей деятельности, перечисленную в Законе. Информационная открытость в данном случае связывается с большим количеством участников таких организаций (АО), которые должны иметь представление о результатах работы юридического лица. Соответственно, корпоративная практика бизнеса постепенно адаптируется и к некоммерческой почве.

Кроме того, обязанность образовательной организации формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы является инструментом развития общественного управления в образовательной сфере с учетом возрастания публичного элемента в деятельности образовательных юридических лиц. Помимо этого информация об образовательной организации необходима для потребителей образовательных услуг в рамках реализации ими права на информацию, закрепленного в законодательстве о защите прав потребителей.

Информацию, указанную в комментируемой статье (а также изменения и дополнения к ней), образовательная организация размещает на официальном интернет-сайте и на стендах в помещениях образовательной организации. Актуализация информации должна производиться образовательной организацией в течение 10 рабочих дней со дня их создания (получения) или внесения в них соответствующих изменений.

Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении в настоящий период установлен в Правилах размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении (далее – Правила) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2012 N 343 <1>). Пользователю должна предоставляться наглядная информация о структуре сайта, включающая ссылки на следующие информационно-образовательные ресурсы:

——————————–

<1> СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 2012.

официальный сайт Минобрнауки России – http://www.mon.gov.ru;

федеральный портал “Российское образование” – http://www.edu.ru;

информационная система “Единое окно доступа к образовательным ресурсам” – http://window.edu.ru;

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru;

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru.

Информация размещается на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре сайта и формату предоставления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. При таком размещении информации и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства РФ о персональных данных. Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официальных сайтов образовательных учреждений в сети Интернет, должны обеспечивать:

а) доступ пользователей для ознакомления с размещенной на сайтах информацией на основе свободного и общедоступного программного обеспечения;

б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление.

Информация на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет должна размещаться на русском языке, может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, а также на иностранных языках (п. п. 3 – 7 Правил).

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

/Статья Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

С 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом. Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».

1. Главное изменение - расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью

Напомним, по ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» образовательная деятельность не являлась предпринимательской, и осуществлять ее могли только некоммерческие организации (негосударственные образовательные частные учреждения, автономные некоммерческие организации и др.). Теперь же новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - закон) право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим организациям и даже индивидуальным предпринимателям (а положение о том, что образовательная деятельность не является предпринимательской, исключено).

В ст. 2 закона содержатся основные используемые в нем понятия. Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность, делятся на две группы: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательными организациями, как и прежде, остаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 закона).

В п. 19 ст. 2 закона содержится дефиниция понятия «организация, осуществляющее обучение», согласно которой это «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Частью 1 ст. 31 закона к организациям, осуществляющим обучение, отнесены осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Формулировка «иные юридические лица» включает и коммерческие организации. Однако право коммерческих организаций на ведение образовательной деятельности ограничено закрытым перечнем реализуемых образовательных программ - согласно ч. 5 ст. 31 закона они вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Итак, коммерческие организации вправе реализовывать следующие образовательные программы: профессионального обучения, дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ч. 2 ст. 23 закона), дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные образовательные программы (ч. 3 ст. 23 закона). Таким образом, в форме коммерческой организации не может быть создана общеобразовательная организация (начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п. 2 ч. 2 ст. 23 закона); профессиональная образовательная организация (среднее профессиональное образование (п. 3 ч. 2. ст. 23 закона) и образовательная организация высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 закона).

Однако следует еще раз обратить внимание на дефиницию, содержащуюся в п. 18 ст. 2 закона, - образовательная деятельность коммерческих организаций может осуществляться ими только в качестве дополнительного, а не основного вида деятельности.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Им разрешено обучать по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 закона). ИП, ведущим образовательную деятельность непосредственно (лично) без привлечения педагогических работников, в силу ч. 2 ст. 91 закона лицензия не требуется. Тем же кто, привлекает педагогических работников, разрешено вести образовательную деятельность без лицензии до 01.01.2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Согласно п. 20 ст. 2 закона ИП по правовому статусу приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, если иное не предусмотрено законом.

2. Изменены типы образовательных организаций

Законом предусмотрено шесть типов образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная, высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования. Профессиональная образовательная организация реализует в качестве основной цели деятельности программы среднего профессионального образования, однако в качестве дополнительных целей праве обучать по основным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и дополнительным профессиональным программам. Образовательные организации высшего профессионального образования вправе реализовывать помимо непосредственно высшего образования, также все перечисленные выше программы профессиональной образовательной организации.

Указание законодателем на конкретные дополнительные виды образовательной деятельности, которые вправе осуществлять образовательная организация, направлено на устранение неопределенности в правоприменении, а значит является положительной стороной закона.

3. Упрощены требования к уставу образовательной организации

В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» ст. 13 предусматривала большой перечень сведений, которые в обязательном порядке включались в устав. Сейчас ст. 25 закона устанавливает, что наряду с положениями устава, предусмотренными общими нормами (п. 2 ст. 52 ГК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») устав образовательной организации должен содержать: тип образовательной организации; сведения об учредителе, учредителях; виды образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структуру и компетенцию органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Как видно, этот перечень существенно меньше перечня, содержащегося в ст. 13 ранее действовавшего закона.

4. Изменена структура органов управления образовательной организации

Частью 4 ст. 26 вводятся обязательные коллегиальные органы управления: общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся) и педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Компетенция этих органов, порядок формирования и сроки полномочий определяются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в уставе. Полагаем, на практике в частных образовательных организациях эти органы будут создаваться лишь формально и наделяться минимальными полномочиями.

5. Вводится информационная открытость (публичность) образовательной
организации. А ее несоблюдение влечет административную ответственность

Так, ст. 29 закона предусмотрена обязанность образовательной организации размещать информацию в сети Интернет, в т.ч. на официальном сайте организации (а значит вводится и обязанность образовательной организации иметь сайт), в частности:

о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях;

о структуре и об органах управления образовательной организацией;

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии);

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;

о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Также на сайте образовательной организации должны размещаться: устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации; план финансово-хозяйственной деятельности, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

Указанная информация и документы подлежат опубликованию в течение 10 дней с даты их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

С одной стороны, введение принципа открытости является положительным моментом, направленным на обеспечение соблюдения прав потребителей (абитуриентов и обучающихся). С другой стороны, для самих образовательных организаций это является скорее негативным моментом, т.к. на них возлагаются дополнительные обязанности: иметь официальный сайт в сети Интернет (не все образовательные организации имеют сайт, небольшие образовательные организации, особенно детсады и прочие социально-ориентированные образовательные организации зачастую не могут себе этого позволить) и раскрывать информацию, которой могут воспользоваться не только потребители, но и конкуренты образовательной организации.

Частью 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. В данном случае речь идет о нарушении права обучающихся на информацию.

Санкция ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает штрафы в следующих размерах: на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Полагаем, такие штрафы будут стимулировать образовательные организации к соблюдению введенного новым законом принципа открытости (публичности).

Вполне вероятно, в связи с новым законом в КоАП РФ может быть включен специальный состав административного правонарушения с более строгим наказанием. А пока нарушение принципа открытости будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

6. На все ранее созданные образовательные организации возложена обязанность
привести свои наименования и уставы в соответствие с новым законом до 01.01.2016 г.

Наименования должны включать указание на тип образовательной организации. Например, если ранее было НОЧУ СПО, то по новому закону это НОЧУ ПОО (или НЧУ ПОО); НОЧУ ДПО — НЧУ ОДПО.

7. Установлена обязанность переоформить лицензии.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 01.01.2016 г.

8. Исключена специальная норма о реорганизации образовательных организаций.

Напомним, что ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» было предусмотрено ограничение на реорганизацию в форме преобразования — образовательное учреждение могло быть преобразовано только в иную некоммерческую образовательную организацию (ч. 1 ст. 34). Тогда как ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» допускается преобразование частного учреждения в хозяйственное общество. То есть законом был предусмотрен специальный порядок реорганизации частных образовательных учреждений.

В новом законе норма о реорганизации — ч. 10 ст. 22 — звучит так: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Однако никаких ограничений возможности преобразования образовательной некоммерческой организации в коммерческую (например, частного учреждения в хозяйственное общество) новым законом не предусмотрено. Конечно, возможность такого преобразования обусловлена типом образовательной организации и реализуемых ей образовательных программ. Безусловно, реорганизация частного учреждения высшего или среднего профессионального образования в ООО невозможна, поскольку ООО не праве реализовывать указанные образовательные программы. Однако, например, частное учреждение дополнительного или дополнительного профессионального образования может преобразоваться в ООО, т.к. по новому закону, как уже отмечалось ранее, коммерческие организации вправе реализовывать программы профессионального обучения, дополнительного и дополнительного профессионального образования.

9. Сохранена норма о судьбе имущества образовательной организации в случае ее ликвидации.

Правовая норма, согласно которой при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования, «перекочевала» из ранее действовавшего закона в новый. Теперь эта норма закреплена в ч. 3 ст. 102 закона.

10. Вводятся независимая оценка качества образования (ст. 95 закона) и общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 96 закона). Однако они являются добровольными и не влекут каких-либо правовых последствий; осуществляются специализированными организациями по инициативе образовательной организации.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт