Читаем правильно: советы для вдумчивого чтения. Я - сыщик. Читаем и вчитываемся. Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Размышляя о причинах всё растущего охлаждения подростков к классической литературе, учителя отмечают их нежелание читать её. В пёстром развале книг, предлагаемом рынком, ребят интересуют приключения, фантастика, бульварные романы – всё, что не требует от них особых мыслительных затрат. То, что изучается в школе, порой, воспринимается как занятие унылое и бесперспективное, в результате чего образуется устойчивый иммунитет к классике, а надежды на возвращение к ней в зрелом возрасте становятся всё иллюзорнее.

Во-первых, необходимо сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную словесную формулу. Рассмотрим это на примере изучения повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Повесть воспринимается школьниками с большим интересом, они хорошо усваивают содержание, но впереди их ждёт работа над замыслом писателя, то есть им необходимо будет подняться на более высокую ступень анализа. Главная задача учителя – помочь ребятам. Уместно здесь вспомнить о том, кто такой “идеальный читатель”? Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не пройти мимо трудностей и в какой-то степени избежать иллюзии понимания. “Идеальный читатель” выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения. Теперь предлагаем школьникам выписать сравнения, которые есть в повести, в тетрадь. Такие выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Учащиеся совместно с учителем отмечают удивительную неожиданность сравнений. Эмоциональная реакция от такой работы тоже важна: школьники начинают чувствовать слово. А работа над выписками углубляет состояние удивления, продлевает его, ведь невозможно равнодушно переписывать такие строки: “Они (взрослые) кажутся сами себе величественными, как баобабы”, “Она (вода) была как подарок сердцу”, “Этот смех для меня – точно родник в пустыне”, “Змейка тихо струилась по песку, словно умирающий ручеёк”. Так работа над словом помогает почувствовать необычность мира, соприкоснуться с художественным даром писателя. Смотрим и на то, что писательское слово несёт в себе какую-то тайну, которую автор доверит только внимательному читателю. Обратимся ещё раз к сравнениям, выписанным из текста, и увидим один постоянный элемент. Ищем его: “(Змея) обвилась вокруг щиколотки принца, словно золотой браслет”, “На рассвете песок становится золотой , как мед”. Лис в повести утверждает, что золотая пшеница будет напоминать ему золотые волосы принца. Наверное, и золотой шарф принца – не случайная деталь!

Не менее важным является выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования авторского текста. Итак, чем же объяснить частое употребление слова “золотой”? Чаще всего школьники предполагают, что автор привлекает тем самым к нему наше внимание. Теперь необходимо выяснить значение слова “золотой”. Золотой – сделанный из драгоценного металла, стоящий дорого. Можно поинтересоваться у ребят: “А какой смысл вкладывает мама, говоря ребенку: “Ах, мой золотой !” Школьники и здесь быстро догадываются, что это - самый любимый, неповторимый, единственный, самый дорогой.

Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода: золотой – драгоценный – дорогой – любимый – единственный – неповторимый > требующий бережного отношения к себе . Какой же вывод напрашивается? Все люди бережно относятся к драгоценностям, но для родителей их дети дороже всех сокровищ. А разве мир вокруг нас не величайшая ценность? А разве автор не стремится показать, что человек должен бережно относится ко всему живому и неживому? Пока пусть это останется нашим предположением. А мы попробуем найти ответ в самой повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Продолжим нашу работу, обратившись к описанию спящего принца: “Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит…И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…” Значение слова “беречь” совпадает с последним звеном нашей цепочки, и ребята это должны почувствовать. Так мы приблизились к мысли о том, ради чего была написана повесть: берегите детей, берегите друг друга, берегите планету. Всё в этом мире очень хрупко, всё неповторимо, всё удивительно и потому драгоценно. Этот вывод можно записать в тетради учеников, но исследование ещё не закончено.

Вновь возвращаясь к цепочке слов, спросим ребят: “А разве не бывает фальшивых драгоценностей, которые иногда невозможно отличить от настоящих?” Продолжаем рассуждать о том, что многие люди не замечают в своей жизни фальши: вспомним короля, честолюбца, пятницу, делового человека, географа и всех мечущихся по жизни в поисках чего-либо. Кто же способен отличить подлинные ценности от мнимых? Ответ, оказывается, есть в тексте повести. Обращаемся к словам Лиса: “…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Тогда что же получается: людей с зорким сердцем очень мало, гораздо больше тех, кто заблуждается. Как же им помочь? Как сделать так, чтобы сердце каждого человека было зорким? Возможно ли это? Возможно, если человек будет следовать определённым правилам. Тогда он обретёт некую сверхчувствительность, она то и не позволит человеку обмануть себя.

Следующим этапом работы будет подбор афоризмов, представляющих собой своеобразный нравственный кодекс. Результаты можно представить в виде словесной формулы.

Кто отличит настоящее от фальши?

(Выписываются в столбик афоризмы)

Большую помощь при осмыслении художественного текста оказывают не только выписки, о которых было сказано выше, но и подчёркивания. Кто-то скажет, что это совсем нереально. Реально и даже очень. Подчёркивание существенного, важного в тексте помогает его усвоению и пониманию сюжета.

При воспитании интереса к чтению играют заметную роль закладки. Хороший читатель (ученик) всегда подмечает подобное у учителя и невольно заставляет себя делать тоже самое. Кстати, именно закладки были присущи стилю работы А. С. Пушкина. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, современные учёные нашли в книгах и подчёркивания, и закладки, и разные значки на полях. Свой стиль чтения Пушкин приписал Евгению Онегину:

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

После того как диалог с текстом любого произведения закончен, можно организовать работу по составлению плана. Возможно, кто-то проигнорирует этот вид работы, но и он, если вдуматься, стимулирует школьников к углублённому исследованию текста, к желанию прочитать его внимательно. Устный или письменный план должен отражать в сжатом виде смысловую структуру изучаемого произведения. Особенно удачный план обосновывает и доказывает основную мысль автора. В преподавании литературы и в формировании внимательного и зоркого читателя составление планов встречается при изучении произведения И. С. Тургенева “Бежин луг”, при работе с текстом произведения Н. С. Лескова “Левша”. План становится дорожкой через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план поможет школьникам понять основное содержание текста, сделает его легко обозримым и компактным, удобным для хранения в памяти.

Продолжая говорить о воспитании интереса к чтению через исследование текста и разных видах работы при этом, нельзя не упомянуть работу с таблицами, схемами, отражающими содержание того или иного произведения. В виде схем, как правило, отражаются события, ход рассуждения, разного рода понятия. Очень полезно записывать и обдумывать те схемы, которые даны в учебной литературе или предлагаются учителем. Но гораздо важнее научиться составлять схемы, рисунки к тексту, таблицы самостоятельно. Что это даёт? Они помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов. Пример таблицы можно рассмотреть, обратившись к изучению творчества А. С. Пушкина.

Творчество поэта – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с судьбой, общественно-политической и литературной жизнью России в первой половине XIX века. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. Изучая повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, учащиеся, например, могут оформить таблицу, левая сторона которой заполняется совместно , а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа

Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 1-го класса разработана на основе программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
  • Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2020 учебные годы ОУ.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2013г

Цели и задачи

Цель:

  • возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Задачи:

  • совершенствование навыка чтения обучающихся;формирование читательской компетенции младших школьников;формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежныформирование основ читательской культуры, литературного вкуса младши

Межпредметные связи : русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка
Формы контроля обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность ); в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность ); школьники посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность ); многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области - Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) , обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.
Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации; библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно - читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники. Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста). Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений. Для качественной работы по формированию читательской компетентности педагогу также необходимо организовать в кабинете.

Места курса в учебном плане

Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1-4-х классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин. Программа рассчитана на 4 года (1-4-й класс), 1а класс - 1 часа в неделю, всего 22 часа (с третьей недели второй четверти)

Планируемые результаты

Личностные результаты Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей. Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе. Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий)Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе

1. «Русские народные сказки» Чтение сказок учителем. Пересказ учащимися. Творческие задания по сказкам. (11 час)

2. Вводное занятие. Знакомство с «читательским портфелем» Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Заполнение читательских анкет «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель». Начальная диагностика уровня сформированности читательских интересов и умений первоклассников. (1час)

3. Тема №1. «Я расту...»

Занятие 2. «Что со мною происходит, когда я расту?»

Выставка книг В. Лунина и А. Барто. Слушание стихотворений В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу», стихотворения А. Барто «Я расту». Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Беседа. Самостоятельное чтение. Пробы выразительного чтения.

Занятие 3. «Игры со словами»

Слушание и самостоятельное чтение стихотворения В. Левина «Случайное стихотворение». Графическое иллюстрирование, игровое задание на внимательность. Работа с анаграммами, соревнование. Работа в парах.

Занятие 4. «Легко ли придумать свою сказку?»

Выставка книг Р. Погодина. Слушание и самостоятельное чтение глав из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Первичная характеристика персонажей по их словам и поведению. Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку».

Занятие 5. «Поэтическая разминка». «Удивительные стихи детских поэтов»

Литературные игры с рифмами «Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я - поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Слушание и самостоятельное чтение стихотворений Н. Кончаловской «Удивительный огород» и В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова.

Занятие 6. «Веселые и грустные стихи о детстве»

Выставка книг Э. Мошковской. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел», беседа. Работа над выразительным чтением. Словесное и графическое иллюстрирование стихов. Игровые задания.

Занятие 7. «Кем стать?»

Антиципация и слушание рассказа А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Беседа. Характеристика главного героя. Перечитывание рассказа с карандашом в руке. Литературная игра. Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать».

Занятие 8. «Поэтическая разминка»

Литературные игры со стихотворениями В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи». Поиск выразительных средств языка художественной литературы.

4. Тема №2. «Кладовая природы»

Занятие 9. «Маленькие открытия в природе»

Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов-миниатюр М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя. Пробы выразительного чтения.

Занятие 10. «Веселые и грустные стихи о природе»

Выставка книг И. Токмаковой. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений о природе И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Определение ведущего настроения стихов. Поиск красочных выразительных средств языка стихотворений. Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения. Конкурс чтецов.

Занятие 11. «Познавательные сказки о природе»

Антиципация и самостоятельное чтение сказок-миниатюр Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Словесное и графическое рисование. Пересказ и вдумчивое перечитывание текста.

Занятие 12. «Красота и душа природы»

Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Слушание и самостоятельное чтение рассказов Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом». Деление текста на части, определение ведущего настроения и идеи текста. Беседа по проблемному вопросу. Пробы выразительного чтения. Работа в парах

5. Тема №3. «Сказочная страна»

Занятие 13. «Сказочная поэзия Г. Цыферова»

Путешествие в сказочный мир Г. Цыферова. Самостоятельное чтение сказок-миниатюр Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Озаглавливание и иллюстрирование текста. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.

Занятие 14. «Сказки-загадки»

Слушание и самостоятельное перечитывание народной сказки «Три розы», сказки В. Берестова «Честное гусеничное». Обсуждение проблемного вопроса. Работа над образом персонажем. Творческое задание: нарисуй портрет героини сказки.

Занятие 15. «Удивительные сказки Н. Абрамцевой»

Знакомство со сказочным миром Н. Абрамцевой. Слушание и самостоятельное чтение сказок Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Первичная характеристика персонажей сказки по авторскому описанию. Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Первичная характеристика образа автора.

Занятие 16. «Странные сказки К. Каспаравичюса»

Слушание и чтение сказок К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Беседа о героях и языке сказок. Определение ведущего настроения текстов. Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах».

Занятие 17. «Сказки по телефону» Д. Родари

Выставка книг Д. Родари. Слушание и самостоятельное чтение сказок Д. Родари «оладная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем. Соревнования в парах.

Занятие 18. «Разноцветные сказки С. Могилевской»

Слушание и самостоятельное чтение сказок С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок

6. Тема №4. «Хочу всё знать»

Занятие 19. «История вещей»

Антиципация и самостоятельное чтение рассказов «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало и жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты.

Занятие 20. Итоговое занятие

Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов». Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и олассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами. Выставки литературно-творческих работ учеников, выполненных в рамках годового изучения программы

Календарно-тематическое планирование
«Вдумчивое чтение» 1-й класс

Тема занятия

Кол-во час.

Дата

(плановая)

Дата

(фактическая)

«Русские народные сказки» - 11 ч.

Чтение сказок учителем. Пересказ сказок. Творческие задания по сказкам.

«Читательским портфелем» - 1ч

Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие.

(Анкеты «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель»)

Тема 1. «Я расту...» - 7 ч.

«Радостный мир детства» В. Лунина (Стихотворения В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу»)

«Я расту». «Игры со словами» (Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование)

«Легко ли придумать свою сказку?» (Главы из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку»)

«Поэтическая разминка» «Удивительные стихи детских поэтов»

(«Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я - поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова)

«Веселые и грустные стихи о детстве» (Стихотворения Э. Мошковской «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения)

«Кем стать?» (Рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Литературно-творческое задание №2: «Кем я мечтаю стать»)

«Поэтическая разминка» (Стихотворения В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи»)

Тема 2. «Кладовая природы» - 4 ч.

«Маленькие открытия в природе» (Рассказы-миниатюры М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу.

Пробы выразительного чтения)

«Веселые и грустные стихи о природе» (Стихотворения И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения)

«Познавательные сказки о природе» (Сказки Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки».

«Красота и душа природы» (Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Пробы выразительного чтения)

Тема 3. «Сказочная страна» - 6 ч.

«Сказочная поэзия Г. Цыферова» (Сказки-миниатюры Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке)

«Сказки-загадки» Народная сказка «Три розы», сказка В. Берестова «Честное гусеничное»)

«Удивительные сказки Н. Абрамцевой» (Сказки Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря».Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке.

Пробы выразительного чтения)

«Странные сказки К. Каспаравичюса» Сказки К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги».

Литературно-творческое задание №3: «Необычная история об обычных вещах»)

«Сказки по телефону» Д. Родари (Сказки Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем)

«Разноцветные сказки» С. Могилевской

(Сказки С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок)

Тема 4. «Хочу все знать» - 4 ч.

«История вещей» (Рассказы «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало или жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…».

Литературный диктант, тесты)

Итоговое занятие

(Литературный праздник «Наши любимые книги».

Выставка литературно-творческих работ учеников)

  1. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  2. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. - М., 2011.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. - М., 2011.
  5. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
  6. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  7. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  9. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005,
  10. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю

При невнимательном чтении велика возможность упустить значительный элемент содержания или неверно понять его. Дело в том, что строится на взаимосвязи мельчайших фактов. В множества сюжетных линий невнимательное отношение к какой-либо мелочи приведет к тому, что вы запутаетесь в этих тонких причинно-следственных цепочках. А , неверно поймете или вообще не поймете суть происходящего на книги. Во втором случае придется возвращаться к тому месту, на котором вы оступились. Плавный ход повествования будет нарушен, вы «вынырнете» из книжной реальности, и эмоциональное воздействие этого будет уже не таким сильным.

Важная часть литературного или публицистического произведения – это подтекст. Заметить его можно только при вдумчивом чтении. С помощью такого «подводного течения» автор может изменять смысл сказанного до противоположности или обогащать простую фразу дополнительными смыслами. Этот прием придает всему произведению объем и значимость.

Еще один способ обогащения смысла – интертекстуальность. Только внимательно вчитываясь в каждое , вы заметите, что автор вплетает в текст явные и скрытые намеки на другие книги, факты современности и прошлого.

Внимание при восприятии информации позволяет не только принимать ее к сведению, но и анализировать. Причем при вдумчивом чтении процесс анализа начинается еще до того, как вы отложите текст. В противном случае возникает лишь один эффект: «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

В процессе есть возможность узнать не только то, о чем написано, но и как именно это написано. Внимание к , способу изложения информации позволит вам получить дополнительные сведения. Речевые характеристики зачастую формируют героя. Стиль изложения автора делает его узнаваемым для вас. Совместив информацию о личности автора, времени создания текста и языковые особенности произведения, вы получите характеристику определенной эпохи и страны (в которых текст был создан или происходит действие произведения). Постепенно набирая подобные , вы сформируете свой собственный стиль или манеру изложения и значительно расширите словарный запас.

Навык внимательного чтения пригодится вам и в самых заурядных, бытовых ситуациях. Ведь именно вдумчивое восприятие всех документов обезопасит вас от юридических ошибок.

Видео по теме

Художественной литературы в наше время стало довольно редким видом досуга. Многие предпочитают чтению фильмы, телевизионные программы, компьютерные игры и общение в социальных сетях, а ведь книги, кроме развлечения, имеют и множество других полезных качеств.

Люди читают книги по самым разным причинам. Чтение может быть средством получения новой информации необходимой для работы или в быту. Однако чаще всего за книгой от забот, стараются отвлечься от повседневной рутины. В течение дня современный человек испытывает серьезные стрессовые нагрузки и переживает множество негативных эмоций. Полчаса или час с книгой перед сном помогут расслабиться, перенестись мысленно в вымышленный мир героев художественного произведения, отрешиться на время от проблем сегодняшнего дня.

Читать художественную литературу необходимо для того, чтобы совершенствоваться во владении родным или иностранным языком. Чтение способствует увеличению словарного запаса, обогащает речь новыми и помогает правильно выстраивать сложные синтаксические конструкции. Кроме того, орфографические и пунктуационные усваиваются на уровне подсознания при частом общении с книгой.

Литературные произведения способствуют эффективному развитию словесно-логического мышления, базирующегося на языковых средствах. В широком смысле под словесно-логическим мышлением понимают способность рассуждать, выводы, переходить от частного к общему и наоборот. Читатель, погружаясь в сюжет книги, вслед за автором переживает происходящие события, анализирует их причины и следствия.

Все знают, что читать полезно для развития кругозора. Обычно под развитием кругозора понимают общие знания, которые человек может почерпнуть из художественного произведения о мире, культуре разных народов или истории. Однако значительно важнее тот факт, что хорошая

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа факультативного курса «Вдумчивое чтение» разработана исходя из положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации согласно требованиям ФГОС, опираясь на следующие нормативно правовые документы:

1.Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования , основного общего образования, среднего(полного) общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009. № 177785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)

4.Закон РФ «Об образовании» (статья 7)

5.Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2012-2013 учебный годы

6.Учебный план МОУ «Железногорская СОШ №1» на 2012-2013 учебный год

7.Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75 -37-0541/1

8.На основе программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение» автора: кандидата филологических наук, доцента Посашковой Е.В.и программы «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., НазаровскойЯ.Г., Жука С.Г.

Данный курс рассчитан на 34 учебных недели, при проведении 1 часа в неделю.

Программу по внеклассному чтению , получившую в ходе четырехлетней опытно-исследовательской апробации выше указанных авторов .

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета « Литературное чтение » инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними) , рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Цели и задачи программы «Вдумчивое чтение»

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий. Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы и направлена на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать творческое нестандартное самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  1. совершенствование навыка чтения учащихся;
  2. развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  3. знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  4. формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  5. формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
  6. формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  7. формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  8. выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  9. развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Концепция содержания программы «Вдумчивое чтение»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  1. ориентация на читательские интересы ребенка;
  2. разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  3. разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  4. важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение») ; «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение »); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение») .

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.

Методические принципы

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства, а также работа с тетрадью «Портфелем читателя» Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся начинают работать по рабочей тетради. Ведут «Портфель читателя», который позволяет вести творческую работу по прочитанным произведениям, фиксировать свои мысли, идеи, рассуждения.

Общая характеристика «Портфеля читателя»

В помощь учащимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия тетрадь– «Портфель читателя». В настоящее время созданы и апробированы тетради для учащихся 2, 3 и 4 классов. Использование «Портфеля читателя» позволяет решить следующие задачи:

1) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);

2) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития учащегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;

3) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех учащихся;

4) с помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на занятии, используя разные виды учебной и читательской деятельности учащихся;

Методический аппарат «Портфеля читателя» формирует читательские умения учащихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении разного рода заданий и упражнений, представленных в тетрадях. Основными являются задания репродуктивного характера , которые выполняют разные функции: они проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.

Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания , которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий : придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия учащимися художественного текста в тетрадях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во час.

Изучаемые
тексты

Методические приемы, формы работы
с текстом

Дата

планируемая

Дата фактическая

Вводное занятие. Читаю-значит расту…Зна

комство с «Рабочей тетрадью»

Литературная игра. Изучение содержания и структуры «Рабочей тетради». Заполнение читательского паспорта. Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

06. 09

Удивитель-

ный мир Джанни Родари Приключе-

ние Чиполлино»

Знакомство с творчеством

чтение глав сказки «Приключение Чиполлино»

Выставка книг. Игровые
и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание в тетради. Просмотр мультфильма.

13.09

20.09

27.09

04.10

Сказки Р. Киплинга

Сказка «Рики-Тики-Тави»

Сопоставление сказки и мультфильма. Самостоятельное чтение, беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.

11.10

18.10

25.10

Аркадий Гайдар и герои его книг

Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др.

Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.

08.11

15.11

22.11

29.11

5.

6.

Эрнест Сетон- Томпсон

и герои его книг

Мир детства в сказках Х.К. Андерсена

2

Рассказы о животных

Сказки «Дюймовочка», «Снежная королева».

Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Тест. Просмотр художественного фильма.

06.12

13.12

20.12

27.12

17.01

Рассказы о животных

Е.И. Чарушина

Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки»

Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование и сочинительство. Создание своей книги.

24.01

31.01

Необыкновенные герои Астрид Лингрен

«Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»

Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Характеристика главных героев героя. Просмотр мультфильма. Инсценирование.

07.02

21.02

28.02

07.03

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»

Сказка «Винни-Пух и все-все-все»
(в переводе Б.В. Заходера)

«Искпедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование.

14.03

21.03

04.04

11.04

Занимательные книги Э. Успенского

Рассказы

«Трое из Простоквашино»

«Зима в Простоквашино» и др.

Творческие задания в тетради, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильмах.

18.04

25.04

11.

В.Губарев и его герои

Обобщаю

щий урок- игра. «Я читал, много узнал, а значит уже подрос…»

3

«Королевство кривых зеркал»

Путешествие в мир волшебных слов, игра «Всё наоборот». Выставка книг. Занимательное чтение. Творческие задания в тетради. Просмотр худ. фильма.

Занимательная игра.

02.05

16.05

23.05

30.05

С начала учебного года нужно настроить родителей и учащихся на полноценное прочтение всех произведений: по нашему глубокому убеждению, книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность.

Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.

Для полноценного освоения программы учителю начальных классов необходима помощь школьного библиотекаря, связанная как с подбором изучаемых художественных произведений. Поэтому в начале учебного года нужно провести серьезную работу со школьной библиотекой, выяснить наличие и количество указанных произведений, согласовать сроки их выдачи учащимся вашего класса.

Многие из изучаемых произведений неоднократно экранизировались. Для более эффективного изучения книг желательно приобрести в классную фильмотеку копии художественных и мультипликационных фильмом, поставленных по классическим произведениям мировой детской литературы. Здесь помощь родительского актива также неоценима. Список необходимых экранизаций указан в поурочных разработках.

Основная воспитательная задача учителя на занятиях по внеклассному чтению – углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей. Главное – не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы. Отсюда – гибкость в освоении программы.

Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.

Планируемые результаты освоения предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курса

Универсальные учебные действия

Личностные УДД:

Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

Возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.

Список литературы:

  1. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  2. Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения во 2 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2006.
  3. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  4. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  5. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.
  6. Т.Г.Галактионова, С.О.Саввина, Я.Г.Назаровская, С.Г.Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс:-М.:Просвещение,2012.

Материально- техническое обеспечение программы:

А)Специфическое сопровождение (оборудование):

Портреты писателей и поэтов, художников.

Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,

Библиотека книг для занятий,

Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.

Б)Электронно-программное обеспечение:

Записи музыкальных произведений,

Видеофильмы,

Презентации к занятиям

В) Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор, ноутбук

Демонстрационный материал,

Музыкальный центр,

Магнитная доска.


Если Вам это действительно интересно, предлагаю познакомиться с тезисами лекции Ольги Громовой, которая проходила сегодня в Национальной библиотеке Чувашии. Ольга Громова – главный редактор журнала "Библиотека в школе", библиотекарь по призванию.

В течении часа гостья рассказывала об эффективных методиках работы по привлечению к чтению детей и подростков, среди которых – громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги.


Периодически мы слышим о том, что современные дети не читают, но это не совсем так. Просто большинство родителей сравнивают себя со своими детьми и считают, что они не так читают, не то читают и не там читают. А ведь согласитесь, у родителей просто не было выбора, читали они то, что было – прочитать труды семнадцатого съезда КПСС, да пожалуйста. Выучить наизусть очередной трактат, не вопрос.

Большинство современных детей и подростков читают, но вместо бумажных книг они используют электронные гаджеты. Учеными доказано, что среди тех детей, которые читают только с экранов, в три раза меньше таких, кто получает от чтения большое удовольствие, и на треть меньше тех, кто смог назвать свою любимую книгу. При чтении с экрана "снимается" меньше информации, чем с бумаги. И нельзя считать такое чтение нормой.

Исследования в области когнитивной науки, психологии и нейробиологии показали, что внимательное, вдумчивое чтение – неспешное, с эффектом присутствия, позволяющее отмечать малейшие подробности и вызывающее множество тончайших ощущений, сложное по своему эмоциональному и нравственному воздействию – это особое, уникальное умение, которое совсем не похоже на обычную расшифровку слов. И хотя, строго говоря, для вдумчивого чтения обычная книга не требуется, заданные рамки печатной страницы необыкновенным образом способствуют именно такому внимательному вдумчивому чтению. Например, отсутствие в печатной книге гиперссылок избавляет читателя от необходимости принимать решение – нажимать на ссылку или нет, благодаря чему читатель может всецело погрузиться в содержание книги.

Вдумчивое чтение предполагает использование таких методик как громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги.

Громкое чтение

Чтение вслух способствует созданию у детей образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста.

Чтение с остановками

Приём "чтение с остановками" учит умению выражать свои мысли, используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. "Чтение с остановками" представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.

Музей проживания одной книги

Данная технология формирует активного читателя, развивает навыки понимания текста. Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Экспонатами могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и рецензии, критические статьи, письма, написанные читателями автору или герою прочитанной книги и т.д. Также в музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту. Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально.

Главная идея представленных технологий – уход от комментирования текста и мысли, что ответ только один и он верный. Важно уметь задавать вопросы, побуждающие аудиторию размышлять и чувствовать, давать свою оценку прочитанному, придумывать продолжение истории.