Современные безграмотные. Как живут люди, не умеющие читать и писать. На земле читать-писать не умеет каждый десятый взрослый человек

Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).

Общие сведения о болезни

Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.

Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.

Виды дислексии

У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.

Дислексия фонематическая

Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».

Семантическая дислексия

Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.

Дислексия аграмматическая

Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.

Оптическая Дислексия

При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.

Дислексия мнестическая

Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.

Симптомы при заболевании дислексией

Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:

  • достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
  • дезорганизация;
  • большие трудности с восприятием различной информации;
  • сложность с запоминанием банальных слов.
  • полное непонимание текста, который читается;
  • некоторые нарушения, связанные с координацией:
  • иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.

Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.

Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:

  • интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
  • постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
  • ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
  • большие трудности в написании;
  • в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
  • часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
  • малыш не может определить верх и них текста.

Причинны возникновения такой болезни как дислексия

Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.

Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?

Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.

Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.

В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.

Найти неграмотного человека в современном мире — непростая задача. Среднее общее образование закреплено в Конституции России. Школы ведут буквально борьбу за детей, ведь за учениками следом приходит и финансирование. Чем больше детей, тем больше денег получает школа.

Но даже несмотря на такую государственную заботу, находятся такие граждане, которые плохо читают и говорят по-русски. Конечно, речь не идёт об иностранцах или гастарбайтерах. Скорее — о жертвах так называемой педагогической запущенности.

Валера

За свои 43 года Валера так и не научился писать и читать грамотно. Фото: Из личного архива / Дом трудолюбия

Валерию Кучеренко 43 года, и он бомж. Валера живёт в подмосковном доме трудолюбия «Ной».

«Школу прогуливал, кое-как дотянули меня до 8-го класса», — вспоминает свои школьные годы мужчина. С юных лет Валера бродяжничал и, как сам признаётся, не думал о будущем: «Жалею, конечно, что не учился, — говорит он, — иной раз читаю что-то и в смысл не могу въехать, туплю». У Валеры нет документов, нет семьи, а теперь нет и работы. У него артроз коленных суставов. «Мог бы подлечиться, да кто меня возьмёт, — вздыхает Валера, — я же бомж».

Валера очень боится, что однажды не сможет ходить. Ведь тогда он станет совсем никому не нужен. Пока он живёт в доме трудолюбия вместе с такими же россиянами без документов, как и он сам. Здесь ни у кого не спрашивают аттестата и не требуют соблюдать правила правописания.

Неграмотный каждый 20-й

Емелиан Сосинский помогает соотечественникам без документов встать на ноги. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Таких, как Валерий, в доме трудолюбия немало. По словам директора учреждения Емелиана Сосинского , каждый двадцатый, кто попадает к нему, не умеет читать и писать. «Чаще всего я об этом узнаю, когда мы берёмся восстанавливать документы, — рассказываем Емелиан, — начинаем оформлять заявление, а они даже свою фамилию иногда написать правильно не могут — приходится переписывать по несколько раз».

«В основном неграмотные — это дети алкоголиков», — говорит Емелиан Сосинский. Судьба у всех, как под копирку — детский дом, коррекционный интернат, алкоголизм, тюрьма. Но в обычной жизни неграмотность им никак не мешает, главное, чтобы человек умел и любил работать и трудиться, — отмечает директор дома трудолюбия «Ной». По мнению Сосинского, в современном мире грамотность — не главный навык. Книги уже давно вытеснены телевизором, компьютером и интернетом. А уж если хочется почитать, то в гаджет можно закачать любое произведении в аудио-формате.

В отличие от обычной, компьютерную грамоту, бездомные освоили. Фото: Из личного архива / Дом трудолюбия

Кстати, несмотря на неграмотность, постояльцы дома трудолюбия с успехом пользуются компьютерной техникой, сидят в социальных сетях. И что главное, хорошо считают, особенно деньги. «Как дело доходит до зарплаты, тут уж все грамотные, — говорит Емелиан, — считают просто отлично. Конечно, хотелось бы, чтобы они и читали, например духовное писание. Но при том уровне образованности, который есть у большинства бездомных, это бесполезно, они просто ничего не поймут, поэтому мы им рассказываем сами».

Неграмотные солдаты

Военкоматы также ведут работу по выявлению безграмотных призывников. Фото: АиФ / Сергей Осипов

Пока в стране усиленно создают научные роты, военкоматы каждый призыв также ведут работу по выявлению неграмотных призывников. Так, к примеру, по данным военкомата Волгоградской области, в 2014-м году на учёт были поставлены 40 человек, не имеющих никакого образования. Как оказалось, по большей части, эти молодые люди не имеют способности к обучению в силу своего здоровья.

«Мы бы рады учиться, — говорит Василий — отец одного из таких призывников, — но вследствие родовой травмы наш сын имеет задержку в психо-речевом развитии, ему сложно даётся учёба. Он, конечно, старается, мы приглашаем специальных педагогов, занимаемся сами, но, по данным военного комиссариата, наш сын — неграмотный, так как никогда не посещал школу».

Содействие в ликвидации безграмотности

В Советском Союзе была проведена громадная работа по ликвидации безграмотности. К 1939 году практически 90 % лиц в возрасте от 16 до 50 были обучены хоть какой-то грамоте. А к концу 60-х СССР и вовсе была признана самой читающей в мире страной.

Плакат 1918 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«У пожилых людей эта тяга к знаниям ещё сохранилась, они любят и хотят читать, — рассказывает специалист Государственного учреждения «Кировский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства» г. Волгограда Елена Новикова , — но вот предложить мы ничего нового им не можем. Вся литература в таких учреждениях, как наше, старая, оставшаяся ещё с советских времён. Людям интересны приключения, юмор, чтобы человек мог отвлечься. Глубокая литература им не по плечу».

На сегодняшний день в стране нет ни одного пункта по ликвидации безграмотности. Зато есть вечерние школы. Поступить в такую школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий его получить. Возраст желающего учиться значения не имеет, но обязательно необходимы документы. Которых у большей части современных безграмотных просто нет.

Помочь литературой ГУ «Кировский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства» г. Волгограда можно, передав книги по адресу:

Волгоград, Бородинская, 18 или Волгоград, посёлок Весёлая Балка, 46.

Помочь христианскому дому трудолюбия «Ной»:

Счёт Яндекс.Деньги : 410011204559941

Карта «Банк Москвы» : 4652 0687 4008 0536

Карта Сбербанка: 6762 8038 8051 845 631

Библиографическое описание: Галицкая А. А., Трофимова А. Д., Герасимов И. В., Кузнецов А. А., Дмитриева Е. Г., Ильинич М. С. У думающей личности есть только один путь - путь грамотности! // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 197-199..03.2019).



Грамотность - это умение читать и писать, не делая ошибок и следуя правилам. Любой человек обязан быть грамотным, так как это показывает степень его ума, образованности и интеллекта. Есть также профессиональная грамотность: знание своего дела, умение применять полученный багаж знаний в профессии. Безграмотность же может привести к серьёзным последствиям. Например, врач, который неправильно поставил диагноз больному, выписал ему неправильные лекарственные препараты, не уделил пациенту достаточного внимания и не провёл грамотное обследование, может очень серьёзно навредить. Недостаточно грамотный учитель тоже может навредить своим ученикам, которые по его вине не смогут хорошо сдать выпускные и вступительные экзамены, и дорога в ВУЗы будет закрыта для них. Учёные никогда не совершили бы свои научные открытия, не рассказали бы о них миру, если бы не стали грамотными людьми.

Можно привести ещё очень много примеров преимущества грамотного человека, но каждый сам волен выбирать свой жизненный путь. Кому-то нравится жить, не напрягая свой ум, не стараясь учиться. Приятнее гулять с друзьями, играть в компьютерные игры, ходить в кино, чем сидеть за уроками, учить правила, решать задачи. Такие молодые люди думают: «Зачем отказывать себе в удовольствиях?» Однако мне кажется, через много лет они поймут, что заблуждались. Они увидят, что успешнее в жизни грамотные, получившие хорошие знания люди. У образованных людей интересная жизнь, стабильная работа, приличная зарплата, возможность обеспечивать свою семью. У других, не получивших достойного образования из-за своей лени, низкооплачиваемая работа, нет мира в семье. Какой семье может понравиться недостаток средств, отсутствие возможности путешествовать, покупать необходимые, но иногда дорогие вещи? Когда появляются дети, малообразованный человек вспоминает, что мог бы лучше учиться в школе, поступить в ВУЗ, получить более интересную и нужную профессию. Нужно учить детей, чтобы они стали грамотными людьми, но безграмотный отец не может помочь им. Мне кажется, что многие взрослые люди жалеют, что не уделяли учёбе достаточного внимания.

Я считаю, что задумываться о будущем нужно ещё в школьные годы. У думающей личности есть только один путь - путь грамотности!

Галицкая А.

В России читать умеют практически все, но, как показывают данные Статистического института ЮНЕСКО, в мире насчитывается 793 миллиона неграмотных взрослых. Взрослые люди обычно стараются скрывать от других недостатки своего образования и воспитания: неумение, незнание, недостаточный уровень информативности, потому что это мешает преуспеванию в современном обществе. Неграмотному человеку действительно приходится трудно даже на бытовом уровне. Ему сложно быть покупателем, потому что он не может правильно выбрать товар, определить его реальную цену и качество. Ему трудно быть пациентом: при приобретении лекарства он не понимает инструкцию по применению. Неграмотному человеку сложно быть путешественником: ориентироваться в дорожных указателях, планах местности, другой нужной информации. Среди других проблем: оплата счетов, заполнение налоговых и банковских документов, оформление почтовых отправлений. Неграмотные взрослые люди испытывают трудности даже в воспитании детей: не могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, стесняются приходить в школу. У них нередко возникают проблемы с бытовой техникой, сантехникой, что ведёт даже к травмам.

Есть люди, которых нельзя назвать абсолютно неграмотными, скорее они малограмотные. В наше время такие люди не могут пользоваться компьютерами, а это затрудняет их трудоустройство, является главной причиной безработицы. Трудно себе представить нашу жизнь без компьютерных технологий.

Чтение помогает расширить мировоззрение человека, тренирует его мозг, память. Чем больше мы читаем, тем полнее и интереснее становится наша жизнь. Читающий человек обладает бесценным багажом знаний, умеет общаться с другими людьми, умеет правильно высказывать свои мысли, он интересен обществу. Начитанный человек имеет свой разнообразный духовный мир, развитую фантазию, воображение. Многие сами начинают писать интересные книги. Ведь прежде чем стать писателем, нужно стать хорошим читателем.

Человек учится быть грамотным с самого детства. Не сразу ребёнок понимает пользу «хорошей литературы», не сразу в его жизнь приходят классические произведения. Только к концу обучения в школе ученики начинают осознавать, что нужно совершенствовать своё читательское умение, потому что оно очень пригодится для дальнейшей учёбы в ВУЗе и, вообще, в жизни. Есть, конечно, группа людей, остающаяся малограмотными, но их не очень много. Становится совершенно понятно, что в наше современное время лучше быть образованным. Современные развитые страны принимают ряд мер для решения проблемы образования, потому что эта проблема (одна из самых важных) затрагивает широкие слои населения и касается всех нас.

Трофимова А.

Каждый человек от рождения любуется красотой природы и радуется общению с другими людьми. Он испытывает потребность стремиться к чему-то прекрасному и высокому. Можно предположить, что человек, не умеющий читать, восхищается окружающим миром, ведь жизнь великолепна и многообразна в своих проявлениях. Но как выразить свои впечатления? Как передать опыт своей души другим? Если ты не читаешь, твой язык беден, даже если в душе есть очень многое.

Грамотность, приобретённая в процессе чтения, помогает нам выразить наши мысли и чувства. Человек, который не умеет читать, испытывает естественную потребность научиться этому. Но мало просто стать грамотным и уметь читать. Нужно стать по-настоящему «хорошим читателем». Я думаю, что образованный человек, должен знать классическую литературу и интересоваться современными авторами. Этот процесс не может происходить время от времени. Не может быть образованным человек, прочитавший одну - две книги. Настоящий современный читатель испытывает потребность в новой информации. У него появляются любимые авторы, он представляет себя на месте некоторых литературных героев. Поступки и размышления героев, их взаимоотношения учат читателя поступать правильно, ценить любовь и дружбу, делать правильные выводы, познавать жизнь. В художественных произведениях много полезной информации не только для души, но и для ума.

Разум того, кто не умеет читать, неразвит, его речь примитивна. Как правило, такой человек груб и эгоистичен. Он не может в полной мере познать окружающий мир, развить свой ум, свой язык. Мне кажется, что таким людям должно быть обидно за себя. Постепенно с возрастом придёт осознание того, что книги нужны всем нам, что без них жизнь неинтересна. Великий французский писатель эпохи Просвещения Дени Дидро правильно сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Герасимов И.

Чтение художественной литературы делает нашу жизнь богаче, разнообразнее и интересней. Мы познаём мир, пополняем свой словарный запас. Наблюдая за поступками героев произведений, учимся поступать правильно, отличать добро и зло, быть честными и справедливыми. Необычный, загадочный, интересный мир открывают нам книги. Человек, который не любит и не умеет читать, делает свою жизнь духовно бедной.

А если не умеет читать маленький ребёнок? Как он смотрит на мир? Какими интересами он живёт? У меня есть младший брат Максим, и он ещё не умеет читать. Он познаёт мир со слов старших. Мама, папа и я рассказываем Максиму много интересного: как делаются вещи, какие бывают растения, животные, как живут люди в других странах и многое другое. Когда мой брат станет старше, он будет учиться читать. Мне кажется, тогда он узнает ещё больше нового. У него появятся любимые детские книжки, любимые герои рассказов и сказок. Если мы в семье будем правильно подбирать для него книги для чтения, он сам будет интересоваться художественной литературой и охотно посещать детскую библиотеку.

Однажды по телевизору я увидел передачу о стране, в которой многие люди не умели читать (я не понял, правда ли это, потому что посмотрел её не полностью). Там в автобусах находятся специальные люди - кондукторы, которые читают для неграмотных пассажиров названия остановок. Кондукторы выходят на остановках и объявляют, какой номер автобуса и куда он следует. Я думаю, что это очень неудобно для самих пассажиров, потому что среди них могут оказаться люди с плохим слухом, невнимательные. Человек может уснуть в автобусе и не услышать нужную информацию. Безграмотность может быть очень неудобна во всех сферах общественной жизни.

Все люди обязательно должны научиться читать. Даже в древние времена первобытные люди создавали рисунки на стенах своих пещер. Таким способом они показывали своё отношение к окружающему их миру, делились с соплеменниками своим опытом, призывали удачу в охоте. Древние люди умели «читать» наскальные рисунки и понимали их смысл. Уже в те далёкие времена им требовалось делиться друг с другом информацией. В наш современный XXI век чтение тем более необходимо. Без книг человечество не сможет жить.

Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

В отношении матери подростка возбуждено уголовное дело по ст. 166 Уголовного кодекса Украины (злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком или за лицом, в отношении которого установлена опека или попечительство).

Олег Антипов , народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:

Имеет ли право человек не уметь читать-писать? Да, имеет, если он взрослый человек. Но в данном конкретном случае речь идёт о ребенке, который в раннем возрасте не может сам принять решение, оценить нужность ему в настоящем и будущем тех или иных навыков и знаний. Поэтому родители должны выполнить свою прямую обязанность — дать максимальное количество знаний, для формирования личности. А органы государственного образования должны проконтролировать выполнение этих родительских обязанностей.

Александр Белковский , журналист:

Эти вопросы могут возникнуть только у тех, кто не знает украинскую реальность. Постойте 10 минут у железнодорожного вокзала в том же Киеве — и вы увидите не менее десятка абсолютно безграмотных бродяжек, которые нигде не учатся. Но намного страшнее другое. После преступного уничтожения советской системы образования школы и вузы начали тиражировать десятки тысяч безграмотных выпускников и специалистов. Сегодня молодой человек, умеющий писать без грамматических ошибок, большая редкость. Недавно студенты львовских вузов потребовали ввести преподавание русского языка, так как они не могут общаться со своими «эуропейскими» сверстниками. Оказывается, в «Эуропе» украинский язык не в чести, а русский знают многие. «Нужно ли это государству?» А где вы видите государство?

Юрий Юрьев , политконструктор:

Самое интересное, что никто не поинтересовался, умеет ли мальчик считать. Может быть, он считает, что ему невыгодно бесплатно читать и писать, а аттестат зрелости в Украине — простая формальность, которая ничего на деле не даёт. Что касается людей, возбудивших уголовное дело, то им следовало бы поинтересоваться, можно ли, не умея читать, пользоваться компьютером в том самом компьютерном клубе, где ночует мальчик.

Сергей Слюсаренко , писатель:

Интересно, а в отношении сотрудников Минобразования, которые не уследили за тем, что ребенок не посещает школы, тоже заведут дело? А в отношении сельской администрации, которая тоже за этим следить должна? А сотрудники интернет клуба, где ночью сидит мальчик что, тоже невиновны? И еще вопрос — он, когда в компьютерные игрушки играет — тоже читать не умеет?

Грант Микаэлян , политолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения):

Современное государство тем и отличается от исторических форм государства (до 19 века), что оно гораздо глубже проникает в человеческое общество. У всех есть паспорта, все в старости зависят от социалки. Все обязаны быть грамотными. Во многих странах все обязаны служить в армии. И так далее, вот сейчас во многих странах вводится ювенальная юстиция, то есть государство пытается влезть между детьми и родителями. Так что мотивы матери, если они вообще были, никого не интересуют. И если она пыталась, таким образом, ребенка оградить от мира, думаю, это только усугубит ее положение на суде.

Даниэль Штайсслингер , журналист и переводчик (Израиль):

А работать как? Родители должны обеспечить ребёнку возможность адаптации в обществе. Иначе получим физически и психически здорового инвалида, который не в состоянии заработать себе на хлеб.