Необычные самолёты (22 фото). Самые необычные самолёты в истории авиации

Просто удивительно, какие летательные аппараты можно собрать, приложив достаточно усилий, чистого творчества и вложив в проект много денег. Обзор необычных конструкций самолетов, вертолетов и спускаемых аппаратов, от летающих тарелок до «Каспийских монстров». Дорогие, экспериментальные и часто никогда не отрывавшиеся от земли. Бескрылый. Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний:
Дистанционно управляемый. С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:
Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли: Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1) - экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:
С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 - первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:
Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза - 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:
Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar - летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:
Странно выглядящий. Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:
Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) - американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.
Футуристический. Еще один проект НАСА - NASA Hyper III - самолет, созданный в 1969 году:
Летающий блин. Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:
Спустившийся с небес. HL-10 - один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:
Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» - проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:
Полосатый. Grumman X-29 - самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:
Вертикально взлетающий. LTV XC-142 - американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:
Каспийский Монстр. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» - экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:
Воздушный кит. Super Guppy - транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик - Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет - август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС:
Остроносый. Douglas X-3 Stiletto - американский экспериментальный самолет-моноплан фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З:
Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем: Винтокрыл. Сикорский S-72 - экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил 12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987 года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:
Самолет-ракета. Ryan X-13A-RY Vertijet - экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик - компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких самолета: Лунный модуль. Еще один спускаемый модуль вертикального взлета и посадки, построенный в 1964 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну.

​Уважаемый читатель, совсем недавно мы с тобой имели возможность поговорить об очень интересном направлении технического прогресса, и судя по откликам, интересном не только мужчинам но и нашему прекрасному полу, дорогим женщинам. Говорили мы об , о захватывающей истории, прекрасных, хоть и не всегда, концепциях и дизайнах. Согласен, тема довольно интересная, тем более, что она волнует, почти всех, потому что ежедневно мы сталкиваемся с этим видом транспорта и многие имеют возможность управлять своим прекрасным автомобилем.

В сегодняшней статье я хотел бы предоставить материал о не столь далеком, несмотря на его частое место пребывания, виде транспорта — самолёте. А именно о редких, порой странных и сумасшедших идеях и конструкциях, как наших, так и зарубежных конструкторов-авиастроителей.

Что говорить, полет на самолете приносит массу удовольствий. И я не ошибусь, если скажу, что человек, который хоть раз пользовался услугами аэрофлота, остался под прекрасными впечатлениями. Хотя… Если посмотреть на чудеса авиастроения, о которых мы будем говорить сегодня, наверное я буду в своих суждениях немного осторожней.

Поехали? Или правильнее будет сказать: «Полетели!»

Очень часто конструкторы самолётов проектируют свое «детище» вокруг центральной концепции функциональности. Однако иногда они просто хотят доказать, что их машина летает. Дизайнеры, от UFO-подобных блюдец до надувных самолётов попробовали и испытали почти все. Некоторые из этих причудливых, странных созданий стали источником для будущего поколения летательных аппаратов, в то время как другие пылятся в музеях или еще хуже, ждут своей участи на «кладбищах».

Топ-10 самых странных самолётов, существовавших в истории авиастроения.

The Goodyear Inflatoplane (Надувной аэроплан Goodyear)

Чтобы начать список самых странных самолётов, которые существовали в истории человечества, позвольте мне просто сказать вам, что создание надувного самолёта для спасения солдат в окружении, на поле боя, было, мягко сказать, не яркой идеей. Однако именно и пыталась это сделать компания Goodyear, когда продавала свою идею нового надувного аэроплана американской армии в 1956 году.

Естественно, армия заинтересовалась и была впечатлена этой странной идеей и попросила Goodyear разработать некоторые прототипы для тестирования.

Первоначальный прототип, GA-33 был построен и полетал менее чем 12 дней. Это был в основном огромный воздушный шар с воздушным двигателем сверху. Крылья, сиденье и хвост были сделаны из прочной авиационной ткани, разработанной Goodyear исключительно для Inflatoplane. Названный Airmat, он был изготовлен путем сплетения слоев прорезиненного нейлона с тысячами нейлоновых нитей. Остальная часть фюзеляжа была обычным дирижаблем. Давление, необходимое для поддержания жесткости планера, обеспечивалось воздушным компрессором, который приводился в движение тем же двигателем мощностью 40 лошадиных сил, который приводил в движение самолет.

Когда он не использовался, весь самолет и его двигатель можно было упаковать в коробку, достаточно маленькую, чтобы ее можно было перевозить в тачке. Коробку можно было также возить в задней части джипа, грузовика или даже сбрасывать с парашютом с самолета. Большая идея заключалась в том, чтобы сбрасывать упакованный самолет за вражеские линии, затем солдат мог использовать ручной насос, чтобы накачать его и подготовить к полету менее чем за 6 минут. Более поздние прототипы, такие как GA 468 и GA 467, включали более мощный 60-сильный двигатель наряду с двухместными вариантами.

После долгих испытаний армия сделала вывод, что самолет просто не практичен, чтобы использоваться в качестве спасательного и разведывательного самолета. И нетрудно понять, почему надувной резиновый самолет, который летит со скоростью 55 миль в час, не совсем то, что хотел бы получить солдат. К 1959 году Goodyear прекратила производство Inflatoplanes, и программа подошла к концу. Тем не менее, это один из тех странных самолетов, которые действительно имели место в авиастроении.

The Stipa-Caproni (Стип-Капрони)

Этот уникальный самолет, также известный как «Летающий бочонок», был детищем итальянского авиационного инженера Луиджи Стипы и до сих пор считается одним из необычных самолетов.

После глубокого изучения принципов динамики, инженер-конструктор считал, что если двигатель с пропеллером будут помещены в коническую трубу, общий выход тяги будет увеличен. Он назвал свой проект «intubed propeller».

Монстр Каспийского моря, «Каспийский монстр» - Экспериментальный экраноплан, который был разработан Ростиславом Алексеевым в 1966 году.

«Каспийский монстр»

De Lackner HZ-1 – Устройство, позволяющее проводить разведывательные операции.

Stipa-Caproni - Фюзеляж экспериментального итальянского самолёта выполнен в виде бочки (1932 год).

Blohm & Voss BV 141 – Самолёт, который должен был использоваться немецкими разведчиками во время II мировой войны. Отличается асимметричным дизайном.

B lohm & Voss BV 141

«Libellula» - Благодаря двойным крыльям и двум двигателям, у пилота был хороший обзор, что позволяло совершать успешные посадки на авианосцы. 1945 год.

North American XF-82 – Самолёт сопровождения, состоит из двух соединённых P-51 «Mustang». 1946 год.

North American XF-82

Northrop XB-35 - Военная разработка бомбардировщика предназначалась Военно-воздушным силам США.


Martin XB-51 – Штурмовой самолёт США, оборудованный 3 двигателями. Отличается нетрадиционным дизайном: оба двигателя расположены под носом самолёта, третий – в хвостовой части.

Lockheed XFV «The Salmon» - Экспериментальная разработка, возможен взлёт «с хвоста».

Lockheed XFV «The Salmon»

Avro Canada VZ-9 «Avrocar» - Самолёт выполнен в форме диска, может совершать вертикальный взлёт. Засекреченный проект США.

Avro Canada VZ-9 «Avrocar»

HL-10 – Строительство было завершено благодаря проекту «Lifting Body Research Program» под руководством NASA.


Douglas XB-42 «Mixmaster» -Проект бомбардировщика создан в 1944 году. Самолёт способен летать на очень больших скоростях.

Douglas XB-42 «Mixmaster»

Dornier Do 31 – Экспериментальный транспортник, возможен вертикальный взлёт.

«Aerodyne» Александра Липпиша – На самолёте распложены два соосных внутренних пропеллера. Отсутствуют крылья.

McDonnell XF-85 «Goblin» - Один из прототипов военного самолёта. Согласно замыслу инженеров, запуск должен был происходить из люка Convair B-36.

McDonnell XF-85 «Goblin»

Vought V-173 - Военный самолёт, предназначавшийся для ВМС Америки.

Vought V-173

Hyper III – Самолёт с возможностью дистанционного управления. Разработан NASA.


Hyper III

VVA-14 – Самолёт-амфибия.

Snecma C-450 – Проект французских инженеров. Отличительная особенность – возможность вертикального взлёта и приземления. 1958 год.

Ames-Dryden (AD)-1 – На основе этого самолёта происходило изучение принципов изменяемого крыла.

Ames-Dryden (AD)-1

B377PG – воздушное средство для транспортировки грузов.

X-29 – Применяется крыло обратной стреловидности.

Douglas X-3 «Stiletto» - Использовался для испытания новой конструкции, чтобы преодолевать скорость звука. 1953-1956.

Douglas X-3 «Stiletto»

Be-200 – Самолёт с большим функционалом.

Proteus – Есть двойное крыло и два двигателя. Спроектирован в Scaled Composites.

Caproni Ca.60 Noviplano – Девятикрылая летающая лодка. Прототип лайнера, который должен был совершать перелёты через Атлантику со 100 пассажирами на борту. Оборудован 8 двигателями. Понтоны по краям придавали устойчивость. Первый полёт завершился неудачно, самолёт взлетел, но всего через 18 метров после этого потерпел крушение.

A300-600ST («Белуга») - Авиалайнер, отличающийся широким фюзеляжем. Предназначен для транспортировки больших грузов.

11 октября 1931 года состоялся первый полет самолета «Сталь-2», изготовленного из нержавеющей стали. Каркас этого самолета был полностью создан из листов высоколегированной нержавеющей стали «Энерж-6». До этого в самолетах использовались деревянные и дюралевые конструкции. По этому случаю мы решили рассказать о самых необычных советских самолетах.

Появление такого самолета было связано с освоением производства нержавеющей стали и нехваткой алюминиевых сплавов в СССР. Предполагалось, что сварная стальная конструкция позволит упростить технологию производства самолетов и значительно увеличит срок их службы.

Надежды на большой срок службы конструкции стальных пассажирских самолетов себя не оправдали. Коррозия сварных точек, болтов потребовали регулярного ремонта стальных самолетов. От создания цельностальных самолетов пришлось отказаться.

Ближнемагистральный пассажирский самолет имел один поршневый двигатель воздушного охлаждения. Экипаж самолета составлял один летчик, а пассажировместимость — четыре человека.

Самолет К-7

К-7 - это советский экспериментальный многоцелевой (варианты — бомбардировщик, десантный и тяжелый пассажирский) самолет-гигант конструкторского бюро К. А. Калинина. Мог быть задействован и как бомбардировщик, и как десантный, а также тяжелый пассажирский самолет. Он был разработан в начале 1930-х годов с использованием оригинальных конструкторских решений, новых технологий и материалов. Проходил летные испытания в 1933 году, однако, в связи с выявленными недостатками конструкции, а также катастрофой первого изготовленного самолета во время испытаний на максимальную скорость, разработку завершить не удалось. Он представлял из себя гигантское крыло с размахом в 53 метра, от которого шли две хвостовые балки трехгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота. Рубка выступала вперед по оси самолета, в ней размещались два пилота, штурман, радист и старший механик. Остальные семь членов экипажа находились в других отсеках самолета и переговаривались между собой по внутреннему телефону. А сам самолет двигался при помощи семи двигателей АМ-34 мощностью по 750 л. с. Самолет был для своего времени самым большим в Советском Союзе и таким огромным, что его называли в прессе «воздушный Госпром».

Каспийский монстр

В 1964—1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата — экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр». Так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Самолет был разработан в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлетную массу 544 тонны. До появления самолета Ан-225 «Мрия» это был самый тяжелый летательный аппарат в мире. КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль (во время первого испытания о него разбили бутылку шампанского и на нем был поднят Военно-морской флаг СССР, и относился к ВМФ. Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка).

Самолет-амфибия ВВА-14

ВВА-14 (вертикально-взлетающая амфибия) - экспериментальный советский самолет, который мог выполнять функции гидросамолета, бомбардировщика и торпедоносца, конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолет, и как самолет вертикального взлета и посадки. Первый полет состоялся 4 сентября 1972 года. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлета была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экраноплан.

Дозвуковой разведчик М-55

Разработка высотного самолета-перехватчика была начата в ОКБ В. М. Мясищева в конце 60-х годов. Целью создания такого самолета был перехват высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшимися американскими спецслужбами и залетавшими иногда на значительные расстояния вглубь территории СССР. Но по разным причинам постройка первого самолета затянулась до 80-х годов, и первая опытная машина М-17 «Стратосфера» с регистрационным номером «СССР-17103» поднялась в воздух 26 мая 1982 года. Но к этому времени проблема разведывательных аэростатов уже потеряла свою актуальность и было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолета-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля-земля» и ударным самолетам. Модифицированный самолет М-17РМ выполнил первый полет 16 августа 1988 года. В ОКБ самолет получил обозначение М-55 «Геофизика». Разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолета М-55У. Ведутся работы по созданию двухместного самолета высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлиненный фюзеляж.

Самолет имеет двухбалочную конструкцию с высокорасположенным крылом большого удлинения, набранным из сверхкритических высоконесущих профилей. В передней части фюзеляжа расположена кабина пилота и отсек с разведывательной аппаратурой, массой около 1,5 тонн. Вся задняя часть фюзеляжа представляет собой моторный отсек, где располагаются два двухконтурных высокоэкономичных двигателя. Емкость топливной системы составляет 8300 л.

Су-47 «Беркут»

Су-47 «Беркут» — это проект перспективного палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. Проект развивался сначала как перспективная модель истребителя с КОС (крылом обратной стреловидности) для ВВС СССР в рамках отраслевой исследовательской программы с 1983 года, однако эта тема была закрыта в 1988 году. После этого заказчиком проекта выступал ВМФ СССР, что и предопределило дальнейшее развитие проекта как перспективного самолета для авианесущих крейсеров. Далее, после распада СССР и кризиса в стране в 1990-х, госфинансирование с проекта было снято и он продолжался только благодаря собственному финансированию ОКБ «Сухой». В итоге, после всех перипетий, самолет был представлен публике на выставке МАКС-1999 под именем С-37 «Беркут», а к МАКС-2001 переименован в Су-47 «Беркут». В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным. В 2011—2012 на его основе создано 2 опытных образца. Су-47 часто называют если не самим истребителем пятого поколения, то его прототипом. На Су-47 отрабатывается часть технологий, используемых на ПАК ФА, например внутренние отсеки для вооружений.

McDonnell Douglas X-36, бесхвостый истребитель

Монстр Каспийского моря, «Каспийский монстр» — Экспериментальный экраноплан, который был разработан Ростиславом Алексеевым в 1966 году.

«Каспийский монстр»

De Lackner HZ-1 – Устройство, позволяющее проводить разведывательные операции.

De Lackner HZ-1

Stipa-Caproni - Фюзеляж экспериментального итальянского самолёта выполнен в виде бочки (1932 год).

Stipa-Caproni

Blohm & Voss BV 141 – Самолёт, который должен был использоваться немецкими разведчиками во время II мировой войны. Отличается асимметричным дизайном.

Blohm & Voss BV 141

«Libellula» — Благодаря двойным крыльям и двум двигателям, у пилота был хороший обзор, что позволяло совершать успешные посадки на авианосцы. 1945 год.

«Libellula»

North American XF-82 – Самолёт сопровождения, состоит из двух соединённых P-51 «Mustang». 1946 год.

North American XF-82

Northrop XB-35 - Военная разработка бомбардировщика предназначалась Военно-воздушным силам США.

Northrop XB-35

Martin XB-51 – Штурмовой самолёт США, оборудованный 3 двигателями. Отличается нетрадиционным дизайном: оба двигателя расположены под носом самолёта, третий – в хвостовой части.

Martin XB-51

Lockheed XFV «The Salmon» — Экспериментальная разработка, возможен взлёт «с хвоста».

Lockheed XFV «The Salmon»

Avro Canada VZ-9 «Avrocar» - Самолёт выполнен в форме диска, может совершать вертикальный взлёт. Засекреченный проект США.

Avro Canada VZ-9 «Avrocar»

HL-10 – Строительство было завершено благодаря проекту «Lifting Body Research Program» под руководством NASA.

Douglas XB-42 «Mixmaster» -Проект бомбардировщика создан в 1944 году. Самолёт способен летать на очень больших скоростях.

Douglas XB-42 «Mixmaster»

Dornier Do 31 – Экспериментальный транспортник, возможен вертикальный взлёт.

Dornier Do 31

«Aerodyne» Александра Липпиша – На самолёте распложены два соосных внутренних пропеллера. Отсутствуют крылья.

«Aerodyne»

McDonnell XF-85 «Goblin» - Один из прототипов военного самолёта. Согласно замыслу инженеров, запуск должен был происходить из люка Convair B-36.

McDonnell XF-85 «Goblin»

Vought V-173 - Военный самолёт, предназначавшийся для ВМС Америки.

Vought V-173

Hyper III – Самолёт с возможностью дистанционного управления. Разработан NASA.

Hyper III

VVA-14 – Самолёт-амфибия.

Snecma C-450 – Проект французских инженеров. Отличительная особенность – возможность вертикального взлёта и приземления. 1958 год.

Snecma C-450

Ames-Dryden (AD)-1 – На основе этого самолёта происходило изучение принципов изменяемого крыла.

Ames-Dryden (AD)-1

B377PG – воздушное средство для транспортировки грузов.

X-29 – Применяется крыло обратной стреловидности.

Douglas X-3 «Stiletto» — Использовался для испытания новой конструкции, чтобы преодолевать скорость звука. 1953-1956.

Douglas X-3 «Stiletto»

Be-200 – Самолёт с большим функционалом.

Proteus – Есть двойное крыло и два двигателя. Спроектирован в Scaled Composites.

Caproni Ca.60 Noviplano – Девятикрылая летающая лодка. Прототип лайнера, который должен был совершать перелёты через Атлантику со 100 пассажирами на борту. Оборудован 8 двигателями. Понтоны по краям придавали устойчивость. Первый полёт завершился неудачно, самолёт взлетел, но всего через 18 метров после этого потерпел крушение.

A300-600ST («Белуга») - Авиалайнер, отличающийся широким фюзеляжем. Предназначен для транспортировки больших грузов.