Мотивы их виды и функции. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности. Виды и функции мотивов

Мотивы– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотив– это способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация– это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Мотив и есть промежуточное средство удовлетворения потребности, побуждающее человека к конкретной деятельности.

По отношению к деятельности мотивация выполняет три основные регулирующие функции.

Побуждающая функция– это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности Организующая функция мотивации сосредотачивается вокруг целеполагания. Возникший мотив способствует выделению и постановке цели, т.е. предвосхищаемого результата.

Смыслообразующая функция– это придание деятельности глубокого личностного смысла. Основанием для классификации мотивов обычно избирается предметное содержание мотива. С этих позиций мотивы разделяются на две большие группы: мотивы с обобщением, устойчивым содержанием – диспозиционным; мотивы с конкретным переменным содержанием – функциональные.

Диспозиционные мотивыявляются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, они обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведение личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями. Такие мотивы называются личностными диспозициями. Например, мотивы достижения, аффилиации (потребность в принятии со стороны других людей), власти (потребность в доминировании, влиянии), помощи (альтруистические побуждения) и др.

Функциональные мотивысвязаны с конкретными видами деятельности человека. Например, с учебной деятельностью, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми .

Осознанные мотивы– человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. Характеризуется: интересами, убеждениями, идеалами.

Неосознанные мотивы– человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

Характеризуется: установками, влечением.

Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, установки и цели ее жизни и деятельности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

интерес – познавательная форма направленности на предметы;

при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью;

конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности есть идеал;

мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие мотива и мотивации

Мотив (лат. movere - приводить, в движение толкать) - это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах :

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения.

Большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение.

В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности (Ковалев В.И., 1988).

Мотив как потребность . Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос, "почему" осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность.

Мотив как цель (предмет) удовлетворения потребности . Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям — смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев)

Мотив как намерение . Исходя из того, что намерение является побудительной силой, волевым актом, можно предположить, что оно тесным связано с мотивацией и мотивом (Б.В. Зейгарник, К. Левин и др.).

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.

Мотив как свойство личности . Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что устойчивые характеристики личности (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) обусловливают поведение в такой же мере, как и внешние стимулы. (М. Мадсен, X. Мюррей, Дж. Аткинсон, К.К. Платонов, B.C. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов и др.).

Мотив как состояние . Р.А. Пилоян, Дж. Гилфорд, Е.Р. Хилгард под мотивом понимают любое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать.

Мотив как удовлетворенность . Удовлетворенность - это положительное эмоциональное состояние, выступающее одним из факторов, влияющих на продолжение деятельности (В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, П.М. Якобсон и др.).

Попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту - это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации.

Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены.

Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека

Мотивация

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1.Совокупность побуждений , вызывающих и определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.

2. Процесс образования, формирования мотивов , который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация - одна из главных движущих сил человеческого поведения и достижения поставленных целей.

Мотивация объясняет целенаправленность действия , организованность и устойчивость целостной деятельности , направленной на достижение определенной цели.

К мотивационным состояниям человека относятсяинтересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Виды мотивации

- Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

- Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

- Положительная и отрицательная мотивация .

Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной .

Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной .

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

- Устойчивая и неустойчивая мотивация .

Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая - которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Также различают:

- индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.

- групповые: забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

- познавательные

- исследовательское поведение

- игровая деятельность

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы.

В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы.

К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды).

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных (биологических) потребностей.

Потребность - это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).

В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии - познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности .

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Что же касается самого высокого класса способностей - самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

Маслоу дал характеристику самоактуализирующейся личности :

1. Объективное восприятие действительности. Критическое отношение к собственным знаниям (интуитивное и случайное)

2. Реалистичное, позитивное отношение к миру, в сочетании с позитивным отношением к себе.

3. Отсутствие эгоцентризма. Ориентация при решении проблемы на объект, с которым взаимодействует.

4. Потребность периодически быть в одиночестве.

5. Креативность.

6. Естественность поведения.

7. Доброта, открытость, дружелюбное отношение.

8. Отсутствие постоянной безусловной враждебности к кому-либо, в сочетании с глубокой привязанностью, часто, к немногим людям.

9. Нравственная определенность добра от зла.

10. Сознание различия между целью и средством

11. Отсутствие мелочности, поглощенности бытием.

12. Развитое чувство юмора как позитивное отношение к миру.

13. Склонность к перенесению вдохновений «пиковых переживаний» после которых личность чувствует себя обновленной.

Совокупность внутренних и внешних мотивов, потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека .

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности . Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера , как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств . От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационно - потребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности : личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы , существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут по-разному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов.

Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки "главенствования" различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, "присвоения", "принятия") потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере, большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы, как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности.

Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы :

Развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

Достаточная сила мотивов;

Устойчивость мотивов;

Определенная структура мотивации;

Определенная иерархия мотивов.

Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны . Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную . Все они важны и взаимозависимы.

Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности. От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики. Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других — гнев и возмущение.

Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших составляющих.

Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности.

У каждого человека есть определенный набор потребностей и желаний. Все, что он делает, в конечном итоге вытекает из этих ценностей и потребностей: в любви, признании, общении, саморазвитии, продолжении рода, получении материальных благ и т. д.

Что такое мотив

Необходимость человеческих существ в чем-то (например, в общении с другими людьми, в определенных переживаниях) имеет свои объяснения.

Тот предмет, который побуждает, заставляет человека поступать определенным образом, называется мотивом. Другими словами, это некие причины, объясняющие поступки людей.

Тема достаточно актуальная. Рассмотрим более глубоко, что такое мотив. В психологии давно занимаются внутренними причинами человеческих поступков и стараются понять, ради чего человек совершает определенные действия. Это делается, чтобы можно было классифицировать мотивы, хоть как-то их упорядочить. А поняв их, предугадать и защититься от негативных поступков других. Ведь далеко не все они направлены на добро.

Но не только мотивы являются движущей силой в поведении. Есть еще страх, привычка, жизненные цели и ценности, состояние аффекта. Что такое мотив деятельности? Это всегда глубоко личное. Он отвечает на вопрос о том, почему именно этот человек поступил так, а не иначе. Все другие позиции восприятия не такие личностные.

Продолжим разговор о том, что такое мотив. Причины человеческих поступков делятся на разные категории.

Мотивы: благородные и низменные

Здесь можно говорить про два распространенных противопоставления — «хочу» и «надо». Высокие (благородные) мотивы всегда связаны с желанием помочь другим, иногда это может быть даже в ущерб себе.

Низменные же направлены исключительно на себя любимого. При таком виде мотивов человек не только игнорирует других и их желания, но и действует в ущерб своему будущему, занимаясь удовлетворением только сегодняшних проходящих потребностей.

Готовность отказаться на время от комфорта ради достижения какой-либо цели (в учебе, любви, карьере) — это благородные мотивы. Так, занятия спортом (тогда, когда не очень хочется, вместо отдыха на диване, прогулок с друзьями) имеют благородные мотивы. А вот обжорство, наоборот - низменные.

Мотивы скрытые и явные

Не всегда можно сразу понять и объяснить поведение человека. То есть мотив может быть неявным, или же будут присутствовать сразу несколько причин поступка - лежащие на поверхности, явные мотивы и скрытые, запрятанные глубоко внутри, которые человек не открывает не только окружающим, но и самому себе.

Последние причины может не понимать и сам человек, не начав разбираться и копаться в себе. Иногда за внешне красивыми словами и благородными поступками скрывается банальная выгода или расчет. Так часто бывает в любовных отношениях между женщиной и мужчиной. Один любит по-настоящему, а другой только позволяет любить, пользуется, при этом желая выглядеть положительно в глазах других.

Люди часто стыдятся скрытых мотивов своих поступков. Они чаще не так красивы, как хотелось бы. Поэтому на первое место в таких случаях выходят мотивы явные.

Реактивные и проактивные состояния

Есть два варианта мотивации.

Первый, когда человек рассматривает существующие обстоятельства, анализирует их, делает выводы, на основании которых потом действует. Это осознанный выбор и мотив акции (проактивный).

Второй вариант — реактивный, когда уже обстоятельства начинают определять поведение человека. Тогда его выбор перестает быть свободным. Человеком начинает управлять ситуация.

Поступки человека с точки зрения закона

Что такое мотив? Этот вопрос очень важен при расследовании различных преступлений. Ответ на него может напрямую повлиять на следствие, приговор, меру наказания и дальнейшую жизнь совершившего какое-либо противоправное действие.

По уголовному закону, ответственность лица наступает только в случае установления вины. Необходимо соблюдать права человека и никого не обвинять голословно. Для этого как раз и необходимо понять, что такое мотив преступления, и установить его. Это также помогает впоследствии предотвращать преступления.

Что такое мотив, и какие формы его проявления встречаются в преступной деятельности? Список широк: зависть, месть, ревность, хулиганство. На первом месте среди мотивов стоит корысть. Под ее отрицательным влиянием люди чаще всего идут на преступления. Особенно этот мотив стал ярко проявляться с появлением частной собственности, больших денег и возможностей.

Есть преступления, совершенные, на первый взгляд, спонтанно, без каких-либо целей. Мотив также не просматривается. Такие ситуации чаще всего встречаются у людей, действующих под напором эмоций, а не разума. Либо за компанию. Например, кражи в маленьких магазинчиках группой подростков или угон автомобиля, чтобы просто покататься.

Таким образом, знание основных мотивов поступков человека может помочь нам эффективнее взаимодействовать друг с другом.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных благах.

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Асеев итд. Мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побужде­ния. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, жела­ния, хотения (16).

Предметное содержание мотива

1. Диспозиционные мотивы, являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности. Это мотивы достижения, мотив «афериации», власти, помощи.

2. Функциональные мотивы, связаны с конкретными видами деятельности человека (учебные, профессиональные, политический деятельностью). Мотивы могут быть в большей или в меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, и цели, ее жизни и деятельности. Направленность – это то, что подталкивает человека.

    Влечение , - наиболее примитивная биологическая форма направленности.

    Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

    Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

    Интерес – познавательная форма направленности на предметы. При включении в интерес волевого компонента он становиться склонностью.

    Идеал – то, что влечет человека, - это конкретизируемая в образе или в представлении предметная цель склонности.

    Мировоззрение – это система философских, эстетических, этических, естественно научных и других взглядов на окружающий мир.

    Убеждение – это высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями. (Чужой реферат)

Функции мотивов

Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:

    побуждения

    смыслообразования

Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл , другие, сопут­ствующие им мотивы выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоцио­нальных, аффективных, лишенных смысла о бракующей функции. Это - мотивы-стимулы , В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а дру­гой - функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - при­дает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мо­тива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена (16).

По отношению к деятельности, мотивация выполняет три основные функции :

1. Побуждающая, - это двигательный импульс, эмоционально-волевое стремление личности к чему-либо.

2. Организующая функция, - возникновение мотивов способствует выделению и постановки цели.

3. Смыслообразующая функция, - придание деятельности, глубокого личностного смысла. Значимость деятельности для личности определяется мотивами, причем приоритетными в его мотивационной сфере.

X . Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия - началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, по­буждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обес­печивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связа­но с оценкой результатов, с успехом, что способствует под­креплению мотивов (16).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована . Сово­купность всех мотивов к данной деятельности называется моти­вацией деятельности данного индивида (16).

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (диспозиционная мотивация), так и внешними (ситуационная мотивация) причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Внутренняя и внешняя мотивации взаимо­связаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситу­ации, а активизация определенных диспозиций приводит к изменению восприятия субъектом ситуации.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит са­мому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивационную сферу человека можно оцени­вать по следующим параметрам:

- Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей (для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетво­рена только с помощью телевидения, а для другого также являются разнообразные книги, об­щение...)

Иерархизирован­ность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже.

Леонтьев описал один механизм образования мотивов , который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель : в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом (родители стимулируют ребенка прочитать книгу покупкой игрушки, однако у ребенка возникает интерес к самой книге, тогда чтение книг становится его потребностью). - Развития мотивационной сфе­ры человека за счет расширения количества потребностей, что происходит в процессе его деятельности.

Леонтьев выделяет две функции мотивов : побуждения и смыслообразования . Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных (Это - мотивы-стимулы).

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направлен­ности личности принадлежит осознанным мотивам.

Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся на общественные : альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные : мотивы оценки , успеха, благополучия, самоутверждения .

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована . Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.