Ми 8амтш тактико технические характеристики. Система защиты и бронирование. Эксплуатационные особенности и преимущества

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор» (Ми-171Ш).

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 1997 г.

Ми-8АМТШ — транспортно-штурмовой вертолет, разработанный на Улан-Удэнском авиазаводе (экспортное обозначение Ми-171Ш). Машина сделана на основе военно-транспортной «восьмерки». Вертолет оснащен бронезащитой членов экипажа (броней прикрыты днище и передняя часть пилотской кабины, между кабиной и грузовым отсеком, в грузовом отсеке бронеплита установлена под местом стрелка); подвесное вооружение размещается на шести узлах подвески, заднюю полусферу прикрывает дистанционно управляемый пулемет ПКТ.

«Изюминкой», отличающей АМТШ от предыдущих вариантов «восьмерки», является включение в состав вооружения ПТУР «Атака» или «Штурм-В» , УР воздух-воздух «Игла». Впервые вертолет Ми-8АМТШ был показан на выставке Фарнборо 97-99, демонстрировался он и на МАКС-1997. Заинтересовать Ми-8АМТШ может, в первую очередь, страны, имеющие на вооружении транспортные Ми-8, но не имеющие специализированных боевых вертолетов, Китай, например. Учитывая, что модернизация Ми-8 в Ми-8АМТШ дешевле, чем доработка до современного уровня Ми-24 , а сам Ми-8 может быть использован более гибко по сравнению с «крокодилами», возможна и прямая конкуренция двух вертолетов. На выставке Фарнборо-99 вертолет получил наименование «Терминатор».

Модификация: Ми-8АТМШ
Диаметр главного винта, м: 21,29
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина,м: 18,22
Высота,м: 5,65
Масса, кг
-пустого: 7260
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 12200
Внутренние топливо, кг: 1450 + опционально 1420
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117МТ
-мощность, кВт: 2 х 2245
Максимальная скорость, км/ч: 260
Крейсерская скорость, км/ч: 225
Практическая дальность, км: 1200
Дальность действия, км: 465
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1900
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 28 пассажиров или 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске
Вооружение: два 12.7-мм пулемета и задний пулемет ПКТ
Боевая нагрузка — 1400 кг на 6 узлах подвески:
4 х ПУ УВ-16-57 16 х 55-мм или УВ-32-57 32 х 57-мм, или 4 х 250-кг бомбы, или 6 х ПТУР «Атака» или «Штурм», 4 х УР «воздух-воздух» «Игла».

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор».

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор».

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор».

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор».

Ми-8АМТШ «Терминатор» в полете.

Ми-8АМТШ «Терминатор» в полете.

Ми-8АМТШ в паре с Ми-35.

Ми-171Ш ВВС Казахстана.

Кабина Ми-8АТМШ.

Список источников:
Улан-Уэнский авиационный завод. Продукция. Ми-171Ш.
Александр Мельников, Дмитрий Магницкий. Современная авиация России. Ми-8МТ.
Авиапанорама. Валерий Троянин, Виктор Грибакин. В новое качество — через модернизацию.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Миль Ми-8АТМШ Терминатор».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

Военно-транспортный вариант вертолетов типа Ми-8/17 на данный момент продолжает оставаться одним из наиболее эксплуатируемых вертолетов в своем классе. Данные вертолеты были созданы с учетом всестороннего анализа богатого опыта использования отечественной вертолетной техники в боевых действиях в разных горячих точках планеты. Высокие летно-технические характеристики и универсальность сделали данный вертолет одним из самых популярных в мире среди вертолетов российского производства. На вооружение российской армии сегодня поступают вертолеты Ми-8АМТШ и Ми-8АМТШ-В, разработана также специальная версия вертолета для эксплуатации в Арктике. В настоящее время вертолеты данных типов производятся на мощностях Улан-Удэнского авиазавода.

Вертолеты Ми-8АМТШ (экспортное обозначение Ми-171Ш) предназначены для транспортировки личного состава, а также различных грузов внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут применяться, в том числе, и для проведения спасательных операций, а также нести на себе различное вооружение. Вертолет был разработан на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ на Улан-удинском авиационном заводе. Неофициальная кличка данной машины «Терминатор», под этим обозначением вертолет демонстрировался в 1999 году в Великобритании на авиасалоне Фарнборо. На вооружение ВВС России вертолет был принят в 2009 году.

Данный вертолет сохранил хорошие десантно-высадочные возможности. Опыт современных локальных конфликтов и войн показывает, что у вертолета очень мало времени, всего несколько десятков секунд на высадку десанта, рассказывает летчик первого класса майор Александр Барсуков. После этого машину могут легко сбить, даже, несмотря на очень хорошее бронирование. Для того чтобы уменьшить время высадки десанта, вертолеты Ми-8АМТШ получили сдвижные двери, которые открываются с двух бортов, а также автоматическую рампу, которая заменила собой механические створки. Главным же отличием машины стала возможность совершать ночные полеты. Полеты в очках ночного видения для российских вертолетчиков вещь достаточно новая. Именно их использование позволяет обеспечить ночное применение вертолета Ми-8АМТШ.

При необходимости на вертолет можно установить комплекс управляемого вооружения, который будет аналогичен вертолету Ми-24. Помимо этого вертолет получил усиленную бронезащиту (облегченная металлокерамическая броня), а также новую авионику. Новый комплекс авионики вертолета помимо прочего включает в себя метеорадар, очки ночного видения пилота, аппаратуру спутниковой навигации и инфракрасную аппаратуру. Комплекс обороны вертолета Ми-8АМТШ включает в себя систему отстрела ловушек АСО-2В и экранно-выхлопные устройства.

Вооружение вертолета может размещаться на 4-6 балочных держателях, расположенных по бокам фюзеляжа. В номенклатуру бортового вооружения машины согласно официальному сайту холдинга «Вертолетов России» входят до 4-х блоков Б8В20-А с 80-мм неуправляемыми ракетами С-8, а также до двух пушечных контейнеров с 23-мм скорострельными пушками ГШ-23Л, а также двух 7,62-мм пулеметов ПКТ в носовой и кормовой установках. В десантном отсеке вертолета имеется 6 шкворневых установок для крепления стрелкового десантников.

Вертолет Ми-8АМТШ отличается наличием дополнительного бронирования, которое защищает членов экипажа. Броней были прикрыты днище и передняя часть пилотской кабины. Имеется бронеплита между кабиной и грузовым отсеком, также бронеплита установлена в грузовом отсеке под местом стрелка. Экипаж вертолета состоит из 3-х человек: командира экипажа, летчика-штурмана и бортового техника. При эвакуации пострадавших и проведении различных спасательных работ на борту вертолета могут присутствовать медицинский работник(и), спасатель(и).

Военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-В с двумя турбовальными двигателями ВК-2500 предназначен для повышения мобильности сухопутных войск, а также обеспечения их огневой поддержки на поле боя. На вертолете можно выполнять возложенные на него задачи и днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. При помощи данного вертолета можно выполнять следующие основные задачи:

Десантирование тактического и оперативно-тактического воздушных десантов;
- обеспечение маневра и действий войск в ходе боя;
- уничтожение на переднем крае и в тактической глубине боевых машин пехоты, артиллерии и тактических ракет на огневых (стартовых) позициях, зенитных средств, противотанковых средств, живой силы противника в боевых и предбоевых порядках, в том числе в опорных пунктах, радиолокационных постов, передовых пунктов управления, транспортных и боевых вертолетов в местах стоянки;
- уничтожения аэромобильных частей и подразделений, воздушного (морского) десанта в районах высадки (выброски);
- воздушная разведка позиций противника;
- обеспечение пролета тактического и оперативно-тактического воздушных десантов в район десантирования и поддержка десантников с воздуха;
- поиск и спасание экипажей вертолетов и самолетов, терпящих бедствие;
- эвакуация больных и раненых.

Для решения всех перечисленных задач вертолет Ми-8АМТШ может использоваться в десантном, транспортном, боевом или в санитарном вариантах:

1) десантный вариант - предназначен для транспортировки десантников со снаряжением (максимально 20 человек, с установленными дополнительными десантными сидениями - 34 человека).

2) транспортный вариант: а) без установки дополнительных топливных баков (для перевозки в грузовой кабине грузов массой до 4000 кг); б) с одним дополнительным топливным баком; в) с двумя дополнительными топливными баками; г) для перевозки грузов массой до 4000 кг на внешней подвеске; д) для транспортировки крупногабаритных грузов, расположенных внутри грузовой кабины с открытой рампой.

3) боевой вариант с установленным вооружением: а) с блоками Б8В-20А; б) со стрелково-пушечным вооружением, используются контейнеры УПК-23-250; в) с бомбардировочным вооружением.

4) санитарный вариант: а) с ранеными на носилках (максимум 12 человек); б) комбинированный вариант - сидячие раненые и раненые на носилках (максимально 20 человек: 17 сидячих и трое на носилках); в) с одним дополнительным топливным баком и ранеными (максимально 15 сидячих раненых).

5) перегоночный вариант: с двумя дополнительными топливными баками, которые устанавливаются в грузовой кабине.

Для выполнения задач Минобороны РФ в условиях Арктики холдинг «Вертолеты России» создал специализированный вертолет Ми-8АМТШ-ВА, который был создан на базе последней модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В, которая отличалась установкой новых газотурбинных двигателей «Климова» ВК-2500-03, а также более мощной вспомогательной силовой установкой (ВСУ) ТА-14 и обновленным набором авионики.

Вертолет Ми-8АМТШ-В создается с учетом объявленного в России курса на импортозамещение. Данный вертолет является новейшей модификацией знаменитого Ми-8 и уже успел получить высокие оценки со стороны военных пилотов. «Сегодня мы понимает всю важность максимальной нашей независимости от иностранных комплектующих и агрегатов для техники, которая поставляется в вооруженные силы России в рамках государственного оборонного заказа, и целенаправленно работаем в этом направлении», - рассказал журналистам Александр Михеев гендиректор холдинга «Вертолеты России». Более того, на примере Ми-8АМТШ-В мы видим, что использование российского оборудования в некоторых случаях позволяет добиться значительных улучшений характеристик вертолета, отметил Михеев.

В целях уменьшения зависимости от иностранных поставщиков все вертолеты Ми-8АМТШ-В были оснащены современным оборудованием отечественного производства. На вертолете появились более мощные двигатели ВК-2500-03, которые выпускаются компанией «Климов» (входит в Объединенную двигательную корпорацию). Двигатели ВК-2500-03 являются дальнейшим развитием семейства двигателей ТВЗ-117 и обладают улучшенными характеристиками, что позволяет значительно увеличить надежность и безопасность боевого использования вертолета и в целом ЛТХ машины. Помимо этого выросший ресурс отечественных двигателей должен благоприятным образом сказаться на стоимости эксплуатации Ми-8АМТШ-В в войсках.

Еще одним направлением модернизации вертолета стала замена силовой установки АИ-9В, которая производилась на Украине, на отечественную модель ТА-14, которая выпускается НПП «Аэросила». Вспомогательная силовая установка ТА-14 отличается большей мощностью, а также увеличенным временем работы в генераторном режиме. ТА-14 обладает лучшими показателями высотности запуска (6000 метров против 4000 метров у предшественника). Благодаря установке новой вспомогательной установки возможности винтокрылой машины при ее эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании значительно выросли.

Установленная на Ми-8АМТШ-В спутниковая навигационная система БМС отечественного производства может работать как с GPS, так и с российской системой ГЛОНАСС. Современный комплекс средств связи также отечественного производства позволяет экипажу боевой машины пользоваться качественной связью в широком диапазоне частот. Для безопасности полетов и удобства экипажа на машине был смонтирован новый отечественный метеолокатор, имеющий функцию вывода трехмерного изображения метеорологических образований и объектов. Информация с навигационного оборудования и метеолокатора, которая повышает удобство пилотирования и безопасность полетов, выводится на многофункциональный большой цифровой дисплей в кабине пилотов.

Для повышения боевой живучести машины и экипажа вертолет оснащается современной российской керамометаллической броней, обладающей по сравнению со стальной броней большей стойкостью при меньшем весе. Системы защиты и вооружения, современное российское радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование, а также широкий набор дополнительного оборудования позволяют военно-транспортному вертолету Ми-8АМТШ-В отвечать всем требованиям современности.

Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ-В:
Габаритные размеры: длина - 18,99 (без винтов), высота - 4,76 м (без рулевого винта), диаметр несущего винта - 21,29 м (5 лопастей), диаметр рулевого винта - 3,9 м (3 лопасти).
Нормальная взлетная масса - 11 100 кг.
Максимальная взлетная масса - до 13 000 кг.
Полезная нагрузка внутри грузовой кабины - 4000 кг.
Полезная нагрузка на внешней подвеске - 4000 кг.
Полезный объем грузовой кабины - 23 м3.
Максимальная скорость полета - 250 км/ч.
Практический потолок - 6000 м.
Дальность полета: с максимальной взлетной массой - 580 км.
с двумя дополнительными топливными баками - 1065 км.
Силовая установка - 2 двигателя ВК-2500, мощность на чрезвычайном режиме - 2х2700 л.с.
Количество перевозимых десантников - 34.
Количество перевозимых раненых на носилках - 12.
Вооружение: неуправляемые ракеты С-8, пушечное вооружение калибра 23-мм, стрелковое вооружение (до 8 огневых точек): носовой и кормовой ПКТ, автоматы АКМ, пулеметы РПК и ПКТ по бортам.

Источники информации:
http://www.russianhelicopters.aero/ru
http://www.rg.ru/2011/01/14/reg-kuban/terminator.html
http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1001/65179
Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-8АМТШ

Первый вертолет Ми-8АМТШ с индексом «ВА», предназначенный для полетов в Арктике, поставлен Минобороны России Улан-Удэнским авиационным заводом.

Об этом сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, докладывая в ходе недавнего Единого дня приемки военной продукции Президенту России Владимиру Путину о результатах выполнения Гособоронзаказа в 2015 году. Всего, как проинформировал Верховного Главнокомандующего замглавы военного ведомства, предприятие поставило для нужд армейской авиации 13 военно-транспортных вертолетов Ми-8АМТШ, один из которых был изготовлен в том самом «арктическом» варианте.
Основой для арктической винтокрылой машины стал знаменитый «Терминатор» - вертолет Ми-8АМТШ, разработанный в свою очередь на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ. Машина с индексом АМТШ получила комплекс управляемого вооружения, аналогичный вертолету Ми-24, а также усиленную броневую защиту из облегченной металлокерамической брони и новую авионику, включающую в себя, помимо прочего, метеорадар, аппаратуру спутниковой навигации, инфракрасную аппаратуру, а также очки ночного видения для пилотов. Вооружение вертолета, размещенное на балочных держателях по бокам фюзеляжа, включает в себя противотанковый комплекс «Штурм-В» с управляемыми сверхзвуковыми ракетами, до четырех блоков неуправляемых ракет, управляемые пушечные контейнеры, а также два 7,62-мм пулемета - в носовой и кормовой установках. Именно из-за наличия столь внушительного арсенала вертолет и получил прозвище «Терминатор». Серия Ми-8АМТШ, предназначенная для эксплуатации в высоких широтах, подверглась ощутимой модернизации. Во-первых, «арктический» вертолет получил мощные газотурбинные двигатели с усиленной трансмиссией, а также вспомогательную силовую установку увеличенной энергомощности. Она нужна для автономной эксплуатации вертолета в отрыве от базового аэродрома, для предполетной подготовки бортового оборудования, обогрева кабины и морских спасательных костюмов членов экипажа. Во-вторых, применены устройства подогрева силовой установки и трансмиссии, «утеплены» тефлоновые шланги в гидравлической, масляной и топливной системах. Не обошлось и без особых «ноу-хау», в частности, вертолет получил специальные чехлы на основные узлы и агрегаты, благодаря которым удалось повысить эффективность систем подогрева при температурах ниже минус 40 градусов. Естественно, что дополнительным средствами обогрева были оснащены кабины экипажа и грузовая кабина. Для утепления здесь были использованы технологии, которые применяются на космических кораблях.

В режиме сканирования

Конечно, «утеплить» вертолет - дело важное. Но не самое главное для боевой машины. На Улан-Удэнском авиазаводе это учли. Вертолет снабдили целым набором аппаратуры, позволяющей эксплуатировать машину в полярных районах. В частности, установленный бортовой цифровой автопилот повышает точность пилотирования и навигации в условиях малоориентирной местности и арктической полярной ночи. По словам эксперта в области авиации Василия Ятленко, более четверти века отдавшего пилотированию на Крайнем Севере как раз вертолета Ми-8, самое сложное для экипажа - именно работа в условиях безориентирной местности, к примеру, над тундрой или ледяными полями Северного Ледовитого океана. «Однотипная местность не дает свериться с полетной картой, нет никаких ориентиров, подбор площадки для приземления также затруднен, - отмечает летчик. – Как не хватало нам таких автопилотов». Кроме этого устройства машина оснащена и несколькими системами навигации: дублированной спутниковой, цифровой со встроенным генератором карт, а также бесплатформенной инерциальной системой, позволяющей определять текущие координаты местоположения вертолета в случае потери спутниковых сигналов. Кроме того, установленный на этом вертолете метеолокатор определяет опасные метеообразования в горизонтальном и вертикальном профилях, а также в автоматическом режиме сканирует земную поверхность, определяя объекты и береговую линию. К слову, дальность полета с двумя дополнительными топливными баками на внешней подвеске и двумя внутренними резервуарами превышает 1300 километров. «Вертолет может целенаправленно использоваться для транспортно-десантного обеспечения арктической группировки войск, для мониторинга заданных зон ответственности, для поисково-спасательного обеспечения судов на Северном морском пути», - подчеркивает директор Улан-Удэнского завода Леонид Белых. На Ми-8АМТШ-ВА также установлена система наблюдения за воздушной обстановкой, позволяющая вести контроль даже в условиях минимальной видимости. Есть здесь и уникальный поисковый радиопеленгатор, работающий на всех аварийных частотах и предназначенный для поиска терпящих бедствие людей и техники.

Крылья для Арктики

«Транспортные средства, которые в любой момент могли бы выполнить поставленную задачу в Арктике, крайне необходимы войскам», - подчеркивает замминистра обороны России Юрий Борисов. Вертолет Ми-8АМТШ-ВА - как раз из таких. Надежный, простой, нетребовательный. Его можно хранить без ангаров, эксплуатировать при экстремально низких температурах. Кроме того, как подчеркивает заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Григорий Козлов, арктический вариант Ми-8АМТШ еще и максимально автономен, то есть даже в этом он адаптирован к условиям работы в Арктике. До 2020 года Вооруженные Силы России должны получить еще как минимум четыре таких машины. Как подчеркнул министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, посетивший Улан-Удэнский авиазавод в прошлом году, необходимо выстраивать оптимальную систему послепродажного обслуживания, которая позволяла бы обеспечивать весь жизненный цикл техники. «Нужна эффективная система управления ресурсом машины», - отметил тогда министр. Интерес к Ми-8АМТШ-ВА проявляют и другие российские силовые структуры. В целом, по мнению, гендиректора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, полученный в ходе разработки, производства и испытаний Ми-8АМТШ-ВА научно-технический задел по эксплуатации машины в условиях Крайнего Севера можно будет использовать для создания и гражданской версии арктического вертолета. «Такая модель машины необходима как регионам для создания транспортной инфраструктуры в районах Крайнего Севера, так и компаниям нефтегазового сектора для обеспечения их проектов», - полагает он. Идеальным транспортом, как в военном, так и в гражданском исполнении, вертолетом, который может обслуживать и ледоколы, и полярные станции, называет Ми-8АМТШ-ВА член Совета Федерации от Бурятии Арнольд Тулохонов. По его словам, он обратился к вице-премьеру Дмитрию Рогозину с просьбой увеличить Гособоронзаказ на эти машины. Как считает сенатор, это помимо прочего реально поможет решению вопросов обеспечения безопасности в Арктике. «Кроме того, я бы рекомендовал приобрести такую технику всем нашим ресурсным корпорациям, олигархам и арктическим губернаторам, - подчеркивает Тулохонов. - Для Севера это лучший вертолет в мире по соотношению цена-качество».

Именно автоматом «Калашникова» среди вертолетов назвал Ми-8АМТШ «Терминатор» заслуженный пилот Российской Федерации Вадим Базыкин. Надежный, безотказный, выносливый и живучий - так показал себя Ми-8 в условиях боевых действий в Афганистане и в других горячих точках. Простеленный корпус, дырявые лопасти, но вертолет Ми-8 возвращал бойцов на базу.

Портфель твердых заказов

Ми-8АМТШ «Терминатор» - безусловный лидер в портфеле заказов у холдинга «Вертолеты России». Тех заказов, которые подкреплены заключением контракта. В компании с ударным Ми-24 и военно-транспортными Ми-26, «Терминаторы» входят в состав более 500 машин для парка авиации армии России.

Транспортный штурмовик

Этот вертолет (экспортное название Ми-1771Ш) был разработан на Улан-Удинском авиационном заводе, на базе многоцелевой машины Ми-8АМТ. Его функционал - транспорт личного состава и грузов в боевых и спасательных операциях. Свою кличку "Терминатор" Ми-8АМТШ получил в 1999 году на выставке в авиационном салоне "Фарнборо" (Великобритания). На вооружение военно-воздушных сил России он поступил с 2009 года.

Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ «Терминатор»

Габариты: длина без винтов — 18,99 м, высота без рулевого винта — 4,76 м, диаметр винта из 5 лопастей — 21,29 м, диаметр винта руля из 3 лопастей — 3,9 м.

Масса для взлета — 11 100 кг, максимально — до 13 000 кг.

Возможная нагрузка внутри грузовой кабины — 4 000 кг, на внешней подвеске — 4 000 кг.

Скорость — до 250 км/ч.

Максимальная высота полета — 6 000 м.

Дальность полета: с максимальной массой — 580 км, с двумя дополнительными баками — 1 065 км.

Экипаж состоит из трех членов: командира, штурмана и техника.

Изюминки «Терминатора»

Сдвижные двери, открывающиеся с двух сторон, и автоматизированная рампа - не единственные отличия вертолета Ми-8АМТШ «Терминатора» от вертолета многоцелевого назначения Ми-8АМТ, который был базовой моделью для конструкторов. «Терминатор» при необходимости может иметь комплекс вооружения такой же как на боевой машине Ми-24. А усиленная металлокерамическая броня и современная авионика делают его поистине боевым штурмовиком.

Авионика состоит из метеорадара, аппаратуры инфракрасной и спутниковой навигации, приборов ночного слежения для пилотов. А оборонный комплекс оснащен экранно-выхлопными устройствами и системой отстрела ловушек АСО-2В. Два турбовальных двигателя ВК-2500 обеспечивают повышенную мобильность и возможность огневой поддержки в сложных боевых условиях.

Задачи и цели

Благодаря своим характеристикам, Ми-8АМТШ может выполнить различные задачи:

  • Тактический воздушный десант.
  • Оперативное десантирование и воздушная разведка.
  • Маневр войск в боевых условиях.
  • Уничтожение боевых машин, зенитных и противотанковых средств как на передовой, так и в глубине позиций противника.
  • Поиск экипажа воздушных средств, терпящих бедствие, и их спасение.
  • Эвакуационные мероприятия.

Варианты комплектации

«Терминатор» является многоцелевым вертолетом и может быть использован в нескольких вариантах:

  1. Десантный. Возможна транспортировка 20-ти десантников, а с приставными сиденьями - 34-х бойцов.
  2. Транспортный. Перевозка груза до четырех тысяч килограммов: на внешней подвеске или внутри средства, с дополнительными баками для топлива или в кабине с открытием рампы.
  3. Боевой. Размещается бомбардировочное или стрелково-пушечное вооружение.
  4. Санитарный. Можно разместить до 12 человек на носилках. Или 17 сидячих раненых и 3 на носилках.
  5. Перегоночный. Грузовой отсек кабины оснащается двумя дополнительными баками для горючего.

Арктический вариант

Холдинг «Вертолеты России», выполняя требования Министерства обороны, создал арктическую модификацию Ми-8АМТШ «Терминатор» с обозначением ВА. Эти машины предназначены для безангарной стоянки и запуска двигателей при температурах -60°С и ниже.

Специальная теплоизоляция и система обогрева, усиленная трансмиссия и вспомогательные силовые установки, а также цифровой автопилот для работы в условиях темноты полярной ночи или малоориентируемой местности - все эти качества были добавлены «Терминатору» по заказу Минобороны России для создания арктической группы войск.

При установке дополнительных емкостей для топлива, дальность полета Ми-8АМТШ-ВА достигает 1,4 тысячи километров, а его продолжительность - до семи часов.

Импортозамещение

Холдинг «Вертолеты России» предпринял все меры для устранения зависимости комплектации от иностранных поставщиков. И это даже улучшило характеристики машины. Двигатели ВК-2500 с мощной трансмиссией изготавливаются компанией «Климов» (Объединенная двигательная корпорация), что не только повышает надежность и простоту ремонта, но и значительно снижает стоимость авиамашин.

Силовая установка производства Украина АИ-9В заменена на российскую ТА-14 производства НПП «Аэросила». Спутниковая система навигации отечественного производства БМС позволяет осуществлять связь как в системе GPS, так и в отечественной ГЛОНАСС. Она включает также и метеолокатор с функцией вывода изображения в трехмерном пространстве. Керамометаллическая броня, являющаяся более стойкой менее тяжелой, по сравнению со стальной, тоже отечественного производства