Су 27 потолок высоты. Сравнительные тактико-технические характеристики. Нелегкий путь в серию

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

3.1 Начало разработок

В конце 60-х в нескольких государствах стартовали разработки истребителей четвертого поколения. Пионерами в этом стали Соединенные Штаты Америки, которые в 1974 году выпустили в серию истребители F-15B и 15A «Eagle».

Советский Союз ответил на это открытием конкурса на разработку перспективного фронтового истребителя, в котором приняли участие три КБ. Опытно-конструкторское бюро Сухого сначала не участвовало в проекте, так как было загружено другими разработками. Но в 1969 году в ОКБ Сухого выполнились первичные проработки по перспективным фронтовым истребителям, а спустя еще два года начались работы над изделием Т-10. Так как идея интегральной компоновки планера с треугольным крылом понравилась не всем, то в Центральном аэрогидродинамическом институте в аэродинамической трубе прошли испытания примерно 15 моделей, отличающиеся друг от друга по компоновке. После этого произошло возвращение к первому проекту, но при этом началась проработка самолета с обычной схемой, двухкилевого высокоплана с находящимися по бокам воздухозаборниками. Такой вариант стал рассматриваться из-за компоновки планера F-15, США.

Ведь от создаваемого истребителя в основном требовалось обеспечивать главенство в небе, а в этом с ним будет соперничать этот планер, который также станет его вероятным противником.

В тактике боя в небе был предусмотрен и ближний маневренный бой, который являлся главным элементом боевого применения самолета.

В 1972 году из конкурса выпали проекты Як-45 и Як-47. Конструкторское бюро МиГ предложило произвести раздел программы перспективного фронтового истребителя и одновременно работать над легким и тяжелым самолетом при наибольшей унификации оборудования, что позволит сделать процесс производства менее затратным и более быстрым. Также легкому и тяжелому истребителям будет дан свой спектр задач.

3.2 Принятие на вооружение

Серийно выпускаться истребитель Т-10С стал в 1981 году на 126 заводе (Комсомольск-на-Амуре). Неофициально поступать на вооружение Су-27 начали в 1982 году, а официально – через восемь лет, после исправления недостатков, обнаруженных при испытаниях. К этому времени истребители уже использовались свыше пяти лет. В авиации противовоздушной обороны Су-27 было присвоено обозначение Су-27П, перехватчик, а в военно-воздушных силах — Су-27С, серийный. Перехватчик не мог стрелять по целям, находящимся на земле, из-за того что имел более простое оборудование.

4. Вооружение и оборудование

Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция Н001 имеет квантовую оптико-локационную станцию, оснащенную лазерным дальномером 36Ш, способным сопровождать цели в простых погодных условиях с высокой точностью. Также у РЛС есть антенна Кассегрена диаметра 1076 мм, которая может находить цели на земле и в воздухе при активных помехах. У оптико-локационной станции есть возможность сопровождать цель, находясь невдалеке от нее, при этом, не нарушая маскировку истребителя и не совершать радиоизлучение. Данные от оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций идут на рамку индикации на лобовом стекле и индикатор прямой видимости.

4.1 Режим воздух-воздух

Для воздушных целей, при минимальных их скоростях в 210 км/ч, с вероятностью 0.5, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.

  • Дальность обнаружения целей: класса истребитель (эффективная площадь рассеяния — 3 м² на средней высоте, свыше 1000 м), ЗПС – 25 — 35 км, ППС – 80 — 100 км, 150 км при работе в режиме дальнего обнаружения
  • Нахождение до десяти целей
  • Поражение одной цели
  • Наведение до двух ракет на одну цель

4.2 Режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)

  • Возможно картографирование поверхности: обнаружение целей над водой и на земле в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны с высоким и средним разрешением, режиме картографирования реальным лучом, движущихся целей в режиме их селекции. Измерение и сопровождение координат на земле.
  • Обнаружение в режиме селекции движущихся целей танка с эффективной площадью рассеяния 10 м² и свыше, передвигающегося при 15-90 км/ч
  • Дальность обнаружения, км: авианосца – 350, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — 50000 м²; ракетного катера – 50-70, ЭПР — 500 м²; эсминца – 250, ЭПР — 10000 м²; катера – 30, ЭПР — 50 м²; железнодорожного моста – 100, ЭПР — 2000 м².
  • Наработка на отказ 200 часов.

5. Модификации

  • Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — основная серийная модификация, одноместный истребитель-перехватчик Военно-воздушных сил.
  • Су-27СК (1991) – вариант на экспорт одноместного Су-27 (Су-27С).
  • Су-27СМ (2002) — модернизация. В основном она затронула систему управления вооружением истребителя.
  • Су-27СМ3 – основана на базе задела экспортных Су-27К, произведено 12 самолетов. Главные изменения следующие: усилен планер, появились двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, имеются дополнительные точки подвески.
  • Су-27СКМ (2002) – вариант Су-27СМ для продажи зарубежным государствам. По характеристикам похож на Су-30МК2, Су-30МКК.
  • Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик, предназначенный для войск противовоздушной обороны. Сбивает только воздушные цели.
  • Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — учебно-боевой двухместный истребитель. Необходим для обучения полетам на Су-27, в его носовой части находится радиолокационная станция РЛС Н001. Производится с 1986 года.
  • Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт целеуказания и наведения. Основан на Су-27УБ. Одновременно могут наводиться четыре перехватчика Су-27.
  • Су-27УБК – вариант Су-27УБ для продажи зарубежным государствам.
  • (Т-12, Су-27К) (Flanker-D) — палубный одноместный истребитель со складными консолями крыльев. Производится с 1992 года.
  • Су-33УБ (Т-12УБ, Су-27КУБ) — палубный учебно-боевой истребитель. Отличается расположением сидений бок-о-бок.
  • Су-34 (Су-32ФН, Су-27ИБ) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик, в котором сиденья находятся в позиции плечом к плечу. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Функционал такой же, как у истребителя F-15E, производства США. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • Су-35С (Су-35БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель. В отличие от Су-27М у него есть двигатели с системой управления вектором тяги, и нет горизонтального переднего оперения.

5.1 Украинские модификации

  • Су-27УБ1М – модернизация Су-27УБ.
  • Су-27УП1М – модернизация Су-27УП.
  • Су-27С1М – модернизация Су-27С.
  • Су-27П1М – модернизация Су-27П.

6. Экспериментальные самолёты

  • Т-10 — прототип.
  • Т-10С – усовершенствованный прототип.
  • Су-27 – предсерийный вариант, оборудованный двигателями АЛ-31.
  • Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-34 и Су-32ФН, в котором сидения находятся рядом. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • П-42 (Т-10-15) – переоборудованы из Су-27. Во второй половине 80-х на них было совершен 41 мировой рекорд высоты полета и скороподъемности, зарегестрированный Международной авиационной федерацией. Довольно сильно уменьшен вес (наибольшая взлетная масса – 14,1 т), к тому же появились форсированные двигатели.
  • Су-27М (Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Увеличена мощность ПГО и радара. На экспорт поставлялся под обозначением Су-35. У Су-35 несколько изменены состав оборудования и конструкция в зависимости от конкретного заказчика.
  • Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, основанный на Су-27М, Су-30 и Су-37. Произведен в одном экземпляре.
  • Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оборудованными системой управления вектором тяги или, сокращенно, УВТ б/н 711. Основан на Су-27М с ПГО. Произведен один самолет.

7. Боевое применение

  • Абхазская война. На стороне России.
  • Первая Чеченская война. На стороне России.
  • Поражение осенью 1998 года автоматического аэростата над Белым морем.
  • Эфиопо — эритрейская война. На стороне Эфиопии.
  • Контроль неба во время конфликта в Южной Осетии.
  • Конфликт на востоке Украины. На стороне Донецкой Народной Республики.

8. Места дислокации Су-27 на территории РФ (в том числе бывшие)

Аэродромы: «10-й участок» (Калинка); Бесовец, в Карелии; Дзёмги, в Хабаровском крае; Дорохово, в Тверской области; Золотая Долина (Унаши), в Приморском крае; Килпъявр, в Мурманской области; Крымск, в Краснодарском крае; Кубинка, в Московской области; Кущевская-2; Липецк; Лодейное Поле, в Ленинградской области; Саваслейка, в Нижегородской области; Хотилово, в Тверской области; Центральная Угловая, в Приморском крае и Чкаловск.

9. Сравнительные тактико-технические характеристики

9.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 1; Су-27УБ — 2
  • Длина, м: проект (Т10-1) — 18,5; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 21,935
  • Размах крыла, м: проект (Т10-1) — 12,7; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 14,698
  • Высота, м: проект (Т10-1) — 5,2; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 5,932; Су-27УБ — 6,537
  • Площадь крыла, м²: проект (Т10-1) – 48; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 62,04
  • Коэффициент удлинения крыла: проект (Т10-1) — 3,38; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,5
  • Коэффициент сужения крыла: проект (Т10-1) — 6,57; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,4
  • Угол стреловидности: проект (Т10-1) — 45°; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 42°
  • База шасси, м: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 5,8
  • Колея шасси, м: проект (Т10-1) — 1,8; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 4,34
  • Масса пустого, т: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С) – 16,3; Су-27СК – 16,87; Су-27УБ – 17,5
  • Нормальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 18; Су-27П(С) — 22,5; Су-27СК — 23,4; Су-27СМ — 23,7; Су-27УБ — 24
  • Максимальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 21; Су-27П(С) – 30; Су-27СК, Су-27СМ – 33; Су-27УБ — 30,5
  • Масса топлива, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 9 400/5 240; Су-27СМ, Су-27УБ — 9 400/6 120
  • Объём топлива, л: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 11 975/6 680; Су-27СМ, Су-27УБ — 11 975/7 800
  • Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф
  • Бесфорсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – два на 7 600
  • Форсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – два на 10 300; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — два на 12 500

9.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте 11000 м, км/ч: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 2 500 (М=2,35); Су-27УБ — 2 125 (М=2,0)
  • Максимальная скорость у земли, км/ч: проект (Т10-1) — 1 400; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 1 380
  • Посадочная скорость, км/ч: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 225 – 240; Су-27УБ – 235 — 250
  • Скорость сваливания, км/ч: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 200
  • Радиус действия, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 440/1 680
  • Практическая дальность, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1) — 800/2 400; Су-27П(С) — 1 400/3 900; Су-27СК — 1 370/3 680; Су-27СМ – нет данных/3 790; Су-27УБ — 1 300/3 000
  • Практический потолок, м: проект (Т10-1) — 22 500; Су-27П(С), Су-27СК — 18 500; Су-27СМ — 18 000; Су-27УБ — 17 250
  • Скороподъёмность, м/с: проект (Т10-1) – 345; Су-27П(С) – 285 – 300; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Длина разбега, м: проект (Т10-1) – 300; Су-27П(С) – 650 – 700; Су-27СК – 700 – 800; Су-27СМ – 650; Су-27УБ – 750 — 800
  • Длина пробега, м: проект (Т10-1) – 600; Су-27П(С) – 620 – 700; Су-27СК, Су-27СМ – 620; Су-27УБ – 650 — 700
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: проект (Т10-1) – 375; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Тяговооружённость: проект (Т10-1) — 1,12; Су-27П(С) — 1,2; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Минимальный радиус виража, м: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 450
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 9 g

9.3 Вооружение

  • Стрелково-пушечное: проект (Т10-1) — 30 мм пушка АО-17А; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 30 мм пушка ГШ-30-1
  • Боекомплект, сн.: проект (Т10-1) – 250; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 150
  • Узлов подвески вооружения: проект (Т10-1) – 8; Су-27П(С), Су-27СК – 10; Су-27СМ – 12; Су-27УБ — 10
  • Боевая нагрузка, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С) — 6 000; Су-27СК, Су-27СМ — 8 000; Су-27УБ — 4 000
  • Ракеты «воздух-воздух»: проект (Т10-1) – две К-25 и шесть К-60; Су-27П(С), Су-27СК — шесть Р-27 и четыре Р-73; Су-27СМ — восемь Р-27 или четыре-шесть Р-73 и восемь Р-77; Су-27УБ — шесть Р-27 и четыре Р-73
  • Ракеты «воздух-поверхность»: Су-27СМ — шесть Х-29 или шесть Х-31 или две Х-59
  • Неуправляемые авиационные ракеты: проект (Т10-1) — нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — восемьдесят С-8 или двадцать С-13 или четыре С-25
  • Авиабомбы: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг; Су-27СМ – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг или шесть КАБ-500 или три КАБ-1500; Су-27УБ — 10 на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или пятьдесят 100 кг

9.4 Авионика

  • Радиолокационная станция: проект (Т10-1) — Сапфир-23МР; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — РЛПК-27
  • Диаметр антенны, мм: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 975
  • Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – 40 — 70/20 – 40; Су-27П(С), Су-27СК – 80 — 100/30 – 40; Су-27СМ – нет данных; Су-27УБ – 80 — 100/30 — 40
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 10
  • Количество одновременно атакуемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С); Су-27УБ – 1; Су-27СК — 2
  • ОЭС: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ОЭПС-27
  • Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 15/50
  • Зона обзора по высоте: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — −15°/+60°
  • Зона обзора по азимуту: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ±60°
  • Нашлемная система целеуказания: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — «Щель-3УМ»

10. Рекорды

Осенью 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачёв поднялся за 25,4 секунды на 3000 м за рулем подготовленной для этого модификации П-42, чем поставил мировой рекорд времени достижения этой высоты.

Тогда же истребитель поднялся за 37,1 с на 6000 м, за 47 с на 9000 м и за 58,1 на 12 000 м.

Весной следующего года лётчик-испытатель Николай Садовников поднялся за 76 с на 15 000 м.


Су-27 самолёт-легенда , предназначен для завоевания господства в воздухе, является высокоманевренным истребителем, но также с успехом может работать по наземным целям. Су-27 самолёт-легенда ну и просто чертовски красивая машина.

Лучшие моменты из всех видео с участием истребителя су 27, фигуры высшего пилотажа, стрельба, групповые и показательные выступления, нет предела совершенству. Смотреть в обязательном порядке.
В видео-нарезке частично использованы фрагменты с участием других моделей самолётов.

Видео в хорошем качестве: смотрим на youtube .

Самолет фронтовой авиации

Су-27 самолет фронтовой авиации

Одним из предназначений Су-27 стало его использование в ка­честве самолета фронтовой авиации - в этой роли он исполь­зовался и в 4-й Воздушной армии. Причем истребители Су-27 могут применяться в составе смешанных истребительных групп, в которых тяжелые Су-27 с большой дальностью полета используются для поражения наиболее важных воздушных це­лей (летающих танкеров, самолетов ДРЛОиУ) далеко за линией фронта и для сопровождения ударных самолетов, призванных поражать наземные объекты противника.

Обозначения на самолете

Обозначения принятые в российской авиации

Данный самолет несет на фюзеляже под фонарем семь звездочек, которыми иногда в мирное время от­мечают удачные ракетные пуски и поражение учеб­ных мишеней. Нарисованный ниже значок в виде пятиугольника и силуэта самолета («стрела и Пента­гон») указывает на личное отличие пилота.

Окраска и знаки принадлежности

трехцветная окраска истребителя была принята еще во времена СССР

Большинство Су-27 советских, а затем и российских эскадрилий несли весьма эффективный для самолетов завоевания восходства в воздухе трехцветный камуфляж серо-голубых оттенков. Радиопрозрачные диэлектрические элементы o6ычно окрашивались в темно-зеленый или белый цвет. Несмотря распад СССР, российские ВВС сохранили в качестве знака государственной принадлежности красную пятиконечную звезду, которую, однако, теперь решено заменить на трехцветие в соответствии с цветами российского флага. Су-2 7 других государств получили свои окраску и обозначения.

Знак ОКБ

ЗНАК КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО СУХОГО

Многие Су-27 несут особый значок на ки­лях, причем его можно увидеть и на самолетах Су-17. Су-24 и Су-25. Эгот значок, ино­гда именуемый «крылатым шлемом», или, чк более корректно, «крылатым витязем», дав­но используется как эмблема ОКБ. Хотя ча­сто можно увидеть и более простую эмбле­му- треугольник с буквами «Су».

Боевые возможности

Превосходство Су-27 проявляется в возможности поражения многих це­лей за один боевой вылет. При типовой боевой нагрузке из шести ракет средней дальности Р-27, четырех ракет малой дальности Р-73 и встро­енной автоматической пушке Су-27 может поразить несколько целей до возвращения на аэродром для дозаправки и пополнения боекомплек­та. Встроенная автоматическая пушка - та же высокоточная и надежная ГШ-301 , которой вооружен МиГ-29. Намного увеличивает боевые воз­можности нашлемная система целеуказания.

УР ближнего боя

Для ближнего воздушного боя Су-27 может нести на концевых АПУ и подкрыльевых узлах до шести ракет Р-73 (НПО «Вымпел», с 1 983 года-ГосМКБ «Вымпел»). Ракета имеет тепловую ГСН. она стала первой в новом поколе мии УР воздушного боя, обладающей веера курсностью и сверхманевренностью в воздушном бою. До появле­ния израильской Python 4 эта ракета считалась наиболее совершенной УР с тепловой ГСН. Ракета выполнена по аэродинамической схеме с дестабилизаторами в головной части и традиционным крестообразным расположе­нием аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, имеется блок газодинамического управ­ления интерцепторного типа. При работающем двигателе управление и стабилизация по тангажу и курсу осу­ществляется соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими имтерцегтторами. после выключения двигателя - только аэродинамическими рулями. Для стабилизации по крену имеются четыре механически связанных между собой элерона. Модификация РМД-1 имеет дальность пуска 30 км {диапазон углов целеуказания +457-45°). у РМД-2 масса увеличена на 5 кг, даль­ность - на 20 км (+607-60"); обе ракеты имеют стержневую БЧ и могут совершать маневр с перегрузкой до 1 2 д.

СУ-27 фото момента взлета

УР средней дальности

Основным вооружением Су-27 являются УР класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (ГосМКб «Вымпел»). Это целое семейство ракет, принятых на вооружение в 1987-! 990 годах и отличающихся ти­пами ГСН - полуактивная радиолокационная и тепловая, и типами силовых установок - со стандарт­ной и увеличенной энерговооруженностью (с увеличенной дальностью}. На Су-27 ракеты подвешивают­ся на АПУ на двух внутренних подкрыльевых точках подвески и на катапультных устройствах - на точках подвески под воздухозаборниками и центропланом. Р-27Р (АА-10 «Alamo-А») имеет полуактивную радио­локационную ГСН и инерциальную навигационную систему с радиокоррекцией (обычно подвешивает­ся под центропланом, как показано на этом рисунке, либо на подкрыльевых узлах), а Р-27Т имеет тепло­вую ГСН («Alamo-В») и подвешивается под крылом (как на рисунке). Обе модификации УР имеют варианты с увеличенной дальностью Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1 («Alamo-С» и «Alamo-D»). Их легко можно узнать по значи­тельно увеличенной длине и несколько утолщенной хвостовой части. В дальнейшем была создана мо­дернизированная УР Р-27ЭМ (АА-10М), ассоциирующаяся обычно с самолетом Су-33 (Су-27К) корабельно­го базирования и имеющая модернизированную ГСН и двигатель с повышенной энерговооруженностью.

Система самообороны

Комплекс самообороны Су-27 включает стан­цию предупреждения о радиолокационном об­лучении СПО-15 «Береза», антенны которой расположены на боковой поверхности возду­хозаборников и в хвостовой части машины. Си­стема - всеракурсная, с записанными в памяти параметрами различных РЛС. поэтому на инди­каторе указывается направление на источник излучения, дальность и тип облучающей стан­ции. Самолет оснащен аппаратурой госопо­знавания «Пароль» и самолетным ответчиком СО-69 (или СО-72). Взамен УР Р-73 самолет мо­жет нести на законцовках крыла два контейне­ра станции постановки активных помех «Сорб­ция» (Л-005-С). Су-27 также оснащен устройством постановки пассивных помех АПП-50, блоки от­стрела дипольных отражателей и тепловых лову­шек которого расположены в кормовом «ласте» (по 14 трехпатронных блоков в ле"вой и правой его половинах) и центральной хвостовой балке (4 трехпатронных блока).

СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Изначально для самозащиты Су-27 нес 32 блока автомата пассивных помех АПП-50, отстреливающих ди-польные отражатели и тепловые ловушки. Они крепились в хвостовой части. Кроме того, на законцовках крыла могут крепиться контейне­ры станции активных помех «Сорб­ция». Модернизированный Су-27СК оснащен новой аппаратурой РЭБ, ис­пользуемой не только для индивиду­альной защиты самолета, но и для взаимной защиты пары или груп­пы со стороны передней или зад­ней полусферы при полете Су-27СК строем.

КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО

КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО

Су-27 оснащен стандартным ката­пультным креслом К-36ДМ разработ­ки «Звезда». Для поддержания жизнедеятельности летчика и обеспечения его ка на кресле имеются кислородная система, носимый аварийный запас НАЗ-7М автоматическим радиомаяком «Комар-2М», радиостанцией Р-855УМ (Р-855А1), МЛАС, аварийным запасом пищи и воды, 15-мм сигнальными патронами) стреляющим механизмом и лагерным снаряжением. Кресло обеспечивает безопасное катапультирование в горизонтальном полете с приборными скоростями до 1300 км/час, на высотах 0-20 км.

МАНЕВРЕННОСТЬ

Су-27 неоднократно демонстрировал свои маневрен­ные возможности - в частности, на нем была выпол­нена фигура «Кобра Пугачева», когда самолет резко «задирает нос» относительно направления полета. Эти возможности отлично демонстрирует пило­тажная группа «Русские Витязи».

кокпит СУ-27

система управления самолетом

поскольку для повышения маневренности Су-27 имеет некоторый запас статической неустойчивости, зависящий от центровки, в продольном канале использована электродистанционная система управления ДУ-10), а в поперечном и путевом канапах приме­рна традиционная механическая проводка управления с гидроусилителями. На Су-33, Су-34. Су-35 и /-30МКИ электродистанционное управление реализовано всех трех каналах. Имеющийся ограничи­ть предельных режимов предотвращает выход самолета за пределы допустимых значений углов атаки нормальных перегрузок - за счет непосредствен­но воздействия на ручку управления. В критических ситуациях летчик может «пересилить» ограничитель предельных режимов, обжимая его пружину примерное дополнительное усилие- 15 кг).

ИМПУЛЬСНО-ДОПЛЕРОВСКАЯ РЛС

Базовый Су-27 получил РЛС Н001 с двух зеркальной антенной Кас-сегрена диаметром 1076 мм, имеющей механическое сканиро­вание по азимуту и углу места. Дальность сопровождения цели типа истребитель в передней полусфере 80-100 км, в задней полусфере 30-40 км. В модернизированной РЛС Н001ВЭ, уста­новленной на Су-ЗОМКК и Су-27СМ, появился канал ((воздух-по­верхность» (дальность обнаружения наземной (надводной) цели 200-250 км), а самолет Су-ЗОМКИ получил многорежимную РЛС Н011 с фазированной антенной решеткой (дальность сопро­вождения целей типа истребитель порядка 150 км).

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ Система управления вооружением Су-27 включает два основ­ных канала для обнаружения и сопровождения целей: радио­локационный прицельный комплекс РЛПК-27 и оптико-лока­ционную систему ОЭПС-27 с оптико-локационной станцией ОЛС-27 и нашлемной системой целеуказания «Щель-ЗУМ-1». Датчики ОЛС видны в шарообразном выступе впереди фона­ря кабины, дальность обнаружения цели типа истребитель при помощи ее тепло пеленгатора 15 -50 км, и при опреде­ленных условиях Су-27 может сопровождать и вести огонь по цели с ее помощью без использования РЛС. На ранних Су-27 ее датчики располагались по оси машины, позднее - смещены несколько в сторону.

Несмотря на ограниченные возмож­ности бортовой РЛС, даже базовая модификация Су-27 представляла собой прекрасный перехватчик - прежде всего, благодаря превосход­ным летным качествам самолета. Ранние Су-27 (легко опознаваемые по зеленой окраске носового обтекате­ля) еще остаются в эксплуатации.

Хорошо осознавая необходимость совершенствования Су-27, ОКБ им. Сухого разра­ботало ряд одноместных и двухместных модификаций самолета. Среди них Су-27СК и У5К, оснащенные РЛС Н001Э, модифицированной аппаратурой опознавания «свой - чу­жой» и несущие большую боевую нагрузку. Вызвавшая интерес российских ВВС модифи­кация Су-27СМ оснащена модернизированной РЛС Н001В с расширенными возможностя­ми и увеличенной дальностью. Следующий шаг - модернизация по стандарту Су-27СМ2, с установкой РЛС «Ирбис» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, комплекса вооружения и двигателей, аналогичных Су-35.

Наиболее крупным эксплуатантом Су-27 среди бывших респуб­лик СССР стала Украина, получившая после распада Советско­го Союза два полка этих самолетов. Они были переформиро­ваны в 831-ю истребительную авиа бригаду в Миргороде и 9-ю истребительную авиабригаду в Житомире, которая входит в группу быстрого реагирования Украины.

Раскраска самолетов принадлежащих Украине

ВВС Украины на 2009 год имели около 60 самолетов Су-27Б и Су-27УБ. Один из украинских Су-27 стал причиной самой крупной трагедии на авиашоу-27 июля 2002 года на аэродро­ме Скнилов, недале­ко от Львова, Су-27УБ потерял управление и врезался в зрите­лей. Погибли, по раз­ным данным, от 77 до 86 человек и не ме­нее 115 человек были ранены.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Су 27 (Flanker В) самолёт-легенда.

О перспективах самолётов пятого поколения смотрим ниже.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК СУ-27

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 14.7 м; длина самолета (без штанги ПВД) -

21.94 м; высота самолета - 5,93 м (Су- 27УБ - 6,36 м); площадь крыла - 62.04 м".

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Нормальная взлетная 23000 (с неполной заправкой топлива в конфигурации истребителя завоевания господства в воздухе, Су-27УБ - 24000), максимальная взлетная 28000 (Су-27УБ - 30500), пустого 16300 (Су-27УБ - 17500). топлива во внутренних баках 9400, максимальная боевая нагрузка 4000.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДДФ АЛ-31Ф (2x12500 кгс).

Суммарная емкость внутренних топливных баков (три в фюзеляже и два - в консолях крыла) 11975 л. Предусмотрен неполный вариант заправки (6680 л), при котором передний фюзеляжный и два крыльевых топливных бака остаются пустыми.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2500 км/м (Су- 27УБ - 2125 км/ч); максимальная скорость у земли 1400 км/ч; практический потолок - 18500 м (Су-27УБ - 17250 м); динамический потолок - 24000 м; максимальная скороподъемность - 300 м/с; практическая дальность 3900 км «Су-27УБ - 3000 км); практическая дальность у земли 1400 км; длина разбега - 650 м (Су-27УБ - 750 м); длина пробега с тормозным парашютом - 620 м; максимальная установившаяся перегрузка - 9.0.

ЭКИПАЖ, состоящий из одного или двух (на Су-27УБ) человек, размешен в катапультных креслах К-36КД.

ОБОРУДОВАНИЕ. Су-27 - первый серийный отечественный самолет, оснащенный электронной системой дистанционного управления (аналоговой, с четырехкратным резервированием).

Когерентный импульсно-доплеровский радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с БРЛС Н001 обеспечивает обнаружение и сопровождение воздушных целей как в свободном пространстве, так и на фоне земли, сопровождение "на проходе" до К) целей с выдачей целеуказания для обстрела одной цели. Дальность обнаружения целей с ЭПР=3 ч2 составляет 100 км в передней и 40 км - в задней полусферах.

Оптико-электронная прицельная станция ОЭПС-27 включает теплопеленгатор с дневным и ночным каналами, а также лазерный дальномер. На истребителе установлена аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющей вывод на цель в директорном и автоматическом режиме по командам с наземного ПУ.

Бортовой комплекс обороны (БКО) включает станцию радиотехнической разведки и предупреждения об облучении, станцию активных помех и пиротехническое устройство постановки пассивных помех.

ВООРУЖЕНИЕ. Истребитель Су-27 оснащен пушкой ГШ-301 (30 мм, 150 патронов). На 10 подкрыльевых и подфюзеляжных узлах подвески может размещаться до 10 УР класса воздух-воздух, в том числе до шести ракет средней дальности Р-27Р и Р-27Т, до двух ракет увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ. Часть самолетов (в том числе и Су-27С) могут нести и неуправляемые средства поражения для действий по наземным целям. Максимальная боевая нагрузка - 4000-6000 кг.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В 1971 г. в ОКБ П.О.Сухого были начаты проектные работы по созданию перспективного фронтового истребителя (ПФИ). К 1974 г. с участием специалистов ЦАГИ была окончательно сформирована аэродинамическая и конструкторско-силовая схемы самолета (получившего рабочий индекс Т-10). Постройка первого опытного самолета началась в 1976 г.. а 20 мая 1977 г. истребитель впервые поднялся в воздух. В дальнейшем аэродинамический облик и конструкция машины были существенно пересмотрены. Видоизмененный истребитель - Т-10С (прототип Су-27) - поднялся в воздух уже 20 апреля 1981, а в 1982 г. в Комсомольске-на-Амуре начался серийный выпуск самолетов.

Первый опытный двухместный учебно-боевой самолет Т- 10У совершил первый полет 7 мая 1985 г. Серийный выпуск Су-27УБ начался на Иркутском авиационном заводе в 1986 г. К 2000 г. было построено, в общей сложности, более 760 серийных Су-27 и Су-27УБ.

В 1990-х гг. были начаты работы по модернизации парка истребителей Су- 27 ВВС России. При этом предполагается:

Обеспечить применение ракет средней дальности РВВ-АЕ, а также УР воздух-поверхность и КАБ;

Ввести режим одновременной атаки двух целей;

БРЛС Н001 должна получить возможность работы по земной поверхности (картографирование, селекция движущихся целей, применение оружия по наземным или морским объектам, огибание рельефа местности). Самолет получит способность одновременно обстреливать две воздушные цели при помощи ракет РВВ-АЕ. В дальнейшем потенциал БРЛС может быть еще более увеличен за счет замены антенны Кас- сегрена на фазированную антенную решетку типа "Перо".

Ведутся работы по усовершенствованию авионики самолета. Новый информационно-управляющий комплекс предполагается выполнить с использованием двух многофункциональных жидкокристаллических дисплеев форматом 6x8 дюймов. Планируется установка радиостанции с псевдослучайной перестройкой частоты, новой станции радиотехничекой разведки с повышенными характеристиками, расширенным банком данных и возможностью выдачи целеуказания противорадиолокацнонным ракетам, а также другой аппаратуры.

Возможна адаптация с самолетом контейнера комплексной разведки, имеющего в своем составе оборудование для телевизионной, тепловой и радиотехнической разведки с возможностью транслирования информации в реальном масштабе времени на наземный командный пункт.

Число внешних узлов подвески будет увеличено с К) до 12, максимальная боевая нагрузка возрастет до 8000 кг, самолет получит возможность подвешивать на подкрыльевых узлах два ПТБ емкостью по 2000 л.

Ведутся работы по созданию для модернизированного самолета Су-27 более- мощного варианта ТРДДФ АЛ-31Ф. В 2003 г. МО России подготовило техническое задание на модернизацию двигателя АЛ-31Ф. На первом этапе максимальная тяга ТРДДФ будет доведена до 13300 кгс. В дальнейшем возможно ее увеличение до 14000-15000 кгс. Модернизированный истребитель получит штангу топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Для поставок на экспорт (Китай, Вьетнам) создан вариант Су-27СК. К началу текущего десятилетия ВВС России имели около 400 самолетов Су-27 и Су-27УБ. Еще около 60 Су-27 находилось в составе Военно-воздушных сил Украины и 23 (в том числе четыре Су- 27УБ) - Белоруссии. 14 самолетов до конца 1999 г. были переданы Россией Казахстану (планируется поставка еще 12 машин). Около 30 Су-27 осталось после распада СССР в Узбекистане (вероятно, большинство из них в настоящее время небоеспособно).

ВВС Китая к 2000 г. располагали 38 самолетами Су- 27СК и 10 Су-27УБК. закупленными двумя партиями в 1991-96 гг. Кроме того, была приобретена лицензия на выпуск 200 самолетов этого типа в КНР на авиазаводе в Шеньяне. Первый "Су" китайской сборки с использованием российских комплектующих совершил первый полет в ноябре 1998 г. (Су-27 в ВВС КНР присвоено обозначение.1-11). ВВС Вьетнама располагают семью истребителями Су-27СК и пятью УБС Су-27УБК. В 1998 г. четыре истребителя Су-27, ранее находившихся на вооружении российских ВВС, приобрела Эфиопия.

На базе истребителя Су-27 был разработан его двухместный учебно-боевой вариант Су-27УБ.



Су-27 - был разработан в СССР, как истребитель, перед которым ставили задачу завоевания превосходства в воздухе над аналогичными машинами блока НАТО.

На фото Су-27 в полёте.

Разработка истребителя Су-27 велась в СССР с целью получить превосходство над американским истребителем F-15. В США работы по разработке F-15 велись очень активно, первый полёт состоялся в 1972 года, а к 1974 году американцы существенно продвинулись в этом вопросе. К этому времени стало ясно, что именно на F-15, как на основного конкурента, придётся ориентироваться при разработке советского истребителя.


Первый полёт прототипа истребителя Су-27 состоялся в 1977 году, а в 1985 году началась эксплуатация самолёта в воинских частях. На данный момент Су-27 является основным боевым самолётом ВКС России, его модификации стоят на вооружении многих стран (Китай, Индия, Украина, Малайзия и др).


Су-27 - всепогодный истребитель, по своим характеристикам он соответствует истребителю четвёртого класса.


Су-27 стал базовым самолётом для целого ряда модификаций, разработанных на его основе. Так были разработаны: самолёт для частей ПВО Су-27П (перехватчик) вооружённый только оружием краса «воздух-воздух», палубный истребитель Су-33 , фронтовой бомбардировщик Су-34 , многоцелевые истребители Су-27М, Су-30 , Су-35 (коммерческий вариант Су-27), учебно-боевые самолёты Су-27УБ, Су-33УБ.


По состоянию на 2013 год на вооружении армии России состоит 261 истребитель Су-27. Многие машины были модернизированы до уровня Су-27СМ.


Су -27 является тяжёлым истребителем, аналогом его является американский F-15. Его не стоит сравнивать с лёгкими истребителями, к которым относится, например, МиГ-29 и F-16 . Тяжёлые истребители имеют мощное вооружение и совершенное бортовое оборудование, их взлётная масса от 17 до 20 тонн. Лёгкие истребители весят до 10 тонн, являются гораздо более дешёвыми, они оснащены менее сложным бортовым оборудованием, вооружены только ракетами малой дальности и пушкой. Но их преимущество заключается в высокой манёвренности.


На втором месте после России идёт Китай. Он закупил 60 самолётов Су-27СК и 16 учебно-боевых модификаций Су-27УБК. Кроме этого в Китае начато собственное производство лицензионных и не очень копий. Первоначально контракт был подписан на 200 истребителей, и после строительства этих машин планировалось заключить ещё один контракт на производство новой партии. Но по завершению сборки 100 истребителей китайцы не стали продлевать контракт, а начали самостоятельную сборку копии самолёта под индексом J-11.


После выхода из состава СССР Украина получила около 70 самолётов Су-27 и Су-27УБ. Небольшая часть из них была продана, не больше пяти самолётов, часть эксплуатируется в армии, около 20 машин, а остальные находятся на хранении. На сегодня точное число самолётов Су-27 в армии Украины неизвестно.


Также Казахстан получил 52 истребителя в наследство от СССР. Казахстан проводит модернизацию своих самолётов до модификаций Су-27БМ2 и Су-27УБМ2.


В США 2 самолёта Су-27 находятся в частном пользовании. Эти борты были куплены у Украины.

В настоящее время на смену Су-27 разрабатывается истредитель пятого поколения ПАК ФА , он же Су-57 .

Сравнивая тот или иной отечественный боевой ЛА с его зарубежным аналогом, многочисленные любители авиации обращаются к официально публикуемым таблицам ЛТХ конкурентов. Однако лишь немногие из них знают, что такие "таблицы сравнения" на деле мало пригодны для проведения корректной сравнительной оценки.

Ведь современный боевой самолет является комплексным средством вооруженной борьбы и характеризуется сотнями различных параметров. К их числу относятся не только ЛТХ, но и показатели бортовых радиоэлектронных комплексов и систем вооружения, сведения о заметности и живучести, различные эксплуатационные и технологические характеристики, данные о стоимости производства, эксплуатации и боевого применения. От того, насколько удачно совокупность этих параметров отвечает конкретным условиям производства и применения самолета, зависит эффективность авиационного комплекса в целом. Поэтому самые скоростные, высотные или еще какие-либо "самые" самолеты очень редко оказываются удачными, ведь для улучшения отдельного показателя конструкторам неизбежно пришлось ухудшить многие другие. А Титул лучших, как правило, завоевывают машины с не самыми выдающимися для своего времени ЛТХ.


Изучая таблицы, всегда нужно помнить, что в современном мире самолет - это товар; а цифры в таблицах - его реклама, поэтому они всегда дают несколько более оптимистичную картину. Конечно, никаких сомнений в порядочности уважаемых самолетостроительных фирм быть не должно. Этим цифрам можно верить на сто процентов. Надо только знать, что они обозначают. Например, указывается максимальная скорость истребителя. Но при этом умалчивается, что скорость эта была достигнута специально изготовленным экземпляром, пилотировавшимся летчиком-испытателем наивысшей квалификации, в ходе специально организованного полета. А какую скорость разовьет строевая машина этого типа после 10 лет эксплуатации, с и баком на внешней подвеске, под управлением молодого лейтенанта, если двигатели уже прошли два ремонта, а в баки залит керосин не высшего сорта? Такой цифры в подобных таблицах нет. А ведь именно реальные эксплуатационные характеристики должны интересовать нас в первую очередь, если мы хотим корректно сравнить два ЛА.

Все эти замечания общего характера призваны лишь дать представление о том, сколь трудна задача сравнения ЛА по их официальным характеристикам и сколь мало можно доверять результату. Другое дело - анализировать реальные воздушные бои с участием самолетов-конкурентов в ходе военных конфликтов. В этом случае картина получается близкой к действительности. Но и тут важную роль играют такие не имеющие непосредственного отношения к ЛА факторы, как квалификация пилотов, степень их решимости сражаться, качество работы обеспечивающих служб и т.п.

К счастью, в последнее время появилась возможность проводить сравнение различных истребителей-конкурентов в воздухе во время дружественных взаимных визитов летчиков России, Украины, США, Франции и Канады. Так, в августе 1992 г. авиабазу Лэнгли (штат Вирджиния), где базируется 1-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США, вооруженное F-15C/D, посетили летчики Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России: генерал-майор Н. Чага, полковник А. Харчевский и майор Е. Карабасов. Они прилетели на двух строевых Су-27УБ, группа сопровождения прибыла на Ил-76. После дружеской встречи и непродолжительного отдыха Е. Карабасов предложил провести показательный воздушный бой между Су-27 и F-15 непосредственно над аэродромом Лэнгли в присутствии зрителей. Однако американцы не дали согласия на это слишком милитаристское, по их мнению, шоу. Взамен они предложили провести "совместное маневрирование" в пилотажной зоне над океаном (200 км от берега). По сценарию сначала F-15D- -должен был уйти от преследования Су-27УБ, затем самолетам следовало поменяться местами, и уже "Сухой" должен был "сбросить с хвоста" "Игл". В передней кабине Су-27УБ находился Е Карабасов, в задней - американский летчик. Для наблюдения за ходом поединка вылетел F-15C.

F-15D

По команде о начале совместного маневрирования "Игл", включив полный форсаж, сразу же попытался оторваться от Су-27УБ, но это оказалось невозможным: используя лишь режим минимального форсажа и максимальную бесфорсажную тягу, Е. Карабасов без труда "висел на хвосте" американца. При этом угол атаки Су-27УБ ни разу не превысил 18 градусов (При эксплуатации Су-27 в строевых частях ВВС угол атаки ограничивается 26 град. Хотя самолет позволяет осуществлять маневрирование на значительно больших углах атаки (до 120 град, при выполнении "Кобры Пугачева")).

После того, как самолеты поменялись местами, Е. Карабасов перевел РУД на полный форсаж и стал уходить от F-15D с энергичным разворотом и набором высоты. "Игл" потянулся следом, но сразу же отстал. Через полтора полных разворота Су-27УБ вышел в хвост F-15, однако российский летчик ошибся и "сбил" не F-15D, а летевший сзади наблюдатель F-15C. Осознав ошибку, он вскоре поймал в прицел двухместный "Игл". Все дальнейшие попытки американского пилота избавиться от преследования ни к чему не привели. На этом "воздушный бой" закончился.

Итак, в ближнем маневренном бою Су-27 убедительно продемонстрировал полное превосходство над F-15 благодаря меньшим радиусам виражей, большим скорости крена и скороподъемности, лучшим разгонным характеристикам. Заметьте: не максимальная скорость и другие подобные параметры обеспечили эти преимущества, но иные показатели, более глубоко характеризующие ЛА.

Су-27

Известно, что степень маневренности самолета численно выражается величиной располагаемой перегрузки, т.е. отношением максимальной развиваемой самолетом подъемной силы к его весу в данный момент. Следовательно, маневренность тем выше, чем больше площадь, участвующая в создании подъемной силы, больше удельная подъемная сила каждого квадратного метра этой площади и чем меньше вес самолета. Существенное влияние на маневренность оказывают характеристики силовой установки и системы управления самолетом.

Прежде всего, прикинем веса истребителей в том вылете. Для F-15D: 13240 кгс - вес пустого; плюс 290 кгс - вес снаряжения, включая двух летчиков; плюс 6600 кгс - вес расходуемого топлива (на полет в пилотажную зону и назад с резервом дальности 25%, маневрирование в течение получаса, из них 5 мин. на режиме полного форсажа); плюс 150 кгс - вес конструкции подвесного топливного бака (ПТБ), т.к. потребное количество топлива превышает вместимость внутренних баков; итого без боевой нагрузки (снарядов к пушке и ракет) взлетный вес F-15D составлял примерно 20330 кгс. На момент начала "совместного маневрирования" ввиду расхода топлива полетный вес уменьшился до 19400 кгс. Определение соответствующих величин для Су-27УБ несколько осложнено тем, что приведенный в КР №3"93 вес пустого самолета 17500 кгс представляется завышенным. Самый общий анализ показывает, что если учебно-тренировочный F-15D превосходит по весу пустого F-15C на 360 кгс, то Су-27УБ, сохранивший почти все боевые возможности одноместного перехватчика, может отличаться от него по этому показателю не более чем на 900 кгс. Поэтому вероятной величиной веса пустого Су-27УБ представляется 16650 кгс. Аналогично рассчитав вес топлива, получаем взлетный вес "Сухого" 24200 кгс, а вес к началу "боя" - около 23100 кгс.

Сравнительная таблица ТТХ Су-27 и F-15


* По оценке автора

Ввиду того, что для обоих рассматриваемых самолетов фюзеляж и оперение играют существенную роль в создании подъемной силы, полученные веса будем относить ко всей площади их плановых проекций. Площади можно определить по опубликованным схемам истребителей. Получаем, что в начале поединка нагрузка на плановую проекцию Су-27УБ составляла 220 кгс/м2. а F-15D - 205 кгс/м2, то есть практически столько же (разница порядка погрешности вычислений).

Таким образом, лучшие маневренные характеристики Су-27 по сравнению с F-15 достигнуты не увеличением несущей площади, а за счет более эффективного ее использования, т.е. лучшей аэродинамической компоновки самолета. В отличие от конкурента Су-27 выполнен по так называемой интегральной схеме, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, что обеспечивает высокие значения коэффициента подъемной силы на маневре и низкий уровень сопротивления, особенно на транс- и сверхзвуковых скоростях. Кроме того, интегральная компоновка, характеризующаяся плавным переходом фюзеляжа в крыло, по сравнению с традиционной компоновкой с обособленным фюзеляжем, обеспечивает значительно больший объем внутренних топливных баков и позволяет отказаться от применения ПТБ. Это также положительно сказывается на весе и аэродинамическом качестве Су-27.

Положительные стороны интегральной компоновки "Сухого" значительно усилены ее тщательной отработкой. Так, заостренные корневые наплывы Су-27, в отличие от затупленных наплывов F-15, не только создают положительное приращение несущих свойств на углах атаки больше 10°, но «и обеспечивают уменьшение пульсаций давления на верхней поверхности крыла, которые вызывают тряску самолета и ограничивают его маневренные возможности.

Важная особенность Су-27 - крыло. с деформированной серединной поверхностью, придающее ему характерный "змееобразный" облик. Это крыло "настроено" на обеспечение максимального аэродинамического качества в середине области маневрирования в ближнем бою. На этих режимах качество деформированного крыла в 1,5 раза превышает качество плоского крыла, причем выигрыш имеет место в довольно широком диапазоне углов атаки. Таким образом, аэродинамическая компоновка Су-27 обеспечивает не только возрастание подъемной силы, но и снижение сопротивления, что положительно влияет на разгонные характеристики самолета.

После проведенного "боя" Е. Карабасов, отмечая превосходство "Сухого" в этом отношении, объяснял его большей тяговооруженностью своего истребителя. Однако эта версия не выдерживает критики: нетрудно сосчитать, что в начале поединка тяговооруженность Су-27УБ у земли на режиме полного форсажа равнялась 1,08, a F-15D - 1,11. Дело в другом - тяга, приходящаяся на 1 м2 миделевого сечения самолета, у Су-27 почти на 20% больше, чем у "Игла" (соответственно 6330 кгс/м и 5300 кгс/м). В сочетании с лучшей приемистостью двигателя АЛ-31Ф это обеспечивает минимальное время разгона самолета. По словам Дэвида Норта, заместителя главного редактора журнала Aviation Week & Space Technology, совершившего на Су-27УБ ознакомительный полет на выставке Фарнборо-90, разгон русского истребителя с 600 км/ч до 1000 км/ч на полном форсаже занимает всего 10 сек. Д. Норт особо отмечает хорошую приемистость двигателей.

Еще одной важнейшей характеристикой, от которой зависит горизонтальная маневренность истребителя, является скорость ввода самолета в крен и скорость его вращения вокруг продольной оси. Чем больше эти скорости, определяемые эффективностью органов поперечного управления и массово-инерционными характеристиками машины, тем быстрее самолет входит в вираж и переходит в вираж противоположного вращения. Способность быстро изменить направление виража является важнейшим тактическим преимуществом, т.к. позволяет эффективно уходить из-под удара противника и самому начинать атаку. Д. Норт, ссылаясь на Виктора Пугачева, утверждает, что угловая скорость крена Су-27 близка к 270 град./с. Это значение выше, чем у F-15, и примерно соответствует F/A-18.

Положительные стороны аэродинамической компоновки и силовой установки Су-27 проявляются в полной мере благодаря его статической неустойчивости.

В отличие от устойчивого F-15, "Сухой" как бы самостоятельно стремится изменить направление полета, и только постоянная работа электродистанционной системы управления удерживает его в равновесном положении. Суть управления статически неустойчивым истребителем заключается в том, что летчик не "заставляет" его совершить тот или иной маневр, а "позволяет" самолету его выполнить. Поэтому время, необходимое для вывода из любого установившегося режима полета и начала маневрирования, у Су-27 значительно меньше, чем у F-15, что также явилось одним из слагаемых успеха "Сухого" в дуэли с "Иглом".

Таким образом, выдающиеся маневренные характеристики Су-27, столь убедительно продемонстрированные в небе Вирджинии, являются вполне закономерным итогом комплекса проектных решений, отличающих этот истребитель четвертого поколения от F-15. Обсуждая достоинства "Сухого", наряду с его маневренностью западная пресса отмечает беспрецедентно большие дальность и продолжительность полета без ПТБ, широкую номенклатуру вооружения, способность эксплуатироваться с плохо оборудованных аэродромов без многочисленных наземных проверок.

Однако, когда речь заходит об оборудовании Су-27, обязательно отмечается недостаточное внедрение компьютерной техники и низкий уровень комплексирования систем. Это ставит пилота "Сухого" в худшее положение по сравнению с западными коллегами, в частности, в так называемой "ситуационной уверенности" - точном понимании того, что происходит в самолете и вокруг него в каждый конкретный момент времени. Возможно, это самый серьезный недостаток Су-27, так как в сложной тактической обстановке он неизбежно приведет к потере драгоценного времени и может свести на нет многочисленные достоинства этого истребителя.

1993 год

Литература:
1. В.Е. Ильин. "Иглы" и "Флэикеры". ЦАГИ, №18, 1992 г.
2. М. Левин. "Великолепная семерка". "Крылья Родины", №3, 1993 г.
3. Истребитель Макдонелл-Дуглас F-15 "Игл". Техническая информация ЦАГИ, №13, 1986 г.
4. Д.М. Норт. Полет редактора "Эвиэйшн Уик" на лучшем советском истребителе-перехватчике. Aviation Week & Space Technology, издание на русском языке, весна 1991 г.
5. М.П. Симонов и др. Некоторые особенности аэродинамической компоновки самолета Су-27. Техника воздушного флота, №2, 1990 г.
6. Jane"s 1991/92.