Апл четвертого поколения проекта 955 борей. Подводная лодка "Борей": описание и технические характеристики. Атомные подводные лодки "Борей"

АПЛ проекта 955 (шифр "Борей") / Фото: Пресс-служба МО РФ

Пятая стратегическая атомная подлодка "Князь Олег" (класс "Борей") и четвертая многоцелевая подводная лодка "Красноярск" (класс "Ясень") в ближайшие десятилетия смогут стать основой военно-морского флота, заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

В воскресенье, в День ВМФ России, в Северодвинске проходит церемония закладки сразу двух атомных подводных ракетоносцев - пятой стратегической АПЛ класса "Борей" "Князь Олег" (проект 955А, шифр "Борей") и четвертой многоцелевой АПЛ "Красноярск" (проект 885М, шифр "Ясень").


Юрий Борисов / Фото: Пресс-служба МО РФ


"Я думаю, что эти корабли в ближайшие десятилетия будут составлять основу ВМФ и гарантированно обеспечивать обороноспособность и безопасность нашего государства", - сказал Ю. Борисов журналистам после торжественной церемонии закладки подлодок на заводе "Севмаш" в Северодвинске. По его словам, "контракт наполнен реальными деньгами, предприятия имеют реальные производственные мощности и кадровый потенциал".

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что пятый "Борей" и четвертый "Ясень" будут созданы в срок. ВМФ России располагает сейчас 60 подлодками, порядка 10 из которых являются стратегическими атомными, более 30 многоцелевыми атомными, остальные дизельные и специального назначения.

Техническая справка


Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль - «Юрий Долгорукий» - вошёл в состав Северного флота, второй корабль - «Александр Невский» - зачислен в состав Тихоокеанского флота, третий корабль - «Владимир Мономах» - проходит государственные испытания, четвертый корабль - «Князь Владимир» - находится в стадии постройки.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Подводные крейсеры класса «Борей» разрабатываются под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). 9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной Судостроительной Корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ пр.955А «Борей» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку 39 млрд руб.

В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. «Бореи» являются первыми Российскими АПЛ где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Классификация НАТО Borei class (Dolgorukiy class)
Скорость , узлов
надводная 15
подводная 29
Глубина погружения, м
рабочая 400
предельная 480
Автономность плавания, суток 90
Экипаж, человек 107, в том числе 55 офицеров
Стоимость, млн долл 713
Водоизмещение, т
надводное 14 720
подводное 24 000
Длина наибольшая (по КВЛ), м 170
Ширина корпуса наиб., м 13,5
Средняя осадка (по КВЛ), м 10
Силовая установка ОК-650В
Мощность силовой установки, Мвт 190
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Вооружение:
торпедно-минное вооружение 6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты
ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет, шт:
проект 955 16
проект 955А 16

Техническая справка



Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» - проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач.

bastion-karpenko.ru

Проектировщиком нового типа подводных лодок стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. Техзадание на проект 885 предусматривало создание многоцелевой АПЛ, которая ни в чем не должна была уступать американской серии Seawolf - подлодкам 4-го поколения, которые в США вводили в строй в конце 1980-х.

Проект 885 был завершен в ленинградском СПМБМ «Малахит» к 1990 году. Лодка имела выдающиеся на то время характеристики. В проекте она оказалась менее шумной, чем «Морской волк», имела более мощное вооружение и большую глубину погружения. Для увеличения скрытности, в частности снижения уровня шума, создано новое поколение корабельной энергетики, малошумное оборудование корабельных систем и средства акустической защиты лодки.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru


Крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс» большой дальности, торпеды, ракето-торпеды и мины являются основным оружием атомной подводной лодки «Северодвинск». Универсальный ударный комплекс, помимо торпедных аппаратов, включает еще и вертикальные пусковые установки крылатых ракет. 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе рубки и ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты.

Возможность комбинирования ракетного вооружения дает гибкость в выполнении боевых задач – от поражения наземных целей до борьбы с субмаринами и уничтожения всех типов надводных кораблей сверхзвуковыми противокорабельными ракетами и торпедами. 21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 заложили на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь города, где она строилась. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду.

Запуск ракеты «Калибр» / Фото: bastion-karpenko.ru

12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания. Первые испытательные пуски ракет с «Северодвинска» состоялись в декабре 2011 года. Тогда подлодка осуществила бросковый запуск ракет «Калибр». В 2012 году атомная подводная лодка (АПЛ) «Северодвинск» проекта 885 в ходе госиспытаний в Белом море успешно выполнила стрельбу новейшей крылатой ракетой по морской цели.

Головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск» в рамках государственных испытаний из подводного положения осуществила пуск морской сверхзвуковой крылатой ракеты по морской цели в акватории Белого моря. Цель была успешно поражена. Подлодка стреляла крылатой ракетой ракетного комплекса «Калибр».

23 ноября 2012 года впервые выполнена испытательная ракетная стрельба ракетным комплексом “Калибр” из подводного положения подводной лодкой “Северодвинск” также на максимальную дальность – 1,4 тыс. километров по береговой цели. В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».

В 2013 году АПЛ выполнила в соответствии с программой испытаний 4 выхода, начав навигацию 30 мая, что является своеобразным рекордом для полигонов Белого моря. Все выходы прошли успешно, предусмотренные планом объемы испытаний выполнены полностью с подтверждением ТТХ вооружения и военной техники, установленных на АПЛ, в том числе скоростных и маневренных характеристик, а также всех технических параметров главной энергетической установки. Всего же в период 2011 – 2013 гг.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

АПЛ совершила 14 выходов на заводские ходовые испытания, причем такой большой объем испытаний обусловлен объективно значительной новизной проекта, большим количеством опытных образцов вооружения и боевой техники, необходимостью полного подтверждения очень высоких требований ВМФ к головной АПЛ IV Поколения по всем аспектам. 30 декабря 2013 года головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 «Северодвинск» была передана ВМФ для опытной эксплуатации.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

Тактико-технические показатели

Водоизмещение,т:
нормальное 8500-9500
полное 11800 – 13800
Длина, м:
наибольшая 119-120,0
Ширина, м:
наибольшая 13,5-15,0
Осадка, м:
средняя 10,0
Полная скорость, узлов:
подводного хода 28-31
Экипаж, чел 85-90
Автономность, суток:
по запасам 100
Вооружение:
ракетный комплекс с КР «Яхонт», 3М54Э, 3М14Э
торпедные аппараты

Проект 955 Борей – стратегический довод для НАТО о мире от подводного флота России

Проект Борей 955 призван решить главную задачу в обороне страны – обеспечить качественный стратегический паритет с НАТО. Носителем сверхмощных баллистических ракет в ядерной триаде с 2020 года станет этот подводный крейсер 4-го поколения, что даст возможность главе государства и дипломатам смело защищать политические и экономические интересы России.

Откуда возник проект Борей 955

Совсем не случайно появился на свет этот проект. У Борея 955 есть предшественник – проект 941 Акула , который в свою очередь стал ответом на разработку американской субмарины 3-ей серии «Огайо» с баллистическими ракетами (БР) «Трайдент». С появлением этих лодок, американской и советской, связаны первые договорённости сверхдержав «Об ограничении количества стратегического оружия». Ведь обоюдно сокращая количество подлодок второго поколения, по планам Запада образовался бы перевес США по количеству баллистических ракет у границ нашей Родины.

Стоит вспомнить, что в 1970-м в США полагались на единоличное владение таким грозным оружием, как носитель большого количества ядерных ракет – подлодки класса «Огайо». Выполнение своих международных обязательств, подписанных в 1972-м Москвой, гарантировало бы Западу качественное превосходство и давало бы право начать третью мировую, ядерную. Не лишне вспомнить настрой американских и английских генералов, собиравшихся начать новую войну против СССР сразу же в 1945-м году после поражения гитлеровской Германии.

К началу восьмидесятых положение усугубилось размещением в Европе американских ракет средней дальности, в результате, за 8 минут можно было нанести по всему западному региону СССР массированный ядерный удар, и у нас не хватило бы противоракет для перехвата всех целей. Главным альтернативным ответом стали АПЛ с БР у берегов Америки и Англии, тем самым достигался паритет по времени и мощи нанесения удара, главным образом, по объектам в США, где за те же считанные минуты можно уничтожить одной лодкой до 80 целей типа Нью-Йорк или 160 вдвое меньших.

Как создавался современный стратегический крейсер 4-го поколения Борей 955

Бореи 955 можно было бы начать строить с приходом 1990-х, а фактически строительство кораблей началось только в конце этих лихих годов, в 1998-м, и то с проблемами в финансировании. Историю лучшего на сегодня русского атомного подводного крейсера 1-го ранга, начал ТК-208 «Дмитрий Донской», главный конструктор Ковалёв С.Н., а конструктор БРПЛ Р-39 Макеев В.П.. В 1981-м году наш новый крейсер 941 Акула заступил на боевое дежурство одновременно с американским Огайо. На том же кораблестроительном заводе «Севмаш», в уникальном по масштабам 55-м цеху, и теперь строятся огромные субмарины типа Борей 955, постоянно модернизируя предыдущий корабль, ведь на строительство одного уходит 8 лет.

По программе перевооружения 2020 их должно быть на счету ВМФ РФ 8-10 единиц. Сейчас в строю 3 борта: на Северном ВМФ «Юрий Долгорукий», на Тихоокеанском ВМФ «Владимир Мономах» и «Александр Невский». К 2018 году ожидается получить ещё один, модернизированный Борей 955А «Князь Владимир», в сентябре 2017-го года он уже спущен на воду. Известны имена следующих ракетных подводных крейсеров стратегического назначения РПКСН 955А, пятый назван князем Олегом, шестой генералиссимусом Суворовым, седьмой императором Александром-III и восьмой народным освободителем Москвы Дмитрием Пожарским.

Нынешний главный конструктор АПЛ класса РПКСН Здорнов В.А. в 1979-м закончил Ленинградский Кораблестроительный Институт, откуда был направлен в проектно-монтажное бюро ПМБ Рубин (сейчас АО Центральное Конструкторское Бюро ЦКБ Рубин). В 1988 году он стал заместителем С.Н. Ковалёва. Здорнов изначально усердно трудился над крейсерами, через 2 года занял должность главы ЦКБ Рубин (1990 г.), является главным разработчиком лодок 4-го и 5-го поколений. Так, что шагнув в бездну девяностых годов, эти русские инженеры сохранили в себе привычки быть первыми. Проект Борей 955 можно считать полностью российским, ведь бесчисленная модернизация подводного ракетоносителя связана с ракетами постсоветского периода, сделанных по ряду причин уже самостоятельно новой Россией – это Р-30.

Главным оружием, для чего и создавался проект 955 Борей, являются ракеты Р-30 «Булава» – по индексу ВМФ 3М30, коду СНВ-III РСМ-56. В НАТО их знают под своим обозначением SS-N-30. Это БР на твёрдом топливе для комплекса Д-30, разработанного для корпуса 955 АПЛ. Достижением стало увеличение срока службы БР и улучшение преодоления системы современной ПРО. Ракету Р-30 начали разрабатывать в 1998 году, после разрыва кооперативных связей СССР. Московский Институт Теплотехники разработал до этого Тополь-М, в 1987-1997 гг. Соломонов Ю.С. был главным конструктором ракет до 2010 года, после его заменил заместитель и помощник Суходальский А. – они и возглавляли работы над Р-30.

До этого времени все БР для АПЛ разрабатывал КБ Макеева, кроме Р-31. К 1991 году успешно закончились наземные испытания и созданная ракета Р-39 преодолевала расстояние 10 000 км двумя способами. В первом случае, обычным методом, но из под льда. Во втором, по настильной траектории полёта, вдвое быстрее. Развал прежних связей вынудил отказаться от ракетного топлива (гидрид алюминия) для общесоюзной Р-39 в 1996 году, никакое новое на замену не годилось. После 3-х неудачных пусков на российском топливе 90-х решено было отказаться от Р-39 (СССР) и передать заказ Московскому Институту Теплотехники. Так уже исключительно российская Р-30 стала ракетой для 955-х Бореев, надёжной и качественной заменой Р-39.

Характеристики проекта 955 Борей

Здесь нет ничего неважного, неосновное оружие – это множество электронных систем, специальный корпус корабля, его активная и пассивная защита, подготовленность офицеров и матросов, и многое другое, обеспечивающие основному оружию (ядерному) гарантированное достижение цели.

Лодка 170 м длиной, шириной корпуса 13,5 м, осадкой 10 м по КВЛ. Подводное водоизмещение 24 тыс.т., надводное – 14,72 тыс.т. Скорость для подлодки внушительная, 29 узлов в толще воды 400 м, на поверхности 15 узлов. Погружение 500 м позволяет скрыться от всех надводных современных гидроакустических систем. Отсеки сделаны таким образом, что потопить субмарину почти невозможно. Хорошо продумана система покидания крейсера экипажем в 107 человек. Вообще жизнеобеспечение самое современное и самое безопасное. Не лишены моряки и комфортных условий, в наличии превосходное питание и места ночного и дневного отдыха, даже баня есть.

Отсеки, первый – торпедный, в котором гидроакустический комплекс. Второй, для командиров, с центральным постом и помещениями для проживания. Третий отсек состоит из боевых постов. В четвёртом и пятом находятся ракеты. Шестой эксплуатируется под паропроизводящую установку. Реактор и турбины АПЛ расположены в последних 7-м и 8-м отсеках.

class="eliadunit">

Основные системы

Гидроакустическая скрытность РПКСН Борей

Прочный титановый двойной корпус защищён композитным стелс-материалом в несколько слоёв, тем же, что и проекты Варшавянок «Лада». Остановить атомную турбину невозможно, значит и совсем исчезнуть с радаров американских Иджис тоже. Но, чтобы улучшить незаметность лодки до максимума, её изготовили по принципу всё тех же «Чёрных дыр», всё, что есть внутри крейсера, крепится к амортизаторам, включая силовые установки. Вдобавок ещё и более совершенная пассивная система опознавания лодочной станции ЛС позволяет первым находить врага.

Бореи 955 первыми из субмарин стали оборудоваться водомётными движителями, исключающими кавитацию, сильный источник шума. Двигатель находится в специальной насадке, использует ускорение набегающей воды. Впервые применяется невинтовой метод движения. На корпусе отсутствует вибрация от крутящего момента, исходившего от винтов. Стабилизаторы стали занимать меньше площади. Количество издаваемого шума РПКСН 4-го поколения Борей снизилось в 5 раз по сравнению с предыдущими, 3-го поколения 941 Акула и Огайо.

Силовая установка для РПКСН Борей

Силовая установка РПКСН 955А Борей – водо-водяной реактор, работающий на нейтронах ВМ-5 или аналогах. Представляет собой 4-е поколение ядерных реакторов. Паропроизодящая установка ОК-650В, мощность составляет 190 МВт. К энергетическому оборудованию корабля относится и паротурбинный генератор «Азурит-90». Автономность 95 суток традиционно для нас рассчитана по запасам провизии.

Гидроакустическая вооружённость РПКСН 955

Превосходство в гидроакустических станциях – вопрос жизни. Отечественные разработки давно стали лучшими в мире. На вооружении лодки стоит МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Главные: антенна и цифровое программное обеспечение, позволяющие обрабатывать поступающие из океанов сигналы. Весь комплекс способен решать многие задачи, пеленговать шумы, эхо шумов, классифицировать и выбирать вражеские цели. Обработка гидроакустических сигналов – не всё для комплекса, им обнаруживают мины и торпеды, устанавливается скорость движения объектов. Не считаясь главным вооружением для поставленных перед субмариной задач «Нанесение ядерных ударов по наземным целям», для подводников гидроакустика решает чуть ли не всё, кто будет бить первым, и будет ли вообще. Обнаружение врага до 230 км, ведение и обработка 30 целей одновременно.

Округ-55 – центральная автоматизированная система Борея 955А

Электроника стала главной отраслью развития современной военной техники 4-го и 5-го поколения. Быстрая и точная обработка данных экономит время, принимаются сложные решения, точнее поражаются цели. Округ-55 отвечает за пуск ракет и слаженную работу всех систем корабля. Данные о нём держатся в строжайшем секрете. Что полностью соответствует самой секретной на сегодня информации о русском оружии. Точных данных пока нет.

Защита крейсера Борей

В носовой части есть 8 торпедных аппаратов, 4 обычных 533 мм для пуска торпед и противоторпед и 4 нестандартных для подлодок – размером 650 мм. По советским стандартам оба они использовались для противолодочных и противокорабельных целей. Меньший диаметр для торпед 7,7 м массой 2 т и боевым зарядом 400 кг. Больший диаметр для пуска торпед 11 м массой 4 т и ядерным зарядом. Из этих же аппаратов можно запускать и беспилотники для разведки акватории.

P.S. Этот проект уже не похож на советские субмарины, гораздо более прогрессивный. Есть ракеты собственного производства – Р-30, которые становятся в процессе введения 995-х ещё лучше. Флот США состоит из лодок 3-го поколения, теперь уступает нам по качеству, но превосходит по количеству и сбалансированности. Создание Борея 955 – доказательство Западу и нам самим, что Россия состоялась вновь, как самостоятельная и великая держава, обрела политическую независимость.

Пуски баллистических ракет Р-30 «Булава»

Р-30 в шахтных пусковых установках 955-х АПЛ 16 единиц. В новом типе ракет, об этом говорится в СМИ 2017-го, прорабатывается усовершенствованный способ их доставки. Ожидается увеличение дальность полёта Р-30 до 12 000 км, а также и массы боезарядов, которая после модернизации возрастёт в два-три раза. Ракеты «Булава» станут ещё больше и тяжелее. От этого будет меняться и архитектура комплекса Д-30. Поэтому рассматривается вопрос об отказе от транспортно-пусковых контейнеров для увеличения внутреннего пространства РПКСН в будущем. Движители для них станут мощнее, конструкторы увеличивают силу тяги, совершенствуют системное управление. Это перспективы.

Сейчас же характеристики 12-метровой Р-30 достаточные, позволяют нанести залповый удар 38,6-тонными ракетами 2-метрового диаметра, выпуская их без разрыва во времени одну за другой из под воды и или льда. Расстояние до цели 8 000 км, боевая часть из десяти блоков, общий вес заряда 1,15 т. Размеры и масса ракеты «Булава-30» позволяет оборудовать её современными системами по преодолению нынешних и перспективных зарубежных систем ПРО.


Серия проекта 955

Название Заложен Спущен на воду Введен в строй Флот
К-535 «Юрий Долгорукий» ноябрь 1996 февраль 2008 январь 2013 СФ
К-550 «Александр Невский» март 2004 декабрь 2010 декабрь 2013 ТОФ
К-551 «Владимир Мономах» март 2006 декабрь 2012 декабрь 2014 ТОФ
«Князь Владимир» июль 2012 конец 2017 года 2018 СФ
«Князь Олег» июль 2014 - - СФ
«Генералиссимус Суворов» декабрь 2014 - - ТОФ
«Император Александр III» декабрь 2015 - - ТОФ
«Князь Пожарский» декабрь 2016 - - СФ
class="eliadunit">

Министр обороны США Эштон Картер во время посещения базы субмарин в Гротоне (шт. Коннектикут) заявил о мировом превосходстве американского подводного флота. Это превосходство относится в первую очередь к главным конкурентам — ВМФ России и Китая. Но при этом продемонстрировал дипломатическое благоразумие, выразив надежду на то, что «эти страны никогда не станут агрессорами».

Картер подчеркнул, что, несмотря на «сравнительно высокий технологический потенциал России и КНР, США сохранят превосходство и в будущем».

У высших военных американских чиновников есть два типа заявлений «для общественности». Причем противоположной направленности. Когда они выступают перед Конгрессом с целью повысить размер оборонного бюджета, то утверждают, что русские и китайцы сильны сверх меры, и необходимо срочно догонять их. При выступлении перед военнослужащими какой-либо базы для поднятия их военного духа требуется говорить о мощи американского оружия, пред которым бессильны коварные русские и китайцы. Истина, разумеется, находится посередине.

Развитие атомных подводных флотов России и США, которые в качестве главной задачи предполагают ядерное сдерживание, шло с различными скоростями. И у России, а ранее — у СССР, еще и в рваном темпе. Происходило это от того, что концепции развития ядерных триад — наземные МБР, подводный флот, стратегическая авиация — у США и СССР были разными. Изначально мы сделали ставку на мощные баллистические ракеты шахтного базирования. США же с начала 60-х годов планомерно развивали атомный подводный флот, который имеет громадное преимущество — скрытность даже в современных условиях, когда космос «бороздят» многочисленные шпионские спутники.

К середине 60-х годов в составе ВМС США находилась 41 ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами). Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда (по 200 кт) боеголовками. Советский Союз бросился в погоню. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.

По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. Максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар. Нанесли его не американские ВМС, а «родное» руководство страны. Логика была примерно такая: зачем иметь мощную армию, если Ельцин регулярно летает к другу Биллу? Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но при этом необходимо учитывать, что существенное ослабление подводной составляющей ядерной триады не стало драматичным. Поскольку в 90-е годы стали появляться наземные мобильные МБР «Тополь», обладающие значительной скрытностью. У США же наземные ядерные средства существенно слабее и уязвимее российских.

Сейчас дело выправляется. Но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент ВМФ России располагает 14-ю ПЛАРБ. 11 из них досталось в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин». «Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел. На нем применяются все те же, вышеупомянутые жидкотопливные ракеты Р-29Р. Правда, есть сведения о том, что эта ракета вскоре будет заменена на Р-29РМУ2.1 «Лайнер», обладающей значительно большей боевой мощью.

«Дельфин» — более подвинутая лодка. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», которые обладают абсолютным мировым рекордом по энергонасыщенности — это отношение энергии ракеты к ее массе. Ракета была принята на вооружение в 2007 году. Ее дальность 11500 км. Вооружена десятью разделяющимися боеголовками по 100 кт каждая. У «Лайнера», принятого на вооружение в 2014 году, количество разделяющихся боевых блоков доведено до 12-и.

А совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сейчас их три — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». До 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок. Ну, или из 17-и, возможно, будет списана пара «Кальмаров».

На вооружении ВМС США находятся 18 ПЛАРБ. Это лодки «Огайо», относящиеся к третьему поколению. Самой молодой из них 20 лет, самой старой — 35. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено. В середине нулевых годов в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». И, следовательно, у американцев в действительности 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. А к 2020 году будет меньше.

Однако у американских субмарин более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16-ю МБР, американские имеют на борту 24 ракеты «Трайдент-2». При этом «Трайдент» улетает на пару тысяч километров дальше, чем «Булава», устанавливаемая на «Бореях». И имеет большую мощность: 8×475 кт против 15×150 кт. Однако «Булава» менее уязвима для средств ПРО, обладая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Правда, «Булава» пока еще проходит испытания, и они далеко не идеальные. Так что тут масса нюансов.

Но сама лодка «Борей» однозначно совершеннее, чем «Огайо». Она меньше шумит: на ней использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом имеется водометный движитель. У лодки «Борей» более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации.

Подводя итог, необходимо признать, что за счет того, что в ВМФ России бОльшую долю составляют лодки более старые, чем «Огайо», стратегический сегмент подводного флота США, действительно, имеет превосходство. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, когда будут достроены все заложенные «Бореи», ситуация изменится на противоположную.

USS Georgia (SSGN-729) класса «Огайо» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м — 170 м

Ширина: 13,5 м — 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов

Рабочая глубина — 400 м — 375 м

Предельная глубина: 600 м — 550 м

Экипаж: 107 человек — 155 человек

Автономность: 90 суток — 70 суток

Силовая установка: 190 МВт — н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые

Существуют еще один тип атомных подводных лодок, перед которыми ставятся не стратегические, а оперативные и оперативно-тактические задачи. То есть они должны уничтожать надводные корабли и субмарины противника и наносить удары по береговым целям, используя при этом крылатые ракеты и торпеды. Такие лодки делятся на подклассы в зависимости от используемого типа вооружений — либо с крылатыми ракетами, либо с торпедами, либо и с крылатыми ракетами, и с торпедами. Именно эти субмарины и должны принимать участие в боевых действиях на море в ходе локальных войн.

В этом сегменте у ВМС США «масса» однозначно выше, чем у российского подводного флота. Что предопределено концепцией построения флота для страны, считающей себя мировым жандармом. Правда, по части качества последнего поколения многоцелевых субмарин вполне можно говорить о паритете. Именно это и имел в виду министр обороны Картер, говоря о нашем высоком технологическом потенциале.

ВМС США располагает 56-ю многоцелевыми ПЛА. 39 из них это «старослужащие» лодки «Лос-Анджелес», они начали поступать в подводный флот в 1976 году. Относятся к третьему поколению. Вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» (в общей сложности на борту у каждой от 12 до 20 ракет), а также торпедами. Всего были построены 62 лодки, сейчас они выбывают со скоростью 1−2 в год. К концу 30-х годов все субмарины этого типа будут выведены из состава ВМС. И останутся только лодки 4-го поколения в количестве тридцати штук.

Упор сделан на лодки нового, четвертого, поколения. К ним относятся «Вирджиния» (12 штук) и «Сивулф» («Морской волк») (3 штуки).

ПЛА «Сивулф» начали штучно выпускаться в конце 90-х годов. Каждая лодка стоит 4,5 млрд. долларов. Поэтому серия была ограничена тремя субмаринами. Дороговизну вполне оправдывает качество лодки. Она самая бесшумная в мире. И имеет самый большой боезапас крылатых ракет и торпед. Причем от лодки к лодке производились определенные доработки, в связи с чем первая субмарина серии («Морской волк») проигрывает по возможностям третьей («Джимми Картер»). Да и наш «Ясень» практически не уступает в возможностях первенцу серии.

Что же касается «Вирджинии», то она, хоть и была разработана позже, уступает «Сивулфу». Соответственно, и стоит дешевле — 1,8 млрд. долларов. Российский «Ясень» по боевым возможностям находится где-то посередине между «Морским волком» третьей модификации и «Вирджинией», выигрывая у последней по малошумности и используемому вооружению. Однако разрыв невелик, поскольку обе лодки относятся к четвертому поколению. При этом следует учитывать и качество вооружения. Установленные на «Ясене» крылатые ракеты «Калибр» более эффективны, чем американские «Томагавки», оружие далеко не первой свежести.

Это, конечно, прекрасно. Однако в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одной лодкой этого проекта — «Северодвинск». На подходе еще три. Всего же к 2020 году предполагается довести количество «Ясеней» до восьми. К этому моменту американцы построят еще пару «Вирджиний». Счет не в нашу пользу.

Не в нашу пользу и счет лодок третьего поколения. У американцев это 39 вышеупомянутых ПЛА «Лос-Анджелес». У нас — «Щука-Б», «Кондор», «Барракуда» и «Антей». И лодки второго поколения «Щука». В общей сложности их 36. Приплюсовав сюда один «Ясень» получаем 37. У США — 56.

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) "Северодвинск" класса "Ясень" (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)

Так что по части этого сегмента атомного подводного флота министр обороны Картер прав: США впереди. Однако помимо атомных лодок существуют еще и дизельные, от которых американцы отказались в 60-е годы. У нас же дизельные лодки не только сохранились, но и продолжают строиться и развиваться. В составе ВМФ России находятся 23 лодки. Значительная часть которых — модернизированная «Варшавянка». Да, она уступает по возможностям атомным лодкам. Однако на ней установлена грозная крылатая ракета «Калибр». И это самая бесшумная в мире дизель-электрическая лодка. Так что определенный вклад в потенциал подводного флота они вносят. И соотношение сил между России и США отнюдь не критическое.

Необходимо также сказать, что с 2025 года предполагается начать строительство дизельной лодки «Калина» с двигателем, которому для работы не требуется кислород. Это так называемый двигатель Стирлинга. Такая лодка сможет находиться под водой без всплытия порядка месяца. И, соответственно, по своим возможностям будет приближаться к ПЛА.

SSN-776 Гавайи класса «Вирджиния» (Фото: wikipedia.org)

И в заключение о том, что Картер постоянно сравнивает мощь ВМС США с подводными флотами России и Китая, разделяя их запятой. Можно ли будет говорить о превосходстве, если сложить потенциалы РФ и КНР? Вот в чем вопрос. Китай в настоящий момент располагает 14-ю атомными подводными лодками. И с большим энтузиазмом строит новые.

МПЛАТРК «Сивулф» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м — 115 м — 108 м

Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла

Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м

Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м

Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 КР.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.

Подводные лодки проекта 955 «Борей» - видео

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Длина АПЛ - 170 м. Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода - до 29 узлов. Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек.

Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными: средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Конструкция проекта 955 «Борей»

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода. Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками. (Учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным.) Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Погрузка БРПЛ 3М30 "Булава" на ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955, г.Северодвинск, 2010-2011 г.г.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Люк для погрузки боезапаса торпедных аппаратов и крышки пусковых установок СГАПД на ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума.

Вывод из цеха ПЛ К-535 "Юрий Долгорукий" по.955, 15.04.2007 г.

Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Вывод из цеха в плавдок ПЛ К-535 "Юрий Долгорукий" по.955, 15.04.2007 г.

Модификации

пр.955 «Борей-1» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования - середина 1980-х годов.

пр.955 / 09550 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования - конец 1980-х годов (1995 г. по др.данным), разработка прекращена в 1998 г. Первая заложенная лодка - К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) - достраивалась по пр.09551.

пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования - сентябрь 1998 г. (завершено в 1999 г).
Заложено и построены три корабля:

  • К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
  • К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
  • К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)

пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» - ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 г., строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 г. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.
Заложено четыре корабля:

  • «Князь Владимир» (заводской № 204)
  • «Князь Олег» (заводской № 205)
  • «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206)
  • «Император Александр III»» (заводской № 207)

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава». К 2013 году ситуация изменилась к лучшему - «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. (Су-24 вначале также страдал «детскими болезнями» - с опытными и самыми ранними серийными машинами произошли 6 катастроф, в том числе с гибелью пилотов, тогда как в настоящее время это одни из надежнейших тактических бомбардировщиков.) Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

Вывод из цеха №55 ПО "Севмаш" ПЛАРБ К-550 "Александр Невский" пр.955, 01.12.2010 г.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 - первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Церемония вывода из цеха ПЛАРБ "Александр Невский" пр.955 «Борей»

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года сформирован и испытан основной корпус подлодки. Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов-поставщиков.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.

Церемония вывода из цеха ПЛАРБ "Владимир Мономах". Цех №55 ПО "Севмаш", 30.12.2012 г.

Принятие на вооружение

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта.................ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор.................В. А. Здорнов
Скорость (надводная).................15 узлов
Скорость (подводная).................29 узлов
Рабочая глубина погружения.................400 м
Предельная глубина погружения.................480 м
Автономность плавания.................90 суток
Экипаж.................107 человек, в том числе 55 офицеров
Стоимость.................$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублей

Размеры
Водоизмещение надводное.................14 720 т
Водоизмещение подводное.................24 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ).................170 м
Ширина корпуса наибольшая..................13,5 м
Средняя осадка (по КВЛ).................10 м

Силовая установка.........ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движитель

Вооружение
Торпедно-минное вооружение............6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение...........16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»
Количество ракет..............16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Подводные лодки роекта 955 «Борей» - фото

Фото пуска БРПЛ 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.955 «Борей»

ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" с устройством ИКУ выходит на испытания из Никольского устья в Белое море, 28.07.2010 г.

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.

Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей» ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

“ Юрий Долгорукий “ на заднем плане ТРПКСН ТК-208 “ Дмитрий Донской “

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением подводной лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава» . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог - «Трайдент» II.

подводный старт “ Трайдент II “

проект 955 “ Борей “

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.

Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК - Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности


Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».

Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.

подруливающее устройство

Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения - всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

спасательная камера

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.


Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .



Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» - единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

АПЛ “ Вирджиния “

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ - «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .


ракетная шахта ПЛА с открытой крышкой

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».



По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Основные ТТХ лодки :
Экипаж - 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая - 170 м; Ширина наибольшая - 13,5 м; Осадка корпуса средняя - 10 м;
Водоизмещение подводное - 24.000 т; Водоизмещение надводное - 14.720 т;
Скорость подводного хода - 29 узлов; Скорость надводного хода - 15 узлов;
Глубина погружения предельная - 480 м; Глубина погружения рабочая - 400 м;
Автономность плавания - 90 суток;
Вооружение - 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А - 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.