Референтная деятельность. Референтная группа как источник норм морали. Что такое референтность

В течение своей жизни личность испытывает разнообразные воздействия со стороны ряда различных групп, в состав которых она входит. Однако нельзя не заметить, что одни группы существенно влияют на личность во многих ее проявлениях, другие – незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отождествляет или сравнивает себя. Референтные группы могут быть большими, включая нацию или всех тех, кто исповедует определенную религию, но могут быть и малыми, такими как семья или компания друзей. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы.

Это явление хорошо описано Мольером в комедии "Мещанин во дворянстве". Ее герой Журден, принадлежа к мещанскому сословию, хочет во всем походить на дворянина. Поэтому он заказывает платья, какие носят дворяне, нанимает учителей танцев, фехтования и даже философии, чтобы во всем приобщиться к дворянству. С полным основанием можно сказать, что для мещанина Журдена референтной группой является дворянское сословие. Или возьмем, например, подростка, которого не принимают в очень значимую для него более взрослую компанию товарищей старшего брата. Этот подросток также может ориентироваться на групповые нормы данной компании, копировать какие-то элементы одежды, формы поведения, лексику членов своей референтной группы.

В социально-психологической литературе подобное явление обозначается специальным термином "предвосхищающая" социализация. Имеются в виду определенные усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании получения доступа в группу с более высоким социальным статусом.

Референтная группа может быть даже воображаемой. Например, романтически настроенный мальчик пытается вести себя в соответствии с кодексом мушкетеров Дюма или других литературных героев . "Художник, родившийся “раньше своего времени”, ученый, работающий для “человечества”, или филантроп, жертвующий для “будущих поколений”, не рассчитывают на немедленное вознаграждение и иногда приносят невероятные жертвы, предполагая, что будут оценены какой-то будущей аудиторией, которая, вероятно, должна быть более разумной, чем современная, – пишет Т. Шибутани. – Они оценивают свои старания с точки зрения, приписываемой людям, которые еще не родились и, быть может, никогда не родятся... Тот факт, что для подобных эталонных групп нет материального основания, вовсе не делает их менее важными." .

В работах американских исследователей выделяется несколько типов референтных групп .

Нормативные референтные группы – такие, ценности и нормы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Такие группы дают индивиду руководство к действию и ожидают от него соответствующего подчинения. К нормативным группам можно отнести семью, религиозную или национальную общность. Часто такими группами являются для индивида товарищеские компании, профессиональные или политические объединения.

Сравнительные референтные группы – такие, в которые индивид не хочет входить, ему не нужно их расположение, но он использует эти группы как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Так, индивид может обращаться к таким референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени законности своих действий, для сопоставления своих успехов в тех или иных областях. Например, исследователи в сфере организационной психологии используют понятие "социальная норма" заработной платы, т.е. такой ее уровень, который работник считает для себя "нормальным", соответствующим его трудовому вкладу. Формирование этой "нормы" есть результат влияния соответствующей социально-профессиональной референтной группы. Как для рабочих, так и для служащих характерно сопоставление своей заработной платы с заработной платой других лиц соответствующей профессиональной группы и данного иерархического уровня в организации. Чем выше квалификация и образование работника, тем шире референтная группа при таком сравнении.

Наряду с указанными выше возможны также негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Ценности негативных референтных групп служат мотиваторами противоположных мнений и убеждений. Так, отдельные люди могут избегать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них с социальными группами, недостойными уважения.

Обычно каждый человек имеет не одну, а несколько референтных групп. В одной ситуации он ориентируется на ценности и нормы одной группы, в другой ситуации – на другую группу и т.д. Очевидно, для того чтобы лучше понять истоки тех или иных установок личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтными. Важность референтных групп как своеобразного "оплота" установок личности прямо или косвенно признается всеми, кто хочет радикально изменить эти установки. В таких случаях часто прибегают к физической и психологической изоляции индивидов от соответствующих референтных групп. Именно так делается в религиозных сектах кришнаитов и мунистов, где потенциальных новообращенных лиц ставят в условия подобной изоляции.

Порой референтность (эталонность) некоторых двух различных по своим нормам и традициям групп для одной и той же личности может приводить ее в положение маргинальности. Оно характеризуется одновременным пребыванием личности внутри определенной социальной группы и вне ее. Отсюда термин "маргинальная личность" (буквально: личность, находящаяся на краю).

Этот термин ввел в научный оборот американский социолог Р. Парк в 1928 г., назвав маргинальную личность "культурным гибридом", который следует "жизни и традициям двух различных групп" . Возьмем, например, чеченца, окончившего вуз в Москве и давно живущего в столице, или африканца, получившего образование в одной из европейских стран и работающего там же. Такие люди подвержены сильному влиянию двух различных, во многом антагонистических культур. Нередко они стремятся принадлежать к обеим этническим группам, но полностью не принимаются ни одной. Это может приводить маргинальную личность к серьезным межролевым конфликтам, негативно влияющим на ее психику. При благоприятном развитии национальных взаимоотношений маргинальные люди служат, по замечанию отечественного социолога И. С. Кона, своеобразным мостом между разными этническими группами и их культурами.

Понятие маргинальности используется не только в межэтническом плане. И мастер на промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в большой город, и замужняя женщина – профессионал высокого класса на своей работе, но ориентированная на семью, – это также маргинальные личности со всеми присущими им проблемами.

На протяжении жизни человек вступает в социальное взаимодействие со многими людьми и группами людей, оказывается в разных социальных общностях. Какие-то из них он выбирает, а в какие-то попадает по воле случая.

Референтная группа – особая по значимости группа людей , эталонная модель, с которой человек соотносит, сравнивает и отождествляет себя. Референтные группы наиболее интересны с точки зрения психологии, так как влияют на личность, являясь неотъемлемым компонентом социализации. Эталоны поведения, идеалы, нормы морали и нравственности, принятые в референтной группе, являются ориентирами для человека, его поведение и самооценка зависят от этой группы.

Итак, значимость референтной группы выражается в том, что она:

  • влияет на самооценку личности,
  • определяет критерии оценки других людей,
  • определяет нормы поведения, моральные нормы,
  • формирует социальные установки, социальную направленность личности,
  • определяет ценности, приоритеты, принципы, потребности человека,
  • оказывает влияние на формирование личных мнений и взглядов индивида.

Группа может быть как реальная и постоянно существующая (например, семья), так и условно существующая или виртуальная (например, компьютерные взломщики-хакеры).

Референтные группы в жизни человека

Как правило, личность относит себя к нескольким референтным группам. Число таких групп увеличивается по мере взросления человека.

Сначала для малыша важна только его семья , он ориентируется на нормы и правила, установленные в ней. В этот период ребенком усваиваются базовые понятия норм морали и нравственности.

Затем ребенок попадается в детский коллектив . Влияние референтной детской группы на ребенка очень заметно, когда малыш начинает просить у родителей купить ему, к примеру, игрушку, которую имеет большинство детей в группе. В этом возрасте ребенку трудно отличить свои потребности от потребностей группы. Поэтому чаще всего оправданием аморальных детских поступков выступает фраза: «Так все сделали, поэтому и я тоже!». Малыш учится сосуществовать с другими людьми, общаться, дружить, учитывать интересы окружающих, быть причастным к группе.

Для подростка имеет большое значение компания друзей и класс, в котором он учится . Если в классе «модно» быть умным, ребенок, который хорошо учится, будет еще усерднее учиться. В таком случае референтная группа будет для него «положительной». Если же в классе более уважаемы личности, которые совсем не хотят учиться, ребенок либо подстроиться под требования группы и станет учиться хуже, либо проявит такую черту личности как нонконформизм и будет продолжать учиться хорошо. Во втором случае референтная группа станет для него «негативной», но все же останется значимой.

Подросток наиболее склонен сравнивать себя с другими, он стремится к идеалам, хочет быть уважаемым членом группы сверстников. Подростки вливаются в различные группы молодежных субкультур, фанатов музыкальных коллективов, компьютерных игр и в другие значимые общности.

Человеку очень важно, соотнося себя со значимыми другими, иметь собственные мнения и взгляды, уметь противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Чем более развитой, сознательной является личность, тем более требовательно относится к выбору значимой группы. В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании.

Референтные группы. Термин "референтная группа" был впервые введен в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г. и означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке (204, с. 93). Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, и приведенные выше примеры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции. группы. Нормативная функция референтной группу проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и цен-ностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть "белой вороной", Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Вспомните, что мы говорили о концепции зеркального "Я". Ч. Кули, отмечал, что если ребенок воспринимает реак-цию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлеж-ность к которым для него особенно желательна, и формирует "Я"-образ, основываясь на оценках этих групп.

Рефере́нтная гру́ппа - это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

[править]

Классификация групп

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе - группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы - положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Группа присутствия - это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа - это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).

Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.

В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование.

Понятие референтной группы

Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения (Marshall 1996: 441).

Наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт в работе, опубликованной в 1950 г.

Типология референтных групп

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой, являющейся результатом социального конструирования, выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка".

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.

Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортивной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спортсмен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не являются авторитетными. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, но не любимого чемпиона.

Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная эталонная группа - это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа - это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

Набор референтных групп имеет относительный характер. Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон ("Не дай Бог быть на них похожими"). В этом случае говорят: "Ты вырядился (-лась), как:". В нашем обществе в качестве такого "комплимента" может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, "крутым" бандитом и т.д.

Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации, ценностные.

Информационная референтная группа - это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом неважно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации. Эта группа проявляется в двух основных формах:

а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие "на своей шкуре" данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой к покупке марки товара.

б) Эксперты, то есть специалисты в данной области. Это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качествам явления, товара, услуги и т.д.

Когда возникает потребность в эксперте? К нему обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом встала... Течение нормальной жизни нарушено, а наших знаний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.

К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников - дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радиотехнике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения людей, которые являются или кажутся мне экспертами.

Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, большинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение - это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на Арбате или на престижной выставке, имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку является для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для дилетантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция - как негативная. Лишь эксперт не нуждается в чужом заключении для выбора товара. Однако эксперт - это всегда узкий специалист, и за пределами своей узкой сферы компетенции он дилетант.

Референтная группа самоидентификации - это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, "с волками жить - по-волчьи выть". Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как "подобающий" для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней "неприличным", "странным".

Ценностная референтная группа - это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения. Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают "звезды" спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

(4) Утилитарная референтная группа - это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.

Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собственной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вредное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается, и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, "высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир" (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающим или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношению к нему (одобрение - насмешка и т.п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола) (Loudon and Bitta: 277).

Социальная фасилитация (от лат. socialis - общественный и facilitare - облегчать) - социально - психологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.

Фасилитация социальная [от англ. facilitate - облегчать] - повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л. В. Ланге и др.). Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке (в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое "предразгонное замедление". В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида людей, ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции. Совершенно однозначно зафиксирован тот факт, что феномен "фасилитация - ингибиция" принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой, по сути дела, механической деятельности. Так, в первом случае наличие наблюдателей чаще всего приводит к снижению качественной успешности осуществляемой субъектом деятельности, а во втором - к явному наращиванию количественных показателей ее реализации. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена "фасилитация - ингибиция" во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности. В то же время необходимо понимать, что подобное "включение" в процесс анализа дополнительных конкретизирующе-персонифицирующих переменных ставит перед исследователем задачу на этапе интерпретации эмпирических данных с помощью дополнительных экспериментальных усилий дифференцировать феномен "фасилитация - ингибиция" и феномен реальной личностной персонализации. Следует различать сущностное несовпадение феноменов фасилитации и персонализации. Если в "персонализационной" ситуации происходит актуализация образа конкретного в той или иной степени "значимого другого", то в "фасилитационной" ситуации актуализируется лишь сам факт присутствия другого, не значимого как конкретная личность, а значимого лишь потому, что он присутствует и потому, что он "другой".

Социальная ингибиция (от лат. socialis - общественный и inhibere - сдерживать) - социально - психологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в воображении.

Конформи́зм (от поздне лат. conformis - «подобный», «сообразный») - пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства.

В бытовом использовании слова «конформизм», «конформный» имеют, чаще всего, отрицательную окраску, акцентирующую внимание на негативной роли конформизма. Из-за образующейся ложной дилеммы, нонконформизму часто приписывают отсутствие негативных качеств, свойственных для конформизма, и положительные качества, отсутствующие у конформизма.

Факторы, обусловливающие конформизм

характер межличностных отношений (дружественных или конфликтных)

необходимость и возможность принимать самостоятельные решения

размер коллектива (чем он меньше, тем сильнее конформизм)

наличие сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива

сложившаяся ситуация или решаемая проблема (сложные вопросы могут решаться коллективно)

формальный статус человека в группе (чем выше формальный статус, тем меньше проявления конформизма)

неформальный статус человека в группе (неконформный неформальный лидер быстро теряет статус лидера)

[править]

Автоматический конформизм

Автоматический конформизм - одна из защитных программ поведения, задача которой - устранить противоречие между индивидом и обществом за счёт утраты индивидом его неповторимых человеческих качеств.

В некоторых обществах, защитное поведение индивидуума включает декларацию (явную или не явную) самого себя патриотом, и социальная адаптация выдается за патриотизм. В частности, вставание при исполнении государственного гимна может быть проявлением патриотизма в такой же степени, как и автоматического конформизма.

Референтных группа» : иногда как группа , противостоящая группе членства, иногда как группа , возникающая внутри группы членства... «референтная группа» : иногда как группа , противостоящая группе членства, иногда как группа , возникающая внутри группы членства...

от лат. referens - сообщающий) - один из видов отношений межличностной значимости, к-рые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят. Референтными субъектами могут быть группы, личности; реальные и несуществующие реально люди, находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они референтны, и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для к-рой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. Знание системы референтных отношений для любого социального психолога выступает в кач. того исходного материала, лишь с помощью к-ро го он может выстроить психол. воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния, обеспечивающего необходимую эффективность О. членов сообщества и позитивный социально - психол. климат в нем. М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев

РЕФЕРЕНТНОСТЬ

отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление и названо референтностью.

Это понятие впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно широкое распространено, однако трактуется по разному. В отечественной психологии в основу трактовки положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации - мнений, позиций, оценок. Отсюда референтность понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выступающее также фактором персонализации.

В зависимости от ситуации референтность проявляется по-разному. Так, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом коей он является, либо группа, с коей он себя соотносит, не будучи ее реальным участником. Функцию объекта референтного может выполнять и отдельный человек, даже не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и пр.).

Следует различать:

1) неинтернализованные отношения референтности, когда объект референтный существует реально как внешний объект, определяющий, "диктующий" индивиду нормы его поведения;

2) отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все отношения референтные сняты и переработаны его сознанием и выступают уже как его собственные субъективные факторы; однако и в такой ситуации отношения референтные наличествуют, хотя по форме сложнее.

Референтность как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. Специфика референтности в том, что направленность субъекта на некий значимый для него объект реализуется посредством обращения - реального или воображаемого - другому значимому лицу.

Итак, референтность имеет форму субъект-субъект-объектных отношений - таких, при коих отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом.

Факт референтности индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры - референтометрии (-> метод референтометрический).

Референтность

лат. referens - сообщающий] - отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие "Р.", которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят, получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В отечественной психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок) (Е.В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий ("диктующий") индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и "переплавлены" его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т.е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры - референтометрии. Е.В. Щедрина

Референтность

от лат. referens - сообщающий] - один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. В. Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого «положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций» (Е. В. Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом. Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации. Здесь можно говорить о «личностном видении», «личностном различении» субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «референтным лицом», чего не скажешь об отношениях с «индивидом - источником информации». Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную. Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «от противного». В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членом группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится «перебрать» мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений - человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них. Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики - референтометрия.

В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем - и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. В. Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «симпатия - антипатия» традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «звезда», референтометрический «аутсайдер», референтометрический «отвергаемый», референтометрический «принимаемый» и т. д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур. Так, например, в исследованиях З. В. Кузьминой и Ю. В. Янотовской1 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике неопосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями. Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «деловая» мотивация подобных межличностных выборов. Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность. Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «слипаются».

Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «картинка», как правило, решающим образом влияет на поведение поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. В. Трофимовой1 была зафиксирована крайне интересная закономерность. В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого. Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «парная работа» является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «знак» эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности.

Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.

Определение референтной группы может звучать по-разному:

Референтная группа — это определенная группа лиц, которая способна прямо или косвенно повлиять на решение какого-либо индивидуума или на его отношение к чему-либо.

Референтная группа — это группа, которая является эталонной (лучшим примером чего-либо) для человека или группы лиц.

Примеры референтных групп: богатые люди для бедных, умные люди для глупых, владельцы брендовых вещей для людей, хотящих иметь данный бренд и т.д. (все примеры являются частными случаями)

Каждый человек оценивает себя и выбирает линию поведения, согласно групповым стандартам. Но так как люди относятся к нескольким разным сообществам, каждое из которых является неповторимой субкультурой или контркультурой, ориентиры для наших действий и отношения к ним различны.

Понятие и виды референтных групп

Референтной называют группу, используемую индивидом для анализа его поступков и положения. Человек может относиться к референтной группе или находиться от нее очень далеко. Такое сообщество может являться реальным (к примеру, семья) или виртуальным (богема). В наше время резко увеличилось влияние именно воображаемых групп.

Как правило, взаимодействие человека и референтной (эталонной) группы неустойчиво. В разных жизненных ситуациях одно и то же лицо может брать за образец абсолютно разные сообщества. Человек ориентируется на несколько примеров и при покупке различных видов товаров или выборе не связанных друг с другом элементов образа жизни.

Группа взаимодействия (членская группа) – это люди, окружающие конкретную личность (родственники, друзья, сотрудники). Может являться референтной или не быть ей.

Общественные группы

Общественные группы можно разделить на несколько типов.

Первичные и вторичные :

  • первичные – небольшие сообщества, участники которых все время взаимодействуют друг с другом (к примеру, родственники);
  • вторичные –группы, отличающиеся по размеру, участники которых общаются между собой время от времени (коллеги по работе).

Формальные и неформальные:

  • формальные – сообщества со строгой и прописанной в документах структурой (политическая организация); оказывают значимое воздействие на человека во время построения им карьеры;
  • неформальные – группы, где отсутствует структура, а основу составляют общие интересы (дружеский коллектив); серьезно влияют на личность в раннем и позднем возрасте, когда круг общения ограничен в основном родными.

Позитивные и негативные :

  • позитивные – группы, с которыми человек отождествляет себя, перенимая их стиль поведения и правила;
  • негативные – сообщества, связь с которыми потребитель отвергает.

В обществе, где субкультур множество, не существует списка позитивных и негативных референтных групп, одинакового для большинства.

Формы воздействия референтных групп на потребителя

Сообщество обладает властью над его участниками, склоняя их к определенному поведению, в том числе и как потребителей. Существует несколько видов такого влияния:

  1. Власть вознаграждения . Это воздействие на человека путем возможного поощрения за выполнение требований, то есть позитивными санкциями. Примерами могут послужить повышение в должности, прибавка к заработной плате, восхищение в устной форме. Соответствие правилам сообщества помогает человеку обрести более высокий статус, заслужить признание и авторитет, ради чего он с большим старанием следует нормам, установленным в группе. К примеру: девушка идет на дискотеку в ультрамодном наряде, чтобы услышать комплименты.
  2. Власть принуждения. Влияние на индивида через наказание или отмену вознаграждения, то есть с помощью негативных санкций. В формальных сообществах таким примером является замечание, которое может отрицательно сказаться на карьере работника. Допустим, если сотрудник офиса явится на работу в пляжной одежде, он получит взыскание от начальства. В неформальных — нарушителя правил группы ждет презрение или насмешка.
  3. Легитимная власть. Воздействие на деятельность участников группы за счет их согласия на то, что сообщество имеет на это законное право. В данной ситуации поощрение или наказание не потребуются. Человек, не сомневаясь, следует правилам сообщества, т.к. считает его вправе устанавливать их. Пример: студенты приобретают тетради, т.к. согласны с мнением преподавателей, что конспекты составлять необходимо.
  4. Власть самоидентификации . Влияние на образ жизни человека, основанное на его намерении принадлежать к какому-то сообществу или быть ближе к нему. Конкретный стиль потребления или его детали считаются признаком соответствия группе, поэтому желающие к ней относиться обязаны не отклоняться от рамок данного стиля. Требование может быть как строгим, так и мягким, в виде пожелания. Пример: любому байкеру необходим мощный мотоцикл.

Воздействие референтных групп на индивида возможно в четырех формах.

Нормативная форма

Требования соблюдать правила группы для поддержания положительного общественного мнения. Эта форма сильно влияет на людей с высокой самодисциплиной и явно прослеживается при покупке продукции видимого потребления. Актуальна для групп самоидентификации и утилитарных сообществ.

Референтной группой самоидентификации называется сообщество, к которому человек относится, находясь под давлением его ценностей и правил. Группа напрямую либо косвенно заставляет его соблюдать определенную линию поведения, в частности, потребления, которая считается правильной, и не совершать действия, которые выглядят «неподобающими» или «странными».

Утилитарная форма

Утилитарной группой называется сообщество, имеющее возможность применять положительные и отрицательные санкции, то есть способное поощрять и наказывать своего участника. К данному виду могут относиться различные реальные и виртуальные группы. У личности должен быть стимул к действиям, которым является стремление получить вознаграждение или уйти от наказания.

Ценностная форма

Ценностно-ориентированное . Воздействие, при котором индивид подстраивает свой образ жизни под линию поведения участников группы вследствие согласия с ее ценностями. Потребитель может входить в сообщество или только мысленно считать себя его частью. Такая форма проявляется относительно групп самоидентификации или ценностных.

Ценностная эталонная группа – настоящее или воображаемое сообщество, представители которого признаны индивидом выдающимися обладателями ценностей, которые разделяет он сам. В такой группе не только сочувствуют определенным взглядам, а открыто заявляют о них через свой стиль поведения. Человек, подражающий его участникам, копирует этот стиль. Он не входит в указанную группу, а чаще всего очень далек от нее и физически, и в социальном плане. Как правило, к таким сообществам относят ярких деятелей в той или иной области, которая интересна индивиду.

Информационная форма

Информационное . Происходит путем обмена взглядами разных людей. Потребитель приобретает товар, подвергаясь информационному воздействию эталонной группы, если ему нужно узнать все о данной продукции, а получить сведения неоткуда, кроме данного источника; когда между получателем и источником информации сильны социальные связи; если для потребителя очень важен положительный отзыв.

Данный вид воздействия оказывается информационной референтной группой – сообществом, чьим данным доверяет покупатель. Эта группа имеет две основные формы:

  • люди с опытом (те, кто опробовал продукцию);
  • эксперты – профессионалы в конкретной сфере, мнение которых реально соответствует качеству товара; экспертная оценка может существенно повлиять на стоимость приобретения.

Изучение и учет воздействия референтных групп на потребителей

Приобретая различные предметы, люди подвергаются разной степени давления эталонных сообществ. Отправляясь в магазин за продуктами, одеждой и другими крайне необходимыми товарами, люди не смотрят на мнение какой-либо группы. Однако, они и не подозревают, что при покупке выбранного товара все равно попадают под влияние.

Есть продукты, которые относятся к престижным: деликатесы, дорогой алкоголь. Некоторые бренды одежды соответствуют определенной референтной группе. Если приобретается предмет первой необходимости, который не будет показан окружающим, степень влияния эталонов минимальна, если же атрибут роскоши, — максимальна.

Степень воздействия референтных групп на приобретение продукции рассматривается в трех направлениях:

  • зависимость уровня влияния от вида товара (повседневный или относящийся к роскоши предмет);
  • зависимость от вида пользования товаром (открыто или без присутствия посторонних);
  • зависимость от категории товара или услуги (к примеру, самостоятельное управление авто или пользование услугами водителя) и марки (покупка Мерседеса или Фольксвагена);

В соответствии с тремя описанными факторами, воздействие референтных сообществ на покупателя характеризуется так:

  • влияние на приобретение товаров повседневного спроса слабое, а на марку этой продукции – сильное;
  • влияние и на вид, и на марку приобретаемой продукции приватного пользования – слабое;
  • влияние на тип и марку товара при покупке атрибутов роскоши сильное (данная продукция – признак престижа, а ее марка подчеркивает статус покупателя).

Когда воздействие эталонных групп на марку продукции является сильным, оно может применяться в брендинге (бредом называется марка, рекомендованная потребителю референтной группой).

Референтная группа задает моду, благодаря чему успешнее реализуются многие товары. Мода – это ценность в которой норма внешнего поведения воспринимается человеком, как потребность и желание.

Структура моды состоит из:

  • объектов: одежды, пищевых продуктов, спиртных напитков, табачных изделий, произведений искусства и литературы, шедевров архитектуры, образа жизни, видов спорта; в зависимости от предназначения разные предметы могут в различной степени подвергаться воздействию моды;
  • правил поведения , соответствующих конкретным стандартам (пример – модные виды танцев) и образцов поведения с применением модных объектов (владение престижной мебелью).

Отличительные черты моды:

  • современность (новейшие модные объекты обладают высоким качеством);
  • показательность (объект моды необходим для демонстрации окружению).

Известны такие фазы моды:

  1. Производство . Может быть идеальным и материальным. К первому относится создание проектов (чертежей, описаний, картин). Исполнителями являются музыканты, художники, писатели.
  2. Предложение модных объектов и поведенческих стандартов широкому кругу людей. Производится с помощью открытой и скрытой рекламы. Первое является рассказом потребителю о появлении нового предмета, который по тем или иным критериям стал модным. Второе – демонстрация индивиду участников референтных групп, владеющих объектами моды.
  3. Потребление модных предметов. Покупатели демонстрируют окружающим товары в ходе их использования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приобретение человеком продукции, особенно по высокой цене, в определенной степени зависит от влияния референтных групп, что нужно знать для грамотного ведения маркетинга.