Показатели эффективности деятельности таможенных органов российской федерации. Основные показатели работы таможенных органов

Результативность - характеризуется способностью целенаправлен­ных процессов давать целевой результат (т. е. результат, ради которого проводится операция).

Ресурсоемкость характеризуется расходом ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, людских и т. п.), по­требных для осуществления целенаправленного процесса.

Оперативность характеризуется расходом времени, потребным для достижения цели функционирования системы.

Таким образом, качество операции нельзя охарактеризовать од­ним из перечисленных частных (единичных) свойств в отдельности, для этого требуется их совокупность, включающая в себя три группы компонент (минимум три компоненты). Из этого следует, что качество функционирования всегда шире или, в крайнем случае, тождественно |ффективности функционирования.

Итак, наиболее информативным комплексным показателем эффек-шнности функционирования системы управления является вероят­ность Рд.ц. достижения цели функционирования. Наряду с этим ши­рокое распространение при исследовании функционирования систем используются и другие показатели, отражающие частные свойства результатов функционирования. Эти показатели отражают отдельные цепскты функционирования систем, т. е. являются частными показа­телями или критериями.


. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов. .. 169

8.2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ

В настоящее время значительно возросли требования к результа­тивности деятельности таможенных органов. Это связано с увеличе­нием международного товарооборота и транзитных перевозок, а также с эволюцией политико-экономических и социальных условий разви­тия России, включая и фактор негативного отношения международ­ного окружения и проблему вступления в ВТО. Роль анализа и оценки деятельности таможенных органов в решении задач совершенствова­ния таможенной службы в этих условиях весьма значительна и много­образна.

Принципиальным моментом в решении задач анализа и оценки деятельности таможенных органов является регулярный характер это­го процесса, что возможно обеспечить лишь на основе использования современных компьютерных средств и создания в структуре управле­ния любого уровня информационно-аналитической системы.

При разработке и обосновании достаточно практичных концепций анализа и оценки деятельности таможенных органов необходимо учи­тывать следующие свойства, характеризующие их как сложные системы:

Влияние большого числа постоянно действующих и случайных
факторов;

Наличие огромного числа информационных потоков и процес-
сов различного временного темпа;



Наличие большого числа разнородных подсистем; ыппп сложное, разнесенное во времени, взаимодействие подсистем; оч гг.* I множество внутренних и внешних взаимосвязей; ОН(! *" множество внутренних и внешних целей, режимов работы, за­дач и функций;

Отсутствие или недостаток достоверной информации относи- тельно различных процессов и аспектов таможенной деятель­ности.

Действующая в настоящее время система показателей деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности деятельности регио­нальных таможенных управлений и таможен, непосредственно


чиненных ФТС России, на 2006 год». В Приказе ФТС от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год» в список показателей были имесены некоторые изменения и дополнения. В частности, были до­бавлены показатели: «количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»; «обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического ха­рактера»; «эффективность проведенных таможенными органами про-иерок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности иолютного законодательства Российской Федерации и актов органов шшютного регулирования»; «повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов Российской Феде­рации»; «среднее время реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повы­шенным уровнем ионизирующих излучений».

В Приказе ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год» гакже были внесены изменения. Добавлены показатели: «эффектив­ность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР»; «сокращение времени проведения тамо­женных процедур»; «показатели, отражающие эффективность тамо­женного контроля при вывозе лесоматериалов»; «показатели по линии таможенных расследований и дознания»; «показатели, отражающие специфику работы с энергоносителями»; «показатели, отражающие специфику работы с подакцизными товарами».

Совокупность введенных этими приказами показателей целесооб­разно классифицировать согласно видам деятельности, которые осу­ществляют таможенные органы, т. е. выделять показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности но таможенному оформлению внешнеэкономических сделок. Класси­фикация данных показателей представлена на рис. 8.4.

Значения контрольных показателей эффективности деятельности определяются приказом ФТС об их утверждении либо ежеквартально доводятся до сведения региональных таможенных управлений (РТУ) и шможен, непосредственно подчиненных ФТС (далее - ТИП).

Процедура получения контрольных показателей производится сле­дующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечи-


Раздел II. Управление таможенными органами


вают формирование и доведение до сведения РТУ и ТНП показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета дан­ных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осущест­вляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на те-


Глнна 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 171

Кущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС Рос­сии, а также самостоятельно разработанные наименования и методи­ки расчета показателей (табл. 8.1).

При установлении контрольных показателей для подчиненных та­моженных органов должны учитываться следующие принципы:

Достижимость показателей (реальная возможность их выполне­
ния);

Возможность измерения показателей (определения степени их
выполнения);

Единообразное понимание в подчиненных таможенных орга­
нах порядка расчета показателей (для каждого из показателей
утверждается методика его расчета);

Правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная
оценка, доводятся до сведения подчиненных таможенных орга­
нов;

Объективность оценки;

Рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможен­
ных органов проблемных вопросов, касающихся выполнения
показателей.

Таблица 8.1 ОЛшая процедура получения контрольных показателей деятельности таможенных органов

На рис. 8.5 отражена технологическая схема получения контроль­ных показателей деятельности таможенных органов.

Оперативные таможни ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), представляют в РТУ:

Раздел II. Управление таможенными органами


данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы­полнении показателя № 2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита - увеличение количества оформляемых товаров», - в целом за та­можни своего региона деятельности;


173

Данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы­
полнении показателей № 5 «Количество выявленных кон­
трафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности», № 11.2 «Доля решений таможенных органов
о привлечении к административной ответственности, отменен­
ных судами, в общем числе принятых таможенными органами
решений о привлечении к административной ответственности»,
№ 11.3 «Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по ко­
торым судами приняты решения не в пользу таможенных орга­
нов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами»
и № 11.4 «Доля судебных дел с участием таможенных органов,
по которым судами приняты решения не в пользу таможенных
органов, в общем числе рассмотренных судами дел с участием
таможенных органов», - только по своей таможне.

ГНИВЦ ФТС ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следую­щего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), направ­ляет в РТУ и ТНП обобщенные сводки о загрузке электронных копий 1ТД в центральную базу данных Единой автоматизированной инфор­мационной системы таможенных органов, необходимые для форми­рования отчета о выполнении показателей «Исполнение Приказа ГТК России от 12.05.2003 г. № 499 в части соблюдения сроков передачи лсктронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автома­тизированной информационной системы таможенных органов».

РТУ и ТНП ежеквартально, до 15 числа первого месяца, следующе­го за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 21.01.20!!), представляют (электронной почтой с досылкой на бумажном носителе) в Главное орга­низационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) (далее - ГОргИУ) аналитический отчет о выполнении показа­телей, в котором содержатся данные о выполнении каждого показателя.

Отчеты о выполнении показателей готовятся в соответствии с тре­бованиями, указанными в соответствующих методиках расчета пока-штелей. Если в методике расчета показателя не указаны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать факти­ческое значение показателя, достигнутое в отчетном квартале, и ис­ходные данные, использованные при его расчете.

Отчеты по тем показателям, которые не выполнены, должны допол­нительно содержать:

Перечень мер, принятых для достижения значений показателей;

Причины, вследствие которых не достигнуты значения показа­
телей.


Раздел II. Управление таможенными органами

РТУ и ТНП имеют право дополнительно включить в аналитический отчет вопросы, возникшие при выполнении показателей.

ГОргИУ осуществляет сбор аналитических отчетов и представляет их (электронной почтой) в структурные подразделения ФТС, ответ­ственные за подготовку заключений, содержащих оценку выполнения показателей.

Структурные подразделения ФТС проводят в части своей компетен­ции анализ отчетов РТУ и таможням, непосредственно подчиненным ФТС (ТНП), по результатам которого в установленный срок подготав­ливают и представляют (в том числе в электронном виде) в ГОргИУ:

Заключения, содержащие оценку выполнения показателей РТУ
и ТНП, выставленную в соответствии с Правилами выставления
оценки результатов работы РТУ и ТНП по выполнению кон­
трольных показателей эффективности деятельности, установлен-

ных на 20!! год (в заключение следует включить исходные данные, использованные при расчете фактического значения показателя, если показатель (доля, прирост и т. п.) является расчетным);

Вопросы к РТУ и ТНП, касающиеся выполнения показателей.
ГОргИУ в течение 10 дней с момента получения от структурных

подразделений всех заключений, содержащих оценку выполнения по­казателей РТУ и ТНП, подготавливает обобщенные заключения ФТС России, содержащие предварительную оценку выполнения показате­лей каждым РТУ и каждой ТНП, а также сводную таблицу, содержа­щую оценки выполнения показателей РТУ и ТНП.

Данные заключения согласовываются на совещании экспертной группы, состоящей из представителей структурных подразделений ФТС России, а сводная таблица, содержащая оценки выполнения по­казателей РТУ и ТНП, визируется (на оборотной стороне) руковод­ством этих структурных подразделений ФТС России.

ГОргИУ направляет электронной почтой каждому РТУ и ТНП:

Обобщенное заключение ФТС России, содержащее предвари­
тельную оценку выполнения показателей;

Вопросы, касающиеся выполнения показателей.

РТУ и ТНП не позднее чем через 5 рабочих дней после получения материалов направляют по электронной почте (или факсом) с досыл­кой на бумажном носителе в ГОргИУ материалы, содержащие:

Ответы на вопросы, касающиеся выполнения показателей;

Обоснование позиции при несогласии с оценкой, выставленной
по какому-либо из показателей;


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 175

Отчеты, если по результатам анализа собственной деятельности
было определено, что показатель выполнен, а в полученном за­
ключении содержится иной вывод;

Ходатайство (при необходимости) об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выполнении
установленных показателей;

Ходатайство (при необходимости) о проведении совещания экс­
пертной группы, состоящей из представителей структурных
подразделений ФТС России, и участии в нем представителей
РТУ или ТНП.

После получения материалов ГОргИУ:

Незамедлительно представляет их в структурные подразделения
ФТС России, ответственные за подготовку заключений, содер­
жащих оценку выполнения показателей;

В случае необходимости проводит совещание экспертной груп­
пы, состоящей из представителей структурных подразделений
ФТС России;

Докладывает руководству ФТС России:

♦ о предварительных оценках выполнения показателей каж­
дым РТУ и каждой ТНП;

♦ о предложениях структурных подразделений ФТС России
о корректировке предварительных оценок выполнения по­
казателей (если такие предложения поступили в течение двух
рабочих дней);

♦ о поступивших ходатайствах об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выпол­-
нении установленных показателей.

Итоговые оценки выполнения показателей РТУ и ТНП утвержда­ются руководством ФТС России.

ГОргИУ доводит итоговые оценки выполнения показателей до све­дения РТУ и ТНП.

По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполне­нию контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности. 1

1 Приказ ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности дея-"Юьности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчи­ненных ФТС России на 2008 год».


Раздел II. Управление таможенными органами

По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполне­нию контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности.

Для расчета итоговой оценки каждому из показателей присваивает­ся максимальный балл - «весовой» коэффициент, отражающий зна­чимость этого показателя в данной системе оценки.

По итогам каждого отчетного квартала «весовые» коэффициенты применяются в следующем порядке.

По каждому из показателей выставляется оценка.

Условия выставления оценки по каждому из показателей проверя­ются в следующей последовательности:

Сначала проверяются условия, необходимые для оценки «хоро­
шо». Если данные условия выполняются, выставляется оценка
«хорошо»;

Если условия для оценки «хорошо» не выполняются, проверя­
ются условия, необходимые для оценки «удовлетворительно».
Если эти условия выполняются, ставится оценка «удовлетвори­
тельно»;

Если условия оценки «удовлетворительно» не выполняются, ста­
вится оценка «неудовлетворительно».

С учетом экспертного мнения структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, оценка по соответствующему показателю может быть выставлена выше или ниже расчетной.

За оценки, выставленные по каждому из показателей, РТУ (ТНП) при­сваивается определенное количество баллов по следующим правилам:

1. Если показатель выполнен РТУ (ТНП) на «хорошо», то РТУ
(ТНП) набирает максимальный балл поданному показателю.

2. Если показатель выполнен на «удовлетворительно» - максималь­
ный балл, уменьшенный в два раза.

3. Если показатель выполнен на «неудовлетворительно» - 0 баллов.
Для каждого РТУ (ТНП) вычисляются значения:

Вфакт, равное сумме набранных баллов;

В пто равное сумме максимально возможных баллов (если бы все
установленные показатели были выполнены на «хорошо»).

Для каждого РТУ (ТНП) вычисляется итоговая оценка (5, в процен­тах), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП показателей:


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 177

По мотивированному представлению структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, ито­говая оценка может быть снижена, но не более чем на 10 %, последую­щим основаниям:

Серьезные нарекания к работе функциональных подразделений
РТУ (ТНП) со стороны ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, ГОргИУ,
УФТД, УТРД (к работе оперативных таможен), УВК. и ПУ, в том
числе в части общей организации выполнения показателей;

Серьезные нарушения в работе РТУ или ТНП, выявленные в ходе
инспекторских проверок и служебных проверок, проведенных
ГОргИУ, а также функциональных проверок по вопросам, вхо­
дящим в компетенцию ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, УФТД, УТРД,
УВКиПУ. 1

Основным недостатком содержащихся в приложениях к Приказу № 250 от 02.03.2007 г. контрольных показателей эффективности явля­ется их перенасыщенность дублирующими и просто излишними по­казателями.

Подходы к количественной оценке результативности таможенной службы и результаты их анализа представим в виде табл. 8.З. 2

Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение тамо­женного дела как производственной деятельности, связанной с ока­занием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу дан­ного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.

В качестве показателей в этом случае используется отношение об­щих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которыми располагают таможенные органы для осуществления административ­но-производственной деятельности и оплаты труда, 3 либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, 4 либо другие аналогичные показатели.

" Приказ ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности лситсльности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно под­чиненных ФТС России, на 2006 год».

" Касенко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: РИОРТА, 2005.-200 с.

" Пагин В. Д. Теория и методология таможенного дела / Сборник научных трудов в двух тетях. Ч. 1. - М., 2001.

" Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной полити­ки России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 г.). Ч. 2. - М., 1996.

Раздел II. Управление таможенными органами

Таблица 8.3 Существующие подходы к оценке результативности таможенных органов

Содержание подхода Анализ подхода
Таможенное дело рассматривается как производственная деятельность, связанная с оказанием услуг по таможенному оформле­нию и контролю По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопо­ставления результата и затрат. Недостаток подхода - объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния тамож­ни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни
Таможенное дело рас­сматривается как вы­полнение определенной совокупности государ­ственных функций При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход при­меним только в случае, если цели определены однозначно и четко. Недостаток подхода - учитываются лишь государственные функции и не рассматривается социально-экономическая значимость таможенной деятельности, способность раз­виваться как экономическая система

Существенным недостатком такого метода является то, что его мож­но применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объемы таможенных перечислений зави­сят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пре­делами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степе­ни они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 %, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

В наиболее приемлемом варианте метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможен­ных постах. Результатом работы ИДК является выявление контра­бандных товаров, которые можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюдже­та, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК мож­но оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

Этот подход можно применить и при расчете эффективности перено­са таможенного оформления в места, приближенные к государственной


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 179

Границе. 1 В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустрой­ство новой приграничной таможенной инфраструктуры - это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, мож­но достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

Другим подходом, используемым при оценке эффективности управ­ленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как ныполнение определенной совокупности государственных функций. При таком подходе результативность оценивается как степень дости­жения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко. 2

Исходя из таможенного законодательства и на основании Положе­ния о таможенной службе, 3 у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

Ключевым (интегральным) показателем при оценке результатив­ности деятельности таможенных органов является результативность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и ее дея­тельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вно­сит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. Это же значит, что ее целевые установки и соответственно деятельность в стратеги­ческом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При пом степень этой «встроенное™», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оцен­ки ее результативности.

В целом можно сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке результативности таможенных органов и требуется дальней­шее совершенствование системы показателей деятельности таможен­ных органов.

1 Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, при­ближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.

" Кженко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: 1>ИО РТА, 2005.

" 11оложенис о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459.

Раздел П. Управление таможенными органами


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 181

8.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ

С разработкой приказа ФТС РФ № 95 от 04.02.2008 г. появилась си­стема контрольных показателей эффективности деятельности, кото­рые созданы в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности таможен.

В основу системы легли три критерия:

1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности
уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

2. Повышение качества предоставления услуг таможенными орга­
нами, сокращение издержек участников внешнеэкономической дея­
тельности и государства, связанных с таможенным оформлением и та­
моженным контролем.

3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, кон­
трафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос­
сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз
которых за границу Российской Федерации запрещен.

Каждый критерий включает ряд контрольных показателей эффек­тивности деятельности (далее КПЭД). Их количество меняется от пе­риода оценки, на 2009 г. утвердили 18 показателей, отражающих ре­зультаты деятельности таможенных органов и качество таможенного администрирования в целом. 1 Контрольный показатель эффектив­ности деятельности может иметь, а может не иметь подпоказатели. Например: КПЭД № 1 Показатель эффективности контроля за пра­вильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет имеет 4 подпо-казателя (рис. 8.6).

В свою очередь, подпоказатели могут иметь или не иметь свои под­показатели. Например: КПЭД № 13 Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками имеет 4 подпоказателя, а каждый подпоказатель имеет свои подпока­затели (рис. 8.7).

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ 4

1.1.Понятие эффективности таможенной деятельности 4

1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб 5

1.3. Элементы и методы оценки эффективности таможенных служб 8

1.4. Стратегические цели и критерии оценки эффективности работы таможенных служб. 11

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ 14

2.1. Общая характеристика Федеральной Таможенной Службы России 14

2.2. Оценка деятельности ФТС России в 2009 году 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

ВВЕДЕНИЕ

Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.

Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.

Традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности деятельности таможенных органов в степени достижения целей. Поэтому данная тема является актуальной на данном этапе развития таможенных служб в России.

Нужно заметить, что само понятие «результат» относительно деятельности государственных служб отличается от используемого традиционно.

Например, результатом деятельности подразделений Министерства внутренних дел часто называют количество раскрытых преступлений, а результатом деятельности таможенных органов или органов налоговой инспекции - сумму платежей или довзысканий, перечисленных в федеральный бюджет и т.д.

Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности деятельности федеральной таможенной службы России.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных служб;

    рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;

    исследовать структуру и основные показатели федеральной таможенной службы России;

    рассмотреть оценку деятельности ФТС России в 2009 году.

Объектом данного исследования является федеральная таможенная служба России. Предметом данного исследования – эффективность деятельности ФТС России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ

    1. Понятие эффективности таможенной деятельности

Под показателем эффективности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Специалисты отмечают, что под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб 1 .

Таким образом, эффективность следует понимать как меру, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

Методы оценки эффективности таможенной деятельности это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами таможенными органами и т.д. в процессе их деятельности.

Традиционные подходы в государственном управлении концентрируют основное внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени.

Главной тенденцией современных теорий оценки эффективности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.

Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели эффективности.

Показатели эффективности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников.

Основное направление совершенствования систем показателей эффективности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности.

Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей эффективности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели.

Также следует отметить, что показатели эффективности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов.

Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки эффективности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности.

Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях 2 .

1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб

Показатели эффективности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:

    Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;

    Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;

    Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;

    Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей эффективности.

Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности.

В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей эффективности отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С» (рис 1) 3:

Четкость (Clearness),

Полнота (Completeness),

Комплексность (Complexity),

Непротиворечивость (Consistency).

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.

Рис. 1. Критерии оценки результативности 4С

Также показатели эффективности должны соответствовать концепции «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть (рис.2) 4:

Конкретными (Specific);

Измеримыми (Measurable);

Достижимыми (Achievable);

Релевантными (Relevant);

Привязанными к определенному периоду времени (Timecertain).

Рис. 2. Концепция соответствия показателей эффективности «SMART»

Одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей эффективности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели эффетктивности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

Применительно к таможенной деятельности данные показатели результативности можно представить в следующем виде (рис. 3).


Рис.3. Типология показателей эффективности применительно к таможенной деятельности

Проводимая в настоящее время реформа государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей эффективности.

Таможенная деятельность является специфическим видом государ­ственной деятельности, связанной с формированием и реализацией госу­дарственной таможенной политики, обеспечением соблюдения таможенно­го законодательства и созданием условий для расширения внешней торговли. Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохрани­тельную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблю­дение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, мож­но говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела

Система показателей экономического эффекта таможенного дела

1. Количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.

2. Количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.

3. Количество или стоимость товаров, конфискованных та­моженной службой в течение года, тыс. тонн или млн. ам. долл.

4. Количество оформленных грузовых таможенных деклараций.

5. Общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн. руб.

6. Таможенные платежи, перечисленные таможенной служ­бой в течение года в федеральный бюджет, млн. руб.

7. Таможенные сборы.

8. Другие показатели.

Для определения эффективности таможенного дела его эф­фекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами.

Различают две категории производственных затрат: текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных услуг. Особенность текущих затрат состоит в том, что они требуют воз­мещения их после каждого производственного цикла. Источни­ком их покрытия являются доходы таможенных организаций и финансирование из федерального бюджета.

Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных произ­водственных фондах, и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.

В практических расчетах можно применять следующие показатели производственных ресурсов таможенного дела.

Система показателей производственных ресурсов таможенного дела

1. Численность работников, чел.

2. Стоимость основных производственных фондов, руб.

3. Стоимость израсходованных материалов, руб.

4. Капитальные вложения, руб.

5. Полные затраты, руб.

6. Другие показатели.

Сопоставление показателей производственного эффекта и за­трат позволяет получить показатели эффективности использова­ния отдельных видов примененных и потребленных производст­венных ресурсов; трудовых, материальных, финансовых. Они называются показателями эффективности производства.

Система показателей эффективности таможенного дела

    Производительность труда, единиц эффекта на человека в год.

    Фондоотдача, единиц эффекта на единицу основных производственных фондов.

    Материалоотдача. единиц эффекта на единицу израсходованных материалов,

    Эффективность капитальных вложений, единиц эффекта на единицу капитальных вложений.

    Эффективность полных затрат, единиц эффекта на единицу полных затрат.

    Другие показатели.

Еще одним показателем эффективности, родственным пока­зателю производительности труда, является время оформления одной грузовой таможенной декларации:

где: D - количество грузовых таможенных деклараций, штук;

Т - годовой фонд рабочего времени работающих, часов.

Одним из важнейших показателей эффективности текущих за­трат является производительность труда. Повышение производи­тельности труда свидетельствует об улучшении влияния интенсив­ных факторов роста производства таможенных услуг, о снижении издержек производства благодаря экономии на оплате труда.

В целях достижения наиболее объективных оценок таможенной деятельности целесообразно выбор и оценку показателей проводить со всех имеющихся позиций, с последующей обработкой для получения интегрального результата.

Единая система таможенных органов КР является иерархической, поэтому, эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня. Перечень конкретных функций и основных задач регионального таможенного управления, таможни, иного поста требует соответствующего анализа, на основе которого и формируется композиция показателей эффективности. При этом необходимо учитывать возможности привлекаемых методов их оценки.

В конечном итоге необходимо иметь систему показателей для оценки деятельности всех таможенных органов в целом.

Приведем примеры построения такой системы показателей.

Уровень таможенной службы. При построении системы показателей эффективности таможенной службы целесообразно учитывать и анализировать следующие составляющие: цели деятельности таможенной службы, системные функции (государственные), показатели эффективности по каждой функции (при их наличии), факторы, определяющие эволюцию каждого из показателей и степень их влияния, разбивку показателей по категориям: качественные - количественные, возможности существующего методического и информационного обеспечения для формулирования и оценки показателей, административные и другие ограничения. Пример взаимосвязи системных функций таможенной службы, системы показателей эффективности, формируемой в объемы полного набора системных функций в данном примере, а также частных показателей по отдельным системным функциям, демонстрируется в табл. 1.

Таблица 1 Показатели эффективности таможенной деятельности ГТСКР

Системные таможенные функции

Совокупный показатель эффективности

Частные показатели эффективности

1. Финансово-экономическая функция

Финансовая результативность

  • 1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России:
    • ?ТП = (ГБ - ТП)/ГБ;
  • 2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ:
    • ?ТП = (ФП - ПП) ПП;
  • 3. Уровень потенциальных потерь ТП:
    • ?П = (ПП - ФП) ПП;
  • 4. Отношение ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ):

ЭЭ = (ТП?т) ?СТСт

2. Функция таможенного контроля

Совокупный результат таможенного контроля

  • 1. Количество таможенных оформлений N за отчетный период?т;
  • 2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру и т. п….

3. Правоохра-нительная функция

Совокупный результат правоохранительной деятельности

1. Количество выявленных нарушений таможенных правил (НТП);

Количество заведенных дел (ЗД);

Количество «выигранных» дел - (ВД);

3. Интенсивность правоохранительной деятельности:

ИПД = (НТП + ЗД + ВД) Nдней

4. Функция таможенного регулирования

Совокупный результат регулирования

5. Информационно - аналитическая деятельность

Совокупный результат ИАД

  • 1. Оперативность представления информации (час);
  • 2. Объём информационной модели ВЭД;
  • 3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Влияние на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показано в табл. 2.

Таблица 2 - Влияние видов деятельности по оценке экспертов

В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного органа определяется функциями и задачами, стоящими перед ними, а также конкретной решаемой задачей системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования. (рис. 2.2)

При разработке комплекса показателей оценки таможенной деятельности необходимо учитывать, что исходно существует довольно большое количество показателей различного уровня иерархии таможенных органов, характеризующих самые разнообразные направления их деятельности.

Рис. 2.2 Блок-схема процедуры формирования системы показателей оценки деятельности таможенных органов

Использование всех показателей при численном или аналитическом решении поставленных задач практически невозможно из-за огромного объема вычислений и рассматриваемых признаков соответственно. Кроме того, в ряде случаев учет лишних либо игнорирование важных показателей может привести к существенному снижению эффективности анализа. Таким образом, прежде всего, необходимо разделить имеющиеся показатели по трем категориям иерархии таможенных органов, то есть на показатели деятельности таможен, таможенных постов и регионального таможенного управления.

Важность тех или иных показателей определяется в основном качественным образом, однако даже на этом этапе возможно применение средств, значительно повышающих производительность труда экспертов-аналитиков. В качестве примера можно привести пакеты "MSExcel" и "Statistics", позволяющие осуществлять анализ статистических закономерностей тех или иных данных, включая построение диаграмм и проведение регрессионных исследований.

На данном этапе это особенно важно, так как достоверные качественные закономерности динамики характеристик деятельности таможенных органов на большом множестве исследуемых параметров в режиме реального времени могут быть выявлены только путем автоматизации. Сформированные таким образом показатели суть исходные данные для системного анализа деятельности таможенных органов. Далее необходимо "получение первичных показателей и их группировка". На основе экспертного либо кластерного анализа осуществляется выделение направлений, по которым происходит группировка данных и формирование первичных показателей.

Заключительный блок - "формирование итогового комплекса показателей" - выполняется экспертом-аналитиком на основании выработанных первичных показателей. К сожалению, данный блок в настоящее время не может быть автоматизирован в силу определенной субъективности формирования комплекса показателей, однако в перспективе возможно привлечение эволюционных вычислений для ее оптимизации. Полученные показатели особенно важны при дальнейшем использовании имитационных моделей для оценки их эффективности и адекватности реальным подсистемам и технологиям таможенной деятельности.

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра таможенного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Система показателей эффективности (результативности)

деятельности таможенных органов»

Выполнила: студентка 3-го курса очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группа Т 073 О.А. Сафронова

Подпись___________________________

Научный руководитель: О.А. Громенко,

Подпись_________________________

Введение………………………………………………………………………..

1. Эффективность деятельности ………………....

1.2. Система показателей эффективности……...

2. Основные понятия показателей эффективности таможенной деятельности ………………………………………………………….

2.1 . Подходы к выбору эффективности таможенной деятельности……………….................................................................

2.2.Показатели таможенной службы и эффективности таможенной деятельности……………………….

2.3.Факторы эффективности в управлении таможенным делом……………………………………………….

3. Оценка деятельности таможенных органов…….

3.1. Проблемы оценки результативности деятельности таможенных органов……………...................................................................................

3.2. Пути решения проблем оценки результативности деятельности таможенных органов……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………...

Список использованных источников……………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМПАНИИ «МИКРОТЕСТ»

Компания «Микротест» - лидер российского рынка системной интеграции и консалтинга в части реализации наиболее сложных проектов.

Основными направлениями деятельности «Микротест» являются: управленческий консалтинг, внедрение бизнес-приложений, построение ИТ-инфраструктуры и профессиональные ИТ-услуги.

Глубокое понимание бизнеса клиента, выявление и тщательный анализ причин, препятствующих его развитию, позволяет предложить оптимальные варианты решения наиболее актуальных бизнес-задач и, в рамках каждого проекта, достичь максимального экономического результата для клиента.

Сегодня в «Микротест» работает более 650 сотрудников. Это самые талантливые специалисты в России, имеющие значительный опыт выполнения различных проектов, как по масштабу, так и степени сложности. Эксперты «Микротест» постоянно совершенствуют свои знания и имеют на сегодняшний день свыше 1000 действующих сертификатов ведущих мировых производителей оборудования и программного обеспечения. Работа каждого из них является образцом профессионализма во всех сферах деятельности и видах услуг, которые оказываются.

За 20 лет работы «Микротест» реализовал более 8900 проектов для предприятий и организаций финансового сектора, промышленности, транспорта, торговли, энергетики, добычи и переработки нефти и газа, телекоммуникаций, органов государственного управления.

1.2.Система показателей эффективности компании

"Микротест" на примере транспортных предприятий

Эффективность управления транспортными предприятиями в первую очередь зависит от качества управления затратами на осуществление своей деятельности. В частности, возможность контролировать расход горюче-смазочных материалов и запасных частей, являющихся основной статьей расходов, позволяет значительно снизить издержки на эксплуатацию транспортных средств. "Микротест" предлагает транспортным компаниям уникальное решение, позволяющее решить все ключевые задачи управления в рамках всего жизненного цикла транспортных средств – от детализированного учета расходных материалов до управления сроками технического обслуживания и выбытием транспорта из эксплуатации.

Комплексное решение для управления транспортными компаниями предоставляет мощные инструменты, обеспечивающие достижение максимальной результативности работы всех подразделений. Решение "Микротест" позволяет повысить прозрачность и прибыльность деятельности компании за счет:

  • Планирования и контроля затрат
  • Управления себестоимостью
  • Планирования и управления эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств в рамках жизненного цикла
  • Повышения эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов

Планирование и контроль затрат

Планирование и прогнозирование деятельности, основанные на точной информации, обеспечивают высокую конкурентоспособность компании на рынке. Управление затратами играет ключевую роль в принятии управленческих решений. Решение "Микротест" для транспортных предприятий позволяет комплексно подойти к задаче планирования всех статей затрат, что позволяет оптимизировать использование ресурсов и значительно повысить прибыльность компании.

Для высокой эффективности этой работы ERP-система предлагает инструменты, позволяющие:

  • максимально детализировать затраты по каждому транспортному средству, рейсу и маршруту. Это позволяет планировать маршрут с учетом затрат, принимать обоснованные решения о рентабельности маршрута и используемых на нем транспортных средств.
  • Система сбалансированных показателей предоставляет руководству компании настроенные индикаторы, которые, в случае значительного увеличения затрат, позволяют определить причины и уровень отклонений от нормы. Это позволяет определять и проводить мероприятия по снижению затрат, в частности, на основании проверенной и точной информации производить замену транспорта на экономически более выгодные транспортные средства или отказаться от низко рентабельных маршрутов или рейсов.
  • Точный учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) – задача, которую невозможно решить без использования специализированного программного обеспечения. Решение, предлагаемое "Микротест", позволяет точно рассчитывать расход ГСМ по каждому транспортному средству. Система предоставляет информацию о реальном расходе топлива на каждый рейс, объеме топлива в каждой машине на конец смены или передаче ее другому водителю. При превышении норм расхода ГСМ каким-либо транспортным средством, система предлагает профилактические мероприятия по возврату расхода на прежний уровень. Это повышает прозрачность использования ГСМ, позволяет планировать закупки топлива и расходы.
  • Для предприятий, использующих автотранспорт, решение предоставляет возможность осуществлять контроль расхода транспортных шин . Для этого используются развитые инструменты пошинного учета, позволяющие учитывать ходимость шин на разных транспортных средствах и отслеживать жизненный цикл каждой шины, в том числе, при переброске ее на другой транспорт. При уменьшении показателя ходимости шин на каком-либо транспортном средстве система предлагает список мероприятий, позволяющих снизить процент износа. Благодаря этому компания может оптимизировать складские запасы и снизить уровень страховых запасов, что приведет к высвобождению оборотных средств.
  • Обеспечение персонала транспортных компаний спецодеждой и средствами индивидуальной защиты также поддерживается в рамках инструментов ERP-системы. На основании имеющихся данных и предварительно настроенных индикаторов система отслеживает сроки использования экипировки персонала и сообщает о необходимости приобретения новой. Интеграция решения с системой управления персоналом позволяет производить закупку с учетом анатомических данных каждого сотрудника.

Управление себестоимостью

Система предоставляет инструменты, поддерживающие процесс расчета себестоимости эксплуатации транспортного средства и оказываемых услуг. В решении "Микротест" используется мощный аналитический инструмент контроллинг, позволяющий производить расчеты себестоимости в необходимых компании разрезах. В частности, система предоставляет возможность рассчитывать прямые и косвенные затраты и распределять косвенные затраты по местам их возникновения.

Планирование и управление эксплуатацией и обслуживанием

транспортных средств в рамках жизненного цикла

В соответствии с международным и российским законодательством транспортные средства относятся к средствам повышенной опасности. В связи с этим транспортные средства компаний постоянно проходят технический осмотр на соответствие условиям безопасности. Решение "Микротест" позволяет оптимизировать процессы технического обслуживания, предлагая широкий набор инструментов, облегчающих проведение и контроль ремонтных работ:

  • Использование справочника ремонтов в рамках ERP-системы позволяет планировать техническое обслуживание и ремонты на основании пробегов, что обеспечивает прогнозируемый график постановки транспортных средств на ТО. В свою очередь график ТО и полная информация о каждом транспортном средстве, ведущаяся в системе, позволяют планировать четкий список запасных частей, которые будут востребованы. Наличие подобной информации позволяет транспортным компаниям существенно снижать аварийные запасы запчастей.
  • руководство транспортной компании может проводить перераспределение нагрузки транспортных средств. Зная, какие транспортные средства выйдут из состава, возможно планировать график выхода на ТО и нагрузку на транспортное средство. Таким образом, система предоставляет компании возможность влиять на процесс постановки транспорта на ТО, обеспечивая бесперебойность работы на маршрутах и снижение затрат.
  • Планирование в системе закупок и запасных частей позволяет оптимизировать складские запасы, оптимально покупать запчасти в соответствии с концепцией "точно вовремя" и эффективно выстраивать складскую логистику. Использование инструментов ERP-системы ускоряет время прохождения и согласования заявок на приобретение необходимых для ремонта комплектующих, сокращая объемы ручной и бумажной работы.
  • Решение "Микротест" предполагает интегрированное управление поставками в рамках комплексного логистического решения, что позволяет осуществлять выбор поставщиков на основе различных характеристик и проводить электронные тендеры. По мере появления необходимости в закупках система может публиковать данные на портале и получать и анализировать предложения от поставщиков. Система позволяет быстро определять, какие материалы ранее предлагались и закупались определенным поставщиком, какие поставщики предлагали или поставляли определенную услугу, а также: цены, условия, номер последнего заказа, запланированное время оказания услуги, данные аттестации поставщиков, период доступности и т.п.
  • Наличие единых справочников материалов позволяет производить оперативную переброску необходимых запасных частей и материалов между складами, что приводит к снижению аварийного запаса и высвобождению оборотных средств. Наличие справочников для аналогов позволяют подобрать сходные по характеристикам и назначению запасные части и материалы, что в свою очередь также приводит к снижению страховых запасов и позволяет максимально использовать имеющиеся в наличие запасные части.
  • Функциональные возможности системы позволяют планировать выбытие транспорта и управлять сроками и графиком вывода транспортных средств из состава. В частности, за счет планирования нагрузки использования машин компания имеет возможность растянуть выбытие, перераспределяя транспортные средства между маршрутами. Это позволяет спланировать график обновления транспортного парка в зависимости от бюджетных средств компании.

Повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов