Кто имеет право проверить кассу. Проверка кассы и кассовых операций. Часто задаваемые вопросы по налоговой кассе

Главные изменения в кассовой дисциплине связаны с тем, что произошел переход на онлайн-кассы. Как следствие этого, появилась возможность не применять некоторые кассовые документы.

МНноие бизнесмены с 1 июля 2017 года используют ККТ с подключением к сети Интернет и заключают договор на техническое обслуживание с оператором фискальных данных, который будет передавать информацию о платежах в адрес налоговых органов в электронном виде. К ним присоединились и те, у кого срок использования касс был отложен до 1 июля 2019-го.

Ведение кассовой дисциплины в 2019 году

Кассовая дисциплина в 2019 году — это набор правил работы с кассой для организации и ИП. Это касается расходования наличной выручки, хранения налички и работы с ККТ.

Допустимую сумму наличных на конец рабочего дня организации устанавливают самостоятельно, остальное сдают в банк.

Ведение кассовой дисциплины в 2019 году для субъектов малого предпринимательства и ИП выражается в том, что они хранят в кассе столько наличных, сколько необходимо. Сумму устанавливают в приказе о лимите кассы, в противном случае лимит остатка — 0. Превысить лимит можно в дни зарплаты, выходные и праздники. Лимит расчетов наличными между организациями или ИП составляет 100 тыс. руб., с физлицами — ограничений нет. В бумажные документы (кроме ПКО и РКО) можно вносить исправления, электронные подписывают электронными подписями, а исправлять их нельзя.

Расходовать наличные организациям и ИП запрещено (п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 №3073-У), исключения предусмотрены для:

  • выплат работникам;
  • выдачи денег для подотчетных лиц;
  • оплаты товаров, работ, услуг;
  • возврата покупателям.

Наличные, полученные со счета в банке, расходовать на иные цели не запрещено.

ИП может тратить наличную выручку на личные нужды.

Изменения в кассовой дисциплине

В правила применения ККТ Федеральным законом от 03.07.16 №290-ФЗ внесены серьезные изменения, главным из которых является переход на применение онлайн-касс, передающих информацию о расчетах с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Информация передается в момент расчета.

Кассовая дисциплина при онлайн-кассах тоже меняется. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 16.06.17 №03-01-15/37692, после введения в организации онлайн-касс применение журнала кассира-операциониста (форма №КМ-4) и справки-отчета кассира-операциониста (форма №КМ-6) не является обязательным.

Кроме того, Указанием Банка России от 19.06.2017 № 4416-У внесены изменения в порядок ведения кассовых операций: для выдачи денег под отчет теперь не требуется полного погашения задолженности по ранее полученной сумме. Кроме того, у подотчетника можно не брать заявление, а оформить выдачу распорядительным документом — например, приказом руководителя.

Ответственность за нарушения правил работы с ККТ

Штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины 2019 регламентирует КоАП . За нарушение кассовой дисциплины 2019 штраф назначается, исходя из тяжести нарушения.

За расчеты наличкой и накопление в кассе сверх установленных размеров (ст. 15.1 ) штраф для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб., для юрлиц — от 40 000 до 50 000 руб.

За несоблюдение правил работы с ККТ (ст.14.5 ):

  • за неприменение ККТ штраф на должностных лиц — от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но не менее 10 000 руб.; для юрлиц и ИП — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.;
  • за систематическое нарушение закона — дисквалификация для должностных лиц от 1 до 2 лет; для юрлиц и ИП — приостановка до 90 суток;
  • за применение не соответствующей требованиям ККТ и непредставление информации и документов по запросам налоговиков — предупреждение или штраф для должностных лиц от 1500 до 3000 руб.; для юрлиц и ИП — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.;
  • за ненаправление клиенту бумажного или электронного чека по его требованию — предупреждение или штраф для должностных лиц 2000 руб. Для юрлиц и ИП — предупреждение или административный штраф 10 000 руб.

Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами в 2019 году осуществляется без ограничений.

УФНС составляет план проверок, но документ рассчитан только для внутреннего использования. Как правило, это происходит не чаще одного раза в год или при наличии жалобы.

Также проверку проведут, если фирма раньше нарушала дисциплину работы с кассой или работает с убытком.

Если компания производит наличные расчеты, то должна четко знать, что такое кассовая дисциплина. Порядок кассовой дисциплины и правила проведения кассовых операций строго определены российским законодательством.

В этой статье вы прочитаете:

  • Что такое кассовая дисциплина на предприятии.
  • Для кого соблюдение кассовой дисциплины обязательно.
  • Каковы основные правила ведения кассовой дисциплины.
  • Как осуществляется контроль кассовой дисциплины.
  • Как проводится проверка кассовой дисциплины на предприятии.
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение кассовой дисциплины.

Следовать законодательным нормам обязаны все организации и индивидуальные предприниматели. При несоблюдении порядка кассовой дисциплины виновных лиц привлекают к ответственности.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Что значит кассовая дисциплина на предприятии

Те, кто не вел торговую деятельность, зачастую считают, что касса и кассовый аппарат - идентичные друг другу понятия. Но это не так. Чтобы лучше прочувствовать разницу между ними, определим оба термина.

Контрольно-кассовой машиной (ККМ) называют специальное оборудование, необходимое для получения денег от клиентов и заказчиков. Контрольно-кассовых машин в одной организации может быть неограниченное количество. Все определяется тем, сколько нужно аппаратов, чтобы удобно обслуживать клиентов. На каждую ККМ обязательно оформляют отдельную отчетную документацию.

У кассы компании (операционной кассы) назначение иное. Она необходима для проведения всех операций с наличностью, таких как принятие, отдача или хранение денег. Именно в операционную кассу отправляют выручку, полученную любыми путями. Это касается и тех средств, которые поступили через контрольно-кассовую машину.

Из операционной кассы предприятие берет средства на текущие расходы, необходимые для его нормального функционирования. Отсюда же извлекают деньги, которые в дальнейшем передают инкассатору. Инкассатор получает средства и отвозит их в банк. Некоторые организации выделяют для операционных касс отдельные помещения. Другие компании размещают их в сейфах или металлических шкафах, а кто-то и вовсе организует кассы в обычных ящиках письменных столов.

Кассовая дисциплина организации подразумевает четкое документальное сопровождение и верный учет всех операций по кассе. Следовательно, все операции с деньгами нужно подтверждать документально. Иными словами, кассовая дисциплина - это все требования и регламенты в совокупности относительно манипуляций по приему, хранению и выдаче финансовых средств из операционной кассы. Опираться в своей работе бизнесмен должен именно на них.

Кассовая дисциплина - процесс, в рамках которого следует соблюдать определенные условия.

  1. Правильно оформлять кассовые документы, точно отражающие все передвижения финансовых средств из операционной кассы.
  2. Контролировать ограничение денег в кассе; по завершении работы организации в операционной кассе не должна оставаться сумма, превышающая установленный максимум.
  3. Контролировать выдачу финансов на руки работникам предприятия - подотчетным лицам.
  4. Регламентировать расчетные операции, проводимые между субъектами бизнеса; каждое из соглашений не должно быть больше 100 тыс. руб.

Для кого соблюдение кассовой дисциплины обязательно

Кассовая дисциплина - непременное условие для каждого предприятия. При этом не важно, по какой системе налогообложения работает компания и есть ли у нее ККМ (контрольно-кассовая машина). Существует единственное правило, в соответствии с которым фирма может не располагать ККМ и использовать БСО (бланки строгой отчетности). Но оформление средств, которые проходят через кассу, является обязательной процедурой. Благодаря вступившим в силу нормативно-правовым актам, на основании которых должны работать индивидуальные предприниматели, вести кассовую дисциплину стало намного проще. С 01.06.2015 г. по новым правилам предприниматели не должны непременно оформлять кассовые документы.

Сегодня предприниматели главным образом должны вести финансовую документацию, напрямую связанную с выплатой зарплаты наемным работникам, которые оформлены по трудовому договору. К такой документации относятся:

  • расчетно-платежные ведомости;
  • платежные ведомости.

На первый взгляд, благодаря нововведениям предпринимательская отрасль должна развиваться более стремительно и успешно. К оформлению финансовых отчетов перестали предъявлять строгие требования, что значительно упростило процесс. Кроме того, индивидуальным предпринимателям не нужно устанавливать лимит остатка по кассе, если общее количество работников в компании не превышает 100 человек, а сумма годовой выручки - 800 млн руб. Но, несмотря на смягчение и упрощение правил к оформлению финансовых документов, количество штрафов за неправильное ведение кассовой дисциплины в 2017 г. не снизилось, а, напротив, увеличилось.

Не все формы бизнеса могут работать по упрощенной кассовой дисциплине. Именно поэтому каждый предприниматель должен знать, как вести кассу. Предположим, оформлять кассовые документы в организации не нужно. Но, если будет соблюдаться кассовая дисциплина, вести бухучет станет проще. Если бизнес перейдет на более высокую ступень, не потребуется кардинально менять процессы документального подтверждения финансовых операций.

Какими нормативными документами регулируется кассовая дисциплина в 2017 г.

Существуют определенные правила для ведения кассовой дисциплины. Они отражены в ряде документов, среди которых:

  1. Указание Банка РФ от 11.03.2014 г. № 3210-У, устанавливающее правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП;
  2. Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 г. № 3073-У, содержащее условия наличных расчетов;
  3. Закон РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, устанавливающий правила использования ККТ;
  4. Закон РФ от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ, или Закон об онлайн-кассах, который значительно изменил правила Закона № 54-ФЗ; основные этапы внедрения этих законов приходятся на 2017-2018 гг.

Последний Закон существенно изменился. Основным отличием стал переход на использование онлайн-касс. Такие кассы передают сведения о наличных и электронных расчетах через оператора фискальных данных в налоговые органы в электронном формате. Сведения поступают в момент расчета.

Произошли некоторые изменения кассовой дисциплины относительно онлайн-касс. Минфин в Письме от 16.06.17 г. № 03-01-15/37692 отметил, что после введения в компании онлайн-кассы вести журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4) и оформлять справку-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6) необязательно.

Отметим, кассовая дисциплина с 01.07.2017 г. обязала большую часть компаний перейти на новые онлайн-кассы. За использование старых касс предприятия несут ответственность. За неприменение ККМ на предпринимателя или компанию налагают штраф от 75 % до 100 % суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Также компании или ИП может быть выписан штраф в случае использования контрольно-кассовой техники (ККТ), не отвечающей законодательным требованиям. Сумма штрафа в этом случае - от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Также на основании Указания Банка РФ от 19.06.2017 г. № 4416-У изменилась схема ведения кассовых операций. В данный момент для выдачи подотчетных средств не нужно полностью погашать задолженность по сумме, полученной ранее. Помимо этого, подотчетное лицо может не писать заявление. Оформление выдачи осуществляется на основании распорядительной документации (к примеру, приказа руководства).

Какие особенности имеет кассовая дисциплина для ИП и ООО

Более подробно остановимся на том, что собой представляет кассовая дисциплина ООО и ИП.

1. Особенности у ИП.

Множество бизнесменов не имеют понятия о правильном ведении кассы в соответствии с законодательными нормами. Если предприниматель решает использовать упрощенную дисциплину, то выпускает соответствующий приказ. Без него нельзя отказываться вести кассовые документы в полном объеме.

В соответствии с Указом № 3210-У индивидуальные предприниматели могут:

  • отказаться от составления ПКО в ходе приема наличных средств, в качестве подтверждающих документов будут выступать отчетность ККТ, БСО, чеки и т. д.;
  • не использовать РКО при передаче финансов: основанием для выдачи зарплаты становится платежная ведомость;
  • не пользоваться кассовой книгой (все операции, связанные с деятельностью ИП, включая поступление и выдачу денег, заносятся в книгу учета доходов и расходов (КУДиР); деньги, которые бизнесмен берет из кассы на личные цели, в книге учета доходов и расходов не фиксируются).

Отметим, расход наличных возможен не на все цели индивидуального предпринимателя. К примеру, нельзя их тратить на то, чтобы оплачивать кредиты, проводить операции с ценными бумагами, выдавать займы и т. д. В Указе приведен полный список ограничений. Для подобных расходов лучше пользоваться банковской картой, оформленной на физлицо. Кроме того, необходимое количество средств можно положить на расчетный счет, а затем снять для использования на данные цели.

2. Особенности у ООО.

Изменения в дисциплине позволяет ООО лишь не соблюдать лимиты по остаткам. Во всех остальных вопросах ООО должны следовать правилам, установленным для юрлиц.

Лимитом, или переходящим остатком, называют допустимую максимальную сумму наличных, которую можно оставлять в кассе каждый день по завершении работы компании. Средства свыше нормы лучше сдавать в банк. Исключения составляют лишь выходные, праздничные дни и дни, в которые выдается зарплата, если в это время поступали средства.

Раньше для ООО действовало правило об обязательной фиксации предела остатка по кассе. Если субъект малого бизнеса не определял его, налоговые органы устанавливали лимит в 0 рублей. Все средства по остатку на счете 50, выявляемые свыше нормы в ходе проверок, расценивались как нарушение.

С 01.06.2014 г. всем ООО с численностью персонала не более 100 сотрудников и выручкой не больше 800 млн рублей ежегодно разрешено не утверждать лимит. Действующий предел остатков при этом отменяют. Руководитель составляет специальный приказ, требования к которому отражены в Указе № 3210-У. Если предприятие ведет бухучет, решение отражают в учетной политике. Если компания этого не делает, превышение установленных лимитов расценивают как административное нарушение кассовой дисциплины в 2017 г. За такое нарушение на предприятие налагают штраф.

Какие документы обязует вести кассовая дисциплина

В соответствии с законодательством РФ все действия, так или иначе связанные с операционной кассой, может проводить только кассир. Также это может быть другой сотрудник предприятия, наделенный соответствующими полномочиями. При отсутствии такого работника в компании этим занимается непосредственно предприниматель.

Если в компании установлен не один, а несколько кассовых аппаратов, определяют старшего кассира. Документы формирует или главный бухгалтер, или иной сотрудник, отвечающий за это. Вести документацию могут и кассир, и администратор, и сам предприниматель. Но для этого требуется определенное соглашение, в соответствии с которым ведение бухучета поручают конкретному работнику.

Для оформления контрольно-кассового аппарата вам понадобятся определенные документы.

1. Приходный кассовый ордер. Его заполняют всегда, при поступлении денег в операционную кассу. Если операции по наличному расчету закрепляют выдачей кассовых чеков или бланками отчетности, создают документ, в котором учитывают всю сумму наличных, поступивших в течение рабочего периода.

2. Расходный кассовый ордер. Документ заполняют после выдачи денег из кассы организации. Если средства компания выдала сотруднику для того, чтобы он купил необходимые для рабочего процесса материалы, то после получения ответственным лицом от него ордера следует удостовериться, что на документе присутствует подпись главбуха или руководителя. Также проверяют паспорт сотрудника.

3. Кассовая книга. При оформлении кассовой книги следует придерживаться формата КО4. В документе отражают все сведения по приходным и расходным кассовым ордерам. По окончании рабочего дня кассир сравнивает информацию в книге со сведениями в кассовой документации, следит за тем, чтобы они совпадали. Далее выводится остаток средств в кассе. Если в течение дня никаких операций с наличными расчетами не проводилось, в книгу не заносят никаких данных. При этом отсутствие информации в ней не является нарушением кассовой дисциплины.

4. Учетная книга. Она нужна, только если в компании работает больше одного кассира. В учетную книгу заносят каждую операцию передачи наличных средств кассиром старшему кассиру и наоборот. При получении денег работники ставят в книге подпись, тем самым подтверждая получение и передачу средств.

5. Расчетно-платежная и платежная ведомость. Составление документа обязательно только при выдаче сотрудникам стипендии, зарплаты, премии и т. д.

Документы можно подавать не только в бумажном, но и в электронном формате. Если выбран бумажный формат, при составлении соблюдают определенные правила. Документ допускается писать от руки или печатать на компьютере. Основное условие - наличие на нем подписи ответственного лица.

Документы в электронном виде составляют на компьютере, однако утверждают их электронной подписью для исключения несанкционированного доступа. Отметим, у книг учета бланков, отчетов и журналов операционного кассира нет ничего общего с кассовыми документами.

Ведение кассовой дисциплины по строгим правилам

Кассовая дисциплина важна для любой организации. Благодаря правильному ведению кассовой документации можно избежать множества ошибок и штрафов. Ниже мы приведем главные требования к формированию кассовых бумаг.

1. Оформление первичных документов.

Все кассовые операции, связанные с приемом, выдачей, хранением финансовых средств, должен проводить кассир, то есть уполномоченное лицо. Если в компании такая должность отсутствует, индивидуальный предприниматель сам вправе заниматься этим или же перекладывать данные функции на бухгалтера, ведущего финансово-хозяйственную деятельность. Так или иначе, назначают ответственного работника. Кассовая дисциплина подразумевает ведение обязательной документации, ранее перечисленной в статье.

2. Установка лимита по остатку в кассе.

Если средства, оставшиеся в кассе по завершении рабочего процесса, превышают лимит, речь идет уже о нарушении кассовой дисциплины. Существует понятие так называемого переходящего остатка (или лимита). Это определенная сумма, которую остаток в кассе по завершении рабочего дня превышать не может. Все средства свыше максимума передают в банк. Превышение переходящего остатка допустимо лишь в тех случаях, если это выходной, праздник, или же в этот день выплачивались заработные платы, премии и начисления.

Установка лимита является обязательным условием. Если организация не делает этого, сумму переходящего остатка автоматически приравнивают к нулю. Соответственно, каждое поступление наличных расценивается как нарушение кассовой дисциплины в 2017 г., то есть превышение лимита. Из-за подобных действий на всю компанию или предпринимателя налагают штраф - кассовая дисциплина в таких случаях считается нарушенной. В 2014 г. в России было установлено, по какой схеме следует подсчитывать лимит остатка денег в кассе. Ниже приведены два способа, которыми бизнесмены могут пользоваться при расчете.

Вариант 1.

В основе подсчетов лежит сумма всех средств, ранее поступивших в кассу. При вычислении пользуются формулой:

Л=В/П*Нс,

Л здесь является допустимым значением переходящего остатка; В - количеством материальных ресурсов, поступивших в кассы после реализации продукции, проведения работ или оказания услуг в течение подотчетного периода. Если компания создана не так давно и еще не успела ничего заработать, за основу принимают сумму, которую планируется получить в перспективе. П в данном случае - период, выбранный для расчета. Это, к примеру, смена, неделя или календарный месяц. Все определяется тем, в течение какого срока компания получает больше средств. Подотчетным периодом может быть даже один день, однако срок не может превышать трех месяцев. Нс - это отрезок времени, разделяющий день получения средств и день их передачи в банк. Этот период не может длиться дольше недели. Если же банковского учреждения нет на территории населенного пункта, допустим срок в две недели. В этом случае коэффициент равен пяти. Для определения показателя следует учитывать, где расположено предприятие, какая у него организационная структура и специфика деятельности, а также график работы торговой точки.

Вариант 2.

Основа расчетов - сумма, выданная из касс. Таким способом могут пользоваться индивидуальные предприниматели и организации, не получающие средства наличными, но при этом вынужденные время от времени снимать определенную сумму в банке. Предположим, они должны приобретать материалы или оплачивать поставки сырья. В этом случае для расчета переходного остатка применяется формула:

Л=Р/П*Нп,

Л здесь является суммой переходного остатка; Р - суммой средств, выданных компании в течение подотчетного периода. Не учитываются деньги, направленные на выдачу заработной платы, стипендии и иных выплат сотрудникам. Если организация новая и еще не располагает средствами в достаточном количестве, за основу берется сумма, которую бизнесмен намеревается взять в банке. П - это отрезок времени, взятый за основу для анализа отчислений из банка. Этот период не может быть больше трех месяцев. Допустимый минимум при этом не установлен. В идеале за основу берут время, когда компания чаще всего обращалась за средствами в банк.

Нп - это временной отрезок между датами, когда бизнесмен брал средства в банке. Период не может превышать недели. Если же на территории населенного пункта нет банковского учреждения, допускается продление срока до двух недель. Если бизнесмен снимает деньги каждые четыре дня, коэффициент равен четырем.

После того как компания установила допустимый предел переходящего остатка, она заносит эту информацию во внутренний приказ, то есть прописывает рассчитанное значение. Также в документе указывают период, в течение которого лимит будет действительным, к примеру, 2017 г. В законодательстве ничего не сказано об обязательном ежегодном изменении лимита. В связи с этим, если бизнесмен не указывает срока действия приказов, лимит можно применять неограниченное время, и штраф за нарушение кассовой дисциплины на компанию не наложат.

Еще летом 2014 г. малые предприятия освободили от необходимости установок каких-либо лимитов. Но нужно помнить, что малые - это те организации, численность персонала в которых меньше 100, а годовая выручка - менее 800 млн рублей.

Если компания решает перестать использовать лимит, то выпускает соответствующий приказ.

3. Выдача наличных средств подотчетным сотрудникам.

Средства, которые выдают сотрудникам для поездки в командировку, называются подотчетными. Эти деньги предназначены для представительских расходов и хозяйственных нужд. Выплату подотчетных средств подтверждают соответствующие финансовые документы. Они доказывают тот факт, что финансы расходуются по предназначению. В роли таких документов могут выступать накладные, чеки и т. д.

Если сотрудник потратил личные деньги на те или иные цели из-за нехватки подотчетных средств, он пишет соответствующее заявление, на основании которого компания компенсирует ему расходы. Отчитаться об израсходованных деньгах работник должен в течение трех дней с даты окончания срока, на который ему были выданы средства, или с того момента, как он прибыл из командировки.

Очень важно контролировать своевременную подачу отчетности и формирование документов, подтверждающих расход средств. При нарушении сроков предоставления отчетов выданные средства невозможно занести в расходную часть, а значит, и снизить сумму уплачиваемых налогов на их значение. Кроме того, выплата с них НДФЛ и начисление страховых взносов становятся обязательными условиями.

4. Ограничение расчетов с использованием наличных средств.

В соответствии с Указанием 3073-У у экономических субъектов есть право совершения сделок за наличные средства в границах 100 тыс. руб. Установленное ограничение применяется для компаний и бизнесменов, за некоторыми исключениями. Для сделок с физическими лицами (то есть не ИП) не действует предел в 100 тыс. руб. В связи с этим компания может совершать расчеты с физическими лицами наличными в любом размере.

Лимит не учитывают, когда:

  • сотрудникам выдают заработную плату и социальные пособия;
  • персоналу предоставляют подотчетные средства;
  • индивидуальные предприниматели используют наличные на цели, не связанные с бизнесом.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать все полученные деньги на собственные цели, взяв их под отчет в полном объеме. Если необходимо потратить средства, он может не направлять всю наличную выручку в банк. У бизнесмена есть возможность забрать все наличные из кассы, но израсходовать их на личные цели.

Юрлица и ИП вправе совершать взаиморасчеты наличными на основании заключенных соглашений. Но существует одно условие - размер денежных средств не должен превышать 100 тыс. руб. Это же требование распространяется на договоры, предусматривающие поэтапные выплаты (к примеру, договоры на аренду, в соответствии с которыми оплата осуществляется каждый месяц). Если в общей сложности сумма оплаты за весь срок аренды более 100 тыс. руб., то остаток, превышающий допустимый предел, передают арендодателю безналом. Нужно контролировать момент, когда сумма вносимых по договору средств достигнет отметки в 100 тыс. руб.

5. Взятие средств из кассы для личных целей.

Следует помнить об ограничениях и возможностях, действующих для любой формы юридической собственности. Например, если речь идет об ООО, брать средства из кассы для личных целей категорически запрещено даже в том случае, если в обществе всего один учредитель. Такое ограничение не касается индивидуальных предпринимателей. Они вправе использовать деньги из кассы так, как считают нужным. Главное - уплата всех налогов и начисление необходимых взносов по страхованию.

Рассказывает практик

Кого назначить ответственным за кассовую дисциплину в компании

Александр Осипов ,

финансовый директор Alaska Originale

В регламенте по обращению с наличными, сформированном в компании, лучше указать ответственных за кассовую дисциплину:

  • финансового директора или главного бухгалтера (как правило, они отвечают за общую организацию и контроль кассовой дисциплины);
  • директора филиала или подразделения предприятия, расположенного на отдельной территории (этот специалист отвечает за организацию работы локальной кассы, он следит, как она работает, выносит решения по возврату средств розничным покупателям, визирует их заявления, подписывает кассовую документацию и акты возврата денег по кассе (ф. КМ-3));
  • специалиста, который контролирует кассовую дисциплину в локальной кассе, функционирование счетчиков кассового аппарата, проверяет сведения в книге кассира-операциониста, пересчитывает и принимает наличные средства из кассового аппарата, проверяет информацию в справке-отчете кассира-операциониста, оформляет сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке предприятия (ф. КМ-7), акты о возврате финансовых средств по кассе (ф. КМ-3), подписывает расходные и приходные кассовые документы от имени главного бухгалтера;
  • кассира или кассира-операциониста (он отвечает за проведение кассовых операций, выдачу и прием денег, оформление кассовой документации и кассовых отчетов, подписывает все формы и акты, связанные с работой кассы).

Других специалистов, отвечающих за те или иные процедуры, на предприятиях часто назначают на основании отдельных приказов (к примеру, состава комиссии по инвентаризации, если планируется проверка налоговой кассовой дисциплины).

Как осуществляется контроль кассовой дисциплины

Все сотрудники компании должны четко следовать правилам ведения операций с наличными средствами. Однако контролировать кассовую дисциплину в целом должен главный бухгалтер (если, конечно, наличие такого специалиста предусматривает регламент организации). Если деятельность ведет индивидуальный предприниматель и он является единственным в бизнесе, то сам и отвечает за все.

Некоторые виды контроля за кассовой дисциплиной входят в обязанности государства. В соответствии с нормами п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 проверять кассовую дисциплину должна Федеральная налоговая служба.

В рамках контроля налоговая инспекция планирует узнать:

  • имели ли место случаи, когда выручка приходовалась не в полном объеме или же нарушались сроки процедуры;
  • превышен ли допустимый лимит расчетов в 100 тыс. руб.;
  • превышен ли допустимый уровень переходящего остатка денег в кассе;
  • были ли какие-либо операции через ККТ проведены с нарушениями;
  • всегда ли выдавались положенные кассовые ордера, не было ли ошибок в их оформлении;
  • всегда ли, когда требовалось, в компании пробивали и выдавали кассовые чеки и оформляли в положенных случаях бланки строгой отчетности;
  • совпадают ли остатки в кассе со сведениями, отраженными в кассовой документации;
  • не предоставляли ли подотчетным лицам крупные суммы на сроки, превышающие допустимые.

Как проводится проверка кассовой дисциплины на предприятии

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 г. № 133н руководитель налоговой службы выступает с инициативой о проведении проверки на предмет соблюдения кассовой дисциплины, издавая соответствующий приказ. В нем обозначают время, в течение которого будет идти проверка налоговой кассовой дисциплины, и ее цели. В ходе контрольного мероприятия сотрудники налоговой службы изучают:

  • документацию, оформленную при проведении кассовых операций;
  • фискальную отчетность и контрольные ленты ККТ;
  • регистрационную и эксплуатационную документацию на ККТ;
  • документацию, отражающую информацию о получении БСО, их учете и утилизации;
  • регистры учета операций, связанных с бухгалтерской и хозяйственной деятельностью;
  • приказы, которые устанавливают лимиты кассовых остатков;
  • авансовую отчетность.

Представители налоговой службы вправе проверить не только перечисленную выше документацию и регистры. В соответствии с их требованием инспектируемая организация обязана пояснить и иные моменты, напрямую относящиеся к объекту контроля.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение кассовой дисциплины в 2017 г.

При выявлении ряда нарушений применяется административная ответственность. Кассовая дисциплина должна соблюдаться всеми компаниями и индивидуальными предпринимателями. До 15.07.2016 г. ответственность наступала, если организации:

  1. нарушали правила работы с наличностью (превышали лимиты, не выполняли оприходования вырученных средств): штраф за нарушение кассовой дисциплины для должностных лиц составлял 4-5 тыс. руб., для юридических - от 40 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  2. не применяли кассовые аппараты или использовали контрольно-кассовую технику, не отвечающую существующим нормам, не выдавали документ, подтверждающий оплату, что в зависимости от степени нарушения влекло за собой предупреждение или наложение штрафа: для физических лиц он составлял от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц - от 3 до 4 тыс. руб., для юридических - от 30 до 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Сейчас может применяться административная ответственность за нарушение кассовой дисциплины, совершенное до 15.07.2016 г.

В соответствии с ФЗ от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ с 2016 г. существенно выросли штрафы за нарушения кассовой дисциплины (в частности, ответственность за неиспользование контрольно-кассовой техники). Неприменение кассовых аппаратов с 15.07.2016 г. грозит:

  • штрафом для должностных лиц в размере от 25 до 50 % от суммы расчета, выполненного без использования ККТ, но не менее 10 тыс. руб.;
  • штраф для юрлиц в размере от 75 до 100 % от суммы расчета, выполненного без использования ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ в ред. ФЗ № 290-ФЗ).

Если компания во второй раз нарушает законодательное требование, связанное с применением кассового аппарата, сумма расчетов без использования ККТ равняется (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, за чем следуют:

  • дисквалификация должностных лиц на 1-2 года;
  • остановка работы индивидуальных предпринимателей и организаций до 90 суток (п. 3 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ в ред. ФЗ № 290-ФЗ).

Меры ответственности за такое нарушение кассовой дисциплины в 2017 г., как использование ККТ, не соответствующей нормативам, применение ККТ, которое сопровождается нарушениями установленных законодательных норм и условий ее регистрации и применения до 01.02.2017 г., не изменились (п. 15 ст. 7 ФЗ № 290-ФЗ). Но с 01.02.2017 г. за эти нарушения, а также нарушения порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ действуют следующие меры ответственности:

  • предупреждение или штраф за нарушение кассовой дисциплины на сумму от 1500 до 3000 руб. для должностных лиц;
  • предупреждение или штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. для юрлиц (ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

По ФЗ от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ компании могут быть привлечены к ответственности и за иные нарушения при использовании контрольно-кассового аппарата. К примеру:

  • если не направляют покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронном формате или если не передают эти документы на бумаге по требованию клиента;
  • отвечать за нарушения также обязаны фискальные операторы, изготовители ККТ и экспертные организации.

Существует срок давности нарушения кассовой дисциплины. Так, с момента нарушения привлечь виновных к административной ответственности можно лишь в течение 2 месяцев (п. 1 ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Не исключено, что в 2017 г. многие разовые нарушения кассовой дисциплины останутся ненаказанным. Но нарушение кассовой дисциплины в 2017 г. способно стать причиной для особенно тщательного наблюдения за налогоплательщиком и поводом для досрочной выездной проверки. Представители налоговой службы однозначно заинтересуются, если выручка будет оприходована не в полной мере и несвоевременно, а также если выявятся несоответствия между документальными и фактическими остатками денег в кассе.

Если была выдана подотчетная сумма финансовых средств в крупном размере на необоснованно длительный период, к ней могут доначислить НДФЛ (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 г. № 14376/12).

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы. С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения , утвержденный 132н . Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду - проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент ), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» .

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно - один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом .

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

КоАП РФ;

Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

Федеральным законом № 54-ФЗ;

Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

Приказом ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;

Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Проверяющие имеют право:

Иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;

Проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;

Получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

Получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

Взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

Привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

А вот обязанность у представителей ФНС только одна - при исполнении соблюдать положения Административного регламента .

Права и обязанности проверяемых лиц

У проверяемых лиц есть следующие права:

Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом ;

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов налоговых органов;

Обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые обязаны:

Обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, и автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Представлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Предоставлять в инспекции по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;

Рассмотрение проверяющими необходимых документов;

Проверка полноты учета выручки денежных средств;

Оформление результатов проверки.

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Рассмотрение документов. Теперь начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

В случае, если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, рассматриваются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО.

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Какие еще документы могут затребовать проверяющие лица? Как сказано в Административном регламенте , в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы:

Журнал кассира-операциониста;

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

Приходные и расходные кассовые ордера;

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

Авансовые отчеты;

Кассовая книга;

Справка-отчет кассира-операциониста;

Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;

БСО, копии БСО, корешки документов;

Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Акт приемки БСО;

Книга учета БСО;

Акт о списании БСО;

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;

Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;

Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы проверяющим для исполнения государственной функции.

Глядя на список документов, которые могут затребовать проверяющие, хотелось бы отметить, что он обширен и открыт. Это означает, что представители ФНС могут проверить и другие документы, не входящие в данный перечень, но заинтересовавшие проверяющих. Конечно, в Административном регламенте сказано, что проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, но проводить грань между тем, что относится к предмету проверки, а что нет, тоже будут сами проверяющие.

Если вспомнить проверки кассовой дисциплины банками, тогда представлялись документы за последний квартал и только те, которые относились непосредственно к кассовым операциям: кассовая книга, отчеты кассира, лимит остатка кассы, авансовые отчеты. ККТ банки вообще не проверяли, это изначально была прерогатива налоговых органов, регистры бухгалтерского учета банками также не изучались.

В Административном регламенте ничего не сказано о том, в каком виде будут истребоваться документы для проверки. Если проводить параллель с налоговыми проверками, там прописан конкретный порядок истребования документов: выставление требования о представлении документов, порядок их представления, сроки и ответственность за непредставление. Отметим, что данные проверки проводятся налоговыми органами не в рамках налогового законодательства, и порядок их проведения устанавливается Административным регламентом .

В рассматриваемом же случае проверяемому лицу предъявляется только поручение на проведение проверки. Можно предположить, что запрашивать документы проверяющие будут в устной форме, но тогда чем они будут подтверждать сам факт запроса? При этом в Административном регламенте сказано: факт получения или неполучения затребованных документов фиксируется в акте проверки .

Обратите внимание:

Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке у проверяемых объектов, применяющих БСО, определяется количество использованных бланков за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , производит наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом данной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов исполнения государственной функции. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается налоговиками и проверяемым объектом.

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Также в акте делается запись о письменных объяснениях (замечаниях, возражениях), полученных от проверяемого объекта по фактам нарушений (при их наличии).

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Сроки проведения проверки

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры рассматриваемой проверки. Приведем их в таблице.

Административная процедура Срок выполнения административной процедуры
Установление срока исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции Не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения
Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции Не может превышать двух рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Рассмотрение проверяющими документов, необходимых для исполнения государственной функции Не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Проверка полноты учета выручки денежных средств Не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Оформление результатов проверки, составление акта проверки Не может превышать 30 календарных дней и исчисляется с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией от проверяемого лица Рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив об этом проверяемый объект, который направил обращение (жалобу)

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФНС

Как мы уже отметили, проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке.

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента , некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

В заключение хотелось бы отметить, что контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей в том виде, в котором он прописан Административным регламентом , существенно отличается от привычных проверок банками соблюдения кассовой дисциплины. Данное отличие заключается в том, что кроме непосредственно соблюдения кассовой дисциплины в привычном понимании проверяется и ККТ и БСО и полнота учета выручки. Помимо этого, исследуются регистры как бухгалтерского, так и налогового учета.

Отдельно встает вопрос о частоте рассматриваемых проверок. Если до 2012 года проверки кассовой дисциплины проводились банками регулярно один раз в два года, как часто будет проводить такие проверки ФНС?

И еще один не менее важный вопрос, о котором ничего не сказано в Административном регламенте : какой период будет охвачен проверками? Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Можно предположить, что налоговые органы при проверках полноты учета выручки денежных средств ограничатся двумя месяцами для целей привлечения к ответственности по КоАП РФ. Но более вероятным представляется вариант, согласно которому проверкой будет охвачен более длительный период - три года, предшествующих году проведения проверки. Именно этот период можно проверить в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ ). При наличии нарушений проверяющие привлекут к ответственности по КоАП РФ, а данные о нарушениях, повлекших занижение налоговой базы, будут являться информацией для аналитической работы и подготовки выездной налоговой проверки. Пока этот вопрос остается открытым, ответ на него мы получим, как только начнутся проверки.

Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Комментарий к регламентам контроля за полнотой учета наличной выручки и за соблюдением правил применения ККТ

Приказы Минфина от 17.10.2011 № 132н , № 133н

Проверки ККТ и кассовой дисциплины не относятся к налоговым, хотя и проводят их налоговые инспекции. Поэтому на кассовый контроль не распространяются установленные НК правила и сроки проведения проверок. Однако собственных правил у него до сих пор не было (если не считать внутренних указаний налоговой служб ыПисьмо ФНС от 08.06.2007 № ШТ-6-06/458@ ). Из-за этого инспекторы могли проводить «кассовые» проверки так, как им заблагорассудится, и столько, сколько им удобно.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Проверки ККТ и полноты учета выручки налоговики могут проводить хоть каждый день. Ведь на них не распространяются ограничения, установленные Законом о защите прав юрлиц при проведении госконтроля.

Теперь Минфин утвердил два регламента: один - для проверок ККТАдминистративный регламент, утв. Приказом Минфина от 17.10.2011 № 132н (далее - Регламент 132н) (начал действовать 5 февраля этого года), другой - для проверок полноты учета выручк иАдминистративный регламент, утв. Приказом Минфина от 17.10.2011 № 133н (далее - Регламент 133н) (действует с 19 февраля).

Это две разные проверки, которые могут проходить как одновременно, так и отдельно друг от друга. Но даже если инспекторы совмещают их проведение, они должны составить отдельный акт по итогам каждой из них.

Общее у проверок ККТ и полноты учета выручки

Проверка начинается с предъявления поручения на проверку. Пока вам не предъявят этот документ, вы можете не общаться с инспекторами. Поручение должно быть подписано руководителем инспекци ипп. 19 , 28 Регламента 132н ; пп. 19 , 23 Регламента 133н .

За воспрепятствование законной деятельности проверяющих инспекция может оштрафоват ьч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ :

  • организацию - на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • директора или предпринимателя - на сумму от 2000 до 4000 руб.

Если же из-за ваших действий оказалось вовсе невозможным провести или завершить проверку, то штраф будет больше: от 20 000 до 50 000 руб. и от 5000 до 10 000 руб. соответственн оч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ .

При проверке у инспекторов есть прав оп. 7 Регламента 132н ; п. 7 Регламента 133н :

  • получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
  • получить от вас любые документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также с учетом денег (последние - только при проверке полноты учета выручки);
  • требовать от вас объяснения и сведения по предмету проверки.

Оба Регламента предписывают инспекторам проводить осмотр и инвентаризацию, а также привлекать сторонних специалистов для проведения экспертиз ып. 40 Регламента 132н ; п. 35 Регламента 133н .

У вас есть право присутствовать при проведении проверки. А что, если директор (другой законный представитель организации) или предприниматель отсутствует и поэтому не может ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его? Тогда инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без нег оп. 29 Регламента 132н ; п. 24 Регламента 133н .

Все ваши объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, лучше оформлять письменно - тогда инспекторы должны будут приложить их к материалам проверки.

В конце проверки, когда налоговики составят акт, вам нужно прочитать его и поставить там отметку о вашем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Возражения можно вписать в сам акт или оформить отдельным документом. Акт инспекторы должны составить в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (предпринимателю) и затем передать ему один экземпляр.

Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Он не может быть больше 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения на проверку полноты учета выручки и 5 рабочих дней - с даты выписки поручения на проверку применения ККТ.

Как и какие документы у вас могут потребовать

Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверк ип. 35 Регламента 132н ; п. 30 Регламента 133н . Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т. д.)подп. 2 п. 7 Регламента 132н ; подп. 2 п. 7 Регламента 133н .

Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копи ип. 35 Регламента 132н ; п. 30 Регламента 133н . Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протоко лч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ .

В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать - всегда просите список требуемых бумаг.

Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафоват ьст. 19.7 КоАП РФ . Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.

Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.

Тексты комментируемых регламентов можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки - налоговой.

Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки - полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа - расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустим оп. 35 Регламента 132н ; п. 30 Регламента 133н . Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафоват ьст. 19.7 КоАП РФ и вам придется оспаривать штраф в суде.

Проверки полноты учета выручки

Инспекторы буду тпп. 35- 40 Регламента 133н :

  • сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
  • сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
  • изучать правильность оформления кассовых документов.

Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручк ип. 1 ст. 7 Закона от 21.03.91 № 943-1 . Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за ни хп. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ .

Проверки ККТ

Последовательность действий проверяющих такова.

ЭТАП 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т. п.). Результат фиксируют в акте проверк ип. 25 Регламента 132н .

То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАСПостановление Президиума ВАС от 16.06.2009 № 1988/09 . Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапис ьп. 23 Регламента 132н .

Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков - «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.

ЭТАП 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.

ЭТАП 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверк ипп. 34 , 37, 38 Регламента 132н .

Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст - их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелик аПисьмо ФНС от 21.12.2011 № АС-4-2/21794@ .

ЭТАП 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

Что в результате

По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.

По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.

Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?

Штраф - от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателе йпримечание к ст. 2.4 КоАП РФ - возможе нч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ :

  • за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
  • несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
  • накопление в кассе наличных сверх лимита;
  • расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договор уп. 1 Указания ЦБ от 20.06.2007 № 1843-У .

А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. - директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. - организацию инспекторы могу тч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ :

  • за неприменение ККТ или БСО;
  • применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
  • применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
  • применение БСО с нарушением требований к ним;
  • невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

  • налоговой инспекции . В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

    Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

    Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.

  • проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка . Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

    При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу . В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину . Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как и , журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

  • Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

    Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

  • Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

    Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

    В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.