Акты проверок кассовой дисциплины. Как налоговики теперь будут проверять ккт и кассу. В чем состоит соблюдение кассовой дисциплины

Комментарий к Регламентам контроля за полнотой учета наличной выручки и за соблюдением правил применения ККТ.
Комментарий к Приказам Минфина России от 17.10.2011 N N 132н, 133н

Проверки ККТ и не относятся к налоговым, хотя и проводят их налоговые инспекции. Поэтому на кассовый контроль не распространяются установленные НК правила и сроки проведения проверок. Однако собственных правил у него до сих пор не было (если не считать внутренних указаний налоговой службы (Письмо ФНС России от 08.06.2007 N ШТ-6-06/458@)). Из-за этого инспекторы могли проводить кассовые проверки так, как им заблагорассудится, и столько, сколько им удобно.
Теперь Минфин утвердил два Регламента: один - для проверок ККТ (Административный регламент, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее - Регламент 132н)) (начал действовать 5 февраля этого года), другой - для проверок полноты учета выручки (Административный регламент, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент 133н)) (действует с 19 февраля). Это две разные проверки, которые могут проходить как одновременно, так и отдельно друг от друга. Но даже если инспекторы совмещают их проведение, они должны составить отдельный акт по итогам каждой из них.

Рассказываем руководителю
Проверки ККТ и полноты учета выручки налоговики могут проводить хоть каждый день . Ведь на них не распространяются ограничения, установленные Законом о защите прав юрлиц при проведении госконтроля.

Общее у проверок ККТ и полноты учета выручки

Проверка начинается с предъявления поручения на проверку. Пока вам не предъявят этот документ, вы можете не общаться с инспекторами. Поручение должно быть подписано руководителем инспекции (Пункты 19, 28 Регламента 132н; п. п. 19, 23 Регламента 133н).
При проверке у инспекторов есть право (Пункт 7 Регламента 132н; п. 7 Регламента 133н):
- получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
- получить от вас любые документы, связанные с применением ККТ и , а также с учетом денег (последние - только при проверке полноты учета выручки);
- требовать от вас объяснения и сведения по предмету проверки.
Оба Регламента предписывают инспекторам проводить осмотр и инвентаризацию, а также привлекать сторонних специалистов для проведения экспертизы (Пункт 40 Регламента 132н; п. 35 Регламента 133н).

Для справки
За воспрепятствование законной деятельности проверяющих инспекция может оштрафовать (Часть 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ):
- организацию - на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
- директора или предпринимателя - на сумму от 2000 до 4000 руб.
Если же из-за ваших действий оказалось вовсе невозможным провести или завершить проверку, то штраф будет больше: от 20 000 до 50 000 руб. и от 5000 до 10 000 руб. соответственно (Часть 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

У вас есть право присутствовать при проведении проверки. А что, если директор (другой законный представитель организации) или предприниматель отсутствует и поэтому не может ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его? Тогда инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без него (Пункт 29 Регламента 132н; п. 24 Регламента 133н).
Все ваши объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, лучше оформлять письменно - тогда инспекторы должны будут приложить их к материалам проверки.
В конце проверки, когда налоговики составят акт, вам нужно прочитать его и поставить там отметку о вашем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Возражения можно вписать в сам акт или оформить отдельным документом. Акт инспекторы должны составить в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (предпринимателю) и затем передать ему один экземпляр.
Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Он не может быть больше 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения на проверку полноты учета выручки и 5 рабочих дней - с даты выписки поручения на проверку применения ККТ.

Как и какие документы у вас могут потребовать

Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (Пункт 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н). Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т.д.) (Подпункт 2 п. 7 Регламента 132н; пп. 2 п. 7 Регламента 133н).
Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копии. Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протокол (Часть 5 ст. 27.10 КоАП РФ).
В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать - всегда просите список требуемых бумаг.
Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафовать (Статья 19.7 КоАП РФ). Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.
Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.

(?) В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки - налоговой.

(?) Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки - полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа - расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустимо (Пункт 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н). Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафовать (Статья 19.7 КоАП РФ) и вам придется оспаривать штраф в суде.

Проверки полноты учета выручки

Инспекторы будут (Пункты 35 - 40 Регламента 133н):
- сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
- сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
- изучать правильность оформления кассовых документов.
Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручки (Пункт 1 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1). Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за них (Пункт 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Проверки ККТ

Последовательность действий проверяющих такова.
Этап 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т.п.). Результат фиксируют в акте проверки (Пункт 25 Регламента 132н).
То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09). Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись (Пункт 23 Регламента 132н).
Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков - "аналитические процедуры". Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.
Этап 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.
Этап 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверки (Пункты 34, 37, 38 Регламента 132н).
Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст - их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелика (Письмо ФНС России от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@).
Этап 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

Что в результате

По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.
По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.
Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?
Штраф - от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателей (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - возможен (Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ):
- за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
- несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
- накопление в кассе наличных сверх лимита;
- расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договору (Пункт 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).
А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. - директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. - организацию инспекторы могут (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- за неприменение ККТ или БСО;
- применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
- применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
- применение БСО с нарушением требований к ним;
- невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).

Минфин предлагает пострадавшим от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно - в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши права (Пункты 61, 68, 69, 72 Регламента 132н; п. п. 62, 68, 69, 79 Регламента 133н).

Л. Морозова эксперт журнала  Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение

Как известно, с 2012 года действует Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденный Банком России 12.10.2011 № 373‑П (далее – Порядок № 373‑П). Какие органы контролируют соблюдение данного порядка государственными (муниципальными) учреждениями? Каковы особенности проведения ими проверок кассовой дисциплины? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Кто вправе проверять кассовые операции?

Порядок ведения кассовых операций могут проверить уполномоченные лица:

– являющиеся работниками учреждения (внутренний контроль);

– органов Росфиннадзора;

– налоговых органов.

Кроме того, в целях проверки финансово‑хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета, в том числе соблюдения порядка ведения кассовых операций, учреждения вправе прибегать к услугам аудиторских фирм или частных аудиторов. Стоит отметить, что согласно ранее действовавшему Порядку № 401 проверку соблюдения учреждениями требований кассовой дисциплины систематически могли осуществлять банки. В Порядке № 373‑П такое положение отсутствует. То есть теперь кредитные организации не уполномочены осуществлять такие проверки. Далее рассмотрим особенности проведения проверки кассы указанными проверяющими органами.

Проверки, осуществляемые в рамках внутреннего контроля

В соответствии с п. 1.11 Порядка № 373‑П порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом. Порядок проверки кассовой дисциплины (ревизии кассы) разрабатывается на местах и прописывается в локальных нормативных актах, например в положении о внутреннем финансовом контроле, положении о кассовых операциях. Как правило, в таком порядке устанавливается:

– периодичность проведения ревизии кассы;

– лица, уполномоченные на проведение ревизии кассы;

– перечень проверяемых кассовых документов;

– перечень объектов проверки;

– правила оформления актов ревизии;

– лица, ответственные за расхождения, выявленные в ходе ревизии кассы;

Отметим, ревизия кассы осуществляется с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денег сверяется с остатками по кассовой книге. Помимо пересчета денег, в ходе ревизии кассы проверяется:

– правильность заполнения кассовых документов;

– достоверность документов, на основании которых осуществляются кассовые расходы;

– соблюдение установленного лимита кассы и размера расчетов

Наличными деньгами;

– правильность оформления операций по депонированным суммам и т. д.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Результаты ревизии фиксируются в акте проверки. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Приведем фрагмент положения о внутреннем финансовом контроле, в котором отражен порядок проведения ревизии кассы. 4. Порядок проведения ревизии кассы4.1. Ежемесячно, а также при смене бухгалтера‑кассира на основании приказа руководителя в учреждении проводится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток наличных денег в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. В рамках ревизии кассы также проводится проверка правильности работы программных средств по обработке кассовых документов. Ревизия кассы проводится ревизором, выполняющим обязанности по внутреннему финансовому контролю в учреждении, или комиссией, назначаемой приказом руководителя. 4.2. По результатам ревизии оформляется акт, содержащий:

– предмет проверки;

– фамилию и инициалы проверяемого материально ответственного лица;

– фактическое наличие денежных средств, находящихся в кассе на момент

Проверки;

– количество денежных средств по учетным данным;

– результаты ревизии (излишки, недостачи при их обнаружении);

– объяснение причин возникновения излишков

(недостач) денежных средств (если таковые имеются);

– подписи проверяемого материально ответственного лица и ревизора

(членов комиссии);

– решение руководителя учреждения, принятое по результатам проверки.

4.3. При проведении внутренней ревизии кассы ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на бухгалтера‑кассира. 4.4. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ.

Проверка органами Росфиннадзора

Согласно п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово‑бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово‑бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н, Росфиннадзор, а также его территориальные органы в целях реализации своих полномочий вправе проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий. Росфиннадзор и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль путем проведения ревизий и проверок. В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период (п. 82 Административного регламента № 75н2). Контрольные действия по изучению документов проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, пересчета и т. п. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом (п. 83 Административного регламента № 75н). В соответствии с п. 69, 70 Административным регламентом № 75н срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово‑хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств. При этом он не может превышать 45 рабочих дней. Проверки Росфиннадзора и территориальных органов могут быть как плановые, так и неплановые. Целью проверок (ревизий) кассовых операций является устранение нарушений в операциях, связанных с использованием наличных денежных средств учреждений. Прежде чем приступить к инвентаризации наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, хранящихся в кассе, член ревизионной группы (ревизор), проверяющий кассовые операции, обязан предъявить руководителю проверяемого учреждения документ, удостоверяющий полномочия на проведение ревизии. Кассовые операции подвергаются сплошной проверке, в ходе которой проверяется соблюдение основных требований, предъявляемых к ведению кассовых операций, а именно:

– наличие договора с кассиром о его полной материальной ответственности и его ознакомление с положением о ведении кассовых

Операций;

– обеспечение сохранности денежных средств;

– порядок хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денежных средств;

– документальное оформление операций, связанных с получением и выдачей наличных денежных средств;

– своевременность и полнота сдачи денежных средств в ОФК;

– предельный размер расчетов наличными денежными средствами3, непревышение данного размера;

– правильность ведения кассовой книги;

– наличие утвержденного распорядительного документа об установленном лимите остатка наличных денег, соблюдение установленного лимита остатка денежной наличности в кассе, своевременность сдачи в банк денег сверх лимита;

– отсутствие остатка денежной наличности в кассе на начало ревизии;

– отсутствие в кассе денежных средств и других ценностей,

не принадлежащих данному учреждению;

– проведение внезапных ревизий кассы с составлением актов

по результатам ревизии;

– составление реестра депонированных сумм, своевременность

сдачи в банк депонированных сумм;

– правильность оформления операций, связанных с приемом

и выдачей из кассы денежных документов;

– правильность ведения накопительных ведомостей по кассовым операциям;

– наличие и достоверность оправдательных документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность

Произведенных расходов;

– наличие и ведение журналов регистрации приходных и расходных ордеров, кассовой книги;

– правильность оформления ведомостей на выдачу заработной

платы и проведения других расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов. Основными документами, которые подвергаются изучению ревизорами, проводящими проверку кассовых операций, являются:

– Журнал операций по счету Касса;

– Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя

Бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

– Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

– заявки на кассовый расход;

– заявки на получение наличных денег;

– чековые книжки;

– карточки учета лимитов бюджетных обязательств;

– анализ счета 0 201 34 000 Касса;

– Кассовая книга (ф. 0504514);

– отчеты кассира;

– Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003);

– приходные кассовые ордеры (ф. 0310001);

– расходные кассовые ордеры (ф. 0310002);

– инвентаризационные

описи наличных денежных средств (ф. 0504088);

– Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам

(ф. 0504501);

– платежные ведомости;

оправдательные документы к кассовым документам;

авансовые отчеты и др.

Результаты проведенной ревизии кассы оформляются отдельным актом ревизии (проверки). Если при проверке выявлены недостача или излишек денежной наличности, кассир обязан в письменном виде объяснить причины выявленных отклонений. Достоверность таких объяснений тщательно проверяется ревизором. Недостачи денежных средств взыскиваются с кассира, а излишки приходуются. После проверки непосредственно кассовых операций, как правило, ревизор проверяет соблюдение условий хранения денежных средств. Напомним, что правила по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, условия их хранения и транспортировки утверждаются юридическим лицом, то есть непосредственно устанавливаются самим учреждением и закрепляются в локальном нормативном акте (п. 1.11 Порядка № 373‑П). В связи с этим ревизор проверяет, выполняются ли условия хранения денежных средств, установленные в учреждении.

Проверки налоговыми органами

Налоговыми органами проводятся проверки кассовых операций в рамках осуществления контроля за применением контрольно кассовой техники. Иными словами, налоговые органы наделены полномочиями по контролю за полнотой учета выручки в организациях (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ О применении контрольно‑кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, п. 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Факт полноты учета выручки денежных средств в организациях устанавливается налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом № 133н4. В рамках проверки полноты учета выручки денежных средств специалистами налоговой инспекции рассматриваются документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно‑кассовой техники. В случае если проверяемое учреждение оказывает услуги населению и осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно‑кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, то проверяющим представляются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности. Кроме того, в данном случае проверяющие имеют право получать информацию из автоматизированных систем, формирующих бланк строгой отчетности, о выпущенных документах (п. 28, 29 Административного регламента № 133н). Таким образом, в ходе проверки полноты учета денежных средств в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов налоговиками рассматриваются следующие документы:

– журнал кассира‑операциониста;

– акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

– журнал

Регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно‑кассовых машин, работающих без кассира‑операциониста;

– распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно‑кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

– контрольные ленты контрольно‑кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

– приходные и расходные кассовые ордера;

– журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

– авансовые отчеты;

– кассовая книга;

– справка‑отчет кассира‑операциониста;

– сведения о показаниях счетчиков контрольно‑кассовых машин

и выручке организации;

– бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

– информация из автоматизированной системы о выпущенных

Документах;

– акт приемки бланков строгой отчетности;

– книга учета бланков строгой отчетности;

– акт о списании бланков строгой отчетности;

– книга учета доходов и расходов организаций;

распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

– иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для проверки.

В учреждении, применяющем ККТ, проверка полноты учета выручки денежных средств осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ, и записями в журнале кассира‑операциониста. Записи в журнале кассира‑операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов (п. 37 Административного регламента № 133н). В учреждении, применяющем бланки строгой отчетности, определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. При этом сумма выручки денежных средств, отраженная в учете учреждения, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у учреждения (п. 41 Административного регламента № 133н). Если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным учреждения, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков) (п. 40 Административного регламента № 133н). Максимальный срок проверки полноты учета выручки денежных средств не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому учреждению поручения на проверку. Результатом такой проверки является установление (выявление, фиксация) фактов неполного (полного) учета выручки денежных средств, что отражается в акте проверки.

Административная ответственность за нарушения кассовой дисциплины

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ о порядке ведения кассовых операций проверяющие возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. При этом стоит отметить, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков: со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (п. 14 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В настоящее время предусмотрена следующая административная ответственность за нарушения кассовой дисциплины: а) в соответствии с п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

– на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;

б) в соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 руб.;

– на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Вопросы составления графика отпусков

Вот и наступил 2013 год. За время новогодних каникул мы с вами хорошо отдохнули и готовы трудиться с новыми силами. Начнем с того, что проверим: а все ли мы успели в прошлом году? Одним из документов, которыми кадровик закрывает год, является график отпусков. Хорошо, если он утвержден в срок, а если нет? Грозит ли работодателю ответственность за нарушение сроков утверждения графика отпусков, на что обратить внимание при составлении данного докуменита, мнение работников каких категорий необходимо учесть при определении периода отдыха, вы узнаете, прочитав статью. На основании ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Форма графика – Т‑7 унифицирована Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (далее – Постановление № 1). Но прежде чем говорить о самом графике, коротко расскажем о ежегодном оплачиваемом отпуске.

О ежегодном оплачиваемом отпуске

Итак, на основании ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

1 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40.
2 Административный регламент исполнения Федеральной службой финансовобюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н.
3 Согласно Указанию Банка России от 20.06.2007 № 1 843‑У О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.
4 Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н.

Проверка кассовых операций

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Проверка кассовых операций
Рубрика (тематическая категория) Аудит

Проверка банковских операций

Проверка кассовых операций

Аудит операций по учету денежных средств

Тема 2.3.

Проверка (ревизия) кассы означает выполнение следующих операций:

Инвентаризация наличных денежных средств;

Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу;

Исследования правильности списания денежных средств на расходы.

Источники информации для проверки - документы, которые крайне важно изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал (книга) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации расчетно-платежных ведомостей, оправдательные документы к кассовым отчетам, авансовые отчеты. Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

Главная книга;

Журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы);

Баланс предприятия (ф. № 1);

Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках (ф. № 2);

Отчет о движении капитала (ф. № 3);

Отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

Другие регистры учета кассовых операций.

Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки:

1. Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета Директоров 22 сентября 1993 ᴦ. № 40).

2. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (Положение Банка России от 05.01.98 ᴦ. № 14-П).

3. Закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 ᴦ. ʼʼО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картʼʼ.

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе организации для аудитора являются:

Отсутствие в организации налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

Отсутствие на предприятии приказа руководителя о периодичности проверок;

Наличие признаков формального проведения ревизий кассы;

Предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам, кроме главного бухгалтера и руководителя организации, не отраженное в распоряжениях руководителя;

Формальное проведение ревизии при смене кассира;

Отсутствие в штате организации должности кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

Отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;

Отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителœей организации, главного бухгалтера и кассира, в связи с этим аудитор должен опросить каждое

ответственное лицо.

В результате опроса ответственных лиц могут не совпадать ответы. К примеру, кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия - о крайне важно сти заключения договора о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения вответах, незнание положений по организации кассовой работы свидетельствуют, как правило, о слабых сторонах внутреннего контроля на предприятии.

Инвентаризация кассы

Инвентаризация кассы проводится немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия недостачи денег в одних кассах за счёт денежной наличности других касс. Одновременно кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что всœе приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и несписанных денег не имеется.

Отчет визирует главный (старший) бухгалтер предприятия (фирмы). Начинается подсчет денег и других ценностей, находящихся в кассе. Сначала это делает кассир, потом аудитор.
Размещено на реф.рф
В период инвентаризации в кассе могут находиться частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и другие выплаты, а также различного рода временные надлежащим образом не оформленные расписки о получении взаимообразно работниками предприятия денег из кассы.

Выплаты по частично оплаченным платежным ведомостям аудитор принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. Расписки к зачету в наличный остаток приниматься не должны. Фактическое наличие денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете. После этого аудитор оформляет результаты инвентаризации актом, который, кроме него, подписывают еще кассир и главный (старший) бухгалтер.

При ревизии кассы аудитору крайне важно также узнать:

Имеется ли обязательство кассира о материальной ответственности установленной формы, предусмотренной порядком ведения кассовых операций;

Соответствует ли помещение кассы нормальным условиям работы кассира, обеспечена ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка;

Не находится ли в кассе на отдельные даты денежная наличность, значительно превышающая установленные лимиты;

Проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты таких проверок.

При обнаружении недостач на значительные суммы или злоупотреблений следует потребовать отстранения кассира от должности и рекомендовать руководству предприятия передать дело следственным органам.

Проверяющий устанавливает соблюдение сроков обычных инвентаризаций, которые предусматривает руководитель предприятия, но не реже одного раза в квартал. Такая операция должна проводиться внезапно с участием представителя администрации.

Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств

Кассы предприятия и фирм принимают наличные деньги по приходным кассовым ордерам. Эти деньги могут поступать из банков, от работников в оплату каких-либо услуг, бывают остатками неиспользованных авансов и др.
Размещено на реф.рф
Особое внимание следует обратить на полноту и своевременность денег, полученных по каждому чеку из банка. Некоторые допускают ошибку, когда просматривают только корешки чеков. Необходимо проверять также выписки банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). В случае если на выписках есть следы подчисток, исправлений, а также при расхождении остатков, аудитор должен получить выписку в банке из текущего счета или расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии ревизуемой организации с данными выписки. В процессе проверки иногда выяснялось, что для сокрытия фактов присвоения наличных денег работники бухгалтерии исправляли шифры в выписках банка (шифр, соответствующий получению наличных денег, исправлялся на шифр, обозначающий безналичные расчёты), уничтожали корешки чеков, по которым были получены деньги, а на соответствующие суммы прилагали фиктивные платежные поручения. Необходимо тщательно проверять не только полноту оприходования сумм, полученных из банка, но и другие поступления: от родителœей за содержание детей в детских учреждениях, квартирную плату и др.

Проверяя полноту и своевременность оприходования денег, полученных с расчетного счета в банке, аудитору следует применить метод взаимного контроля. При этом сравнивают суммы, отраженные в ведомости № 1 по Д 50 и суммы по журналу-ордеру № 2 по К 51. Эти суммы должны совпадать.

Действенным методом контроля является проверка книг регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, которые не должны вести кассиры предприятия. В результате этой проверки бывают выявлены неоприходованные суммы. Неоприходование денег по кассе связано со списанием полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных операций.

Правильность списания денег в расход

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам.

Прежде всœего, нужно знать, что наличные деньги выдаются из кассы фирмы только по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.).

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителœем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.

Кассовые операции по списанию денег в расход изучают по документам, приложенным к кассовым отчетам за весь период, подлежащий проверке.

При аудите используют следующие формы учетной документации по кассовым операциям:

КО-1 -приходный кассовый ордер;

КО-2 -расходный кассовый ордер;

КО-3 -журнал регистрации приходных и расходных документов;

КО-4 -кассовая книга;

КО-5 -книга учета принятых и выданных кассиром денег;

Главная книга, балансы на соответствующие даты и др.

Необходимо обращать внимание на оформление кассовых документов:

Имеется ли подпись руководителя, разрешающая выдачу денег из кассы;

Имеется ли на каждом документе расписка получателя;

Погашаются ли кассовые документы (приходные -штампом ʼʼполученоʼʼ и расходные -штампом ʼʼоплаченоʼʼ с указанием даты);

Имеется ли доверенность на получение денег от других организаций.

В процессе проверки крайне важно убедиться в документальной обоснованности записей в книге, которые должны подтверждаться правильно оформленными приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами. Последние бухгалтерия обязана записывать в журнале регистрации ордеров, что делается не всœегда. Отсутствие такого журнала создает возможность для злоупотреблений путем уничтожения кассовых ордеров. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникают неучтенные деньги.

Наиболее распространенной и опасной формой злоупотреблений является повторное списание сумм по кассе по одним и тем же документам. С целью выявления этого крайне важно внимательно проверить полноту приложений к кассовым отчетам, а сами приложенные документы (ведомости, ордера) - наналичие подчисток, исправлений и т.д. Выборочным путем можно проверить, получал ли отдельный работник фактически указанную в ведомости сумму.

Аудитор должен тщательным образом проверить соблюдение в организации порядка ведения кассовых операций в соответствии с нормативными документами.

Аудитор должен удостовериться в следующем:

Обслуживается клиентура одним кассиром или несколькими;

Работает ли кассир только в проверяемом предприятии или совмещает свои обязанности с другими;

Имеется ли обязательство кассира о полной материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;

Имеется ли расписка об этом.

К сожалению, не во всœех организациях кассовые помещения изолированы, некоторые не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должны находиться представители предприятия.

Аудиторам крайне важно проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, проводилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассиром и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписи руководителœем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.

Обращается внимание на записи в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а всœе листы -заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.

Следует иметь в виду, что в кассовой работе не должна быть неточностей и ошибок. Даже мелкий просчет в кассе приносит помимо материальных потерь моральный ущерб их допустившим. К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных шкафах, которые по окончании работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов к ключам от сейфов, всœевозможные подчистки в кассовых книгах. Выявлены факты, когда к работе с ценностями на предприятиях допускались лица, находящиеся в родственных отношениях.

Ревизия кассовых операций предусматривает контроль:

1) злоупотреблений (включение в ведомости подставных лиц, завышение итоговых сумм к выдаче и др.) по оплате труда, особенно депонированной зарплате и при выдаче подотчетных сумм;

2) использования не по целœевому назначению полученных из банка денег на зарплату, командировки и хозяйственные нужды и соответствие их остаткам лимита͵ установленного банком;

3) своевременной сдачи в банк остатков средств по невыданной заработной плате, выручке от реализации материальных ценностей за наличный расчет, путевок, других поступлений в кассу;

4) выдачи наличных денег посторонним лицам без доверенностей. При наличии таких факторов аудитор должен уточнить их причины, установить, по чьему распоряжению они были выданы и не скрываются ли за этим злоупотребления;

5) подписей в расходных кассовых документах, нет ли фактов подписей только одним руководителœем или главным бухгалтером;

6) незаполненных чеков с подписями руководителя и главного бухгалтера и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения;

7) за хранением денежных чековых книжек, которые должны находиться в сейфе у главного бухгалтера;

8) наличия и подлинности на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателœей денег;

9) законности произведенных из кассы выплат денежных средств, списываемых на расходы без последующего представления отчетов по этим операциям;

10) аудитору крайне важно выборочно проконтролировать итоги страниц кассовой книги и перенос сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;

11) аудитор сопоставляет балансовые данные по счету ʼʼКассаʼʼ с главной книгой, журналами-ордерами и кассовой книгой;

12) за правильностью корреспонденции счетов по кассовым документам;

13) за своевременностью депонирования невыплаченных сумм.

14) результаты ревизии кассы оформляются актом.

Проверка кассовых операций - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проверка кассовых операций" 2017, 2018.

С 19 февраля 2012 года функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки, полученной с применением контрольно- кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложили на Федеральную налоговую службу согласно Приказа Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

В сентябре 2015 г. наша организация получила поручение от ФНС, в которой мы стоим на учете на исполнение данной государственной функции. Для нас это было очень волнительно, поскольку до этого времени подобных проверок не было и мы не знали к чему готовится. Для справки: наша организация занимается оптово-розничной торговлей. Компания совмещает ЕНВД и ОСНО, ведет раздельный учет. На данный момент имеет один кассовый аппарат. Денежные расчеты осуществляются с использованием контрольно-кассовой техники и платежных карт.

Проверка проводилась за период с 01.01.2012 по 09.09.2015, т.е за з года и восемь месяцев. Для проверки у нас запросили:

  1. Журналы кассира-операциониста.
  2. Полные и краткие фискальные отчеты ККТ по дням, месяцам,кварталам(бесплатно снимал представитель организации, обслуживающей ККТ).
  3. Кассовые книги за проверяемый период.
  4. Первичные учетные документы по учету кассовых операций: ПКО, РКО, Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов за проверяемый период.
  5. Акты о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (Унифицированная форма №КМ-1). Акты о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (Унифицированная форма №КМ-2).
  6. Справка-отчет кассира-операциониста (Унифицированная форма №КМ-6) за проверяемый период. Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (Унифицированная форма №КМ-7).Слипы.
  7. Приказы об установлении лимита остатка кассы на 2012-2015 г. г.
  8. Договор об обслуживании предприятиями держателей платежных карт с банком.
  9. Авансовые отчеты за 2012-2015 г.

Обратите ваше внимание, уважаемые коллеги, как теперь расширился список документов, запрашиваемых ИФНС при проверки кассы, по сравнению с тем, что требовали раньше банки.

Времени для подготовки всей документации нам дали всего лишь два (!!!) рабочих дня. Этого показалось очень мало, поскольку в 2012-2013 г.г в организации работал другой главный бухгалтер и мне пришлось проверять все документы за этот период на предмет того все ли первичные документы имеются, правильно ли они заполнены, все ли росписи работников стоят, что-то расшивать, что-то сшивать. Трудновато пришлось, если честно, и не все успела проверить.

В результате проверки, нарушений по лимиту остатка денежной наличности у нас не установлено. Фактов несанкционированного вмешательства в работу ККТ, с целью корректировки выручки, полученной с применением ККТ, не выявлено. Однако обнаружилось то, что в 2012 г. при закрытии магазина один из кассовых аппаратов не был снят с учета в ФНС, упустили этот момент бывшие бухгалтера, но утилизировали его за ненадобностью. И теперь мы оказались в затруднительном положении - невозможно снять с него фискальные отчеты, чтобы доказать, что он больше не работает. Боялись штрафа-отделались объяснительной. Кроме того, при возврате покупателю денег за бракованный товар в 2012-2013 г.г. в нескольких случаях не был оформлен Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (Унифицированная форма №КМ-3). За это нарушение мы тоже отделались объяснением.

В целом, хотелось бы отметить доброжелательный настрой работников ФНС к нам, что приятно удивило, ведь обычно говорят, что если придут проверяющие, то штраф гарантирован. В нашем случае это оказалось не так. Еще хотелось бы отметить один момент. Инспектора, разговаривая между собой, обмолвились, что один из налогоплательщиков принес документы в каких-то грязных, рваных коробках, документы там были кучей накиданы. Зрелище не приглядное. Работники ФНС сокрушались: « Как же к ним притрагиваться неприятно!» Отсюда, коллеги, делайте выводы сами. Как вы к людям - так и они к вам.

Итак, уважаемые бухгалтера, проверка кассы налоговой службой оказалась не такой страшной, как представлялось нам. Теперь, в соответствии с новым административным регламентом, такие проверки будут регулярными, поэтому во избежание лишнего стресса, найдите время и проверьте то, что может вызвать вопросы у проверяющих, что-то исправьте, дополните. Ведь умные люди учатся на чужих ошибках. Всем добра и спокойной работы.

Главный бухгалтер ООО «Стронг», Комарова Анна Владимировна

Для того чтобы разобраться с понятием «кассовая дисциплина» сначала необходимо понять различие между терминами «Кассовый аппарат» и «Касса»:

Кассовый аппарат (ККМ, ККТ) – это устройство, необходимое для получения денежных средств от ваших клиентов. Таких устройств может быть сколько угодно и по каждому из них должны оформляться свои отчетные документы.

Касса предприятия (операционная касса) – это совокупность всех наличных операций (прием, хранение, выдача). В кассу поступает выручка, полученная, в том числе по кассовому аппарату. Из кассы осуществляются все наличные расходы, связанные с деятельностью предприятия и сдаются деньги инкассаторам для дальнейшей передачи в банк. Кассой может быть отдельное помещение, сейф в комнате или даже ящик в письменном столе.

Так вот, все операции по кассе должны сопровождаться оформлением кассовых документов, что обычно и подразумевается под соблюдением кассовой дисциплины.

Кассовая дисциплина – это набор правил, которые необходимо соблюдать при осуществлении операций, связанных с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств (кассовые операции).

Основными правилами кассовой дисциплины являются:

Кто должен соблюдать

Необходимость ведения кассовой дисциплины не зависит от наличия ККМ или выбранной системы налогообложения .

Как рассчитывается лимит остатка наличных денег по кассе

Порядок расчета лимита остатка по кассе представлен в приложении к Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Согласно нему в 2019 году лимит остатка по кассе можно рассчитать одним из двух способов:

Вариант 1. Расчет исходя из объема поступлений в кассу наличных денег

L = V / P x N c

L

V – объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (вновь созданные ИП и организации указывают ожидаемый объем поступлений).

P – расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег (при его определении можно взять любой период времени, например, месяц, в котором были наиболее пиковые объёмы поступлений наличности). Расчетный период должен быть не более 92 рабочих дней

N c – период времени между днем, в котором были получены наличные деньги и днём сдачи этих денег в банк. Данный период не должен превышать 7 рабочих дней, а в случае отсутствия банка в населенном пункте – 14 рабочих дней. Например , если деньги сдаются в банк один раз в 3 рабочих дня, то N c = 3. При определении N c могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности (сезонность, режим рабочего времени и т.д.).

Пример расчета . ООО «Компания» занимается розничной торговлей. Руководство организации решило установить лимит остатка по кассе на 2019 год, взяв за расчетный период – декабрь 2018 года. В декабре компания отработала 21 день и получила наличную выручку в размере 357 000 рублей. При этом кассир организации сдавал выручку в банк один раз в 2 дня. Лимит остатка по кассе в этом случае будет равен: 34 000 руб. (357 000 руб. / 21 дн. x 2 дн.).

Вариант 2. Расчет исходя из объема выдач наличных денег из кассы

Данный способ как правило используют ИП и организации, которые не получают наличные в процессе деятельности, но периодически снимают деньги в банке (например, для расчетов со своими поставщиками).

В этом случае применяется формула:

L = R / P x N n

L – лимит остатка наличных денег в рублях;

R – объем выдач наличных денег за расчетный период в рублях (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других перечислений работникам). Вновь созданные ИП и организации указывают ожидаемый объем выдач наличных денег;

P – расчетный период, за который учитывается объем выдач наличных денег (при его определении можно взять любой период времени, например, месяц, в котором были наиболее пиковые объёмы выдач наличности). Расчетный период должен быть не более 92 рабочих дней , при этом его минимальное значение может быть любым.

N n – период времени между днями получения денег в банке (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам). Данный период не должен превышать 7 рабочих дней, а в случае отсутствия банка в населенном пункте – 14 рабочих дней. Например, если деньги снимаются в банке один раз в 3 рабочих дня, то N n = 3.

Пример расчета . ООО «Компания» занимается розничной торговлей. Наличную выручку общество не принимает, покупатели расплачиваются через банк. Однако периодически компания снимает наличные деньги в банке для расчетов с поставщиками. Руководство организации решило установить лимит остатка по кассе на 2019 год, взяв за расчетный период – декабрь 2018 года.

В декабре компания отработала 21 день и получила в банке наличных денег в размере 455 700 рублей. При этом кассир организации получал наличные в банке один раз в 4 дня. Заработная плата из кассы не выдавалась. Лимит остатка в этом случае будет равен: 86 800 руб. (455 700 руб. / 21 дн. x 4 дн.).

Приказ для установления лимита по кассе

После того как вы рассчитаете лимит остатка наличных денег по кассе, необходимо издать внутренний приказ, утверждающий сумму лимита. В приказе можно указать срок действия лимита, например, – 2019 год (образец приказа).

Обязанность каждый год переустанавливать лимит законом не предусмотрена, поэтому если в приказе срок действия не указан, то установленные показатели можно применять как в 2019 году, так и далее до тех пор, пока вы не издадите новый приказ.

Упрощенный порядок

Начиная с 1 июня 2014 года – ИП и малые предприятия (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе.

Для того чтобы отменить лимит по кассе, необходимо издать специальный приказ. Он должен быть основан на Указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и обязательно содержать формулировку: «Хранить наличные денежные средства в кассе без установления лимита остатка в кассе» (образец приказа).

Выдача наличных денег подотчетным лицам

Подотчетные деньги – это деньги, которые выдаются подотчетным лицам (работникам) на командировки, представительские расходы и хозяйственные нужны.

Выдать деньги под отчет можно только на основании заявления от сотрудника . В нем он должен указать: сумму денег, цель их получения и срок, на который они берутся. Заявление пишется в произвольной форме и обязательно должно быть подписано руководителем (ИП).

Если сотрудник потратил свои личные деньги, то ему необходимо их компенсировать, в этом случае также пишется заявление, но с другой формулировкой (образцы заявлений).

Примечание : желательно, чтобы в заявлении была строчка: «У сотрудника отсутствует задолженность по ранее выданным авансам» (так как по закону нельзя выдавать деньги под отчет сотрудникам, которые не отчитались по предыдущим авансам).

В течение 3-х рабочих дней после окончании срока, на который были выданы денежные средства (или со дня выхода на работу), работник должен представить бухгалтеру (руководителю) авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих совершенные расходы (чеки ККМ, товарные чеки и т.д.).

Иначе денежные средства, выданные сотруднику, нельзя будет зачесть в расходы и соответственно уменьшить налог. Более того, если не будет подтверждающих документов, то с выданной суммы придётся удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы .

Ограничение наличных расчетов

Ещё одним важным правилом кассовой дисциплины является соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности (ИП и организации) в рамках одного договора суммой не более 100 тыс. рублей .