Налоговая проверка кассовой дисциплины что проверяют. Кассовая дисциплина: что изменилось, на что обратить внимание. Проверки налоговыми органами

Главные изменения в кассовой дисциплине связаны с тем, что произошел переход на онлайн-кассы. Как следствие этого, появилась возможность не применять некоторые кассовые документы.

МНноие бизнесмены с 1 июля 2017 года используют ККТ с подключением к сети Интернет и заключают договор на техническое обслуживание с оператором фискальных данных, который будет передавать информацию о платежах в адрес налоговых органов в электронном виде. К ним присоединились и те, у кого срок использования касс был отложен до 1 июля 2019-го.

Ведение кассовой дисциплины в 2019 году

Кассовая дисциплина в 2019 году — это набор правил работы с кассой для организации и ИП. Это касается расходования наличной выручки, хранения налички и работы с ККТ.

Допустимую сумму наличных на конец рабочего дня организации устанавливают самостоятельно, остальное сдают в банк.

Ведение кассовой дисциплины в 2019 году для субъектов малого предпринимательства и ИП выражается в том, что они хранят в кассе столько наличных, сколько необходимо. Сумму устанавливают в приказе о лимите кассы, в противном случае лимит остатка — 0. Превысить лимит можно в дни зарплаты, выходные и праздники. Лимит расчетов наличными между организациями или ИП составляет 100 тыс. руб., с физлицами — ограничений нет. В бумажные документы (кроме ПКО и РКО) можно вносить исправления, электронные подписывают электронными подписями, а исправлять их нельзя.

Расходовать наличные организациям и ИП запрещено (п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 №3073-У), исключения предусмотрены для:

  • выплат работникам;
  • выдачи денег для подотчетных лиц;
  • оплаты товаров, работ, услуг;
  • возврата покупателям.

Наличные, полученные со счета в банке, расходовать на иные цели не запрещено.

ИП может тратить наличную выручку на личные нужды.

Изменения в кассовой дисциплине

В правила применения ККТ Федеральным законом от 03.07.16 №290-ФЗ внесены серьезные изменения, главным из которых является переход на применение онлайн-касс, передающих информацию о расчетах с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Информация передается в момент расчета.

Кассовая дисциплина при онлайн-кассах тоже меняется. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 16.06.17 №03-01-15/37692, после введения в организации онлайн-касс применение журнала кассира-операциониста (форма №КМ-4) и справки-отчета кассира-операциониста (форма №КМ-6) не является обязательным.

Кроме того, Указанием Банка России от 19.06.2017 № 4416-У внесены изменения в порядок ведения кассовых операций: для выдачи денег под отчет теперь не требуется полного погашения задолженности по ранее полученной сумме. Кроме того, у подотчетника можно не брать заявление, а оформить выдачу распорядительным документом — например, приказом руководителя.

Ответственность за нарушения правил работы с ККТ

Штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины 2019 регламентирует КоАП . За нарушение кассовой дисциплины 2019 штраф назначается, исходя из тяжести нарушения.

За расчеты наличкой и накопление в кассе сверх установленных размеров (ст. 15.1 ) штраф для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб., для юрлиц — от 40 000 до 50 000 руб.

За несоблюдение правил работы с ККТ (ст.14.5 ):

  • за неприменение ККТ штраф на должностных лиц — от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но не менее 10 000 руб.; для юрлиц и ИП — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.;
  • за систематическое нарушение закона — дисквалификация для должностных лиц от 1 до 2 лет; для юрлиц и ИП — приостановка до 90 суток;
  • за применение не соответствующей требованиям ККТ и непредставление информации и документов по запросам налоговиков — предупреждение или штраф для должностных лиц от 1500 до 3000 руб.; для юрлиц и ИП — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.;
  • за ненаправление клиенту бумажного или электронного чека по его требованию — предупреждение или штраф для должностных лиц 2000 руб. Для юрлиц и ИП — предупреждение или административный штраф 10 000 руб.

Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами в 2019 году осуществляется без ограничений.

УФНС составляет план проверок, но документ рассчитан только для внутреннего использования. Как правило, это происходит не чаще одного раза в год или при наличии жалобы.

Также проверку проведут, если фирма раньше нарушала дисциплину работы с кассой или работает с убытком.

С 19 февраля 2012 года функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки, полученной с применением контрольно- кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложили на Федеральную налоговую службу согласно Приказа Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

В сентябре 2015 г. наша организация получила поручение от ФНС, в которой мы стоим на учете на исполнение данной государственной функции. Для нас это было очень волнительно, поскольку до этого времени подобных проверок не было и мы не знали к чему готовится. Для справки: наша организация занимается оптово-розничной торговлей. Компания совмещает ЕНВД и ОСНО, ведет раздельный учет. На данный момент имеет один кассовый аппарат. Денежные расчеты осуществляются с использованием контрольно-кассовой техники и платежных карт.

Проверка проводилась за период с 01.01.2012 по 09.09.2015, т.е за з года и восемь месяцев. Для проверки у нас запросили:

  1. Журналы кассира-операциониста.
  2. Полные и краткие фискальные отчеты ККТ по дням, месяцам,кварталам(бесплатно снимал представитель организации, обслуживающей ККТ).
  3. Кассовые книги за проверяемый период.
  4. Первичные учетные документы по учету кассовых операций: ПКО, РКО, Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов за проверяемый период.
  5. Акты о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (Унифицированная форма №КМ-1). Акты о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (Унифицированная форма №КМ-2).
  6. Справка-отчет кассира-операциониста (Унифицированная форма №КМ-6) за проверяемый период. Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (Унифицированная форма №КМ-7).Слипы.
  7. Приказы об установлении лимита остатка кассы на 2012-2015 г. г.
  8. Договор об обслуживании предприятиями держателей платежных карт с банком.
  9. Авансовые отчеты за 2012-2015 г.

Обратите ваше внимание, уважаемые коллеги, как теперь расширился список документов, запрашиваемых ИФНС при проверки кассы, по сравнению с тем, что требовали раньше банки.

Времени для подготовки всей документации нам дали всего лишь два (!!!) рабочих дня. Этого показалось очень мало, поскольку в 2012-2013 г.г в организации работал другой главный бухгалтер и мне пришлось проверять все документы за этот период на предмет того все ли первичные документы имеются, правильно ли они заполнены, все ли росписи работников стоят, что-то расшивать, что-то сшивать. Трудновато пришлось, если честно, и не все успела проверить.

В результате проверки, нарушений по лимиту остатка денежной наличности у нас не установлено. Фактов несанкционированного вмешательства в работу ККТ, с целью корректировки выручки, полученной с применением ККТ, не выявлено. Однако обнаружилось то, что в 2012 г. при закрытии магазина один из кассовых аппаратов не был снят с учета в ФНС, упустили этот момент бывшие бухгалтера, но утилизировали его за ненадобностью. И теперь мы оказались в затруднительном положении - невозможно снять с него фискальные отчеты, чтобы доказать, что он больше не работает. Боялись штрафа-отделались объяснительной. Кроме того, при возврате покупателю денег за бракованный товар в 2012-2013 г.г. в нескольких случаях не был оформлен Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (Унифицированная форма №КМ-3). За это нарушение мы тоже отделались объяснением.

В целом, хотелось бы отметить доброжелательный настрой работников ФНС к нам, что приятно удивило, ведь обычно говорят, что если придут проверяющие, то штраф гарантирован. В нашем случае это оказалось не так. Еще хотелось бы отметить один момент. Инспектора, разговаривая между собой, обмолвились, что один из налогоплательщиков принес документы в каких-то грязных, рваных коробках, документы там были кучей накиданы. Зрелище не приглядное. Работники ФНС сокрушались: « Как же к ним притрагиваться неприятно!» Отсюда, коллеги, делайте выводы сами. Как вы к людям - так и они к вам.

Итак, уважаемые бухгалтера, проверка кассы налоговой службой оказалась не такой страшной, как представлялось нам. Теперь, в соответствии с новым административным регламентом, такие проверки будут регулярными, поэтому во избежание лишнего стресса, найдите время и проверьте то, что может вызвать вопросы у проверяющих, что-то исправьте, дополните. Ведь умные люди учатся на чужих ошибках. Всем добра и спокойной работы.

Главный бухгалтер ООО «Стронг», Комарова Анна Владимировна

Аудит кассовых операций необходим для обеспечения безопасности денежных средств при работе с аппаратом, улучшения условий транспортировки и хранения. Кроме этого проверка позволяет определить порядки и сроки внутренних ревизий предприятий. Любое предприятие должно внимательно относиться к ведению кассовых аппаратов, так как любое нарушение повлечет за собой штраф и административную ответственность.

Каждый предприниматель должен понимать, что проверка кассовых операций подразумевает под собой целый перечень процедур . О прибытии службы могут предупредить заранее соответствующие органы, либо провести проверку без оповещения. Процедура должна проводиться не только внешними проверяющими, но и внутренними подразделениями, созданными специально для личного аудита компании.

Если собственник или руководитель заподозрил лиц, работающих с наличностью, в нечестности, то он вправе направить прошение о проверке во внешние службы аудита, либо провести операцию собственными силами. Если организация выкладывает ценные бумаги на открытый рынок, то такие операции также попадают под аудит кассовых операций.

Этапы проводения

Методика аудита заключается в трех основных этапах , которые не могу существовать по отдельности. Вместе они позволяют организовать полноценную проверку . Методика, применяемая для аудита, наилучшим образом показывается достоверность выводов и отчетов, которые строятся по результатам проводимой процедуры.

Первый

Первый этап – планирование . Это самый важный шаг в аудите, так как он заключает в себе то, как будет проходить проверка в целом. Каждый последующий этап напрямую зависит от планирования, и если здесь была допущена ошибка, то весь аудит придется проводить заново.

Все начинается с определения стратегии контроля, создания аудиторской программы и оценивания объема предстоящей операции.

Аудитор, который будет заниматься проверкой, должен разработать и правильно оформить план , на основе которого будет строиться программа в целом. В этап будут входить множество процедур, необходимых для помощи в проведении эффективного аудита. Согласно собранной информации можно будет определить ошибки, после чего начинаются основные действия.

Второй

Второй этап – сбор и анализ информации , когда необходимо оценить все аспекты работы бухгалтеров, учесть риски и произвести мониторинг средств контроля. Вся полученная информация на этом этапе должна помочь получить целостный результат, согласно которому уже будет понятно, что необходимо предпринимать для решения возникших проблем.

Третий

Третий этап – заключение аудитора . По итогам двух предыдущих пунктов будет получена информация, которую нужно структурировать. В Российской Федерации акт проверки будет создаваться на русском языке. Документ должен содержать информацию об аудиторе и его профессиональном мнении по итогам.

Различные методики

Процедуру можно провести, основываясь на нескольких различных методиках аудита :

  • отраслевая.
  • специальная;
  • традиционная;
  • юридическая.

Отраслевая методика проверки применяется в соответствии с отраслевой принадлежностью субъекта.

Традиционная подразумевает под собой схему, которая основывается на различных разделах бухгалтерии. Проверка полностью соответствует юридическому законодательству. Именно она даст самые точные результаты. Для ее проведения необходимо разрабатывать специальную методику определения экономических групп, которые сортируются по общим чертам. Но для такой глубокой проверки метод используется только при особых налоговых режимах

Юридический подход основывается только на соответствующих пунктах законодательства.

К основным видам нарушений относят следующие :

  • излишки или недостача денег в кассе;
  • деньги, пришедшие в кассу, были несвоевременно оприходованы;
  • выдача денег была проведена без доверенности;
  • выплаты работникам проводятся без оформления авансовых отчетностей;
  • учетные регистры некорректно отображают кассовые операции.

Согласно практике аудита, существует ряд фактических нарушений , которые являются самыми частыми на предприятиях.

  • Инвентаризация кассы не проводилась в требуемых случаях:
  1. Перед составлением бухгалтерской годовой отчетности.
  2. Если поменялось лицо, ответственное за финансы.
  3. Если были замечены факты хищения или порчи ценностей, а также при злоупотреблении собственным положением.
  4. Если имущество было передано во владение другому лицу (продажа, аренда, выкуп, передача в муниципальное или государственное владение).
  5. После ситуаций, которые были вызваны экстремальными условиями (пожар, стихийные бедствия, аварии и так далее).
  6. Если предприятие было ликвидировано, реорганизовано или в любых других случаях, которые прописаны в законодательстве Российской Федерации.
  • Несоблюдение сроков денежной инвентаризации, которые устанавливаются в каждой компании личной учетной политикой.
  • Документы, подтверждающие результаты инвентаризации, имеют помарки, ошибки, неточности, подчистки, незаполненные строки.
  • Акт инвентаризации был составлен в несоответствии действующему законодательству страны.
  • Инвентаризационные описи подписаны не всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.
  • При обнаружении излишек в ходе инвентаризации средства не были оприходованы, после чего их отправили на увеличение финансовых результатов организации.
  • Кассовая книга имеет записи о выплате заработной платы, но отсутствуют подписи работников, которые должны были получить денежные средства.
  • Расходные ордеры не имеют информации о документах, которые могли бы удостоверить личность получателя.
  • Работа проводится с использованием неисправных кассовых аппаратов.
  • Книга кассира-операциониста не ведется должным образом.

Цели, задачи, планирование

Главная цель – установить, есть ли в отдельно взятой организации проблемы с кассовыми операциями, движением денежных средств в пределах Российской Федерации, ведением бухгалтерии.

Задачи аудитора – проверить все хозяйственные операции и документы, которые регулируются законодательством страны. Вся процедура проводится в соответствии с Федеральными стандартами аудита.

Нормативная база и процесс организации

Нормативная база аудита кассовых операций:

  • ФЗ №54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт» ;
  • Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ;
  • Указание Банка России №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» ;
  • Постановление Госкомстата РФ №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» .

Согласно этой базе проводится любая проверка кассовых операций.

Ознакомительный этап поможет аудитору понять, какой деятельностью занимается данный экономический субъект, какие возможности существуют для проведения проверки. После определения заключается договор , который должен соответствовать всем требованиям ГК РФ.

Проведение инвентаризации

Сразу же комиссия переходит к проверке самого ценного источника информации – кассе . При инвентаризации обязаны присутствовать кассир и главный бухгалтер. Если предприятие имеет несколько касс, то перед операцией каждый аппарат опечатывается, что поможет избежать попыток перекрытия недостач путем переноса денег или изменения данных в кассовой книге.

Работник, ответственный за ККТ, должен дать расписку, что все документы включены в отчет и в кассе нет лишних или несписанных средств.

Соблюдение лимита остатка наличных средств

Кассы предприятий могут хранить в себе наличные средства в том размере, который разрешает им их обслуживающий банк. Каждый год лимит обновляется всеми банками для предприятий, при этом неважно, насколько различаются между собой организации (по правовой форме, сфере деятельности, наличию касс и так далее).

Если организация имеет в кассе сумму, превышающую лимит, то средства сверх остатка должны передаваться в банк. Сдаются средства вечером или днем в кассу банка. Каждое предприятие может договориться с банком, чтобы выручка могла напрямую идти на оплату труда, льготы, закупку продукции и так далее.

К аудиторской проверке необходимо представить справки из банка , которые показывают установленный лимит, его превышение разрешается в течение трех рабочих дней.

Регистры отчетности

Для проверки правдивости и правильности отражения денежных средств в бухгалтерском балансе, аудитор обращается к регистрам и формам отчетности. Все данные в этих бумагах должны отражать деятельность не только по месту проведения, но и по всем филиалам и подразделеням фирмы.

Оформление первичной документации

При проверке нужно предоставить и первичные документы , которые должны быть правильно заполнены, иметь все необходимые подписи. Чтобы документы, необходимые для выдачи денежных средств, имели юридический вес, они должны иметь подписи руководителя и главного бухгалтера или уполномоченных лиц.

Документы нельзя исправлять, должны быть в наличии подписи получателей, штампы «Оплачено» и даты. Все должно вестись в соответствии с законодательством.

Правильность, своевременность и полнота оприходования

Деньги, которыми обладает касса предприятия, приходят в виде выручки от покупателей и работников для оплаты услуг по заявлениям и так далее. Аудитор проводит проверку на полноту и своевременность оприходования денег. Для этого сверяются все суммы из корешков чеков, выписок банка и так далее. Любая сумма, которая была «пропущена», будет считаться грубейшим нарушением правил.

Соблюдение предельного размера расчетов наличными средствами

Все предприниматели будут проверяться на соблюдение правил предельного размера расчетов наличными средствами. То есть, при услугах купли-продажи нельзя принимать суммы, превышающие размер, установленный законом, в независимости от количества платежей за один товар или услугу одним лицом или организацией. Если необходимо принять сумму сверх ограничения, то операцию нужно провести через банки .

Расход и инкассирование денежных сумм

Сдаваться средства могут через инкассаторские службы , имеющие соответствующую лицензию. Деньги, отправленные таким путем, максимально защищены, так как предпринимаются все средства для обеспечения безопасности. К каждой сумке выписывается денежная ведомость.

Порядок применения ККМ

Чтобы поставить аппарат на учет, необходимо зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru , откуда можно заключить договор на ОФД. После получения и проверки всех данных налоговая служба определяет регистрационный номер ККТ , который должен быть введен в аппарат в течение одного дня .

Система ККМ позволяет отправлять данные в налоговую службу сразу же после выдачи чека без дополнительных действий.

Заключительный этап

В конце аудитор составляет заключение , которое может иметь два варианта :

  • безоговорочно положительное;
  • модифицированное.

Ответственность за проведение

Любой экономический субъект будет нести ответственность за систему контроля внутри организации. Аудитор обязан убедиться в том, что система работает. Руководитель организации обязан:

  1. Оборудовать кассу и обеспечить сохранность денежных средств не только в пределах организации, но и при транспортировке в банк. В кассе не могут хранить ценные вещи и деньги, которые не принадлежат организации.
  2. Должна существовать одна кассовая книга.
  3. Прием наличных должен осуществляться только с применением ККМ.

Если аудитор найдет случаи нарушения дисциплины, то будут применяться финансовые санкции в зависимости от обстоятельств .

Из данного видео можно узнать подробности по бухгалтерскому учету кассовых операций.

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы. С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения , утвержденный 132н . Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду - проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент ), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» .

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно - один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом .

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

КоАП РФ;

Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

Федеральным законом № 54-ФЗ;

Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

Приказом ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;

Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Проверяющие имеют право:

Иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;

Проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;

Получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

Получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

Взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

Привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

А вот обязанность у представителей ФНС только одна - при исполнении соблюдать положения Административного регламента .

Права и обязанности проверяемых лиц

У проверяемых лиц есть следующие права:

Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом ;

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов налоговых органов;

Обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые обязаны:

Обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, и автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Представлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Предоставлять в инспекции по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;

Рассмотрение проверяющими необходимых документов;

Проверка полноты учета выручки денежных средств;

Оформление результатов проверки.

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Рассмотрение документов. Теперь начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

В случае, если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, рассматриваются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО.

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Какие еще документы могут затребовать проверяющие лица? Как сказано в Административном регламенте , в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы:

Журнал кассира-операциониста;

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

Приходные и расходные кассовые ордера;

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

Авансовые отчеты;

Кассовая книга;

Справка-отчет кассира-операциониста;

Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;

БСО, копии БСО, корешки документов;

Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Акт приемки БСО;

Книга учета БСО;

Акт о списании БСО;

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;

Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;

Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы проверяющим для исполнения государственной функции.

Глядя на список документов, которые могут затребовать проверяющие, хотелось бы отметить, что он обширен и открыт. Это означает, что представители ФНС могут проверить и другие документы, не входящие в данный перечень, но заинтересовавшие проверяющих. Конечно, в Административном регламенте сказано, что проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, но проводить грань между тем, что относится к предмету проверки, а что нет, тоже будут сами проверяющие.

Если вспомнить проверки кассовой дисциплины банками, тогда представлялись документы за последний квартал и только те, которые относились непосредственно к кассовым операциям: кассовая книга, отчеты кассира, лимит остатка кассы, авансовые отчеты. ККТ банки вообще не проверяли, это изначально была прерогатива налоговых органов, регистры бухгалтерского учета банками также не изучались.

В Административном регламенте ничего не сказано о том, в каком виде будут истребоваться документы для проверки. Если проводить параллель с налоговыми проверками, там прописан конкретный порядок истребования документов: выставление требования о представлении документов, порядок их представления, сроки и ответственность за непредставление. Отметим, что данные проверки проводятся налоговыми органами не в рамках налогового законодательства, и порядок их проведения устанавливается Административным регламентом .

В рассматриваемом же случае проверяемому лицу предъявляется только поручение на проведение проверки. Можно предположить, что запрашивать документы проверяющие будут в устной форме, но тогда чем они будут подтверждать сам факт запроса? При этом в Административном регламенте сказано: факт получения или неполучения затребованных документов фиксируется в акте проверки .

Обратите внимание:

Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке у проверяемых объектов, применяющих БСО, определяется количество использованных бланков за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , производит наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом данной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов исполнения государственной функции. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается налоговиками и проверяемым объектом.

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Также в акте делается запись о письменных объяснениях (замечаниях, возражениях), полученных от проверяемого объекта по фактам нарушений (при их наличии).

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Сроки проведения проверки

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры рассматриваемой проверки. Приведем их в таблице.

Административная процедура Срок выполнения административной процедуры
Установление срока исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции Не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения
Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции Не может превышать двух рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Рассмотрение проверяющими документов, необходимых для исполнения государственной функции Не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Проверка полноты учета выручки денежных средств Не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Оформление результатов проверки, составление акта проверки Не может превышать 30 календарных дней и исчисляется с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией от проверяемого лица Рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив об этом проверяемый объект, который направил обращение (жалобу)

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФНС

Как мы уже отметили, проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке.

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента , некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

В заключение хотелось бы отметить, что контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей в том виде, в котором он прописан Административным регламентом , существенно отличается от привычных проверок банками соблюдения кассовой дисциплины. Данное отличие заключается в том, что кроме непосредственно соблюдения кассовой дисциплины в привычном понимании проверяется и ККТ и БСО и полнота учета выручки. Помимо этого, исследуются регистры как бухгалтерского, так и налогового учета.

Отдельно встает вопрос о частоте рассматриваемых проверок. Если до 2012 года проверки кассовой дисциплины проводились банками регулярно один раз в два года, как часто будет проводить такие проверки ФНС?

И еще один не менее важный вопрос, о котором ничего не сказано в Административном регламенте : какой период будет охвачен проверками? Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Можно предположить, что налоговые органы при проверках полноты учета выручки денежных средств ограничатся двумя месяцами для целей привлечения к ответственности по КоАП РФ. Но более вероятным представляется вариант, согласно которому проверкой будет охвачен более длительный период - три года, предшествующих году проведения проверки. Именно этот период можно проверить в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ ). При наличии нарушений проверяющие привлекут к ответственности по КоАП РФ, а данные о нарушениях, повлекших занижение налоговой базы, будут являться информацией для аналитической работы и подготовки выездной налоговой проверки. Пока этот вопрос остается открытым, ответ на него мы получим, как только начнутся проверки.

Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ

Действующие правила позволяют инспекторам организовать такие мероприятия с любой периодичностью без ограничений. То есть налоговик может наведываться к вам практически каждый день. Поскольку проверка кассовой дисциплины налоговыми органами не относится к категории выездных проверок, регламент последних к ним не применяется.

Проверки осуществляются в соответствии с планом, который формирует УФНС. Данный документ рассчитан только для внутреннего использования. То есть получить к нему доступ законным путем невозможно. Обычно проверка кассы налоговой в каждой организации проводится не чаще одного раза в год. Если фирма не попала в «контрольный» список, налоговики обратят на нее внимание только в случае подачи жалобы.

По каким критериям назначается проверка?

Чаще одного раза в год налоговики проверяют организации в следующих случаях:

  • Фирма ранее была замечена в нарушениях кассовой дисциплины.
  • Жалобы, например, об отказе в предоставлении чека, о выплате «серых» зарплат и т.д.
  • Убыточность предприятия.

Какие документы может потребовать налоговая инспекция?

Поскольку налоговая проверка обособленного подразделения может быть проведена в любой момент, рекомендуется подготовиться к визиту налоговиков и сформировать определенный пакет документации:

  • Паспорт ККТ, в котором должна быть проставлена отметка инспекции.
  • Карточка регистрации. Ее необходимо получить в ИФНС.
  • Журнал (форма КМ-8).
  • Акт (форма КМ-1).
  • Кассовая книга (форма КО-4).
  • Авансовые отчеты.
  • Расходные и приходные ордера (формы КО-1 и КО-2).
  • Книги учета расходов и доходов.
  • Журнал кассира - операциониста (форма КМ-4).
  • Обороты по счетам.
  • Документы, которыми устанавливается лимит остатка наличных денег.
  • Другие первичные документы и бухгалтерская отчетность.

Существующий регламент запрещает проверять документы, которые не имеют прямого отношения к проверке.

В отличие от контрольных мероприятий, связанных с исследованием данных отчетности налогоплательщика, проверка налоговой кассовой дисциплины может осуществляться за любой срок. То есть она не ограничена, как другие виды проверок, периодом в три года.

Порядок организации проверки

Налоговая проверка кассовой дисциплины 2018 производится в отношении организаций и ИП, которые осуществляют расчеты наличными деньгами и с применением платежных карт. Государственный контроль имеет своей целью проверку полноты учета выручки денежных средств.

Процедура мероприятия включает несколько этапов:

  • Принятие решения о проведении проверки. На это уполномочен руководитель налогового органа и его заместитель.
  • Налоговый инспектор в течение двух дней предъявляет организации или ИП поручение на проведение проверки, а также служебное удостоверение.
  • После предъявления поручения налогоплательщик должен в течение 28 дней предоставить по запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления контроля.
  • Инспектор определяет перечень контрольных действий, проверяет полноту учета выручки денег, выявляет факты неполного учета выручки. Далее он составляет акт, в котором фиксирует результаты выполненных мероприятий.