Фз о малых и средних предприятиях. Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей. Право на открытие расчетного счета в банке и ведение УСН

Летом 2015 года было внесено множество изменений в законодательные акты для предпринимателей. Наибольшей корректировке подвергся Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

Что изменилось в июне 2015 года?

В Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства 29 июня 2015 года были внесены поправки, согласно которым увеличивается порог участия зарубежных компаний и лиц в уставном капитале организаций-субъектов предпринимательства. Если раньше их доля не могла быть выше 25%, то теперь данный показатель повысился до 49%. Это означает, что юридические лица в РФ могут привлекать больше иностранных инвесторов для развития собственного бизнеса .

Данные ограничения не распространяются на предприятия, занимающиеся практическим внедрением технологий, изобретений, программных разработок, а также на юридических лиц, поддерживающих деятельность инновационного центра «Сколково».

Компаниям, принимающим участие в научно-исследовательских проектах «Сколково»и имеющим долю в составе инвестиционного товарищества, переход в категорию субъектов бизнеса дает ряд преимуществ:

  • Упрощаются правила для налоговой отчетности .
  • Смягчаются требования к ведению бухгалтерской документации.
  • Вводятся определенные льготы при проведении приватизации имущества государства или муниципалитета.
  • Появляется возможность поставлять товары или производить работы для нужд государства или субъектов РФ.
  • Действуют особые меры по обеспечению и удовлетворению гарантированных законодательством интересов и прав.
  • Дополнительное финансовое стимулирование.

Кроме этого, изменился максимальный размер выручки для отнесения категории субъектов, и в 2015 году для микропредприятий он составляет 120 000 000 руб., для малых предприятий - 800 000 000 руб., а для средних- 2 000 000 000 руб. за предыдущий год («Постановление Правительства от 13.07.2015 №702»).

Для сравнения: ранее действующее Постановление от 09.02.2013 №101 устанавливало для микропредприятий - 60 000 000 руб., для малых - 400 000 000 руб., а для средних - 1 000 000 000.Предельный размер выручки рассматривается и корректируется Правительством 1 раз в 5 лет, но глобальное увеличение суммы произошло именно в 2015 году.

Самой главной новостью стало опубликование Указа Президента РФ №287,согласно которому было принято предложение Правительства о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства посредством переименования Агентства кредитных гарантий. Главной целью создания Корпорации является всяческое взаимодействие с предприятиями. Определились и иные ее функции:

  • Оказание помощи российским представителям бизнеса.
  • Привлечение инвестиций для динамичного развития отечественного предпринимательства, в том числе и от зарубежных компаний.
  • Разностороннее способствование развитию проектов инвестиций , которые направляются в капитал организаций (субъектов).
  • Информационное взаимодействие с субъектами и органами власти, муниципалитетом и другими органами, которые содействуют развитию бизнеса.
  • Разработка и усовершенствование методов поддержки предпринимателей.
  • Обращение в органы антимонопольной службы в случае неразмещения в единой информационной системе заказчиком данных о закупке, или же при нарушении сроков размещения, а также при незаконных требованиях заказчика к предоставленным участниками закупки документам.
  • Обжалование в судебных органах неправомерных действий, предпринимаемых заказчиками против субъектов.
  • Отслеживание соответствия закупочных планов законодательным нормам.
  • Оказание имущественной поддержки в виде оформления в собственность недвижимого имущества субъектам.
  • Контроль оказания помощи предпринимателям федеральными, субъектовыми и муниципальными органами власти.
  • Анализ ежегодной отчетности о закупках.

Возглавлять Корпорацию будет Генеральный директор, а также Правление и Совет директоров. Для обращения в данную организацию предприниматели смогут посещать Многофункциональный центр, или же заказывать требуемую услугу через Единый портал Госуслуг. Также планируется открытие филиалов, отделов для консультаций и представительств - они должны взаимодействовать с субъектами бизнеса на их территории.

Мораторий на проверки малого бизнеса

1 июля 2015 года Госдумой был одобрен Проект ФЗ №814738-6 «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц…», вступающий в силу с 1 января 2016 года. Согласно ему, до 31 декабря 2018 года ИП и юр. лица освобождаются от плановых проверок. Однако это не касается организаций, работающих в области экологической, противопожарной или государственной безопасности - они будут проверяться в прежнем режиме.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать и в ряде других случаев:

  • Если ООО или ИП в течение трех последних лет грубо нарушали законодательство и на них накладывались административные санкции; выносилось решение о приостановлении их деятельности или же отзывались лицензии.
  • Если дата плановых проверок была установлена ранее даты вступления Закона в силу.

Постоянная поддержка со стороны Государства и введение некоторых льгот для предпринимателей дает стимул развивать бизнес ускоренными темпами, и это сказывается непосредственно на экономике страны в целом.

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об , его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о том, что сейчас получают ИП вместо свидетельства о регистрации, можно почитать по ссылке:

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия - проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года - введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога - учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.

В городах и регионах Российской Федерации существует множество малых или средних предпринимателей, являющихся неотъемлемой частью экономики страны. Для развития экономики Правительство поддерживает и помогает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам развиваться, вкладывать средства в развитие. Эти процессы, процедуры и условия, а также правоотношения меду бизнесменами и государством регулируются и контролируются Федеральным законом 209.

Что представляет собой закон?

ФЗ о субъектах малого и среднего предпринимательства был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Последние изменения в него были внесены 27 ноября 2017 года. В Федеральном законе о предпринимательстве 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти в области ведения малого и среднего предпринимательства. По нему устанавливаются нормы, определения понятий, способы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

  • 1 ст. — сфера, на которую распространяется и которую регулирует описываемый закон;
  • 2 ст. — другие законы и акты, регулирующие эту область;
  • 3 ст. — список понятий и их определения, используемые в ФЗ 209;
  • 4 ст. — распределение субъектов предпринимательства по категориям;
  • 5 ст. статистическая информация о деятельности малого и среднего предпринимательства;
  • 6 ст. — задачи и принципы, по которым Правительство контролирует и помогает развиваться предпринимательству;
  • 7 ст. — особенности законов и актов, регулирующих сферу предпринимательства;
  • 8 ст. — реестры лиц, относящихся к предпринимателям малого и среднего бизнеса;
  • 9 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти;
  • 10 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 11 ст. — полномочия сотрудников органов местного самоуправления;
  • 12 ст. — взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти в области предпринимательства;
  • 13 ст. — органы координации и совещаний;
  • 14 ст. — поддержка и помощь лицам, занимающимся малым или средним предпринимательством;
  • 15 ст. — инфраструктура поддержки лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 16 ст. — способы, процессы и формы поддержки;
  • 17 ст. — поддержка при помощи денежных средств;
  • 18 ст. — поддержка при помощи имущества;
  • 19 ст. — поддержка при помощи сведений и информации;
  • 20 ст. — поддержка при помощи консультаций;
  • 21 ст. — поддержка в области образования лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 22 ст. — поддержка в сфере инноваций и промышленного производства;
  • 23 ст. — поддержка в сфере ремесленной деятельности;
  • 24 ст. — поддержка в области внешнеэкономической деятельности;
  • 25 ст. — поддержка в области сельскохозяйственной деятельности;
  • 26 ст. — утратил силу ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
  • 27 ст. — заключительные условия и положения Федерального закона.

«О поддержке малого и среднего предпринимательства» ФЗ основан на положениях Конституции Российской Федерации.

Новые поправки

Последние изменения были внесены в Федеральный Закон 209 27 ноября 2017 года, при принятии ФЗ номер 356.

Изменения произошли в статье 25.1. Согласно новой редакции, объектами инвестирования корпораций малого и среднего предпринимательства являются:

  • Долговые обязательства РФ;
  • Депозитные счета в финансовых организациях.

В ст. 25.1 были добавлены пункты с 11.1 по 11.7. Согласно им, дочерние корпорации теперь вправе также инвестировать средства. Порядок и условия размещения средств или их инвестирования определяется советом директоров корпорации.

Корпорации малого или среднего бизнеса обязаны соблюдать следующие нормативы:

  • Достаточное количество капитала;
  • Величина риска инсайдера должна быть совокупной;
  • Размер рисков на контрагентов максимальный;
  • Соблюдение соотношения капитала корпорации и обязательств.

Расчет условий и нормативов ведется согласно указаниям Правительства Российской Федерации. Проверки корпораций на соблюдение условий, требований и нормативов, установленных Правительством РФ ведутся аудиторными организациями. Все числовые значения и информация о соблюдении нормативов должна быть открытой и размещена на официальном сайте корпорации.

В статье 25.2 были добавлены изменения в части 6.1. Совет директоров корпорации может принять решение о разрешении получения отрицательного финансового результата. Однако такое может происходить только в планируемых отчетных периодах.

В статье четыре изменения произошли 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 207. Согласно этой статье к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся:

  • Хозяйственные общества;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Хозяйственные партнерства;
  • Фермерские или крестьянские хозяйства;
  • Кооперативы на производстве;
  • Потребительские кооперативы.

Изменения произошли в части 1.1, пункт 2, подпункты а и б. Численность сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства не должна превышать ста человек (для малого бизнеса) и 250 (для среднего бизнеса). Согласно изменениям пункта 2.1, правительство Российской Федерации имеет право устанавливать и изменять предельную численность сотрудников для организаций, компаний и фирм малого и среднего бизнеса за прошедший календарный год.

Изменения в категории предпринимательства с малого на средний, со среднего на большой и наоборот происходит, если в течение трех календарных лет происходило изменение численности сотрудников. В случаях вновь созданного или вновь зарегистрированного ИП или юр. лица, если информация была изменена или сохранена в едином реестре, то категория предпринимательства соответственно сохраняется или изменяется.

Текст действующей редакции ФЗ 209

Федеральный закон о предпринимательстве был основан на актах Конституции Российской Федерации. Каждый желающий вести бизнес малой или средней категории имеет определенные права и обязанности, правительство РФ поддерживает и помогает предпринимателям. Чтобы понимать в каких случаях можно обратиться за помощью, к каким категориям относится бизнес и как не совершить ошибки, за которые можно понести ответственность, рекомендуется прочесть или изучить ФЗ 209.

Предпринимательство регулируют законы о правах индивидуальных предпринимателей, которые вводят его в ранг государственной политики. Сфера бизнеса в наибольшей степени определяется действиями государственных органов власти в ходе регулирования деятельности ИП на законодательном уровне.

Законодательство в сфере предпринимательства разрешает бизнесменам:

  • отстаивать свои права в суде, являясь истцом или ответчиком;
  • тратить полученную прибыль по собственному усмотрению;
  • открывать банковские счета в неограниченном количестве;
  • выбирать компаньонов, категории покупателей, виды товаров для реализации;
  • выбирать сегмент рынка для осуществления собственной деятельности;
  • самостоятельно устанавливать стоимость товаров и услуг.

Нормативные основы предпринимательства

Предприниматель занимается ведением самостоятельной деятельности на собственный риск. Она имеет экономическое направление, а ее результаты обусловлены получением дохода в процессе оказания услуг, реализации товара, при выполнении определенных работ, пользовании различными видами имущества.

Предпринимательская деятельность в РФ регулируется законодательно-нормативными актами, среди которых:

  1. Закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  3. Закон о предпринимательской деятельности и т.д.

ФЗ № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является основным законом, регулирующим деятельность, предполагающую получение предпринимательского дохода. Структура нормативно-законодательного акта состоит всего из 27 статей, что отличает его от многих других законов. Например, закон о пенсионном обеспечении военнослужащих включает 6 разделов и 65 статей. Закон № 209-ФЗ четко регулирует вопросы, которые возникают в процессе предпринимательства.

Законодательное регулирование в процессе развития бизнеса осуществляется 1 и 2 ст. закона о предпринимательской деятельности, где отражены главные понятия относительно категорий субъектов бизнеса. Более подробно о правах ИП описано в 3 и 4 ст. ФЗ № 209.

Главные принципы и цели госполитики содержатся в 5-7 ст. закона. В этих же статьях разъясняется форма федерального статистического наблюдения. Виды реестров субъектов бизнеса, выступающих в качестве получателей государственной поддержки, фиксирует 8 ст.

Закон об ИП дает возможность субъектам малого (среднего) бизнеса действовать в определенном направлении. Классификатор кодов ОКВЭД содержит перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешает законодательство. Конституция РФ гарантирует право заниматься предпринимательством любому гражданину, что прописано в ст. 34.

Каждый обладает правом на реализацию собственных способностей посредством использования различных видов имущества, позволяющих осуществлять деятельность, связанную с получением дохода. Применение этого закона обеспечивает наличие аргументов в процессе оспаривания нормативных актов и распоряжений государственных органов. Они могут прямо или косвенно препятствовать предпринимательству конкретных граждан либо неопределенного круга лиц, заявивших о нарушении собственных законных прав.

Вернуться к оглавлению

Регистрация предпринимательской деятельности

ГК РФ содержит расшифровку такого понятия, как предпринимательская деятельность.

В этом нормативно-законодательном акте, стоящем на втором месте по юридической значимости после Конституции РФ, приведены следующие признаки предпринимательства:

  • деятельность субъектов предпринимательства на основе собственной автономной воли;
  • возникновение риска, так как ответственность за итоги деятельности лежит на том лице, которое ее осуществляет;
  • систематическое получение прибыли и др.

ГК РФ предусмотрены общие законодательные нормы, распространяющиеся на деятельность физических и юридических лиц.

ГК РФ (ст. 23) устанавливает право за физическим лицом, позволяющее заниматься бизнесом только после госрегистрации в ФНС РФ.

Все граждане, желающие пройти регистрацию в качестве ИП, обращаются по месту проживания в орган налоговой инспекции, поскольку осуществлять регистрацию ИП уполномочен только госорган ФНС РФ.

Любой гражданин обладает правом пройти регистрацию в качестве предпринимателя, что предусмотрено Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Закон об индивидуальном предпринимательстве устанавливает, что информация о гражданах, ведущих деятельность, предполагающую получение дохода, должна содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Для граждан, занятых предпринимательством, но не осуществивших регистрацию, предписанную законом, предусмотрены те же законодательные нормы.

Вернуться к оглавлению

Право на наем работников

Оформление трудовых отношений должно производиться предпринимателем согласно трудовому законодательству в рамках Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. Закон, регулирующий деятельность ИП в области трудовых отношений, разрешает бизнесмену заключать с работниками договоры гражданско-правового характера. При выявлении факта заключения трудового договора под видом гражданско-правового соглашения у бизнесмена могут возникнуть неприятности.

Определенные случаи требуют, чтобы количество работников не превышало установленных норм. Данный момент должен быть проконтролирован предпринимателем, чтобы штат не насчитывал лишнее количество сотрудников.

Для оформления других работников требуется соблюдение другого порядка. Необходимость установления правил взаимоотношений между работодателем и работником обусловлена возможностью последнего обратиться в суд с иском признать договор не гражданско-правовым, а трудовым.

Обладая правом приема на работу сотрудников, предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном Фонде РФ в качестве работодателя. Занимаясь деятельностью на основе патента, работодатель имеет право принять на работу только 5 сотрудников. Чтобы не совершать ошибок, связанных с оформлением на работу сотрудников, необходимо тщательно ознакомиться с Трудовым кодексом РФ.

Если работник был нанят предпринимателем, то уволить его будет не так просто, поскольку работодатель должен оплачивать ему отпуск и больничные. Подписание трудового договора ИП с работником является основанием для постановки на учет ИП в качестве работодателя, который также должен в течение определенного срока заключить договор со страховой компанией и встать на учет в ФСС. Работодатель должен зарегистрироваться в ПФ РФ не позднее 30 дней со дня заключения договора с сотрудником о найме.

Вернуться к оглавлению

Право на открытие расчетного счета в банке и ведение УСН

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» разрешает индивидуальным предпринимателям не заниматься ведением бухгалтерского учета. Этот закон освобождает ИП от сдачи отчетности без определенных дополнительных условий. В данном случае не играет роли масштаб бизнеса, система налогообложения или сфера деятельности, как и наличие либо отсутствие у ИП наемных работников. Это закреплено в ст.6 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» (п. 2.1.).

Бизнесмен имеет право самостоятельно решать вопрос по открытию расчетного счета. Сколько счетов открывать в банке — это дело субъекта предпринимательства. Открытие расчетного счета производится на основании банковского счета. Он позволяет осуществлять расчеты, связанные именно с предпринимательством.

Расчетный счет требуется бизнесмену в процессе осуществления расчетов с другими предпринимателями, клиентами, поставщиками, юрлицами в безналичной форме. Наличие расчетного счета бизнесмену жизненно необходимо. Он вправе открывать счета в неограниченном количестве. При ведении нескольких видов бизнеса удобно пользоваться отдельным счетом для каждого из них. Счет может быть открыт в национальной валюте либо в иностранной.

Налоговый кодекс РФ не требует от владельца бизнеса открывать расчетный счет в обязательном порядке. Открыв его, можно избавить себя от простаивания в долгих очередях в банке, что является очень полезным. Современный интернет-банкинг позволяет производить оплату налогов, фиксированных страховых взносов и т.д.

НК РФ позволяет ИП переходить на упрощенную систему налогообложения сразу после регистрации. Это дает возможность бизнесменам уплачивать налоги приемлемых размеров.