Виды этики. Основные категории профессиональной этики. Этика делового общения персонала организации

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Основные категории профессиональной этики

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. В практике повседневной деятельности П.Э. представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек - Среда”. Это:

отношения между социальными работниками как членами коллектива,

отношения “социальный работник - клиент”,

“социальный работник - социальное окружение клиентов”,

“ социальный работник - различного рода учреждения, организации, частные лица”,

отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого

Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме требования, обязанности выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека -- представителей той или иной профессии, например, для представителей законодательной профессии -- это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.

Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.

Добро и зло -- основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро -- все то, что несет благо человеку. Зло -- всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.

Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей.

Совесть -- способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.

Честь -- это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь -- это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих.

Невыдуманные рассказы:

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали -- их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывали в сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.

Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» -- она удивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»

Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность -- это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.

Достоинство -- форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей.

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.

Счастье -- это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности.

Простейшая форма нравственного требования -- моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты -- безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).

Общие этические принципы служебного взаимодействии

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы -- это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность 1 принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

  • 2. Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимум прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.
  • 5. Минимум прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах.
  • 11. При воздействии на коллектив учитывать силу возможного противодействия.
  • 12. Этот принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.
  • 13. Настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.
  • 14. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются : врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д . Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Необходимые профессиональные и человеческие качества.

Соблюдение правил этикета – хороших манер должно быть нормой поведения как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности . Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях) :

1. Теоретическая философская этика , объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали;

2. Описательная , или дескриптивная этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи;

3. Нормативная этика , предписывающа я и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.

Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:

объяснение , при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить кому-нибудь, что такое справедливость, любовь или честь;

описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у какой-то группы людей или отдельного человека;

предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу любви или кодексу чести.

Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.

В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали:

1. Этика абсолютизма – в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика).

2. Относительная этика – или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).

Описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления – феномены: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов.



Нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы. Назначение моральных принципов состоит в руководстве поведением, и именно это делает этику достойной изучения: вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка.

Профессиональная этика в большей степени является именно нормативной, язык профессиональных этических кодексов – это язык прескрипций, предписаний.

3.Прикладная этика и ее подходы к анализу моральных проблем и принятию решений (деонтологический и утилитаристский). 1. Подход с точки зрения долга (деонтологический) имеет две разновидности:

1)Подход с позиции моральных прав (прав человека) .

Типичный подход с точки зрения долга получил свое выражение в трудах немецкого философа И. Канта. Для человека, осознанно или неосознанно (что встречается довольно часто) разделяющего взгляды Канта на мораль, быть нравственным означает то же самое, что быть разумным. Человека никто не может заставить быть разумным, точно так же как быть нравственным. Основу нравственности надо искать в человеческом разуме. Для того чтобы представить себе, какие требования предъявляет нам мораль и что значит быть нравственным, необходимо уяснить, что значит быть разумным и каковы важные свойства разума.



Таких важных свойств три:

а) Первое свойство – это присущая разуму логическая последовательность. Нравственные поступки поэтому не должны быть внутренне противоречивы и не должны вступать в противоречие друг с другом.

б) Второе свойство – универсальность разума, его всеобщность: разум един для всех, поэтому то, что разумно для меня, разумно для всякого другого, и наоборот.

в) Третье свойство – разум не зависит от опыта, его истинность не основывается на опыте, он, как говорят философы, априорен, поэтому нравственность действия не зависит от его последствий. Для того чтобы быть нравственным, действие должно обладать тремя формальными признаками: оно должно быть универсализуемо (действие является правильным с точки зрения морали только в том случае, если вы хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали так же); оно должно быть основано на автономии и должно уважать автономию разумных существ (должно быть основано на уважении разумных существ как самоценных личностей, имеющих цель в самих себе); люди могут с помощью разума контролировать свои чувства, инстинкты и представлять себе свои действия до того, как их выполнят (воля каждого разумного существа – это воля, устанавливающая всеобщие законы).

2)Подход с точки зрения справедливости .

Регламентация естественного чувства справедливости-несправедливости также является одной из важных задач профессиональной этики юриста. Понятие «юстиция» означает справедливость (от лат. justitia ), юрист, таким образом, выступает «представителем справедливости» и справедливость для него «есть нераздельный нравственный и служебный долг». С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса, международного сообщества и др.). Прежде чем принять решение, юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к голосу своей совести, «голосу справедливости».

Выделяют несколько категорий справедливости:

а) распределительнаядистрибутивная справедливость . Блага и тяготы могут распределяться в обществе различными способами: по принципу равенства, в зависимости от потребностей, от затраченных усилий, от заслуг, от вклада;

б) ретрибутивная (карательная) справедливость – фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. Главные проблемы ретрибутивной справедливости – это определение условий, делающих наказание справедливым, и природы самого наказания;

в) компенсаторная справедливость – сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке. Компенсаторная справедливость заключается в компенсации кому-либо за совершенную по отношению к нему в прошлом несправедливость или в возмещении причиненного ему в прошлом ущерба.

г) процедурно-правовая справедливость – термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений;

д) коммутативная (обменная) справедливость – относится к справедливости и честности сделок. 2. Подход с точки зрения пользы (утилитаристский) .

Теория утилитаризма разработана в XIX в. английскими философами Иеремией Бентамом (1748–1832) и Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) и в настоящее время широко используется при принятии и обосновании решений в социальной жизни.

Все мы судим о справедливости или несправедливости того или иного действия, поступка, высказывания, вынося моральные суждения. Мы говорим. «Этот человек справедлив» или «Он несправедлив». Вам могут задать вопрос: «Почему вы считаете, что он справедлив?». Если вы ответите следующим образом: «Он справедлив, потому что последствия его действий были благоприятными для людей», – то это будет означать, что вы в данном случае стоите на позициях утилитаризма. Согласно этой теории суждение о справедливости или несправедливости того или иного действия должно оцениваться по предполагаемому или реально существующему результату.

Выбор человеком того или иного действия зависит не только от его воли – выбирая, он должен исходить также из объективных обстоятельств: конкретной ситуации, сложившейся на данный момент практики, существующего законодательства, намерений партнеров, собственного благосостояния и т. д. В основе теории утилитаризма лежит принцип пользы.

Утилитаризм помогает человеку, имеющему возможность выбора, решить, какое из действий он должен осуществить. Утилитаризм помогает давать более объективную, непредвзятую оценку последствий каких-либо действий, формулировать моральные оценки. Он стремится установить гармонию личного и общественного интересов и помочь найти путь к реализации «наибольшего счастья для наибольшего количества людей».

Позицию классического утилитаризма можно сформулировать в трех основных положениях:

а) действие считается правильным или неправильным не само по себе, а лишь по своим последствиям;

б) благо или зло последствий измеряется счастьем или несчастьем, к которому ведет данное действие, правильные действия ведут к наибольшему счастью;

в) для человека его личный интерес в такой же степени важен, как и интерес других людей, поэтому правильными всегда будут те действия, которые ведут к наибольшему счастью наибольшего числа людей (и вообще чувствующих существ).

Мотивы, которыми руководствовался человек при совершении тех или иных поступков, сами по себе лишены морального характера, но могут влиять на увеличение или уменьшение числа полезных поступков. Утилитаристы считают, что большая часть хороших поступков совершается нами вовсе не из стремления к всеобщей пользе, а из стремлений к индивидуальной выгоде. Суть поступка не меняется от того, совершил ли его хороший или плохой человек, потому что собственные моральные качества этого человека в свою очередь определяются по ряду совершенных им поступков.

В рамках современного утилитаризма существуют два варианта решения этических проблем:

а) Утилитаризм правила говорит: при определении правильности действий нужно принимать во внимание долгосрочные перспективы и оценивать последствия целого ряда действий в течение определенного периода времени. Под действием здесь, таким образом, понимается не конкретный поступок, а определенный вид действий. Само правило оценивается (в сравнении с другими правилами) в зависимости от того результата, к которому действие приведет.

б) Утилитаризм поступка оценивает данное действие в конкретной ситуации по тем непосредственным последствиям, хорошим (полезным) или плохим, к которым оно ведет. Утилитаризм поступка говорит: надо принимать во внимание все реальные последствия (краткосрочные) одного конкретного действия в категориях совокупной пользы для всех заинтересованных сторон.

4.Категории этики. Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории : – добро и зло; – благо;– справедливость;– долг; – совесть;– ответственность;– достоинство и честь.1. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.Зло категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. 2. Благо – это все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра. 3. Справедливость – в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства ) и распределительную (справедливость пропорциональности ). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. 4. Долг категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным : патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг может быть личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. 5. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности. 6. Ответственность категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности. 7. Достоинство и честь . Достоинство категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т.д.). Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

5.Принцип гуманизма. Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающийпризнание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности. Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству". Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу. Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

6.Золотое правило этики. «Золотое правило этики» гласит – «поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе. «Золотое правило » носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила. «Золотое правило » в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило », которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. «Не рой другому яму – сам в не попадешь», «как аукнется, так и откликнется». «Золотое правило » в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем. «Золотое правило » составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

7.Начала этики у Платона. Платон как этик вырастает из Сократа, иллюстрацией и доказательством этого является диалог "Горгии", относимый исследователями обычно к переходному периоду творчества философа. В нем воспроизводятся еще идеи Сократа и одновременно формулируется новое, уже сугубо платоновское положение: лучше терпеть несправедливость, чем совершать ее, хотя и то и другое плохо. Платон вслед за Сократом самым серьезным образом относится к логике морального сознания, только ее считая действительной; только через нее, по его мнению, все прочее приобретает ценность для человека. Платон считает, что "не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим..." Здесь же, в "Горгии", Платон фиксирует противоречие между ростом внешнего благополучия и падением нравов: те, кто считаются благодетелями Афин, - Фемистокл, Кимон, Перикл - на самом деле принесли ему бедствия; они "набили город гаванями, верфями, стенами, податными взносами и прочим вздором, забыв о воздержности и справедливости". Платон переворачивает все вверх дном, он хочет реформировать реальную действительность межчеловеческих отношений в соответствии с моральным долженствованием. Он руководствуется логикой: от идеи к действительности, от должного к сущему. Но чтобы такое переворачивание выглядело правдоподобно, как если бы уже перевернутый мир приводился вновь в нормальное положение, а предлагаемая им перестройка человеческого общежития выглядела законным, он постулирует существование другого мира - мира идей, первообразов наших моральных понятий. Этическая направленность идеализма Платона выражается также в том, что верховное место в мире идей занимает благо; оно подобно солнцу, составляет подлинный творческий и организующий принцип. В сочинениях Платона блага в самом общем виде разделяются на два класса: душевные и земные, или божественные и человеческие. Земные блага расчленяются на телесные и имущественные. Мир идей выступает у Платона в качестве идеального мира, становится целевой установкой земного бытия. Индивидуальная этика Платона, которая является этикой самосовершенствования, самовозвышения личности, дополняется у него социальной этикой, в основе которой лежит принцип безусловного подчинения граждан интересам государства. У Платона социальная этика является продолжением, дополнением и
конкретизацией этики личности, хотя на первый взгляд они явно противоречат друг другу. Государство представляет собой, согласно Платону, иерархически организованное, четко очерченное единство трех функций: законодательства, или управления, защиты от врагов, заботы о единичном (материального обеспечения). Соответственно этому в нем должны быть три класса граждан: правители, воины, земледельцы и ремесленники. Каждому классу или сословию присуща своя добродетель. Правителям свойственна мудрость, позволяющая им думать и управлять государством как целым, подчинять его благу интересы всех отдельных частей. Они не лишены также мужества, но это уже специфическое качество следующего, второго по рангу, сословия стражей в собственном смысле слова, т. е. воинов. Они должны прежде всего обладать правильным мнением о том, чего следует бояться, а чего нет. Рассудительность, умеренность - это главная добродетель третьего, низшего сословия. Кроме названных трех добродетелей есть еще одна, самая важная, которая свойственна государству в целом и делает возможным само его существование. Это - справедливость, суть которой состоит в том, что довольствоваться своим четко обозначенным в общей иерархии местом, не выходя за пределы отведенной ему сферы деятельности.

Так например в ряде случаев этика врача возможна при наличии соответствующей этики пациента а этика педагога - этики учащихся. Необходимые профессиональные и человеческие качества Этика - философская наука объектом изучения которой является мораль. Профессиональная этика возникнув как проявление повседневного морального сознания затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Профессионализм как нравственная черта личности Профессиональная этика3 - это совокупность...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

В условиях современного информационного общества важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяющим «философию» профессии, создающим предпосылки для ее популярности и обусловливающим престиж любой организации, предприятия, фирмы, становится профессионализм, не мыслимый без профессиональной этики.

В настоящее время активно организуется партнерство в области реализации профессиональной этики, поскольку действия специалистов все чаще затрагивают интересы конкретных людей. Так, например, в ряде случаев этика врача возможна при наличии соответствующей этики пациента, а этика педагога - этики учащихся. Культура поведения современного человека в различных ситуациях также предполагает этику клиента, зрителя, читателя, пешехода, посетителя и т.п.

Цель данной работы - изучить понятие об этике и виды профессиональной этики, рассмотреть профессионализм как нравственную черту личности.

Поставленная цель конкретизируется посредством решения следующих задач:

  • Понятие об этикете
  • Виды профессиональной этики.

Этика - философская наука, объектом

изучения которой является мораль.

  1. Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет 1 - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов, от древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета, не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественного порядка, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Итак, этикет 2 - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры; о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

  1. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому такие профессионально - этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

  1. Профессионализм как нравственная черта личности

Профессиональная этика 3 - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски - освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном, это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более, чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

  1. Виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы 4 - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика - это форма защиты биологической жизни человека.

Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема -- это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» -- трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т.е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Этика социальной работы 5 - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Возникновение профессиональной этики привело к появлению профессиональных кодексов. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

  1. Необходимые профессиональные и человеческие качества

Соблюдение правил этикета - хороших манер должно быть нормой поведения, как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека 6 , умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается, прежде всего, в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, своих качеств, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

Заключение

Профессиональная этика - это совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг.

Профессиональная этика конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов, которым (на основе диплома, лицензии) делегированы (разрешены) определенные (представляющие социальную ценность) виды работ, дающие им заработок. Эти требования обеспечивают поддержание традиции и создание прецедентов максимального удовлетворения профессионалами потребностей общества и каждого гражданина в качестве работы, товарах и услугах, отвечающих конкретным социально значимым ценностям. Важнейшие из них связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья, гражданских прав и свобод, равенства всех перед законом и людьми.

Цель и задачи поставленные в данной работе были выполнены. В частности было исследовано понятие, что такое этика и происхождение профессиональной этики, изучен профессионализм как нравственная черта личности, рассмотрены виды профессиональной этики, а так же необходимые профессиональные и человеческие качества.

Список используемой литературы

  1. Брайм М.Н. Этика делового общения. - Минск, 2006.
  2. Ионова, А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие / А.И. Ионова. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 176 с.
  3. Протанская, Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: Учебное пособие / Е.С. Протанская. - М.: Алетейя, 2007. - 288 с.
  4. Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет / А.А. Солоницына. - Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2010.- 200 с.
  5. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Прокофьева. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. - 56 с.

1 Скворцов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 310 с.

2 Скворцов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 310 с.

3 Скворцова, В.Н. Профессиональная этика: учебное пособие / В.Н. Скворцова. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с.

4 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. – М., 2009.

5 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. – М., 2009.

6 Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет. – М., 2008.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

610. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон 13 KB
Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественнымсоздаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешаннымкоторое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.
4308. Сделка: понятие и виды 3.72 KB
Сделки – действия юридических физических лиц направленные на возникновение установление изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Вместе с тем гражданские права и обязанности могут включать также и такие сделки которые не предусмотрены законодательством но не противоречат ему. Содержание сделки должно соответствовать требованиям закона. Заключение сделки в требуемой законом форме.
10700. Понятие и виды обязательств 29.25 KB
Миронов разбил ночью запертый стеклянный медицинский шкаф в городской больнице № 33 чтобы достать нитроглицерин для снятия сердечного приступа у своего соседа по палате поскольку дежурной сестры на месте не было. Карелина покупая у своей знакомой Медвединой золотое кольцо с камнем думала что камень является бриллиантом. Через полтора года она узнала что камень в кольце не относится к числу драгоценных а является фианитом. Наборный цех типографии заключивший с издательством договор о напечатании книги посвященной подвигам...
4318. Понятие и виды юридической ответственности 4.01 KB
Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение правонарушения в виде применения к виновному лицу мер государственного воздействия. Однако не всякая мера государственного воздействия является юридической ответственностью. Это мера государственного принуждения но не юридическая ответственность потому что для её применения нет основания так как отсутствует обязательный признак которым должен обладать субъект правонарушения –...
6796. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ АДАПТАЦИИ 5.65 KB
Термин адаптация чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств организационных технических социальнопсихологических и т.
4334. Политический режим: понятие и виды 5.26 KB
Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности в том числе и частной и рыночные отношения. Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм т. Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы.
4337. Понятие и виды трудовых споров 4.92 KB
Конституции Российской Федерации признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения включая и такой из них как забастовку. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные трудовые споры.
4320. Понятие, цели и виды наказаний 5.55 KB
Дееспособность и правоспособность физических лиц. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя...
11550. Понятие и виды представительства, доверенность 24.39 KB
Понятие и виды представительства доверенность Целевая установка Рассмотреть понятие и виды представительства и доверенности. Форма доверенности. Срок доверенности. Прекращение доверенности и его последствия Заключение Список используемой литературы Введение Представительство от англ.
14790. Религиоведение. Понятие и виды религий 32.8 KB
Эти вопросы не так просты как кажутся на первый взгляд. Религиоведение рассматривает религию как культурноисторический феномен и предлагает изучение религиозных верований деноминаций конфессий во всем их многообразии избегая идеологических оценок. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным понятия греховное и преступное во многом совпадают религиозные нормы служат источником правовых норм у истоков правосудия нередко стояли священнослужители любое посягательство на религию рассматривалось как преступление.