Классические схемы освещения при портретной съемке. Как поставить свет для портрета? Клубное освещение как пример использования естественного света

Хорошее освещение является критическим компонентом портретной съёмки. Его наличие отметит даже обычный зритель. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, знание принципов использования света для придания желаемого вида требует гораздо более глубокого понимания. Данная вводная статья рассматривает наиболее базовый сценарий: портреты с одним источником света. Последующие статьи будут посвящены использованию нескольких источников, однако рассматриваемые принципы применимы во всех случаях.

Обзор: один источник света

Основной источник освещения модели обычно называют главным или ключевым светом . И хотя для усовершенствования портрета могут быть добавлены дополнительные источники, ключевой свет обычно выставляют независимо. Это хорошая новость для тех, кто пытается изучить портретный свет, поскольку это означает, что процесс можно упростить, занимаясь единовременно только одним источником света. Если и когда вы решите добавить дополнительную подсветку, всё изученное ранее останется в силе.

Лишь одно свойство света оказывает кардинальное влияние на освещённость модели: степень рассеивания света*. Несмотря на то, что некоторые параметры освещённости, кажется, имеют магические числа, их влияние вторично. Однако для выбранного источника света мы можем разложить данную характеристику на две, более управляемые:

  1. направление , которое определяет положение теней и подсветок на предмете, и
  2. видимый размер , который регулирует вид этих теней и подсветок.

И хотя эти характеристики могут показаться простыми и управляемыми, их комбинации образуют изумительное многообразие различных отображений модели. Освещённость запросто может стать непредсказуемой, если не выработать интуитивное понимание каждой из них.

* Строго говоря, ещё одной характеристикой является баланс белого источника света, однако в данной вводной мы предполагаем, что вы хотите отобразить модель как она выглядит при естественном свете.

Размер: мягкий и жёсткий свет

Мы начнём с видимого размера, поскольку он, пожалуй, является одной из самых распространённых причин плохого портретного света. Когда фотографы описывают свет как «жёсткий» или «мягкий» или используют термин «качество света», они фактически говорят о размере источника света:

Хотя что угодно в чрезмерных дозах может быть не на пользу, портреты обычно лучше выглядят в мягком свете. Наведите курсор на «жёсткий» и «мягкий», и вы увидите, как они влияют на портрет:

Выберите: жёсткий исходный мягкий

Обратите внимание, что меньший и больший источники света называют «жёстким» и «мягким», соответственно, вследствие образуемых ими границ света и тени. Происходит это потому, что источник света большей площади имеет больший угловой размер относительно предмета съёмки. Как следствие, любой отдельно взятый фрагмент имеет больше шансов получить некоторую порцию прямого света, и тени становятся мягче. Аналогично, если источник света невелик, отдельно взятый фрагмент имеет больше шансов не получить прямого света вообще или получить большую его порцию - образуя тем самым намного более глубокие тени. Обратите внимание также, что размер источника прямо пропорционален засветке, особенно в верхней правой части причёски модели.

Однако размер источника влияет не только на степень контрастности тонов, он определяет также заметность мелкой текстуры. Поры, дефекты, морщины и прочие детали при жёстком свете становятся более выраженными. Жёсткий свет также повышает вероятность жёстких прямых отражений от кожи модели.

жёсткий свет мягкий свет

Наиболее важно для получения мягкого света понять, что прямой свет жёсткий, но при отражении или рассеивании он смягчается. Фотографы пользуются этим для того, чтобы добиться мягкости от изначально жёсткого света.

Методы смягчения света:

  • Диффузор . Поместите между моделью и источником света большой просвечивающий предмет. Это может быть абажур на лампе, или белый лист, или занавеска поверх окна, сквозь которое падает свет.
  • Отражения . Расположите модель так, чтобы на неё попадал только отражённый свет. Отодвиньте её дальше от открытого окна (за пределы прямых лучей), направьте вспышку в близлежащую стену или в потолок.

портерт в очень мягком свете

В любом случае имейте в виду, что освещённость модели значительно снизится - что потенциально потребует увеличения времени выдержки.

С другой стороны, источник света может также быть слишком мягким (хотя такое случается гораздо реже). Кому-то снимки, сделанные в тени, могут показаться слишком плоскими, например, если непрямой свет рассеивается отовсюду. Такой свет практически эквивалентен источнику бесконечного размера, и он скрадывает все тени. Примером могут служить портреты в тумане или на природе в полностью пасмурный день.

Впрочем, насколько «слишком мягким» является свет - в действительности зависит от того, какой образ вы хотите получить. Например, даже несмотря на то, что снимок справа использует более мягкий свет, чем все предыдущие примеры, многие могут тем не менее посчитать такой вид желательным для гламурных портретов.

Расстояние и видимый размер

К этому моменту вы, возможно, уже слегка запутались: значение имеет не собственно размер источника света - только лишь его видимый размер относительно предмета съёмки.

При приближении источника свет смягчается , поскольку свет достигает предмета съёмки с большего числа углов - даже если сам по себе свет не изменяется. Верно и обратное: прямой солнечный свет является жёстким, даже несмотря на огромные размеры солнца. Просто солнце настолько далеко, что его свет достигает нас практически под единственным углом.

С другой стороны, приближение источника света добавляет ему яркости. Если это основной источник света, вид портрета, скорее всего, не изменится - просто сократится требуемое время выдержки. Однако, если большая часть подсветки предмета осуществлялась рассеянным светом, приближение источника света может снизить влияние рассеянного света - тем самым сделав общий свет жёстче, поскольку большая его часть поступит из одного источника.

Кроме того, близкие источники света подсветят предмет менее равномерно , поскольку различные элементы предмета окажутся относительно ближе к источнику света или дальше от него. Например, тыльная часть предмета может быть всего на 5% дальше от удалённого источника света, но станет на 50% дальше, если его приблизить - и окажется заметно темнее других частей предмета.

Однако такую неравномерность можно обратить в преимущество. Приблизив источник света к предмету, вы сможете лучше отделить его от фона, поскольку он станет значительно ярче относительно фона. С другой стороны, если они уже были хорошо отделены друг от друга, картину можно ухудшить.

Направление: ощущение глубины и рембрандтов свет

Поиск правильного направления освещения требует от фотографа найти баланс между различными потенциально несовместимыми соображениями. Обычно выбор делается между передачей объёма (1) и привлекательным отображением особенностей лица (2).

1) Передача объёма . Создание впечатления объёма является ключевой составляющей съёмки реалистично выглядящих портретов. Однако, наше восприятие объёма срабатывает недостаточно хорошо, если не подсветить модель с правильного направления. Например, использовав сферу как разумное приближение к форме головы, можно видеть, что она выглядит объёмно, только если свет падает на неё спереди сверху:

Несмотря на то, что подсветка сферы является хорошим моделированием для портретов, для передачи объёма можно использовать многие другие варианты углов подсветки. С другой стороны, лица прощают гораздо меньше.

2) Черты лица . Помимо головы в целом, каждая черта лица образует собственные тени и пятна света - и о каждой из них следует позаботиться. В частности, может быть нужно избежать визуального удлинения носа тенью или эффекта усталого лица вследствие теней под глазами. Помимо этих, подсветка сверху может дать и другие нежелательные эффекты, если не будет тщательно позиционирована.

Одним из классических* способов добиться как ощущения объёма, так и лестного вида является такое расположение света, чтобы ключевой треугольник на дальней щеке был освещён. Этот стиль часто называют «светом Рембрандта», и мы будем называть такую форму «ключевым треугольником». Если брать его в расчёт, число вариантов угла освещения значительно сужается:

Поставьте
свет:
выше
влево ключ вправо
показать скрыть ← Ключевой треугольник ниже

Примечание: визуализировать треугольник обычно проще при жёстком свете и нейтральном
выражении лица.В данном примере он несколько скруглён вследствие широкой улыбки.

Попробуйте сместить источник света в любом направлении из ключевого треугольника, наведя курсор на варианты. За вычетом подсветки снизу, все эти варианты относятся к «фронтальной верхней подсветке» - и всё же положение ключевого треугольника обычно считается наилучшим универсальным отображением. Связано это с тем, что наличие треугольника является индикатором соблюдения нескольких базовых принципов хорошего портретного света.

Например, если ключевой треугольник

  • слишком велик (высок или широк), это означает, что свет поставлен слишком близко к объекту и скорее всего не создаёт достаточного объёма, поскольку по направлению от камеры большинство теней не видны.
  • слишком узок, это означает, что свет поставлен слишком далеко в сторону, что может визуально увеличить нос отбрасываемой тенью, а также потенциально оставить значительную часть лица в тени. Однако, порой этот аспект рекомендаций ключевого треугольника меньше всего принимают в расчёт.
  • слишком короток, это означает, что свет поставлен слишком высоко или низко, что приводит к появлению теней под глазами или недостаточной тени вдоль линии губ, соответственно. Освещение снизу часто используется в фильмах для уродливых созданий или для создания зловещего лица при рассказе ужасных историй.

Имейте также в виду, что итоговый вид будет значительно зависеть от черт и выражения лица модели, так что данные условия можно использовать только в качестве базового принципа.

* Примечание: «изолирующий свет» - это ещё один популярный (и более распространённый) стиль портрета, который похож на рембрандтов свет, однако тень от носа в этом случае не смыкается с тенями на дальней стороне лица, образуя «изолированную» диагональную тень под носом.

короткая подсветка широкая подсветка

Однако из любого правила есть исключения, впрочем, только подтверждающие правило. Например, портрету в три четверти может быть не нужен ключевой треугольник для передачи ощущения объёма, но только при наличии на лице дополнительных теней (как на примере слева).

Кроме того, рембрандтов свет является всего лишь одним из многих стилей, и каждая модель отличается от другой. Например, кому-то может потребоваться жёсткий боковой свет, чтобы акцентировать щетину на мужском лице или чтобы передать симметрию, подсветив только половину лица. Ключевым является понимание того, как использовать свет для передачи объёма, формы и текстуры - в зависимости от художественного замысла.

Два других распространённых стиля - это короткий и широкий свет . Их используют при съёмке под углом. Короткий свет подсвечивает лицо целиком и оставляет ближнюю часть головы в тени, тогда как широкий свет подсвечивает ближнюю часть головы и оставляет дальнюю часть лица в тени. Эти и другие стили портретного света мы рассмотрим в следующей статье.

Выводы и дополнительная информация

Как правило, целью подсветки портрета является получение мягкого света. Он сглаживает переходы светотени на чертах лица и смягчает текстуру кожи. Получение мягкого света требует увеличения видимого размера источника света. Его можно добиться, передвинув свет ближе (1), увеличив его физический размер (2) или с помощью отражения или рассеяния этого света с помощью других объектов (3).

Однако выбор направления подсветки определённо является более значимым, чем жёсткость света. В любом случае, два направления подсветки обычно являются нежелательными: подсветка снизу и фронтальная подсветка. Первая выглядит неестественно, а вторая уничтожает ощущение объёма. В любом случае, портрет обычно призван представить модель в выгодном свете, но каждая модель уникальна и требует индивидуального подхода.

В независимости от выбранных решений, ключевым является сперва представить художественный замысел, а затем скорректировать расстановку света так, чтобы его воплотить.

Смежные темы рассматриваются в следующих статьях:

  • Вспышка: отображение
    Рассказывает об управлении качеством и видом света от вспышки.

  • Рассказывает о подсветке в портретах.

Чтобы портрет впечатлял

Cвет является основой фотографии, поэтому при съёмке важно, не только понимать, как он работает, но и уметь им манипулировать, создавая нужное настроение и атмосферу в кадре. В этой статье мы постараемся дать некоторые советы о том, как наиболее эффективно работать со светом при портретной фотосъёмке.

1. Естественный свет

Использование такого освещения может быть очень хорошим вариантом, если вам нужно получить нежные, утончённые и естественные снимки. При съемке в помещении, модель можно расположить у окна, а в качестве основного и единственного источника освещения использовать проникающий в комнату свет с улицы. Количество света можно контролировать с помощью жалюзи или шторы. Или же меняя угол наклона и близость расположения объекта по отношению к окну.

При работе на открытом воздухе, следует внимательно отнестись к выбору времени для съёмки. Избегайте периодов, когда солнце находится высоко в небе. При таком ярком освещении весьма трудно работать. Выбирайте для съёмки утренние и вечерние часы, когда свет от солнца более мягкий и не такой резкий, как в полдень. Это не только облегчит работу, но и позволит избежать сильных контрастов, глубоких теней и потери деталей в лучах яркого света.

При работе с естественным освещением полезно иметь отражатель. С его помощью можно перенаправить некоторую часть света, например, на лицо модели, и подчеркнуть её черты. И не заставлять её смотреть прямо на солнце.

2. Студийный свет

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он падает на объект вашей съёмки. Это открывает целый мир творческих возможностей, которые недоступны при использовании естественного освещения.

Если вы ни разу не снимали с таким освещением, то лучше начать с одного источника света и поэкспериментировать с его размещением по отношению к вашей модели. При этом анализируя, как перемещения влияют на снимки. Здесь нет ничего сложного, так как единый источник света в студии – это почти то же, что и солнце на улице. Но в данном случае у вас есть больше контроля над светом, и это дает больше возможностей для достижения желаемого результата.

3. Угол света

Пользуясь даже одним источником освещения при студийной съёмке, вы можете активно управлять углом и количеством света, направленного на модель. Даже небольшие изменения оказывают существенное влияние на конечный результат, поэтому не стоит делать резких изменений угла: сделайте несколько кадров, настройте свет и снова фотографируйте.

4. Несколько источников света

Как только вы почувствуете, что достаточно легко справляетесь с одним источником света, значит самое время приступить к освоению более сложных световых схем с использованием двух или более световых источников. В этом случае у вас появляется намного больше возможностей, и, хотя существуют стандартные схемы освещения, расположение осветительных приборов в большей степени зависит от вашего воображения. И от, того, какие цели вы преследуете.

5. Тени

Главная задача фотографа-портретиста – это передать при помощи света и тени основные черты, характер и настроение человека в рамках кадра. Это требует немало навыков.

Следите за тем, чтобы в кадре не было слишком много света. На портрете обязательно должны присутствовать различные тени, продиктованные особенностями лица. При переизбытке освещения они могут исчезнуть. В результате вы потеряете глубину снимка.

6. Хорошие тени и плохие тени

При использовании мощных источников света на стенах и потолках могут появиться отбрасываемые тени. Это не обязательно плохо. Например, если вы используете их намеренно, можно привнести в кадр угрюмое и мрачное настроение, добавить мистики или драматизма. Однако, если вы не преследуете подобных целей, то присутствие таких теней на снимке нежелательно. Поэтому во время съёмки не забывайте следить за всеми отбрасываемыми тенями.

7. Зрительный контакт

Зрительный контакт изображенного на снимке человека с аудиторией – это одно из золотых правил портретной фотографии. При этом не обязательно, чтобы модель смотрела прямо в камеру. Ведь при использовании студийного света, а, следовательно, и различных теней, тонов и углов, можно передать нужное настроение даже без прямого взгляда. Конечно же существует множество прекрасных портретов, на которых вообще не видно глаз человека. Но это скорее исключение из правил.

Попробуйте сами

Чтобы придать немного уверенности своим действиям, снимите на пару часов студию, возьмите с собой друга в качестве модели и попробуйте различные варианты освещения, с использованием имеющейся там светотехники.

Это позволит вам применить на практике все вышеизложенные советы и проанализировать результаты вашей работы. А также даст вам возможность определиться, с каким осветительным оборудованием вам предпочтительнее работать.

При съемке портрета в помещении или на натуре используют различные виды света: рисующий и заполняющий, а также моделирующий, контровой и фоновый. Изобразительные возможности расширяются, если применяют дополнительные осветительные приборы или светоотражатели. Используя эти виды света, создают тональный или светотеневой рисунок, с помощью которых выявляют не только характерные черты лица, но и цветовые сочетания.

Задачи портретного освещения можно определить следующим образом. Во-первых, оно должно выявлять цветные оттенки и цветовые контрасты. Во-вторых, создавать единый колорит с использованием светлой или темной тональности. В-третьих, цветовые сочетания в светах и тенях должны подчеркивать объемную форму лица.

При подготовке к портретной съемке прежде всего необходимо выбрать направление рисующего света. При съемке в помещениях с естественным освещением фотографируемого человека приходится усаживать так, чтобы найти соответствующее его положение по отношению к окну. В этом случае получается наиболее выразительный светотеневой рисунок.

При съемке в помещении с электрическим освещением, наоборот, меняют расположение источника света и фотоаппарата. Таким образом, на первом этапе съемочного процесса должно быть найдено как положение фотографируемого человека, так и направление съемки по отношению к рисующему свету. После этого уточняют позу, поворот корпуса и наклон головы. Одновременно выбирают точку съемки и определяют тем самым масштаб изображения и ракурс.

При поиске наилучшей композиции портрета приходится учитывать множество других факторов, в том числе возможность дополнительной подсветки теней, размещение предметов на фоне и их освещение.

Элементы освещения. Портретное освещение характеризуется: ключевой яркостью изображения, светотеневыми и цветотеневыми контрастами, а также резкостью границы теней, определяющей пластичность освещения.

Ключевая яркость - это наибольшая яркость какой- либо части лица. Ключевую яркость используют в некоторых случаях для выбора оптимальной экспозиции.

Светотеневой контраст определяется отношением яркости наиболее освещенного участка лица к яркости затененного участка, т. е. отношением ключевой яркости к минимальной яркости лица.

При съемке светотеневой контраст оценивают зрительно, и на основе этой оценки регулируют интенсивность рисующего света по сравнению с заполняющим, а также интенсивность моделирующего света по сравнению с рисующим.

Цветотеневой контраст - это разница цветов на яркоосвещенных и на затененных участках лица, определяемая цветностью освещения этих участков. Соотношение цветности в светах и тенях регулируют с помощью цветной подсветки теней, а также применением зонально окрашенных сеток или светофильтров, устанавливаемых перед источником рисующего света. Наибольший цветовой контраст достигается в том случае, если источники света создают в тенях и светах оттенки дополнительных цветов. Например, если в осветительном приборе, создающем заполняющий свет, установлены лампы накаливания, а рисующий свет создается электронным импульсным источником, то света получаются с голубоватым оттенком, а тени - красно-коричневыми.

Пластичность освещения помогает выявить объемные формы лица фотографируемого человека. Пластичность освещения усиливается при увеличении протяженности светотеневых переходов и снижении резкости границы тени. Протяженность светотени меняется в зависимости от расположения источника света и площади светящейся поверхности. Чем ближе находится источник света к фотографируемому человеку, тем больше разница в освещении разноудаленных участков лица и тем больше протяженность светотеневых переходов.

Резкость границы светотени с увеличением площади светящейся поверхности уменьшается. Если границы теней на лице от носа, надбровных дуг и подбородка получаются не резкими, портрет выглядит более объемным, пластичным. Резкая граница светотени, например от носа, выглядит неестественно, поэтому ее следует по возможности избегать. Чтобы создать большую по площади светящуюся поверхность, перед осветительными приборами устанавливают светорассеивающие сетки или используют рефлекторы большого размера.

Тональное и светотеневое освещение. Когда рисующий свет направлен по линии съемки от фотоаппарата, освещение называют тональным. Если же источник света смещен относительно линии съемки, образуется светотеневое освещение. Изменение направления освещения влияет не только на контраст и световую тональность снимка, но и на его колорит.

При тональном освещении изображение получается в светлой тональности (ил. 45,а). При этом колорит определяется локальными цветами, т. е. окраской изображаемых предметов.

При светотеневом освещении, когда источник света удален от линии съемки (ил. 45,6), снимок получается в более темной тональности, при боковом и верхнем освещении (ил. 45,в и г) - в еще более темной тональности.

При тональном освещении световой рисунок, контраст контуров регулируют удалением или приближением источника света к лицу фотографируемого человека.

На ил. 46,а показано, что при расположении источника света около фотоаппарата тональный переход получается достаточно протяженным. С удалением источника от лица протяженность светотонального перехода уменьшается, освещение становится более плоским (ил. 46, 6). Если же источник расположен близко к лицу, разница в освещенности близких и удаленных участков, наоборот, возрастает и соответственно увеличивается тональный контраст контуров (ил. 44,в).

Цветовые соотношения на лице лучше выявляются при переднем освещении. В то же время для передачи объемности, пластичности формы лица предпочтительнее передне-боковое, нормальное освещение с применением источников с большой площадью светящейся поверхности.

При портретных съемках наиболее часто применяют светотеневое передне-боковое освещение. Причем наиболее выразительным считается нормальное портретное освещение. Оно достигается, когда рисующий свет падает спереди и сверху под углом 45° к направлению съемки (ил. 45,6). Если лицо человека обращено по направлению к источнику света, то получают портрет в более светлых тонах. Если же лицо обращено в противоположную сторону, то одна сторона его получается более темной и весь портрет в более темной тональности.

Контраст светотени меняется от уровня подсветки и площади светящейся поверхности источника рисующего света.

Чем больше площадь светящейся поверхности, тем меньше контраст светотени (ил. 47, а, 6, в) и больше протяженность светотени (см. ил. 28).

Портреты, выполненные при светотеневом освещении, различают не только по контрасту, но и по цветотеневым соотношениям.

Различают два типа цветотеневого освещения, обусловленного цветностью рисующего света и цветностью подсветки. Если рисующий свет сине-голубой, то и цвет лица получается холодным, с бледно-голубыми оттенками, а тени - теплыми, с красно-коричневыми оттенками (см. ил. 28). Если рисующий свет желтый, как прямой солнечный свет, то и цвета получаются теплыми, с желтым оттенком, а тени-холодными, как при освещении рассеянным синим светом небосвода.

Цветность освещения влияет не только на цветотеневые соотношения, но и на цветность всего снимка в целом. Если при съемке преобладает теплый заполняющий свет, портрет получается в теплой тональности. Если же преобладает заполняющий голубой свет, снимок получается в холодной тональности. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

На ил. 48 показано, как меняется преобладающий цветовой тон при смешанном цветном освещении в зависимости от поворота лица к источнику рисующего света. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

В каждом конкретном случае при портретных съемках требуется установить, какой тип цветотеневого освещения наиболее подходит к фотографируемому лицу, какими - теплыми или холодными - должны быть тени. Соответственно меняют цветность рисующего и дополнительного, моделирующего света. При съемке с естественным дневным освещением изменение соотношения цветов в светах и тенях достигают применением цветных светоотражающих экранов, а при электрическом освещении - использованием источников с разноокрашенными лампами и светорассеивающими сетками и осветительными светофильтрами.

Хотя освещение и влияет на цветовой тон изображения, тем не менее колорит портрета в основном определяется цветом волос, костюма и деталей фона. Цвета костюма и фона, так же как и цвет светотеневого освещения, выбирают применительно к каждому конкретному лицу в соответствии с намеченным цветовым решением снимка. Рассмотрим сначала, как выбирается естественное и электрическое освещение при съемке портретов в помещениях, а затем на натуре.

Естественное освещение в помещениях. При съемках в помещениях рисующим является дневной свет (ил. 49, 1), проникающий из окон. Этим естественным светом создается основной светотеневой рисунок на лице и фигуре фотографируемого человека. В большинстве случаев этим же светом освещается задний план (2), который образует фон портретного снимка. Чем больше площадь окна и чем ближе расположен к нему человек, тем менее контрастной получается светотень и менее резкой граница светотени.

Светотеневой контраст заметно меняется, если в помещение проникает прямой солнечный свет (3). Когда он попадает на подоконник, пол или стену, то количество заполняющего света увеличивается и контраст светотени уменьшается, подсветка теней и заднего плана усиливается. В этих случаях появляется возможность в больших пределах изменять направление съемки и поворот лица без применения дополнительной подсветки.

Если же в помещение не попадает прямой солнечный свет, то снимки получаются в более темной тональности. Подсветку теней на лице и фигуре, так же как и высвечивание фона, осуществляют светоотражающими экранами, покрытыми серебристой или цветной фольгой, или просто листами светлой бумаги (4). Если рядом с фотографируемым человеком находится стол, то для подсветки теней он должен быть покрыт белой скатертью или листом белой бумаги (5).

На ил. 50 приведены схемы вариантов расположения фотографируемого человека и фотоаппарата при съемке в помещении с одним окном. Пунктиром показаны те изменения точки съемки и расположения человека по отношению к окну, при которых светотеневое соотношение не является чрезмерно контрастным и снимать можно без дополнительной подсветки.

Светотеневой рисунок и затененность большей или меньшей части лица меняется от направления съемки по отношению к источнику рисующего света, падающего из окна. Чем больше отличается направление съемки от направления рисующего света, тем больше получается затененным лицо. Когда из окна свет падает на лицо под углом 45° к направлению съемки, получается нормальное передне-боковое освещение. Когда свет от окна падает под прямым углом к линии съемки, освещение становится более контрастным. При дальнейшем изменении направления рисующего света, когда освещение становится задне-боковым, затененной оказывается большая часть лица. В этих случаях необходимы дополнительная подсветка теней и увеличение заполняющего света.

Схема а на рис. 50 соответствует расположению человека прямо против окна. В этом случае направление съемки может изменяться на 45° в одну и в другую сторону без применения подсветки. Оптимальная точка съемки - у края окна. Если в окно падает прямой солнечный свет, который отражается от пола во все стороны, появляется возможность в более широком пределе изменять направление съемки и поворот лица также без применения подсветки. Если с помощью светорассеивающих экранов прямой солнечный свет направить в глубь комнаты, снимать можно с боковым освещением (ил. 50, б, в, г). Экраны располагают ближе к окну, чтобы отраженный свет падал на лицо не под прямым углом к линии съемки, а несколько меньшим.

Схема б соответствует светотеневому освещению, при котором контраст теней усиливается.

На схемах в г показаны варианты бокового и задне-бокового освещения. При таком расположении фотоаппарата к источнику света для подсветки теней применяют два светоотражающих экрана.

При съемке в помещении с двумя окнами зона допустимого перемещения человека и фотоаппарата существенно расширяется (ил. 51). Если фотоаппарат расположен между окнами, то фотографируемому человеку можно перемещаться как по радиусу (в) в любом направлении, так и параллельно окнам (б).

На схемах, приведенных на ил. 51, в и г, показано, что при съемке в комнате с двумя окнами, расположенными под углом, зоны допустимого расположения фотоаппарата и фотографируемого человека еще более расширяются. Причем в этих случаях возможно не только радиальное и параллельное перемещение человека по отношению к фотоаппарату, но и в глубину комнаты под прямым углом.

Цветная портретная съемка с электрическим освещением. В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

При цветных съемках используют те же осветительные приборы направленного и рассеянного света, которые применяют при черно-белых съемках (ил. 52). Поскольку при цветных съемках лучшие результаты получаются при менее контрастном освещении, то предпочтительными являются приборы с рефлекторами большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки или матированные прозрачные пластмассовые экраны.

Поиск наилучшего портретного освещения при наличии осветительных приборов с лампами накаливания начинают с выбора положения источника рисующего света 1 по отношению к выбранному направлению съемки. Затем выбирают высоту расположения этого источника и угол, под которым сверху освещается лицо фотографируемого человека. Регулируют интенсивность рисующего света до достижения заданной ключевой яркости и одновременно расширяют площадь светящейся поверхности светорассеивающей сетки, экрана или рефлектора. Источник 2 используют для подсветки теней. Его располагают ближе или дальше от лица фотографируемого человека. Источник 3 применяют для создания контрового или задне-бокового бликующего света. Заполняющий свет образуется этими же источниками или дополнительными.

При использовании одного источника света, когда его размещают около фотоаппарата (ил. 53,а), изображение получается плоским с узким тональным контуром. Если же применять второй источник света и цветные экраны, то Даже при тональном освещении (ил. 53,6 и в) удается получить пластичное, более объемное изображение. Использование разноцветных источников света позволяет менять цветовой строй снимка за счет образования цветных бликов и окраски тонального контура. Чем ближе расположен второй источник света к лицу фотографируемого человека, тем более широким получается окрашенный тональный контур.

Еще более объемным становится изображение при светотеневом освещении, когда электронно-импульсная лампа, создающая рисующий свет, расположена в стороне от фотоаппарата.

Схема г - пример нормального светотеневого освещения, когда рисующий свет создается источником, имеющим сравнительно небольшой рефлектор. Чтобы сделать собственную тень на лице менее резкой, более размытой, перед источником рисующего света, как показано на схеме д, устанавливают светорассеивающую сетку. Схема е относится к случаю, когда с помощью второго источника света создают цветную подсветку лампами накаливания.

На схемах ж, з, и показаны варианты светотеневого освещения, отличающиеся между собой направлением рисующего света: ж-пример прямого верхнего освещения; з-бокового освещения; и-задне-бокового освещения. При задне-боковом и прямом верхнем освещении рисующий свет падает на лицо примерно под углом 45° к горизонтали. При боковом освещении источник рисующего света располагают, как правило, на одной высоте с лицом.

При передне-боковом освещении, когда направление рисующего света отклоняется от линии съемки более чем на 60°, а лицо обращено к источнику света, большая часть лица оказывается затененной, изображение получается в темных тонах.

При верхнем переднем освещении представляется возможным в больших пределах изменять поворот лица без изменения тональности освещения. Однако чтобы тени не оказались излишне темными, требуется интенсивная их подсветка от фотоаппарата.

Для усиления светлой тональности на плечах и волосах фотографируемого человека создают светящиеся ореолы с помощью источника заднего и верхнего контрового света. Чтобы усилить блики и ореолы, перед объективом устанавливают светорассеивающие сетки или диффузоры.

Тональность изображения меняется не только от типа применяемого освещения, но и от экспонирования. Цветовой контраст деталей в тенях изображения при сильном уменьшении экспозиции снижается, и снимки получаются в темной тональности. При сильном увеличении экспозиции, напротив, снижается контрастность изображения в светах, и снимки получаются в светлой тональности.

Установив перед объективом цветные светоотражающие сетки красного или розового цвета, можно усилить теплые тона, если же использовать сетки зелено-голубых тонов, то на изображении усиливаются холодные тона.

Правила светотеневого освещения. Мастерство освещения заключается в выявлении характерных черт лица, в создании задуманной тональности и колорита. Причем выбор того или иного освещения не должен вызывать нежелательных эффектов, например двойных теней, появляющихся от одинаковых по яркости источников света.

Чтобы получить снимки без грубых ошибок и выявить желаемые черты лица, следует придерживаться некоторых правил.

При съемке портрета сначала выбирают участок лица, который должен быть наиболее ярко освещен. Источник рисующего света перемещают до тех пор, пока не будет наиболее ярко освещен овал лица или участок, близкий к глазам. Таким образом создается световой ключ.

Затем находят такое положение источника моделирующего света, при котором не возникает двойных теней от носа. Чтобы нос не получился излишне широким, источник света располагают недалеко от фотоаппарата, чаще всего по другую сторону от источника рисующего света.

Выявление характерных черт лица зависит прежде всего от того, под каким углом сверху падает на лицо рисующий свет. С увеличением высоты расположения источника света тени в глазных впадинах углубляются, тень от носа становится удлиненной. Поворот лица к источнику рисующего света выбирают обычно таким, чтобы тень от носа, глубокая и резкая, не достигала верхней губы и не пересекала линию губ. Вместе с тем, если длинная тень от носа пересекает лишь один угол рта и соединяется с затененной частью скулы, она воспринимается вполне естественно.

При низком расположении источника рисующего света образуется короткая тень. Широкая и короткая тень от носа, если она контрастная и границы ее резки, создает впечатление расширенного носа. Делая границы тени более мягкими, можно достичь того, что нос будет казаться на снимке более коротким и не расширенным.

Особое внимание при портретной съемке уделяют освещению глаз. Нередко можно видеть снимки, в которых выразительно изображены линии носа, овала лица и других деталей. Однако портрет оказывается неинтересным, потому что не выделены глаза, не видны белки глаз и зрачки.

В цветной фотографии такие "слепые" портреты получаются при съемках с искусственным электрическим освещением, когда на фотографируемого человека падает прямой поток направленного света. Чтобы глаза на портрете достаточно ясно выделялись, необходимо использовать верхний свет, который образует мягкие тени под глазными впадинами, а перед фотографируемым человеком следует размещать экран, от которого отраженный свет создает блики на белках глаз и соответственно выделяет темные зрачки (ил. 54).

Таким образом, при смешанном портретном освещении, когда подсветка осуществляется другим по цветности светом, появляется возможность выделять цвет глаз. Например, синим отраженным светом удается подчеркнуть синеву радужной оболочки и белизну белков.

Изменяя высоту расположения источника света и регулируя светорассеивающей сеткой площадь светящейся поверхности, можно для каждого типа лица подобрать требуемое светотеневое освещение. Одновременно применяют затенители. При верхнем освещении с их помощью затеняют волосы и часть лба, а при нижнем - часть корпуса и руки.

Особое внимание уделяют освещению волос. Сложная прическа всегда более заметна на снимке, чем в повседневной жизни, даже если фотограф специально затенит ее. Желательно, чтобы прическа была как можно проще, но волосы перед съемкой должны быть тщательно причесаны. Освещение должно выделять и подчеркивать линию прически и блеск волос. Для этого используют дополнительные источники, создающие верхнее или задне-боковое бликующее освещение. Верхний свет позволяет создать светящийся ореол вокруг головы, а задне-боковой свет - подчеркнуть бликами линию и блеск волос. Интенсивность рисующего света при задне-боковом бликующем освещении ослабляется с помощью затенителей или светорассеивающих сеток, частично перекрывающих световой пучок.

Контровое рисующее освещение используют также при съемке портретов в профиль. Снимки выполняют в темной тональности. Для выявления деталей в тенях применяют дополнительную подсветку от фотоаппарата.

Эффектное освещение. Различные источники света, такие, как лампа под абажуром, керосиновая лампа, зажженная свеча, свет от камина или печи, включенные в композицию кадра, создают эффектное освещение. Портреты при этом получаются в темной тональности. Для эффектного освещения характерна разница в цветности источника света и цветовой тональности всего изображения. Эта разница создается с помощью разноцветных осветительных светофильтров.

Интервал яркостей, который может быть получен на цветном изображении, почти всегда меньше интервала яркостей реального эффектного освещения. Поэтому приходится уменьшать светотеневые контрасты. В этом случае снижается контрастность деталей в тенях объекта, реже - в средних яркостях. Снижение светотеневого контраста зависит от экспозиции. Для естественного изображения эффектного освещения и создания соответствующего колорита необходимо снижать экспозицию настолько, чтобы уменьшение контраста в тенях соответствовало зрительному восприятию.

Если внимательно посмотреть на детали лица человека, находящегося в непосредственной близости к источнику света, можно заметить градацию тонов в тенях, а также детали самого источника света. При внимательном рассмотрении даже глубокие тени воспринимаются "прозрачными". Учитывая это явление, фотограф в процессе съемки должен перераспределять освещение так, чтобы привлечь внимание на детали лица и уменьшить яркость источника света, включенного в кадр.

Например, если при съемке портрета в кадр включена какая-либо лампа или фонарь, яркость их должна быть значительно понижена в сравнении с яркостью лица. Это же самое относится и к яркости всего фона и близлежащих яркоосвещенных участков фона. Самая глубокая тень, если она занимает на втором или третьем плане значительный по площади участок, тоже не должна быть темнее самых темных деталей на первом плане. Это требование прозрачности теней и затенения источников света относится прежде всего к эффектному освещению "под ночь", "под вечер" и т. д.

Интересные результаты получаются также при съемке портретов на фоне окна, затянутого прозрачными шторами. Подсветка таких штор естественным дневным светом позволяет снизить контраст оконных переплетов с пейзажем за окном. Основной рисунок при этом создается электрическим источником света. Если подсвечивать штору дополнительно, эффект объединения цветных деталей на фоне может быть усилен.

Примеры портретной съемки. Поясной портрет артистки театра и кино Елены Прокловой (ил. 55) выполнен в светлой тональности. Мягкое светотональное освещение хорошо выявляет глаза актрисы, платье, украшения. Но контрастирующим элементом композиции является черный кот, расположившийся на плече актрисы. Удачно выбрана поза, поворот головы артистки. Она смотрит на нас анфас, хотя плечо выдвинуто в сторону фотоаппарата. Только едва уловимая тень на стене указывает, что был использован источник рисующего света. В этом снимке отчетливо выявлено все то, что говорилось о цветовых контрастах.

Портрет киноактрисы Валентины Теличкиной (ил. 56) тоже поясной, но выполнен в темной тональности и в живописной манере. Здесь белое платье актрисы контрастирует не только с красной цветастой шалью, которой покрыто кресло, но и с темным шкафом. Светлые волосы актрисы как бы сливаются с цветом дерева. Освещение лица светотональное, как и в предыдущем портрете. Здесь нет отчетливо выраженных теней ни на лице, ни на платье.

Эти два портрета показывают, какие творческие возможности таит в себе использование светотонального освещения с применением электрических источников.

Портрет народной артистки СССР Людмилы Гурченко (ил. 57) выполнен с использованием верхнего контрового света, который хорошо освещает ее волосы и отделяет фигуру от фона. Подсвечник со свечой и резная декоративная ваза создают дополнительные рефлексы и блики на лице актрисы.

Наконец, портрет народного артиста СССР Андрея Попова (ил. 58) выполнен в довольно сложной технике - двойной экспозиции. Портрет оригинален тем, что снята только голова в светотональном ключе, что позволило хорошо выявить светом глаза, фактуру лица и волосы, подернутые сединой. Когда же портрет был готов, фотограф синим фломастером выделил лицо, что создало контрастирующий фон и усилило воздействие на зрителя. Этот прием не новый. Еще в 20-30-х годах известного фотомастера М. Наппельбаума укоряли за вмешательство кисти в негатив. Он наносил мазки на негатив и на отпечатках появлялись световые блики, которые оживляли портрет.

Съемка портретов на натуре. При фотографировании портретов на натуре в солнечную погоду прежде всего необходимо выбрать место съемки и направление освещения, чтобы свет не слепил глаза и светотень не получалась бы слишком контрастной. Для этого подбирают несколько вариантов направления съемки.

Когда небосвод затянут дымкой или покрыт легкими облаками, съемку производят при передне-боковом освещении. Чтобы уменьшить контраст светотени и подчеркнуть те или иные черты лица при боковом и задне-боковом солнечном освещении, приходится использовать дополнительную естественную или специально созданную подсветку теней. Искусственную подсветку осуществляют с помощью светотеневого экрана, электронно-импульсной лампы или света, отраженного от приближенных к лицу светлых предметов: листов бумаги, ткани. В некоторых случаях применяют светорассеивающие сетки большого размера, установленные в непосредственной близости от лица.

При съемке на натуре на фоне светлых зданий используют свет, отраженный от белых стен. В этом случае можно снимать не только с боковым и задне-боковым освещением, но даже с контровым солнечным светом. Тени, подсвечиваемые отраженным солнечным светом, имеют теплый оттенок. Если такая подсветка отсутствует, тени приобретают холодный синий оттенок света, рассеиваемого небосводом. Чем меньше облачность, тем холоднее оттенки в тенях.

На схемах ил. 59, а, б, в показаны варианты естественного портретного освещения, различающиеся направлением рисующего солнечного света. Подсветка теней при передне-боковом освещении, так же как и при расположении человека в тени, производится с помощью светоотражающих экранов, покрытых серебристой или цветной фольгой, соответственно голубой или оранжевой.

Схемы г, д, е представляют варианты задне-бокового солнечного освещения, при котором интенсивная подсветка затененных участков лица осуществляется естественными светоотражателями-белыми стенами зданий, парусами, рекламными щитами и т. д.

Схемы ж, з, и относятся к тем случаям, когда рисующим светом является не солнечный, а свет, создаваемый алюминированными отражателями (ж, з) или электронно-импульсной лампой (и).

При съемке портретов на натуре возникает вопрос: делать ли задний план резким или же нерезким? Освещенность первого плана на натуре обычно достаточна для того, чтобы можно было изменять диафрагму объектива и таким образом достигать требуемого соотношения резкости изображения первого плана и фона. Если съемка портретов ведется крупным планом, то второй план выполняет лишь вспомогательную роль и резкость его изображения не должна быть чрезмерной (ил. 60). При съемке же поясных и групповых портретов изображение заднего плана должно быть достаточно резким, чтобы видно было окружение, в котором находятся люди.

Групповые портреты подразделяют на официальные и сюжетные. К официальным групповым портретам относят те, которые снимают с целью запечатлеть людей на память, например учащихся одного класса, студентов одного курса и т. д. В таких снимках важно достоверно отобразить внешний облик всех фотографируемых. Такие снимки важны своей документальностью.

В сюжетных групповых портретах люди изображаются во время какого-либо действия или в некоторой ситуации, которая их объединяет (ил. 61). Такие портреты близки к жанровым фотографиям. Отличие состоит лишь в том, что в групповом портрете основное внимание уделяется изображению людей, в то время как в жанровых снимках первостепенное значение приобретает изображение ситуации, события, обстановки.

Групповые портреты рекомендуется снимать на широкоформатную пленку, с тем чтобы достоверно передать черты каждого человека и осветить одинаково каждое лицо. Лучшие результаты достигаются при естественном освещении на натуре или в светлом просторном помещении.

Выполнение групповых портретов затруднено прежде всего тем, что необходимо достичь естественного, непринужденного выражения лица одновременно у всех фотографируемых. Для этого приходится делать ряд снимков, каждый раз выбирая момент съемки, чтобы исключить случайное выражение того или иного лица или случайный жест.

Съемку группового портрета производят, как правило, со штатива, а экспонирование - с помощью тросика. Даже малейшие колебания фотоаппарата при съемке группового портрета заметно ухудшают резкость изображения.

Два основных технических требования, которые обязательны для групповых портретных фотографий,- высокая резкость изображения при равномерном освещении.

Точка съемки и освещение должны быть предварительно установлены и по возможности опробованы. Размещение людей в групповых портретах должно быть подчинено направлению рисующего света и по нему определено направление съемки. Только после этого выбирают точку съемки и фокусное расстояние объектива.

Наиболее равномерного освещения достигают при съемках с передним рисующим светом. Однако такие снимки изобразительно менее выразительны, чем те, в которых используют задне-боковой и фоновый свет. Снимая на натуре, лучший результат получают в тех случаях, когда задний план менее освещен, чем передний. При выполнении групповых портретов в помещении помимо переднего или передне-бокового рисующего света применяют еще и дополнительную подсветку теней с помощью электронных импульсных ламп.

При съемке группового портрета следует избегать фронтального расположения фотографируемых людей "плечо к плечу" и по возможности разнообразить их позы. Чтобы масштаб изображения этих людей не сильно различался, съемку лучше производить с некоторого возвышения (т. е. фотоаппарат располагать выше уровня глаз стоящего человека). Благодаря этому появляется возможность снимать с большим относительным отверстием объектива, что особенно важно при использовании малочувствительных цветных фотопленок. Следует также избегать нижнего ракурса, так как среди фотографируемых всегда найдутся люди, у которых нижняя часть лица крупная (тяжелая) и подбородок поднят.

Чтобы достичь непринужденности поз и естественного выражения глаз фотографируемых людей, во время съемки следует привлекать их внимание в одном направлении, но не на фотоаппарат.

Существует несколько нюансов, которые следует постоянно контролировать, чтобы получить отличный портрет. Эти нюансы включают в себя: соотношение света и тени, освещение предмета, положение лица, а также угол зрения. Следует ознакомиться с данными аспектами портретной фотосъемки для того, чтобы в будущем иметь возможность профессионально варьировать ими. В конкретной статье будет описан такой аспект как портретный свет, а именно, что это такое, почему оно так важно в съемке, как его использовать.

Дать определение портретному свету можно так: это разнообразное соотношение (игра) света и тени, благодаря чему создаются новые формы. А форма создается тенью на лице. Существует четыре основных вида света в портретах, а именно:

  • разбивающий свет
  • «петля»
  • рембрандтовский свет
  • «бабочка»

Еще существует короткий и широкий свет, но он больше касается стиля съемки, а также может использоваться в сочетании с любыми видами света, упомянутых выше. Стоит более детально рассмотреть каждый из видов портретного света.

Определение разбивающего света полностью отражено в его названии, другими словами, он разделяет лицо на две равные части, погружая одну часть в тень, а другую наоборот освещая. Часто такой свет используется с целью придания фотографии драматического эффекта, отлично подходит для портретов музыкантов и художников. Разбивающий свет принято считать более подходящим для мужских портретов, чем для женских. Но стоит помнить, что никаких строгих правил не существует. Однако новичку все-таки следует придерживаться некоторых советов, до тех пор, пока он не сможет играть светом самостоятельно.

Чтоб достигнуть эффекта разбивающего света, необходимо установить источник света справа или слева от объекта, и если возможно, немного позади его головы. Положение источника света непосредственно зависит от лица человека, которого фотографируют. Следует внимательно следить за тем, как падает свет, и регулировать положения источника соответственно. В идеале разбивающий свет допускает освещение только глаза теневой стороны. Если же при любом положении источника, свет попадает на щеку объекта, то возможно попросту лицо не подходит своей формой для разделяющего света.
Важно : все виды освещения могут применяться вне зависимости от положения лица (анфас, полу анфас, и даже профиль). Необходимо только помнить, что источник света должен располагаться относительно лица соответственно выбранному виду освещения. Если же положение лица изменится, то и вид света поменяется. Так что это можно использовать как преимущество: если нужно поменять вид света, то можно не передвигать источник света, а просто попросить человека поменять положение лица немного.

Что же такое "блик"?

В глазах ребенка на фотографии выше видно отражение источника света. Оно выглядит как маленькая белая точка, но если приблизить, то можно даже увидеть, что это точка имеет форму источника света, используемого в данной фотосессии.

В данном случае, яркая точка имеет форму шестиугольника с черным пятнышком внутри. Именно этой формы свет и использовался (небольшой софтбокс шестигранной формы на фотокамере Canon).
Этот эффект носит название «блик». Без него глаза на фотографии будут казаться темными и безжизненными. Нужно убедиться, что хотя бы один глаз будет иметь блик, который «оживит» лицо. Внимательно присмотревшись, можно заметить, что блик также освещает радужную оболочку и глаз в целом. С эффектом блика глаза человека на фотографии полны жизни.

«Петля»

Вид света под названием «петля» создает тень носа в области щеки. Для создания эффекта «Петли» требуется установить источник света немного выше уровня глаз человека, которого фотографируют, и расположить его на 30-45 градусов от камеры (но стоит также учитывать особенности каждого конкретного лица, а для этого стоит научиться читать лица людей).

На фотографии выше видно, как падает тень, и на щеках людей можно увидеть едва заметные тени от их носов. В таком виде света как «петля» тени носа и щеки не соприкасаются. Необходимо создать небольшую тень, которая немного направлена вниз. Многие устанавливают источник света слишком высоко, тем самым создавая странные тени и утрачивая блики. «Петля» наиболее используемый и известный вид света в фотосъемке, так как его легко создать, а конечный результат восхищает большинство людей.

На схеме выше черный задний фон – это деревья позади людей. Солнце выходит из-за деревьев, но люди полностью в тени. Белый отражатель, который используется по левую сторону от камеры, направляет свет на лица объектов. Отражатель может находиться на солнце, а может и в тени, но в любом случае он сможет поймать нужный свет. Меняя углы и положение отражателя, можно варьировать с видами света в фотосъемке. Для «петли» нужно расположить отражатель в 30-45 градусах от камеры. Также он должен находиться немного выше уровня глаз объектов, чтоб тень или петля носа была наклонена по направлению к уголку рта. Наиболее распространенная ошибка новичков – неправильное положение отражателя; устанавливая его ниже уровня глаз, они тем самым направляют тень вверх, а не вниз, как требуется. Это освещает кончик носа объекта, и нужный эффект уже потерян.

Рембрандтовский свет назван в честь известного художника Рембрандта, который довольно часто использовал такое освещения, рисуя свои картины. В этом можно убедиться, посмотрев на его автопортрет. Рембрандтовский свет создает треугольник света на щеке. В отличие от петли, где тени носа и щеки не соприкасаться, в данном виде света они соединены таким образом, что небольшой треугольник остаётся на щеке объекта. Для создания Рембрандтовского света для начала нужно убедится, что глаз на теневой стороне освещен или ловит свет, в противном случае, он выйдет на фотографии безжизненным. Рембрандтовский свет придает драматический эффект фотографии, как и разбивающий свет, он отражает настроение и глубокое чувство изображаемому на фотографии. Следует использовать его верно.

Для создания рембрандтовского света объект необходимо немного отвернуть от света. Источник света расположить выше уровня головы объекта. Чтоб тень от носа падала на щеку. Лица не всех людей подходят для создания данного вида света. Если у человека высокие и отчетливые скулы, то фотография получиться. В случае, если у объекта маленький и плоский нос, скорее всего, данный свет совершенно не подойдет. И снова стоит помнить, что этот вид света в фотосъемке не стоит употреблять, если человеку не нравиться результат, и нет подходящего настроения, которое хочется передать. Если используется естественный свет из окна, а оно в свою очередь расположено до самого пола, потребуется закрыть нижнюю его часть с помощью гобо, чтоб достигнуть нужного освещения.

«Бабочка»

Такой вид портретного света, как «бабочка», носит такое название из-за схожести формы тени, которая находиться под носом, с формой насекомого. «Бабочка» создается во время положения источника света над камерой и непосредственно сзади нее. При таком свете фотограф снимает прямо под источником света. Обычно «бабочку» используют в фотосъемках для гламурных журналов и с целью создать тени под щеками и подбородком. Также такой вид света, как «бабочка», идеально подходить для фотографий пожилых людей, так как морщины становятся менее заметными.

«Бабочка» создается благодаря источнику света, расположенному позади камеры и выше уровня глаз или головы (в зависимости от конкретного человека). Иногда прибегают к использованию отражателя, который помещают под подбородком объекта, в большинстве случаев объект сам его держит! Фотографии с таким светом умиляют людей эффектом четких скул и худого лица. Людям с круглым, широким лицом больше подойдет «петля» или разбивающий свет. А такой портретный свет, как «бабочка», подойдет больше людям с четко выступающими, высокими скулами и худым лицом. Такой свет выглядит жестче при использовании окна или рефлектора по отдельности. Часто жёсткий свет от окна или вспышки необходим для более четкой тени под носом.

Широкий свет в большей степени является не видом освещения объекта при фотосъемке, а его стилем. «Петля», рембрандтовский и разбивающий свет могут быть как широкими, так и короткими.
Широкий свет – это когда лицо немного повернуто от центра, и сторона лица, повернутая к камере освещена. Освещенная сторона лица кажется визуально шире, чем та, которая находиться в тени. Широкий свет часто употребим в портретах High Key. Этот стиль света заставляет лицо казаться шире, и идеально подходит для портретов людей, которые имеют узкие и худые лица. Однако большинство людей стремятся казаться стройнее на фотографиях, поэтому лучше не употреблять такой свет для людей с широкими, круглыми лицами.

Чтобы создать широкий свет, лицо необходимо отвернуть от источника света. В этом случае сторона лица, повернутая к камере, наиболее освещена, а тень падает на другую строну лица, которая отвернута. Говоря проще, при широком свете на большую часть лица падает свет.

Короткий свет – полная противоположность широкому. На примере можно увидеть, что сторона лица, повернутая к камере, находиться в тени. Такой свет часто используется в портретах Low Key (затемненных). Большая часть лица находиться в тени, портрет напоминает скульптуру, лицо выглядит стройнее, а также многие люди в восторге от результата.

В случае короткого света лицо повернуто к источнику света. Стоит обратить внимание на то, что сторона лица, которая отвернута от камеры, наиболее освещена, в то время, как тень падает на сторону лица, которая ближе к фотографу. Говоря проще, при коротком свете на большую часть лица падает тень.

Собираем все вместе!

Как только фотограф научиться распознавать и создавать различные виды света, можно приступить к изучению того, когда следует к ним прибегать. С помощью анализа лица фотографируемого объекта, фотограф научиться правильно выбирать вид света, который наиболее подходит для конкретного человека и портрета в целом, а также учитывать настроение. Человеку с небольшим круглым лицом, который хочет выглядеть на своем портрете худее, не подойдет свет, который идеальным был для рок-группы, где люди выглядели злостно и кровожадно.
Процесс фотосъемки намного легче, если основной источник света можно перемещать. Но что же делать, если источником света является солнце или окно – здесь все немного сложнее. Все что требуется в этом случае от фотографа, это менять положение объекта в зависимости от источника света, дабы получать различные тени и свет на лице. Или же менять положение камеры. Короче говоря, необходимо двигать предметы, которые могут перемещаться по отношению источника света, если последний неподвижен.

Практические занятия

Для начала стоит найти объект для фотосъемки (живой человек, собака не подойдет), а затем начать практиковаться в различных видах света в .
«Бабочка »
«Петля »


Не стоит забывать о широком и коротком стилях света и практиковать каждый вид света с двумя стилями. Не стоит переживать об иных параметрах в этот конкретный момент. Стоит сосредоточиться на изучении и применении только видов света в портретной фотосъемке. В качестве источников света можно применять окно, напольную лампу с оголенной лампой или солнце. Вспышку лучше использовать профессиональным фотографам, так как только в конце на фотографии можно увидеть игру света и тени на лице. Можно начать с изучения широкого и короткого света, поставив объект прямо перед собой.

Статья подготовлена по материалам сайта

В классической портретной фотографии есть несколько основополагающих принципов освещения, которые необходимо знать и контролировать в процессе съемки и понимать, какой из них применить для того, чтобы передать на портрете нужное настроение, правильный образ или наиболее лестно представить модель.

Стоит запомнить эти правила для того, чтобы легко им следовать, а главное — знать когда и как их можно нарушить. Изучите эти 6 правил — они станут вашими вехами на пути к большой портретной фотографии. И не забывайте, что лучшее обучение — перемежать теорию с практикой.

Что такое режимы освещения в портретной фотографии? Можно сказать, что это игра света и тени, которая может изменять восприятие и форму лица. Если говорить простым языком, какой формы тень будет лежать на лице, зависит от способа освещения. Существует четыре самых распространенных основы для освещения человека:

    • боковое освещение;
    • классическое освещение;
    • рембрандтовское освещение;
    • бабочка.

К основным 4 видам стоит добавить два дополнительных способа, которые являются больше элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете: это широкое и узкое освещение.
Давайте рассмотрим каждый тип освещения в отдельности.

1. Боковое освещение (Split Lighting)


При данном режиме свет «разбивает» лицо на две равные половинки, одна из которых находится на свету, а вторая в тени. Такой тип освещения больше подходит для мужчин, его часто используют при съемке портретов музыкантов или художников, потому что придает драматизма портрету. Не существует жестких правил для применения того или иного типа освещения, есть только рекомендации, основанные на среднем восприятии. Необходимо знать подобные правила, чтобы можно было их использовать в качестве основной отправной точки.

Чтобы достичь подобного эффекта, следует поставить на 90 градусов слева или справа от предмета, и, возможно, даже немного позади головы. Место расположения света по отношению к субъекту зависит от формы лица человека. Посмотрите, как свет падает на лицо и подстройтесь соответствующим образом. Свет с теневой стороны должен попадать только на глаза и формировать лицо таким образом, чтобы четко посредине проходила свето-теневая граница. Если, вращаясь вокруг лица человека, вы видите, что свет падает больше на щеку, вполне возможно, что просто модель не подходит для этой схемы, в которой должно быть идеальное разбиение светом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Имейте ввиду, что для поддержания целостной картины освещения ваш источник света должен перемещаться в зависимости от того будет ли двигаться модель. Делаете ли вы фронтальный снимок, фотографируете ¾ лица или даже профиль, свет должен «следовать схеме». Если модель просто повернет голову, изменится вся картина в целом. Вы должны регулировать освещение, перемещая источник или слегка разворачивая в нужном направлении модель.

Что такое блик и зачем он нужен?


Обращайте внимание на отражение фактического источника света в глазах модели. Блики выглядят белыми пятнышками в глазах ребенка на фотографии выше. Если приглядеться, можно увидеть контуры приборов, которые были использованы при съемке портрета.

Например, на фото видно яркое пятно шестиугольника с темным центром. Это свет, который был использован, -

Такой эффект называется бликом. Без блика глаза модели становятся темными и выглядят маловыразительно. При съемке убедитесь, что по крайней мере в одном глазу блики отражаются в полной мере. Обратите внимание, что блик также слегка изменяет цвет радужной оболочки и яркость глаз в целом, что усиливает ощущение жизненности и придает блеск глазам.

2. Классическое освещение (Loop Lighting)


Классическим считается такое освещение, которое создает небольшую тень от носа на щеках, при этом образуется свето-теневая петля. Чтобы получить подобное, необходимо расположить немного выше уровня глаз, и примерно под углом в 30-45 градусов от камеры (зависит от человека, вы должны учиться читать лица людей).

Посмотрите на это изображение и обратите внимание на то, как падают тени. Слева и справа можно увидеть небольшие тени возле носа. Их всегда оставляют, следите только за тем, чтобы тень была слегка направлена вниз. Для этого располагайте источник света не слишком высоко, так как это может привести к образованию нежелательных теней на лице и потере бликов в глазах моделей.

Классическое освещение считается самой популярной моделью освещения при портретной съемке, потому что создаваемый рисунок света и теней является наилучшим и подчеркивает достоинства большинства людей.

На схеме черным фоном обозначена полоса деревьев, которая находится за парой, солнце при этом прячется за зеленью. С помощью попало достаточно освещения на лица. Если слегка изменять его положение, можно подобрать различные варианты освещения.

При классическом способе освещения устанавливается под углом в 30-45 град. от камеры и чуть выше уровня глаз моделей. За этим необходимо следить для того, чтобы свето-теневая петля не касалась носогубной складки. Среди новичков распространена такая ошибка, когда отражатель размещается слишком низко, сильно освещая нижнюю часть лица, из-за этого создается нелестный рисунок для портретируемого.

3. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting)

Освещение носит имя знаменитого художника потому, что Рембрандт часто использовал такой рисунок света в своих картинах. Например, в данном автопортрете.

Освещение Рембрандт отождествляется с треугольником света на щеке. В отличие от петли освещения, где не следует трогать тени носа и щек, в Рембрандт освещении нужно получить только маленький треугольник света в середине щеки. При создании надлежащих теней следите, чтобы на глаз в теневой стороне портрета падало достаточно света, иначе он будет выглядеть безжизненным. Освещение Рембрандт считается драматичным, так как из-за «раскола» в светотенях создается особое настроение у портрета, которое может способствовать трагичному выражению лица.

Чтобы создать Рембрандт освещение, необходимо развернуть модель немного в сторону от света. Источник должен располагаться выше головы человека, чтобы тень от носа падала вниз по направлению к щеке.

Не все лица подходят для подобной схемы. Если у модели высокие или заметно выделяющиеся скулы, Рембрандт освещение может дать интересные результаты. Небольшой нос и плоская переносица заметно усложнит работу фотографа и вряд ли удастся достичь нужного эффекта. Использование той или иной схемы освещения зависит только от модели, которую снимают и от того настроения, которое фотограф хочет передать в снимке.

Если вы будете использовать свет от окна, которое расположено ближе к полу, вы можете закрыть его нижнюю часть, чтобы попытаться получить освещение типа Рембрандт.

4. Эффект бабочки (Butterfly Lighting)


Подобное освещение недаром метко названо «бабочкой» или «баттерфляй». Очертаниями светотеней оно напоминает форму бабочки, потому что создает под носом у модели такие тени, которые напоминают крылья. Основной источник света располагают повыше и непосредственно за камерой. Данную схему часто используют для съемки в стиле гламур, а также она является оптимальной, когда вы фотографируете пожилых людей, так как меньше акцентирует внимание на морщинах.

Схема «эффект бабочки» создается при наличии источника света за камерой и чуть выше глаз объекта съемки. В качестве дополнительного оборудования, порой, используется светоотражатель, который размещают ниже лица модели, чтобы подсветить тени под подбородком модели. Подобная схема освещения подходит для лиц с выраженными скулами или объектов с тонкими чертами лица. Для круглого или широкого лица лучше использовать стандартную (классическую) схему освещения или даже освещение типа Рембрандт.
Схема сложна для воспроизведения, если в наличии имеется только лайт-диск — тогда с ней трудно будет справиться без ассистента.

5. Широкое освещение

Широкий способ освещения — это не отдельная схема света, а скорее стиль съемки. Любое из выше рассмотренных схем света может сниматься с помощью широкого или узкого способа освещения.

Широким называется такой вариант, когда лицо объекта слегка развернуто от центра и на большую его часть падает свет. Теневая сторона, соответственно, будет меньшей.
Широкое освещение иногда используется при съемке портретов в высоком ключе. Такой тип освещения зрительно слегка расширяет лицо (отсюда название). Лучше использовать для тех, у кого очень узкий овал лица, тонкие заостренные черты. Большинство людей хотят выглядеть на портретах стройнее, поэтому следует внимательно относиться к данной схеме, когда фотографируете круглолицых. Проще говоря, широкое освещение делает акцент на большую часть лица.

Для создания широкого освещения модель следует развернуть от источника света. Обратите внимание, что со стороны лица, которое находится ближе к камере, свет именно такой, который формирует правильные тени на дальней от фотокамеры части лица модели.

6. Узкое освещение


Данный способ является противоположным широкому освещению. Как можно рассмотреть на примере, модель необходимо располагать таким образом, чтобы большая часть лица находилась в тени. Такой прием чаще всего используют при съемке портретов в низком ключе. Лица при этом становятся более скульптурно очерченными, что придает изображению объем. Это очень лестный способ освещения для большинства людей.

Лицо развернуто к источнику света. Обратите внимание, что часть лица, которая отвернута от камеры, также имеет очень значимые тени. Узкое освещение показывает зрителю рисунок теней, который необходимо контролировать.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и воспроизводить каждую из различных моделей освещения, вы поймете как и когда их следует применять. Свет и тень — очень важный инструмент фотографа при съемке портрета. Изучая лица людей, практикуясь, вы разберетесь, какие световые схемы будут лучше для того или иного типа лица и передачи определенного настроения, найдете свой неповторимый стиль.

Кто-то с очень круглым лицом, наверняка, захочет казаться стройнее и будет рад, если портрет подчеркнет утонченность лица. Вы сможете использовать правильную схему, если перед вами будет стоять задача снять гнев или сделать групповую фотографию. Когда вы научитесь читать и распознавать образы, освоите качество света, сможете управлять правильным положением источников света и знать соотношения и пропорции, вы будете совершенно подготовлены к профессиональной работе.

Научиться управлять светом гораздо легче, если источник можно передвигать. Но те же правила освещения работают, когда основным источником света является Солнце или окно. Потренировавшись со , вы начнете непроизвольно применять правила работы и с естественным освещением и легко, единственное отличие — не источник будете крутить вокруг модели, а модель разворачивать так, чтобы получить нужное вам освещение. Вам придется двигать модель или изменять положение камеры, чтобы менять направление света и с помощью теней создавать необходимый по задумке рисунок, но как показывает практика — оно того стоит!