Таможня обеспечение что. Размер обеспечения при генеральной гарантии - Киото. При каких условиях применяется


В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике. На нем выступила известный эксперт в области таможенного дела, руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина. «МЭ» публикует ее выступление, посвященное проблемам обеспечения уплаты таможенных платежей. (Выступление публикуется в сокращенном варианте.)

Галина Баландина , руководитель Центра поддержки ВЭД

Есть два повода для всестороннего рассмотрения проблемы обеспечения уплаты таможенных платежей. Первый - это «дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования» (в этом документе, в частности, есть такое мероприятие, как внедрение генерального обеспечения в 2014 году. Отвечают за реализацию этого мероприятия ФТС России и Минэкономразвития России. Определенные этапы обсуждения этой темы уже прошли). Второй повод - эта ситуация вокруг транзита, которая подталкивает к сравнению всех имеющихся возможностей, связанных с предоставлением финансовых гарантий при транзите.

Что такое обеспечение уплаты платежей? Это не изобретение России или Таможенного союза. Обеспечение таможенных платежей применяется практически во всех странах мира. Обеспечение уплаты таможенных платежей - это такой инструмент финансовых гарантий, который позволяет добиться реального упрощения и ускорения таможенных процедур. Например, если бы не было обеспечения, то уплату таможенных платежей пришлось бы производить непосредственно на границе. Иначе возникают высокие риски того, что платежи не будут уплачены вовсе. Эти процедуры мы проходили в начале девяностых годов, когда таможенные пошлины только вводились. Был короткий период, когда выпуск товаров осуществлялся до уплаты таможенных платежей. Такая практика привела к появлению многих случаев, когда задолженность по таможенным платежам никто не гасил.

Табл. 1

Общепринятая мировая практика в области таможенного дела (Глава 5 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур)

Преимущества для государства:

- Финансовая гарантия предотвращения рисков умышленных нарушений таможенного законодательства

- Финансовая гарантия платежеспособности должника (потенциального должника) по таможенным платежам

- Определенная гарантия «положительной истории» лица, участвующего в таможенных операциях

Преимущества для участников ВЭД:

- Получение товаров в свое распоряжение

- Доступ к льготным или упрощенным процедурам

Преимущество финансовых гарантий для государства - это предотвращение рисков умышленного нарушения таможенного законодательства (табл.1). По сути, экономического смысла в нарушении нет - таможенный долг придется погасить. Для участников ВЭД - это упрощение таможенных формальностей. Система финансовых гарантий дает возможность получения в собственное распоряжение иностранных товаров, в отношении которых есть задолженность по уплате таможенных платежей.

Табл. 2

В Таможенном кодексе Таможенного союза предусмотрено, что обеспечение таможенных платежей производится плательщиком таможенных платежей (табл. 2). Исключение сделано только для транзита. В России с 2009 года установлено, что платить таможенные платежи имеет право только лицо, на которое возложена такая обязанность (т.е. декларант). Но, на мой взгляд, такая норма в значительной мере является сдерживающим фактором развития института финансовых гарантий. Ключевой момент здесь состоит в том, что обеспечение предоставляется за суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате. Я приведу такой пример: ввоз подакцизных товаров с маркировкой. В этих случаях импортер вынужден тратиться дважды на обеспечение. Сначала, когда он покупает акцизные марки (здесь он выступает как импортер), и второй раз при таможенном транзите. В недавно работающей процедуре МДП импортер должен был представить дополнительное обеспечение, и экспертное сообщество тогда согласилось, что что-то здесь не так срабатывает. Когда на одно и то же обязательство - уплата таможенных платежей в отношении одних и тех же товаров - требуются разные гарантии. В ТК ТС заложен принцип, что генеральное обеспечение действует исключительно на территории одного государства. То есть генеральное обеспечение, принятое в одном государстве, не может быть принято в другом, что тоже, на мой взгляд, является сдерживающим фактором при развитии института обеспечения таможенных платежей. Например, в существующей практике при транзите мы не можем адекватно предложить замену книжке МДП, поскольку любая генеральная гарантия будет действовать только в рамках территории одного государства.

Табл. 3

Очевидно, что самый распространенный способ обеспечения уплаты таможенных платежей - это денежный залог (табл. 3). Я приведу некоторые цифры, которые, на мой взгляд, являются показателем неразвитости системы финансовых гарантий. В соответствии с федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год» денежный залог в доходах федерального бюджета оценивается в размере 8,5 млрд рублей. Авансовые платежи, которые, как известно, служат подспорьем для денежного залога, в федеральном бюджете составляют 70 млрд рублей. Это притом что размер ввозной пошлины, уплаченный российским таможенным органам, - 716 млрд рублей. То есть каждый десятый рубль ввозной пошлины лежит в авансовых платежах. Это деньги, выведенные из экономики. Вот прямая корреляция неразвитости институтов не только в смысле упрощения и ускорения, но и также и в связисо стоимостью таможенных операций.

Банковская гарантия - самый надежный способ обеспечения уплаты таможенных платежей. Банки допускаются к оказанию такого рода услуг разрешительно, система отрегулирована. Здесь можно сетовать только на то, что применение гарантий не получает широкого распространения.

Следующий способ обеспечения - это залог имущества. В России залог имущества практически не применяется, в Белоруссии он находит самое широкое распространение. Залог имущества - это не обязательно недвижимость, это могут быть и ценные бумаги. Правда, в России ценные бумаги не могут приниматься в качестве предмета залога для обеспечения уплаты таможенных платежей. Хотя на самом деле в период кризиса в 2008-2009 годах это могло бы быть очень актуальным для больших компаний, которые испытывали сложности с имуществом и с оборотными средствами.

Страхование. ТК ТС предусматривает, что национальными законодательствами государств - членов Таможенного союза могут устанавливаться иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Этим правом воспользовался только Казахстан. В Кодексе «О таможенном деле в Республике Казахстан» предусмотрен такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей, как договор страхования. Мы пытались использовать этот аргумент в дискуссии с ФТС России для того, чтобы попробовать ввести этот способ обеспечения в российскую практику. Но оказалось, как таковой договор страхования в Республике Казахстан не используется. Процитирую два пункта из статьи 149 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан»: «В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет страховой организации требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в течение пяти рабочих дней после окончания сроков исполнения обязательства, предусмотренных указанным договором страхования».

«Требование таможенного органа об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов и пений подлежит безусловному и обязательному исполнению страховой организацией в течение двух рабочих дней со дня получения такого требования». По сути дела, либо договором страхования названа банковская гарантия, которая выдается страховой организацией, либо тут что-то другое. Но явно, что по российскому страховому законодательству такие взаимоотношения между страховщиком и выгодоприобретателем невозможны.

Табл. 4

Поручительство

Россия

Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении любого из следующих условии:

1) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям, определяемым Российской Федерации;

2) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить банковскую гарантию

Казахстан

В качестве поручителя могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица Республики Казахстан. При этом поручитель должен обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов одним из следующих способов:

- внесение сумм обеспечения насчет временного размещения денег;

- банковской гарантией;

- залогом имущества;

- договором страхования.

Поручительство - тема очень важная и актуальная (табл. 4). В Республике Беларусь поручителем может выступать банк или иная кредитная организация. В российском законодательстве поручителем может быть любое лицо, если оно предоставляет банковскую гарантию либо соответствует определенным критериям. Эти критерии определены постановлением Правительства Российской Федерации№ 717. 26 сентября 2013 года это постановление вступило в силу. Но вряд ли оно приведет к появлению новых игроков на рынке в качестве поручителей. Приведу только один пример. В постановлении есть требование, что остаточная стоимость основных средств у поручителя должна быть на сумму в миллиард рублей, а максимальные суммы всех выданных поручительств - 50 млн рублей. Одно поручительство - не больше 15 млн рублей. Может быть, для каких-то компаний это могло бы быть интересным, но мы говорили о том, что есть холдинги, внутри которых перераспределяется имущество. Взаимосвязанные лица внутри холдинга могли бы выступать поручителями. Однако в постановлении говорится о том, что нельзя между зависимыми хозяйствующими субъектами использовать институт поручительства.Итак, поручитель - это некое третье лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством заключает договор с таможенным органом, где говорится, что в случае неисполнения обязательств лицом, за которого оно ручается, поручитель готов погасить его долг.

На примере европейской конвенции, регулирующей вопросы европейской процедуры общего транзита, хочу привести пример, как там обстоит дело. Там есть принципал. Это лицо, берущее на себя финансовую ответственность за доставку товара при транзите. Оно же лицо, которое совершает таможенные формальности, то есть это не отдельно стоящая фигура в различных таможенных операциях. Принципал берет на себя все обязательства и всю ответственность. Он декларант процедуры, он является финансовым гарантом этой процедуры.

У принципала есть много общего с поручителем. Пример, подтверждающий этот вывод, я нашла в рекомендациях к главе 5 Генерального приложения к Киотской конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур, в соответствии с которой мы должны будем уже в следующем году привести в соответствие свое национальное законодательство требованиям международной конвенции. Сразу оговорюсь, что рекомендации Киотской конвенции не имеют юридически обязательного характера.

Табл. 5

Поручитель в европейской процедуре общего транзита

«принципал» :

лицо, помещающее тоеары под процедуру общего транзита, даже в случае если это делается его уполномоченным представителем;

1.Принципал обязан:

  1. представлять в целости и сохранности тоеары и необходимые документы в орган назначения в пределах предписанного срока, с должным соблюдением мер идентификации, устаноапенных компетентными органами;
  2. соблюдать другие положения, относящиеся к процедуре общего транзита;
  3. представлять компетентным контролирующим органам, по их запросу и в пределах любого установленного ими срока, все необходимые документы и сведения на любом носителе информации, а также оказывать любое требуемое содействие.

2. Независимо от обязательств принципала по пункту 1, перевозчик или получатель товаров, который принимает товары, зная, что они перемещаются под процедурой общего транзита, также несет ответственность за представление в целости и сохранности товаров и необходимых документов в орган назначения в предписанный срок и с должным соблюдением мер, установленных компетентными органами для обеспечения идентификации.

Принципал представляет гарантию для обеспечения погашения задолженности, которая может возникнуть в отношении товаров.

Речь идет о предоставлении гарантии по так называемому фиксированному размеру (табл. 5). В таких случаях лицо, претендующее на поручительство, приходит в таможню и говорит, что оно хочет обеспечить уплату таможенных платежей, и просит разрешить ему выдавать поручительство на определенных условиях. В подтверждение своей состоятельности лицо предоставляет банковскую гарантию, или, как в Казахстане, договор страхования, или залог имущества. В этом случае лицо получает право выступать поручителем разных лиц. Лицо выступает в качестве так называемого генерального поручителя и, будучи допущенной таможней к оказанию услуг, вправе выдавать поручительство за других декларантов, за других обязанных лиц.

Табл. 6

Поручительство в зарубежной практике

Таможенная служба допускает представление гарантии по т.н. фиксированному размеру. Для данного типа гарантии поручитель имеет право представить одну гарантию на определенную сумму, установленную национальным законодательством. Такая гарантия по фиксированному размеру покрывает уплату пошлин и других платежей, которые могут быть начислены в ходе таможенных процедур, осуществляемых под ответственность гаранта, независимо от того, кто является декларантом.

После принятия от поручителя документа о взятых им на себя обязательствах таможенная служба дает ему разрешение на выдачу гарантийного поручительства (гарантийных поручительств) о предоставлении гарантии по фиксированному размеру в соответствии с условиями гарантии по фиксированному размеру лицам, которые намерены выступать в качестве декларантов в таможенных операциях. Тем самым для поручителя возникают обязательства перед таможней на установленную законодательством сумму в отношении каждого поручительства о представлении гарантии по фиксированному размеру.

Что это напоминает? Генеральных поручителей, недавно введенных в таможенную практику (табл. 6). Это полезный институт, он коррелируется с европейской системой общего транзита. ФТС сейчас предлагает эти инструменты для нашего внутреннего транзита. Хотя строго юридически это не соответствует положениям ТК ТС. Согласно ТК ТС обеспечение платежей может предоставляться только плательщиком. Причина в том, что таможня не вправе принимать такое обеспечение от лица, которое не является плательщиком таможенных платежей.

Вторая часть, о которой хотелось бы сказать, состоит в том, что, на мой взгляд, в эту конструкцию идеально вписывается таможенный представитель. Таможенный представитель уже вносит определенную сумму обеспечения таможенных платежей, как входной билет в бизнес. В 2004 году, когда это требование вводилось в российское таможенное законодательство, предполагалось, что сумма обеспечения будет использоваться для развития еще одной услуги таможенного брокера - быть финансовым гарантом, интересы которых он (брокер) представляет в таможенных отношениях. Таможенной службе было бы удобнее работать с «одним окном», а не говорить, что декларацию подал брокер, а поручителем за нее выступил банк и т.д.

Табл. 7

Генеральное обеспечение (табл. 7). Сам принцип заложен в ТК ТС: «Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок (то есть лицо должно быть одно)Второй порок, заложенный в ТК ТС, состоит в том, что на территории одного государства генеральное обеспечение предоставляется таможенному органу этого же государства. То есть генеральное обеспечение, предоставленное в России, нельзя использовать в Беларуси или Казахстане.

Табл. 8

Киотская конвенция о генеральных гарантиях

Стандартное правило 5.5.

В случаях, когда требуется представление гарантий для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из таможенных процедур, таможенная служба принимает генеральную гарантию, в том числе от декларантов регулярно декларирующих товары в различных таможенных органах на данной таможенной территории.

Комментарий

Данное Стандартное правило позволяет таможенным органам принимать генеральную гарантию вместо отдельной гарантии по каждому отдельному случаю; особенно от декларантов декларирующих товары регулярно в различных таможенных органах на данной таможенной территории. Таможенная служба может также разрешить использование генеральной гарантии для двух и более операций. Данные условия позволяют декларантам сократить расходы на представление отдельных гарантий/ а таможенной службе - более централизованно и эффективно осуществлять контроль представленных гарантий. В случае необходимости таможенная служба может также принять специальные меры для временной отмены принятия генеральной гарантии в случае, если отдельные товары сопряжены с высоким риском мошенничества.

В Киотской конвенции (табл. 8) есть правило 5.5, в котором говорится, что «в случае, когда требуется предоставление гарантий для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из таможенных процедур, таможенная служба принимает генеральную гарантию, в том числе от декларантов, регулярно декларирующих товары в различных таможенных органах на данной таможенной территории». К Таможенному союзу это имеет непосредственное отношение потому, что у нас единая таможенная территория. То есть речь идет не о территории данного государства, а о данной таможенной территории.

А зачем нужна генеральная гарантия и как она связана с упрощением и ускорением таможенных процедур?

На схеме 1 верхний ряд, состоящий из кубиков, иллюстрирует существующий порядок по обеспечению финансовых гарантий. Нижний ряд, который превращается в один прямоугольник, - иллюстрация того, как могло бы быть в случае соответствующего развития института генерального обеспечения. Что сегодня происходит?

Схема 1

Декларант представляет товары, декларацию, документы и сведения. Он не может предвидеть, вызовут ли эти сведения сомнения у таможенных органов или нет. Отсюда необходимость использования системы авансовых платежей. Потому что это самый быстрый способ их конвертации в денежный залог. Ведь участник ВЭД не побежит в банк, если таможня сообщает ему о возможной доплате некоей суммы таможенных платежей. Пока вы оформите банковскую гарантию, у вас сроки исполнения обязательств по отношению к импортным товарам истекут. Это может привести к остановке производства или срыву внутренних контрактов.

Итак, вы подали документы и сведения. Предположим, таможенный орган в них усомнился. Таможенный орган определил сумму таможенных платежей, в том случае если вдруг окажется, что таможенная стоимость занижена, классификационный код товара не тот, и этому товару соответствует более высокая ставка таможенной пошлины. Дальше декларант представляет обеспечение, как правило, в виде денежного залога, и только потом происходит выпуск товара. Что происходит при генеральном обеспечении и где тут может быть перспектива существенного ускорения?

Импортер представляет документы и сведения. У него есть генеральная гарантия в форме банковской гарантии или поручительства. Таможня выпускает товар, а после выпуска уже разбирается, было ли занижение стоимости, был ли код товара указан правильно и т.д. Но товары уже в вашем распоряжении. Вам не нужно выводить оборотные средства на авансы, денежные залоги. Для таможни этот механизм тоже безопасен потому, что у нее есть надежные финансовые гарантии. Если после выпуска обнаруживается что-то не то, то всегда есть лицо и обеспеченное обязательство. Об этой схеме мы мечтаем, к ней стремимся, обсуждая это с ФТС и убеждая службу в том, что им предлагается реальный, взрывной механизм упрощения технологии таможенных процедур. Потому что даже при электронном декларировании импортер не застрахован от того, что таможня подвергнет сомнению любые сведения. В правиле «деньги вперед» этот институт не будет развиваться.

Табл. 9

Размер обеспечения при генеральной гарантии - Киото

Сумма генеральной гарантии должна устанавливаться на уровне, эквивалентном полной сумме пошлин и налогов, только в том случае, если эта гарантия распространяется на таможенные операции с товарами, которые сопряжены с высокой степенью риска мошенничества.

Во всех остальных случаях таможенная служба может установить сумму гарантии на более низком уровне в процентном отношении к сумме пошлин и налогов для лиц:

- созданных на таможенной территории, на которой представлена гарантия;

- регулярно использующих соответствующую таможенную процедуру;

- финансовое положение которых позволяетим исполнять свои обязательства;

- не совершивших серьезных нарушений таможенного и налогового законодательства.

Известно, что размер финансовой гарантии равен сумме таможенных пошлин и налогов, которые должны быть уплачены при выпуске товаров для свободного обращения (табл. 9). (Вопросы экспорта в данном случае не рассматриваются.) Если участник ВЭД совершает разовое обеспечение, то, как правило, речь идет о сумме таможенных платежей. Как применяется генеральная гарантия в других странах? Рекомендации Киотской конвенции гласят: «Сумма генеральной гарантии должна устанавливаться на уровне эквивалентной полной суммы пошлин и налогов только в том случае, если эта гарантия распространяется на таможенные операции с товарами, которые сопряжены с высокой степенью риска мошенничества». По сути дела, речь идет об анализе рисков по аналогии со страхованием. Если у импортера есть генеральная гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств по нескольким таможенным операциям, с точки зрения здравой оценки ситуации сложно предположить, что все обязательства одновременно не будут выполнены. Размер гарантии должен соответствовать тому риску, который может действительно наступить.

Табл. 10

Размер обеспечения при генеральной гарантии - Киото (2)

- Везде, где это возможно, генеральная гарантия должна ограничиваться минимальной суммой, соответствующей национальным интересам.

- При определении суммы гарантии для новых участников таможенных правоотношений таможенная служба должна совместно с заинтересованным лицом и на основе имеющихся данных определиться относительно количества, стоимости, пошлин и налогов, применимых к товарам, подлежащим помещению под соответствующий таможенный режим, за определенный период. Путем экстраполяции таможенная служба может затем определить вероятную сумму пошлин и налогов, подлежащих уплате за период, соответствующий средней продолжительности пребывания товаров под таможенным режимом.

- Если генеральная гарантия применяется в отношении обязательств, сумма которых будет изменяться во времени, сумма гарантии должна быть установлена на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечить покрытие обязательств перед таможенными органами во всякое время.

В табл. 10 можно ознакомиться с рекомендациями Киотской конвенции, говорящими о том, что при определенной сумме гарантии нужно определять стоимость товара, соответствующую определенному периоду времени. Если участнику ВЭД финансовая гарантия выдается на год, то не следует понимать это так, что при подсчете ее размера нужно брать все таможенные операции за год. В расчет берутся только те операции, которые совершаются одновременно или в определенный период.

Табл. 11

Положения российского законодательства

Размер генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 88 Таможенного кодекса Таможенного союза .

В отношении отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации вправе определять случаи и условия , при которых размер предоставляемого генерального обеспечения может быть ниже размера сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением, а также порядок определения соотношения размера предоставляемого генерального обеспечения с размером сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением.

В российском законодательстве существует общий принцип, который состоит в том, что размеры генерального обеспечения определяются исходя из сумм, подлежащих уплате таможенных платежей (табл. 11). В отношении отдельных видов товаров правительство вправе определять случаи и условия, когда этот размер может быть снижен. ФТС не возражает против реализации этого полномочия правительства, вместе с тем она ждет предложения от бизнеса относительно отдельных случаев, товаров и процедур.

Табл. 12

Снижение размера гарантии в европейской процедуре общего транзита

1. Сумма, покрываемая комплексной гарантией, равняется сумме гарантийной обеспечения.

2. Лица, представляющие компетентным органам доказательства своей финансовой состоятельности и соответствия стандартам надежности, описанным в пунктах 3 и 4 могут наделяться правом использования комплексной гарантии на меньшую сумму или освобождаться от гарантии.

3. Сумма, покрываемая комплексной гарантией, может быть снижена:

  1. до 50% от суммы обеспечения, если принципал докажет, что имеет достаточный опыт использования процедуры общего транзита;
  2. до 30% от суммы обеспечения, если принципал докажет, что имеет достаточный опыт использования процедуры общего транзита и весьма тесно сотрудничает с компетентными органами.

4. Освобождение от гарантии может предоставляться, если принципал докажет, что имеет

значительный опыт использования процедуры общего транзита, весьма тесно сотрудничает с компетентными органами, контролирует транспортные операции и имеет достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих обязательств.

В табл. 12 демонстрируются самые простые аналоги. Видно, что речь идет о значительном снижении размера гарантии - на 50% от общей суммы и даже на 70% от общей суммы. То есть у принципала остается обязательство предоставить гарантию только на 30% от суммы возможного таможенного долга. Это серьезное упрощение и снижение стоимости гарантий. Но при этом нужно учитывать ряд условий. Принципал должен представить доказательства своей финансовой состоятельности в соответствии со стандартом надежности. Он должен доказать, что он имеет значительный опыт и тесно сотрудничает с компетентными органами. В дополнение к процедуре общего транзита есть расшифровка этих критериев. Например, доказательством достаточного опыта является правильное использование процедуры общего транзита, и в зависимости от степени упрощения этот опыт исчисляется одним, двумя или тремя годами. Если принципал претендует на то, чтобы быть освобожденным от предоставления финансовой гарантии, то он минимум три года должен правильно исполнять правила. Есть оговорка о возможности сокращения этих сроков.

Табл. 13

Критерии для упрощения

Критерий

Большинство операций, подразумевающих перемещение грузов через таможенную границу, сводятся к импорту и экспорту. Авансовые платежи продавцам и необходимость найти крупные суммы для уплаты таможенных сборов задолго до момента конечной реализации товара часто останавливают начинающих предпринимателей от заключения выгодных, но растянутых во времени сделок.

Для поиска свежих бизнес идей можно покопаться в более сложных режимах ВЭД, к примеру, переработка вне таможенной территории, транзит и прочее. В отличие от простого импорта/экспорта, где для очистки товаров необходимо 100%-ное авансовое внесение таможенных платежей, в двух последних случаях субъекты ВЭД сталкиваются с понятием обеспечения таможенных платежей.

Что представляет собой таможенное обеспечение по ТК ТС

По ТК ТС таможенное обеспечение подразумевает выпуск товара с таможни без фактической отправки таможенных платежей, а под определённые гарантии со стороны декларанта.

При каких условиях применяется

Все случаи применения обеспечения можно разделить на безусловные и исключительные.

Первые всегда применяются при следующих режимах внешнеэкономической деятельности:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории;

Почему применяется обеспечение: в идеале, при соблюдении режима транзита и переработки за границей таможенные платежи взиматься не должны, но государство всё же хочет «подстраховаться» от недобросовестности субъектов ВЭД, чтобы им было неповадно обманывать фискальные органы и укрываться от уплаты таможенных платежей.

Прикрываясь транзитом и переработкой, некоторые предприниматели фактически осуществляют беспошлинный импорт и экспорт: товар всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита, и наоборот — «рассосаться» за рубежом во время переработки.

Исключительные — термин говорит сам за себя. Это отдельно взятые таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договорённостями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведённые сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет). Пример расчёта таможенных платежей онлайн калькулятором , а , необходимые для ведения внешнеэкономической деятельности вы найдёте в специальном разделе нашего ресурса.

Классификация исключительных случаев применения таможенного обеспечения довольно условна:

  • Изменение сроков уплаты таможенных платежей , предусмотренное международными договорами;
  • Выпуск товаров с последующими экспертизами (экспертизы в широком понимании: пробы продукции, дополнительные проверки, получение дополнительных сертификатов, подтверждений стоимости и прочее);
  • Выпуск товаров, отнесённых к условно выпущенным (когда товары должны быть размещены на таможенный склад, но фактически не могут быть там размещены);
  • Прочие случаи (таможенное регулирование это не сборник правил, а живой процесс, где каждый неоднозначный случай обязан быть рассмотрен индивидуально, однако на это уходит время, а таможенные органы не имеют права задерживать товар дольше, чем это предусмотрено законодательством РФ).

Отдельным пунктом выделяют:

Из приятного: обеспечение не требуется, если количество подлежащих уплате сборов не превышает эквивалент 500 евро.

Генеральное обеспечение

Если субъект ВЭД планирует в течение длительного времени работать в режиме, подразумевающем использование таможенного обеспечения, или покрыть соответствующим видом деятельности большую территорию, связанную с привлечением нескольких таможенных органов, то для облегчения работы он может оформить Генеральное обеспечение таможенных платежей (ГТО).

ГТО — это своего рода абонемент, который подтверждается одним из таможенных органов и признаётся остальными, задействованными в схеме поставок. ГТО действует на обозначенной территории определённый промежуток времени. Один таможенный орган принимает генеральное обеспечение и выдаёт подтверждения для предоставления в остальные задействованные таможенные органы.

В генеральном таможенном обеспечении как документе указывается:

  • Таможенный орган-принципал (который принял и подтвердил обеспечение);
  • Субъект ВЭД, его предоставивший;
  • Сумма обеспечения;
  • Срок действия;
  • Перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
  • Если есть таможенный орган, в котором совершается несколько операций, то дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО по данному органу.

Размер обеспечения

Размер таможенного обеспечения для безусловных случаев определяется согласно кодам ТН ВЭД без учёта преференций и льгот:

  1. Для таможенного транзита полная пошлина и НДС, обязательные к оплате при импорте;
  2. При вывозе для переработки – полная экспортная пошлина (если применима), обязательная к оплате при экспорте. О документах, подтверждающих экспорт, . Эта информация будет особенно полезна начинающим участникам ВЭД;
  3. Для подакцизного товара в РФ существуют отдельные требования по размеру таможенного обеспечения, сейчас это определённые фиксированные суммы. вы можете посмотреть в предыдущей статье.

Из неприятного:

  • При процедуре таможенного транзита принимаются во внимание таможенные ставки государств Таможенного Союза. Если они отличаются от ставок РФ, то к расчёту принимается максимальная, как если бы товар оказался на территории этого государства с максимальной ставкой.
  • Для исключительных случаев размер таможенного обеспечения рассчитывается, исходя из имеющихся данных о товаре, при наличии нескольких вариантов к расчёту приминается максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
  • В случае если субъект ВЭД подозревается в определённом виде мошенничества, то к базовой максимальной сумме прибавляются размеры потенциально применимых штрафов, которые бы были применены, если случай мошенничества был бы подтвержден.
  • Для случаев, когда нет исходных данных для подсчёта потенциальных пошлин (не подтверждена стоимость, нет данных по коду), — применяется информация по стоимости аналогичного, на взгляд таможни, товара.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Таможенное обеспечение — это своего рода залог, где субъект ВЭД выступает залогодателем, а таможенный орган залогодержателем. К этим отношениям могут привлекаться третьи стороны – поручители.

Теперь о видах залогов — они же способы обеспечения.

Залогом может стать любое имущество — собственность объекта ВЭД.

Залог имущества

Оформляется в виде договора о залоге имущества между таможней и декларантом (юр. лицом).

Нельзя заложить:

  • ранее заложенное имущество;
  • имущество, находящееся за пределами РФ;
  • быстро портящиеся товары;
  • объекты и продукцию энергетической промышленности.

Банковская гарантия

Может быть предоставлена банком, страховой или другой кредитной организацией, включённой в реестр таможенных гарантов. В течение трёх дней таможенный орган обязан проверить поданную гарантию и подтвердить её, или отказаться принять.

Отказом для принятия банковской гарантии может послужить неправильное оформление документов или превышение сумы общего лимита гаранта. Поэтому лучше справки по своему потенциальному гаранту уточнять заранее на таможне.

Поручительство

Смысл поручительства, как способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такой же, как и банковской гарантии, только гарант не включён в таможенный реестр, и предложение рассматривается не 3, а 15 дней.

Для того чтобы таможня одобрила поручителя, необходимо, чтобы он отправил на таможню предложение рассмотреть его кандидатуру, приложив проект трёхстороннего договора поручительства или двухстороннего договора плюс согласие декларанта принять поручительство.

Желание поручителя стать гарантом опять же должно быть подкреплено надёжной банковской гарантией.

Внесение денежного залога на счёт ФК

Отправив всю сумму, необходимо получить таможенную расписку, которую потом нужно предоставить в конкретный таможенный орган для получения гарантии. Хотя деньги и лежат у таможни на счету, отдельно взятый таможенный орган об этом ничего не знает.

При возникновении полных или частичных обязательств по гарантии возможны следующие варианты движения средств:

  • Сумма пошлин и налогов вычитается из внесённой суммы залога и засчитывается в счёт уплаты будущих таможенных платежей (оставшиеся деньги по истечению срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или засчитываются в счёт будущих операций);
  • Сумма пошлин и налогов отдельно вносится плательщиком, а сумма залога возвращается ему в полном объёме (или по желанию засчитываются в счёт будущих операций);

Поручительство должно быть подкреплено банковской гарантией.

Самым простым способом получения таможенного обеспечения на первый взгляд является денежный залог, но это экономически выгодно только, если суммы небольшие и в конечном итоге платежи действительно будут подлежать оплате.

Для случаев, когда пошлины и налоги все же не будут удержаны, лучше воздержаться от беспроцентного замораживания крупных сумм на счетах таможни и воспользоваться одним из видов неденежных залогов.

Возможные проблемы

Статьями 85-88 ТК ТС предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:

перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств союза;

помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;

при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 ТК ТС (выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов либо получение заключения эксперта);

в иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств союза.

Таким образом, убеждена представитель ФТС России, на первый взгляд, сократив перечень случаев, когда требуется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (в него не включены такие случаи, предусмотренные ТК РФ, как условный выпуск товаров, хранение иностранных товаров), ТК ТС предусмотрел возможность расширения перечня на уровне норм национального законодательства. Обеспечение уплаты не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (что в российском законодательстве эта сумма определена в размере 20 тыс. рублей). Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. Оно производится плательщиками, то есть декларантом, либо иными лицами, на которые возложена обязанность по их уплате. При этом при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение может вноситься также и иным лицом за плательщика, если оно вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат обеспечения будет осуществляться при условии исполнения обеспеченных обязательств либо если обеспеченное обязательство не возникло.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены те же, что и в ТК РФ. Уплата обеспечивается денежными средствами (в терминах ТК РФ это денежный залог), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. При этом законодательством государств ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения. В российском законодательстве их нет. Эта резервная норма сохранена для Казахстана, где применяются и другие формы обеспечения уплаты. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения. Порядок применения каждого из них, а также валюта, в которой оно вносится, будут определяться национальным законодательством, что объясняется имеющимися существенными различиями в сфере банковского законодательства, гражданского права и так далее.

Новая норма, которой нет в российском законодательстве, но необходимость и целесообразность которой всегда подразумевалась, - исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно, в течение всего срока действия обязательства. Статьей 87 ТК ТС установлена возможность внесения генерального обеспечения. В случаях если одним и тем же лицом на территории одного из государств ТС совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Вместе с тем, порядок его применения определяется национальным законодательством государств.

Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ТК ТС отличается от российского кодекса. В соответствии с ТК РФ размер обеспечения определяется таможенным органом, исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта. Он не может превышать размер указанных сумм. В соответствии со статьей 88 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется таким же образом, но при этом должна быть не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах союза, как если бы товар помещался на их территории под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ТК ТС позволяет на уровне национального законодательства предусмотреть включение в обеспечение сумм таможенных сборов и процентов. В ТК ТС, равно как и в ТК РФ, предусмотрена возможность установления фиксированных сумм обеспечения, если это предусмотрено законодательством государств ТС.

Выбор конкретного способа обеспечения уплаты таможенных платежей - право плательщика.

Залог - есть одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей (ст.86 ТК ТС). Залоговые отношения имеют гражданско-правовой характер и в целом регулируются нормами гражданского законодательства РФ. Сторонами договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект внешнеторговой деятельности). При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества.

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом, в отношении которого представляется такая гарантия. В качестве гарантов перед таможенными органами могут выступать банки, кредитные или страховые организации, включенные в Реестр ФТС России.

Отношения, связанные с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, регулируются положениями законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

Денежный залог - внесение денежных средств (в валюте РФ) в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Он может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, индексация внесенных сумм не производится. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем (ст.346 ТК РФ, ст.361-367 ГК РФ). В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов осуществляется не позднее 3 дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является такое обеспечение.

Статья 85. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях :

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 настоящего Кодекса;

5) иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется – на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи, части второй пункта 1 статьи 87 и главе 3 настоящего Кодекса.

5. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения , если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена таможенного союза.

Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

6. Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.

Статья 86. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

денежными средствами (деньгами);

банковской гарантией;

поручительством;

залогом имущества.

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

4. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Статья 87. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств-членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства-члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств-членов таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением.

2. Порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Законодательством государств-членов таможенного союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.

2. Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

3. При выпуске товаров в соответствии со статьями 198 и 199 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

4. В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, если это предусмотрено законодательством государств-членов таможенного союза.

5. При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.